Было 9 час. утра. Обещанный крестный ход так и не явился, как это уже произошло в Самаре. Тогда о.Илиодор сам повел паломников в город. На набережной они вновь встретились с местными союзниками. Здесь при «гробовой тишине» о.Илиодор произнес первую речь. «Говорил громко, отчетливо, а громко до такой степени, что голос его иногда перехватывало» . Объяснив цели паломничества, он провозгласил многолетие Государю и всем русским людям, а затем анафему клятвопреступникам и изменникам. Толпа каждый раз подхватывала. Прирастая на ходу местными жителями, шествие направилось по Рождественской улице и далее в гору по Зеленскому съезду к Благовещенской площади (ныне площадь Минина и Пожарского), вокруг кремлевских стен. Паломники пели гимн, «Волю» и молитвы. В перерывах о.Илиодор возглашал: «Русь идет, ура!..», а раз даже так: «Русь идет, возвеселись, русский народ, ура!..». Толпа подхватывала крик «ура» . Звонили колокола, которых так недоставало при прежних шествиях в Самаре и Казани. Кажется, в Нижнем паломникам все-таки были рады. Выйдя на Благовещенскую площадь о.Илиодор повел толпу к стоявшему здесь памятнику Александру II. Почему же он начал программу этого дня отсюда, а не с собора, у дверей которого уже ждал народ? Войти в храм и отслужить там молебен ранее получения благословения местного архиерея о.Илиодор не имел права. На пути к архиерейской резиденции он увидел памятник и сделал остановку, соблюдая сложившуюся уже традицию: ведь доселе только эти монументы и выручали бедных паломников, игнорируемых духовенством всех попутных епархий. Со ступеней памятника о.Илиодор провозгласил «Вечную память» убиенному Императору и произнес патриотическую речь, в которой сопоставил прежнее крепостное право и нынешнее духовное рабство. Во время речи проповедник заметил группу подозрительных людей, державшихся особняком, и распорядился прогнать их. Поскольку он взывал за помощью к полиции, подозрительные субъекты ретировались. От памятника шествие направилось к архиерейскому дому. О.Илиодор зашел в покои, паломники остались ждать во дворе. Публику полиция не пропустила.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/03/...

Что же касается до архиерейского помещения, то преосвященный доносил, что трудно найти в Самаре дом, сколько-нибудь удобный для жительства архиерея. По получении этого отзыва, министр финансов, вследствие сношения с ним синодального обер-прокурора, внес в комитет министров смету расходов по вновь открываемой епархии, по утверждении которой состоялось 19-го декабря 1850 года Высочайшее повеление об открытии самарской епархии на следующих основаниях: 1) с открытием Самарской губернии, учредить в г. Самаре особую архиерейскую кафедру с тем, чтобы, сообразно общему положению, пределы епархии совпадали с пределами губернии, и затем волгское викариатство в саратовской епархии закрыть; 2) самарскую епархию причислить к 3-му классу, назначив на содержание епархиального архиерея, с его штатом, кафедральным собором и консисторией, по 4.989 р. 23 коп. сер. и на наем для них помещений по 4.000 р. в год; 3) в состав вышеозначенных сумм назначить отпускаемые уже на содержание саратовского викариатства 4.100 р. и на наем для него помещений 2.000 р. и затем требующееся вдобавок производить из государственного казначейства; 4) постройку новых, или приобретение готовых зданий для самарского епархиального управления отложить до того времени, когда, по денежным способам, откроется к тому возможность; 5) на обзаведение новой кафедры церковными и хозяйственными потребностями обратить сумму, отпущенную на сей предмет для саратовского викариатства в количестве 7.200 р. с тем, чтобы все то, что устроено уже на счет сей суммы для викариатства, вместе с имеющимися от неё остатками, передано было для употребления новоучреждаемой кафедре, а в случае каких-либо необходимых пополнений, отнести их на счет экстраординарной суммы, в ведении св. синода состоящей. Тем же Высочайшим повелением назначен был в Самару каменец-подольский викарий Евсевий, а архиерею упраздненного волгского викариатства определено быть викарием новгородским. Синоду оставалось только привести в исполнение Высочайшее повеление и дать самарскому архиерею некоторые наставления касательно приискания для себя помещений и устройства кафедрального собора, также образования ему штата из лиц, находившихся при волгском викарии, преобразования самарского духовного правления в консистории и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ещё один пример, чем как не вмешательством в дела церкви, было требование Петроградского совета профсоюзов закрыть Богословский институт (в нём обучалось тогда на 3 курсах 66 человек, в том числе 29 женщин, занятия вели 19 преподавателей, из них – 12 профессоров) на том лишь основании, что в нём преподают «старые предметы»: христианскую педагогику, христианское обществоведение и т.д. Важно отметить, что подобные требования нашли поддержку у членов Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП (б). В марте 1923 года она приняла решение о закрытии Богословского института в Петрограде. Всё более усиливалась антирелигиозная агитация, она начала принимать все более планомерный и последовательный характер. Так, в отчёте Агитпрома ЦК РКП (б) отмечалось: «В Астрахани и Самаре выходит раз в неделю в городской газете антирелигиозная страница. В Москве издаётся антирелигиозный журнал «Безбожник». В Туле начало выходить антирелигиозное приложение к газете. В Витебске, Костроме, Северо-Двинске, Ярославле, Самаре, Вятке антирелигиозные вопросы освещаются на страницах партжурнала. В Смоленске предполагают издавать журнал «Долой богов!». В Калуге вышел антирелигиозный сборник, к сожалению не из удачных. В Туле вышел сборник «Комсомольская пасха». В Вятке ведётся агитация за подписку на газету «Религия и наука». В Гомеле ведётся агитация за подписку на «Безбожник» и «Наука и религия». Большим стимулом, а в некоторых местах и первым толчком для антирелигиозной пропаганды явилось комсомольское Рождество. Оно было проведено во всех губернских городах, часто и в уездных. Кампания эта выразилась в устройстве лекций и докладов. В ночь под Рождество были устроены митинги, концерты, вечера, карнавалы, сожжения богов и т.д. В Вятке были запрещены все Рождественские вечера мещанского характера. В клубах посещаемость 400 – 500 человек. Выводы: 1.Обратить внимание на создание антирелигиозных библиотек и своевременное их пополнение. 2.Усилить курсы антирелигиозной пропаганды. 3.Необходима более твёрдая политика внутри партии в сторону борьбы с религией, косностью коммунистов, покончить навсегда с таким явлением, как исполнение религиозных обрядов и хранение икон коммунистами».

