Осенью 2013 г. закончилась многолетняя археологическая эпопея на исторической территории - там, где находится фундамент разрушенной Крестовской Церкви. В результате этих изысканий были обнаружены обломки могильных плит, фрагменты кирпичной кладки, чугунной решетки, архитектурного убранства и пр. артефакты. Летом 2013 г. испросив благословения Митрополита Климента в годе его визита летом 2013 г. на дальнейшие действия братия приступила к заключительному этапу. После того, как были определены границы фундамента храма, а также место прохождения водной магистрали, с помощью спецтехники по вывозу грунта была произведена окончательная расчистка исторической территории. Вместо массивного холма, в течение нескольких десятилетий «украшавшего» пустырь Крестовского некрополя, теперь возвышается остов алтаря Крестовской церкви - памятник истории, то место, откуда начинался Крестовоздвиженский монастырь. В настоящее время здание бывшего братского корпуса (ул.Поле Свободы, д.65) с прилегающим земельным участком и территорией некрополя, а также здание просфорни (Поле Свободы, д.65 а) переданы в собственность Калужской Епархии. В деревне Корокино Дзержинского района Калужской области располагается Знаменский скит монастыря. 5 августа 2012 г. Митрополит Калужский и Боровский Климент освятил храм в честь преподобных Германа, Зосимы и Савватия Соловецких и совершил в нем первую Божественную литургию. По окончании литургии Его Высокопреосвященство освятил крест и центральный купол храма. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В монастырском храме богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельников обители. Совершенствуются формы социального служения. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября Икона Пресвятой Богородицы " Троеручица " - 25 июля, 11 июля Фото [ править править код ] Видео [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовский_мо...

В нем кроме небольших местных икон: Троеручницы (в серебряном окладе) и Нерукотворного образа, замечательная икона Божей Матери Иверской. Она написана на доске длиною 1.5 аршина, а шириной 1 аршин. На ней риза и венец сребропозлаченные чеканной работы с клеймом 1833 года, корона и несколько звездочек из стразов, бирюзы и простых разноцветных камешков. Вризе с украшениями 10 фунтов 68 золотников. За южными дверями храма имеется колодец под деревянной крышей, а за ним двухэтажный каменный, покрытый железом корпус, в котором помещается трапеза и прочие службы, а вверху на две стороны 14 келей, разделенных просторным корридором. Здесь помещаются все состоящие при церкви служители и послушники. Церковная служба отправляется ежегодно живущими при церкви старцами с меньшей братией. Корпус этот начат строиться в 1852, а окончен в 1854 году. Главный фасад обращен на запад. Кроме сего, с восточной стороны за храмом в саду стоит деревянный одноэтажный корпус на каменном фундаменте, построенный еще Преосвященным Епископом Николаем для богадельни. Северная сторона площади возделывается для овощей, а на восточной и юго-восточной насажен сад, западная сторона составляет двор». Источник: http://krestovskiy-abbey.ru/node/8 Наиболее полное описание истории возникновения Крестовского монастыря содержится в книге «Историческое описание Калужского Лаврентиева монастыря, нынешнего Калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовой церкви» (1888), составленной иеромонахом Леонидом (Л. Кавелиным): «На месте нынешней Крестовской церкви с незапамятных времен стояла сперва деревянная, а потом каменная часовня, именуемая «часовней на Боровской дороге». О построении этой часовни калужские сторожилы рассказывают так: после большого Калужского пожара, в конец истребившего город, в числе святыни, спасенной из погоревших церквей, был большой издревле чтимый Крест. Спасенные вещи были сложены до времени в одной из посадских церквей. При распределении оных по уцелевшим и вновь устроенным храмам , граждане пришли к единодушной мысли поставить этот Крест за городом на большой Московской дороге, воздвигнув для него особую часовню, в ограждение его силою этой лесистой окрестности их города, от часто случавшихся там грабежей и разбоев.

