А. На двунадесятые праздники I. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ (6–19.I) 1. БОЖИЙ ГЛАС «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» ( Мф. 3, 17 ) С егодня св. Православная Церковь празднует крещение Господа нашего Иисуса Христа от руки Иоанна Предтечи. Прошли тридцать лет неизвестности Христа Спасителя, когда никто, кроме Пресвятой Девы Марии, праведного Иосифа Обручника и нескольких близких лиц, не были посвящены в тайну Его Божественной жизни. Вдали от суеты и гордости, Он «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости» ( Лк. 2, 40 ). В это самое время в дикой пустыне подвизался пророк Иоанн Креститель. И вот Дух Святой призвал его идти и проповедовать пришествие в мир Сына Божия. Св. Иоанн стал собирать у реки Иордан народ и говорить ему: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 3, 2 ), скоро придет Тот, даже обувь Которого я недостоин понести: «Он будет крестить Духом Святым» ( Мф. 3, 11 ). Люди один за другим входили в воду, и св. Иоанн крестил их. Вдруг он видит, что идет к нему Сам Господь и просит окрестить. Св. Иоанн пытается удержать Его и говорит: «Мне надобно креститься от тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Господь ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» ( Мф. 3, 14–15 ). И когда Спаситель выходил из воды, разверзлось небо, и все услышали глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф. 3, 17 ). Этот Божий глас с неба был не только к пр. Иоанну или тем, кто находился на Иордане, а был словом Божиим ко всему человечеству. Этим гласом открывалась тайна Божественного Лица Христа Спасителя, возвещалось Его достоинство – более сильного свидетельства нельзя было ожидать на земле. Велик и славен был законодатель Ветхого Завета пр. Моисей, но он заслужил имя только верного служителя ( Евр. 3, 3–5 ), а Сын Девы Марии – Законодатель Нового Завета – называется возлюбленным Сыном Божиим. Является Владыка жизни и смерти, Который, имея в Себе Самом жизнь, дает и любящим Его. Является Свет и Источник самого Света, озаряющий Истиной Вселенную; Небесный Учитель, в Котором все сокровища премудрости; Целитель душ, Решитель всех духовных недугов. Он исправит всё нечистое в человеческой природе, откроет пути к достижению цели земного бытия – к соединению с миром горним.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Богоявление I. Каков смысл праздника? Праздник Богоявления, или Крещения Господня, – одни из самых чтимых в православной Церкви, по крайней мере в Русской: народа в храмах бывает столько, что обычно люди стоят еще и на дворе. А когда бывают крестные ходы на реку, то прибавляются еще тысячи. А впереди несут крест, иконы, хоругви. И освящают воду. Отчего это? Ведь почти все не отдают себе отчета, в чем смысл праздника, почему такое торжество? Даже и мы, проповедники. Припоминаю из прошлой моей жизни весьма характерный факт. Я был ректором Духовной семинарии. Инспектор, иеромонах И., назначен был очередным проповедником в кафедральном соборе. Готовя свое слово, он никак не мог найти удовлетворявшей бы его темы. Приходили мысли о смирении Господа пред Иоанном Крестителем, а следовательно – и о необходимости смиряться и нам… Помнилось, вероятно, школьное объяснение – об открытом Господом, доселе неизвестным народу, общественного служения Его; этого не знал даже сам Предтеча: в Евангелии говорится про фарисеев: стоит среди вас Некто, которого вы не знаете ( Ин. 1:26 ). И даже про самого себя Креститель говорит: я не знал Его, то есть лично, до крещения; но для того я и пришел крестить Его в воде, чтобы Он явлен был Израилю (ст. 31), то есть еврейскому народу; и вторично говорится: я не знал Его; но Пославший меня крестить Его в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающею на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (ст. 33–34). Да, этот смысл свидетельства Иоаннова имел больше значения для отца инспектора. Но и он не удовлетворял его. Ведь народ и ученики почитали Крестителя большим, чем Христа: того уже знали как необычайного, невиданного пустынника, к тому уже шли народные массы исповедовать свои грехи и креститься. А о «Плотнике из Назарета» они ничего подобного не знали; знали некоторые, что Он – сын такого же плотника Иосифа ( Мф. 13:55 ), что Он – Сын Марии ( Мк. 6:3 ), – и только! Можно