http://azbyka.ru/parkhomenko/russkaya-pr...

" ...Следует отметить, что, несмотря на семь месяцев героической борьбы на фронте частей генерала Каппеля, в Челябинске у нового командования, создавшего под прикрытием их свои полки, было какое-то странное к ним отношение. Заслуги их почти не ценились, а говорилось, что их надо подтянуть; офицеров, работавших в Самаре, почему-то считали эсерами; как будто лучше было бы, если бы в Самаре никто не выступил на борьбу или сразу же заспорил о приемлемости той или иной власти. Все это потому, что новые уральские формирования до выхода их на фронт внешне производили хорошее, даже блестящее впечатление, походя на старую армию. Позже пришлось воспользоваться частями того же генерала Каппеля, " учредиловцами " , для приведения в порядок некоторых из этих челябинских формирований " 6. Численность корпуса Каппеля к тому времени составляла менее четверти от положенной по штату. Поэтому командование Западной армии планировало свести все его пехотные части в один Волжский стрелковый полк трехбатальонного состава (1-й Самарский, 2-й Казанский и 3-й Симбирский). Позднее части корпуса решили переформировать в 8-ю Волжскую стрелковую дивизию в составе Самарского, Казанского, Симбирского и Волжского стрелковых полков (соответствующий приказ был подготовлен и, возможно, даже подписан 31 декабря 1918 или 1 января 1919 года). Но уже 3 января появился приказ Верховного правителя и Верховного главнокомандующего А.В. Колчака, совсем по-другому определявший структуру формируемой Западной армии. Согласно 4-му пункту этого приказа предписывалось: " 1-й Волжский армейский корпус образовать из трех отдельных стрелковых бригад двухполкового состава каждая: а) 1-й отдельной стрелковой Самарской - из Особой Самарской бригады; б) 2-й отдельной стрелковой Казанской - из 7-й стрелковой Казанской дивизии; в) 3-й отдельной стрелковой Симбирской - из частей 6-й стрелковой Симбирской дивизии " 7. По всей видимости, столь резкое изменение планов объясняется тем, что в январе 1919 года в Омске состоялась личная встреча В.О. Каппеля и адмирала А.В. Колчака. Владимир Оскарович произвел на Верховного правителя самое благоприятное впечатление. Адмирал вышел с Каппелем под руку из своего кабинета, что бывало редко, их отношения наладились. Каппель возглавил 1-й Волжский корпус - стратегический резерв Ставки. Очевидно, что тогда же ему удалось убедить Верховного правителя использовать кадры волжских добровольцев для развертывания новых частей. Волжский корпус был выведен из состава Западной армии и назначен в резерв Верховного командования. В дальнейшем предполагалось использовать его для нанесения ударов на наиболее важных направлениях. На формирование корпуса предписывалось обратить особое внимание. Его снабжение взяла на себя британская военная миссия генерала А. Нокса8. Благодаря этому все части корпуса получили единообразное английское обмундирование.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

