Через год владыка Димитрий говорил в проповеди на панихиде в память убиенного террористами священника о. Георгия Василова: «Каждая капля проливаемой крови создаёт Церкви новых мучеников, готовит её новых членов. Не страшны мучения ни для Церкви, ни для России…». А узнав об убийстве Экзарха Грузии Никона (Софийского), епископ Димитрий, возглавлявший в ту пору Туркестанскую кафедру (1906-1912), со слезами и гневом отправил в Тифлис телеграмму: «…Глубоко потрясённый, спешу с братскими рыданиями припасть к славному, поистине священному гробу высокопреосвященного Никона… О, да будьте прокляты, и да исчезнут все тайные и явные враги нашего великого православного русского Отечества!» В тот раз они выстояли, выиграли духовную битву. Доказательством тому – число монашествующих. Их количество выросло с 1905 года к 1913-му – с 63 тысяч до 92 тысяч человек, число монастырей с 860 до 1005. II 25 июня 1912 владыка Димитрий был назначен епископом Таврическим и Симферопольским. В дневнике за 1914 год Император Николай Александрович, проживавший в Ливадии, сделал запись: «19-го мая. Понедельник. Дивный день Принял епископа Дмитрия и трех священников из Симферополя…». Владыка всю жизнь с большой любовью относился к Царской Семье. Логичным продолжением служения епископа Дмитрия стало его участие в качестве простого иеромонаха в должности священника на флоте. 6 мая 1915 он был возведён в архиепископское достоинство и в тот же день – по его просьбе и с согласия Государя – назначен исполняющим обязанности штатного судового священника. Служил владыка Димитрий на линкоре «Св. Пантелеймон», который до кровавых событий 1905 года назывался «Князь Потемкин Таврический». В хрониках войны название линкора «Св.Пантелеймон» встретить не редкость. Вот, например: «1915.05.10 ТУРЦИЯ. Морской бой эскадры Черноморского флота (линкоры «Ефставий», «И.Златоуст», «Три святителя», «Св.Пантелеймон») с немецким лин.крейсером «Гебен» у прол. Босфор. Получив 3 попадания, «Гебен» на 23 минуте вышел из боя». После катастрофических событий февраля 1917-го, Русь успела созвать Поместный Собор, на котором было принято решение о восстановлении патриаршества. Работа Собора проходила в зареве пожаров и под грохот пушек. Юнкера защищали Кремль. Документы Собора доносят до нас замечательные слова архиепископа Димитрия, произнесённые им после падения Кремля: «Я бы почитал счастьем и честью пасть вместе с юнкерами…». Историки Церкви показывают, что на Соборе архиепископ Димитрий «сыграл видную роль, выступая против домыслов той околоцерковной интеллигенции и чиновников, которые пытались воспрепятствовать спасительному для русского Православия восстановлению Патриаршества». А «имя самого архиепископа Димитрия (Абашидзе) фигурировало в первом, так называемом, «большом списке» кандидатов на Патриарший престол».

