1. С. 14). На церковно-общественные темы активно писали прот. Н. Боголюбов («К вопросу о составе имеющего быть Собора Всероссийской Церкви» (1906. 1. Стб. 8-12)), прот. Н. Спасский («Духовенство и политика» (1906. 6. Стб. 153-155), «Вопрос о созыве Всероссийского Собора» (1906. 48. Стб. 1337-1340)), М. Подольский («Современные церковные вопросы: (Обзор духовных журналов)» (1906. 10. Стб. 269-280; 16. Стб. 421-430)), свящ. А. Г. Альбицкий («По вопросам жизни: Христианство и социализм» (1906-1907)), еп. сщмч. Макарий (Гневушев) («Кто среди нас друзья немцев» (1916. 25. Стб. 460-462), «Общественная деятельность пастырей Церкви» (1916. 50. Стб. 772-774; 1917. 2. Стб. 31-33, публикация не закончена)) и др. Множество публицистических статей и заметок печатались анонимно или были подписаны криптонимами (напр., «Русское революционное движение» (1906. 3. Стб. 65-71), «Церковь и культурно-историческое движение» (1906. 20. Стб. 533-538; 21. Стб. 559-564)). Член Гос. думы свящ. А. Г. Бельский в 1912-1916 гг. печатал свои отчеты под рубрикой «Из Таврического дворца», а также опубликовал ряд статей на церковно-общественные темы («К вопросу об обеспечении духовенства казенным жалованьем» (1913. 39. Стб. 1024-1028; 40. Стб. 1043-1046), «Церковные вопросы в Гос. Думе» (1916. 22. Стб. 417-419) и др.). Собственно богословских статей было немного (напр., «Творение и искупление» прот. Н. Боголюбова (1906. 22. Стб. 589-594; 23. Стб. 613-619; 24. Стб. 637-644; 25. Стб. 672-675; 26. Стб. 709-713; 27. Стб. 738-744; 28. Стб. 768-772). В 1912-1917 гг. печатались воспоминания свящ. Владимира Тенищева, а в 1914-1916 гг.- «Воспоминания старого профессора» А. Л. Катанского. В 7 за 1917 г., содержащем только неофиц. часть, был опубликован царский манифест об отречении, в последующих номерах нет разделения на офиц. и неофиц. части (кроме 2 и 3 за 1918 г., где офиц. часть помещена в конце журнала). В редакционных и авторских статьях декларировалась лояльность к Временному правительству и выражались надежды на обновление церковной жизни (напр., в анонимной ст.

http://pravenc.ru/text/2565208.html

—48— 528. Попутчик. (Из воспоминаний миссионера в Китае). А.А. 1905, III, 10, 254–265. 529. Сущность и историческое значение так называемого «культуркампфа» в Германии. Пробная лекция. А.П. Орлов. 1905, III, 12, 589–624. 530. Правление Пия X и реформы римского католичества, I: Сравнительная характеристика политики Льва ΧΙΙΙ и Пия X. С.С. Братков (А. Пальмиери). 1906, I, 1, 178–194. 531. Участие клира и мирян на соборах в первые девять веков христианства. Реферат в собрании Общества Любителей Духовного Просвещения. Прот. Н.П. Добронравов. 1906, I, 2, 263–283. 532. Вопрос о реформе духовных семинарий в Италии. С.С. Братков (А. Пальмиери). 1906, I, 2, 357–371. 533. Епископ старокатоликов Германии Dr. Феодор Вебер, † 30 декабря 1905 г. А.А. Киреев. 1906, I, 2, 402. 534. Из Сирии. (Православное высшее учебное заведение в Бейруте). С.В. 1906, II, 7–8, 664–668. 535. Начальная стадия арианских движений и первый вселенский собор в Никее. А.А. Спасский. 1906, III, 12, 577–630. 