Царевич обещал за такую помощь подчинить Византию в религиозном отношении Риму, заплатить крестоносцам крупную сумму денег и, после восстановления его отца на престоле, принять лично участие в Крестовом походе. Таким образом, поднимался вопрос о возможности полного изменения в направлении похода и его характера. Дож Дандоло сразу оценил все выгоды для коммерческой Венеции в предложении Филиппа. Главная роль в походе на Константинополь и в восстановлении низложенного Исаака на византийском престоле открывала дожу обширные горизонты. Но крестоносцы не сразу согласились на предлагаемое изменение и требовали, чтобы поход не уклонялся от своей первоначальной цели. Однако, в конце концов обе стороны пришли к соглашению. Большая часть крестоносцев решилась принять участие в походе на Константинополь с тем, чтобы после короткого там пребывания направиться, как раньше было определено, в Египет. Итак, в Заре был заключен между Венецией и крестоносцами договор о завоевании Константинополя. Сам царевич Алексей в это время явился в лагерь под Зарой. В мае 1203 года флот с Дандоло, Бонифацием Монферратским и царевичем Алексеем отплыл от Зары и через месяц появился уже перед Константинополем. Наша Новгородская летопись, в которой сохранился подробный, еще недостаточно обследованный рассказ о четвертом Крестовом походе, о взятии крестоносцами Константинополя и об основании Латинской империи, замечает о только что изложенном моменте похода: “Фрязи же и вси воеводы их възлюбиша злато и сребро, иже меняшеть (т.е. обещал) им Исааковиць (т.е. царевич Алексей Исаакович), а царева веления забыша и папина (т.е. папы).” 243 Русская точка зрения, таким образом, заклеймила отклонение крестоносцев от первоначальной цели. Новейший исследователь этого Новгородского сказания П. Бицилли признает его большую ценность и замечает, что “оно дает особую теорию, объясняющую поход против крестоносцев на Византию,” которая заключается в том, что “этот поход был решен совместно папой и Филиппом Швабским, о чем не говорит ни один западноевропейский источник.” 244 Большое количество исследователей занималось проблемой четвертого Крестового похода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Неудача второго крестового похода сильно отозвалась на французской нации, в памяти которой долго сохраняется отзвук этой неудачи. Она должна была лечь пятном на чести Церкви, в особенности она подорвала авторитет св. Бернарда, а также и папы: Бернард поднял массы народа, он называл крестовый поход делом, угодным Богу, предсказывал хороший исход. После позорных неудач поднялся сильный ропот против Бернарда. «Бернард не пророк, – говорили, – а лжепророк; а папа, давший свое благословение, не представитель Церкви, а антихрист». Папа сваливал всю ответственность на Бернарда, последний говорил, что он действовал по приказанию папы. В высшей степени интересна тенденция, возникающая к этому времени среди романских народов: стали взвешивать, особенно французы, обстоятельства первого и второго походов, стали доискиваться, какие были недостатки их организации и причины неуспеха. Вывод был простой: нельзя достигнуть цели походов потому, что на дороге стояло схизматическое Византийское царство, сначала нужно уничтожить это препятствие. Эта тенденция, возникающая в половине XII в., приобретает затем все более и более сторонников на Западе. Благодаря постепенному распространению этой идеи в массы народа четвертый крестовый поход, в котором участвовали венецианцы, норманны и частью французы, направляется не прямо на Восток, а на Константинополь и достигает блистательного результата; он кончился взятием Константинополя и подчинением Византии латинскому элементу. Результатом второго похода был огорчен в особенности молодой Людовик VII. Возвратившись на родину, Людовик пришел к сознанию необходимости поправить свою ошибку, смыть пятно со своего имени. Составлен был собор, на котором снова подвергся обсуждению вопрос о новом походе и, что очень удивительно, нашлась опять масса людей, которые, объятые религиозным энтузиазмом, вновь готовы были идти в Св. Землю. Случилось нечто еще более удивительное: на собор явился и св. Бернард и стал говорить, что предстоящий поход будет уже удачен. На соборе стали раздаваться голоса, что недавний поход был неудачен потому, что не поставили во главе его св. Бернарда. Явилось предложение поручить ему ведение нового похода. Папа принял весть об этом несочувственно. Он назвал самого Бернарда безумцем, а в официальном документе характеризовал подобное отношение к делу как глупость. После этого и Людовик несколько охладел к задуманному походу.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

