В то время как Палестина постепенно переходила в руки Нуредина [ 4 ], на севере возрастали притязания со стороны византийского царя Мануила Комнина, который не упускал из виду вековой византийской политики и употреблял все меры, чтобы вознаградить себя за счет ослабевших христианских княжеств. Рыцарь в душе, человек в высшей степени энергичный, любящий славу, царь Мануил готов был осуществлять политику восстановления Римской империи в ее старых пределах. Он неоднократно предпринимал походы на Восток, которые были для него весьма удачны. Его политика клонилась к тому, чтобы постепенно соединить антиохийское княжество с Византией. Это видно между прочим из того, что после смерти первой своей жены, сестры короля Конрада III, Мануил женится на одной из антиохийских принцесс [ 5 ]. Вытекавшие отсюда отношения должны были в конце концов привести Антиохию под власть Византии. Таким образом, как на юге, вследствие успехов Нуредина, так и на севере, вследствие притязаний византийского царя, христианским княжествам во второй половине XII столетия угрожал близкий конец. Само собой разумеется, что трудное положение христианского Востока не оставалось неизвестным на Западе, и отношение византийского царя к христианам не могло не возбуждать ненависти к нему со стороны западных европейцев. Против Византии, таким образом, все более и более раздавались на Западе враждебные голоса. Новое направление делам на Востоке дал Саладин; при нем произошло соединение египетского халифата с багдадским. Саладин обладал всеми качествами, которые нужны были для того, чтобы осуществить идеальные задачи мусульманского мира и восстановить преобладание ислама. Характер Саладина выясняется из истории Третьего крестового похода, из его отношений к английскому королю Ричарду Львиное Сердце [ 6 ]. Саладин напоминает черты рыцарского характера, а по своей политической сообразительности он стоял далеко выше своих врагов-европейцев. Не в первый раз во время Третьего крестового похода Саладин является врагом христиан. Он начал свою деятельность еще во время Второго крестового похода; он участвовал в войнах Зенги и Нуредина против христиан. После окончания Второго крестового похода он отправился в Египет, где приобрел большое значение и влияние на дела и скоро захватил в свои руки высшее управление в халифате, поддерживая в то же время связи и отношения с халифатом багдадским.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В то время как Палестина постепенно переходила в руки Нуредина, на севере возрастали притязания со стороны византийского царя Мануила Комнина, который не упускал из виду вековой византийской политики и употреблял все меры, чтобы вознаградить себя на счет ослабевших христианских княжеств. Рыцарь в душе, человек в высшей степени энергичный, любящий славу, царь Мануил готов был вдаться в политику восстановления Римской империи в ее старых пределах. Он неоднократно предпринимал походы на Восток, которые были для него весьма удачны. Его политика клонилась к тому, чтобы постепенно соединить антиохийское княжество с Византией. Это видно, между прочим, из того, что после смерти первой своей жены, сестры короля Конрада III, Мануил женится на одной из антиохийских принцесс. Вытекавшие отсюда отношения должны были в конце концов привести Антиохию под власть Византии. Таким образом, как на юге вследствие успехов Нуредина, так и на севере, вследствие притязаний византийского царя, христианским княжествам во второй половине XII в. угрожал близкий конец. Само собой разумеется, что трудное положение христианского Востока не оставалось неизвестным на Западе, и отношение византийского царя к христианам не могло не возбуждать ненависти к нему со стороны западных европейцев. Против Византии, таким образом, все более и более раздавались на Западе враждебные голоса. Новое направление делам на Востоке дал Саладин; при нем произошло соединение Египетского халифата с Багдадским. Саладин обладал всеми качествами, которые нужны были для того, чтобы осуществить идеальные задачи мусульманского мира и восстановить преобладание ислама . Характер Саладина выясняется из истории третьего крестового похода, из его отношений к английскому королю Ричарду Львиное Сердце. Саладин имел черты рыцарского характера, а по своей политической сообразительности он стоял далеко выше своих врагов-европейцев. Не в первый раз во время третьего крестового похода Саладин является врагом христиан. Он начал свою деятельность еще во время второго крестового похода; он участвовал в войнах Зенги и Нуредина против христиан. После окончания второго крестового похода он отправился в Египет, где приобрел большое значение и влияние на дела и скоро захватил в свои руки высшее управление в халифате, поддерживая в то же время связи и сношения с халифатом Багдадским.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