536. К вопросу об отделении церкви от государства во Франции. (По H. Charriaut, Après la séparation. Enquête sur l’avenir des églises. Paris, 1905). С.П. Знаменский. 1907, I, 1, 93–118; 2, 332–370. 537. Несколько сведений из истории нравов греческого высшего духовенства в турецкий период. А.П. Лебедев. 1907, I, 2, 223–252. 538. По вопросу о происхождении первохристианской иерархии. А.П. Лебедев. 1907, I, 3, 460–474. 539. Учебная реформа в семинариях римско-католического духовенства. С.С. Братков (А. Пальмиери). 1907, I, 3, 475–512. 540. Как Франция пришла к отделению церкви от государства? (I.–L. De Lanessan, L’État et les Églises en France depuis les origines jusqu’à la séparation. Paris, 1906). Ф. M. Россейкин. 1907, I, 3, 535–572; 4, 724–767; II, 5, 168–188. 541. Древний диаконат и его восстановление. (Благотворение, как задача церкви). Свящ. П.М. Кремлевский. 1907, I, 3, 587–594. 542. Византийские патриархи. (Историческая справка). Свящ. Н.Г. Попов. 1907, I, 4, 662–681. 543. Взгляд на условия развития церковно-исторической науки у нас. А.П. Лебедев. 1907, I, 4, 705–723.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10 Н. П. Аксаков на сей счет имел свое мнение. Он считал, что поскольку для всех Соборов должен быть один образец, то каноничным может быть только один Собор, а потому если первый (Чрезвычайный) Собор будет спроектирован по известным нормам и если эти нормы будут изменены им для последующих Повременных Соборов, то он не может считаться каноничным. См.: Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия (1906 г.). Т. 2. С. 303.  11 Там же. Т. 2. С. 304. 12 Приняты на Общем собрании 12 июня 1906 года и оформлены протоколом заседаний Высочайше учрежденного Присутствия для разработки вопросов, подлежащих рассмотрению на Всероссийском Церковном Соборе.  13 Такую точку зрения защищали на Общем собрании Присутствия Н. П. Аксаков и М. А. Остроумов. См.: Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия (1906 г.). Т. 2. С. 526. 14 Епархиальные архиереи по должности призваны являться на Собор лично либо делегировать представителям правомочия участников Собора. Порядок же избрания делегатов от клира и мирян предполагался тот же, что и для Чрезвычайного Собора.  15 См.: Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия (1906 г.). Т. 1. С. 318. 16 Высочайше утвержденные Основные государственные законы. 23 апреля 1906 г.// Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 26 (1906). СПб., 1909. 27805. С. 457. 17 Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия (1906 г.). Т. 2. С. 594. 18 Там же. Т. 1. С. 413. В I отделе Присутствия звучали возражения касательно именования распоряжений Синода, нуждающихся в императорском утверждении. В частности, термин «руководственного характера» признавался некоторыми членами отдела неудачным, поскольку Синод рассматривает и многие другие дела, решения которых нельзя отнести к числу имеющих «руководственный характер», в частности, решения по вопросам отчуждения церковной земли или учреждения новой епархии. Посему предлагалось данный термин заменить выражением «общего характера». Это предложение не было поддержано большинством членов I отдела. 

http://e-vestnik.ru/history/opyt_tserkov...

