Исити, в Красноярске, Кузнецке и др. При Симеоне (1651–1664 гг.) строятся церкви в Иркутске, Слободе Служной, Туруханске, Ялумдровске, Верхоленске, Якутске и монастыри: Междугорский Ивановский с церковью, Кондинский Троицкий, Томский Алексеевский, Киренский Троицкий с двумя церквами и Якутский Спасский. При митрополите Корнилие (1664–1677 гг.) основаны монастыри: в Иркутске Вознесенский с церковью и Знаменский женский, два монастыря на Амуре (на брусяном камне и на р. Кумаре) и церкви в острогах: Масленском, Устьмиясском, Красногорском, в слободах: Бешкильской, Терсютской, Ингалинской и в селе Воскресенском. В последней четверти XVII в. стали строиться монастыри и церкви в Даурских острогах, за Байкалом, на Амуре, словом, везде, куда проникла русская колонизация 1179 . По богаделенным ведомостям 1683 года в Сибирской и Тобольской епархии числится 150 церквей 1180 . С монастырскими их несомненно было больше. Сибирская епархия за полстолетие своего существования успела раздвинуться от Ледовитого океана до Киргизских степей, Алтая, Байкала и Амура и от Урала до Великого Океана. По своему пространству она превосходила все когда-либо существовавшие русские епархии. Из 263 828 квадрат. миль русской территории, оставленной царем Алексеем Михайловичем († 1675 г.) на долю Сибири приходилось приблизительмно 185 000 кв. м. 1181 . На этом громадном пространстве разбрасывалось до 20 главнейших воеводских городов и острогов – именно: Тобольск, Верхотурье, Туринск, Тюмень, Пелым, Тара, Березов, Сургут, Мангазея с Туруханском, Томск, Енисейск, Красноярск, Кузнецк, Нарым, Кетск, на Лене Якутск, Илимск, в Даурах Нерчинский острог 1182 . Лишне говорить об удобствах и трудности управления необыкновенно обширной Сибирской епархией. Управление ею требовало от сибирских архипастырей нечеловеческих усилий. То, что по гражданскому ведомству поручалось целым десяткам воевод, по церковному возлагалось на одного человека. Между тем наказы и инструкции для деятельности сибирских архиереев постоянно внушали важность и ответственность епископского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