http://sobory.ru/article/?object=17481

В XIX в. архим. Арсений сочинил поэму «Взгляд на Лаврентиев монастырь» (ГА Калужской обл. Ф. 64. Оп. 1. Д. 27). История Л. К. м. наиболее подробно изложена архим. Леонидом (Кавелиным) в «Историческом описании Калужского Лаврентиева монастыря, нынешнего Калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовской церкви» (Калуга, 1862). Торжества 1915 г. детально описаны в газ. «Калужский церковно-общественный вестник». Территория и постройки Л. К. м. располагался на холме и представлял собой серьезное укрепление. В 30-х гг. XVIII в. он был окружен кирпичной крепостной стеной толщиной ок. 1 м и высотой ок. 3 м, образовывавшей в плане квадрат, а по углам располагались 4 восьмигранные башни. Над св. вратами в 1732 г. устроена каменная одноглавая ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Ее план представлял собой 4 неполных полукруга по главным осям и 4 меньших с окнами по диагоналям. С XIX в. из-за тесноты богослужения в Успенской ц. не проводились. Под ней было 2 проезда, покрытые коробовыми сводами. В сер. XIX в. в юго-вост. и юго-зап. башнях устроены летние кельи, а внизу - ледники. Лаврентиев в честь Рождества Христова мон-рь. Фотография. 1878 г. Лаврентиев в честь Рождества Христова мон-рь. Фотография. 1878 г. В Л. К. м. находился 2-этажный одноглавый соборный храм (1650): нижний каменный этаж с ц. во имя мч. архидиак. Лаврентия, верхний деревянный этаж с ц. в честь Рождества Христова. В 1790 г. нижний храм был отреставрирован, а в 1855 г. освящен во имя блж. Лаврентия Калужского. В нижней церкви были низкий потолок, подпираемый толстой колонной в центре, небольшие окна. С 1769 г. здесь же находилась ризница. На одной из стен помещалось мраморное барельефное изображение А. Ф. Демидовой († 1805). Входные двери юж. стены были украшены архивольтами и тройными наличниками из колонн с перемычками в инд. стиле. Снаружи стены были облицованы известковым камнем. Верхняя Рождественская ц. изначально была деревянной, «о трех верхах», а в 1739 г. после пожара заменена каменной 2-престольной (левый придел - в честь Рождества Христова, правый - в честь Вознесения Господня), в 1776 г. расширена, в 1780 г. освящена. Отличительной особенностью верхней церкви был иконостас в стиле рококо с широкими карнизами, образа поясов отделялись одни от других колоннами. Верхняя церковь освещалась окнами в 2 света, над ней был надстроен восьмерик, увенчанный куполом, а над ним - еще один небольшой восьмерик с главой. Апсида была 5-гранной.

http://pravenc.ru/text/2462415.html

По-прежнему остается неизвестна судьба главной святыни его - Честного Животворящего Креста. Судя по всему, он, как и другие святыни Крестовской церкви был сожжен после Постановления от 28 марта 1929 года, принятого на заседании бюро фракции РКП (б), в котором Горкомхозу предлагалось сломать Крестовский монастырь в виду, что " бывший Крестовский монастырь ничего ценного из себя не представляет и на его ремонт свободных средств в бюджете нет». С сентября 2006 г. по благословению Владыки Климента началась работа по восстановлению монастыря, была организована встреча с администрацией города и области. Огромную роль в то время сыграла патриотически настроенная молодежь и верующие люди г.Калуги, которые поднялись на защиту останков монастыря, когда застройщики пытались снести здание просфорни, чтобы расширить свою территорию. В августе 2007 г. было образовано Архиерейское подворье - Крестовоздвиженский мужской монастырь в г. Калуге, настоятелем назначен иеромонах Тихон (Шепеленко). Поначалу братия ютилась в приспособленном нежилом помещении (бывшие гаражи домоуправления). К 2010 году оставшееся в «наследство» одноэтажное здание домоуправления (бывшая просфорня) претерпело полную реконструкцию. В нем был оборудован домовый храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица», а также ризница, библиотека, братские келии, трапезная и пр.подсобные помещения. Летом 2011 года был отреставрирован фасад здания с восстановлением исторических архитектурных элементов. Преобразован и благоустроен внутренний двор обители (Поле Свободы, д.65 а) В здании бывшего братского корпуса (ул.Поле Свободы, д.65) с сентября 2009 г. действует учрежденный при Крестовском монастыре Центр дополнительного образования и духовно-интеллектуального развития «Купина». В праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 21 ноября 2010 г., в Крестовоздвиженском монастыре возобновилась литургическая жизнь - Митрополит Калужский и Боровский Климент совершил чин малого освящения домового храма в честь иконы Божией Матери «Троеручица» и отслужил Божественную Литургию.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовский_мо...

