площади. М., 1982, 19832; Земцов С. М., Глазычев В. Л. Аристотель Фьораванти. М., 1985; Успенский собор Московского Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985; Выголов В. П. Архитектура Моск. Руси сер. XV в. М., 1988; Моск. Кремль: Указ. лит-ры (1723-1987). М., 1989. [Ч. 1]: Моск. Кремль с древнейших времен до наших дней; 1998. [Ч. 2]: Моск. Кремль - уникальное собр. памятников истории и культуры; Большой Кремлевский дворец архит. К. А. Тона: (Альбом)/Авт.-сост.: Г. А. Маркова. М., 1994; Гончаренко В. С., Нарожная В. И. Оружейная палата: Путев. М., 1995, 19982, 20043; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999; Гончаренко В. С. Московский Кремль: Стены и башни: Путев. М., 2001; Романенко А. И. Патриаршие палаты. М., 2001; Селезнева И. А. Золотая и Серебряная палаты. М., 2001; Соколова И. М. Церковь Ризположения: Путев. М., 2002; Сокровищница России: Страницы ист. биографии Музеев Моск. Кремля. М., 2002. (ГММК: Мат-лы и исслед.; 14); Вьюева Н. А., Романенко А. И. Моск. Кремль: Дворцы и сады: Путев. М., 2003; Журавлева И. А., Качалова И. Я. Благовещенский собор: Путев. М., 2003; Подъяпольский С. С. и др. Новые данные о Кремлевском дворце рубежа XV-XVI вв.//ДРИ. 2003. [Вып.:] Рус. искусство позднего средневековья: XVI в. С. 51-98; Власова Т. Б. Архангельский собор: Путев. М., 2005; Моск. Кремль: Хроника ист. событий (1147-1480)/Авт.-сост.: В. Н. Захаров. М., 2005; Костина И. Д. Колокола Московского Кремля. М., 2007; Баталов А. Л., Самойлова Т. Е. Архангельский собор. М., 2008; Горева О. В. Сокровища Алмазного фонда России. М., 2008; Воронов А. А. Мон-ри Моск. Кремля. М., 2009; Древние святыни и исторические памятники. М., 2009; Толстая Т. В. Успенский собор: Путев. М., 2009; Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневек. Москвы. М., 2010; Баталов А. Л., Крашенинникова Т. И. Ансамбль Моск. Кремля, 1990-2010: Реставрация и изучение. М., 2010; они же. Благовещенский собор: Итоги реставрации 2006-2010 гг.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Лит.: Аделунг Ф. П. Корсунские врата, находящиеся в Новгородском Софийском соборе. М., 1834; Соловьев П., прот. Описание Новгородского Софийского собора. СПб., 1858; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2; он же. Путев. по Новгороду с указанием на его церк. древности и святыни. СПб.,1862; Толстой М. В. Святыни и древности Вел. Новгорода. М., 1862; Новгородский кафедр. Софийский собор. Новг., 1886; Толстой И. И., Кондаков Н. П. Рус. древности в памятниках искусства. СПб., 1889. Вып. 6; Конкордин А. И., свящ. Описание Новгородского кафедр. Софийского собора. Новг., 1901; Уваров А. С. Двери бронзовые византийские и русские// Он же. Сб. мелких тр. М., 1910. Т. 1. С. 58-66; Ласковский В. П. Путев. по Новгороду. Новг., 1910, 19132; Соболевский А. Медные врата//Рус. икона. СПб., 1914. Сб. 1. С. 40-58; Муравьев М. В. Новгород Великий: Ист. очерк и путев. Л., 1927; Некрасов А. И. Древнерус. изобразительное искусство. М., 1937; Богусевич В. А. Магдебургские врата XII в.//НИС. 1939. Вып. 6. С. 22-29; Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947; Порфиридов Н. Г. Др. Новгород: Очерки из истории рус. культуры XI-XIV вв. М.; Л., 1947; Бочаров Г. Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. М., 1969; он же. «Корсунские» врата новгородского Софийского собора//ПРАМИ. 1983. [Вып. 2:] Стиль, атрибуции, датировки. С. 5-33; Банк А. В. К-польские образцы и местные копии: (По мат-лам прикладного искусства XI-XII вв.)//ВВ. 1973. Т. 34. С. 190-195; она же. Прикладное искусство Византии XI-XII вв.: Очерки. М., 1978. С. 79-81; Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976; Штендер Г. М. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни Новгородской Софии//ДРИ. М., 1977. [Вып.:] Проблемы и атрибуции. С. 30-54; Беляев С. А. Корсунские двери Новгородского Софийского собора//Др. Русь и славяне: Сб. ст. М., 1978. С. 300-310; Якобсон А. Л. К изучению Корсунских врат в Новгороде//ПКНО, 1981. Л., 1983. С. 345-347; Трифонова А. Н. Бронзовые двери Софийского собора в Новгороде//Новгород и Новгородская земля: История и археология: Мат-лы науч. конф. Новг., 1995. Вып. 9. С. 230-242; Стерлигова И. А. Памятники серебряного и золотого дела в Новгороде XI-XII вв.//Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996. С. 26-68. Кат. 63. С. 255-257.