4) Арабские завоевания: После смерти Мухаммеда в 632 г. ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда – халифы – начали завоевание соседних земель. При халифах Абу-Бекре, Омаре, Османе и … (632-61 гг.) мусульмане завоевали Персию, Палестину, Сирию, Египет. При халифах династии Омейядов (661-750) арабы построили флот и переправились в Европу. Было завершено завоевание Африки, у Византии была захвачена часть Малой Азии, в Европе – Испания. Но к середине VIII  в. в арабских государствах начались междоусобицы, и арабы были остановлены: В Европе франкский вождь Карл Мартелл разбил арабов при Пуатье в 732 г ., В Византии они были разбиты в битве при Акройне в 740 г . На этом эпоха арабских завоеваний завершилась – им принадлежала большая часть Средиземноморья.     4. (Брандт, § 24) Крестовые походы: причины, I Крестовый поход. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Завоевания турок-сельджуков. Причины Крестовых походов. 2) Письмо Алексея Комнина. Призыв Папы Урбана II в Клермоне. 3) Поход бедноты. 4) Первый Крестовый поход (участники, маршрут, результат) 5) Государства крестоносцев в Палестине. Рыцарские ордена. ДАТЫ: 1095 – призыв Папы Урбана II  в Клермоне 1096-99 – I Крестовый поход ОТВЕТ: 1) Завоевания турок-сельджуков. Причины Крестовых походов. В XI в. арабские государства в Палестине были завоеваны турками-сельджуками – кочевниками с Востока, принявшими Ислам. Новый воинственный народ завоевал у Византии значительную часть Малой Азии, угрожал Константинополю. Кроме того, турки постоянно грабили паломников в Святую Землю. 2) Письмо Алексея Комнина. Призыв Папы Урбана II в Клермоне. Император Византии Алексей I Комнин послал Папе письмо с приглашением к рыцарям поступить на службу к императору для войны с турками. Но Папа Урбан II решил поступить по-своему. В 1095 г. во французском городе Клермоне он объявил о начале Крестового похода в Святую Землю. Воодушевленные французы нашивали на одежду красные кресты, продавали свое имущество и готовились отправиться в Палестину. И бедные рыцари (особенно младшие сыновья), и крестьяне надеялись не только на прощение грехов, но и на сказочные (известные только по Библии) богатства Палестины, которые получат крестоносцы, захватив Иерусалим.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Слова буллы, положенные на простой мотив, распевали менестрели по всей Европе. Объятые ужасом кардиналы также включились в агитацию, советуя при этом папе обойти босыми ногами Германию, Францию и Англию. Для 80-летнего папы это был явно непосильный подвиг, однако он решил максимально использовать возможности церковной дипломатии и ради успеха будущего предприятия пошел даже на примирение с императором Священной Римской империи Фридрихом I Барбароссой (1155–1190) и его сыном (тогда – королем Германии, а в 1191–1197 гг. – императором). Преемник папы Григория Климент III (1187–1191) активно продолжил усилия своего предшественника. Он добился примирения враждовавших королей Филиппа II Августа французского (1180–1223) и Генриха II английского (1154–1189), после чего Филипп Август и Ричард Львиное Сердце (сын и наследник Генриха II) приняли крест, а также разрешил конфликт папства и империи, в результате чего крест принял и Фридрих Барбаросса. 5. III крестовый поход (1189–1192) Таким образом, III крестовый поход начался объединенными силами самых могущественных европейских монархов – императора Фридриха, французского короля Филиппа, австрийского герцога Леопольда V (1177–1194) и английского короля Ричарда I Львиное Сердце (1189–1199). He было в походе только общей руководящей идеи. Поэтому движение крестоносцев в Святую землю шло разными путями, цели руководителей похода были неодинаковы, и вся история похода распалась на отдельные эпизоды: англо-французский поход, движение имперских войск и осада Акры. Дипломатические сложности возникли незамедлительно. Французский король уже в самом начале своего морского пути в Сирию (конечной его целью была Птолемаида или Акра) оказался в натянутых отношениях с королем Англии. Ричард английский также отправился морем, по дороге организовав торжественные празднования на Сицилии и на Кипре. Барбаросса, которого отчаянно опасался Салах ад-Дин, отправился по суше через Византию, но до цели не добрался, утонув по дороге. В итоге осенью 1190 г. англо-французские войска объединились под Акрой с остатками имперской армии и начали бесполезную осаду города: она не представляла никакой ценности для целей крестоносного движения и, более того, породила после своего успешного завершения серьезные дипломатические трения между участниками