Крестовоздвиженская церковь, как по внешнему виду, так по внутреннему расположению имела форму равностороннего Креста. Западную ветвь составлял притвор, восточную - алтарь, в правой ветви помещался Чудотворный Крест, а в левой - придел в честь иконы Божией Матери называемой Троеручицей. Главная святыня - Честный Животворящий Крест - помещался в южной стороне храма, под особым балдахином. Крест был восьмиконечный, с резным изображением Христа в человеческий рост, из цельного куска дерева. По левую сторону Креста в том же отделении Образ Божией Матери, именуемый «Блаженное чрево». К этой иконе привешен серебряный местами позлащенный небольшой Крест с частицами св. мощей. За храмом в саду с восточной стороны стоял деревянный одноэтажный корпус на каменном фундаменте, построенный еще Преосвященным Епископом Николаем для Богадельни. За храмом в саду с восточной стороны стоял деревянный одноэтажный корпус на каменном фундаменте, построенный еще Преосвященным Епископом Николаем для Богадельни. У стен храма, кроме западной стороны, погребались покойные из дворян и купцов. Это было привилегированное кладбище г. Калуги. По данным Метрических книг Крестовского монастыря, сохранившихся за период с 1912 по 1917 годы, а также всех церквей г. Калуги был составлен мартиролог захоронений Крестовского некрополя, насчитывающего около 200 фамилий. Среди них - 14 почетных и потомственных горожан г. Калуги, 12 дворян и потомственных дворян, княжны, 4 генерал-майора, брат обер–прокурора Святейшего Синода, а также статские и титулярные советники, известные уважаемые врачи, представители купеческого, военного и мещанских сословий, священнослужители, члены почтеннейших семей г. Калуги. С приходом к власти большевиков началось планомерное уничтожение Крестовоздвиженского монастыря. Согласно постановления Калужского губисполкома от 02.07.1924 г. Крестовская церковь была закрыта, а в 30-годы церковь, колокольня и ограда Крестовского монастыря были разобраны. Крестовское поле было переименовано в Поле Свободы. В 1932 г. в сохранившемся братском двухэтажном корпусе был открыт детский сад. Потом здесь работала детская телестудия. В здании просфорни сначала был жилой дом, потом его заняло домоуправление. На месте значительной части некрополя, где покоятся останки многих известных калужан, теперь стоят жилые дома и спортплощадка 17-й школы.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовский_мо...

Не лишним считаем заметить, что сельцо Железники расположено в чрезвычайно живописной местности. От Лаврентьева монастыря и подмонастырской слободки Подзавалье оно отделяется глубокою луговою долиною, по которой в совершенно плоских берегах протекает излучистая речка Яченка, впадающая в Оку; а Железники раскинуты по скату покрытой лесом возвышенности, которая, окаймляя луговую долину, тянется вдоль правого берега Яченки. На самой оконечности деревенского поселка, против северной стороны Лаврентьева монастыря, стоял уютный сельский домик, в котором жили родители Михаила. Дом этот, по обыкновению, окружен был необходимыми службами с садом. Вблизи, по скату той же горы, росла березовая роща. Из окон дома, со двора, из сада и рощи открывались ненаглядные виды. Внизу под горою – излучистая речка Яченка, текущая в ровных берегах и окаймленная лугами. На противоположной возвышенности – мужской монастырь во имя праведного Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского чудотворца, где почивают под спудом его святые мощи. Обитель вся окружена тенистым садом, отчего верхи белых ее зданий выказываются из купы деревьев, точно белоснежная лилия из корзины зелени. Далее, вправо, на одной высоте с монастырем, виднелась Крестовская часовня на Боровской дороге (ныне здесь церковь и богадельня епархиального ведомства), городское кладбище, усеянное многочисленными памятниками, и южная оконечность Калуги со зданиями и садами. Наконец, вдали, на самом краю горизонта, блестит зеркало многоводной Оки – там, где вливается в нее Яченка и где показывают следы древнего городища. Позади дома с хозяйственными заведениями, гумнами и овинами продолжался лес, а за ним начинались обрабатываемые поля. Среди впечатлений этих приятных для зрения и отрадно мирных для сердца видов сельской природы, имея пред глазами тихую иноческую обитель, из которой ежедневно доносился до слуха обитателей Железников звон колоколов, призывавший иноков к молитве, возрастал малютка Михаил, будущий инок и молитвенник, еще тогда неведомый миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Крестовская церковь по внешнему виду и по внутреннему расположению имеет форму равностороннего креста. Снаружи ветви креста оканчиваются портиками, с круглыми колоннами, поддерживающими фронтон. С западной стороны церкви двухъярусная столпообразная колокольня, при которой пристроены две каменные палатки. Чудотворный крест помещается в южной стороне храма. Он под особым балдахином, осмиконечный, с резным изображением Христа, в рост человеческий из цельного куска дерева; оконечность правой ноги повреждена богомольцами, которые отгрызали части для пользования от зубной боли. На Спасителе сребропозолоченный венец, с сиянием, убранным стразами в серебряной оправе (1861 г.) и жемчугом (256 зерен); полотно венца около лика осыпано в два ряда красными и белыми аквамаринами; вместо короны большой аметист, оправленный золотом; ажур в виде травы; в венце 3 1/2 ф. На груди Спасителя цата с голубым яхонтом с надписью: “Iucyce, сыне Божий, помилуй мя”. При входе в храм, на стене, в арке, отделяющей притвор от настоящей церкви, находится медная позолоченная доска с надписью, излагающей историю построения храма. На противоположной стене арки, с правой стороны, находится такой же величины изображение креста и 4 предстоящих, на медной вызолоченной доске, внизу коей накладная медная дощечка с надписью, повествующей об исцелениях от Креста. Из икон заслуживает внимания “Утешение плачущих” старинного письма, складная (15 X 10 1/2 вер.) в серебровызолоченной ризе чеканной работы 1795 г., находится за правым клиросом. В храме придел в честь иконы Богоматери Троеручицы; в нем замечательна икона Иверской Божией Матери, в хорошей ризе с камнями (10 1/2 ф.). А на памятниках Золотаревых, на кладбище, начертаны любопытные стихи. Источник: Книга Малинина Д.И. (часть 1) Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=17509

