Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Без Православия Россия невозможна» 14 сентября 2006 г. 13:30 Наместник Сретенского монастыря в Москве архимандрит Тихон (Шевкунов) —  проповедник, организатор, духовный наставник множества людей, в том числе и очень известных — дал интервью газете «Труд» . Родился я не в церковной семье. Родители мои были ученые и к Церкви относились нейтрально. Крещение я принял после окончания сценарного факультета ВГИКа. Главным для меня событием в жизни стало посещение Псково-Печерского монастыря в 1982 году, где я познакомился со своим духовником — отцом Иоанном Крестьянкиным. И сам монастырь, и отец Иоанн произвели на меня потрясающее впечатление. Пробыл там послушником до 86-го года. Послушания были самые разные: и работа на коровнике, и колка дров. Плюс к тому — большие монастырские службы, ранние подъемы. Для москвича, совершенно не приспособленного к такой жизни, выросшего единственным ребенком в семье, конечно, все это тяжеловато. Но ничего более счастливого в жизни у меня не было. Я почувствовал, во-первых, совершенно поразительные отношения между людьми, основанные на евангельских заповедях любви к Богу и ближнему. А во-вторых, самое главное, что есть в монастыре: здесь место, где люди познают Бога. Монашество — это особый путь познания Бога через покаяние, через изменение самого себя, через новое духовное рождение. То, что открывает душе монашеский путь, — это настолько потрясающая картина, что все остальное в сравнении с этим просто меркнет. «Отдай кровь и прими дух», — говорили древние отцы, но понять эти странные слова можно только личным опытом. У меня есть один близкий друг — иеромонах в Псково-Печерском монастыре. Когда-то его пытался забрать из монастыря отец — сотрудник советского торгпредства в то время, долго живший в Америке ... Он приехал, помню, на черной «Волге», чтобы вытащить сына «на свободу», а сын категорически не желал этого. Хотя ни отец, ни многие другие не могли поверить, что это всерьез. Мальчишка вырос в Америке, долгие годы прожил там. И уже думал по-английски. Потом приехал в Москву, поступил в институт и прошел примерно тот же путь, что и я. Помню, как он появился у нас. Это было в воскресенье после службы — единственное время, когда нам, послушникам, удавалось отдохнуть. И вот, когда мы лежали на своих кроватях в келье, где было нас человек 15, вошел Саша Швецов. Такой «крутой», в каких-то очень модных джинсах. Огляделся: «Ну, вообще, мне здесь нравится! Я, пожалуй, останусь». Мы переглянулись: сейчас, мол, посмотрим, как поставят тебя чистить коров... Но он действительно остался. Так вот отец его разговаривал с архимандритом Нафанаилом, и тот говорит: «Да вы так не кручиньтесь. Пройдет время, сынок ваш монахом будет, Богу послужит...» И тут мы услышали совершенно истошный вопль: «Никогда!»

http://patriarchia.ru/db/text/141978.htm...

В издательстве Сретенского монастыря вышел сборник поздравлений к светлому празднику Пасхи архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Христос Воскресе!»      Что может быть радостнее для христианина, чем пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» Но особо дорого получить его от подвижника и исповедника веры Христовой архимандрита Иоанна (Крестьянкина; 1910–2006). Вот дорогие для нас слова старца о празднике Пасхи Христовой: «Девяносто пять лет я встречаю уже этот Великий день. И вот теперь, когда вожделенный край лазури Вечности близок, я хочу порадовать сердца ваши и своим личным свидетельством… Он освящал меня чистой, ликующей радостью в детстве. Он укреплял меня, изнемогающего в трудах и болезнях. Он приходил и во мрак неволи, свидетельствуя о свободе во Христе и обещая свободу узнику». «Христос Воскресе! Что за чудесные слова! Как от них изменяется все вокруг нас и в нас самих! В этих словах и победная весть, и призыв к радости, и приветствие любви, и пожелание мира». «Сердечно желаю вам всем великое сие торжество из торжеств христианских встретить и провести в мире и утешении духовном, добром здравии и всяком благополучии. Пусть Воскресший Христос поддержит и обновит силы ваши, чтобы вы могли всегда стоять твердо и непоколебимо на том камне, который есть Христос. Хорошо и радостно быть во всем в Его воле». «Да будем продолжать свидетельствовать о Воскресении Христа не только взаимными приветствиями и поздравлениями, но и действием силы Его Воскресения в наших делах на многотрудном поприще земном, дабы наследовать по неизреченной милости Господней вечную Пасху и бесконечную радость на Небесах». «Будем верить, что все наши скорби и горести — неизбежны на пути к Небесному Иерусалиму и попускаются Господом ради нашего спасения. Пусть же радость о Воскресшем Спасителе утешит и ободрит вас, и навсегда пребудет с вами». «Христос Воскресе! Прильнем же к Воскресшему Христу. В Нем — истинное познание великих ценностей Бытия, в Нем — блаженство Вечных благ, и познание бессмертия — только в Нем. Просветимся Его светом, и станет все в жизни нашей просто, ясно и очевидно».