http://pravoslavie.ru/37456.html

В 1764 г. содержание по штату 3-го класса, назначенное братии и монастырю, составило 568 р. ассигнациями, служителям - 128 р. 50 к. ассигнациями. Впосл. при императорах Павле I и Александре I каждый из них удвоил штатные суммы. К кон. XIX - нач. XX в. на содержание братии и мон-ря выплачивалось из казны 205 р. 86 к., служителям - 150 р. серебром в год. После секуляризации церковного землевладения у мон-ря тем не менее сохранились и появились дополнительные доходные статьи. В 1798 г. Д. м. получил во владение мельницу на р. Десне с 1200 кв. саженями земли для амбара, сарая и дома. Сдавая ее в аренду, мон-рь ежегодно получал доход от 100 до 200 р. С 1835 г. по указу имп. Николая I мон-рь обзаводился лесными и покосными дачами. К 1890 г. Д. м. имел лесную дачу в 118 дес. 900 кв. сажен в 40 верстах от обители в Московском у. Всего же вместе с угодьями, огородной и застроенной землей мон-рь владел к кон. XIX - нач. XX в. 178 дес. 190 кв. саженями земли, большая часть к-рой или постройки на ней сдавались в аренду. При первоначальной раздаче угодий Д. м. получил также право безвозмездной ловли рыбы в р. Москве от Даниловской слободы до Краснохолмского побережья. В связи с неоднократными изменениями системы городского управления Москвы это право было постепенно утрачено. Неокладные доходы мон-ря складываются из сумм, получаемых от продажи свечей, просфор, из сборов на украшение храмов во время богослужений, из платы за совершение заказных молебнов, панихид, заупокойных литургий, встреч и проводов усопших, погребаемых в мон-ре, из сумм, получаемых от продажи кладбищенской земли под могилу, из сборов от часовни в слободе. Со 2-й пол. XIX в. в пользу Д. м. поступали доходы в виде процентов с наличных сумм, вложенных в банки, гос. доходных билетов. На 1906 г. в банках хранилось наличных денег ок. 50 тыс. р.- в билетах на сумму 303 318 р. А. В. Маштафаров Архитектура Согласно археологическим исследованиям 1983-1986 и 1990-2000 гг., мон-рь кон. XIII - нач. XIV в., вероятно, располагался вокруг совр. храма св. Отцов семи Вселенских Соборов, где открыты погребения раннемосковского времени (XIV-XV вв.). О первом храме во имя Даниила Столпника кон. XIII - нач. XIV в. известно, что он был деревянным, клетским, после перевода мон-ря в 1330 г. в Кремль стал приходским храмом с. Даниловского.

http://pravenc.ru/text/ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ...

Вот краткие извлечения из этого описания. „Ростовский Кремль, заключающий в себе пять церквей, построен в XVII в. митрополитом Ионою Сысоевичем... Лишившись с переводом архиерейской кафедры в Ярославль (1786 г.) пастырского надзора и средств, пришел в страшное запустение и близился к совершенному разрушению... ...В 1883 г. на средства, пожертвованные ростовскими гражданами, братьями Королевыми, восстановлено одно из важнейших зданий Кремля-Белая Палата. Открытие её было 28-го октября того же года... В 1884 г. Ростовская археологическая комиссия, состоящая под председательством начальника Ярославской губернии Вл. Дм. Левшина, возобновила церковь древнего Григорьевского монастыря – Затвора, переходы, связывающие эту церковь с Белою Палатою „Княжие Терема“ и часть сломанного уже здания, Красной Палаты“. Освящение церкви Григорьевского монастыря и открытие Княжих Теремов, в которых имеет быть помещено книгохранилище музея древностей, происходило 28-го октября и совершено по заранее составленному комиссией церемониалу. По совершении церковного торжества и молебствия в Ионинской галерее Княжих Теремов, состоялось торжественное заседание в Белой Палате под председательством начальника губернии, посвященное местной истории и древностям. Здесь произнесены были речи секретарем Комиссии А.А. Титовым , секретарем Общ. Ист. и Древн. Росс. Е.В. Барсовым и др. Речи Титова и Барсова весьма интересны. На прошение протоиерея Тверской Христорождественской (Продолжение следует). Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1906 год//Богословский вестник 1906. Т. 3. 10. С. 1–32 (4-я пагин.). —1— Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, члены Совета, кроме о. Инспектора Архимандрита Иосифа и профессоров: П.И. Цветкова , Н.А. Заозерского , А.И. Введенского , М.М. Тареева , В.Н. Мышцына , И.Д. Андреева и П.В. Тихомирова , и прочие преподаватели Академии, кроме исправляющих должность доцента: П.П. Соколова, Е.А. Воронцова и иеромонаха Серафима (Остроумова).