Невозможность прийти к соглашению привела к Четвертому Крестовому походу, разграблению Константинополя и установлению латинского господства на христианском Востоке. Это было бедствие, от которого Византия никогда вполне не оправилась и которое она никогда не могла простить. Так, почти каждый император, была ли столица в изгнании в Никее, или после отвоевания Константинополя в 1261 г., — равным образом пытался держать двери открытыми для воссоединения, в то время как подавляющее большинство его подданных теперь ни за что не соглашались ни на какой компромисс с Западом. Наиболее сильной была оппозиция со стороны низшего духовенства; ибо где бы латиняне ни установили свое господство, они ставили латинскую высшую иерархию, которая пыталась ввести латинское богослужение и латинское вероучение в православных приходах. Поддержка унии закончилась. Были, однако, византийцы, которые разделяли с большинством из императоров взгляд, что Империя с политической точки зрения не может допустить Западу быть к себе враждебным, особенно имея в виду угрожающее продвижение турок. Были такие люди, которые чувствовали, что когда Византия отрезает себя от Запада в религиозном отношении, то тем самым она изолирует себя от его интеллектуальной жизни и остается в культурной изоляции. Для Византии это был трудный выбор. Если бы православные государства Восточной Европы когданибудь были бы способны объединиться в реальный союз, они могли бы противостоять как Западу, так и туркам. Однако гражданские войны и скрытая неприязнь балканских славян к грекам не допускали возможности такого союза. Если туркам и можно было дать отпор, то только с помощью Запада. Какую при этом помощь мог предоставить Запад? Движение крестоносцев распалось и привело к разочарованию. Проповедь священной войны часто была слышна из уст папы, когда она объявлялась против его личных или политических врагов, независимо от их вероисповедания, но с единственной целью восстановить свой духовный авторитет. Если бы уния действительно была достигнута, папа мог бы начать проповедь для спасения Византии. Но кто бы откликнулся на его призыв? Венецианцы и генуэзцы, с их большими флотилиями и интересами на Востоке, были бы куда более полезными союзниками. Они, однако, всегда оставались единственными, кто не отвечал на папские призывы; кроме того, они никогда бы не стали сотрудничать друг с другом. Многие византийские государственные деятели сомневались в том, смогут ли политические выгоды унии перевесить ее отрицательные стороны. Византийские богословы, впрочем, не интересовались практической стороной дела. Они рассматривали вопрос sub speciae aeternitatis ,  а ведь именно они руководили спорами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В письмах и через папского легата во Франции он призывал франц. кор. Людовика Святого оказать содействие своему брату, приравнивая участие в войне против Манфреда к крестовому походу. К. распорядился предоставить в распоряжение Карла Анжуйского средства, собранные для проведения крестового похода, и даже взял вопреки возражениям нек-рых кардиналов у рим. и тосканских банкиров крупные займы под залог церковного имущества. В апр. 1265 г. Карл Анжуйский, оставив основную часть собранного им войска в Провансе, с небольшим флотом отплыл в Остию, куда прибыл 21 мая. Вскоре (28 июня) 4 кардинала - представителя К. совершили в Риме церемонию инвеституры Карла Анжуйского как сицилийского короля. Условия соглашения с К. оказались более выгодными для Карла, чем вариант, предлагавшийся ему Урбаном IV: Карл Анжуйский получал Сицилийское королевство (кроме Беневенто) как пожизненный и наследуемый церковный лен, взамен он обязался предоставить полный налоговый иммунитет католическому духовенству и выплачивать папе Римскому ежегодную подать. После завоевания Юж. Италии он обещал отказаться от титула рим. сенатора. После нек-рых колебаний К. утвердил инвеституру Карла Анжуйского (4 нояб. 1265). 6 янв. 1266 г. кардиналы короновали Карла и его супругу в Риме. Вскоре после этого, дождавшись прибытия основных вооруженных сил, Карл Анжуйский выступил в поход против Манфреда и разбил его в битве при Беневенто (26 февр. 1266). Павший на поле боя Манфред был похоронен у моста в Беневенто. Согласно преданию, к-рое приводит Данте в «Божественной комедии» (Чистилище. III 124-129), по приказу К. архиепископ Козенцы выкопал останки Манфреда и перенес их на др. берег р. Лири, за границы Сицилийского королевства. Установив контроль над Юж. Италией, Карл Анжуйский по настоянию К. отказался от титула рим. сенатора (май 1266). После этого папа перенес резиденцию ближе к Риму, в Витербо, но из-за оппозиции рим. знати до конца понтификата не смог посетить Рим. В Сицилийское королевство К. направил легатом кард.

