Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади 4 ноября 2009 г. 12:44 4 ноября 2009 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади . По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, досточтимый отец настоятель, дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с праздником Казанской иконы Божией Матери. Это великий день победы русского оружия, силы нашего духа, победы в ратной борьбе. Но более всего этот день символизирует историческую победу духа православного народа над духом разложения, распада, разъединения, победу над тем духом, который есть дух злобы поднебесной (ср. Еф. 6:12). И особенно чувствуешь все это в исторических стенах воссозданного Казанского храма на Красной площади, где хранился чудотворный образ Царицы Небесной. Перед ним преклоняли свои колена князь Дмитрий Пожарский, гражданин Минин и все наше христолюбивое воинство, которое, очищая себя постом и молитвой, возносило здесь сугубое воздыхание к Царице Небесной, чтобы дарована была им победа на врага. В честь этого замечательного и великого события был построен сей святой храм. Замечательно, что он воссоздан в наше время как некий знак надежды на то, что и ныне Дух Божий будет побеждать дух диавольский и что никакие разрушения, никакие человеческие конфликты, никакие соблазны, никакие умственные хитросплетения не отвернут наш народ от веры в Бога, от ясного понимания того, что только с Ним и в Нем человек обретает полноту своей жизни. Мы молились сегодня в этом храме о стране нашей, о народе нашем, о Церкви нашей, о каждом, кто прибегает к Покрову Царицы Небесной, и верим, что Господь слышит молитву Матери Своей, Которая предстоит пред Ним и как мать молится за всех нас, детей Своих. Верим, что Она по любви к роду человеческому, по любви к Церкви, что была усыновлена Ей на Голгофском холме перед лицом страдающего Спасителя, слышит наши молитвы всегда.

http://patriarchia.ru/db/text/928613.htm...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Казанской иконы Божией Матери в Казанском соборе на Красной площади 4 ноября 2011 г. 14:35 4 ноября 2011 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим для Отечества нашего праздником Казанской иконы Божией Матери, установленным в честь победы над грозным врагом — победы, которая положила начало освобождению Руси, победы, которая ознаменовала спасение нашего Отечества. Сегодня день победы, и только из-за сложнейших гражданских конфликтов XX века в сознании нашего народа этот день еще не укоренился под этим дивным словом «победа». Если сравнивать то, что произошло тогда, в далеком XVII веке, с тем, что произошло в веке XX, то при внимательном рассмотрении и самих событий, и значения одержанной победы можно с уверенностью сказать, что это события одного порядка и одно не важнее другого. Достаточно вспомнить, что, в отличие от Великой Отечественной войны, когда враг не сумел войти в Москву, в смутном семнадцатом веке враг вступил в Москву и воссел в Кремле. И трагедия всего народа была не только в том, что враг, оказавшись сильнее в военном отношении, сумел оккупировать столицу, но и в том, что значительная часть русского общества восприняла это как некое освобождение и была готова присягнуть врагу. То была война, сопровождавшаяся глубочайшим внутренним разделением всего народа, и недаром она спровоцировала и гражданские конфликты, и разгул преступности. Как говорят исторические документы того времени, все дороги земли Русской были залиты кровью — и не только кровью борьбы с иноземными захватчиками, но и кровью междоусобных столкновений и разбойничьих грабежей. Страна погрузилась в хаос, сопровождавшийся историческим беспамятством и потерей национального самосознания. И то, что народ наш сумел организоваться без всякого участия какой-либо власти, движимый исключительно внутренним стремлением освободить столицу и сохранить веру, а вместе с ней и державу Российскую; стремление народа, ясно сформулированное гражданином Мининым и нашедшее великий отклик в сердцах людей; доблестный воинский труд князя Пожарского и бесценное сокровище жертв, положенных на алтарь победы народом нашим под водительством Казанской иконы Божией Матери, — и привели к освобождению.