http://pravoslavie.ru/92422.html

Вышел в свет февральский выпуск журнала «Монастырский вестник» Москва, 17 февраля 2017 г. Тема номера: «Игумен. Отец, наставник, духовник» Номер посвящен игуменству – одному из ключевых явлений и понятий в монашеской жизни. Согласно Святым Отцам, настоятель/настоятельница призваны стать для посвятивших себя иноческой жизни духовным отцом и матерью в одном лице. Без личной духовной связи между игуменом и братией невозможно единение, по-настоящему братские отношения и как следствие – искреннее послушание, основанное на любви, а не на дисциплинарном подчинении. О том, как игумену/игумении построить подлинную монашескую общину – в новом номере журнала «МВ». Читайте в февральском выпуске: Духовная география . Академия печорских старцев Оказывается, иной раз разглядеть мир небесный удобнее из глубины пещеры. В окружении десятков погребенных подвижников и простых мирян, чьи тела не источают тления – и воздух кругом чист и свеж, в приятной прохладе, в темноте подземелья, как-то естественно даются человеку мысли о том, что прах он и в прах возвратится. В пещерах Псково-Печерского монастыря ум становится яснее, взгляд глубже, сердце покойнее. Сергей Кириллов, Даниил Африн. Интервью . «Главная задача наместника – сохранить монастырскую традицию» О радости исполненного долга, восприятии духовного опыта старцев-«профессоров» и о советах молодым игуменам/игуменьям журнал «МВ» беседует с наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном (Секретаревым). Беседовал Сергей Кириллов. Личность . «Знает Господь, как спасать любящих Его» памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина). 11 лет назад, 5 февраля 2006 года, в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, по принятии Святых Христовых Таин почил о Бозе духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Людмила Волкова. Позиция. «Игумен учит монаха подлинной любви» Одна из первейших и главнейших забот игумена – установить с каждым братом отношения искренности и доверия. Атмосфера доверия способствует покаянию. Через исповедь и оставление грехов приобретается чистота и возникает подлинная духовная связь игумена с послушником, связь любви и доверия. Архимандрит Алексий, игумен монастыря Ксенофонт (Афон).

http://pravoslavie.ru/101134.html

Календарь Материалы 27 ноября 2006 г. [Встреча с Православием/Подвижники благочестия] Евдокия Позднякова «Если бы люди умели владеть собой и из страха Божьего в супружеских отношениях соблюдать церковный устав, то детей родилось бы столько, что они не были бы вам обузой, и они бы родились такие, что только радость рождалась бы с ними вместе. А сейчас, по нашей немощи и маловерию, компромиссы наши порождают много бед для нас. Умудри вас Бог. От того, что мы такие разумные, нынче совсем не родятся преподобные». [Документы истории] Протосингел Савва (Яньич) КИМ инфо-служба уже неоднократно давала комментарии по поводу настойчивых попыток некоторых албанских организаций, историков, журналистов и представителей римокатолической иерархии осуществить всеобъемлющую ревизию истории Косово и Метохии и таким образом аннулировать или поставить под сомнение целые века существования сербского народа и его духовности и культуры на этих просторах. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Преподобный Нил Синайский Не надобно приходить в удивление от того, что бывает в жизни, потому что и с людьми трезвенными повсюду неразлучны искушения и от своих и от чужих. Поэтому и апостол, видя воздвигающиеся бури опасностей и боясь, чтобы некоторые из учеников не пришли от сего в смущение, сказал в своем послании: послал я к вам Тимофея, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено. [Пресса] Возможно ли показать в кино молитву? Может ли человек, у которого нет мира в душе, творить чудеса? Тема покаяния, несколько раз возникавшая в нашем кино в последние годы, получила новое осмысление — в только что вышедшем фильме Павла Лунгина «Остров». Это, наверное, первая в истории кино попытка показать изнутри жизнь в православном монастыре. Сам режиссер говорит, что он хотел исследовать, как просыпается душа в человеке. [Встреча с Православием/Проповеди] Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Кто же мой ближний? И уже не законник вопрошает ныне Христа и обличается Господом, а мы с вами, дорогие наши, становясь совопросниками века сего, но не исполнителями ясного и жизненного слова Божия. Это мы прикрываем вопросами свое малодушие, свою духовную леность, свое нежелание трудиться, свое нежелание любить.