http://pravenc.ru/text/1841383.html

Радости не было конца: ведь я теперь рабочий! Помещение на Советской, 14. Рабочих в трех цехах было 12 человек – большинство совсем слепые. Пять человек женщин, остальные мужчины. Для иногородних было общежитие, городские жили дома. Была столовая общего питания за счет рабочих. Вычитали в месяц 3 руб. 50 коп. Жизнь была веселая: пьянство и разврат процветали. В нерабочее время – песни, балалайка и блуд. Все были переженившись между собой по нескольку раз. Меня, 15-летнего мальчишку, приняли недружелюбно: «попенок», молокосос и т.д. О религии не было и помина. Был хоровой кружок. Я в нем тоже начал участвовать в альтах. Управлял один из псковских церковных регентов Рагожкин. Все это было интересно для меня. Чтобы жить «полной жизнью» товарищей, я попросился в общежитие. Продиктовал матери заявление, и меня приняли. Но вскоре оттуда ушел: пьянка и блуд меня не интересовали. Нашел я приятеля Ивана Григорьева. Получали мы первую зарплату и пошли ее проедать в кафе-ресторан, катались на трамваях, а потом наняли извозчика и поехали на вокзал, не зная зачем. Гуляли мы на его зарплату. На следующий месяц пришла и моя очередь и мы повторили то же самое. Мать, узнав об этом, пришла и устроила скандал. Работал я слабо – никак не мог научиться заделывать концы проволоки. Обращался к соседям – не хотят помочь. Работала недалеко слабовидящая женщина 19-летняя, многократно замужняя. Сжалилась надо мной и стала помогать мне, и я привязался к ней. Но ей был нужен не мальчик, а мужик, и она вскоре отстала и присоединилась к прочим моим недругам. В те дни папа Пий XI выступил с призывом к «Крестовому походу» – освободить страну от «безбожной власти». Похода у папы, конечно, никакого не получилось, но большевистская власть ответила бешеной реакцией. Объявили «антирождественскую» кампанию. Усилили пропаганду. Запретили колокольный звон по городу. В Рождественские дни устроили «антирождественский» митинг с карнавалом – кощунственным «крестным ходом». По случаю приезда в Псков «ударной бригады» активистов по коллективизации, в Пушкинском театре устроили торжественное заседание Псковского горсовета.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Таким образом, Тойнби истолковывает «движение» Литвы на Русь как уже собственно литовское дело (хотя «смертельное давление Запада» и явилось «стимулом» для него), а «расширение» своих владений скандинавами - как «давление» на эстонцев и финнов, а не на православную Русь. Однако, в ряде исследований историками неопровержимо показано, что в действительности и то, и другое «движения» направлялось из «центра» западной цивилизации - Римского папства - и, кроме того, отнюдь не ограничивались «давлением» на «европейских варваров» (прибалтов, финнов и т. п.), а имели своей подлинной целью именно православную Русь. Назову хотя бы следующие труды: Б. Я. Рамм. Папство и Русь в X-XV веках (1959); В. Т. Пашуто. Борьба народов Руси и Восточной Прибалтики с агрессией немецких, шведских н датских феодалов в XIII-XV вв. (1969); И. П. Шаскольский. Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю в XIV веке (1982). Но наиболее уместно будет сослаться на рассматривающего проблему с должной объективностью германского историка Эдварда Винтера, автора двухтомного трактата «Россия и Папство» (1960). Этот исследователь доказывает, что «в XIV столетии папство в своей политике широко использовало... планы, в которых не последнее место занимало завоевание, при посредстве Литвы, России... На протяжении всего XIV столетия сохраняло силу обращение (папское.- В. К.) к Миндовгу (литовский князь в 1239-1263 гг.- В. К.) об отторжении от России во имя пап и с их благословения одной области за другой. Литовские князья действовали так усердно, что образовавшееся Великое княжество Литовское состояло в XIV веке примерно на 9/10 из областей Древней Руси... В середине XIV столетия... особенно при Клименте VI (папа в 1342-1352 гг.- В. К.), Литва заняла центральное место в планах захвата Руси... Немецкий Орден... должен был служить связующим звеном с фронтом наступления на севере, который был организован шведами против Новгорода... На эту роль пап по координации различных фронтов против Руси до сих пор обращалось мало внимания...» Между тем, именно такое координирование «ясно видно из обращения папы Климента VI к архиепископу упсальскому (то есть шведскому.- В. К.), относящегося примерно к тому же времени, к 1351 году... «Русские - враги католической церкви» (это - цитата из папской буллы к шведскому архиепископу от 2 марта 1351 г.- В. К.). Это обращение папы явилось по меньшей мере призывом к крестовому походу против русских в Северо-Восточной Руси. Вновь оживает фронт на Неве... Мы видим здесь, таким образом, линию нападения против Руси, которая тянулась от Новы до

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/29/...