Благое намерение было приведено в исполнение ; и не постыдилась вера их : разбои в этой стороне с тех пор стали видимо уменьшаться, а потом и вовсе прекратились ; а это обстоятельство еще более усилило благоговение, которое издревле имели калужские граждане к сему чудному Кресту. Это предание заключает в себе, между прочим, и указание на древность упомянутого Креста, если даже остановиться и на том мнении, что его стали особенно чествовать со времени постановления в часовне. Предание упоминает о «большом пожаре». По всей вероятности, здесь надобно разуметь тот самый пожар, который докончил разорение Калуги, начатое в 1618 году Сагайдачным, и о котором упоминается в жалованной грамоте Царя Михаила Федоровича Калужанам в 1620 году. В одном старом Синодике (1685), читанном при Патриархе в неделю православия, между прочим, написано : «и иже в городе Калуге загоревшем от заполения, и нужною смертию скончавшимся св. Инокам и Инокиням и всем православным христианам вечная память». И так, согласно сему преданию , известность Креста , надобно полагать, начинается с первой четверти XVI столетия ; сам же Крест существовал очевидно прежде: ибо был в числе святыни , спасенной от пожара 1620 года. Древность его свидетельствуется и тем, что несмотря на прискорбное отделение части Калужских граждан от единства церковного, они всегда соединялись чувством уважения к сей древней святыни своего города, доказывая тем очевидно, что было время, когда была на Руси «единая вера и единое о ней мудрование у всех верующих». По ведомости 1763 года значится принадлежащею к Лаврентиеву монастырю стоящая на большой Московской дороге каменная часовня, с таковою же кельей в 1,5 версте от монастыря. Поводом к построению на месте Крестовской часовни, нынешней Крестовоздвиженской церкви, было достойное примечания событие. Один отставной полковник Павел Сергеевич Чебышев, приехав в 1827 году в Калугу, для лечения тяжкого недуга, видел 15 августа во сне, что он совершенно выздоровел после поклонения Честному Животворящему Кресту в какой-то неизвестной часовне. Пробудившись ото сна и выехав, по совету врача, из дома пользоваться свежим воздухом, больной нечаянно приблизился к неизвестной ему дотоле часовне , и будучи введен в оную, весьма обрадовался , увидев в ней те самые предметы и всю обстановку их какая ему виделась во сне. С верою и упованием на всесильную помощь Божию, помолившись Кресту Господню, больной ,по принятию святой воды, опущенной с ног(изображенного на Кресте резьбою) Господа нашего Иисуса Христа , вдруг почувствовал в себе силу и крепость, вышел из часовни уже без посторонней помощи и возвратился в квартиру совершенно здоровым.