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нынешний пол в соборе относится к началу ХХ столетия, его выложили узорчатой керамической плиткой в ходе реконструкции 1906-1909 годов. Из основного храма арочные проёмы ведут в приделы, возведённые в 1840-х годах, одновременно с трапезной: северный (левый) - во имя святителя Гурия, южный (правый) - во имя святых князей Бориса и Глеба. Приделы имеют и внешние входы - с улицы. В подклете собора в последние десятилетия перед революцией находился храм Всех Святых с архиерейскими захоронениями. Храм впервые был расписан фресками в XVII веке. Многочисленные пожары погубили эти росписи, не однажды возобновлявшиеся. Однако, чудесным образом сохранились несколько фрагментов первоначальных фресок - их открыли и восстановили уже в новейшее время. Остальные росписи относятся к XIX столетию. В 1870 году в соборе работала артель известного иконописца Н. Л. Софонова из Вязниковского уезда Владимирской губернии. Программу росписей подготовил архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Амфитеатров), занимавший Казанскую кафедру с 1866 по 1879 год. Стоит сказать, что Благовещенский храм был кафедральным собором Казанской епархии с 1562 (дата освящения) по 1918 год. В 1925 году собор закрыли и в нём разместили Госархив ТАТССР, устроив внутри четыре яруса деревянных перекрытий. В подвальном храме, служившем некрополем казанских архиреев, устроили овощехранилище, в келье святителя Гурия - сторожку. В 1977-1984 годах была проведена реставрация внешнего облика собора в формах 1840-х годов, восстановлены купола и барабаны. В 1987 году центральный купол грушевидной формы позолотили. Последняя реставрация в Благовещенском соборе была проведена в 1995-2005 годах. Указом президента Республики Татарстан М. Шаймиева в 1995 году храм передали в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника " Казанский Кремль " . 19 июля 2005 года Благовещенский собор был вновь освящён архиепископом Казанским Анастасием. Первую литургию в возрождённом соборе отслужил Патриарх Алексий II 21 июля 2005 года.

http://sobory.ru/article/?object=02525

В своей монументальной работе «Из московской старины. На память о Московском Большом Успенском Соборе», изданной «Душеполезным чтением» в 1902-1907, Владимир Семёнович не только подробнейшим образом описывает богослужебные обряды Собора (на все праздники), но и даёт широкий культурно-исторический контекст. Вот некоторые из рассмотренных им тем: Церковь и государство в древней Руси; возвышение Москвы; Большой Успенский Собор и его значение; строгое соблюдение в нем церковного Устава; мнение о нем митрополита Филарета. Отец Владимир описывает сокровища Собора: гробницы для хранения святынь и дарохранительницы, а также сообщает сведения о конкретных событиях, в частности, крестных ходах («Крестный ход и молебствие за избавление от крамолы» 1826 года и  «По случаю губительного поветрия об избавлении от Холеры» 1830-1831). От его внимания не уходят также такие житейские явления как «Правительственные меры к водворению тишины». Иллюстрацией того, какого рода административно-хозяйственными хлопотами сопровождалось служение отца Владимира, может послужить история с введением формы для звонарей [Виденеева]. Колоссальная работоспособность, ответственность, организационные способности Владимира Семёновича были многократно востребованы Церковью. Он принимал активное участие в функционировании её структур, прежде всего Московской духовной консистории и Московской конторы Святейшего Синода. В Консисторию он входил, начиная с 1892 года, сначала сверхштатным, а затем и штатным членом, прервав свое участие на время службы в Успенском соборе. Вернулся сверхштатным сотрудником в 1911 году при переходе в Храм Христа Спасителя. В конторе Св. Синода Владимир Семёнович состоял с 1905 по 1911 год. Как Консистория, так и контора Св. Синода поручали отцу Владимиру дела, связанные с заботой о церковных зданиях, церковном имуществе, историческом и духовном наследии Отечества. Владимир Семёнович выполнял архитектурный и хозяйственный надзор над проектированием, строительством, ремонтом  и эксплуатации зданий, относящихся к церковному ведомству, в том числе, состоял в комиссиях: по постройке нового здания Московской Духовной Консистории (1895); по производству расследования хозяйственной стороны Новоспасского монастыря по производству ремонта (1911); по постройке храма во имя Благоверного Великого Князя Александра Невского в Москве, в память освобождения крестьян от крепостной зависимости (1904) . Многообразна его деятельность в комиссиях, отвечающих за Кремль: заведование зданием Московского Успенского собора  (председатель, 1903), его реставрация (1910), наблюдение за производством работ по ремонту колокольни Ивана Великого (председатель, 1909), обеспечение находившихся в Кремле учреждений и их имущества, в том числе, установление и принятия мер, вполне обеспечивающих их безопасность (1906). 