было бы припомнить про 12-летнего Отрока, изумлявшего в Иерусалиме ученых старцев Своими ответами и вопросами (см.: Лк. 2:41–50 ). Но то уже было 18 лет тому назад, и едва ли теперь кто-нибудь знал и помнил даже имя Его. Да и теперь знали ли Его имя? Ведь креститься к Иоанну приходило множество людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Божественный Младенец вскоре после этого, принявши поклонение от мудрецов, пришедших из дальней страны, удалился сначала в Египет от злости Ирода, царя Иудейского, а потом возвратился в Галилейский город Назарет, где и провел время до 30-ти лет в послушании у своей матери Марии и Иосифа. § 25. Крещение Господне (6 Января) 12 До тридцати лет Христос не вступал в общественное служение. С 30-ти лет у евреев дозволялось еврею иметь общественную должность: поэтому-то Христос и явился на берег Иордана, где уже проповедал об нем недавно начавший проповедь Иоанн Предтеча, и уже крестил людей, готовя их ко Христу. Христос Спаситель и Сам от Иоанна Предтечи крестился в Иордане. Когда Христос выходил из воды, вдруг раскрылись небеса и Дух Божий в виде голубя сошел на Него, и слышан был с неба от Бога Отца голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение.» Праздник этот называется Крещением Господним или праздником Богоявления, потому что во время крещения явилась вся Святая Троица: Бог Отец с неба говорил; Сын Божий крестился; Дух Святый сошел на Христа в виде голубя. § 26. Учение Христа Христос между прочим говорит: «Покайтесь! покайтесь! и веруйте во Евангелие 13 ; кто будет веровать и крестится, тот спасен будет» 14 . «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всем помышлением твоим». «Возлюби ближняго твоего», т. е. всякого человека, «как самого себя». «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7:12), т. е. никогда не делайте другим того, чего себе не желаете. " Блаженны 15 нищие духом: ибо тех есть царство небесное.» «Блаженны плачущие: ибо они утешатся». «Блаженны кроткие: ибо они наследуют землю.» «Блаженны алчущие и жаждущие правды: ибо они насытятся.» «Блаженны милостивые: ибо они помилованы будут.» «Блаженны чистые сердцем: ибо они Бога узрят.» «Блаженны миротворцы: ибо они будут наречены сынами Божиими.» «Блаженны изгнанные за правду: ибо их есть царствие небесное.» «Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

В ежедневном и тесном соприкосновении с плачущими Евангелие везде оборачивается состраданием, простосердечием, кротостью, слезным крещением. Терпение святых позволяет понять, что немало есть таких мужчин и женщин, которые не могут представить себе, что их ждет в ближайшем или отдаленном будущем, но в их унижении раскрывается величие Бога. Царство, которое внутри нас, становится уделом тех, кто никого не судит. Они не думают о том, что прочитали когда–то раньше о поведении других. Для того, кто пережил опыт бездны, которой нет имени, остается только жертвенная смерть, мученичество. Новое творение внутри нас, и мы знаем, что оно никак не относится к истории, к человеческим свершениям. Эта позиция не ставит под вопрос вовлеченность христианина в политику в иных ситуациях. Но она позволяет лучше понять отказ от этой вовлечености ради Царства. Этот отказ бывает серьезным при независимости ума, отсутствии враждебности к чужому, понимании всех элементов преображения, которые присутствуют в каком–либо событии. Аполитичный человек не может быть свободным; он погружен в отсутствие, в нем происходит регресс. Только исходя из силы внутреннего сияния можно отказаться от использования силы. Именно в освобождающемся сознании совершается свидетельство кротких. Этот Иисусов путь — уже описанный в первой песни о Страждущем Рабе — отражает поведение самого Господа, когда Он явился Илии на горе Хорив. Там встреча с Богом была не такова, как на Кармиле, во время убийства Бааловых пророков: Господь сказал Илии: «выйди и стань на горе перед лицем Господним. И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы перед Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Царств, 11–13). Этот тихий ветер есть Богоявление. Недаром изо всех добродетелей, в которые облачена святость человеческая, Господь указал Своим ученикам на одну: «Возьмите иго Мое себе и научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Эта добродетель, вместе с прочими, будет в нас плодом Духа (Гал. 2, 22–23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