" Я с ним за две недели все кончу! " – сказал он. – Да? – немного удивился Гуляев. – Он на вас произвел такое впечатление? Интересно! Что ж, признается? – Да нет, наоборот, крутится, вертится, но без всякого толка. И сразу же заврался! Напропалую! – Крутится, вертится шар голубой! – пропел Гуляев, читая, у него был чистый звонкий дискант. Злые языки говорили, что он до семнадцати лет пел в церковном хоре. – Врать-то он, конечно, горазд. А вот этим заинтересуйтесь-ка! – он постучал пальцем по строчке. – Отец умер в 1919 году в Самаре. Это почему же вдруг в Самаре? Он же коренной москвич! Может, расстреляли? Ведь там до этого чехи были, может, он к ним и дернул, а? – Есть заинтересоваться! – по-военному ладно и бодро ответил Хрипушин. – Да, заинтересуйтесь! Это для общей характеристики будет кстати. Так, так, так! Ах, негодяй! К следствию он не привлекался! А что ночь просидел в камере на Лубянке, это не в счет. И это несмотря на наш разговор с ним. Ну, остер мальчик! – А вы читайте дальше, – усмехнулся Хрипушин, – конец! – Читаем конец. Так, так, так! Хорошо, хоро-шо! – И вдруг Гуляев возмущенно бросил протокол на стол. – Слушайте, да что это такое! «Знакомых не имею». – Видите, какой дурак, – с готовностью подхватил Хрипушин. – «Знакомых не имею», так теперь я его буду уличать на каждом шагу. Гуляев посмотрел на него, хотел что-то сказать, но только вынул из портсигара папиросу, помял, высек огонь из зажигалки, закурил, помотал зажигалкой, чтоб загасить огонь, и только тогда сказал: – Вы будете уличать его на каждом шагу, то есть называть ему фамилии. Вот это ему и надо. Он сразу же узнает, кто проходит по его делу, а кто нет. Не он нам, заметьте, будет называть кого-то, а мы ему. В этом и все дело. – Да я его, негодяя, на следующем допросе… – вскочил Хрипушин. Он сразу все понял. – Сядьте! – улыбнулся Гуляев. – Не надо принимать так близко к сердцу. Ну и начнется у вас на допросах сказочка про белого бычка. Вы скажете: «Вы лжете». А он ответит: «Нет, я не лгу». «У вас есть знакомые». – «Никого у меня нет»… – «Нет есть». – «Нет нет».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

беспоповцами, прежде всего с федосеевцами, к-рые сходились с поморцами в основных пунктах учения: о воцарении «духовного антихриста» и прекращении истинного священства, о признании «никониан» еретиками, присоединение к-рых должно совершаться 1-м чином, о строгом соблюдении запрета на совместную молитву и трапезу с «инославными». Среди разногласий одним из основных был вопрос о надписании на кресте (титле): I.H.Ц.I., как считали федосеевцы, или I.X.Ц.C., которого придерживались поморцы. Разногласия существовали и в вопросе о браке. Соглашаясь относительно недопустимости заключения браков в «антихристово время», 2 беспоповских согласия различались в отношении к староженам (людям, вступившим в брак до принятия старообрядчества). Федосеевцы считали брак староженов законным и принимали их в свое согласие без развода. Выговцы же первоначально проповедовали полное безбрачие. В 1739 г. Выголексинское общежительство покинул старец Филипп, вместе со своими последователями не принявший введенное в этом году на Выге моление за императрицу. Т. о., от поморского согласия отделилось филипповское согласие, последователи к-рого стали именовать оставшихся на Выге новопоморским согласием или тропарщиками (за то, что те поминали царствующую особу в тропарях, кондаках и стихирах). К нач. 60-х гг. XVIII в. филипповское согласие значительно увеличилось за счет присоединения к нему мн. поморских общин. Притч поморского Успенского храма в Самаре. Фотография. Ок. 1913 г. Притч поморского Успенского храма в Самаре. Фотография. Ок. 1913 г. Окончательное размежевание различных течений в беспоповщине, завершение формирования учения и одновременно значительный рост последователей поморского согласия связаны с постепенным признанием поморцами возможности заключать браки. Тенденция к оправданию новоженских браков (новоженами старообрядцы называли супругов, вступивших в брак после присоединения к старообрядчеству) была характерна в первую очередь для старообрядцев Москвы. В. Е. Емельянов , руководитель общины при московской Монинской моленной часовне , в посл.