http://pravoslavie.ru/archive/061127

Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… … © Яндекс   Условия использования Открыть в Яндекс.Картах Создать свою карту Найти Слои Схема Спутник Гибрид Панорамы Найти Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь считается одной из наикрупнейших, знаменитых и старейших в России мужских обителей. Ее название обусловлено пещерами, которые тут есть (печоры – древнерусское наименование), они названы пещерами, Богом зданными (созданными). Преподобный Иона выкопал в 1473 году в холме из песчаника и освятил пещерный храм во имя Успения. С того времени и принято считать это датой основания обители. Святая гора – так именуют холм, где располагается и храм, и пещеры. Что характерно, так это то, что монастырь никогда не прекращал действовать. В период 1920–1945 годов пребывал в пределах Эстонии, за счет чего и не закрылся. Здесь подвизался в 1967–2006 годах архимандрит Иоанн (Крестьянкин). См. также: Фотопаломничество в Псково-Печерский монастырь Содержание История [ править править код ] Ранний период Когда началось тут монашеское житие, когда появились тут пещеры, никому неизвестно достоверно. Исследователи сделали выводы, что происхождение пещер этих может быть и природным, и эрозионно-суффозионным. Монастырская летопись содержит предания о начале монашеской жизни здесь, которые потом появились и в псково-печерском патерике. Ряд деталей, возможно, внесен был в ХХ ст. Местное население узнало о пещерах в 1392 г. (дата совпадает с годом смерти прп. Сергия Радонежского ). Здесь оседали монахи, которые удалились с юга в эти земли, спасаясь от ига крымских татар. Есть в предании имя одного затворника, прп. Марка, «начального инока» обители. То же предание сообщает о том, что здешние земли стали достоянием Ивана Дементьева, обнаружившего пещеру, где уже было написано «Богом зданные пещеры». В 1470 г. тут стал жить священник Иоанн, который служил до того в храме Николая чудотворца и великомученика Георгия в Тарту (тогда – Юрьеве-Ливонском, Дерпте, Эстония). Он ископал тут пещеру, и устроил в ней храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, освятил ее в 1473 г. После смерти супруги Марии (после пострига – Васса) священник принял постриг с именем Иона. После передачи И. Деменьтьевым земли инокам тут и появилась небольшая обитель. Хоронили иноков в пещерах.

http://azbyka.ru/palomnik/Псково-Печерск...

«Отец Иоанн весь был одной поразительной и прекрасной тайной» Современники о старце Иоанне (Крестьянкине) Ольга Рожнёва Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) 11 апреля 2015 года исполнилось сто пять лет со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина) (1910–2006), одного из самых известных старцев нашего времени. Наши современники с любовью вспоминают о незабвенном старце. Владимир Кабо: «Я встречал немало православных священников, но, кажется, ни в одном из них не проявлялась с такой полнотой и силой глубочайшая сущность христианства, выраженная в простых словах: “Бог есть любовь”. Любовь к Богу и к людям – вот что определяло всё его поведение, светилось в его глазах, вот о чем говорил он весь, летящий, устремлённый вперед…» Благодать Божия зримо являлась во всяком его служении, будь то литургия или слово проповеди Галина Волгунцева: «Первая встреча с отцом Иоанном произошла у меня в 1946 году… Его исповедь меня поразила: он как-то особенно, по-отечески, выслушивал каждого подходящего, что-то шептал и истово крестил склонённую голову. А исповедник не сразу отходил от аналоя. Растроганный, спешил высказать обогревшему его священнику недосказанное. У многих исповедников на глазах были слезы… Благодать Божия зримо являлась во всяком его служении, будь то литургия или слово проповеди, обращённое с любовью к Богу и к нам, грешным. Наши сердца откликались на его внимание и любовь. Был он в то время сильно истощен. В храме, где он проводил день, покормить его забывали, да и нечем было. Послевоенные трудности переживали все. Сам же отец Иоанн, получив зарплату, едва ли не всю раздавал. Зная его безотказность, у него не стеснялись просить – кто на ремонт, кто на лекарства». Он молился с силой и энергией древних пророков. Такая молитва пронзает небеса и не может быть не услышанной Протоиерей Сергий (Правдолюбов) Протоиерей Сергий Правдолюбов : «9 июля 1978 года отец Иоанн был послан совершить литургию и отпевание умершего настоятеля храма. А я, тогда диакон, только что приехавший в монастырь, был направлен в помощь отцу Иоанну. Для меня участие в службе стало счастливым и единственным событием удивительного общения: послужить вот так вдвоем! Я почувствовал молитву как страшное таинство взаимодействия между Богом и человеком. Главное впечатление от служения предстоятеля – это его всепоглощающая молитва, отсутствие малейшего развлечения, могучая сила говорящего с Богом ума. Каждение не рукой, а всем своим существом. Отец архимандрит, поднимая кадило, будто сам не касался земли, он весь погружён в молитвенное священнодействие. Здесь было подлинное и непринуждённое воплощение молитвы, совершенное воплощение. Он молился с силой и энергией древних пророков. Слова обжигали. Такая молитва пронзает небеса и не может быть не услышанной. Так дерзновенно можно говорить с Богом, если ты Ему не чужой. Такая молитва творится и побеждает все недостатки и грехи».

