Во вторник первой седмицы Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершилвеликое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Николаевском архиерейском соборе Горловки. По окончании чтения канона владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом.      …Надо постараться желание трудиться ради Бога сохранить на протяжении всей Четредесятницы. Тот, кто уже постился, знает по своему опыту, что запал первой недели Поста проходит уже к неделе Крестопоклонной, и дальше человек с трудом постится, ожидая, когда пост наконец закончится, и снова это доброе чувство появляется на Страстной седмице. Это говорит о том, что каждый из нас должен определить себе ту меру подвига, на которую он способен, и этот подвиг нести не один-два дня, а продолжительное время — в течение всей Святой Четыредесятницы. Все люди разные, и у нас нет возможности дать одинаковые правила для каждого человека. Типикон предписывает общие правила для всех как некий образец, на который нужно ориентироваться, но каждый человек при этом должен смотреть на свои возможности и силы, потому что неразумный подвиг может привести к обратному результату. Тогда человек, отчаявшись, бросит всякий труд и точно так же останется бесплодным, как и тот, который не постился вообще, не брал на себя никакого труда и подвига. А как же определить, разумный мой подвиг или неразумный? Нужно самому себе в начале Поста задать вопрос: а что я хочу, чтобы было к празднику Пасхи? Что я хочу в своей жизни изменить так, чтобы это было заметно мне самому, Богу и окружающим людям? И ради этого начать трудиться. У каждого из нас есть какой-то недостаток или, может, ряд недостатков, которые мы видим ярче всего. Конечно, за один день измениться не может ни один человек. Но если мы будем стараться хотя бы от чего-то избавиться во время Поста, изменить что-то малое, и будем просить об этом Бога, то будет и плод, к которому мы придём. Церковь хочет, чтобы это небольшой шаг каждый из нас сделал в эти дни.

