Соединяя в один рассказ поход Фридриха с крестовым походом венгерского короля Андрея и не разбивая на два отдела походы Людовика, мы сокращаем на два все число походов и получаем вместо семи или восьми шесть [ 1 ]. С начала крестовых походов прошло сто лет. В этот период Европа четыре раза напрягала все свои силы сил для осуществления своего грандиозного предприятия на Востоке, но ее силы таяли, не нанося существенного вреда мусульманам. Оказывается, что как ни были многочисленны крестоносные армии, они были недостаточны для достижения имевшейся в виду цели — ослабления мусульман и подчинения европейской культуре отдаленного Востока. Когда Четвертый крестовый поход открыл для европейской колонизации области Византийской империи, когда в Греции, в Македонии, Эпире и на островах обнаружилось новое поприще для добывания чести и славы, большая часть западных рыцарей нашла полное основание предпочесть более верное сомнительному и трудно достижимому в Сирии и Палестине. Вот причина, по которой Четвертый поход, расширив поле деятельности крестоносцев и отвлекши силы их от Востока на Византию, должен был сопровождаться весьма печальными последствиями для христианского дела на Востоке. Первоначальный расчет руководителей Четвертого похода — сделать из порабощенной империи орудие для подчинения мусульманского Востока — оказался неверным, потому что потребовались новые жертвы, которые тоже должна была выставлять Западная Европа для удержания и обеспечения сделанных за счет Византии завоеваний. Между тем и положение дел в Сирии требовало серьезного внимания. После смерти Саладина в 1193 г. начавшиеся в его семье раздоры отвлекли силы мусульман к внутренней войне, брат Саладина, Альмелик Аладиль [ 2 ], воспользовался начавшимися смутами и соединил под своей властью Египет, Сирию и Месопотамию, получив от халифа титул " короля королей " . Вместе с этим против слабых и разрозненных христианских княжеств вновь выступила организованная сила, руководимая умным политиком и храбрым вождем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Увы, разделение станет окончательным, и 1054 год приобретет символическое значение. Если восточные патриархи сохраняли частичное общение с «франками», если латинские монастыри и храмы какое–то время еще существовали на Афоне и в Константинополе, то крестовые походы трагическим образом завершили дело раскола. В этих походах Запад утверждает свою военную, а вскоре и коммерческую мощь, тогда как Византия, оказавшись в положении постоянно уменьшающейся шагреневой кожи, защищается на манер слабых — либо хитростью либо внезапной вспышкой насилия, рождающегося от чрезмерного унижения (какой была резня латинских купцов в Фессалониках в 1181 году). В ответ растет ненависть против греков–несходных, утонченных, владеющих сокровищами, накопленными в прошлом и заново обедневших, обложенных налогами, поверженных, но остающихся наследниками древнейшей империи, мошенников, еретиков, идолопоклонников — ибо западная толпа в своей массе была настроена иконоборчески. В начале XII века норманы требуют крестового похода против греческой империи. Второй крестовый поход начинается с натиска на Византию, на которую «поход немцев» в 1195–1198 нацелен почти также, как и на Святую Землю. Все достигает своей кульминации в Четвертом крестовом походе, когда венецианцы повернули к Константинополю и устроили неслыханное разграбление города 13 августа 1204 года. Под звуки труб латиняне грабят дома и церкви, насилуют монахинь, истребляют священников, разбивают иконы, выбрасывают мощи в нужники (вскоре, однако, они станут успешно торговать ими), проливают Святые Дары, чокаются чашами и напиваются литургическим вином, посадив при этом на патриарший трон проститутку, распевающую похабные песни. Летописец, повествующий об этих фактах, проводит горькую параллель между крестоносцами и мусульманами: «Те, по крайней мере, не насиловали наших женщин, не отнимали у жителей последнее, не срывали с них одежду, чтобы нагишом заставить гулять по улицам, не доводили их до погибели голодом и огнем… Вот как обращались с нами эти христианские народы, идущие в поход во имя Господне и исповедующие с нами одну религию. Город, бывший сиянием мира, матерь Церквей, источник веры, хранитель правоверия, очаг учености, ты испил чашу гнева». (Никита Хониат).