Поэтому возложение апостольских рук на крещенных считалось необходимым с самого начала существования христианской Церкви. Вследствие увеличения числа крещенных во многих различных местах, куда не могли идти сами Апостолы для возложения рук, они к возложению рук присоединили еще помазание святым миром, почему таинство возложения апостольских рук на крещенных называется еще «помазанием». Что помазание святым миром крещенных существовало при Апостолах видно из слов Св. Апостола Павла, который говорит: «утверждающий же нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ). «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и погибающих» ( 2Кор.2:15 ). Апостол Инн Богослов говорит: «вы имеете помазание от Святого, и знаете все» ( Ин.2:20 ). «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно» ( 1Ин.2:27 ). Право совершать помазание святым миром крещенных Апостолы предоставили тем своим преемникам, которые, подобно им, «постоянно должны пребывать в молитве и служении слова» ( Деян.6:4 ). Можно думать, что побуждением для Апостолов присоединения помазания святым миром к возложению рук на крещенных кроме трудности и даже невозможности с увеличением числа верующих самим Апостолам совершать это, могли быть еще назидательность, содержательность и понятность сего действия для всех. Помазание святым елеем было известно и в Ветхом Завете и служило знаком подаяния особых дарований Святого Духа. Помазывались цари, первосвященники и пророки. В Новом Завете помазание святым миром отчасти заменяет ветхозаветное помазание, но оно получает иное значение: оно напоминает верующим, что через помазание святым миром все части тела укрепляются для борьбы с грехами, исцеляются раны души, сообщаются дары Святого Духа и освящаются все части тела человеческого ( 2Кор.2:15, 1:21–22 ; Еф.1:13 –14, 4:30 ). Таинство Святого причащения по своему значению, достоинству и возвышенности превосходит все другие таинства: в нем сосредоточено все то, что Бог, по Своей бесконечной премудрости и любви, соделал для спасения падшего человечества. В Слове Божием это таинство именуется различными наименованиями: Тайная Вечеря, преломление хлеба, Евхаристия, трапеза Господня, тело Господне, святая жертва, хлеб жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Поэтому святые отцы Церкви крещение Иоанново называют «не совершенно духовным», предначинательным актом, предуготовительным к крещению Христову, только приводящим крещаемых к покаянию для того, чтобы они уверовали в Мессию. Иоанн призывал иудеев покаянием во грехах предуготовить себя к тому освобождению от греха, которое имел даровать им пострадавший за грехи Сын Божий. О таком значении своего крещения сам Предтеча пред своими слушателями засвидетельствовал, сказавши, что он пришел крестить только водой, для того чтобы предвозвестить Израилю об имевшем вскоре за ним явиться Мессии, Который будет совершать крещение высшее ( Ин. 1, 26–34 ). «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф. 3, 11 ). В этих многозначащих словах святого Иоанна существенно определяется общий характер и значение его крещения в отношении [к крещению] Христову или христианскому, как будет видно из последующего рассмотрения. Характеризуя крещение Предтечи Христова, святой апостол Павел так говорил некоторым его ученикам: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» ( Деян. 19, 4 ). По словам блаженного Иеронима , «те, которые получали крещение от Иоанна, крещаемы были во имя Господа Иисуса, Который имел прийти после него». Подобно этому говорит святой Амвросий: «Иоанн крестил в отпущение грехов, но не в свое имя, а во имя Христа». В этих свидетельствах имеется косвенное указание на то, что Предтеча Мессии совершал свое крещение с произнесением определенной формулы: «Крещаю тебя во имя Грядущего» или «Я крещаю тебя и привожу к вере (посвящаю) во Христа, имеющего прийти» 1 . Так в крещении Иоанновом материя – вода уже начинает оглашаться таким голосом, который возвещал о Слове, имевшем сообщить этой материи силу, между тем иудейские омовения и очищения не имели формы и слов, способных уяснить цель, обозначить их силу и действия, и это составляло отличительную для крещения Предтечи черту и вместе превосходство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