http://pravoslavie.ru/78861.html

Памяти любимого старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина; +2006) и дорогого друга и кума протоиерея Александра Рось (+2017) посвящается. Псково-Печерская обитель Это случилось в уже далеком 1996 году. В тот год мой друг, готовясь к священническому служению, общался с присно поминаемым архиепископом Запорожским Василием (Златолинским). Владыка сказал ему обратиться за благословением к тому самому отцу Иоанну, книжки которого мы зачитали до дыр Были у будущего о. Александра некоторые канонические нюансы, которые запрещают становиться священником. Приезжает он в очередной раз из епархии с новостью: владыка Василий не хочет брать на себя ответственность – рукополагать вопреки запретам канонов. Он благословляет его обратиться к почитаемому среди православных старцу – архимандриту Иоанну (Крестьянкину) . К тому самому отцу Иоанну, книжки которого «Опыт построения исповеди» и двухтомник проповедей мы зачитали до дыр. Дорога до Псково-Печерского монастыря, где жил наш современный подвижник, не близкая и владыка Василий, понимая это, даже выделил соискателю священнического сана необходимую сумму. Архиепископ Василий (Златолинский; +2022) Конечно, и мне очень захотелось поехать вместе с другом. Жили и он, и я небогато, если проще – то просто бедно. Вопрос финансов стал основным. Александр, его девушка (будущая жена-матушка) все же решились ехать на границу с Эстонией, где расположен монастырь. У Александра были деньги от владыки, у его невесты – инвалидный пропуск, по которому купили билеты в полцены, мне же пришлось оббегать всех родных и знакомых. Деньги насобирал, но только в одну сторону. Как меня, семнадцатилетнего «мамина сыночка», который дальше Запорожья никуда не отлучался из дому, отпустила мама, да еще и с деньгами, которых хватало лишь на дорогу «туда», – до сих пор для меня загадка. Тем не менее мы поехали. Электричка в Запорожье. Поезд Запорожье – Москва, затем поезд Москва – Псков и электричка Псков – Печоры. В Печорах мы подошли к кассе – и тут первый «сюрприз». Оказалось, что в России не действует инвалидный пропуск, который был у будущей жены Александра. Ее расчеты на половину стоимости обратной дороги рухнули. Электричка из Печор в те времена была через Эстонию, потому цены на нее – баснословные. Теперь не хватало на обратную дорогу уже и у самого Александра.

http://pravoslavie.ru/159134.html

Патриаршее слово на заседании Попечительского совета Марфо-Мариинской обители 29 листопада 2006 р. 18:00 29 ноября в 17.00 состоялось заседание Попечительского совета программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания» . С приветственным словом к участникам встречи обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ваши высокопреосвященства и преосвященства! Многоуважаемые Владимир Иванович, Любовь Константиновна. Уважаемые дамы и господа! Наша встреча посвящена началу возрождения Марфо-Мариинской Обители милосердия. Пришло время собирать камни. И одним из важных краеугольных, камней духовно-нравственной жизни народа была и обязательно, с вашей помощью, будет Марфо-Мариинская Обитель милосердия. Марфо-Мариинская обитель милосердия была основана Великой княгиней Елисаветой Феодоровной в 1907 году. Дармштадская принцесса, внучка королевы Виктории, самая красивая невеста Европы была уникальна по своим высоко-нравственным достоинствам. Великая княгиня, супруга генерал-губернатора Москвы, вдова, входящая в тюремную камеру к убийце мужа с Евангелием в руках, пожертвовавшая все свое состояние на благотворительность, явившая собой образец служения ближнему, жертва, простившая в минуту казни своих палачей, — это то немногое, что можно сказать о Великой княгине Елисавете Феодоровне. Марфо-Мариинская обитель милосердия получила свое название в честь двух библейских сестер Марфы и Марии, символизирующих христианскую любовь и милосердие. В Обители должны обязательно исполняться два делания: служение Богу через помощь ближнему, чем славилась Марфа, и очищение души молитвой — примером тому служила Мария. Название «Обитель» дано для выражения главной мысли, что каждый работающий в ней должен сердце свое, душу свою сделать обителью, вместилищем Любви Христовой и Милосердия. Среди сестер Обители были княгини и крестьянки, представительницы самых разных слоев общества. Обитель обеспечивала бесплатным лечением, лекарствами, призрением самых обездоленных. Великой княгине Елисавете Феодоровне удалось объединить московские общественные организации для целенаправленной благотворительной деятельности.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204073...