П.П. Соколов Архимандрит Иларион М.М. Тареев А.М. Туберовский Н.В. Попов В.Н. Виноградов Свящ. В Н. Страхов Н.В. Лысогорский Свящ. Е.А. Воронцов Свящ. И.В. Гумилевский А.И. Алмазов С.И. Соболевский Свящ. Н.А. Преображенский Иеромонах Игнатий Иеромонах Иоасаф Иеромонах Варфоломей С.И. Смирнов Н.И. Сомов К.М. Попов Диакон Виноградов Н.Д. Всехсвятский Свящ. Ф.П. Делекторский Свящ. П.А. Флоренский А.П. Шостьин Иеромонах Пантелеимон От корпорации Архангельской духовной семинарии: Ректор семин. прот. А.Е. Орлов A. Грандилевский От корпорации Вифанской духовной семинарии: В.А. Цветков А.А. Сперанский C. А. Федченков И.И. Николин Игумен Симеон С. Лебедев А.П. Соколов Н.А. Кочанов От корпорации Воронежской духовной семинарии: Иеромонах Нектарий Романов И.Н. От корпорации Вятской духовной семинарии: Протоиерей В. Гагинский Лебедев А.А. Бурмакин Н.А. Устинов П.С. От корпорации Донской духовной семинарии: Протоиерей Д. A. Никонов Д. Грацианский От корпорации Казанской духовной семинарии: В.К. Юрасов От корпорации. Костромской Дух. Семинарии: В.А. Ильинский М. Сперанский От корпорации Красноярской Дух. Семинарии: Архимандрит Кирилл От Корпорации Московской Дух. Семинарии Архимандрит Сергий С. Никитский П. Минин С. Световидов B. Цветков Н. Варжанский Протоиерей И. Полянский М. Аристов Д. Смирнов C. Голощапов C. Ястребцов A. Розанов П. Нечаев B. Протопопов A. Величкин М. Струженцов Виноградский Иеромонах Венедикт Дружинин Петропавловский В.С. Марков Лебедев От корпорации Новгородской Дух. Семинарии: Архимандрит Тихон Н. Громцев М. Кедринский Н. Соколов А. Вещезерский От корпорации Пензенской Дух. Семинарии: П. Яснев Рождественский К. Соколов Свящ. Н. Миловский П. Знаменский А. Загулин От корпорации Полтавской Дух. Семинарии: Архимандрит Памфил М. Новицкий М. Голобородько И. Авраменко От корпорации Саратовской Дух. Семинарии: В.Д. Сергеев Протоиерей В. Воробьёв Д. Яхонтов А. Кряжимский От корпорации Симбирской Дух. Семинарий: Н. Замовский A. Яхонтов Д. Павловский От корпорации Тамбовской Дух. Семинарии:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После установления в Вост. Сибири советской власти на Иркутскую епархию обрушились репрессии. В 1920 г. были закрыты Иркутская ДС и духовные уч-ща. 24 янв. 1921 г. в Вознесенском мон-ре были вскрыты мощи свт. Иннокентия (см. Вскрытие мощей ), затем они были отправлены в музей Народного комиссариата здравоохранения в Москве. В 1921-1922 гг. проводилось изъятие церковных ценностей , начались массовое закрытие церквей и распространение в крае инспирированного властями раскола обновленчества . В 1928 г. на территории Иркутской епархии имелось 120 правосл. приходов, 68 приходов были обновленческими. Была существенно ограничена деятельность мон-рей, окончательно закрытых к нач. 30-х гг. Мн. представители духовенства подверглись арестам. В 1922 г. арестован и приговорен к расстрелу Иркутский архиеп. Анатолий (Каменский) , приговор не был приведен в исполнение. Пытаясь препятствовать разрушению епархиального управления, священноначалие учреждало новые церковные структуры. Так, в 1924 г. было открыто Нижнеудинское вик-ство , просуществовавшее до лета 1929 г. Церковь арх. Михаила (св. Харалампия) в Иркутске. 1775–1790 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (ИИМК) Церковь арх. Михаила (св. Харалампия) в Иркутске. 1775–1790 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (ИИМК) В 1931 г. указом обновленческого синода была образована Восточно-Сибирская митрополия с центром в Иркутске. В ее состав вошли Иркутская, Киренская, Читинская, Сретенская, Канская, Красноярская, Верхнеудинская, Якутская епархии, однако развития эта структура не имела и скоро прекратила существование. Иркутской обновленческой епархией управляли: Николай Чижов (1922-1923), Василий Виноградов (1923-1926), Илья Фокин (1927-1928), Владимир Злобин (1928-1930), Петр Добринский (1930-1931), Алексей Копытов (1931-1932), Константин Знаменский (1934-1938). В 1933 г. в Иркутске оставалось 19 священников. В кон. 1937 г. в центре епархии действовали 4 храма, один из к-рых принадлежал обновленцам. В 1937-1938 гг. по безосновательным обвинениям 98 духовных лиц были расстреляны, а 17 отправлены в лагеря. На рубеже 30-х и 40-х гг. XX в. все правосл. храмы епархии были закрыты. В Иркутске последней была закрыта Преображенская ц., богослужения в которой прекратились в сент. 1940 г. После ареста в сент. 1937 г. Иркутского архиеп. Павла (Павловского) и вскоре последовавшей смерти архиерея в тюрьме Иркутская епархия оставалась вдовствующей более 10 лет.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Чистяков, Соколов, Исаев, Марков, Соколов, Знаменский, Вишневецкий, Процеров, Ключарев, Равицкий, Садиков, Селиванов —750— Из БАРНАУЛА С благодарностью вспоминая дорогую наставницу родную Академию шлем ей в день юбилея горячее пожелание процветания на пользу родине многая лета. Питомцы Академии преподаватели Барнаульского духовного училища Булыгин, Суслов Из МОСКВЫ Сердечно приветствуем дорогую Академию со столетним юбилеем, желаем ей дальнейшего процветания на ниве духовно-нравственного просвещения русской земли. Бывшие питомцы Академии слушатели педагогического Шелапутинского института: Будрин, Лимачев, Исаев, Петропавловский, Таланкин Из ЕКАТЕРИНОСЛАВА Приветствуем дорогую Академии с столетним юбилеем. С гордостью озираясь на свое прошлое, пусть она почерпнет в нем для себя новые силы к дальнейшему славному служению Церкви и отечеству, высоко неся знамя богословской науки. Москвичи – Екатеринославцы Из ЧЕБОКСАР Привет родной Академии в день столетнего юбилея, желаем дальнейших успехов в деле религиозно-нравственного просвещения русского народа. Благодарные ученики, учителя Чебоксарского училища Иван Приматов, Федор Рязановский Из КРАСНОЯРСКА Шлем родной Академии в день векового существования сыновний привет. Небесная Заступница, покровитель Преподобный Сергий да сохранят дух и лучшие заветы старой Академии в наступающем веке. Борис Стеблев, Иван Фигуровский Из МОСКВЫ Приветствуя родную Академию со столетним юбилеем, желаю ей славного будущего. Священник Ремизов —751— Из НОВГОРОДА В день столетнего юбилея родной Академии с благоговением, благодарностью и любовно земно кланяюсь воспитавшей и научившей меня любвеобильной матери. Преподаватель Новгородской семинарии Николай Громцев. Из ОРШИ Славную, дорогую, незабвенную Академию бывшие питомцы поздравляют с столетним юбилеем. Виноградов, Ионин Из МОСКВЫ Молитвенно приветствую с юбилеем Вас, досточтимый Владыка, и вверенную Вам Духовную Академию. Прапорщик Волкович Из БАЛАШОВА Горячо любимой родной Академию желаю и впредь высоко держать знамя богословской науки и среди нищеты суетного мipa ярким светочем пролагать путь к истинному знанию и боговедению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