и во всех своих владениях в обмен на помощь флотом. Она не понадобилась: никейские войска вошли в К-поль без боя в ночь на 25 июля 1261 г. Латинская империя пала. Ее последний имп. Балдуин II и лат. патриарх со своим клиром бежали на Запад. С. П. Карпов Имп. Михаил VIII Палеолог. Миниатюра из Евангелия. XV в. (РНБ. Греч. 118. Л. 22) Имп. Михаил VIII Палеолог. Миниатюра из Евангелия. XV в. (РНБ. Греч. 118. Л. 22) II. Время Палеологов (1261-1453). С восстановлением В. и. началась эпоха правления последней визант. династии - Палеологов. Ее основатель Михаил VIII Палеолог (1259-1282), ставший визант. императором еще в период Никейской империи, был вторично коронован и помазан в соборе Св. Софии. Однако возрожденная империя была лишь бледной тенью державы Комнинов. Мн. территории на Балканах, занятые латинянами, болгарами и сербами, еще предстояло отвоевать, за что энергично взялся Михаил VIII, провозглашенный «Новым Константином». Но успехи были скромными. Дальновидный и умный политик, Михаил понимал, что главной опасностью являлся Запад, где папский Рим после потери К-поля постоянно призывал к новому крестовому походу против схизматиков-греков, сделав ставку на воинственного сицилийского кор. Карла Анжуйского, к-рый в 1273 г. готовился к нападению на Византию. К-поль был вынужден пойти на переговоры об унии Церквей как единственном средстве предотвратить войну с опасным и сильным противником. Уния, заключенная в Лионе (1274), давала надежду на сохранение мира между католич. гос-вами Запада и Византией. Герб с монограммой династии Палеологов. XV в. Миниатюра из Евангелия (РНБ. Греч. 118. Л. 3) Герб с монограммой династии Палеологов. XV в. Миниатюра из Евангелия (РНБ. Греч. 118. Л. 3) Объединение с католиками, вызванное политической необходимостью, раскололо население империи. Сближение с Западом нашло поддержку лишь у части придворной знати и высшего чиновничества, нек-рых представителей духовенства и интеллигенции. Уния была отвергнута и Церковью, и народными массами. Даже ближайшие родственники императора были в лагере непримиримых.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Поэтому мировое соперничество и военное столкновение расизма с большевизмом заложено в их природе, с аналогичной агрессивностью. Если в отношении к другим нациям оно сопровождается хищничеством, наступательным или оборонительным, то в столкновении между ра­сизмом и большевизмом, помимо того, проявляется их собственная природа и внутреннее сродство. Здесь приложимо евангельское слово: «Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его». ( Мф. 12:26 ; Мк. 3:24–26 ; Лк. 11:18 ). И не будет ли порождением этого еще небывалого в истории столкновения неожиданная и недоступная предвиде­нию историческая катастрофа, с преодолением и са­мого гомункулизма. Обе силы стремятся к покорению мира, хотя и с неизбежным соблюдением времен и сроков, исторических к тому возможностей. Некоторое предварительное между ними даже соглашение в начале теперешней войны, столь многих удивив­шее, объяснялось лишь необходимостью соблюдения его с обеих сторон, но оно должно было, конечно, разрешиться решительным столкновением на жизнь или на смерть, что мы теперь и наблюдаем. Происхо­дит борьба не только двух сил, но и двух мировоз­зрений, которые, объединяясь в существе, однако имеют различный исторический коэффициент. Оба они представляют собой разновидности одного и того же апокалиптического «зверя», имеющие сродные «зверства» вместе с одинаковым устремлением к взаимоуничтожению. Впрочем, наряду с главными чтимыми зверями к ним присоединяются еще и мелкие и второстепенные звереныши. Еще так недавно перед войной хор их припевал: «кто подобен зверю сему», воз­давая ему почести и признание, теперь они объявляют свое присоединение к «крестовому» походу, как имену­ется с кощунственным лицемерием этот полити­ческий и исторический маскарад. Однако, это есть лишь защитная окраска, приспособление к тем, кому принадлежит здесь руководящая роль. Сам расизм в этом лицемерии уже не нуждается, хотя и тоже его n известных случаях применяет, по мере нужд. Впро­чем, ни одно историческое явление в своей сложности не выступает в истории в чистом виде, свободное от известного исторического грима, который имеется и в данном случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Не без труда Бернард одержал победу над ними, благодаря своему пылкому и убедительному красноречию. В представлении Бернарда