В собственном, истинном, смысле – только Один Бог истинно существует! А все прочее существует постольку, поскольку Он есть и дает всему бытие. В Нем подлинная жизнь. В Нем и подлинное Царство. Вот это – истина. А что Пилат и евреи считают таковою, это – «призрак», не подлинная жизнь. Христос пришел проповедовать об истинной жизни, об истинном, Божием Царстве; а земное – падшее, испорченное царство; кривое зеркало с Божьего Царства. Это – призрак! В самом деле: умрет человек – и прах лишь останется от него. Стоит ли такую жизнь называть «царством»? И потому смотрите, как равнодушно относился Христос к Пилатову царству. Для Христа оно было как ничто, как мираж, как призрак, а не «истина». А Пилат скептически отнесся к истине… Да и он ли один? Это Божье Царство вот начнет бороться против земного, – что люди считают «настоящим " … И триста лет оно будет страдать, но все же победит мир (см.: Ин. 16:33 ). Христианство восторжествует. Рим падет. Римское царство развалится. О, если бы Пилат это знал! Потом и весь земной мир приидет. Будет новый мир, новое Царство, новое небо, новая земля, на которых обитает правда ( 2Пет. 3:13 ), Царство Божие, Царство Отца ( Мф. 26:29 ), Царство благословенных Отца… уготованное от создания мира ( Мф. 25:34 ), «жизнь вечная» (ст. 46), «Царство Христа» ( Еф. 5:5 ), Царство Мое… Царство Мое не отсюда ( Ин. 18:36 ). Царство мира сделается Царством Господа ( Апок. 11:15 ). Вот об этом Царстве и пришел Господь проповедовать ныне, начав с крещения Своего. Это Царство устрояется Духом Святым, или благодатию Его. Потому оно и должно быть названо «Благодатным Царством». Где же это Царство? Оно на земле назовется Церковью Христовою ( Мф. 16:18 ). И суть его будет заключаться В БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ. Потому на Крещение Господне читается Апостол из послания к Титу. Вот оно: явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа… Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости банею возрождения и обновленья Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию сделались наследниками вечной жизни. Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем ( Тит. 2:11–13, 3:4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В четырнадцатой главе Евангелия от Иоанна Христос говорит Своим ученикам: Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить (Ин 14:19). На вопрос одного из учеников: что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус ответил: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:22–23). БогоявлениеБогочеловеческая встреча. В этой встрече мы уже призваны, уже избраны, она происходит тогда, когда “во-первых” — не мы, а Господь: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин 15:16), когда — Он избрал и Он возлюбил. Когда на призыв Духа и Невесты: прииди! слышавший да скажет: прииди! (Откр 22:17), когда жаждущие и желающие воды жизни все вместе, как Церковь, взывают: Ей, гряди, Господи Иисусе! В воспоминании митрополита Антония Сурожского о том, как он встретил духовника, есть такие слова: “И вот он поднимался из церкви, и я видел сияние вечной жизни” 46 . Истинное “место” Богоявления — Церковь Божия — во Христе, в ней Христос посреде нас, и есть и будет! 1 Из “Программы путешествия” по Святой Земле в государстве Израиль Всемирного фонда паломничества с 25 ноября по 1 декабря 1996 года. 2 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Институт перевода Библии, Стокгольм, 1987 (репринт изд. преемников А. П. Лопухина. Петербург, 1911–1913). Кн. 3. Т. 9. С. 19. 6 Полный богословский энциклопедический словарь (репринт: Изд. П. П. Сойкина, СПб.). Т. 1. М., 1992. С. 516. 13 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийской. М., 1993 (репринт изд.: М., 1846). Ч. 3. С. 277. 19 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VШ веков. Герменевтика, 2001. Т. 2. С. 4. 26 Гладков Б. И. Толкование Евангелия. М., 1991. С. 146 (воспроизведение с издания: С-Петербург, 1907). 29 Блаженный Феофилакт архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна. М., 2001. С. 252. 30 См., например: Творения святителя Кирилла Архиепископа Александрийского. Кн. 3. М., 2002. С. 394; Епископ Кассиан (Безобразов). Водою и кровию и духом. Париж-М., 2004. С. 127.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