На протяжении длительного периода классического Средневековья, когда православный Восток оказался в ситуации нестабильности и незащищенности, христианский Запад, как ни странно, переживал эпоху внутренней консолидации. Во многих частях Европы, как уже говорилось ранее, признаки восстановления и укрепления порядка проявились задолго до 1050–х годов. Последовавшие затем долгие годы стабильности, скорее всего, объясняются отсутствием внешней угрозы. В целом военное превосходство и активное развитие Запада с конца X века явились непосредственными результатами внешнеполитического спокойствия. С большой долей уверенности можно предполагать, что благодаря завидному отсутствию иноземных вторжений процесс социального и экономического развития западноевропейского общества был более устойчивым вплоть до наших дней. «Есть основания полагать, – пишет один из выдающихся медиевистов XX века, – что чувство удивительной защищенности, помимо европейцев известное разве что японскому народу, стало одним из основополагающих факторов развития европейской цивилизации в самом глубоком и прямом смысле слова» 142 . Поразительный контраст с христианским Востоком, где постоянно возникали нестроения. В течение всего исторического периода, который охватывает данное исследование, агрессия извне неоднократно и нередко коренным образом изменяла географию православного мира, о чем убедительно свидетельствует судьба таких духовных центров, как Киев и Константинополь (не говоря уже о судьбах азиатского христианства в эту же эпоху). По сравнению с Западом историческое развитие Востока было совершенно иным. Арабские, монгольские, сельджукские и османские захватчики редко довольствовались временным вторжением на христианский Восток; к тому же прекрасно известно, что эти внешние агрессоры нередко предпочитали создавать здесь долговременные поселения. К сожалению, даже крестовые походы оказались бедствием. Долгосрочные стратегические последствия крестовых походов в большей степени связаны с Византийским государством, нежели с турками или арабами; во всяком случае, они вряд ли представляли собой серьезную военную угрозу исламу и непосредственно исламским территориям. Конечно, ситуация разобщенности, которая сложилась на Востоке (в противовес консолидации на Западе), существенно нарушила естественный ход развития Восточной церкви 143 . Ущерб, нанесенный постоянными вторжениями, в конечном счете стал главной причиной многовековой изоляции православного мира от Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Несмотря на доводы современных апологетов крестовых походов, факт остается фактом – коренное население Сирии и Палестины было отвергнуто христианскими переселенцами с Запада. Политика латинян не предполагала экуменического сближения. «Natio Christiana [христианская нация] никогда не рассматривалась иначе как в латинской перспективе. Очевидно, что она никогда и не была создана… Возможно, крестовые походы начинались как движение колонизации, но пришли к колониализму» 186 . На фоне социально–религиозной системы исламского мира, терпимой ко всем немусульманам как к своим «защищаемым» поданным (зиммиям) и гарантировавшей свободу вероисповедания, свободу личности и даже право собственности, резко выделяется позиция крестоносцев, которые не помышляли ни о чем ином, кроме своего излюбленного пути социальной поляризации и насильственной сегрегации всех нефранков 187 . Продолжительная борьба между Римской церковью и кафедрами Антиохии и Иерусалима, которая последовала за событиями, описанными выше, не затронула Александрию – еще одну великую кафедру из пентархии патриархатов. Поскольку крестоносцы не захватывали Египет, некогда могущественной церкви святых Афанасия и Кирилла удалось избежать случаев изгнания и вытеснения собственных епископов латинскими иерархами во время франкской оккупации. Кроме того, в силу враждебности мусульманского Египта к латинскому правлению контакты между франками Палестины и Александрийским патриархатом неизбежно сводились к минимуму. Однако отношения с папством на протяжении XII и XIII веков были явно теплыми. Имеется даже ряд свидетельств тому, что в XII веке патриархат поддерживал communio in sacris [евхаристическое общение] с латинскими пленниками и купцами. Также существуют данные о пребывании делегата от Александрийской церкви на Латеранском соборе 1215 года. На протяжении