http://pravenc.ru/text/2458751.html

Лит.: Описание достопамятных происшествий в моск. мон-рях во время нашествия неприятелей в 1812 г.//ЧОИДР. 1858. Кн. 4. Отд. 2. С. 44; Снегирев И. М. Знаменский мон-рь и палата бояр Романовых. М., 1858, 18612; Сергий (Спасский), архиеп. Ист. описание моск. Знаменского мон-ря, что на Старом Государевом дворе. М., 1866; он же. Место рождения великого государя царя и вел. кн. Михаила Федоровича//Странник. 1895. 12. С. 617-649; Церковно-приходская школа при Знаменском муж. мон-ре//Народное образование. 1900. 2. С. 78; Денисов. 1908. С. 414-417; Моск. Знаменский мон-рь на старом государевом дворе. М., 1909, 19132; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 365; Антипин Г. Г. Зарядье: Проспект-путев. М., 1973. С. 32-49; Казакевич И. И. Моск. Зарядье: История архит. памятников. М., 1977. С. 56-148; Жаворонкова Е. П. Собор Знаменского мон-ря: Исслед. и реставрация//Охрана и реставрация памятников архитектуры. М., 1981. С. 65-74; Либсон В. Я. Возрожденные сокровища Москвы. М., 1983. С. 109-119; Памятники архитектуры Москвы: Кремль, Китай-город, центр. площади. М., 19832. С. 448-453; Сорок сороков. Т. 1. С. 166-173; Румянцева В. С. Опыт классификации мон-рей в России в XVII в.//Церковь в истории России. М., 1997. Сб. 1. С. 96; Памятники архитектуры в дореволюционной России: Очерки истории архит. реставрации/Под ред. А. С. Щенкова. М., 2002; Петров А. А. Митр. Филарет и начало восстановления палат бояр Романовых в моск. Знаменском мон-ре//Филаретовский альм. М., 2004. Вып. 1. С. 71-86; Изъятие церк. ценностей в Москве в 1922 г.: Сб. док-тов из фонда Реввоенсовета Республики. М., 2006. С. 107; Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006. С. 96-97, 145-146, 278-279; Романюк С. К. Москва: Китай-город: Путев. М., 2007. С. 251-262; Козлов В. Ф. Церковное краеведение: Мон-ри в истории и культуре Москвы. М., 2008. С. 42-43; Пэнэжко О., прот. Храмы Орехово-Зуевского р-на. Владимир, 2008. Ч. 2. С. 323-325; Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - сер. XVIII в. М., 2008. С. 83, 94, 395; Соловьёва Т. Б. Док-ты о строительстве в Москве после Смуты//Архит. наследство. М., 2008. Вып. 49. С. 48-50; Дом бояр Романовых: К 150-летию основания музея/Сост.: Г. К. Шуцкая. М., 2009; Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского. М., 2010. Т. 2. С. 39, 182; Т. 3. С. 32, 41-42, 144; Т. 5. С. 16, 41, 447; Дом бояр Романовых: Путев.-справ. М., 2014.