Во св. Евангелии о событии крещения Господня повествуется так: приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его, и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь (т. е. не препятствуй): ибо тем надлежит исполнить всякую правду (т. е. определение Божие о спасении людей). Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды: и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3:13, 17 ). Так благоугодно было Богу Отцу в самом вступлении на общественное служение явить божественную славу Единородного Сына Божия, принявшего на Себя человеческую природу, и показать высокое призвание Его; теперь ясно было видно, что Он помазан Духом Святым и по человечеству, паче причастник своих ( Евр. 1:9 ), и есть во истину Христос (Помазанник) и – возлюбленный Сын Бога Отца. Посему Креститель Христов Иоанн теперь дерзновенно и исповедует: и аз видех, и свидетельствовах яко сей есть Сын Божий ( Ин. 1:34 ). Поэтому праздник Крещеная Господня и называется еще Богоявлением, так как тут открылось торжественное явление Бога во Святой Троице: Бог Отец – воглас с неба, Бог Сын – в крещении, Бог Дух Святый – в сошествии на Него в виде голубя. Это воспевает св. Церковь в праздничном тропаре: «во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение (т.е. подтверждал глас отца). Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе“. Таким образом Крещение Господне служит посвящением Сына Человеческого, Иисуса Христа, на Его высокое призвание служения людям во избавление их. Поэтому день Крещения или Богоявления издревле почитался наравне с днем Рождества Христова, великим праздником; и св. Церковь всегда воспоминала его радостно и торжественно, во свидетельство великих и спасительных плодов для верующих: очищения от грехов, помазания Духом Святым и усыновления Богу Отцу. Так исповедует св. Церковь : спасти хотя заблуждшаго человека, не несподобился еси в рабий зрак облещися: подобаше бо Тебе, Владыце и Богу, восприяти наша за ны, Тебе бо крещшуся плотию, Избавителю, оставления сподобил еси нас (стих, на Госп. воззв.). Все исполнил еси смотрение, Спасе наш, да спасеши мир явлением Твоим, едине Человеколюбче (лит. стих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Дмитрий Мережковский «Иисус Неизвестный»     Александр Шмеман   «…Покажи воду сию…» Будь то освящение воды или хлеба и вина, оно ни в коем случае не является видимым, «физическим» чудом, превращением, которое можно проверить и доказать осязаемым образом. Можно даже сказать, что в мире сем, т. е. по его правилам и объективным законам, с водой, хлебом и вином ничего не происходит, и никакие лабораторные анализы не могут обнаружить какого–либо изменения в них, так что ожидание этих изменений, поиски их всегда рассматривались Церковью как богохульство и грех. Христос пришел не для того, чтобы  заменить   естественную материю какой–то сверхъестественной и освященной материей, Он пришел  восстановить   и исполнить ее как способ единения с Богом. Святая вода в крещении, хлеб и вино в Евхаристии  представляют   все творение, но то творение, каким оно станет в  конце,   когда оно будет завершено в Боге, когда Он наполнит Собою все. Именно этот конец открывается, приближается, делается уже реальным для нас в таинстве; и в этом смысле каждое таинство позволяет нам  осуществить переход   в Царство Божие. Именно потому, что Церковь сама есть таинство этого  перехода   и в каждом из своих таинств восхищает нас  туда,   в Царство Божие, вода крещения является  святой,   т. е. местом присутствия Христа и Святого Духа, а хлеб и вино Евхаристии являются  истинными,   т. е. реальными, реальностью более подлинной, чем все «объективные» реальности этого мира, Телом и Кровью Христовыми, Его  парусией,   Его присутствием среди нас. Таким образом,  освящение —   это всегда проявление, эпифания той конечной реальности, ради которой был сотворен мир, исполняемой Христом через Его воплощение, смерть, воскресение и вознесение, являемой ныне Святым Духом в Церкви и призванной свершиться в грядущем Царстве. Александр Шмеман «Водой и Духом»     Библия о БогоявленииКрещении Господнем   13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.  14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? 