http://bogoslov.ru/person/51198

Иллюстрацией того, какого рода административно-хозяйственными хлопотами сопровождалось служение отца Владимира, может послужить история с введением формы для звонарей [Виденеева]. Колоссальная работоспособность, ответственность, организационные способности Владимира Семёновича были многократно востребованы Церковью . Он принимал активное участие в функционировании её структур, прежде всего Московской духовной консистории и Московской конторы Святейшего Синода. В Консисторию он входил, начиная с 1892 года, сначала сверхштатным, а затем и штатным членом, прервав свое участие на время службы в Успенском соборе. Вернулся сверхштатным сотрудником в 1911 году при переходе в Храм Христа Спасителя. В конторе Св. Синода Владимир Семёнович состоял с 1905 по 1911 год. Как Консистория, так и контора Св. Синода поручали отцу Владимиру дела, связанные с заботой о церковных зданиях, церковном имуществе, историческом и духовном наследии Отечества. Владимир Семёнович выполнял архитектурный и хозяйственный надзор над проектированием, строительством, ремонтом и эксплуатации зданий, относящихся к церковному ведомству, в том числе, состоял в комиссиях: по постройке нового здания Московской Духовной Консистории (1895); по производству расследования хозяйственной стороны Новоспасского монастыря по производству ремонта (1911); по постройке храма во имя Благоверного Великого Князя Александра Невского в Москве, в память освобождения крестьян от крепостной зависимости (1904) 6 . Многообразна его деятельность в комиссиях, отвечающих за Кремль: заведование зданием Московского Успенского собора (председатель, 1903), его реставрация (1910), наблюдение за производством работ по ремонту колокольни Ивана Великого (председатель, 1909), обеспечение находившихся в Кремле учреждений и их имущества, в том числе, установление и принятия мер, вполне обеспечивающих их безопасность (1906). Уже в Кафедральном соборе Христа Спасителя Владимир Семенович был председателем Управления по хозяйственному заведыванию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

89) От библиотеки студентов Академии – 40 названий Епархиальных Ведомостей 1906 и 1907 г. 90) Получались в дар следующие периодические издания в 1906 и 1907 г: 1) Allgemeine Bibliographie (1906 и 1907 г.); 2) Monthly Gasette of current Literature (1906 и 1907 г.); 3) Wöchentliches Verzeichniss (1906 и 1907 г.); 4) Pareistizigo Latweeschu Wehstnesis (1907 г.); 5) Српски Сион (1906 и 1907 г.); 6) Вера и Церковь (1906 и 1907 г.); 7) Американский Православный Вестник (1906 и 1907 г.); 8) Церковно-Общественная Жизнь (1906 и 1907 г.); 9) Братский Листок и Россиянин (1907 г.); 10) Руководство для сельских пастырей (1906 и 1907 г.); 11) Душеполезное Чтение (1906 и 1907 г.); 12) Духовный Вестник Грузинского Экзархата (1906 и 1907 г.); 13) Саратовский Духовный Вестник (1906 и 1907 г.); 14) Нижегородский Церковно-Общественный Вестник (1906 и 1907 г.); и Епархиальные Ведомости: 15) Архангельские (1906 и 1907 г.); 16) Благовещенские (1906 и 1907 г.); 17) Волынские (1906 и 1907 г.); 18) Екатеринбургские (1906 и 1907 г.); 19) Кишиневские (1906 и 1907 г.); 20) Оренбургские (1906 и 1907 г.); 21) Орловские (1906 и 1907 г.); 22) Ставропольские (1906 и 1907 г.); 23) Тверские (1906 и 1907 г.); 24) Уфимские (1906 и 1907 г.); 25) Якутские (1906 и 1907 г.) и 26) Ярославские (1906 и 1907 г.). Справка: По § 52 инструкции библиотекарю Академии: «Ревизия библиотеки производится ежегодно двумя депутатами из наставников Академии, назначаемых Советом в начале или конце каникул. Впрочем Совет может назначить и другое время, необходимое, по его усмотрению, для освидетельствования». Определили: 1) Поручить произвести следующую ревизию академической библиотеки экстраординарному профессору Π. П. Соколову и исправляющему должность доцента Ака- —330— демии А. П. Орлову. – 2) Жертвователям