http://pravenc.ru/text/2564206.html

Г. Каменная летопись Севастополя. Севастополь; К., 2003; он же. «Британский лев» под Инкерманом. Севастополь, 2006; Бобровский Т. А., Чуева Е. Е. Пещерные комплексы Инкерманской долины (Юго-Зап. Крым)//Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Мат-лы 2-й Судакской междунар. науч. конф. К.; Судак, 2004. Ч. 2. С. 26-30; они же. Пещерная церковь с фресками визант. эпохи в Юго-Зап. Крыму//Материалы междунар. церковно-исторической конф. «Духовное наследие Крыма» памяти прп. Иоанна, еп. Готфского. Симферополь, 2006; они же. Фрески новооткрытой пещерной церкви на Загайтанской скале в Инкермане//Православные мон-ри. Симферополь, 2007. С. 141-145; они же. Новое о росписях «Церкви с фресками» на Загайтанской скале в Юго-Зап. Крыму//Византия в контексте мировой культуры: К 100-летию со дня рождения А. В. Банк: Мат-лы конф. СПб., 2008. С. 133-146. (Тр. ГЭ; 42); Гавришева Е. Н. Храмы Инкерманского мон-ря - памятники обороны Севастополя 1854-1855 гг.//Героические подвиги воинов Российской армии и флота в период Крымской войны 1853-1856 гг. и обороны Севастополя 1854-1855 гг. в ист. исследованиях, экспозициях, памятниках истории и культуры города: Материалы науч.-практ. конф. Севастополь, 2004. С. 61-66; Фадеева Т. М. Пещерные города и мон-ри в окрестностях Бахчисарая: Путев. Симферополь, 2004; Виноградов А. Ю., Гайдуков Н. Е., Желтов М. С. Пещерные храмы Таврики: К проблеме типологии и хронологии//Рос. Арх. 2005. 1. С. 72-80; Крестьянников В. В. Возрождение Севастопольского благочиния и мон-рей после Крымской войны//Sacrum et profanum: Сб. науч. тр. Севастополь, 2005. Вып. 1: Культ святых мест в древних и современных религиях. С. 69-72; Герцен А. Г., Махнева-Чернец О. А. Пещерные города Крыма: Путев. Севастополь, 2006; Ковалик О. Инкерманский мон-рь во имя сщмч. Климента, папы Римского//ЖМП. 2007. 5. С. 22-39; Литвинова Е. М. Крым: Правосл. святыни: Путев. Симферополь, 2007. С. 294-307; Юрочкин В. Ю. Христианство в Крыму в XIV-XVIII вв.//Правосл. мон-ри/Симферопольская и Крымская епархия УПЦ МП.

http://pravenc.ru/text/389605.html

М., 1996; Айдарова-Волкова Г. Н. Архитектурная культура Среднего Поволжья XVI-XIX вв.: Модель развития, структура типов, влияния. Каз., 1997; Гос. музей изобразительных искусств Респ. Татарстан: [Альбом]/Авт.-сост.: В. Разумейченко и др. Каз., 1997; Игошев В. В. Ярославское худож. серебро XV-XVII вв.: Кат. М., 1997; Фролов Г. В. Раифский Богородицкий муж. мон-рь: Путев. Каз., 1997; он же. Путев. по храмам и мон-рям г. Казани. Каз., 2005; Республика Татарстан: Правосл. памятники (сер. XVI - нач. XX вв.)/Отв. ред.: Ю. И. Смыков. Каз., 1998; Сорокатый В. М., Сорокатый Н. В. Стенопись Благовещенского собора в Казани: реставрационные исследования кон. XIX - нач. XX в.//Консервация и реставрация памятников истории и культуры: Экспресс-информ. М., 1998. Вып. 6. С. 14-19; Пуцко В. Г. «Четырехчастная» икона Благовещенского собора и «латинские мудрования» в рус. живописи XVI в.//Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед./Отв. ред.: Л. А. Щенникова. М., 1999. С. 218-235; Сарабьянов В. Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI в.//Там же. С. 164-217; Сорокатый В. М. Праздничный ряд рус. иконостаса: Иконогр. программы XV-XVI вв.//Иконостас: Происхождение. Развитие. Символика/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 465-489; Стариков С. В., Левенштейн О. Г. Правосл. храмы и мон-ри Марийского края. Йошкар-Ола, 2001; Каргалова Т. А. Пелены «Богоматерь Казанская» и «Никола с житием» из собр. лицевого шитья НМРТ//Казанский посад в прошлом и настоящем: Сб. ст. и сообщ. науч.-практ. конф., 21 мая 2002 г. Каз., 2002. С. 200-204; Липаков Е. В. Православные храмы Казани (2-й пол. XVI-XVII в.)//Там же. С. 195-199; Мартынова М. В. Московская эмаль XV-XVII вв.: Кат. М., 2002; Сыченкова Л. А. История «Музея изящных искусств» и складывание нового стиля культурной жизни в Казани//Казанский посад в прошлом и настоящем. 2002. С. 127-134; Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв.: (Территория России, СНГ и ближнего зарубежья).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