http://sobory.ru/article/?object=17481

Глубоко умилительные личные советы и письменные назидания подвижников старцев Афонских и Российских монастырей, - например, старца Гавриила и других старцев подвижников - смиряли и подкрепляли мой немощной дух и не допускали глубоко падать в бездну греховную, среди бурного житейского моря " . Интересно отметить, что отец Ювеналий принимал участие в омовении мощей преподобного Серафима при их открытии в 1903 г. В том же году отец Ювеналий, по благословению епископа Пермского Иоанна, был назначен архимандритом Варлаамом заведующим и строителем Белогорского подворья в г. Перми, где среди многоразличных крупных строений воздвиг и Златоустовскую церковь. В 1910 г. переведен в Архиерейский Дом г. Перми и назначен экономом оного. Будучи экономом, в конце 1911 г. иеромонах Ювеналий, с большим интересом насладившись рассказами видного Камчатского миссионера и сослужителя своего в г. Харбине, иеромонаха Нестора (Анисимова), " горел святым воодушевлением и желанием ехать в далекую холодную Камчатку " , но вместо этого, ходатайством епископа Пермского Палладия и постановлением Святейшего Правительствующего Синода, был избран в феврале 1912 г. первым игуменом и строителем общежительной Фаворской Спасо-Преображенской Пустыни. Здесь отец Ювеналий слушал миссионерские курсы под руководством А.Г. Кулешова и прославился ревностным храмостроительством; в 1912 г. был закончен Спасо-Преображенский собор, а в 1915 г. были воздвигнуты Казанская домовая церковь и летний Кресто-Воздвиженский храм. 19-го июля 1912 г., в день памяти преподобного Серафима Саровского, в Петроградской Благовещенской церкви Синодального подворья епископом Палладием возведен в сан игумена. В 1915 г. новым священномучеником Андроником, архиепископом Пермским, назначен на должность благочинного всех монастырей Пермской епархии, а в июне следующего года - возведен во архимандриты. В связи с мученическим убиением в 1918 г. святителя Пермского Андроника, архимандрита Варлаама и других священнослужителей, отец Ювеналий совместно с несколькими монахами-белогорцами скрывался от гонений со стороны большевиков (в Белогорской обители было расстреляно свыше 400 монашествующих). По заповеди Христовой: " Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой " (Мф. 10, 23), архимандрит Ювеналий в 1919 г. переехал в Читу, а 1920 г. оказался в Харбине. Прибыв в Харбин, он был назначен настоятелем Успенского храма и заведующим нового русского кладбища. В 1922 г., с благословения архиепископа Харбинского и Маньчжурского Мефодия, им был основан мужской монастырь на Крестовском острове, что в окрестностях Харбина, но в том же году был командирован в Сербию, где был настоятелем одной из мужских обителей Сербской Православной Церкви. За время отсутствия отца Ювеналия в монастыре настоятельствовал иеромонах Нифонт.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Рядом с оградой находилась 2-этажная гостиница для богомольцев. Монастырские стены окружал фруктовый сад-парк, по преданию разведенный в нач. XIX в. за один день Калужским еп. Евлампием (Введенским) с семинаристами, окруженный каменной оградой. К мон-рю примыкала слобода Подзавалье, за которой находилась Лаврентьевская (ныне Комсомольская) роща. Дорога от обители к Калуге была вымощена камнем в 1857 г. (ныне Широкая ул. в черте Калуги). Л. К. м. принадлежала Крестовская часовня с кельей на Б. Московской дороге близ Калуги (ныне в черте города), сооруженная, по преданию, после пожара 1622 г. в Калуге для спасенного чтимого креста. Часовня была сначала деревянной, а затем каменной. В 1827 г. от креста получил исцеление полковник П. С. Чебышев. В 1830 г. в ознаменование этого события вместо часовни был сооружен каменный храм в честь Воздвижения Креста Господня. Он имел форму равностороннего креста, снаружи его концы были оформлены портиками. Чудотворный деревянный крест с резным изображением Спасителя, украшенным драгоценными камнями, помещался в юж. части церкви под балдахином. В 1855 г. был устроен левый придел в честь иконы Божией Матери «Троеручица». С западной стороны к церкви была пристроена 2-ярусная столпообразная колокольня. Крестовоздвиженский храм находился в ведении Л. К. м. и получил статус кладбищенского, при нем формировалось кладбище. Калужский еп. свт. Гавриил (Городков) распорядился, чтобы во время крестных ходов в Л. К. м. у церкви делалась остановка для совершения молебна Честному Животворящему Кресту. В сер. XIX в. храм был окружен каменной оградой с угловыми башенками в готическом стиле, открылась богадельня для больных и престарелых священнослужителей Калужской епархии. Сюда на жительство присылались монахи обители. В кон. XIX в. храм был обращен в Крестовский заштатный муж. мон-рь, к-рый, как и Л. К. м., был приписан к Калужскому архиерейскому дому. Оба мон-ря управлялись одним наместником. В 1918 г. Крестовский мон-рь был закрыт. К 2015 г. возрождается в качестве архиерейского подворья. Настоятели и братия

http://pravenc.ru/text/2462415.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010