Отсюда становится понятным, что кружок, венчающий крест, есть не что иное, как изображение солнца, источника жизни, а самый крест представляет исходящие из него лучи и у египтян называется словом, обозначающим жизнь. Змея, обвивающая по временам головку креста или упирающаяся в его перпендикулярный нижний отрог, точно также имеет некоторое отношение к культу солнца и невольно напоминает собою аналогичный образ Моисеева змия, поднятого на шест, при взгляде на которого ужаленные змеями израильтяне получали исцеление, и который служил прообразом Христа, вознесенного на крест. 175 В индийской символике изображение креста стоит в связи с представлением огня и тесно примыкает к символике последнего. Мы получим самую простую форму креста, если соединим под прямым углом два продолговатых куска дерева и заставим их вращаться на оси в точке пересечения. Но такой именно вид имел прибор, употреблявшийся древними индусами во время религиозных процессий в честь огня; он напоминал им не что иное, как древнейший способ добывания огня посредством трения двух кусков дерева. Индийский жрец в виде креста держал, таким образом, символический знак огня, теплоты, перед которым толпа преклонялась, как перед источником мировой жизни. С таким значением символа жизни могли появиться и получить священное употребление крест на груди египетских мумий, изображения креста в круге на могильных памятниках этрусков и тому подобные символические сочетания. У краснокожих индейцев Америки жрецы носили знак креста на своих одеждах, и, по словам миссионеров, он назывался у них древом спасения; но, быть может, тут уже сказалось влияние христианства, с которым были знакомы древнейшие аборигены этой страны... В виду сказанного христианские апологеты и древние церковные писатели (Иустин, Тертуллиан , Минуций Феликс и другие), находившие образ креста во многих явлениях природы и положениях человека, были отчасти правы, когда утверждали, что крест был известен дохристианским народам и почитаем ими. Когда, по распоряжению Феодосия Великого, разрушен был Знаменитый храм Сераписа в Александрии, под развалинами его, на камнях фундамента были найдены какие-то иероглифические знаки и изображения в виде креста. Христиане ссылались на эту находку в доказательство того, что это позорное в глазах язычников изображение пользовалось у них большим почтением и принадлежало к числу священных знаков. Язычники, напротив, отрицали всякую связь этого знака с христианским крестом и утверждали, что он принадлежал к стародавним их символам, а сведущие в иероглифах присоединяли с своей стороны, что этот знак выражал собою мысль о будущей жизни, 176 – объяснение, подтверждаемое новейшими изысканиями относительно индийской свастики и однородных с нею ассирийских символов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Служитель Слова для служительниц креста найдет ли лучшее слово, кроме слова о кресте? Из многих видов креста для слова о кресте, по поводу открытия Общины сестер милосердия, избираем Красный Крест, под знаменем которого становятся вступающие в Общину сестер милосердия. Говорить ли этим служительницам креста о значении креста? Нужно ли им объяснять, что крест для них есть символ скорбей, лишений, страданий и даже смерти? Вероятно, они знают и то, что красный крест знаменует время брани, есть символ крови; что ставшие под знаменем такового креста посвящают себя на служение тем, кто в бранном подвиге за Веру, Царя и Отечество имеет пролить кровь свою, и что посвящающие себя на служение таковым готовы нести крест скорбей, лишений и страданий, даже до пролития крови. Итак, великий подвиг принимают на себя сестры милосердия, подвиг до пролития крови, подвиг, равный мученичеству. Дерзнет ли кто из вступающих в сию дружину креста думать о себе, что он может совершить свой великий подвиг своими силами, при помощи своих познаний, опытности, твердости воли и крепости телесных сил? – Так может думать о себе одно самообольщение. Если для Святейшего Подвигоположника в борении Его даже до пота кровавого нужен был для укрепления Ангел с неба, то что сказать о нас, многонемощных и грешных? Если мы бываем смелы и сильны, то не тогда ли больше, когда стоим вдали от подвига, когда только мысленно представляем о нем; но оказываемся слабыми и малодушными, когда является необходимость вступить в подвиг и стоять вблизи опасности, у врат смерти? Что же делать в таком случае? Где искать вам, будущим подвижницам Красного Креста, силу для совершения своего многотрудного служения? Ищите и обрящете укрепление и утешение для себя в том же кресте, под знаменем которого вы поставляетесь. Крест, некогда древо проклятия, позора, казни и смерти, на Голгофе стал древом благословения, славы и животворящей силы. Если восхощете, то возможете и вы, уготовляющиеся для бранного подвига, узреть мысленными взорами под вашим крестом ту надпись, которую видел некогда царь Константин: «Сим победиши». – Крест