В 1-й пол. XIX в. в с. Волокитино (ныне Путивльского р-на) помещик А. М. Миклашевский построил в своем имении Покровскую ц. (освящена в 1857). Ее достопримечательностью были иконостасы (центральный и 2 боковых), изготовленные на местной фарфоровой фабрике. Подробное описание храма оставил свт. Филарет (Гумилевский), который посетил его в 1863 г. В ХХ в. храм и его богатейшая утварь были уничтожены. Лучшими образцами монументальной живописи являются масляные росписи кон. XVIII в. в Преображенской ц. в Глухове (сохр. фрагменты) и кон. XIX в. в Успенской церкви в с. Вощинино (выполнены в подражание стилю М. В. Нестерова). Арх.: Гос. архив Черниговской обл. Ф. 679. Оп. 1. Д. 110 (метрические книги церквей Коропского у. за 1786 г.); Д. 111 (метрические книги церквей Коропского у. за 1789 г.); Д. 112 (метрические книги церквей Кролевецкого у. Новгород-Северского наместничества за 1795 г.); Д. 113 (метрические книги церквей Кролевецкого и Коропского уездов за 1806 г.). Ист.: ПСРЛ. 19082. Т. 2. С. 27; Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 189–205. Лит.: Бернгард В. Р. Расчет устойчивости и прочности Церкви во имя св. Александра Невского на станции Конотоп и проект ее реставрации//Зодчий. СПб., 1900. Вып. 10; Павлович П. Э. Имение Варвары Васильевны Кочубей, Глуховского уезда, Черниговской губ. К., 1903; Каталог выставки XIV археол. съезда в Чернигове/Под ред. П. М. Добровольского. Чернигов, 1908; Логвин Г. Н. Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль: [Очерк]. М., 1965; Памятники архитектуры и градостроительства Украинской ССР. К., 1986. Т. 4. С. 19, 24–25; В путешествие по Сумщине: Сумы, Ахтырка, Глухов, Конотоп, Кролевец, Лебедин, Путивль, Ромны, Шостка: Путев./[В. А. Баранкин, В. А. Скакун, Г. Т. Петров и др.]. Харьков, 19842; Путивль: Путев. [Посвящается 1000-летию города]/А. В. Луговской. Харьков, 1988; Курская губ. на старой открытке/Сост.: Ю. В. Донченко. Курск, 2004. С. 156–197; Савельев Ю. Р. «Византийский стиль» в архитектуре России: 2-я пол. XIX — нач. XX в. СПб., 2005. С. 110–111; Кишкинова Е. М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. СПб., 2006. С. 117–119, 192.