21 июня 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Тюмень. В аэропорту Его Святейшество встречали митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий, епископ Ишимский и Аромашевский Тихон, епископ Евтихий (Курочкин), духовенство Тюменской митрополии, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе И.Р. Холманских, временно исполняющий обязанности губернатора Тюменской области В.В. Якушев. Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился чтимой иконе Божией Матери «Знамение» в Знаменском кафедральном соборе городе Тюмени, после чего принял участие в церемонии открытия и первом пленарном заседании Тюменского форума Всемирного Русского Народного Собора по теме «Стратегия диалога: единство России и межнациональный мир». Затем состоялась встреча с епархиальным координатором и руководителями проектов-победителей грантового конкурса «Православная инициатива» Тобольской митрополии. В тот же день Его Святейшество возложил венок к монументу, посвященному тюменцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, посетил Тюменское президентское кадетское училище и совершил чин освящения закладного камня в основание храма святого великомученика Георгия Победоносца на территории училища. 22 июня 2014 года Святейший Патриарх Кирилл совершил визит в Тобольск, где в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Омского и Таврического Владимира, митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия, митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, митрополита Челябинского и Златоустовского Никодима, епископа Евтихия (Курочкина), епископа Елецкого и Лебедянского Максима, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Салехардского и Ново-Уренгойского Николая, епископа Ханты-Мансийского и Сургутского Павла, епископа Канского и Богучанского Филарета, епископа Костомукшского и Кемского Игнатия, епископа Мичуринского и Моршанского Гермогена, епископа Ишимского и Аромашевского Тихона возглавил за Божественной литургией хиротонию архимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского. В богослужении также принимали участие председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и духовенство Тобольской митрополии. По окончании Божественной литургии была вознесена молитва о мире и преодолении междоусобной брани на Украине.

http://patriarchia.ru/db/text/3695943.ht...

