И она умерла среди солдат. И она была той, про которую сказано в Евангелии: «Больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за други своя». На груди у Ивановой был знак Красного Креста, и сама она была служительницей милосердия на поле брани. Правда! Но пусть никто не осудит ее за то, что она подняла оружие. Есть моменты, в которые все условное вдруг отпадает и остается одна, насыщенная огнем правда настроения и жизни. Честь и вечная память ей, русской девушке, положившей живот свой на поле брани за други своя. Великий Князь Николай Николаевич прислал серебряный венок, перевитый Георгиевской лентой на могилу «героине долга» Римме. Государь Император наградил подвиг ея офицерским орденом Св. Георгия 4-ой степени. V чрезвычайное Ставропольское губернское земское собрание по вопросу об увековечении памяти уроженки гор. Ставрополя сестры милосердия Р. Μ. Ивановой, «павшей смертью героя на поле брани», постановило: 1 . Учредить при местной фельдшерско-акушерской школе стипендию имени Р. Μ. Ивановой; 2 . Присвоить стипендии губернского земства в Ольгинской гимназии наименование «Стипендия имени геройски павшей на поле брани Риммы Михайловны Ивановой»; 3 . Заказать до 20 тыс листков, для раздачи населению, с портретом и краткой биографией и описанием подвига покойной; 4 . Заказать до 3 тыс. таких же листков на лучшей бумаге для помещения их в волостных правлениях, библиотеках, читальнях и др. общественных местах, израсходовав для этого до 1000 руб. из запасных сумм 1915 года; 5 . Ходатайствовать об открытии всероссийской подписки на постановку в гор. Ставрополе памятника Р. Μ. Ивановой, для каковой цели ассигновать от губернского земства 3000 руб., внеся расход в смету 1915 г. Г. Управляющим губернией все постановления V чрезвычайного губернского земского собрания утверждены. Да! И Россия может сказать нашей «Героине долга», как говорили Иудифи жители Ветулии: «Благословенна ты, дочь Всевышним Богом более всех жен на земле и благословен Господь Бог , поставивший тебя на поражение врагов. Ибо надежда твоя не отступит от сердца людей, помнящих силу Божию до века. Да вменит тебе это Бог в вечную славу и да наградит тебя благами за то, что ты жизни твоей не пощадила при унижении рода нашего, но выступила вперед, когда мы падали ты – право ходившая пред Богом». «Аминь» 7. Возложение серебряного венка от Его Императорского Высочества, Наместника Его Императорского Величества на Кавказе, Великого Князя Николая Николаевича, на могилу сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой в г.г. Ставрополе на Кавказе

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И рядом с Вадимом молодая женщина, почти девочка, Людмила Кушева. Впоследствии, в Бутырках, я не раз получал от нее передачу как от племянницы. Кто не знает Люды среди честных людей Москвы? Она везде и всюду, где требуется дружба, участие, тепло. Она везде и всюду, где требуется ум нежность, решительность, смелость. «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…» Как отрадно встречать в мире хороших, добрых людей. И женщины… В одном из своих последних произведений, в «Строматах» (1968 г.), я сказал несколько горьких слов о женщинах, хотя тут же привел примеры героических женщин в нашей среде… И вот снова слово о женщинах. Женщины. О них говорят все революционеры, все мистики, все вдумчивые люди. У Герцена в его «Былом и думах» есть лирическое место, где он вспоминает женщин, стоящих у плахи, у виселицы. «И у креста были женщины…» — заканчивает он эту страницу. Да, были. Об этом говорит Иоанн: «при кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» ( Ин. 19:25 ). И Лука: «…И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем» ( Лк. 23:27 ). И Марк: «Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломея, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим» ( Мк. 15:40-41 ). И Матфей: «Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему» ( Мф. 27:55 ). И я во время моего заключения все время чувствовал женскую ласку, женскую заботу, женскую любовь . Тут была и жена отца моего, заменившая мне мать, и многие другие, которые не позволяют мне говорить о них. Но спустимся с лирических высот; спустимся, чтоб сойти в очень мрачное место — в отделение милиции на Волгоградском проспекте, из которого в ночь с 15 на 16 сентября меня повезли в тюрьму. В первом часу ночи меня вывели из милиции и втиснули в «воронок». Боже! Что это было за зрелище: мрачные субъекты с небритыми перекошенными физиономиями, в шляпах с отломленными тульями, воры, бандиты, развратители малолетних. Среди них мне предстояло жить одиннадцать месяцев.