http://pravoslavie.ru/101460.html

Голова церковних зв " Московського звершив Божественну в 25 березня 2014 р. 20:49 23 марта 2014 года, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата митрополит  Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию на приходе Русской Православной Церкви в Цюрихе (Швейцария). Владыке Илариону сослужили настоятель прихода протоиерей Михаил Земан, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонах Иоанн (Копейкин) и протодиакон венского кафедрального собора во имя святителя Николая Виктор Шиловский. В завершение Литургии, после поклонения Честному Кресту, архипастыря приветствовал настоятель храма, от имени клира и прихожан поблагодарив Владыку за посещение собора и радость совместной молитвы. Затем председатель ОВЦС обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Ваше Высокопреподобие, дорогой отец настоятель, дорогие отцы, братья и сестры! Прежде всего хотел бы передать всем вам благословение Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который в бытность председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата многократно посещал этот приход, созданный по его благословению и при его непосредственном участии. Прошло три недели Великого поста, и Святая Церковь для нашего с вами утешения и духовного укрепления износит на середину храма святой Крест Господень, чтобы мы поклонились ему, почерпнули от него силы, необходимые для совершения постного подвига, для несения нашего жизненного креста, о котором мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. Сам Господь Иисус Христос, обращаясь к каждому из нас, сказал: «Кто хочет следовать за Мной, пусть возьмет крест свой и следует на Мною» (см. Мф. 16:24). Когда Господь Иисус Христос говорил эти слова, наверное, еще мало кто понимал, что такое Крест, который Он будет нести, и крест, который будет возложен на каждого христианина, ведь апостолы еще не видели Христа страждущим. Они видели Его ходившим по городам и селам, совершавшим чудеса, проповедавшим народу, но даже в страшном сне они не могли представить, что настанет час и Тот Божественный Учитель, с Которым они связывали все свои надежды, изможденный, униженный, оскорбленный, оклеветанный, израненный, будет на собственных плечах нести тяжелый деревянный крест, на котором Его распнут за грехи всего мира. Поэтому эти слова Господа обрели сакральный смысл только после Его Крестной смерти и Воскресения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3612191...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Милостив буди мне грешному» С 3 марта по 19 апреля - Великий пост 25.02.2014 507 Время на чтение 6 минут Ежегодно мы вступаем в Великий пост. Многие считают, что лучше один раз в жизни отпоститься 40 дней, вкладывая всю душу, все свои силы, прочувствовать до конца, так, как требует Церковь, - с сухоядением, причём один раз в день. И с чистой душой встретить Воскресение Господне. А последующие годы уже просто встречать Пасху с радостным сердцем. Ведь и Христос постился 40 дней только один раз в Своей жизни, а не каждый год. Над этими вопросами размышляет настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Старой Деревне протоиерей Фёдор ГУРЯК. - Первоначально Великий пост продолжался сорок часов. Это время в древней Церкви как раз обнимало собой период от смерти до Воскресения Христа. Это потом уже пост стал более продолжительным - четыредесятница (40 дней) и Страстная седмица - неделя перед самой Пасхой. Четыредесятница была установлена в честь сорокадневного поста Спасителя: Господь Иисус Христос «поведён был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» , отвечая на все происки лукавого: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк.4.1,2,4). А Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Почему удлинился пост? В младенческие годы христианства Великий пост существовал как время для подготовки ко крещению. Крестопоклонная неделя - изнесение креста на середину церкви - это как раз отголосок первоначальной практики. Это время было использовано для подготовки оглашаемых. И ныне мы это видим, когда к Литургии Преждеосвященных даров добавляется ектения о иже ко просвещению - о тех, кто будет готовиться к принятию Крещения в Великую Субботу. С этого момента оглашаемые изучали Символ веры. А в день крещения было возвращение Символа веры , т.е. они должны были «сдать экзамен», рассказав наизусть основные положения веры. Также изучалась библейская история и основы нравственности. В нынешнем великопостном служении отголоски этой практики видны в чтении на вечерне книг Ветхого Завета - Бытия и Притч. В связи с прекращением института оглашения время Великого поста было переосмыслено в аскетическом духе: время Великого поста - это обновление веры, паломничество в глубь себя, искание смысла жизни. Для этого нужно отрешиться от всего внешнего, материального. И Церковь, как заботливая мать, подготавливает нас постепенно или поступенно : сначала подготовительные недели, чтение или пение Постной Триоди, начиная с Закхея с его желанием видеть Господа, когда он взобрался на смоковницу; затем мытарь и фарисей , через которых мы постигаем, что такое гордость и смирение; потом блудный сын - его возвращение на родину, а родина для нас - это единство с Богом; дальше - память о Суде и Прощёное воскресенье, дабы войти в Великий пост с миром в душе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасха в московской семье Традиции праздника в доме Соколовых 09.04.2015 1069 Время на чтение 10 минут Матушка Галина, вдова известного московского протоиерея Феодора Соколова, девять ее детей, а еще зятья, внуки, близкие - на Пасху дом Соколовых наполняется людьми, а вместе с ними - радостью главного православного праздника. Но чтобы радость была полной, требуется серьезная подготовка. Матушка поделилась с нами рецептами того, как можно провести предпасхальные дни и встретить Воскресение Христово всей семьей. Все начинается с уборки С чего у нас начинается подготовка к Пасхе? С уборки. После Крестопоклонной недели начинаем убирать дом. Обычно мы с девочками пишем список дел, разделяя его на графы, кто и что должен сделать. Отдельная работа для мальчиков, даже имена пишем: Коля, Сима, Володя должны что-то прибить, что-то приклеить, что-то снять, что-то починить... Снимают и вешают шторы, выполняют тяжелую работу всегда у нас мальчики, а все остальное по хозяйству - для девочек. Протираем все иконы, готовим нарядные украшения к Пасхе. В пятницу вечером, на Страстной неделе, дети уже начинают украшать дом яичками, цветочками, цыплятками. В основном всю работу по уборке и приготовлению дома мы заканчиваем к Вербному воскресенью. И уже начинаем потихоньку закупать продукты для приготовления куличей и пасхи: муку, дрожжи, лимоны, орехи, цукаты и все остальное. Для меня еще всегда большая радость - мыть окна. Помоем - и уже чувствуется присутствие праздника, ты его уже ждешь, он уже при дверях. На чистые окна повесишь новые занавески, иконы уже все блестят - в доме ощущение Воскресения! Вербное Воскресение - это особый день! Дети вообще всегда любят этот праздник: конец поста, дом готов, и вербочки приносятся из храма, наряжаешь ими дом, уже все празднично... Но впереди Страстная и ты уже мыслями настраиваешься на эту Великую Неделю, которая со всеми своими переживаниями пролетает на одном дыхании. Матушка Галина и отец Федор Соколовы в молодости