А. А. Игнатьев. Фотография. 1932/33 г. А. А. Игнатьев. Фотография. 1932/33 г. В июне 1913 г. И. был переведен в Вятку, где служил законоучителем в 1-й муж. гимназии, регентом в Знаменской (Царевской) ц., занимался сбором пожертвований в пользу раненых воинов и их семей (1914). Работал в составе Вятской ученой архивной комиссии, собирал сведения о деятельности известных вятских священников и композиторов. И. писал статьи и читал лекции по истории церковного пения, пастырскому и нравственному богословию, религ. педагогике, сотрудничал в «Вятских епархиальных ведомостях». Был членом Вятского церковнопевч. об-ва. Всюду, где служил И., он организовывал хоры любителей церковного пения, считая, что они способствуют единению верующих. В 1916 г. провел в Вятке занятия церковнопевч. курсов совместно с приглашенным А. В. Никольским . С 6 марта 1916 г. секретарь дирекции Вятского отд-ния ИРМО. 26 сент. 1916 г. в КазДА И. защитил дис. «Богослужебное пение православной Русской Церкви с конца XVI до начала XVIII века по крюковым и нотолинейным певчим рукописям Соловецкой библиотеки: (В связи с кратким очерком древней богослужебной музыки и пения и обзором русской литературы о богослужебном пении» (опубл.: Каз., 1916), за что ему была присуждена степень магистра богословия. В авг. 1916 г. И. был переведен в Екатеринбург и возведен в сан протоиерея, до 1919 г. был законоучителем Екатеринбургской муж. гимназии. В марте 1917 г. принял участие в создании Екатеринбургского певч. об-ва. В апр. 1917 г. стал членом преобразованной духовной консистории. В мае 1917 г. на епархиальном съезде избран делегатом на Московский съезд духовенства и мирян. Член Поместного Собора 1917-1918 гг. от Екатеринбургской епархии, 24 окт. 1917 г. сложил с себя полномочия члена Собора. В 1918 г. работал преподавателем в педагогическом ин-те в г. Златоусте. В 1918-1922 гг. И. жил в Красноярске, преподавал в народной консерватории. В сент. 1922 г. обновленческим ВЦУ И. был переведен в Томск в качестве священника Петропавловского кафедрального собора. С 1922 г. преподавал музыкально-теоретические дисциплины и хоровое дело в Томском муз. техникуме. По воспоминаниям учеников (музыковед В. М. Миненко и др.), И. был не только блестящим, эрудированным лектором, но и внимательным, доброжелательным, душевным человеком. В сент. 1926 г. участвовал в конференции преподавателей муз. техникумов РСФСР в Ленинграде.

http://pravenc.ru/text/293509.html

В Абаканско-Кызылской епархии состоялись торжества, посвященные 10-летию ее образования Абакан, 23 августа 2005 г. Крестный ход с мощами на освящении Преображенского собора С 18 по 21 августа, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в Абаканско-Кызылской епархии состоялись церковно-общественные торжества, посвященные 10-летию ее образования. В торжествах приняли участие архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, епископ Барнаульский и Алтайский Максим. 18 августа, накануне праздника Преображения Господня в Спасо-Преображенском кафедральном соборе в городе Абакане Преосвященными архиереями было совершено всенощное бдение с крестным ходом вокруг храма во время литии. Богослужение украсило пение соборного хора и детского хора, а также гостей из Красноярска – хора Свято-Троицкого храма под управлением известного регента и композитора В. Пономарева. Освящение Престола Преображенского собора 19 августа, в самый день праздника, при большом стечении народа собором архиереев было совершено великое освящение Преображенского собора и Божественная литургия, по окончании которой было оглашено послание Святейшего Патриарха Алексия. Преосвященные архипастыри возглавили крестный ход, который прошел от Знаменского храма до строящегося храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены, где был совершен молебен и освящение крестов для куполов строящегося храма. В этот день состоялось еще одно памятное событие с участием Преосвященных архиереев – освящение закладного креста в основание будущего Благовещенского храма в поселке МПС в городе Абакане. Вечером в Абаканском Дворце молодежи состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие церковные хоры и творческие коллективы города. Перед началом концерта епископ Абаканский и Кызылский Ионафан вручил награды Русской Православной Церкви, которых Патриарх Московский и всея Руси Алексий удостоил представителей государственной власти и благотворителей епархии. Председатель Верховного Совета Республики Хакасия В. Н. Штыгашев был награжден орденом Преподобного Даниила II степени, а мэру г. Абакана Н. Г. Булакин вручен орден Преподобного Даниила III степени.