первоначальный план Людовика VII принял широкие размеры, которые видоизменяли основную идею походов, а именно освобождение святых мест из рук мусульман; крестовые походы стали выражать идею похода вообще против язычников. Так, благодаря Бернарду, одновременно с походом на Восток было решено организовать еще две экспедиции: против мусульман, которые в это время владели Лиссабоном, и против полабских славян-язычников. Историки сурово относятся к замыслу Бернарда привлечь к крестовому походу Германию. Немецкий ученый, специально занимавшийся вторым походом, Куглер, считает это «в высшей степени несчастной мыслью»; русский ученый Ф. И. Успенский называет это «роковым шагом и большой ошибкой со стороны св. Бернарда» и приписывает участию немцев в походе его печальные результаты. Действительно, вражда между французами и немцами во время похода была одной из его отличительных черт и не могла, конечно, содействовать его успеху. Весть о крестовом походе обеспокоила Мануила, который в нем видел опасность для своего государства и для своего влияния на латинских князей на Востоке, особенно в Антиохии, которые, получив поддержку с Запада, могли совершенно не считаться с византийским императором. Затем, участие Германии в походе лишало Византию гарантий, положенных в основу союза двух империй. Германский государь, уезжая из своей страны надолго на Восток, не мог уже учитывать западных интересов византийского государства, которое оставалось, таким образом, открытым для честолюбивых замыслов Рожера. Зная, сколь опасны были для столицы первые крестоносцы, Мануил приказал исправить ее стены и башни, не рассчитывая, очевидно, на союзные и родственные отношения к Конраду. По словам В. Г. Васильевского, «Мануил, без сомнения, питал надежду стоять во главе всего христианского ополчения против общих врагов христианства.» Это возможно, так как, помимо наибольшей заинтересованности Византии в грядущих судьбах мусульманства на Востоке, для подобной надежды Мануила в эпоху второго похода были и внешние данные: в это время христианский мир имел лишь одного императора, именно Мануила, так как Конрад III Гогенштауфен, не будучи коронован папой в Риме, не носил титула императора.

http://sedmitza.ru/lib/text/434310/

В формировании армии крестоносцев велика была роль народных проповедников. Так, именно благодаря их влиянию на население были организованы поход под рук. Петра Амьенского (1096), крестовый поход детей (1212), 1-й поход пастушков (1251). Папы Римские пытались поставить проповедь К. п. под свой контроль, назначая перед каждым походом легата, ответственного за проповедь. С 20-х гг. XIII в. папы активно привлекали для проповеди К. п. представителей нищенствующих орденов ( францисканцев и доминиканцев ). Примерно в это же время появились специальные руководства, содержащие образцы проповедей; наиболее подробное из них - соч. «О проповеди святого Креста» (De praedicatione sanctae Crucis) генерального магистра ордена доминиканцев Гумберта, составленное в 1266-1268 гг. Источниками финансирования К. п. являлись как частные пожертвования, так и вводившиеся папством специальные налоги на доходы клириков. Накануне 4-го крестового похода (1202-1204) папа Иннокентий III установил налог в размере 1/40 годового дохода франц. клириков. Во время подготовки к 5-му крестовому походу (1217-1221) все клирики под угрозой отлучения были обязаны пожертвовать на экспедицию 1/20 своего 3-летнего дохода. Размер налоговых выплат мог варьироваться и составлять 1/10 годового дохода. В нек-рых случаях представители духовенства пытались протестовать против сбора налогов. Европ. правители взимали налоги на К. п. с доходов горожан, а иногда и со всех мирян, в нек-рых случаях с доходов клириков. Др. источниками финансирования К. п. являлись налоги на доходы евреев или средства, полученные в ходе конфискации их имущества, а также штрафы, налагавшиеся церковными и светскими властями в наказание за тяжкие грехи или преступления. Для контроля за сбором налогов папы направляли своих легатов (см.: Constable G. The Financing of the Crusades in the 12th Cent.//Outremer: Stud. in the History of the Crusading Kingdom of Jerusalem. 1982. P. 64-88). Сбор денег мог быть возложен на представителей светской власти или членов духовно-рыцарских орденов, которые занимались также хранением и перевозкой денежных средств. Позднее эти функции стали осуществлять итал. банки, доставлявшие деньги из местных контор в Апостольскую палату. Папа Григорий X (1271-1276) разделил весь католич. мир на финансово-податные округа; папская курия назначала туда особых сборщиков, в задачу к-рых входили сбор налогов и распределение полученных средств между организаторами К. п.