прот. Александр Прокопчук Четвёртая Глава Крещение, совершаемое учениками Иисуса Христа Четвёртая глава начинается с сообщения: «Когда узнал Господь, что услышали фарисеи о том, что Иисус больше приобретает учеников и крестит, чем Иоанн – впрочем, Сам Иисус не крестил, но ученики Его, – оставил Он Иудею и ушел снова в Галилею» (4:1 – 3). Как и в случае с Иоанном Крестителем, крещение, совершаемое Иисусом Христом, могло вызвать интерес религиозных властей и официальное расследование: является ли он Мессией и почему Он крестит? Для того чтобы его избежать, Иисус покидает Иудею и уходит в Галилею. Однако евангелист отмечает, что «Сам Иисус не крестил, но ученики Его». В то же время в рассказе о свидетельстве Иоанна Крестителя ученикам в Еноне он говорил, что крестил Сам Иисус: «После этого пришел Иисус и ученики Его в Иудейскую землю и там оставался с ними и крестил... и пришли к Иоанну и сказали ему: равви, Тот, который был с тобой по ту сторону Иордана, вот Он крестит» (3:22, 26). Поэтому неизбежен вопрос о причине столь очевидного расхождения: почему после двукратного указания на крешение, совершаемое Иисусом Христом, Иоанн поясняет, что крещение совершали ученики. Вспомним, что вопрос, заданный фарисеями Предтече: «Что же ты крестишь, если ты не Христос...» (1:25), предполагает, что крещение есть в первую очередь прерогатива Мессии. В ответ Иоанн не отрицает этого. Однако мессианское крещение – это «крещение Духом Святым» (1:33). Время этого крещения ещё не пришло. Поэтому в сообщениях о крещении, совершаемом Иисусом Христом, мы можем увидеть скрытое указание на Его мессианство. Он Тот, кто должен крестить. Но еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен» (7:39). «Водою» же крестили Ero ученики. Одно из центральных положений беседы с Никодимом: за деяниями Сына человеческого стоит безграничная любовь Божия (3:16). Бог стремится спасти весь мир. Продолжением этой темы является беседа Иисуса Христа с самарянкой и следующие за ней события. Встреча с самарянкой

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Протестанты говорят: здесь ведь написано, что Церковь освящена «посредством слова»! Это бесспорно так. Во-первых, при крещении произносится крестильная формула, заповеданная Христом: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». То есть Крещение обязательно происходит при посредстве произнесения этих крестильных слов, как писал о том блаженный Августин : «Что есть крещение Христово? Купель воды с произнесением слов; отними воду, – нет крещения; отними слова, – нет крещения» 2 ] . В «Постановлениях Апостольских» (кн. 7/44) мы также находим утверждение о том, что Крещение бывает действительным только при посредстве произнесения крестильной формулы: «Ибо если бы какое-либо таковое возглашение бывало от благочестивого священника не над каждым, то погружающийся только сходил бы в воду, как иудеи, и отлагал бы только нечистоту тела, а не нечистоту души». Мысль здесь такова: крещение совершается с возглашением слов «крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь», и в таком смысле Церковь очищена банею водною посредством слова . Во-вторых, Церковь очищена в Крещении «посредством слова» в смысле евангельской проповеди, как пишет ап. Павел: «как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» ( Рим.19:14 ). С такой же справедливостью можно сказать: как креститься в Того, о Ком не слыхали? Поэтому, естественно, проповедь слова Божия совершенно необходима для того, чтобы уверовать и по вере креститься для прощения и очищения от грехов, но это вовсе не значит, что раз проповедь нужна для спасения, то Крещение уже не нужно. Нужно и то, и другое. Протестанты же всё время от сек ают какую-нибудь часть истины, и потому Церковь справедливо называет их сек тантами. 1Кор.6:11 : «И такими были некоторые из вас; но омылись , но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Эти слова говорят о Крещении, в котором, видимым образом омываясь в воде, человек невидимо омывается самим именем Иисуса Христа, ибо при крещении человек крестится (погружается, облекается) во имя Христа, посредством чего он освящается и оправдывается. Под омовением, естественно, имеется в виду именно Крещение, и именно так издревле толковали это место учителя Церкви. Св. Иоанн Златоуст , например, пишет: «Выходя из сей купели, (крещёный) становится не только чистым, но святым и праведным. Ибо Апостол сказал не только: омылись, но и освятились и оправдались ( 1Кор.6:11 )» . Протестанты же отрицают то, что в крещении прощаются и омываются грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Т.