http://pravenc.ru/text/180417.html

поиск:   разделы   рассылка Михаил Белый " Коду да Винчи " нашли статью Самарский прокурор вступился за честь Марии Магдалины Источник:  Новые известия В Самаре скандальный фильм " Код да Винчи " , экранизированный по одноименному бестселлеру Дэна Брауна, предан анафеме. Местные прокуроры, сходившие в кинотеатр, пришли к мнению, что демонстрация детектива явно нарушает законодательство. Районная самарская прокуратура уже направила областному кинопрокату официальное предостережение о недопустимости показа творения Рона Ховарда, а кинотеатр " Художественный " пригрозили оштрафовать. Остается только порадоваться за прокуроров, которые, по всей видимости, побороли преступность и теперь взялись за фильм. Скандал разгорелся после того, как руководитель регионального общественного движения " Самара Православная " Дмитрий Сивиркин обратился в прокуратуру Самарской области и генеральную прокуратуру России с требованием принять меры к руководству кинотеатров, показывающих " Код да Винчи " . В Самаре наделавший много шума фильм крутят четыре кинотеатра. " Данный фильм недопустимым образом искажает святые, почитаемые каждым христианином евангельские истины и покушается на осквернение образа самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, что является чудовищным кощунством, несопоставимым по своим масштабам и возможным последствиям с недавней публикацией карикатур на пророка Мухаммеда, вызвавшей законное возмущение мусульман всего мира " , – говорится в обращении к прокурорам. Дмитрий Сивиркин убежден, что появление на экранах " Кода да Винчи " является " отлично спланированной и профинансированной пропагандистской акцией " . " Над христианством вздумали не только поглумиться, его решили попросту дискредитировать " , – негодует г-н Сивиркин. Прокуратура Самарского района города с завидной оперативностью отреагировала на поступившее обращение, организовала проверку, после чего вынесла предостережение руководству кинотеатра " Художественный " . " В указанном художественном фильме " Код да Винчи " высказывается предположение о том, что Мария Магдалина являлась спутницей (женой) Иисуса Христа, родила от него ребенка, что искажает православное христианское учение, – пишет в предостережении прокурор Виктор Крюков. – Согласно требованиям федерального закона РФ " О свободе совести и о религиозных объединениях " , воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповеданий с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом " .

http://religare.ru/2_30026.html

- Скопировать наш двигатель, - подчеркнул тогда Валентин Анисимов, - американцам будет не просто. Даже имея все чертежи и описания. Многое зависит от материалов, из которых сделаны комплектующие, даже из руды, из которой выплавлена сталь. Нашей руды у американцев нет... В том, что главный конструктор СНТК Кузнецова был прав, я убедился чуть позже. Но об этом мы еще поговорим. ДОЛЛАРЫ НУЖНЫ НА ПРОДУКЦИЮ XXI ВЕКА Все заработанные на космической сделке доллары - а это больше 150 млн.- должны были пойти в Самаре на доводку НК-93. Это, как мне рассказывали в СНТК, авиационный винтовентиляторный супердвигатель нового поколения со сверхвысокой степенью двухконтурности. На заводе называли его " двигателем XXI века " . Тяга НК-93 на взлетном режиме должна была составить 18 тонн на квадратный сантиметр, а удельный расход топлива уменьшиться на 15%, по сравнению с аналогичным показателем лучшего для тех лет в этом классе авиационного " движка " . Это значит, объясняли журналисту заводские специалисты, что по сравнению с любыми нынешними самолетами, пассажирский лайнер с НК-93 будет пролетать без посадки расстояние гораздо большее, чем сейчас. Рынок для подобной продукции очень велик. За рубежом такие двигатели делает Pratt and Whitney. И поэтому понятно, почему она со своей стороны оказывала всяческую помощь " Энергомашу " для победы в тендере РД-180. Но у американцев в то время был только демонстрационный образец собственного подобного авиационного двигателя. К тому же на нем стоял временный газогенератор от другой машины. И самарцы надеялись, что они успеют сделать свой НК-93 раньше PW и раньше них выпустят " движок " на рынок, а значит опередят соперника. На СНТК имени Кузнецова к тому времени собрали восемь НК-93. Они не раз выставлялись на авиационных салонах, в том числе и на МАКСе, продолжают проходить испытания на различных заводских стендах и сегодня. Для того чтобы двигатели наработали необходимый для сертификации ресурс и прошли все необходимые проверки, говорили мне в том 1995 году в Самаре, надо потратить 200 млн. долл. и три года времени.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