http://pravenc.ru/text/1841978.html

Лит.: Леонид (Кавелин), иером. Церковно-ист. описание упраздненных мон-рей, находящихся в пределах Калужской епархии. М., 1863; Рошефор Н. И., де. Опись церковных памятников Калужской губ.//ЗОРСА. 1882. Т. 3. С. 293-343; Преображенский М. Т. Памятники древнерус. зодчества в пределах Калужской губ. СПб., 1891; Прозоровский А. Воротынский Спасский мон-рь//Калужские ЕВ. 1891. Ч. неофиц. 8. С. 285-301; Извеков М. Перемышльский Троицкий Лютиков мон-рь, его святыни и древности//Калужская старина. 1902. Т. 2. Кн. 1. С. 1-32; Всеобщий иллюстр. путев. по мон-рям и св. местам Рос. империи и Афону/Сост.: А. А. Павловский. [Н. Новг.], 1907. С. 241-256; Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путев. по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912, 2004п; Давид Л. А., Огнев Б. А. Забытый памятник московского зодчества XV в.//Кр. сообщения ИИМК АН СССР. М., 1956. Вып. 62. С. 51-55; Николаев Е. В. По Калужской земле: От Боровска до Козельска. М., 1970 2, 2010 3; Фехнер М. В. Калуга. М., 1971; Альтшуллер Б. Л. Новые исслед. Никольской церкви с. Каменского//Архит. наследство. М., 1972. Вып. 20. С. 17-25; Памятники архитектуры Московской обл.: Кат./Общ. ред.: Е. Н. Подъяпольская. М., 1975. В 2 т.; Маркелова В. Н. Пафнутьев Боровский мон-рь: Кр. обзор исслед. и реставрации 1955-1975 гг.//Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 185-198; Выголов В. П. Неизвестная постройка В. И. Баженова в Белозерске//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства. М., 1983. С. 131-156; он же. Архитектура Московской Руси сер. XV в. М., 1988; Баталов А. Л. Особенности «итальянизмов» в московском каменном зодчестве рубежа XVI-XVII вв.//Архит. наследство. 1986. Вып. 34. С. 238-245; он же. Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; он же. О традиции строительства Успенских храмов в Московской Руси XVI в.//ДРИ. 2003. [Вып.:] Рус. искусство позднего Средневековья: XVI в. С. 38-50; Раппопорт П. А. Древнерус. архитектура. СПб., 1993; Николаева М. В. Частное строительство в Москве и Подмосковье: 1-я четв.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Аз дверь Тя божию прозвах затворену, и никто же пройде сквозь ея, токмо един Господь Бог израилев» ( Большаков. Подлинник иконописный. 1903. С. ). Лит.: Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова//СбОДИ на 1873 г. Отд. 2-е. С. 36; Бакалова Е. Бачковската костница. София, 1977. С. 45, 46, 68-72; Лазарев В. Н. Визант. и древнерус. искусство. М., 1978. С. 146-147; он же. История визант. живописи. М., 1986. Т. 1, 2 (Табл.); Gravgaard A.-M. Inscriptions of Old Testament Prophecies in Byzant. Churches. Copenhagen, 1979. P. 40; Сковран А. Искусство средневек. Сербии//Худож. наследие сербов: (Из монастырских сокровищниц, частных и музейных собраний): [Кат. выст.]. Белград, 1984. С. 43-66; Popovich L. D. Hitherto Unidentified Prophets from Nova Pavlica//Cyrillomethodianum. Thessal., 1984/1985. T. 8/9. P. 25-43; idem. Compositional and Theological Concepts in Four Prophets Cicles in Churches Selected from the Period of King Milutin (1282-1321)//Ibid. P. 290; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерус. декоративно-прикладное искусство в собр. ГРМ. Л., 1985. Кат. 111. С. 210-211; Лелекова О. В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря 1497 г.: Исслед. и реставрация. М., 1988. С. 319-320; Этингоф О. Е. Эрмитажный памятник визант. живописи кон. XII в. (стиль и иконография)//Вост. Средиземноморье и Кавказ IV-XVI вв.: Сб. ст. Л., 1988. С. 140-159; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Вел. Новгорода. М., 1989; Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine. Athens, 1990; Логвинов Е. В. Иконы «строения именитых людей» Строгановых//Искусство строгановских мастеров: Реставрация, исслед., пробл. М., 1991. Кат. 24. С. 60, 64; Средневек. лицевое шитье: Византия, Балканы, Русь: Кат. выст. М., 1991. С. 38-43; Cutler A. Ezekiel and the Politics of Resurrection in 10th Cent. Byzantium//DOP. 1992. Vol. 46. P. 47-58; The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era A. D. 843-1261. N. Y., 1997; Сарабьянов В. Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI в.//Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1999. С. 164-217; София Премудрость Божия: Кат. выст. М., 2000. С. 310-311. Кат. 113; Шалина И. А. Придел Рождества Богородицы Софийского собора в Новгороде: Путев. М., 2001. С. 24; История иконописи: Истоки, традиция, современность. М., 2002; Журавлева И. А., Качалова И. Я. Благовещенский собор: Путев. М., 2003. С. 130 [публ. иконы после реставрации]; Орецкая И. А. О миниатюрах греч. рукописи IX в. Sacra Parallela//ВВ. 2003. Т. 62. С. 133-140; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в. СПб., 2004. С. 300-303; Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007; Athos: Monastic Life on the Holy Mountain. Helsinki, 2007. P. 78.