С. Харитонов Молоканин . – Здравствуй, духовный о Христе брат. Давно уже хотелось мне побеседовать с тобою о вере, и так как ты никогда ещё не отказывал мне в своих наставлениях, то я надеюсь, что и на этот раз разрешишь мои недоумения в духе кротости и любви. Православный . – Я рад, брат, что ты не только не уклоняешься от бесед о вере, как делают некоторые из твоих единомышленников, но и сам просишь наставление. Посему, по слову Писания: обличай премудра и возлюбит тя ( Притч. 9:9 ), я готов исполнить твоё желание и прежде всего по мере сил своих постараюсь доказать тебе, что вы, молокане, неправильно отвергаете св. крещение и пренебрегаете храмами Божьими. Итак, скажи мне: веруешь ли ты в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия? Молоканин . – Да, я верую, что Господь Иисус Христос есть мой Искупитель, и что Он страдал и умер на кресте нашего ради спасения. Православный . – Если ты, брат, действительно веруешь в Иисуса Христа и желаешь получить спасение, то ты должен принять и святое крещение, ибо Сам Господь сказал: Кто будет веровать и крестится, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет ( Мк. 16:16 ). Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28:19 ). Молоканин . – Господь, действительно, посылал Своих учеников научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Но только здесь говорится не о чувственном крещении водою, а о крещении духовном, мысленном. Крестится же духовно тот, кто не только читает Слово Божие, но и разумеет его. Православный . – Ты не прав, брат. Скажи мне, какое крещение, по твоему мнению, принял Господь Иисус Христос от Иоанна Крестителя во Иордане? – водное или иное какое? Молоканин . – Не буду спорить, что Господь Иисус Христос принял от Иоанна крещение водное. Это ясно видно из св. Евангелия, в котором говорится: тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него... И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды ( Мф. 3:13, 16 ). Православный . – Итак, ты признаёшь, что Господь Иисус Христос принял от Иоанна водное крещение. Поэтому и мы должны, по примеру Спасителя, креститься водой, ибо Господь, приняв крещение во Иордане от Иоанна, нам оставил образ, да последуем стопам Его ( 1Пет. 3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/razgovor...

Церковь едина , потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4:4–6 ). Церковь Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (т. е. за всех верующих – членов Церкви), чтобы освятить ее (освятив крещением каждого христианина), очистив банею водною посредством слова (т.е. крещальной водой и тайносовершительными словами при крещении), чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5:25–27 ). Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной. 24.14. Как понимать «исповедую едино крещение во оставление грехов»? – Это значит признавать и открыто объявлять, что для духовного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение. Крещение – это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды. В Символе веры упомянуто только о Крещении, потому что оно является дверью в Церковь Христову. Только принявший Крещение может участвовать в других церковных таинствах. Таинством называется такое священное действие, через которое невидимым образом подается человеку реальная сила (благодать) Святого Духа. 24.15. Как понимать «чаю воскресения мертвых»? – Это значит с надеждой и уверенностью ожидать (чаю – ожидаю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять соединятся со своими телами и все умершие оживут действием всемогущества Божия. Воскресение мертвых последует одновременно со Вторым и Славным Пришествием Господа Иисуса Христа. Воскресшие тела, хотя и будут они духовными и бессмертными, не утратят своей сущности – того, что тело делает телом; ведь воскресение – это не сотворение нового тела, а оживление и преображение прежнего (преподобный Иустин (Попович)) .