http://patriarchia.ru/db/text/1665278.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Казанской иконы Божией Матери в Казанском соборе на Красной площади 21 июля 2013 г. 18:25 21 июля 2013 года, в неделю 4-ю по Пятидесятнице, праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец настоятель! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас приветствую сердечно с великим для нашей Церкви праздником Казанской иконы Божией Матери. В этом году этот праздник совпал с воскресеньем, поэтому мы слышали Евангельские (Мф. 8:5-13, Лк. 10:38-42, 11:27-28) и Апостольские (Рим. 6:8-23, Флп. 2:5-11) чтения, посвященные воскресному дню, а также и Божией Матери. В воскресном Апостольском чтении (а это был небольшой отрывок из Послания к Римлянам) мы находим удивительные слова: «Освободившись от греха, вы стали рабами праведности». «Какой же плод вы имели, когда были рабами греха?» — спрашивает апостол, и отвечает: «Такие дела, каких стесняетесь и ныне; плод же их был грех, а конец — смерть». «Когда же освободились от греха, — продолжает апостол, — и стали рабами Божиими, то плод ваш — святость, а конец — жизнь вечная». Глубоко убежден: эти слова должен знать каждый современный человек, потому что ни одно слово не употребляется так часто в общении между людьми, в провозглашении тех или иных политических позиций, как слово «свобода». Мы знаем, что за свободу люди боролись и погибали. Но вот что удивительно: если проанализировать все эти грандиозные битвы за свободу и вспомнить, что бывало после, то можем ли мы сказать, что эти человеческие жертвы действительно приносили людям свободу? Не буду приводить много примеров битв во имя свободы, которые оборачивались тиранией, гибелью людей, лишением свободы, развращением нравов. Достаточно вспомнить только два события. Во-первых, Французская революция, вслед за которой пришел террор, а затем Наполеон, который уничтожил сотни тысяч людей, стремясь распространить свое господство над всей Европой. Ну, а в нашей истории начало XX века также было отмечено неудержимой борьбой людей за свободу, которая обернулась террором, диктатурой, гибелью миллионов людей.

http://patriarchia.ru/db/text/3113355.ht...

Именно таким «прицепом» из классицисткой трапезной и шатровой древнерусской колокольни храм выглядит на видовых открытках XIX-haчaлa XX века. Однако в 1931 году храм закрыли, а в 1937 году колокольню снесли. Основное здание тогда спаслось благодаря статусу «памятника пушкинской эпохи», хотя за советские годы успело побывать и складом тары, и лабораторией одного из НИИ. Богослужения возобновились здесь только в начале 1990-х. Что же до нынешней колокольни, то она, столь органично вписавшаяся в облик храма, представляет собой… новодел начала 2000-х годов. Правда, проект её появился лишь после тщательного анализа эскизов XVIII-XIX веков. Большое Вознесение у Никитских ворот 7. Казанский собор на Красной площади Этот храм знаменит не только своей печальной судьбой (имеющей ныне счастливое завершение), но и тем, как на протяжении истории он менял облик. Каменный Казанский храм на Красной площади был освящён в 1636 году, ещё через одиннадцать лет к нему пристроили придел святых Гурия и Варсонофия. В XVII столетии храм не был обойдён царским вниманием, но считался «престижным» также и в среде духовенства. Когда в преддверии церковной реформы Алексей Михайлович разыскивал по городам талантливых проповедников (для возрождения искусства церковной проповеди, которое к тому времени было почти совсем утрачено), специально приглашённый в Москву Иван Неронов был назначен тамошним настоятелем. После же начала раскола, когда Неронов был арестован и претензии на настоятельство стал предъявлять живший в доме у своего тогдашнего духовного отца протопоп Аввакум, храмовый причт очень быстро усмирил претензии гостя при помощи стрельцов. Казанский собор на Красной площади. 60-е годы XIX века. Фото temples.ru В 1760-х годах пришедший в ветхость храм был перестроен, в начале XIX века снесена прежняя шатровая и пристроена новая колокольня. В итоге на фотографиях XIX столетия Казанский собор узнать сложно. О его «наружном убожестве» во второй половине века говорили даже паломники. В 1925-1930-ом годах под руководством Петра Дмитриевича Барановского была произведена реконструкция, во многом вернувшая храму исторический вид. Однако в 1936 году Казанский собор был снесён.

http://pravmir.ru/sem-hramov-kotoryie-mo...