http://pravenc.ru/text/293573.html

С. 154; Сказание о начале Николо-Коряжемского мон-ря и игумене Логгине/Подгот. текста: А. Н. Власов//Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2. С. 417-427; Соскин А. И. История г. Соли Вычегодской/Подгот.: А. Н. Власов. Сыктывкар, 1997; Рыжова Е. А. Виршевые редакции севернорус. житий//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 234-235; Власов А. Н. Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах Вычегодско-Северодвинского края XVI-XVIII вв.: Тексты и исслед. СПб., 2011. С. 26-51; Сказание о зачале Николо-Коряжемского мон-ря и игумене Логгине/Подгот.: А. Н. Власов//Памятники письменности в хранилищах Респ. Коми: Кат.-путев. Сыктывкар, 2013. Ч. 1. Вып. 2: Рукописные книги XV-XX вв. в собр. Нац. музея Респ. Коми. С. 471-482; «История о святом игумене Логгине началнике Коряжемския святыя обители в стихах»/Подгот.: А. Н. Власов//Там же. С. 483-484; Житие Александра, еп. Вятского и Великопермского/Подгот.: А. Н. Власов//Там же. С. 485-486. Лит.: Верюжский. Вологодские святые. С. 475-486; он же. Прп. Логгин Коряжемский. Великий Устюг, 1903; Лихачев Н. П. Библиотека Коряжемского мон-ря за 1586 г.//Библиограф. СПб., 1889. 3. С. 86-87; Голубинский. Канонизация святых. С. 520; Верещагин А. С. Из истории Вятской иерархии: Первый епископ Вятский Александр (1658-1674)//Тр. Вятской УАК. 1909. Вып. 2. Отд. 3. С. 7-8; Православные русские обители/Сост.: П. П. Сойкин. СПб., С. 82-85; Савич А. А. Главнейшие моменты монастырской колонизации русского Севера XIV-XVII вв.//Сб. Об-ва исторических, филос. и соц. наук при Пермском ун-те. 1929. Вып. 3. С. 47-116; Власов А. Н., Бубнов Н. Ю. Александр Вятский - писатель и книжник XVII в.//ТОДРЛ. 1988. Т. 41. С. 375-380; Власов А. Н. О памятниках устюжской лит. традиции XVI-XVII вв.: (Создатели и составители нек-рых лит. произведений Великого Устюга и Соли Вычегодской)//КЦДР. 1991. [Вып.:] XI-XVI вв.: Разные аспекты исследования. С. 313-343; он же. Устюжская литература XVI-XVII вв.: Ист.-лит.

http://pravenc.ru/text/2110689.html

сопровождал особо чтимые и чудотворные образы. Это было обетное приношение - подвешиваемые к венцам или к нижней части иконы на цепочках, лентах, плетеных шнурах монеты, кольца, жен. украшения - рясы, серьги, перстни, ожерелья, цепочки, браслеты и т. д. В XVI-XVII вв. в России сохранялись все типы приклада. Детали приклада светского характера из драгоценных металлов не являлись освященными предметами и поэтому часто служили материалом, из к-рого изготавливали О. и богослужебные предметы. Как драгоценные вотивы в дар иконам привешивались также предметы личного благочестия вкладчиков: панагии, нательные и наперсные кресты, наперсные образки и складни. Вотивные подвески, серебряные и золотые, с изображением исцеленных телесных органов («очи серебряные», «два зубка серебряных»), входили так же в состав приклада; они упоминаются в письменных источниках XVII в. (Опись Моск. Успенского собора нач. XVII в.//РИБ. СПб., 1876. Т. 3. Стб. 225; Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 1990. Кн. 1. С. 220-224). Единственным примером такого приношения как священного предмета является подношение прп. Иоанна Дамаскина иконе Божией Матери в виде серебряной руки, впосл. ставшей частью извода этой иконы, которая получила название «Троеручица» ( Игошев. 1997. С. 60-62; Он же. 2001. С. 255-274). Вероятно, к вотивным подвескам относятся «две золотые привески четырехугольной формы, пожертвованные Иваном Грозным», сохранявшиеся в ризнице новгородского Знаменского собора ( Ласковский В. П. Путев. по Новгороду. Новг., 1910. С. 215). 25 серебряных подвесок («амулетов») имелись в Ростовском музее церковных древностей (Путев. по Ростовскому музею церк. древностей. М., 1911. С. 24). Обычай бытования на Руси вотивных подвесок в XVI - нач. XX в. пришел из Византии; на Западе и на христ. Востоке (в частности, в Греции) бытование вотивных подвесок не прекращалось и существует доныне. Разновидности окладов В Др. Руси было принято оковывать складни (диптихи или полиптихи), как правило предназначенные для моления вне церкви,- в поездках, военных походах и т. д.: 3-створчатый деревянный складень был изготовлен троицким иноком Амвросием и им же украшен золотым О. в 1456 г. для игум. Троице-Сергиева мон-ря Вассиана, о чем сообщает надпись на торце складня (СПГИАХМЗ, см.: Ризница. 2014. Т. 1. С. 89-91). Родовые реликвии - складни «в меди» (меднолитые) также оправляли в серебро: 2 створки такого складня отмечены в описи 1642 г. новгородского Хутынского мон-ря (Опись Новгородского Спасо-Хутынского мон-ря, 1642 г./Сост.: архим. Макарий (Миролюбов)//ЗРАО. 1857. Т. 9. Вып. 2. C. 432).

http://pravenc.ru/text/2578241.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010