для сего императора был знаменем победы над врагом христианства; крест – воскрешение мертвых, крест – исцеление больных, крест – во бранях победа, оружие и щит, крест – прогонитель бесов, наводящих уныние и отчаяние, крест – озарение мыслей, уныния могила, крест – прогонитель ночных страхов, крест – утешение для печальных, крест – для умирающих надежда и успокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Аллегории образа креста у ранних апологетов Памятники первых десятилетий иудео-христианства осмысляют знак и образ креста уже не только как орудие страдания, но через аллегории и иносказания Ветхого Завета наполняют их богословским осмыслением. Первая попытка перехода осмысления креста как знака Писания к мессианскому делу спасения осуществлялась через принятие материала креста — древа. Это в дальнейшем стилистически породило иконографический ряд: Крест — Древо Жизни, древо спасения, райское древо и т. д. Одно из древнейших найденных распятий еще без фигуры креста. Рельефная печать из красной яшмы с изображением распятия, найдена в Газе Святой Иустин Философ говорит: « Древо жизни, насажденное в раю, и события, надлежащие произойти со всеми святыми, были символом Того, Кто, по свидетельству Писаний, после Своего распятия опять придет во славе. Моисей был послан с жезлом для освобождения народа и, держа его в руках, впереди народа рассек море; посредством жезла он источил воду из камня; бросивши дерево в горькую воду Мерры, он сделал ее сладкою. Иаков положил жезлы в сосуды, получил то, что овцы дяди его зачинали во чреве, и он брал себе приплод. Тот же Иаков хвалился тем, что он с жезлом перешел реку. Он же говорит, что видел лестницу , и на ней, по свидетельству Писаний, утверждался Бог. (…) Прозябший жезл Аарона показал быть ему первосвященником. Исаия предсказал, что от корня Иессеева родится жезл — Христос. И Давид говорит, что праведный, “как дерево, посаженное при проходах рек , которое во время свое даст плод свой и которого лист не отпадет”. Еще сказано, что праведник “процветет, как финик ”. У дерева Бог явился Аврааму, как написано, “у дуба Мамврийского”. По переходе чрез Иордан народ нашел семьдесят ив и двенадцать источников. Давид говорит, что чрез жезл и палку он получил от Бога утешение. Елисей, бросив дерево в реку Иордан, вызвал со дна железный топор, с которым сыновья пророческие пришли рубить деревья на постройку дома , чтобы в нем читать и размышлять о законе и повелениях Божиих, как и Христос наш искупил нас, погруженных в тягчайшие грехи, сделанные нами, — через Свое распятие на дереве и через освящение нас водою» .

http://bogoslov.ru/article/6176142

Канон Креста, егоже краегранесие: Кресту, надеявся, пение отрыгаю. Творение кир Космы. Ирмосы по дважды, тропари же на 12, глас 8. Канон Канон св. Космы Маиумского, глас 8; ирмосы канона исполняются дважды, тропари же поем на 12. Песнь 1. Ирмос: Крест начертав, Моисей/впрямо жезлом Чермное пресече,/Израилю пешеходящу;/тоже обратно фараоновым колесницам,/ударив, совокупи,/вопреки написав непобедимое оружие./Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися. Песнь 1 Ирмос: Крест начертывая, Моисей/прямо рассек Красное море жезлом/для идущего пешком Израиля,/и то же море ударом поперек/обратно для Фараоновых колесниц соединил,/изобразив тем непобедимое оружие;/потому воспоем Христу Богу нашему:/ибо Он прославился. Образ древле Моисей пречистыя Страсти в себе самом прообрази,/священных среде стоя:/Крест же вообразив,/простертыми победу дланьми воздвиже,/державу погубив Амалика всегубителя./Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися. Образ пречистого страдания Моисей/в древности в себе самом явил,/стоя между освященных:/вид Креста приняв, он распростертыми руками/воздвиг знамение победы,/уничтожив силу Амалика всегубителя;/потому воспоем Христу Богу нашему,/ибо Он прославился. Возложи Моисей на столпе врачевство,/тлетвориваго избавление и ядовитаго угрызения,/и древу образом Креста/по земли пресмыкающагося змия привяза,/лукавный в сем обличив вред./Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися. Возложил Моисей на столпе лекарство,/избавлявшее от губительного и ядовитого уязвления,/и поперек к дереву, образу Креста,/по земле пресмыкающегося змия привязал,/восторжествовав чрез то над бедствием;/потому воспоем Христу Богу нашему,/ибо Он прославился. Показа небо Креста победу благочестия держателю и царю богомудру,/врагов в немже злосердных низложися свирепство,/лесть же превратися,/и вера распростреся земным концем Божественная./Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися. Небо показало благочестивому властителю/и царю богомудрому/победное знамение Креста,/которым низвержена злобных врагов надменность,/обман же разрушен и вера божественная/распространилась по всем концам земли;/потому воспоем Христу Богу нашему,/ибо Он прославился.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vozdvizhe...