По свидетельству Географического Словаря Щекатова и Максимовича, при возобновлении Покровского собора, в 1680 году перенесены были в недра его престолы пятнадцати церквей, стоявших на Красной площади, именно: Св. Параскевии Пятницы, Василия Кесарийского , Богоявления Господня, Феодосии девицы, Евангелиста Марка, Иоанна Предтечи, Риз положение, Преподобного Сергия, Св. Николая чудотворца, Рождества Христова, Афанасия и Кирилла, Зачатия и Рождества Богородицы и Всех Святых. Но в писцовой книге 1689 года упоминаются сии церкви на площади с означением занимаемого ими пространства; по сему переставление некоторых из них в Покровско-Троицкий собор относится к концу XVII века. В описании России И. Кирилова 1727 года упомянута соборная церковь Троицкая на рву с приделами; при Петре в 1701 году на Красной площади стояла уже Комидиальная храмина. В 1682 году, по указу Царя Феодора II, на церкви Св. Василия Блаженного сооружена железная глава, обитая досчатым железом по образцу глав Покровского собора. На Это строение деньги взяты были из приказа Холопьяго суда. Тогда же вокруг приделов под главным карнизом на гончарных луженых плитках изображена надпись, уничтоженная за ветхостью в 1782 году, но сохраненная в Путеводителе к древностям Московским, 1792 г. Спишем эту летопись, наполненную анахронизмами 1100 : «Божиим благоволением и Пречистой Богородицы милостию и всех Святых молитвами, повелением Благочестиваго Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича всея России, и Преосвященнаго Макарие Митрополита, лета 7062 (1554) году, начата созданием сия церковь Покрова Пресвятой Богородицы, да на том же основании девять церквей: 1. Вход во Иерусалим, 2. Живоначальныя Троицы, 3. Иже во святых отец наших трех Патриархов Александра, Иоанна и Павла новаго, 4. Святых священномученик Григория Великия Армении и Киприана, 5. святыя мученицы Устинии, 6. Преподобнаго Александра Свирскаго , 7. Варлаама Хутынскаго, 8. Великаго Чудотворца Николая, 9. Феодосии девицы. И поставлена бысть сия святая церковь , егда сам христолюбивой Царь Иван Васильевич, всея России, со всеми своими воинствы ходил в Казань и многих там ноби, и разори и град взя, и Царь Казанскаго с Мурзами привез в Москву». А при сыне его, Благоверном Государе Царе и Великом Князе Феодоре Иоанновиче, всея Великие, и Малыя и Белыя России Самодержце и по благословению Святейшаго Патриарха Иоакима, Московскаго и всея России, 1101 та церковь и колокольня расписана в главы железныя покрыты дощатым железом, разными образцами, и полужены; церковь и паперти покрыты черепицею. Да у той же церкви, повелением благовернаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Иоанновича, всея Великие и Малыя и Белыя России Самодержца, и по благословению Святейшаго Патриарха, в 7188 (1680) году, 1102 вновь сделанных каменных восемь церквей, вместо тех, которыя были деревянныя на Красной площади».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Москва. Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (воссозданный). Казанский собор на Красной площади Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм, построенный на средства царского семейства в память о победе над польскими интервентами в 1612 г., был освящен в 1632 г. Ранее на этом месте стоял деревянный храм, построенный на вклад князя Д. М. Пожарского (сгорел в 1632 г.).Неоднократно перестраивался — в 1760-х, 1805, 1825, 1865 гг. В 1923-1933 гг. здание реставрировал П.Д. Барановский. Храм снесли до основания в 1936 г. В 1990-1993 гг. на средства мэрии Москвы началось воссоздание памятника по сохранившимся обмерам, сделанным архитектором П.Д. Барановским в 1920-е гг., и исследованиям историка С.А. Смирнова. Это первый пример полного восстановления старого храма, разобранного в советские годы. Автором проекта стал архитектор О.И. Журин, один из учеников П.Д. Барановского. Революционные потрясения 1917 года не могли обойти стороной Казанский собор как один из главных духовных узлов православной империи. 26 сентября 1918 года из храма исчезает чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, бывший с народным ополчением К. Минина и Д. Пожарского. А за 14 лет до этого из Богородицкого монастыря Казани к ужасу всех православных был украден и, согласно материалам дела, сожжён в печке сам первообраз Казанской иконы. После этого святотатства Россия потерпела поражение в войне с Японией, разразилась революция 1905 года. Новая пропажа - теперь уже московского списка - предвещала стране множество бед, которые не замедлили явиться. В 1920 году собор был захвачен обновленцами. А через два года в рамках кампании по изъятию церковных ценностей он был начисто ограблен: содрали не только серебряные оклады и ризы с икон, не погнушались даже детскими серебряными ложками, пожертвованными кормящими матерями иконе Богородицы " Млекопитательница " . Летом 1924-го новая напасть - здание храма заинтересовало Исторический музей, остро нуждавшийся в площадях для своих фондов, разросшихся за время экспроприаций. В свою очередь Моссовет, " освобождавший " город от " пережитков прошлого " , приговорил к сносу колокольню, а следом и весь собор. Но в Главнауке, курировавшей охрану памятников, нашлись сотрудники, желавшие возвратить Казанскому храму первоначальные формы. Они умудрились найти поддержку в Совнаркоме.