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Что означает приготовьте путь Господу, пророк Исаия объясняет еще и следующими словами: всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими (Ис.40:4). То есть: все то, что вы считаете низким и немощным, подымите высоко, а все то, что считаете высоким и крепким, низвергните вниз. Или, иными словами: Бога вы считали низким долом, хотя Он есть наивысшая высота; а мир материальный считали наивысшей высотой, в то время как он является долом и подножием ног Божиих. Грех перевернул весь мир вниз головой. Отвергните грех, и мир снова встанет на ноги. Потому исповедуйтесь и покайтесь, и креститесь крещением покаяния для прощения грехов. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Почему Иоанн - предтеча Христов? Потому ли только, что он явился миру за несколько месяцев до Христа? Нет, но также и по проповеди и по делу своему, коими он приуготовлял людей ко встрече со Христом. Вся его проповедь есть призыв людей к покаянию; все его дело есть крещение покаяния для прощения грехов. Покаянию, проповедуемому Иоанном, предшествует исповедание грехов; за крещением, совершаемым Иоанном, следует прощение грехов. Исповедь, покаяние и крещение водою совершает сам Иоанн, но прощать грехи не в его власти. Прощать грехи может только Христос. Сам Иоанн признал это и выразил в словах: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк.3:16). Тем он признал, что своим крещением лишь приуготовляет людей ко крещению Христову. Его крещение - в большей степени знамение, а Христово крещение - истинное крещение, которым человек очищается от греха и становится новою тварью, и усыновляется Богом, и входит в число полноправных граждан Царства Небесного. Пустынный пророк, Иоанн ведал человеческую природу до величайших ее глубин, ведал всю ее слабость, удобопреклонность ко злу и непостоянство. Он познал это на протяжении тридцати лет своей уединенной жизни в пустыне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Крещение Господне. Салимбени. 1416г. Крещение Господне. Перуджино и Пинтуриккьо. 1482 г. В дальнейшем Он будет посылать Святого Духа ученикам, вдохновляя их на апостольское служение, но сейчас Он Сам нуждается в таком вдохновении. В то же время ошибочным является представление о том, что крещение в Иордане было для Иисуса событием психологического характера – что оно спровоцировало «диссоциативную психологическую трансформацию» Его личности, заставив Его осознать Свое мессианское призвание и сделав Его «человеком, одержимым Духом, чья новая социальная роль происходила от этого нового статуса». Чрезмерная психологизация данного события чревата домыслами и спекуляциями касательного новой роли, которую Иисус якобы ранее не сознавал и взял на Себя лишь под воздействием Святого Духа. Крещение Господне. Мурильо. 1655 г. Как мы говорили, сознание Своего богосыновства и Своей особой миссии было присуще Иисусу с детства ( Лк. 2:43–52 ). И хотя мы очень мало знаем о жизни Иисуса до крещения, у нас нет оснований предполагать, что она не представляла собой последовательного развития и поступательной подготовки к той цели, ради достижения которой Он пришел в мир. А сошествие Святого Духа на Иисуса, при всей важности этого события, не означает того, что ранее Святой Дух в Его жизни отсутствовал. Рассказы евангелистов Матфея и Луки о Его рождении свидетельствуют об обратном. В истории же крещения Иисуса сошествие Святого Духа является ключевым моментом. С этого момента начинается Его мессианское служение. Святой Дух выступает как та творческая сила Бога, которая конституирует начало мессианской эры. В Деяниях апостольских приводится речь Петра, включающая такие слова: Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, облагаемых диаволом, потому что Бог был с Ним ( Деян. 10:37–38 ). Одновременное упоминание крещения, помазания и Святого Духа может указывать на то, что именно в момент крещения, благодаря сошествию на Него Святого Духа, Иисус был явлен миру как Помазанник Божий, обетованный Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Истина дороже всего. Беседа о спасении Схождение Благодатного огня в Иерусалиме Когда Господь Иисус Христос говорил о цели Своего пришествия на землю, то Он больше всего подчеркивал