Информацию о прекращении сотрудничества сообщили в СМИ 13 августа. ПРАВМИР. Общероссийская общественная организация «Российский Красный Крест» отрицает прекращение сотрудничества Международным Комитетом Красного Креста. Председатель организации Раиса Лукутцова подтвердила РИА «Новости» , что головной офис РКК по-прежнему получает финансирование от международного комитета и продолжает с ним взаимодействовать. Представительница организации отметила, что сейчас идет сокращение некоторых программ, но это является «внутренними, текущими делами» и не означает прекращение отношений. «Отношения с Международным Комитетом Красного Креста Российский Красный Крест никогда не прекращал и никогда это не планирует делать. И мне очень непонятно, вот эти источники, не знаю, вообще цели этой статьи», — отметила Раиса Лукутцова. По словам председателя организации, комиссия из офиса международной федерации Красного Креста недавно приезжала в Кемерово для оценки работы РКК. Раиса Лукутцова рассказала, что эксперты комиссии «пришли к выводу, что помощь оказывается правильно, профессионально, с правильным расходом денежным средств». Ранее Znak.com со ссылкой на источник в правлении РКК сообщил , что Международный Комитет Красного Креста приостановил сотрудничество с головным офисом Российского Красного Креста (РКК) и будет взаимодействовать напрямую с региональными отделениями. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 24 марта, 2012 21 августа, 2013 15 декабря, 2016 26 февраля, 2024 20 января, 2022 25 марта, 2019 11 августа, 2018 20 ноября, 2017 14 ноября, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/rossiyskiy-krasnyiy-kr...

С 1877 г. М. Ф. активно содействовала работе Об-ва попечения о раненых и больных воинах, которое в 1879 г. было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК). Оно являлось отделением международной благотворительной орг-ции Красного Креста, основанной в 1863 г. Первоначально это была орг-ция общественной помощи населению во время войн, но впосл. об-во постоянно участвовало в благотворительных мероприятиях при «всех несчастиях, постигающих людей (голод, эпидемии, землятресения, пожары и т. п.)» ( Максимов Е. Д. Очерк ист. развития и соврем. положения общественного призрения в России//Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907. С. 39). Важной составляющей работы Красного Креста в России стала подготовка медицинского персонала, особенно сестер милосердия, в мирное время работавших в больницах и амбулаториях. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Красный Крест оказал помощь больным и раненым на сумму ок. 16,8 млн р. (кроме пожертвований вещами). Были созданы первые санитарные поезда, переправлявшие раненых из действующей армии в госпитали Москвы, С.-Петербурга и др. городов. Один из таких поездов, вмещавший до 50 раненых, был составлен по инициативе М. Ф. (деньги на его обустройство пожертвовал председатель правления Московско-Рязанской железной дороги П. Г. фон Дервиз). Для помощи раненым по инициативе М. Ф. в С.-Петербурге был создан Центральный склад Ее Императорского Высочества Государыни Цесаревны, куда поступали вещи от благотворителей, к-рые затем переправлялись в действующую армию. 24 апр. 1878 г. указом имп. Александра II М. Ф. была награждена знаком отличия Красного Креста 1-й степени за попечение о раненых и больных воинах. Во время неурожая 1891 г. об-вом Красного Креста было организовано 1798 попечительств на местах (22 губернских, 145 уездных, 1279 участковых, 352 сельских), к-рые открыли 3,4 тыс. учреждений помощи голодающему населению (столовые, чайные, пекарни, приюты, ночлежные дома). Помощью воспользовались 217 тыс. чел. Во время русско-япон.