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Три рассказа: о кресте большом, о кресте маленьком и об огненном кресте 14/27 марта - Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная 25.03.2011 1892 Время на чтение 7 минут Накануне срединной недели Великого Поста - Крестопоклонной - я бы хотел поделиться с читателями Русской Народной Линии историями о силе и значении Креста Господня. Рассказы эти являются былью, реальными событиями в духовной жизни Валаамского подворья. Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой, положиша Иерусалим яко овощное хранилище... Псалом 78 Первая история произошла более тридцати лет назад, когда наш храм Всех Святых в Приозерске стоял осиротевшим и заброшенным. «Складская», и ещё не самая худшая, страница в истории храма готова была закрыться. Даже в качестве «овощного хранилища» храм стал не нужен, и ему грозила участь быть растерзанным и растасканным по кирпичикам. Правда, ещё оставалась надежда, что ладная кладка кирпичей Валаамского производства (в монастыре до финской войны было два кирпичных завода, снабжавших всё Приладожье) окажет пассивное сопротивление варварам своей удивительной монолитностью. Старое кладбище, на котором стояла Всехсвятская церковь, было осквернено, склепы разворованы и засыпаны мусором. Могильные плиты увозились грузовиками, говорили, что на строительство метро. Унылую картину запустения то ли завершала, то ли скрывала, стыдясь за людей, бурная растительность. Город Кякисалми-Приозерск довольно пострадал во время войны. Сохранилась послевоенная фотография, сделанная с самолёта: на фоне развалин невредимы стоят два православных храма и протестантская кирха. Но то, что чудом и милостью Божьей пощадила война, могло быть уничтожено человеческим равнодушием и безчинством. Но храм не сдавался. Он дышал какой-то своей таинственной жизнью, Богослужение невидимо совершалось. Тонкий слух мог бы услышать далёкое церковное пение, но не находилось тогда столь чутких ушей. Храмовую колокольню венчал тяжёлый чугунный крест, вида даже не вполне каноничного, ибо архитектор, швед по национальности, не особо был озабочен соблюдением традиций. Его более волновала эстетическая сторона. И надо сказать, храм у него получился красивым и органично вписался в карельскую природу.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/26/...

Каждый день в наших сердцах происходит распятие Крест – это знак, при виде которого диавол дрожит от ужаса. 1 апреля, 2016 Крест – это знак, при виде которого диавол дрожит от ужаса. В преддверии Недели Крестопоклонной — размышления мудрого архимандрита Андрея (Конаноса) о кресте, который несет каждый из нас. Архимандрит Андрей (Конанос) Все мы несём какой-либо крест. Поэтому Церковь и вспоминает о Кресте Господнем несколько раз в году. А мы помним о Нём каждый день – в своей личной жизни, личных страданиях и боли. Каждый день в наших сердцах происходит распятие – «распинается» наше «я». Мы болеем, страдаем, переживаем по поводу самых разных проблем: отсутствия денег, одиночества, возрастных изменений, обид, нападок, травли, издевательств… Каждый может добавить к этому списку ещё что-то своё. Да, у всех нас – свой крест. И потому мы поклоняемся Честному Кресту Господню каждый день своей жизни. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» (тропарь, поющийся при поклонении Кресту – прим. перевод.) Как-то, будучи студентом, я поехал в молодёжный лагерь. Там была очень красивая природа – горы, леса… И атмосфера была замечательная – мы много беседовали, проводили дискуссии, обсуждали разные темы. И однажды староста нашего отряда сказал нам: «Сегодня мы поговорим о значении креста и страданий в нашей жизни». Беседа должна была состояться вечером, а днём один из студентов получил травму во время игры в баскетбол, и двое его товарищей должны были отвезти его на машине в Арту, в больницу. Перед отъездом молодые люди попросили, чтобы мы дождались их: «Не начинайте беседы без нас, мы тоже хотим послушать про крест!» Вечером мы подождали их какое-то время, но они всё не возвращались, и тогда мы начали. Беседа получилась замечательной. Когда же эти студенты вернулись, они спросили: — Закончилась беседа? — Уже да, вы успели только к самому концу. — Как жаль! Мы так и не услышали о Кресте и его значении в нашей жизни… А лектор, проводивший беседу, сказал им в ответ:

http://pravmir.ru/kazhdiy-den-v-nashih-s...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 17 марта 2010, 23:26 Центральное место в ней занимают материалы уголовных дел, возбужденных по приказу адмирала Александра Колчака в 1918 году по факту убийства царской семьи и в 1991 году Генпрокуратурой РФ по факту обнаружения екатеринбургских останков. 16 марта 2010, 23:53 1 октября исполнится 175 лет со дня освящения Смольного собора. К осени будут завершены внутренние отделочные работы и заменены ковровые покрытия. Праздничные мероприятия откроет богослужение. 14 марта 2010, 18:54 «Книгу не вытеснит никакая современная технология. Пусть снизится количество читающих, но книга не исчезнет никогда. Без нее не может быть нормального нравственного, духовного, эстетического развития личности», — отметил протоиерей Александр Будников. 10 марта 2010, 18:17 Она посвящена 300-летию основания храма-памятника в честь Полтавской победы 1709 года. Экспонаты предоставлены ГМП «Исаакиевский собор» и СПбДА. 7 марта 2010, 15:41 Завершая трехдневный визит в северную столицу, Предстоятель РПЦ поздравил верующих с началом Крестопоклонной недели, знаменующей середину Великого поста, и остановился на вопросах взаимодействия Церкви и культуры. 6 марта 2010, 23:26 Первоиерарх отметил, что воспоминание в Крестопоклонное воскресенье голгофской жертвы Христа призвано укрепить верующих на великопостном поприще. «Нет человеческой жизни без креста. Но за крестом — Воскресение», — отметил он.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=12&t...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 9 марта 2010, 21:02 Церковь находится на одной из возвышенностей Ленобласти. Отсюда открывается великолепный вид, и звук будет прекрасно распространяться по всей округе — до Кронштадта и Гражданки. Звон услышат за одиннадцать километров. 7 марта 2010, 15:41 Завершая трехдневный визит в северную столицу, Предстоятель РПЦ поздравил верующих с началом Крестопоклонной недели, знаменующей середину Великого поста, и остановился на вопросах взаимодействия Церкви и культуры. 6 марта 2010, 23:26 Первоиерарх отметил, что воспоминание в Крестопоклонное воскресенье голгофской жертвы Христа призвано укрепить верующих на великопостном поприще. «Нет человеческой жизни без креста. Но за крестом — Воскресение», — отметил он. 26 февраля 2010, 18:33 Подарки от земляков, собранные в городе на Неве, прибудут к Пасхе. А священнослужители, которые будут сопровождать груз, помогут воинам достойно встретить главный праздник православных христиан. 10 февраля 2010, 18:15 Вещи и подарки будут отправлены участникам боевых действий в Ингушетии, Дагестане, Чечне и Южной Осетии. Посланцами из Санкт-Петербурга станут священнослужители. Они совершат таинства и требы, о которых обычно их просят военнослужащие. 9 февраля 2010, 20:26 В этом году он проводится в десятый раз. По традиции его предварил молебен перед чудотворной иконой Божий Матери «Знамение» в домовом храме СПбДА.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=14&t...