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Ввиду бедственного положения супруга королеве Маргарите Прованской пришлось срочно приступать к переговорам о выкупе Людовика Святого, который тем временем находился под арестом в доме секретаря султана. За свое освобождение и выдачу пленных крестоносцев Людовик обещал султану вернуть Дамьетту и внести помимо этого еще 500 тыс. ливров. Тот требовал помимо этого Иерусалим, но король отвечал, что Святой город принадлежит не ему, а Конраду, сыну Фридриха II. Наконец, явно насмехаясь над ним, султан обещал вернуть ему 100 тысяч ливров, вполне удовлетворяясь оставшейся суммой. Для вызволения короля из Иерусалима прибыл латинский патриарх, но его участие не ускорило процесс переговоров. Венценосного крестоносца и его спутников держали в безобразных условиях, кормили червивой пищей, и лишь на Пасху разрешили употребить яйца, окрашенные в разные цвета. В один из моментов всем крестоносцам, находившимся рядом с королем, казалось, что их ждет скорая и страшная смерть. Лишь 7 мая 1250 г. король и его товарищи были освобождены 175 . В июне 1250 г. Людовик Святой прибыл в Акру, где был принят как герой. Несмотря на страшные потери и разочарования, он не желал оставлять Крестовый поход, хотя отослал Карла Анжуйского на родину. Все это время благородный монарх употреблял на то, чтобы выкупить из плена оставшихся крестоносцев. В это время к нему прибыли послы от Алеппского и Дамасского эмиров с предложением объединить усилия для войны с Египтом. Король отказался, ссылаясь на свой договор с султаном. Но тут же уведомил того о том, что в случае сохранения в сарацинском плену пленных рыцарей готов поддержать его врагов. Султан немедленно освободил 200 французов. В своих мечтах Людовик Святой рисовал новый Крестовый поход, но этим мечтам не суждено было сбыться. Испанский король скончался, а его преемник Альфонсо X (1252–1284) больше интересовался защитой собственной страны от африканских сарацин, чем далеким Египтом. Французский король активно агитировал на Кипре, Романии и Морее, но, несмотря на его титанические усилия, удалось собрать не более 700 рыцарей, часть которых являлась теми пленниками, которые только что освободились из мусульманского плена. Нищие и раздетые, без средств к существованию, они не могли составить конкуренции сильным мамелюкам. Разумеется, с такой малочисленной и слабой армией не было никакой возможности начинать новую войну 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Помимо уже ставших привычными распрей и дележей добытой и еще не добытой добычи, новым событием (увы, трагичным) стал новый Крестовый поход, который в литературе принято считать вспомогательным. Действительно, как мы уже знаем, армия крестоносцев никогда не представляла собой единую централизованную силу, и в течение всего времени 1-го Крестового похода пилигримы постоянно получали подкрепления в виде новых отрядов рыцарей, прибывавших из Европы. Известия о взятии Иерусалима всколыхнули многие молодые сердца, и помимо громадных толп простых латинян, желавших попасть в Святой город, к новому походу присоединились и те рыцари, которые ранее оставили крестоносное предприятие. Многих из них дома ждал позор, как, например, барона Этьена де Блуа, которого собственная жена не пустила на порог, поскольку муж нарушил клятву Христу. Итальянцев вел архиепископ Ансельм Миланский, и жителей солнечного полуострова собралось до 50 тыс. человек, в том числе два графа Бландратских, граф Пармский, герцог Аквитанский Гильом IX (1071–1126), герцог Эд I Бургундский (1079–1103), граф Гильом II Неверский (1097–1148). В Германии крестовое воинство поддержал герцог Вельф I Бургундский (1095–1101), благочестивая маркграфиня Ида Австрийская (1055–1101), аристократы Богемии, Регенсбурга, маршал Западного императора Генриха IVKohpaд, архиепископ Тимо из Зальцбурга, епископы Ульрих Пассауский и Гебгард Констанцкий, а также множество низших клириков и монахов. Как говорят, численность новой армии крестоносцев была не меньше той, которую собрали первые вожди Крестового похода. Однако на этот раз новые пилигримы действовали совершенно безрассудно и без какой-либо осторожности. Они полагали, что коль главная цель достигнута – Иерусалим взят, то теперь их поход превратится в увеселительную прогулку. Действительность быстро разметала их грезы. Двигаясь отдельными отрядами, они становились легкой добычей турок, решивших смыть позор прежних поражений. В результате от новой армии остались жалкие остатки, которые во главе с Этьеном де Блуа добрались до Палестины 354 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не делайте для меня ничего более, кроме того, чтобы я был принесен в жертву Богу теперь, когда жертвенник уже готов, и тогда составьте в любви хор и воспойте хвалебную песнь Отцу во Христе Иисусе, что Бог удостоил епископа Сирии призвать с востока на запад 129 . Следовательно, жертвенная