большей части этого периода Александрия, видимо, не испытывала враждебного отношения к Риму в отличие от других восточных патриархатов. Но даже при таких условиях отношения между двумя церквами, вероятно, ухудшились к началу XIII столетия: в 1410 году Рим назначил латинского патриарха еще и в Александрию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Макаров 17 ноября 2016, 06:22 Все упоминают какие-то злобные " советские учебники " . А в каких советских учебниках упоминались детские крестовые походы ? На уроках истории в средней школе об этом не говорили. Никодим 16 ноября 2016, 22:32 Михаил15 ноября 2016, 05:00 " Дети не невинные! Это прозападный прокатолический миф... " . Михаил, Вы тут всё несколько перепутали. Всё как раз наоборот, как раз в католическом богословии было принято подчеркивать греховную составляющую детской природы. Эта линия, идущая от Августина Блаженного, развивалась многими его последователями в Западной церкви. Понятно что Августин является святым неразделенной Церкви, но в его богословии немало спорных моментов. В то время как в православной традиции как раз принято относится к детям как к земным ангелам, следуя прямым словам Спасителя: " будьте как дети " и " если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное " (Мф.18.3) Р.К. 16 ноября 2016, 17:39 olga14 ноября 2016, 16:00 " Все крестовые походы были вызваны не благочестием ( при декларации оных), а голодом и крайним обнищанием народов, в следствии засухи, дождей, холода, жары, падежа скота. Когда элементарно не удавалось прокормить своих детей. " Ольга, Вы просто повторяете абзацы из советских учебников истории. А все эти учебники, в свою очередь, были написаны на основе " трудов " К. Маркса. Но Вы же христианка, Ольга, так зачем же повторять вслед за Марксом, который люто ненавидел и христианскую Европу и само христианство? Антон 16 ноября 2016, 10:45 Настроение этих несчастных детей очень похоже на настроения, охватившие участников киевского Майдана. Не зря же про них говорили: " Воны ж диты! " И финал у Майдана почти такой же горький. Конечно, великовозрастных " детишек " , скакавших на Майдане, слава Богу, мусульманам в рабство не продали. Но вся Украина сегодня примерно в том положении, в каком были дети, умиравшие в Альпах от голода и холода. Иван 15 ноября 2016, 21:46 Михаил15 ноября 2016, 05:00 " Дети, это незрелые взрослые, им умиляются потому что они слабые и беззащитные, но разве быть слабым, физически, морально и нравственно, тупым, беспомощным, зависимым - разве это добро? " Михаил, а Вы правда считаете себя православным??? Такая позиция больше походит на цитату из " Майн кампф " . Ну, или на худой конец из Ницше. Странно читать такие комментарии на православном сайте. Очень странно. Вразуми Вас Бог!

http://pravoslavie.ru/98463.html

Цель этой книги состоит не в том, чтобы рассмотреть джихад сегодняшнего дня, хотя сегодняшний джихад важен как продолжение тринадцати предыдущих столетий воинствующего ислама. Вскоре после смерти Мухаммеда в 632 году джихад проявился на европейском материке, под стенами Константинополя, в 668 году, когда мусульмане впервые осадили столицу Византийской империи. С тех пор джихад стал частью европейской истории. Его первым большим триумфом в Европе стало вторжение и захват Испании в 711 году, которые вызвали почти восемьсот лет войн. Завоевание, а затем Реконкиста 6 продолжалось до 1492 года, но большинство европейцев до сих пор практически ничего не знают о нем. И все же это часть нашей истории, так же как нормандское завоевание Англии, римское завоевание Галлии, поражение гуннов, Столетняя война, Ватерлоо, Сомма и Дюнкерк. Джихад – это один из факторов жизни, который сделал Европу такой, какая она есть сегодня. Сегодняшний джихад, самолет «Пан-Американ 7 », взорванный над Локерби, авиалайнер «Эйр Франс», уничтоженный в воздухе над Чадом, западные заложники, похищенные и годами удерживаемые в подземных камерах «Хезболлой» в Бейруте, сотни французских солдат и американских морских пехотинцев, убитых, при взрыве казарм в Ливане, американские дипломаты, похищенные и спрятанные в Тегеране, бомбы, заложенные в универмагах по всему Парижу, – все это часть давней традиции джихада. Джихад затронул гораздо больше стран, чем Крестовые походы в Палестину. Крестовые походы, которых было восемь, происходили на Святой Земле между 1096 и 1270 годами, не более двухсот лет. Крестоносцы пытались утвердиться в Святой Земле, когда-то бывшей христианской. Мотивы ислама, связанные с джихадом, выглядят гораздо грандиознее. Мусульмане хотели захватить Европу и исламизировать ее. Немалая часть Европы и оказалась захваченной и оккупированной на протяжении веков, иногда опустошалась, а часть ее была исламизирована. Испания, Португалия, Франция, Италия, Сицилия, Австрия, Босния, Сербия, Хорватия, Венгрия, Румыния, Валахия, Албания, Молдавия, Болгария, Греция, Армения, Грузия, Польша, а также восточная и южная Россия являлись полями сражений, где ислам побеждал или терпел поражение.