По жалобе архимандрита, правительство в 1692 году снова подтвердило старые привилегии ярмарки, но они все-таки и после плохо исполнялись. Ярмарка в Макарьеве развила судовой промысел. Купцы, накупая товар, нанимали у судопромышленников струги и заключали с ними условия везти товар к месту. Плавание от Нижнего до Астрахани продолжалось около месяца. Пристани, имевшие торговое значение на этом пути, были: Василь, Чебоксары, Кокшажск, Свияжск, Казань. Из этих городов Казань в XVII веке сделалась складочным местом астраханской соли и рыбы и вообще астраханских товаров, назначаемых для северо-востока, а равно товаров, приходивших из вятской и пермской сторон. В Казани производилась казенная постройка судов, как для нужд правительства, так и для торговцев. Тетюши были последним городом населенной страны. За ними, до самой Астрахани, берега Волги представляли пустыню. В первой половине XVII века на этом длинном пространстве были только Самара, Саратов и Черный Яр, позже построен Симбирск. В Самаре образовался перевозочный пункт яицкой рыбной промышленности, которая возникла в 1639 году трудами гостя Гурьева, а потом сделалась достоянием казны и год от году принимала большие размеры. Торговцы через Самару ездили на Яик покупать рыбу и икру и привозили в Самару, где с них брали десятую пошлину. Таких промышленников в конце XVII века стало чрезвычайное множество, и это сообщило Самаре торговую физиономию. Несмотря на запустение, в каком находилось Поволжье, где, кроме упомянутых городов, путешествовавшие при Михаиле Федоровиче гольштинцы не встречали никаких селений, торговля с Астраханью постоянно оживляла пустынную Волгу. Так как плавание по Волге сопряжено было с опасностями, то суда шли вместе друг с другом в сопровождении отряда стрельцов, плывших на передовом судне. Это конвойное судно снабжалось орудиями. Такой поезд назывался караваном. Судовые караваны ходили по Волге между Нижним и Астраханью дважды в год; один рейс назывался весенним, другой осенним караваном. Верховые товары приходили в Астрахань летом, а низовые и персидские товары приходили в Нижний осенью и, по наступлении зимы, развозились из Нижнего на санях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Спросишь людей на улице, как пройти туда-то. Человек посмотрит на тебя кротко, откроет пошире вежды – как будто проснется от своих глубоких мыслей – и тихо ответит... И не полезет под кожу с расспросами, как в Одессе (Ирина там в детстве два года прожила, мама лечила ей суставы на море) или как некоторые эмигранты в Торонто. Мол, кто ты и откуда. Она оторопела, когда столкнулась с тем, как в Торонто наши эмигранты, приехавшие в 1970–80-е, раздевают тебя догола вопросами в первую встречу: – А вы из какого города? А статус у вас есть? В каком районе живете? А дом у вас или квартира? А комнат сколько? Муж есть? А ребенок? Муж ребенка любит? А где работает? Сколько зарабатывает? А вы сколько? Родители с вами? Вы по какой линии документы получили – беженцы, специалисты, спонсированная жена? А в каком консулате?.. Тем выгоднее смотрелся русский народ в Самаре. Один раз только мужчина, который помог ей коляску на высокие ступеньки затаскивать, разговорился с ней и, видимо, заприметив в ее речи словечки вроде «ОК» (а может, и какое-то «whatever» мелькнуло), застенчиво спросил: – А вы откуда? – Из Новосибирска. – Понятно, – и отвел глаза. Догадался, но не стал прижимать к стенке. А в Торонто бы прижали, без сомнений. Эмигранты все-таки люди с железной хваткой. Что неудивительно. Чтобы пройти всю эту войну под названием эмиграция-адаптация, надо иметь железные нервы и боевой характер. Ирина любовалась в Самаре своим народом и печалилась о нем. Он был так простодушен, что за него становилось страшно. В тот день после процедур они шли домой. Останавливались у каждого ларька, покупали игрушки, книжки... Остановились и у церковной лавки неподалеку от храма. И Ирина влипла глазами в книжки. Дочку крепко держала за руку... Осмотрела весь ассортимент и заметила книжку под названием «Непридуманные чудеса». Попросила показать, полистала. Книга повествовала о чудесах, которые случаются с верующими. Ирина разозлилась. А она сколько слез пролила, сколько поклонов отбила перед иконами, и что? Не слышит ее Бог. Но узнать, как другим помогает, все же хотелось. Хотелось верить, что чудеса бывают. Пусть не с ней.

http://pravoslavie.ru/120915.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010