процессия, сопровождающая жертву козла отпущения, посредством которой она достигает homonoia, не просто стала орудием мира в Антиохии и согласия со многими христианскими общинами в Малой Азии – она преобразилась в образ христианского единства, чтобы с его помощью противостоять имперской власти и полностью изменить римские языческие политические ценности: Никакой пользы не принесут мне ни удовольствия мира, ни царства века сего. Лучше мне умереть за Иисуса Христа, чем царствовать над всей землей 130 . Именно так Игнатий это объясняет церквам Малой Азии, с которыми он поддерживал связь, чтобы они присоединились к его окружению. Он обращается к христианским группам, переживавшим в своих церквах то же отсутствие единства, что и в Антиохии, чтобы они объединили свои усилия против внешнего противника. Создание общего врага – обычная стратегия лидеров, желающих объединить расколотое общество. Так, в 1095 г. Римский папа Урбан II, желая объединить Западную Европу, разделенную по вопросу о полномочиях церкви и государства в назначении на должность епископов и духовенства, объявил первый крестовый поход, чтобы поддержать преследуемых христиан на Святой Земле. Для этого был найден общий враг – неверные мусульмане, крестовый поход против которых должен был объединить расколотую Европу вокруг папской власти. Игнатий использовал схожую стратегию, однако формой его стратегии был образ мученика, жертвы козла отпущения, объединяющей разделенную общину в коллективной вине за то, что в итоге заставило их принять его особое определение церковного единства. Образ противостояния имперской власти как образ единства должен был быть соотнесен с образом жертвы козла отпущения, которая привела к единству в Антиохии и в последующей процессии в Рим. У этой жертвы был аналог в политической риторике Малой Азии и греческого Востока в движении Второй софистики: процессия Игнатия походила на языческую sunthusia, или совместную жертву, отмечающую конец соперничества в соглашении homonoia. Однако в христианском контексте главным условием соглашения становится принятие игнатиевской модели иерархии, сосредоточенной на епископе как единственном главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

Весной 1147 года Евгений III бежал во Францию. Папство предприняло попытку возместить ущерб, нанесённый его авторитету, организовав большой крестовый поход, превосходящий все прежние. Организация и агитация была возложена на самого выдающегося оратора того времени – Бернара Клервоского. Возглавил второй крестовый поход (1147–1149) германский король Конрад III, в нём принимал участие и французский король Людовик VII. Однако военное предприятие, осуществлённое двумя самыми крупными державами Европы той эпохи, окончилось полной неудачей. Войска крестоносцев были разгромлены ещё на подступах к Иерусалиму. Неблагодарный папа использовал отсутствие государей для того, чтобы укрепить своё влияние как в империи, так и во Франции. В 1148 году Евгений III возвратился в Италию и теперь с помощью норманнов попытался завоевать Рим, где власть уже полностью находилась в руках Арнольда Брешианского. Папа проклял Арнольда, но ни оружие норманнов, ни церковное проклятие не привели к успеху. Римская республика воспрепятствовала и тому, чтобы возвратившегося из Святой земли Конрада папа короновал в императоры. Это был первый случай, когда германский король не получил императорскую корону. Борьба пап с Фридрихом Барбароссой (Вторая половина XII века) Для оказания нажима на изгнанных Римской республикой пап и с целью оттеснения норманнского королевства, которое становилось всё более могущественным на итальянском полуострове, первый настоящий Гогенштауфен, Фридрих I (Барбаросса, или Рыжебородый), вмешался в дальнейшую судьбу папства. Вновь укрепляющаяся имперская власть спасает папу, оказавшегося в стеснённом положении, но тем самым инспирирует против себя новую «столетнюю войну». Борьба пап и императоров из династии Гогенштауфенов представляла собой уже чисто политическую схватку за гегемонию в Европе. За папой стояла духовная власть и ломбардские города, в то время как вокруг императора сплотилась почти вся Германская империя, включая и епископов. Фридриха I в Германии уже поддерживала новая, светски мыслящая, верная императору церковная иерархия, ведущей фигурой которой был рейхсканцлер – граф Дассельский Райнольд, архиепископ Кельна. Целью нового императора было освободить своё государство от опеки со стороны папы и вновь придать ему значение мировой державы, причём папе была уготована роль лишь первого епископа империи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Столкновение между греками и крестоносцами становилось неизбежным. Крестоносцы приступили к обсуждению плана овладения Константинополем, на этот раз уже для себя. В марте того же 1204 года был выработан и заключен договор между Венецией и рыцарями о разделе Византийской империи после ее завоевания. Договор начинался такими внушительными словами: “Прежде всего мы, призвав имя Христа, должны вооруженной рукой завоевать город.” 