http://sobory.ru/article/?object=02386

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Казанском соборе на Красной площади Москвы 21 июля 2013 г. 13:35 21 июля 2013 года, в неделю 4-ю по Пятидесятнице, праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади Москвы. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Иноземцев , настоятель Казанского собора; протоиерей Александр Абрамов, благочинный Покровского округа; московское духовенство. На богослужении присутствовали актер Н.П. Караченцов и президент детского фонда ROY International д-р Захария (Чериан) Ипен. Пел хор Казанского собора (регент — Н.В. Зазулина). За Литургией Святейший Патриарх рукоположил иеродиакона Афанасия (Иванова), учащегося I курса аспирантуры Московской духовной академии , во иеромонаха. По окончании Божественной литургии Святейший Владыка совершил славление Пресвятой Богородице. От лица духовенства и прихожан Казанского собора Предстоятеля приветствовал настоятель протоиерей Николай Иноземцев и преподнес Его Святейшеству образ Спасителя. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 60-летием со дня рождения Предстоятель Русской Православной Церкви наградил протоиерея Николая Иноземцева орденом преподобного Сергия Радонежского II степени. Во внимание к усердным миссионерским трудам и за дела милосердия и благотворительности, а также в связи с 65-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил д-ра Захарию (Чериана) Ипена орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3112887.ht...

Освящена икона святителя Николая на Никольской башне Кремля 4 ноября 2010 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, по окончании Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил крестный ход к Никольской башне Московского Кремля. 4 ноября, 2010 4 ноября 2010 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, по окончании Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил крестный ход к Никольской башне Московского Кремля. 4 ноября 2010 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, по окончании Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил крестный ход к Никольской башне Московского Кремля. Предстоятель Русской Церкви совершил чин освящения отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне. Святейший Патриарх поднялся к святыне на специально оборудованном подъемнике и окропил ее освященной водой. По окончании богослужения к собравшимся обратились руководитель Администрации Президента РФ С.Е. Нарышкин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который призвал всех к сплочению ради блага страны. Слово Предстоятеля Русской Церкви после освящения иконы Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля Уважаемый Сергей Евгеньевич! Дорогие владыки, отцы, братья, сестры, высокие представители государственной власти! Я бы хотел всех нас сердечно поздравить с этим замечательным событием. Присоединяюсь к только что сказанным словам, и хотел бы поблагодарить нашу федеральную власть за то, что сегодня происходит это замечательное событие, — конечно, такие эпохальные события не могут происходить в центре столицы без решения на самом высшем уровне. Я хотел бы поблагодарить Фонд Андрея Первозванного за усилия, предпринятые по обновлению этой святыни.   Мы открываем образ святителя Николая в День народного единства, в день памяти освобождения Китай-города, а затем Кремля и Москвы от иноземных захватчиков. Это событие легло в основу нынешнего праздника. А что такое единство? Почему один человек должен быть с другим человеком? Каждый знает, насколько это непросто. Как непросто быть в единстве даже с людьми, которых ты любишь, — в одной семье, в одном трудовом коллективе, так же трудно обрести единство в масштабах страны, в которой представлено множество этносов, религий, культур, мировоззрений.

http://pravmir.ru/osvyashhena-ikona-svya...

Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они убедились воочию. Для нее и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани образа. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П. Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936-м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала (после осквернения храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами). Но и он к концу 1930-х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных запасниках. А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, но то был не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря. И не умолкают перед ним слова народной молитвы… Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской — петербургского. Он появился в северной столице в 1710-х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730-х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшей и любимейшей святынею града святого Петра. С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор. Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.

http://pravoslavie.ru/1947.html

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Казанском соборе на Красной площади в Москве 21 июля 2014 г. 17:08 21 июля 2014 года, в праздник в честь явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый настоятель, отец Николай! Дорогие отцы, братья и сестры! Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Николай, за добрые слова. Еще и еще раз повторю: почитание Пресвятой Богородицы в Церкви совершается не потому только, что Дева Мария, как мы знаем из Евангелия, была Матерью Божией, и не потому только, что в святоотеческих писаниях много говорится о Пресвятой Царице Небесной, и не потому только, что III Вселенский Собор провозгласил особое почитание Девы Марии как Богородицы, но именно потому, что всё, перечисленное мною, не осталось лишь фактами истории давно прошедших времен. Царица Небесная по тому особому дару, который Она удостоилась получить от Своего Сына, сопутствует каждому человеку на протяжении всей его жизни. Когда же у людей хватает сил и разумения совместно обращаться к Божией Матери за помощью, как то много раз случалось в истории, Она проявляет заботу и о человеческой общности, о народе и о стране. А поскольку мало где в мире имя Пресвятой Богородицы вспоминается с такой верой и так часто, как в России, на исторической Святой Руси, то мы знаем, что Русь находится под Ее Пречистым Покровом. Это религиозный, а не исторический факт. Этот факт невозможно рационально оценить или взвесить. Вот почему наука не оперирует такими фактами, но от того факты не перестают быть фактами. Наука не оперирует и таким понятием, как совесть. Жива ли в человеке совесть? Способен ли он поступать по совести? Подобные вопросы лежат вне научного знания, но, тем не менее, совестливость или бессовестность человека не перестает быть фактом.

http://patriarchia.ru/db/text/3693838.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010