В августе – сентябре 1906 года в С.-Петербургской семинарии состоялись приемные экзамены для уволенных, причем для воспитанников шестого класса эти экзамены явились одновременно и выпускными. 25-м по списку семинарию в 1906 году окончил брат о. Вениамина Григорий Казанский 251 . Учебные занятия 1906/1907 года начались с 15 сентября. В первый класс поступило 110 воспитанников, и впервые в истории столичной семинарии в нем пришлось открыть дополнительное, третье отделение. Праздник «осеннего Богослова» в 1906 году, вопреки обычаю, не был отмечен в семинарии архиерейской службой – богослужения возглавлял о. ректор. Тем не менее храм был переполнен 252 . Но уже в 1907 году в семинарском храме 26 сентября литургию служил сам митрополит Антоний, а всенощное бдение накануне – экзарх Грузии архиепископ Никон (Софийский; убит в Тифлисе 28 мая 1908). Только годичный акт, как и в предшествующем году, был отменен. Митрополит ограничился тем, что проследовал в столовую воспитанников и поздравил их с праздником 253 . Наконец, в 1908 году осеннее семинарское торжество возобновилось в полном объеме «прежних лучших дней». За всенощной 25 сентября на литию и величание выходил архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский) . Он же совершал праздничную литургию и молебен и присутствовал на годичном акте 254 . По отчету в семинарии в 1907/1908 учебном году состояло 352 воспитанника и 23 наставника, не считая служащих при образцовой школе и низших должностных чинов 255 . Одним из 38 выпускников 1908 года был Александр Смирнов (19 августа 1883 – 16 августа 1957) – впоследствии епископ Смоленский и Дорогобужский Сергий. По должности ректора архимандрит Вениамин занял и пост председателя братства св. Иоанна Богослова, состоявшего при семинарии. При новом председателе деятельность братства стала оживляться и его средства уже в 1906 году значительно возросли: если в 1905 году поступило всего 38 рублей членских взносов 256 , то в 1906 году – 401 рубль 257 . Взнос самого архимандрита Вениамина составил 10 рублей, а самое щедрое пожертвование – 100 рублей – поступило от св. Иоанна Кронштадтского . На семинарской даче близ Валдая в 1906 году провели лето 32 воспитанника. При них находились поочередно о. ректор и инспектор семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Душепол. Чт. 1963 г., III, 117. 3076 Выписки из прежних производств о сектатор. стран. учен. л. 30. Арх. Мин, Вн. Д. Отчет гр. Стенбока, Кельс. IV, 19. 3081 Русская Мысль 1882 г. V, 209, Странник, 1861 г., ΙΙ, 331 и др. Богослов. Вест. 1905 г. сентябрь, 165 стр. 3089 Журнал общего собрания Присутствия 3 Июня 1906 г. Церковные Ведомости 1906 г. 29 стр. 2318. 3090 Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб. 1906 г. Часть 1. 10 стр. 115. 3093 Правила Святых Апостолов с толкованиями. Изд. Моск. общ. люб. дух. просп. Москва, 1901 г. стр. 64. 3094 Журналы заседаний I Отдела 12 Мая и 17 мая 1906 г. Церк. Вед. 1906 r. 22 стр. 1480, 1504, 1522, 1531 3105 Деяния Вселенских Соборов. Издание Казанской Дух. Академии: т. II Казань 1893 г. Деяние VIII. Определение Собора. 3108 Послание папы Льва к епископам, которые собирались на Святом Халкидонском Соборе. Там же т. IV Отд. III § XII. 3112 О характере и значении Эпанагоги. проф. В. Сокольского. Византийский Временник, издаваемый при академии наук. т. Выпуск 1. СПб. 1894 г. 3113 Разделение церквей при М. Керуларии. Н. Скабалоновича. Христианское чтение 1885 г. 12, стр. 119. 3121 Особенно ясно это обнаруживается, наприм., в Эпанагоге, византийском памятнике IX века и в предисловии к VI Новелле Юстиниана. Характер и значение Эпанагоги. Вл. Сокольского. Византийский Временник и Отношение между церковною и гражданскою властию с Византийской империи. Курганова. Казань. 