http://pravenc.ru/text/2562160.html

С таким значением символа жизни могли появиться и получить священное употребление крест на груди египетских мумий, изображения креста в круге на могильных памятниках этрусков и тому подобные символические сочетания. У краснокожих индейцев Америки жрецы носили знак креста на своих одеждах, и, по словам миссионеров, он назывался у них древом спасения; но, быть может, тут уже сказалось влияние христианства, с которым были знакомы древнейшие аборигены этой страны… В виду сказанного христианские апологеты и древние церковные писатели (Иустин, Тертуллиан, Минуций Феликс и др.), находившие образ креста во многих явлениях природы и положениях человека, были отчасти правы, когда утверждали, что крест был известен дохристианским народам и почитаем ими. Когда, по распоряжению Феодосия Великого, разрушен был Знаменитый храм Сераписа в Александрии, под развалинами его, на камнях фундамента были найдены какие-то иероглифические знаки и изображения в виде креста. Христиане ссылались на эту находку в доказательство того, что это позорное в глазах язычников изображение пользовалось у них большим почтением и принадлежало к числу священных знаков. Язычники, напротив, отрицали всякую связь этого знака с христианским крестом и утверждали, что он принадлежал к стародавним их символам, а сведущие в иероглифах присоединяли с своей стороны, что этот знак выражал собою мысль о будущей жизни, — объяснение, подтверждаемое новейшими изысканиями относительно индийской свастики и однородных с нею ассирийских символов. Но это же разногласие христиан и язычников в понимании знака показывает, что та и другая сторона смотрела на христианский крест не с точки зрения общечеловеческой символики, а видела в нем изображение известного орудия казни, которое никоим образом. не входило в смысл дохристианских символических изображений этого рода. Если бы на первом плане была поставлена общечеловеческая сторона данного символа, то с вероятностью состоялся бы более примирительный взгляд на дело, и изображение креста получило бы более видное место в первохристианском искусстве. В действительности этого не случилось, и на основании точных данных, представляемых археологической наукой, можно утверждать положительно, что в продолжение первых трех веков прямое изображение креста не входило в круг предметов христианского искусства, по крайней мере, не появлялось открыто.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

4.35.5. Знак второй степени: Патриарший знак Материнства 2 степени аналогичен знаку 1 степени и имеет следующие отличия: все металлические элементы выполнены в серебре, завитки у основания ветвей креста не имеют камней, Божия Матерь изображена на светло-голубом фоне, сам медальон окаймлен не камнями, а белым эмалевым рантом. 4.35.6. Патриарший знак Материнства носится награжденными на левой стороне груди после Патриаршего знака Храмостроителя. 4.35.7. Награждение Патриаршим знаком Материнства производится последовательно, от низшей (второй) степени к высшей (первой) степени. 4.35.8. Патриаршим знаком Материнства 1 степени награждаются матери, воспитывающие девять и более детей (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). 4.35.9. Патриаршим знаком Материнства 2 степени награждаются матери, воспитывающие пять и более детей (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). 4.36. Положение о Патриаршем знаке великомученицы Варвары 4.36.1. Патриарший знак великомученицы Варвары учрежден указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 15 июня 2006 года. 4.36.2. Патриарший знак великомученицы Варвары имеет две степени. 4.36.3. Знак первой степени: Знак великомученицы Варвары представляет собой золотистый прямой равноконечный крест. Ветви креста покрыты эмалью под малахитовый камень. В центре креста – овальный медальон 25x20 мм с поясным изображением великомученицы Варвары, выполненный в технике финифти в теплых тонах. Между концами креста из его углов – языки пламени красного цвета (рубин) по три в каждом углу. Знак крепится к золотистой колодке, покрытой эмалью под малахитовый камень и смонтированной на ней муаровой ленте красного цвета. Материалы: серебро с золочением, золото, горячая эмаль, финифть, красный муар. Размеры знака: ширина 42 мм, высота 42 мм. Размер колодки: ширина 24 мм, высота 13 мм. На обратной стороне колодки – приспособление для крепления. 