похода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только дож Венеции умер своею смертью в Константинополе в июне 1205 г. Изложенный эпизод из истории отношений западной Европы к Востоку имеет глубокий исторический смысл. Не будем особенно настаивать на том, что никакая властная рука не поднялась в защиту попираемого ногами права, и ничей голос не высказался против издевательства над религиозным чувством народных масс. Властные люди были ослеплены страстью и действовали или под влиянием политических расчетов, или экономических и финансовых соображений. Уступим политическим деятелям их право следовать мотивам холодного расчета, но считаю, что история утратила бы свой образовательный и гуманный характер, если бы человеческие деяния не подвергались оценке со стороны других мотивов. Чувство справедливости до известной степени удовлетворено тем, что крестоносцы жестоко поплатились за свою неправду против греков. Неужели в начале XII в. деяние латинян не представлялось никому зазорным? Во время осады и взятия Константинополя был там один новгородец, который потом и сообщил свои впечатления летописцу. В Новгородской летописи " подвиг " крестоносцев сведен с пьедестала и представлен как возмутительное злодеяние. Русская точка зрения выдвигает нравственные мотивы и клеймит эту авантюру, называемую крестовым походом, как позорное дело. " Крестоносцы возлюбили злато и серебро, пренебрегли наказом папы и сплели темную интригу, вследствие которой царство греческое погибло жертвой зависти и вражды к нему со стороны Запада " . Если изучение истории должно сообщать полезные уроки, то представленный в новгородской летописи урок гуманности, терпимости и любви к человеку нельзя не рекомендовать как национальное воззрение, которое тем больше ценно, что стоит совсем одиноко и оказывается в полном противоречии с хвалебными латинскими и французскими описаниями Четвертого похода. Часть 1 Счет дальнейших крестовых походов точно не установлен. Одни под именем Пятого похода разумеют и излагают поход детей, иногда присоединяя сюда же и поход короля венгерского, другие относят этот последний к Шестому походу, излагая его вместе с походом Фридриха. Тогда получается всего семь или восемь походов, если разделить на два отдельных походы Людовика. Соединяя в один рассказ поход Фридриха с крестовым походом венгерского короля Андрея и не разбивая на два отдела походы Людовика, мы сокращаем на два все число походов и получаем вместо семи или восьми шесть [ 1 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Такой поход уже был один раз: в XIII веке множество детей со всей Европы, покинув родные места, устремились в Иерусалим, освобождать Святой град. Тогда все кончилось плохо: дети, толпами прибывшие в Марсель и Геную, частью были проданы в рабство «оборотистыми» купцами-судовладельцами, частью просто погибли. Приблизительно так же заканчивается, по Шарову, русский крестовый поход — несколько двоящийся с пасхальным крестным ходом. Проводниками крестоносной концепции становятся детдомовцы и энцы — наивный северный народ, недавно, но горячо принявший христианство. Главными организаторами похода оказываются: о. Никодим, строгий аскет, из интеллигентов, с естественнонаучным образованием, и Ленин, впавший в детство и доживающий последние дни в Горках. Довольно экзотично, не правда ли? Впрочем, для романа-притчи в самый раз. А как же христианство? С этим возникают некоторые сложности. Христианство у Шарова какое-то странное, именно что юродивое, причем не в лучшем смысле. Изредка встречающиеся довольно разумные оговорки не меняют общей картины: православные герои живут среди мучительных беспросветных самоистязаний. Тон задает, конечно, Дуся: болезненные каждодневные исповеди и самовыворачивания, старческое руководство, замешанное на всевозможных страстях, отпевание живых как средство воздействия на них — духовная жизнь несильно отличается от шаманских практик, параллель с которыми автор настойчиво предлагает. Основная мысль, остающаяся после прочтения: «Будьте как дети» — пародия на произведение Достоевского. У Федора Михайловича бесы образно соединяются с революционерами-социалистами, у Шарова в качестве такой притчи-лейтмотива выбран крестовый поход, дополненный евангельским призывом «Будьте как дети!». Герои Достоевского спорят с Богом, бунтуют, возвращают Ему билеты, в целом ведут себя с Ним весьма свободно. В романе В. Шарова общение с Богом тоже принимает своеобразные формы: мать умершей девочки сознательно погружается в разврат, чтобы отомстить Ему за единственную дочь, а у Дуси вообще целый торговый баланс, кого она приносит в жертву Богу и за что.