то, что пришел творить не Свою волю, а пославшего Его Отца. Так мы прямо и читаем в Евангелии — в том месте, где Господь сказал: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин 6, 38). А об этой воле пославшего Его Отца Он в другом месте говорит, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16). Мы знаем, что когда сын Божий воплотился и пришел на землю, то Он, во-первых, даровал людям Свой Божественный свет — свет Своего учения, ибо люди блуждали во тьме; даровал пример Своей чудесной жизни и сказал апостолам на Тайной Вечери: «Я дал вам пример, чтобы, как Я поступал, так и вы поступали» (см.: Ин 13, 15). Творил чудеса, исцелял, благотворил и звал людей ко спасению. Но этого мало. Нужно было еще сделать то, о чем когда-то сказал Иоанн Предтеча, когда Господь Иисус Христос после сорокадневного искушения снова пришел к водам Иордана. Увидев Его, Иоанн Предтеча сказал своим ученикам: «...вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29). Отсюда мы видим, что Иоанну Предтече был открыт истинный смысл и назначение пришествия Сына Божия на землю. Нужно было людей освободить от тяжести греховной, и для этого-то Господь Иисус Христос и пришел. В Евангелии мы видим много мест, где говорится о том, как Господь осуществлял это дело, которое Он принял на Себя. Когда-то, беседуя с теми, кто Его слушал, Он сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк 12, 49–50) Какое это было крещение, мы знаем из Евангелия. Апостолы, которые слышали эти слова, могли бы Ему сказать удивленно: «О каком крещении Ты, Учитель, говоришь, когда Ты уже крестился от Иоанна?» Но то было водное крещение, а Спасителю предстояло кровавое крещение в Его искупительных страданиях — крещение кровью.

http://pravoslavie.ru/3229.html

549 . Следуя примеру крещения Господа ИисусаХриста, апостолы крестили уверовавших в Него тоже в воде, как об этом весьма ясно свидетельствует книга Деяний апостольских в повествовании о крещении диаконом Филиппом евнуха царицы Ефиопской. Когда диакон Филипп благовествовал этому евнуху 0б Иисусе Христе и приехали они к воде, то «евнух сказал: вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно... и сошли оба в воду, Филипп и евпух; и крестил его» ( Деян. 8:35–38 ), очевидно, в чувственной, стихийной воде. Ччобы ослабить силу этого свидетельства, некоторые из сектантов говорят: Филипп не сказал евнуху, что для спасения непременно нужно креститься в воде, а предоставил крещение водой на его добрую волю, сказав: «если веруешь от всего сердца, можно креститься», – это не повредит спасению. Если же он все-таки крестил евнуха, то потому лишь, что тот сам захотел креститься. Но согласиться с такими доводами нельзя. Словами: «если веруешь от всего сердца, можно креститься» диакон Филипп выразил, с одной стороны, ту мысль, что крещению должна предшествовать искренняя вера, а с другой–ту, что крещение совершается не насильно, а по добровольному желанию. Затем, если бы евнуху не была доказана необходимость крещения водой, то едва ли бы он выразил желантие креститься. Наконец, сам Филипп неужели бы решился исполнить его желание, если бы считал крещение необязательным? В 10-й главе кн. Деяний апостольских указывается еще другой подобный случай –крещение Корнилия сотника с семейством и родственниками, из которого также видно, что крещение водой необходимо и обязательно для каждого верующего. Когда ап. Петр, рассказывается здесь,проповедывал о Христе Корнилию сотнику и его родственникам-язычннкам, а те, слушая его проповедь, уверовали во Христа, и «Дух Св. сошел» на них, то апостол сказал: «кто может запретить креститься водой тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа» (ст. 46– 48). Таким образом, ап. Петр не считал возможным обойтись без водного крещения даже по принятии Корнилием и сущими с ним даров Св. Духа. Причина этого заключается в том, что только в крещении подается благодать Св. Духа, воссоединяющая все существо крещаемаго и возвращающая ему то состояние праведности, в котором находился человек до грехопадения, почему ап. Павел к говорит, что Христос спас нас «баней возрождения и обновления Святым ( Тит. 3:5 ); что до омовения в этой бане люди были грешниками, но «омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010