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Извинений от Бенедикта XVI потребовали руководители едва ли не всех государств, где ислам - официальная религия. В их числе - президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган. Назвав комментарии понтифика " оскорбительными " , своего посла из Ватикана отозвало Марокко. " Папа использовал слова, которые мы отвергаем и которые напоминают об исторической враждебности католической церкви по отношению к исламу " , - заметил спикер парламента Египта Фатхи Шрур. На улицах городов Турции, Палестинской автономии, Индонезии, Ирана, Марокко, Иордании, Алжира прошли массовые акции протеста. Жители восприняли слова понтифика как призыв к " новому крестовому походу " . В палестинском городе Наблус здания римско-католической и англиканской церквей подверглись нападению неизвестных, которые бросили в стены зажигательные бомбы. Для Ватикана такая реакция оказалась полнейшей неожиданностью. Ведь в своей лекции Бенедикт XVI настаивал на примирении христианства и ислама, а получил обратный эффект. В заявлении, распространенном пресс-службой Святого Престола, отмечено, что понтифик " крайне сожалеет " , если его высказывания сочли оскорбительными, и что он " ценит мусульман " . На защиту понтифика встала Европа. " Критики неправильно истолковали его слова " , - заявила канцлер Германии Ангела Меркель. " В этой ситуации нельзя оставлять папу одного. И я жду солидарности со стороны мусульманского мира - религиозного и политического, который не должен использовать этот случай для насилия " , - заметил заместитель председателя Еврокомиссии Франко Фраттини. Не остался в стороне от событий и Владимир Путин, призвав к " ответственности и сдержанности " . " Уверен, что у лидеров основных конфессий будет достаточно сил и мудрости, чтобы избежать каких бы то ни было крайностей в отношениях между конфессиями, - сказал президент России на встрече с членами " парламентской восьмерки " в Сочи. - Мы понимаем, насколько чувствительна эта сфера. И делаем все, чтобы наладить диалог между цивилизациями " .

http://pravoslavie.ru/18511.html

Ускоренный отъезд Людовика VII в Иерусалим был стимулирован особым посольством из Святого города. Король спешил настолько, что даже не задержался в Триполи, понимая, что граф Триполийский имеет на него те же виды, что и князь Антиохийский. Иерусалим встретил Людовика торжественно. Встречать его вышли князья, прелаты и масса народа; в руках несли оливковые ветви и декламировали слова, которыми некогда приветствовали Спасителя: «Благословен грядущий во имя Господне!» Сюда же прибыл и германский император; потерявший всю свою армию, он пришел как простой пилигрим. Оба монарха всплакнули, вспоминая пережитые бедствия, и благословили неисповедимость пути Промысла Божия. Молодой Балдуин III, король Иерусалимский, горя нетерпением увеличить пределы своего государства, воспользовался присутствием европейских крестоносцев, чтобы начать войну. Собравшись в Акре, два короля и император решили начать с осады Дамаска, обладание которым обещало богатую добычу и надежную защиту королевству Иерусалимскому. Характерно, что, хотя поводом к крестовому походу было благочестивое желание отвоевать Эдессу, ни здесь, ни в других местах, ни раньше, ни позже не было и слова сказано об этом городе. Нечего и говорить, что в Акру не пригласили ни князя Антиохийского, ни графа Триполи; и конечно же подобное отношение не сулило ничего доброго колониям крестоносцев. Войска соединились в Галилее и направились к верховью Иордана. Им предшествовал патриарх, несший Животворящий Крест. В начале июня армия, к которой присоединились рыцари Храма и иоанниты, перешла Ливанский хребет и разбила лагерь у местечка Дари, откуда был виден Дамаск. Этот древний город, «жилище утех и роскоши», неоднократно переходил из рук в руки, пока во времена Мухаммеда мусульмане окончательно не забрали его у христиан. Во время Второго крестового похода Дамасский эмират принадлежал князю, непрестанно отбивающемуся от своих соседей. На него положил глаз неоднократно осаждавший его Нуреддин. Город защищался высокими стенами, но лишь с юго-восточной стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010