1880 г. 3126 По разъяснениям историков, напр. проф. Н. Скабалановича , в столкновениях Рима с Константинополем со времени патриарха Фотия преобладающее значение имел вопрос по преимуществу практический – о власти и правах патриархов римского и константинопольского, и что от постановки этого вопроса зависела постановка разностей не только дисциплинарно обрядовых, но и догматической (т. е. о св. Духе). Как скоро доходило до столкновения между папами, увлеченными безмерностью притязаний и константинопольским патриаршим престолом, охранявшим свою самостоятельность, тогда не только догматическая разность получала истинное свое освещение, но и разности церковно-обрядовые, и дисциплинарные чуть не возводились в догматы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: Указ Святейшего Синода принять к сведению и руководству. II. Резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшие на журналах собраний Совета Академии: а) 31 января 1906 года: «1906 г. Февр. 14. Священника Иоанна Васильева разрешается принять обратно в Академию». б) 3 февраля 1906 года: «1906 г. Февр. 14. Принято к сведению». Определили: Священника Иоанна Васильева внести обратно в списки студентов I курса Академии и сообщить о принятии его Правлению Академии – для зависящих распоряжений. III. Отношение Учебного Комитета при Святейшем Синоде от 6 февраля за 237: «Вследствие отношения, от 20 января сего года за 90, Учебный Комитет имеет честь препроводить в Совет Московской духовной Академии аттестат действительного студента Московской духовной Академии Иосифа Жиромского за 601, присовокупляя при сем, что препровожденный при отношении за 90 диплом Жиромского 89 Комитетом получен». Определили: Принять к сведению. —34— IV. Ведомость Преосвященного Ректора о пропущенных наставниками Академии лекциях в январе месяце текущего 1906 года, из которой видно, что – а) по нахождению в отпуске – О. Инспектор Академии Архимандрит Иосиф опустил 8 лекций; б) по болезни: исправляющий должность доцента Академии иеромонах Серафим – 5 лекций, экстраординарный профессор И. Д. Андреев – 2 лекции; в) по домашним обстоятельствам: исправляющий должность доцента Д. Г. Коновалов – 4 лекции, заслуженные ординарные профессора В. О. Ключевский и Н. А. Заозерский – по 2 лекции. Кроме того, не были читаны студентам IV и II курсов лекции по истории философии экстраординарным профессором П. В. Тихомировым ». Определили: Ведомость внести в протокол настоящего собрания для напечатания в академическом журнале. VI. Прошение священника Богородичной церкви г. Тамбова, кандидата Академии выпуска 1905 года, Димитрия Рождественского: «Честь имею почтительнейше просить Совет Московской духовной Академии разрешить мне переработать кандидатское сочинение на тему: «Книга пророка Захарии. Предварительные сведения о книге» в магистерское с оставлением прежнего заглавия».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из профессорских стипендиатов Академии выпуска 1905 года один – Федор Михайлович Россейкин оставлен на службе при Академии, другой – Иван Иванович Адамов назначения на духовно-учебную службу еще не получил. – Вместо них, по определению Совета Академии от 6 июня 1906 года, оставлены были при Академии на год для приготовления к замещению вакантных преподавательских кафедр окончившие в отчетном году курс кандидаты богословия: Николай Феофанович Чернявский и Наркисс Ананиевич Качоровский. – Последний, впрочем, отказался от звания профессорского стипендиата и по определению Совета от 5 сентября 1906 года освобожден, согласно прошению, от исполнения возложенных на него обязанностей, а вместо него оставлен при Академии для той же цели на 1906–1907 учебный год окончивший в отчетном году курс кандидат богословия Николай Матвеевич Смирнов. Церковный староста Покровской академической церкви, Ялтинский (бывший Московский 2-й гильдии) купец, Павел