http://bogoslov.ru/article/408536

По всей видимости, крещенным по обряду Церкви Востока был и Улагчи, следующий формальный правитель улуса Джучи. До конца неизвестно, был ли он сыном Сартака, или Бату. В пользу второй версии указывает, в частности, назначение регентшей в связи с малолетством Улагчи супруги Бату Боракчин-хатун. Фактически устанавливалась форма правления, внедренная ранее Мунке в Чагатайском улусе: малолетний хан и регентша. Она позволяла контролировать ситуацию из ставки великого хана, что имело смысл в контексте усилившегося действия центробежных сил 51 . После смерти в 1257 году Улагчи, предположительно отравленного по приказу Берке, Боракчин-хатун пыталась привести к власти своего сына Туда-Мунке. Для реализации своего замысла она обращается к Хулагу. Но заговор был своевременно раскрыт, супруга Бату схвачена при попытке бегства в Иран и казнена. Приход к власти в Золотой Орде Берке означал и конец проекта христианизации улуса. Несостоявшийся союз монголов-христиан с крестоносцами Альянс крестоносцев с монголами-христианами мог сложиться потенциально еще в 30-е годы XIII века, после окончательного разгрома монгольскими силами Хорезма и достижения верховьев Тигра. Монгольским наместником в Персии и Закавказье являлся в этот период бывший оруженосец Чингисхана Чормаган, вокруг которого группировались преимущественно христиане. Христианкой являлась и супруга наместника. Замужем за христианами-несторианами были две дочери Чормагана. Л.Н. Гумилев утверждал, что и сам монгольский наместник склонялся к принятию христианства. При нем активно строились христианские храмы, проповедовалось учение 52 . Альянс в 30-е годы XIII века был возможен и потому, что поход Бату на Европу еще не состоялся. При новом наместнике Байджу, сменившем парализованного Чормагана в 1242 году, заключить его ввиду европейских событий было уже гораздо сложнее. Но и при Байджу перспектива не являлась нулевой. Но прибывшие в 1247 году в ставку наместника папские посланники доминиканцы Асцелин и Гишар Кремонский не нашли ничего лучше, чем потребовать подчиниться папе. Вместо заключения альянса разразился скандал, и Байджу едва не казнил посланников. Монахов отпустили при временно сменившем на посту наместника Байджу Эльджигидее (Эльчидае). Асцелин доставил папе Иннокентию IV ответ от монголов, на который тот, в свою очередь также ответил посланием. Монгольское посольство было отправлено и к французскому королю Людовику IX, готовившемуся возглавить новый крестовый поход. Однако переговорный процесс так и не привел к заключению альянса. Стороны не доверяли друг другу. Имели место и амбиции, отношение к потенциальным союзникам с позиции превосходства. Сказывались и культурные противоречия 53 . «Желтый крестовый поход»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но Ваша критика заставляет меня вернуться к этому вопросу еще раз. Вы пишете: « В.В. Бурега, говоря о 4-м крестовом походе, пишет: «изначально предполагалось, что крестоносцы отправятся в Египет». Однако если открыть статью «Византия» в авторитетной и для самого критика «Православной энциклопедии» мы прочтем о том, что этот поход был с самого начала направлен против Византии ». Здесь Вы ссылаетесь на восьмой том «Православной энциклопедии» (Том VIII. М., 2004. С. 156). Однако здесь в статье «Византия» проблема изменения направления Четвертого крестового похода специально не рассматривается. Этой теме на странице 156 посвящено лишь одно предложение: «В 1201-1202 гг. был организован 4-й крестовый поход с участием фландрских, североитальянских, французских рыцарей и венецианцев, тайно направленный против Византии». Кем направленный? Когда? Был ли этот тайный замысел изначальным? На эти вопросы в статье нет ответа. Очевидно, что эти ответы можно будет найти в статье «Крестовые походы», которая пока еще, увы, не написана. Мнение же о том, что изначально предполагалась отправка рыцарей не в Византию, а в Египет является в литературе общепризнанной. Даже странно слышать из Ваших уст сомнение в этой бесспорной исторической истине. Западных исследователей Вы, видимо, не считаете авторитетными. Поэтому сошлюсь на отечественных. Так, один из крупнейших отечественных византологов академик Ф. И. Успенский в своей книге «История крестовых походов» писал, что «душой и возбудителем» Четвертого крестового похода был папа Иннокентий III, который с момента своего восшествия на папский престол «предпринял ряд мер, чтобы расшевелить католический мир идеей крестового похода, который следовало направить не в Палестину, а в Египет , ибо оттуда мусульманство черпало силы для борьбы с христианством». Уже в 1200 году в результате переговоров европейских князей с венецианцами была достигнута договоренность, что Венеция даст крестоносцам «достаточное число судов для перевозки крестоносцев в Александрию … Венеция обязывалась в годичный срок доставить такое число кораблей, которое в состоянии было бы поднять и перевезти в Египет 4,5 тысячи рыцарей, 9 тысяч оруженосцев и 20 тысяч пехоты по цене 2 марки серебра с пассажира и 4 марки за лошадь» ( Успенский Ф.