http://predanie.ru/tema/kreshhenie-gospo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Свет мира Преподаватель Ставропольской семинарии Николай Павленко предлагает рецепт, как решить многочисленные проблемы, стоящие перед нашим обществом 15.01.2018 1017 Время на чтение 3 минуты «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да сынами света будете» (Ин. 12, 36) «Свет Христов просвещает всех». Эти замечательные слова мы слышим на умилительном великопостном богослужении – Литургии Преждеосвященных Даров. Бог неизменен и еще в первый день творения Он изрек: «Да будет свет». И вот теперь каждый день Церковь молится: «Христе, Свете истинный, освящаяй и просвещаяй всякого человека, грядущего в мир, да знаменуется на нас Свет Лица Твоего, да в Нем узрим Свет непреступный…». Этот божественный свет от начала мира незримо пронизывает все мироздание и жизнь каждого из нас. Отчего же столько бедствий, нестроений, скорбей и болезней в окружающем нас мире? Только лишь от нашей неспособности воспринимать этот свет, а значит, неумения этим светом творчески преображать и оплодотворять свою душу, жизнь своих близких и мир вокруг себя. Все это случилось после того, как однажды человек, имея до этого жизнь, наполненную радостью, божественным светом и любовью, решил попробовать иной путь – путь непослушания своему Богу и Творцу. С тех пор люди, больные тяжелым недугом непослушания и своеволия терпят неисчислимые бедствия: обречены жить в тусклом отблеске божественного света, во тьме лжи, лукавства и самооправдания, довольствуются пошлыми суррогатами подлинной радости, предаются низменным инстинктам и вожделениям, от удовлетворения которых сами же безмерно страдают. Христос явился в мир для того, чтобы разрушить это средостение, и чтобы жизнь каждого человека смогла вновь воссиять подлинным светом Божественной любви и радости. «Явился еси днесь вселенней и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя, пришел еси и явился еси, Свет Непреступный» - так об этом говорится в кондаке праздника Богоявления (Крещения Господня). Теперь перед каждым из нас стоит выбор: быть чадом света или чадом тьмы. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов отмечает в своем первом соборном послании: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/15/sv...

Здесь выражается и законченная христология, и полное самосознание Предтечи. Иоанн свидетельствует дважды, что он не знал Мессию. Едва ли нужно это понимать в том смысле, что он никогда не встречал и не видал своего Родственника, Которого он, к тому же, узнал, будучи еще в чреве матери во время ее посещения Матери Божией. «Исполнившись Духом Святым», Елизавета свидетельствовала о пришествии к ней Матери Господа. Трудно допустить, чтобы Предтеча в самосознании своем не останавливался исключительным вниманием на Том, Кто таился в Назарете, «преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк. 2,52 ). Хотя пребывание в пустыне вообще и исключало или затрудняло возможность встреч с людьми, но здесь надо принять во внимание исключительную, притом благодатную чуткость Предтечи к Тому, Кого он Предтеча. Поэтому вполне можно и даже нужно допустить, что Предтеча знал Иисуса из Назарета, и потому, когда Он пришел к нему для крещения, не как незнакомца встретил он Его, удерживая словами: «мне надобно креститься у Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» ( Мф. 3, 14 ). Пусть это было пророческое озарение, но и оно говорит не о незнании Пришедшего. И Предтеча ждал Иисуса, он был весь это ожидание, как и сам свидетельствует о себе: «Для того я пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». И, однако, тайна Благовещения, недоведомая даже ангелам ( 1Петр. 1,12 ; Ефес. 3, 30 ; 1Тим. 3, 15 ), не могла быть доступна ни одному человеческому существу, кроме Той, Которая Сама явилась богорождающим лоном. И она не могла быть ведома и Предтече, сколь бы он ни преклонялся в смирении своем пред Грядущим и Недоведомым, сколь бы ожидание Его ни наполняло всю его, Предтечи, жизнь, и мысли, и сердце, и волю. И потому еще оставалось тайной боговоплощение, что его ведение было вместе с тем и ведением Св. Троицы, Отца, Сына и Духа, притом в такой полной мере, в какой не дано было это Ветхому Завету, знавшему о троичности только прикровенно. Боговоплощение есть и Богоявление, откровение всей Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010