261 Главные пункты договора были следующие: во взятом городе будет латинское правительство; вся захваченная добыча должна быть разделена союзниками между собой согласно условию; затем образованный из шести венецианцев и шести французов совет изберет императором того, кто, по их мнению, лучше может управлять страной “во славу Бога и святой Римской церкви и империи”; императору должна принадлежать одна четверть завоеваний в столице и вне ее, а также два столичных дворца; остальные три четверти завоеваний должны быть разделены пополам между Венецией и рыцарями; распоряжение храмом Св. Софии и избрание патриарха будет предоставлено той стороне, из которой не будет избран император; все рыцари, получившие крупные владения и более мелкие наделы, должны принести императору феодальную присягу; один лишь дож Дандоло будет освобожден от какой-либо присяги императору. 262 Вот те основания, на которых была устроена будущая Латинская империя. Установив только что приведенные условия дележа империи, крестоносцы приступили к штурму города с суши и с моря. В течение нескольких дней столица упорно защищалась. Наконец, настал роковой для Византийской империи день – 13 апреля 1204 года, когда крестоносцам удалось овладеть Константинополем. Император Алексей V Дука Мурзуфл, боясь быть захваченным и “попасть, – по выражению источника, – в виде лакомого блюда или десерта в зубы латинян,” 263 бежал. Константинополь перешел в руки крестоносцев. Столица Византийской империи “пала, будучи осажденной криминальной флибустьерской экспедицией, каковым являлся четвертый Крестовый поход.” 264 Приступая к изложению событий данного периода, Византийский историк Никита Акоминат писал: “В каком настроении должен, естественно, находиться тот, кто будет рассказывать об общественных бедствиях, постигших эту царицу городов (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Можно изумляться настойчивости Людовика, с которой он преследовал свою заветную цель, несмотря на тяжкий урок, вынесенный из первого похода. Быть может, он и мог бы на несколько лет продлить господство христиан в Сирии, если бы подкрепил их свежими силами, но мечтать о нанесении чувствительного удара мусульманам было уже теперь поздно. Когда в 1270 г. французские рыцари с королем, его братьями и сыновьями во главе сели на генуэзские суда, прямая цель похода, по-видимому, не была еще определена. Она в первый раз стала известной в Кальяри (в Сардинии), где происходил военный совет и где поставлено было решение идти на Тунис (ныне Марокко). Внешним образом мотивировался этот поход тем, что будто бы тунисский эмир обнаруживает склонность к христианству и что привлечением его в лоно католической Церкви можно было бы приобрести важного союзника для последующей войны с египетским султаном. Но на самом деле Людовик в этом отношении был орудием ловкой интриги, которая приготовлена была, вероятно, в Сицилии и которая имела целью подчинение Туниса политической власти сицилийского королевства, перешедшего незадолго перед тем к французскому королевскому дому. Во всяком случае тунисский поход был предприятием, весьма мало отвечающим целям и нуждам христиан на Востоке. Он таковым оказался и по своим последствиям. Высадившись 17 июля 1270 г. в тунисском рейде, Людовик не только не встретил готовности со стороны тунисских мусульман принять христианство , но, напротив, имел в них неприятеля, готового защищаться. Не начиная, однако, серьезных предприятий против Туниса и ожидая прибытяя Карла Анжуйского, французы дали время эмиру собраться с силами и снестись с султаном Бибарсом. Единственным приобретением крестоносцев было завоевание карфагенской крепости, которая, впрочем, не имела для них значения. Между тем эмир тунисский начал тревожить христианский лагерь нападениями, а непривычные африканские жары произвели болезни и большую смертность. В начале августа умер сын короля Тристан, затем смерть похитила папского легата, епископа Рудольфа, наконец, впал в тяжкую болезнь, от которой сошел в могилу 25 августа, и сам король.