Лествица духовного восхождения 28.03.2013 08:42:05 Протоиерей Александр Шаргунов После Крестопоклонной Недели — воскресенье преподобного Иоанна Лествичника. Пост достигает вершины. В следующую среду вечером — Мариино стояние. Мы услышим целиком покаянный канон святого Андрея Критского, с которого в течение первых четырех вечеров начиналось наше вхождение в Пост. Станут ли слова покаяния, которые мы услышим в Церкви, нашими собственными словами? Лествица духовного восхождения — это ступени с земли на небо, берущие начало в вере и достигающие завершения в любви, вечном Царстве Христовом. У преподобного Иоанна Лествичника их тридцать три, по числу лет Господа, когда Он принял Крещение и вышел на служение людям, чтобы спасти всех Крестом. Смысл всех наших усилий заключается в том, чтобы взойти на такую высоту, когда человек делается способным принять дар Креста Христова и Воскресения. И это означает, что восхождение одновременно есть нисхождение вниз, ступенька за ступенькой, до дна адова; способность «из глубины воззвать» всею скорбью, жизнью и смертью своей и узнать, что Христос принял Крест и сошел во ад, чтобы вывести оттуда всех, кто свободно и сознательно, всем существом своим обращается к Нему. Смысл духовной жизни — вывести зло на свет Божий, где оно по-гибает. Зло скрывается еще потому, что тьма обеспечивает ему бес-препятственный рост, и стратегия и тактика зла — действовать во тьме, нанося непредвиденные удары. Однако из-за слепоты людей зло все более наглеет, обнаруживая все чаще себя в таком неприкрытом виде, в каком его ярко показывает рассказ о бесноватом отроке сегодняшнего Евангелия. Мы не имеем возможности совершать подвигов древних отцов, но Господь, чтобы спасти нас, дает нам иную пустыню, где зло явно смыкает вокруг нас свое кольцо. Лествица — это Крест Христов. Как измерить глубины любви, не измерив бездны зла? Почему Бог не мог достигнуть меня, не перейдя Сам потоки грязи и крови, отделяющие меня от Него? Это зло, рассеянное везде, как будто неуловимое, неощутимое и всем владычествующее, здесь — видимо, осязаемо; здесь оно «схвачено». Всюду присутствующее во всяком времени и пространстве, оно собрано всё в этот час на Голгофе Тем, Кто создал время и пространство, и теперь пронзен копием римского воина. Это копие не разбудит ли нас от сна, от годами длящейся летаргии, которая все более считает привычным, почти нормальным то, что для Бога непереносимо? Если Бог распят злом, как могу я быть равнодушным, делать вид, что это зло меня не касается? Сострадание Бога заставляет меня проникнуть в страдание мира, которое стоило Его страдания.

http://radonezh.ru/analytics/lestvitsa-d...

Может ли Церковь регулировать личное время поста Если Христос разделил Свою жизнь на календарные отрезки 15 марта, 2018 Если Христос разделил Свою жизнь на календарные отрезки Дискуссию о месте поста в нашей жизни продолжает матушка Ольга Меерсон. Матушка Ольга Меерсон. Фото: Katia Dersin/Facebook По поводу поста. Прочитала реплику о том, что он не только устарел, так как был создан монахами для монахов (что правда), и поэтому неприменим к жизни мирян, особенно сегодня, но и в принципе — что неправильно регулировать личное в жизни каждого человека время поста, покаяния и переживания определенных моментов жизни во Христе — со стороны Церкви. Главный аргумент был — что «Евангелие не делит жизнь во Христе на календарные отрезки». Итак. Евангелие не делит жизнь во Христе на календарные отрезки. Но оно рассказывает, и довольно подробно, как Сам Христос разделил собственную жизнь на календарные, с позволения сказать, отрезки, притом в соответствии с еврейским календарем. Не только жизнь, но и время собственной смерти и воскресения. Если Великий пост не об этом, он вообще никому не нужен. Христу — точно. Особенно это ясно становится после Крестопоклонной недели. Ну или не становится. Но тогда уж дело именно в отсутствии нашего понимания, что такое Церковь. Впрочем, это вообще всё вопрос философии, и даже богословия — времени и его освящаемости или внеположности освящению. В Церкви время другое — как и небо и земля другие. Но это не значит, что его нет. Это же касается и гастрономии (посыл в исходном сообщении касался и того, что все дискуссии о посте сводятся к гастрономическим). Конечно и безусловно, все дело в том, что исходит из уст, а не в том, что в них входит. Но верен и тезис Фейербаха, подхваченный Шмеманом: человек есть то, что он ест. Иначе зачем Евхаристия и причащение ей? Антиномия, однако. И да — можно поститься строго или нет, но главное — принять, что Церковь имеет право обозначить какое-то (твое! мое! личное!) время — как время пути со Христом, ведущего на Голгофу, и только потом к Воскресению. Принимаем ли мы это право Церкви регулировать наше время, не определяет нас как христиан, но немного объясняет, чем Церковь может стать в нашей жизни, — стоит нам этого захотеть и сказать ее вторжению в наше время и пространство свое «да».

http://pravmir.ru/mozhet-li-tserkov-regu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010