выразить от лица Совета Академии глубокую благодарность. IX. Отношения: а) Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевы Лавры от 8 октября за 1681 с препровождением рукописи за 736 на двухнедельный срок. б) Правления Вологодской духовной семинарии от 10 октября за 990 с препровождением рукописей XVI в. в одном кожаном переплете за 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Теперь Кремль закрыт, святители в затворе. Но у каждого из нас есть свой крежгь, о нем-то и поговорим сегодня. У каждого, говорю я, други мои, есть свой кремль, освященный, Божественною силою, воздвигнутый кремль души нашей. Этот кремль нужен для того, чтобы сохранить от врагов внутреннее духа нашего. У нашего священного кремля тоже, как и у всякого, четыре стены. Первая стена, обращенная прямо ко внешнему миру, самая большая, самая важная, называется смирение. Вторая стена — самоукорение. Если первая учит не превозноситься, считать себя хуже всех людей, то вторая гласит — " что бы ни случилось с тобой, помни, что ты один во всем виноват " . Третья стена — страх Божий. У кого воздвигнута эта стена, тот будет избегать греха, чтобы не оскорбить Господа. Четвертая стена — память Божия. Когда есть эта стена, человек ни на одну минуту не забывает, что он ходит пред лицем Бога, который видит не только его дела, но и мысли. Но кроме стен, кремль божественный защищают четыре стражи, у каждой стены по одному. У первой стены страж — внимание. Этот страж следит за входящими и допускает только тех, кто имеет билет добродетели, остальных же не допускает. У второй стены страж, на долю которого выпало очищать кремль, если врагам все же удается проникнуть. Страж этот — покаяние. У третьей 188 стены на страже ревность по Боге, грозный этот страж избивает врагов, которые все же проникли в кремль. И четвертый страж бичом изгоняет и поражает всех врагов, которые сумели спрятаться от первых трех стражей. Имя четвертому стражу — молитва Иисусова. Вот как укрепляется кремль, в такой не проникнут никакие враги, потому что их не допустят стражи и каждый из нас посмотрит: в порядке ли стены? Не обрушились ли где? На месте ли стража? Если так, то будь спокоен за дом души твоей, кремль охранит ее, и дом этот станет жилищем Самого Бога, а кремль будет подобен дому, построенному на камне, ни бури, ни волны житейские не обрушат его. Святители Российские да помогут вам, возлюбленные мои, построить прочно ваш кремль. 189 (Без даты. Литургия, Пешношский монастырь)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

Но мне вспомнилось время, когда были открыты двери святого Кремля и в нынешний день много собиралось богомольцев, чтобы проводить святителя Алексия, когда он пойдет в гости к трем своим друзьям в Успенский собор. Вот как это происходило. В 4 часа дня монахи Чудова монастыря совершали торжественную вечерню, во время которой большой образ святителя Алексия стоял у его гроба. После вечерни и молебна икона с крестным ходом переносилась в Успенский собор, где оставалась на всенощную, а на другой день, после литургии, также торжественно, святитель Алексий возвращался домой. Теперь Кремль закрыт, святитель в затворе. Но у каждого из нас есть свой кремль, о чем и поговорим сегодня. У каждого, говорю, други мои, есть свой священный кремль, Божественною силою воздвигнутый, кремль души нашей, необходимый, чтобы охранить от врагов внутреннее духа. У кремля нашего священного, как и у всякого, четыре стены. Первая, обращенная к внешнему миру, самая большая, называется смирение. Вторая – самоукорение. Если первая учит не превозноситься, считать себя хуже всех, то вторая гласит: «Что бы ни случилось, помни, ты виноват во всем один». Третья стена – страх Божий. У кого она воздвигнута, тот будет избегать греха, чтобы не оскорбить Господа. Четвертая стена – память Божия. Когда она есть, человек ни на одну минуту не забывает, что ходит пред лицем Бога, Который