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Последнее обращение из заточения Слободана Милошевича, последнего президента Югославии к русским, украинцам и белорусам звучит так: “Русские! Я сейчас обращаюсь ко всем русским, жителей Украины и Беларуси на Балканах тоже считают русскими. Посмотрите на нас и запомните – с вами сделают тоже самое, когда вы разобщитесь и дадите слабину. Запад – цепная бешеная собака вцепится вам в горло. Братья, помните о судьбе Югославии! Не дайте поступить с вами так же!» Пророческое предупреждение, какие пророческие слова!   Мы понимаем, Сербию бомбили именно как православную страну, как верного союзника России на Балканах И сербы не зря говорили, что это подготовка к будущей войне с Россией. Нынешняя попытка Запада  уничтожить Русскую цивилизацию далеко не первая. Подчинить  православных русских латинскому Риму или уничтожить, как геополитического конкурента, овладеть богатейшими ресурсами нашей страны - можно называть разные причины исторической вражды Запада к России.   В XIII веке святой благоверный князь Александр Невский мечом отражал Крестовый поход на " русских еретиков " , благословленный римскими папами. Крестовый поход на Русь Рим объявил, когда Русская земля была разорена Батыевым нашествием.   А незадолго до этого крестоносцы, финансируемые банкирами-ростовщиками Венеции и Генуи, вместо похода в Святую Землю вероломно напали и разгромили Константинополь. Римским первосвященникам казалось, что, подчинив своей власти русских князей, они добьются своей мечты: смогут утвердить власть Рима над всем христианским миром. И это далекий XIII век. Но в просвещенном XIX веке, в Крымскую войну кардинал Парижа  архиепископ Сибур сказал прямо о причине той войны, которую с полным основанием можно называть Первой мировой. Ведь тогда три империи Британская, Французская и Османская, при поддержке Австро-Венгерской империи и Пруссии ополчились на Россию. Архиепископ Парижа кардинал Сибур  заявил: «Война, в которую вступила Франция с Россией, не есть война политическая, но война священная».

http://radonezh.ru/2022/12/15/hhi-vek-pr...

Закрыть «Мы знаем, что ныне лежит на весах …» Сегодня против России, Русского мира организован новый крестовый поход, и, что особенно печально, в нем участвуют и представители российской элиты 18.04.2019 1244 Время на чтение 8 минут Эти строки, обращенные А.А. Ахматовой к соотечественникам в дни Великой Отечественной войны, сегодня звучат с новой силой. Мы знаем, что сегодня на весах истории – судьба России, русского народа и всех народов, связанных с ним, наконец, судьба славянства как культурно-исторического типа. Сегодня против России, Русского мира организован новый крестовый поход, и, что особенно печально, в нем участвуют и представители российской элиты, те, кто сознательно и продуманно, изощренно и коварно проводит антинародную и антигосударственную политику. Русский народ заставляют забыть о его великом предназначении, вытравляют из национального характера поистине мистическую способность русского человека «жить на земле с глазами, устремленными к небу» и умирать «за други своя», уничтожают память о великой истории народа. Несколько дней назад мы еще раз убедились в этом. 12 апреля, в день Космонавтики, в день Славы и Подвига нашего Отечества, в эфире главных телевизионных каналов не нашлось места Праздничному концерту, прекрасным фильмам о покорении космоса, но зато 12 апреля вечером страна смотрела… юмористическое шоу Евгения Петросяна. Выдающийся русский философ И.А. Ильин писал, что духовный путь России определило особое «национальное задание». Это задание – сохранение православного христианства в мире – определило историю страны, национальное самосознание русского народа. Базовые понятия Православия, духовность стали мировоззренческой основой национальной литературы и обусловили поистине мистический, пророческий характер русской классической литературы, непревзойденную глубину философского постижения мира. Потому великие русские писатели обладали пророческим даром, абсолютным историческим чутьем и безошибочным государственным инстинктом. С момента своего рождения, с первых страниц, русская литература воспитывала ответственность русского человека за выполнение «национального задания», за судьбу Отечества. Не случайно главными жанрами древней русской литературы, литературы X-XVII вв., стали жития, рассказывающие о подвигах во имя защиты православной веры, и летописи, повествующие о подвигах во имя защиты Отечества. Древнерусские авторы воспринимали свой талант как дар, данный им Богом для того, чтобы поднимать дух защитников Отечества и воспитывать «Русское чувство».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/18/my...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010