4.36.4. Знак второй степени: Вторая степень знака великомученицы Варвары аналогична золотому знаку, но выполнена из серебра. В центре креста – овальный медальон 25x20 мм с поясным изображением великомученицы Варвары, выполненный в технике финифти в холодных тонах. Знак крепится к серебристой колодке, покрытой голубой эмалью и смонтированной на ней муаровой ленте красного цвета. Материал: мельхиор, горячая эмаль, зеленый муар. Размеры знака: ширина 42 мм, высота 42 мм. Размер колодки: ширина 24 мм, высота 13 мм. На обратной стороне колодки – приспособление для крепления.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Международная научная конференция «Российское общество Красного Креста и Великая война» пройдёт в ПСТГУ 10 мая 2024 – 10 мая 2024 События 28 сентября 2024 года Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет совместно с Российским обществом Красного Креста (старой организации) проводит Международную научную конференцию «Российское общество Красного Креста и Великая война», посвященную 110-й годовщине начала Первой мировой войны. Конференция посвящена изучению деятельности ГУ РОКК, столичных и региональных общин сестер милосердия, а также представителей Дома Романовых, отдельных организаций и сословий (аристократии, купечества, старообрядцев и пр.) по организации медицинских учреждений и других видов помощи под эгидой РОКК и сбору средств в его пользу в 1914–1917 годы. К участию в конференции приглашаются ученые, преподаватели и аспиранты, представители музеев и фондов общественных организаций, где сохраняется память о деятельности РОКК и подвигах во имя милосердия на полях сражений отдельных сестер милосердия, врачей и санитаров. Для иногородних участников предусмотрено участие онлайн. Очное заседание секции пройдет в главном здании ПСТГУ по адресу: Москва, Лихов пер., д. 6 стр. 1. Для участия в работе конференции необходимо до 12 апреля 2024 года направить заявку в произвольной форме с указанием фамилии, имени, отчества, ученой степени, ученого звания, места работы и должности докладчика. Также нужно указать название доклада и дать его краткую (4-5 предложений) аннотацию. Так как доклады будут опубликованы в специальном выпуске «Вестника ПСТГУ» (входит в список ВАК), необходимо предоставить статью объемом не более 20 тысяч знаков не позже 1 июня 2024 года. Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок и материалов для публикации. Заявки на участие в работе конференции и другие вопросы просьба направлять на электронный адрес:  nekhortatiana@mail.ru Контактное лицо – Татьяна Михайловна Нехорошева, младший научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ.   Источник : Богослов.Ru/ Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6195936

Мое внимание привлекла еще одна любопытная информация. В статье «Международный комитет красного креста (Женева)» сообщается, что «7 апреля 1944 года два еврейских узника бежали из Освенцима и сообщили, что там готовится убийство миллиона венгерских евреев. В конце мая еще двое сбежавших сделали заявление о том, что каждый день в газовые камеры отправляют по 12 тысяч венгерских евреев. Эти сведения также якобы были переданы в Женеву. Но там этим сведениям не поверили, так как представитель Международного комитета красного креста незадолго до этих сообщений был в Освенциме и не зафиксировал ни газовые камеры, ни такого количества евреев. Президент этой международной организации Хубер 5 июля 1944 года послал регенту Венгрии М. Хорти письмо: «Нам представляется практически невозможным поверить и малой толике полученной информации. От имени Международного комитета красного креста хотел бы просить Ваше высочество представить документы, которые могли бы дать нам возможность опровергнуть подобные слухи». Заинтересовавшись этой информацией, из энциклопедии я узнал, что швейцарский дипломат Карл Лутц представлял в Венгрии интересы США, Великобритании и других стран. В июле 1944 года он наряду с другими послами оказывал на режим Хорти дипломатическое давление, результатом чего явилось прекращение депортации. Идя дальше и распутывая слухи, распространенные бежавшими из Освенцима евреями, я узнал следующее. Когда 27 июня 1941 года Венгрия вступила в войну на стороне Германии, 14 тысяч молодых евреев были рекрутированы в трудовую армию, а в начале 1942 года власти провели новую мобилизацию, в результате которой 50 тысяч венгерских евреев были отправлены на Восточный фронт. Мало того, в статье о венгерском диктаторе Хорти сказано, что он «противодействовал давлению со стороны немцев, отказываясь заключать венгерских евреев в гетто, депортировать их и в обязательном порядке заставлять носить желтые шестиконечные звезды. Хорти остановил депортацию евреев». Так что распространяемые еще тогда слухи о готовящемся уничтожении венгерских евреев были приостановлены усилиями представителя Международного комитета красного креста в Женеве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010