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Это вопрос, вечный вопрос, — неведение ли ближе к Богу или опыт, неведение ли прекрасней в глазах Бога или опыт, неведение ли угоднее Богу или опыт. Но что мы вправе сказать, потому что мы это видим, не можем не видеть, — это что наше постоянство, наша стойкость, наша преданность обладают какой-то особой новой красотой, какой-то ценностью, каким-то особым новым величием. Словно придуманным для нас. Словно созданным специально для современного мира. Наша верность более верная, чем былая верность. Наша преданность более верная, чем былая верность. Наша вера не только не ослабла, как того хочется г. Лоде, но, быть может, в каком-то смысле усилилась. Как бы прояснилась. Это вера, которая держится тверже, чем когда-либо. Miles Christi, всякий христианин сегодня — солдат; солдат Христов. Нет больше мирных христиан. Те крестовые походы, за которыми наши отцы отправлялись в земли неверных, non solum in terras Infidelium, sed, ut ita dicam, in terras ipsas infideles (не просто в земли неверных, но, так сказать, в земли сами неверные), ныне сами, наоборот, пришли к нам, теперь они до нас добрались, они у нас дома. Наша верность — как цитадель. Крестовые походы, перемещавшие целые народы, перемещавшие континенты, бросавшие один континент на другой, — теперь они хлынули вспять к нам, захлестнули наши дома. Мы больше не идем с войной к неверным. Это неверные, поодиночке, скопом, колеблющиеся или определившиеся, нерешительные и решившиеся, нерешительные или решившиеся, распространившиеся повсюду, неверные уголовники, а еще больше всякого рода неверность, принесли войну к нам. Последний из нас стал солдатом. Последний из нас буквально стал крестоносцем. Наши отцы как волны народов, как волны армий заливали континенты неверных. Теперь, наоборот, это волны неверности бушуют в море, бушуют в полной воде и непрестанно осаждают нас повсюду. Каждый наш дом — это крепость in periculo maris, в бушующем море. Священная война повсюду. Она беспрерывна. Поэтому она больше не нуждается в том, чтобы к ней где-то призывали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=883...

Бен Ладен, штаб-квартира которого находится в Афганистане, является основателем и спонсором экстремистского «Исламского международного фронта борьбы с евреями и крестоносцами», который в феврале 1998 года издал приказ: «Убивайте американцев!» Соединенные Штаты незамедлительно нанесли ответный удар, направив семьдесят пять крылатых ракет «Томагавк» для бомбардировки учебной базы движения в Афганистане, а также того, что, по утверждению президента Клинтона, было объектом по производству химического оружия близ Хартума в Судане. Таким образом, Соединенные Штаты оказались одной из первых целей джихада. Сезон охоты на Америку открылся. Современный джихад может начаться в ближайшее время, перспектива, которая вызывает значительную озабоченность в мире, и очень понятна в свете 1300-летней деятельности джихада, которую уже пережил Запад и которая описана в этой книге. Американцы заметят, что бен Ладен выбрал самый пренебрежительный термин в словаре правоверного мусульманина для описания своих американских и других врагов и вернулся на сотни лет назад, чтобы найти его. Этот термин: Крестоносец! Набожные последователи Мухаммеда считают Крестовые походы ответственными за противостояние между христианским миром и исламом. Они считают, что именно крестоносцы вынудили ислам создать самооборону джихада. На самом деле, факты говорят об обратном. Когда в 1096 году начались Крестовые походы, джихад вёлся против христианского мира уже почти пятьсот лет. Именно недавние успехи джихада в Испании вдохновили, так сказать, Папу римского на организацию Крестовых походов и отправку крестоносцев в Святую Землю. Для всего мира эти последние взрывы в Африке были просто современным терроризмом в действии; но некоторые не мусульмане увидели в них связь со старым, историческим джихадом, который восходит к 600-м годам, к Аравийскому полуострову и основателю ислама, провозгласившему тогда же джихад для защиты своей веры. Многие современные мусульмане осуждают этот новый фанатичный джихад даже сильнее, чем западные люди.