Осипович Красавин, по определению Правления Академии от 23 декабря 1905 года, утвержденному резолюцией Его Высокопреосвященства от 8 января 1906 года, уволен, согласно его прошению, от занимаемой им должности. За указанными здесь и в дальнейших отделах на- —9— стоящего отчета переменами, к 1-му октября 1906 года на службе при Академии состоять: Ректор Академии Евдоким, Епископ Волоколамский, второй викарий Московской епархии, магистр богословия, преподающий гомилетику и историю проповедничества. Заслуженный ординарный профессор по кафедре русской гражданской истории, доктор русской истории, Тайный Советник Василий Осипович Ключевский . Заслуженный ординарный профессор по кафедре догматического богословия, член академического Правления, доктор богословия, Действительный Статский Советник Александр Дмитриевич Беляев . Заслуженный ординарный профессор по кафедре церковного права, член академического Правления, доктор церковного права, Действительный Статский Советник Николай Александрович Заозерский . Заслуженный ординарный профессор по кафедре Священного Писания Нового Завета, член академического Правления, доктор богословия, Действительный Статский Советник Митрофан Дмитриевич Муретов .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Якиманский Е., свящ. Освящение новых зданий для больницы в Севастопольском морском госпитале.//Вестник военного духовенства. 1908. С. 558-563 Иванов В.П. Указанное сочинение. С. 81. Котков В.М. Военное духовенство России: Страницы истории. Кн. 2. СПб.: Нестор, 2004. С. 74. Сребрянский Митрофан , священник. Дневник полкового священника, служащего на Дальнем Востоке. М.: Отчий дом, 1996. С. 113. Захарченко М.В . К проблеме формирования системы принципов православной педагогики//Материалы 3-х Пюхтицких Чтений «Культурно-исторические традиции православия». Куремяэ, Эстония, 2014. С. 76 - 77. Дивногорцева С.Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: дис. ... док. пед. наук: 13.00.01. М., 2012. С. 95. Брянчанинов Игнатий, святитель. Поучение 2-ое. В неделю по Богоявлении. О покаянии//Творения святителя Игнатия Брянчанинова в 7 т. Т. 3-й. Аскетическая проповедь. М.: Правило веры, 1993. (Репринт: СПб, 1886) С. 12 - 13. Иванов В.П. Указанное сочинение. С. 84. Дивногорцева С.Ю. Указанное сочинение. С. 97 История флотского духовенства: Сб./Сост. А.Б. Григорьев. М.: Андреевский флаг, 1993. С. 51. Галайко В . Армия и религия//Советский воин. 1990. 13. С. 79. Смирнов А. История флотского духовенства. Ч. 1. Пг.: Типография «Сельского Вестника», 1914. С.71. Кострюков А.А. Военное духовенство и развал армии в 1917 году//Церковь и время. 2005. С. 158 - 159 Дивногорцева С.Ю. Указанное сочинение. С. 95. Иванов В.П. Указанное сочинение. С. 270. Плеханов А.А. «Помни, что солдат Христов и Государев воин...». Основы религиозно-нравственного воспитания в войсках Российской Империи//Военно-исторический журнал. 2. Февраль, 2003. С. 37. Аквилонов Е. О недозволенности служения православным духовенством панихид в храмах по усопшим иноверцам//Вестник военного духовенства. 1906. С.363-370. С.395-405. С.425-429. Виноградов А. К вопросу о молитвах за умерших иноверцев//Вестник военного духовенства. 1906. С.720-722; Грюневич А., свящ. Еще о панихидах над иноверцами//Вестник военного духовенства. 1906. С. 583-592; Малыхин В. В ответ профессору Е. Аквилонову.//Вестник военного духовенства. 1906. С.637-638; Малыхин П. Панихида над иноверцами//Вестник военного духовенства. 1906. С. 42-45; Соколов В. Можно-ли и должно-ли молиться в церкви за усопших инославцев?//Вестник военного духовенства. 1906. С.172-179. С.201-207. С.249-255. С.273-279; Успенский П., свящ. К молитве за умерших иноверцев.//Вестник военного духовенства. - 1906. - - С. 618-621.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/21/...