http://bogoslov.ru/article/290876

прибыл в Антиохию. Рассказанными событиями, можно сказать, исчерпывается результат Второго крестового похода; громадные армии королей растаяли под ударами мусульман; а короли, — французский и немецкий, соединившиеся для одной цели, скоро разошлись и стали преследовать противоположные задачи. Раймунд Антиохийский [ 1 ] принял французов очень радушно: последовал ряд празднеств и торжеств, в которых французская королева Элеонора играла первенствующую роль. Не замедлила проявиться интрига, которая не осталась без влияния на общий ход дел: Элеонора вступила в связь с Раймундом. Само собою разумеется, Людовик чувствовал себя оскорбленным, униженным, он потерял энергию, воодушевление и охоту вести начатое дело. Но были обстоятельства, которые еще хуже отозвались на деле Второго крестового похода. Пребывание Конрада III в Константинополе в зиму 1147/48 г. сопровождалось охлаждением между ним и византийским императором. Весной 1148 г. Конрад отправился из Константинополя в Малую Азию, но только не в Антиохию для соединения с французским королем, а прямо в Иерусалим. Как для Раймунда, так и для Людовика было в высшей степени неприятно известие, что Конрад оставил задачи крестового похода и предался интересам Иерусалимского королевства. Болдуэн III, король Иерусалима, побудил Конрада стать во главе войска, которого Иерусалимское королевство могло выставить до 50 тысяч, и предпринять поход против Дамаска. Это предприятие следует считать в высшей степени неверным и ошибочным, да оно и не входило в виды второго крестового похода. Движение против Дамаска в интересах иерусалимского княжества окончилось весьма печальными результатами. В Дамаске, правда, находилась довольно грозная сила, но весь центр тяжести мусульманского Востока, вся сила и опасность для христиан сосредоточивалась в это время не в Дамаске, а в Моссуле. Эмир моссульский Зенги, а не кто другой завоевал Эдессу и угрожал остальным христианским владениям. После смерти Зенги в Моссуле сидел сын его Нуредин (Нур-эд-Дин) [ 2 ], который приобрел весьма крупную, хотя и печальную известность в восточных христианских летописях, как самый непримиримый и грозный враг Антиохии и Триполи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А.А. Федоров-Давыдов Глава пятнадцатая. Шестой Крестовый поход I. Настроение на Западе Перемирие с мусульманами было заключено на 10 лет, но папа Григорий IX вскоре уже снова стал призывать христиан к новому крестовому ополчению. Горячие проповеди его посланцев и письма заставляли многих давать свое согласие и пожертвования, но покамест ничего существенного для пользы Святой Земле не делалось. Фридрих II сначала не препятствовал папе нарушать перемирие, но когда между ними начались новые ссоры и недоразумения на почве владений в Италии, он резко объявил крестоносцам, чтобы они отказались от этого похода, так как мир с мусульманами еще не окончился. Конечно, это сильно расхолаживало крестоносцев, как расхолаживали грубость и жадность к деньгам монахов. Ради платы они легко освобождали кого угодно от обязательства выполнения данного обета. А это производило крайне дурное впечатление на доверчивых людей. А что делалось на Востоке!.. Вот, где ужас-то был!.. Там неустанно шла междоусобная борьба между оставшимися ставленниками Фридриха II и приверженцами папы; кроме того, враждовали духовные власти, и во всех городах царили безнравственность, насилие и грубость. Перемирие с мусульманами нарушили самовольно отдельные отряды рыцарей, а это страшно раздражило мусульман. Между тем, в 1238 году умер Алькамил, и между его сыновьями Абу-Бекром и Ассали-Эйюбом, начались новые междоусобные войны. Это обстоятельство несколько отвлекало силы мусульман от христиан. II. Поход Тибо Наваррского Вследующем году в Лионе собрались король Тибо Наваррский, герцог Гуго Бургундский, граф Петр Бретанский, Амальрих Монфорский с значительными отрядами французских крестоносцев для обсуждения вопроса о новом Крестовом походе, и часть этого воинства действительно отправилась в Палестину. Сила эта в соединении с иерусалимским воинством могла бы оказать большое сопротивление мусульманским войскам. Но не было среди них людей, истинно преданных делу, которые объединили бы их и твердо направили тесно сплоченной массой на неприятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010