http://pravoslavie.ru/14340.html

В завершении юбилейной программы дня архиереи Русской Православной Церкви совершили заупокойную литию на могиле первого управляющего Кемеровской и Новокузнецкой епархией архиепископа Софрония. Богослужение возглавил архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний. А оттуда уже перешли в Знаменский кафедральный собор, где состоялось торжественное всенощное бдение праздника Рождества Пресвятой Богородицы, сообщает сайт епархии . По окончании богослужения Высокопреосвященнейший архиепископ Александр поздравил архиереев-гостей юбилея и прихожан собора с Рождеством Божией Матери, и, от лица Святейшего Патриарха Алексия II, зачитал поздравительное послание с юбилеем епархии. В своем поздравлении Его Святейшество отметил, что «прошедшие пятнадцать лет с очевидностью подтвердили правильность принятого священноначалием Русской Православной Церкви решения об учреждении отдельной архиерейской кафедры в культурной и экономической столице Кузбасса». «За годы, минувшие со дня учреждения Кемеровской епархии, было много сделано, как преосвященными архипастырями, так и духовенством региона, вкупе с церковным народом положившими немало трудов на ниве благоустроения жизни Православия на сибирской земле», — отметил Святейший Патриарх Алексий и выразил надежду, что и «в дальнейшем Кемеровская область останется образцом конструктивных и взаимополезных отношений между государственной властью региона и Русской Православной Церковью». 21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, состоялось освящение пяти кузбасских храмов, в котором примут участие все прибывшие в Кузбасс иерархи. Так, архиепископ Костромской и Галичский Александр вместе с епископом Кемеровским и Новокузнецким Аристархом освятят храм Святой Троицы в Кемерове, а епископ Абаканский и Кызылский Ионафан с архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием — церковь Святой Троицы в пос. Инской г. Белово. Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий вместе с епископом Барнаульским и Алтайским Максимом освятят храм св. мученика Трифона в пос. Металлплощадка Кемеровского района, а теперь уже главный храм Осинниковского благочиния епархии — церковь Святой Троицы — архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий с архиепископом Томским и Асиновским Ростиславом. Придел Двенадцати апостолов главного храма Кузбасса — Знаменского кафедрального собора в Кемерове — освятит архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.

http://pravoslavie.ru/27666.html

До 1913 г. в главном корпусе обители находились иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни. В 1888 г. в результате сильного наводнения монастырь потерял деревянный флигель, стоявший на берегу Енисея, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление необходимых путей сообщения, монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 г. из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с монастырской дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 000 руб., а монастырь - 1 000 бревен. Вскоре дорога была устроена, что в последующие годы позволило около 4000 богомольцам из Европейской и Азиатской частей России посещать Успенскую обитель. К 1890 г. в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомольцев-послушников. С приходом большевистской власти начался процесс конфискации монастырских земель, который был прерван в 1918 г. Гражданской войной и установлением власти Временного Сибирского Правительства. В это смутное время хозяйство обители оказывается в плачевном положении, что в значительной мере было виной тогдашних наместников. Епископ Назарий по этому поводу отмечал: «…хозяйство монастырей ведется без всякого контроля и зависит от произвола наместников. В Знаменском скиту игумен Серапион распродал весь запас рыбы, продал без нужды и не во время часть скота, не запас в прошлом году должного количества корма. Бывшие наместники Успенского монастыря отказались от аренды земли, лежащей вблизи монастыря и так ему необходимой». Тем не менее, в сентябре того же года при Успенском монастыре устраивается детский приют для детей солдат, отправившихся на войну. Несмотря на свержение власти большевиков, отчуждение монастырских земель продолжалось. В 1919 г. по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей.

http://sobory.ru/article/?object=13794

В 1920 г. с окончательным установлением в регионе Советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому (в 1921 г. переименован в детский трудовой городок на землях Успенского мужского монастыря была образована первая показательная школа-коммуна. Также в его зданиях размещались сыпно-тифозный госпиталь, затем госпиталь для выздоравливающих. Постановлением президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 г. монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены на улицу. Дальнейшая судьба монахов и монастыря и скита, к сожалению, неизвестна. За 70 лет безбожия в монастырском комплексе размещались: с 1920-1946 г. известная уже нам школа-коммуна и детский дом, с 1946 г. Дом отдыха учителей, а в 1992 г. он упоминается как пионерский лагерь «Красноярский». Ныне Успенский мужской монастырь г. Красноярска - один из духовных центров епархии, весьма посещаемый паломниками и почитаемый за благочестие как в народе, так и в среде благотворителей, а также и многими руководителями властных и административных структур. Возрождавшийся с трудами и молитвами из руин не один год, сейчас вновь являет собой подлинную жемчужину в ожерелье храмов и обителей епархии, украшение красноярской земли. Успенский монастырь расположен в удалении от центра города, на красивейшем берегу Енисея, является одним излюбленных мест молитвы горожан, любящих уединенный и скромный образ богослужения. Люди, уставшие от городской суеты, нередко посещают монастырь, ища не только общения со священнослужителями, избравшими иноческий образ жизни, но и желая оказаться в прекрасном природном ландшафте, в коем сочетаются намоленность и красота здешних мест. По договоренности с епархиальной паломнической службой, в маршрут экскурсионной поездки по храмам города включено посещение монастыря. Также сложилась традиция во время летних каникул проводить посещение богослужений и экскурсии по монастырю для детей, отдыхающих в близлежащих детских лагерях отдыха.

http://sobory.ru/article/?object=13794

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010