видит дела его, мысли. Но, кроме стен, Божественный кремль защищают четыре стража, по одному у каждой стены. У первой страж – внимание: следит за входящими и допускает только тех, кто имеет билет добродетели, остальных не допускает. У второй стены сторож, на долю которого выпало очищать кремль, если врагам все же удается проникнуть, – покаяние. У третьей на страже ревность по Боге. Страж грозный, избивает врагов, которые проникли в кремль. И четвертый страж бичом изгоняет и поражает всех врагов, которые спрятались от первых стражей. Имя четвертому – молитва Иисусова. Так укрепляется кремль, и в него не проникнуть никаким врагам, потому что их не допустят стражи: каждый смотрит, в порядке ли стены. Не обрушились ли? На месте ли стража? Если так, будь спокоен за дом души своей. Кремль охранит ее, и дом этот станет жилищем Самого Бога, а кремль подобен дому, построенному на камне. Ни бури, ни волны житейские не обрушат его. Святители Российские да помогут вам, возлюбленные мои, построить прочно ваш кремль.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Кремль с соборами, монастырями и башнями Кремль есть слово, однозначащее с греческим словом Акрополис или с русским Вышгород. Московский Кремль – это место на возвышенной плоскости в центре Москвы с соборами, монастырями и царскими дворцами, обнесенное высокими каменными стенами, на которых возвышаются огромные башни с воротами. Московский Кремль есть достопримечательное место для всех россиян. В нем подвизались наши святители; думали крепкую думу цари и знаменитые бояре; в нем хранились и доселе хранятся православие и самодержавие, которым наше отечество обязано тем, что оно так обширно и так крепко; в нем до сих пор коронуются наши цари, поставляются нередко иерархи; сюда изо всех концов земли стекаются русские люди на поклонение святыням своей русской земли. Московский Кремль – это нечто заветное и священное для каждого из нас, русских. В Кремль ведут много ворот; но главные из них – это так называемые Спасские, на восточной стороне Кремля. Название свое ворота эти получили от поставленной на башне над ними царем Алексеем Михайловичем иконы Спасителя. На этой же башне устроены по распоряжению Петра В. городские боевые часы с музыкою гимна „Коль славен“. Вышиной башня в 30 саж. Спасские ворота – это как бы святые ворота, ведущие к кремлевской святыне, и царем Алексеем Михайловичем постановлено „не проходить через них мужскому полу с покрытой головою“. В 1812 г. французам, когда они увидели необходимость бежать из Москвы, хотелось взорвать эту башню, как равно и другие, и вообще весь Кремль. И только благодаря тому, что некоторые подкопы были указаны добрыми из французов и тому, что Бог послал дождь, взрывы почти все были остановлены, а Кремль хотя и пострадал, но не погиб совершенно. Кремлевский Успенский собор Большой Успенский собор, или дом Пресв. Богородицы, первоначально основан по совету первосвятителя Московского Петра в 1826 г. великим князем московским Иоанном Калитою. Последнее сооружение собора было в 1478 г. выписанным из Венеции зодчим Аристотелем Фиораванти. Поляками в 1612 г. и французами в 1812 г. был ограблен. В этом соборе уже более З-х столетий наши государи коронуются и помазываются св. миром. В числе местных икон здесь драгоценны и замечательны следующие: 1) Чудотворная Владимирская икона Божией Матери, которая, по преданию, написана евангелистом Лукой. В 1160 г. она перенесена была князем Андреем Боголюбским из Киева во Владимир и оттуда в Москву для защищения от Тамерлана в 1395 г. Золотая риза и драгоценные камни на этой иконе ценятся более 200 000 рублей. 2) Храмовая икона Успения Пресв. Богородицы, по преданию, писанная святит. Петром. 3) Благовещения, взятая из Устюга, где она ознаменована была чудесами: источением мира и спасением города от каменной тучи в 13 столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010