Твой смиренный молитвенник Протоиерей Иоанн Сергиев. 26 Августа 1906 г. Игумении Алексии (Пляшкевич). 18 сентября 1906. Кронштадт 526 Почтенная Матушка Игумения Алексия! Посылаю тебе в пользу обители двести рублей на улучшение трапезы сестер. Прошу уведомить о получении. Поклон всем вам. Протоиерей Иоанн Сергиев 18 Сент 1906. Третьему Всероссийскому съезду русских людей в Киеве. Не позднее 10 октября 1906. Кронштадт Телеграмма Восторженно слежу за речами и деяниями съезда и благодарю от всего сердца Господа, смиловавшегося над Россией и собравшего около колыбели русского христианства верных чад своих для единодушной защиты веры, Царя и отечества 527 . Игумении Таисии (Солоповой). 31 октября 1906. Кронштадт Дорогая, неоцененная Матушка Игумения Таисия, красное солнышко! Спасибо тебе за письмо и за чувства соболезнования обо мне. В Господе моем Иисусе Христе я легко переношу все издевательства надо мною людей лукавых. Жалко, что они так низко сами падают, купаясь в злобе дьявольской, и марают свои души 528 . Благодатию Божиею я – все тот же Божий раб, и не изменяюсь в лукавую сторону. Ты знаешь, как ко мне благодатию Божиею стремится народ – и старый и малый; как дети меня везде встречают с радостью, подобно как некогда Христа еврейские дети встречали с радостью, с торжествующими лицами, и песнями 529 . Так и ныне везде простые люди и незлобивые дети встречают меня с радостью. Что это значит? Значит, что благодать Божия живет во мне и всех простых сердцами влечет ко мне, а через меня к Богу, Которому я служу. Сегодня служил в Леушинском подворье. Да хранит тебя Господь на многие, многие лета. Протоиерей Иоанн Сергиев. 31-го Октября 1906 г. Игумении Таисии (Солоповой). 22 ноября 1906. Кронштадт Неоценимая Матушка Игумения Таисия! Благодарю тебя горячо за письмо и телеграммы и за наведывание о моем здоровье: оно в хорошем состоянии, – благодарю Всемилостивого и Всещедрого Владыку Господа Бога моего. А вот твое?то здоровье, говорят, – да ты и сама пишешь, – ухудшается; не дай Бог . Ты нужна, очень нужна многим. Подворье ваше я не оставляю и служу нередко; молимся все за тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

51) От профессора Университета св. Владимира Ю. Кулаковского – его брошюры: а) К вопросу об имени и истории фемы «Опсикий». Спб., 1904; б) К вопросу о фемах Византийской империи. Киев, 1904; в) К вопросу о происхождении фемного строя Византийской империи. Киев, 1906; г) Sur la question des squelettes colorés. Киев, 1905; д) Новые домыслы о происхождении имени Русь. Киев, 1906. 52) От профессора Академии Μ. Д. Муретова – его брошюра: Блаженство страждущей души. Сергиев Посад, 1907. Два экз. 53–56) От профессора Харьковского Университета Е. К. Редина – его брошюры: а) Портрет Козьмы Индикоплова. Спб., 1905; б) Искусство и археология. Библиография, II. Спб., 1906; в) Проф. Η. Ф. Сумцов. Харьков, 1906; г) Памяти Μ. С. Дринова. Спб., 1906. 57) От и. д. доцента Академии свящ. Д. В. Рождественского – его брошюра: Элементы современности в словах и беседах Василия В., Григория Б. и Иоанна Златоуста . Сергиев Посад, 1907. Два экз. 58) От профессора Академии С. И. Смирнова – книга: Краткое описание рукописей церковно-исторического древлехранилища при Братстве св. Александра Невского, 1. Владимир, 1906. 59) От профессора Академии А. А. Спасского – в его переводе книга: Гарнак, Религиозно-нравственные основы христианства. Харьков, 1907. 60) От А. А. Титова из Ростова – его книга: Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахромееву, в. 5–6. Москва, 1906–1907. 61) От П. И. Щукина – его издания: а) Щукинский Сборник, в. 4 и 6. Москва, 1906–1907; б) Персидские вещи Щукинского собрания. Москва, 1907; в) Краткое описание нового владения Российского Исторического Музея. Москва, 1906. 62) От Протоиерея А. А. Беляева , Ректора Вифанской Духовной семинарии – его брошюра: Общество и духовная школа. Москва, 1906. 63) От священника И. С. Виноградова, Законоучителя 2-й —326— гимназии в Москве – его книги: а) Священная История Нового Завета. Москва, 1907 и б) Свящ. История Ветхого Завета. Москва, 1907. 64) От священника Н. Любимова из Москвы – брошюры: а) О любви к ближнему. Москва, 1906; б) Власть самодержавная по учению Слова Божия. Москва, 1907.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010