Псково-Печерский монастырь собирает документальные свидетельства о жизни Иоанна Крестьянкина Печоры, 12 апреля 2021 г.      Сто одиннадцать лет со дня рождения архимандрита Ионна Крестьянкина отметили в Псково-Печерском монастыре. Самый известный старец прошел сталинский ГУЛАГ. Был реабилитирован перед самой смертью. Его служение в обители продолжалось сорок лет. Похоронен в пещерах монастыря. Сейчас собираются воспоминания и документальные свидетельства о жизни и молитвенном подвиге старца Иоанна Крестьянкина, сообщают Вести-Псков . С теми, кто знал и любил батюшку, встретилась Марина Михайлова. Он видел этот монастырь в своих снах, келью, в которой будет жить. Задолго до того, как попал сюда. В пятьдесят семь лет. После пяти лет сталинских лагерей, службе на шести приходах, которые приходилось менять, чтобы не возобновились преследования. Иоанн Крестьянкин пришел в Псково-Печерский монастырь по благословению патриарха Алексия первого. На уникальных кадрах любительской съемки 1986 года, сделанных выпускником ВГИКа, послушником Георгием Шевкуновым, удивительное явление христианской жизни двадцатого столетия - старец Иоанн. — Нельзя, чтобы все нас любили. Но нам любить всех очень можно и обязательно. Аминь! В монастыре началась работа по сбору воспоминаний и документальных свидетельств о жизни отца Иоанна. Он упокоился как праведник, в день памяти новомучеников и исповедников российских. Причастившись перед ранней литургией 5 февраля 2006 года. В возрасте 95 лет. «И с нас спросится, которые видели этого человека наяву, в отличии от тех, которые знают о нем по книгам: соответствуем ли? А что же остается нам? Нам остается свидетельствовать, что мы видели святого человека и рассказывать о нем», - Тихон (Шевкунов), митрополит Псковский и Порховский «Братский корпус Псково-Печерского монастыря. Здесь жили многие известные старцы. Это келья старца Адриана. Именно в этих коридорах собирались десятки паломников, чтобы встретиться с этими удивительными людьми и узнать волю Божию. Впереди келья Иоанна Крестьянкина», - Марина Михайлова, корреспондент.

http://pravoslavie.ru/138602.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Лучше по крохам участвовать в созидании, чем одним махом разорять»  — сильные цитаты старца Иоанна (Крестьянкина) 18 мин., 05.02.2016 Пятнадцать лет назад, 5 февраля 2006 года, в Псково-Печерском монастыре отошел ко Господу архимандрит Иоанн Крестьянкин. Сегодня мы, вспоминая этого удивительного и мудрого пастыря, предлагаем перечитать некоторые из его наставлений. Вера, упование на промысл Божий и современность: Вера — это созидание жизни со многим и многим терпением и любовью. Миром правит только Промысл Божий, и в этом — спасение верующему человеку, и в этом — сила, чтобы перенести земные скорби. Дорогие мои, чадца Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. Приимите все в жизни: и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие, как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих его. Жизнь сейчас трудная, шквал устрашающей информации расшатывает и без того хрупкое равновесие. Чтобы на эти от врага возбуждаемые бури мы не реагировали так болезненно, надо твердо верить, что миром правит только Бог, и стараться, елико возможно, жить по заповедям Божиим. Случайностей в жизни нет и быть не может, Бог-Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели - для познания Бога. Сохранять верность высшей цели, верность и преданность Святому Православию надо и можно, несмотря на внешне враждебные тому обстоятельства. Нам дано знать одно, что у Бога не бывает ошибок и неправды и что Он милосерден беспредельно. Надежда с верой — светильники в жизни нашей. А Господь — милость и любовь. На это и надеемся. У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой.

http://foma.ru/arhimandrit-ioann-krestya...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010