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Отец Димитрий внимательно читал написанные мною книги и многие статьи. «Мою Америку» он, по моей просьбе, прочел еще в рукописи и дал много ценных советов по улучшению текста. Он же написал к этой книге предисловие, равно как и ранее написал предисловие к третьему изданию «Сектоведения». Я дарил ему каждое новое издание «Очерков по истории Вселенской Церкви», и отец Димитрий говорил, что очень любит эту книгу. Мы много обсуждали мои готовящиеся «Крестовые походы», записали две беседы «под часами» на мультиблоге батюшки. Выход четырехтомника все затягивался, отец Димитрий при каждом нашем разговоре спрашивал о нем, говорил, что очень хочет его прочесть. Наконец-то книгу отвезли в типографию, но тут грянул ковид и карантин. Все закрылось. Когда книгу наконец привезли, заболел отец Димитрий. Мы молились и надеялись. Батюшка выздоровел, вышел из больницы и вывесил видео на мультиблоге, что уходит в затвор и просит до конца лета его не беспокоить. Я решил, что, наверное, лучше не дергать его, подождать – осенью принесу ему книгу, – и уехал в отпуск. Но вскоре он сам позвонил мне и спросил про крестовые походы. До сих пор жалею, что не решился позвонить ему и привезти ему мой труд сразу же после его выхода из больницы. Вернувшись в Москву , я пришел к нему и принес четырехтомник. Он уже почти не ходил, переносил это немощное состояние бестрепетно. Более того – он весь светился радостью и любовью. Я бы даже назвал тогдашнего отца Димитрия лучезарным. Он переносил немощное состояние бестрепетно, более того – весь светился радостью, был лучезарным Я не помню, чтобы он хоть раз пошутил во время этой встречи или включил свою знаменитую иронию, что было крайне необычно для него. Помню его знаменитую проповедь о том, что тот, кто не умеет радоваться, находится в аду. Исходя от противного, радостный, любящий отец Димитрий уже был в раю и передавал это райское чувство всем окружающим его людям. Мы пообедали вместе, потом пообщались, пока батюшка не устал, и его отвели прилечь. Через несколько дней мы молились и причащались вместе в его храме, потом были вместе на трапезе, уговорились встретиться еще, но не сложилось. Только несколько раз поговорили по телефону. Отец Димитрий начал читать четырехтомник «Крестовых походов», сказал, что книга ему очень нравится, но, конечно, не успел окончить и первый том. Страшно жаль: я так хотел услышать его отзыв.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/28/zastup...

Он посылал свои войска в Италию и Венгрию, в то время как они были нужнее всего в Малой Азии и на Балканах. Он черпал из имперской казны, как будто она была бездонной, а все новые и новые коммерческие концессии, предлагавшиеся им итальянским республикам в обмен на сиюминутные дипломатические выгоды, отобрали эту сферу экономической деятельности у его же подданных. В результате казна Империи уже никогда более не будет полной. Великолепие его двора вводило всех в заблуждение, и все считали Империю гораздо более мощной, чем она уже была на самом деле. В реальности она держалась лишь благодаря личности и престижу императора. Упадок, начавшийся сразу же после его смерти, стал очевидным для всех. До последнего момента Мануил цеплялся за жизнь, веря в пророчество, обещавшее ему еще 14 лет жизни, поэтому он не распорядился относительно регентства над своим 12-летним сыном Алексием II. Регентшей стала мать наследника Мария Антиохийская, немедленно окружившая себя своими соотечественниками-латинянами. Народ хорошо помнил крестовые походы с их грабежами и разорениями, а также резню на Кипре. А теперь выходило, что Империей правили те самые самоуверенные, наглые варвары-франки, которые были повсеместно ненавидимы во всей Империи. В 1182 г. в Константинополе началась революция, завершившаяся резней латинян. 10. Мария была низвергнута, и в столицу вошел племянник Мануила Андроник Комнен - самый блестящий и самый аморальный представитель династии. Андронику было уже 62 года. Его жизнь до этого знаменита невероятными приключениями, авантюрами и скандальными любовными историями. Его обаяние было неотразимо: ни одна женщина, даже самые высокие коронованные особы, не могла перед ним устоять. За ним тянулась длинная цепь измен и бегств: он жил и на крестоносном Ближнем Востоке, и в Персии, и в Галитчине, и во многих других местах. Неверный, жестокий и развратный, он был в то же время талантливым правителем и государственным деятелем. Андроник ознаменовал свое прибытие в Константинополь серией преступлений.

http://sedmitza.ru/lib/text/434805/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010