http://azbyka.ru/fiction/rodnoj-prostor-...

Ибо Я Господь, Бог твой» ( Ис.43:2–3 ). Таким образом, всякое место принимает праведника, и всякое создание считает своим долгом служить ему. Не думай, что такие дела вершились только в древние времена и в тебе, слушающем сейчас о них, ничего подобного не совершается, ибо все исполняется в тебе таинственно. Ведь если ты отвергаешь мрак идолопоклонства и хочешь прийти к слышанию закона Божьего, то выходишь из Египта. Когда приходишь ты в собрание оглашенных и начинаешь исполнять установления Церкви, то разделяешь воды Красного моря и, оказавшись в пустыне, посвящаешь себя тому, что ежедневно слушаешь закон Божий и взираешь на лицо Моисея, через которое открывается слава Господня. Но если ты также входишь в источник крещения и в присутствии священников и левитов приступаешь к великим и священным таинствам, известным тем, кому позволено их знать, то, перейдя Иордан, через богослужения священников, вступаешь ты в землю обетованную. В этой земле от Моисея принимает тебя Иисус и ведет тебя по новому пути. Помня об этих великих деяниях Бога, о том, что Он разделил пред тобою море и собрал воды Иордана, обернешься ты и скажешь: «Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?» ( Пс.113:5–6 ). И Божье слово ответит тебе, говоря: «Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева, превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод» ( Пс.113:7–8 ). 2 . Сколь велики дела, совершавшиеся в прошлом! Красное море переходилось пешком, манна посылалась с неба, источники вод открывались в пустыне, через Моисея был дан закон. Много было в пустыне совершено чудес и знамений, но нигде не сказано, что Иисус был «вознесен». Когда же перейден Иордан, тогда сказано Иисусу: «В сей день Я начну возносить 5 тебя пред очами всех сынов Израиля» ( Нав.3:7 ). И действительно, Иисус не вознесся прежде таинства крещения, но Его вознесение, даже вознесение в глазах народа, началось с этого. Если «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» ( Рим.6:3 ), а смерть Иисуса совершилась вознесением Креста, то справедливо, что первый раз Иисус возносится для каждого верного, когда он принимает таинство крещения. Ибо сказано, что «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Фил.2:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Или если бы вы получили иного Духа», то есть если бы он обогатил вас более духовными дарованиями, которые не нуждаются в словесных хитросплетениях. «Или иное благовествование», которое должно заключаться не только в словах. Везде он показывает, что должно снисходить не в этом случае, если только говорят несколько лучше, но если говорят то, что должно было быть сказано, но о чем мы умолчали. Смотри: другого Иисуса, «которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали». Итак, если они говорят то же самое, то для чего вы с такой жадностью слушаете их? И поскольку они говорят то же, но зачем ты, Павел, препятствуешь им? Затем, что, употребляя притворство, они вводят новые догматы . 2Кор.11:5 . Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, Наконец, он сравнивает себя с приверженцами Петра, желая показать этим, что если они знают больше его, то и больше высших апостолов, доводя до нелепых выводов. Смотри, какое уничижение: «я думаю», говорит, но ничего не утверждает. Не просто, говорит, апостолов, но «высших», намекая на Петра, и Иоанна, и Иакова. А говорит это потому, что теперь это было необходимо, тогда как в другом месте он сказал: «я недостоин называться Апостолом» ( 1Кор.15:9 ). 2Кор.11:6 . хотя я и невежда в слове, но не в познании, Поскольку лжеапостолы гордились тем, что они не были невеждами, то он показывает, что не избегает такого невежества, но и поставляет в нем для себя честь. И не говорит: если я и невежда, то и другие апостолы таковы же, – для того, чтобы не показалось, что он осуждает их, но унижает само дело внешней мудрости, как и в первом послании показал, что оно не только бесполезно, но и вредно для славы Креста. Итак, я невежда в слове, но не в познании. Чрез это намекает им, что чем более они хвалятся красноречием, тем более лишаются познания Бога и остаются в этом деле невеждами. впрочем мы во всем совершенно известны вам. Не так, как лжеапостолы – на деле то, а кажутся другое; но во всем, что мы делаем и говорим, известны вам: нет в нас какой-либо двойственности или лицемерия, как у тех, которые покрываются только личиной благочестия, а поступают во всем несравненно хуже. 2Кор.11:7 . Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие? Грешил ли я, говорит, тем, и можете ли вы обвинять меня и гордиться предо мной, чтобы я унизил себя самого, живя милостынею и терпя голод, «чтобы возвысить вас», то есть утвердить в вере? Ибо они не соблазнялись (что и составляет величайшее их обвинение) тем, что не были бы утверждены иначе, если бы он не терпел голод. Поскольку же они клеветали на него, что он в присутствии представляется униженным, а в отсутствии хвалится, то теперь, как бы защищаясь от этого, он поражает их самих, говоря: хотя я был унижен, но для того, чтобы вы возвысились чрез это.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Иногда Горний Иерусалим пишется прямо в небесном пространстве. В этом понимании икона подводит к тому, что путь в Царство Небесное лежит через веру в Распятого и Воскресшего Христа, через приобщение своей жизни к жизни Христа и через несение своего креста: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк. 8:34 ). При таком осмыслении гора, возвеличенная через Крест и прославленная благоговением христиан, символизирует лествицу духовных совершенств. XX. Очень часто по правую руку от Спасителя пишется солнце, а по левую – луна . Нередко оба светила окрашиваются в красный цвет, но часто солнце изображается тёмным, а луна – красной. На отдельных иконах светила обрамлены и прикрыты чернеющими облаками. Бывает, что солнце и луна наделяются чертами лица. А на ранних иконах степень персонификации этих светил доходила до того, что они воспроизводились в образе мужской и женской фигур, причем иногда эти фигуры имели поникшие лица, а иногда закрывали лики руками или платком. Смысл такой визуальной метафоры в том, что светила словно бы взирают на происходящее и приглушают свет своих лучей, цепенея от ужаса: мыслимо ли, чтобы «прах земной» покушался на Создателя мира? Необычный для дневного времени цвет солнца и луны напоминает о тьме, омрачавшей землю во время Страданий Сына Божия : «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или, лама савахвани, то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27:45–46 ). Кроме того, здесь проведена обличительная параллель: как верные дети при кончине родителей облекаются в черные одежды печали и траура, так и послушная Богу природа облеклась в ризу тьмы; иудеи же злорадствуют и насмехаются, обнаруживая духовную окаменелость и слепоту : «Лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое; еще днем закатилось солнце ее, она постыжена и посрамлена» ( Иер. 15:9 ). Но на всё есть Божий Суд: «И будет в тот день, говорит Господь: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня. И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач» ( Ам. 8:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Иона добровольно обрекает себя на смерть и, вверженный в море, спасает корабельщиков; и Иисус Христос, добровольно отдав свой живот за жизнь мира, спасает его от греха, проклятия и смерти; Иона, брошенный в волны бушевавшего моря, не погибает, но поглощается китом, во чреве которого пребывает три дня и три ночи, молясь Богу, и затем невредимо выбрасывается на берег; Иисус Христос, снятый со креста и умерший (телом), пребывает в земле тря дня и три ночи: »Яко же бе Иона во чреве китове три дня и три нощи, так будет и Сын человеческий в сердце земли три дня и три нощи« ( Мф.20:39, 40 ; Лк.11:29 ); наконец, когда Иона является в ветхом завете пророком покаяния, по слову которого Ниневитяне исправляются от своей порочной жизни и тем избегают праведного гнева Божия, так и Христос Спаситель является пророком покаяния, проповедывавшим: »исполнилось время, приблизилось царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ); кто верует и будет крещен, тот спасется, а кто не верует, осужден будет ( Мк.16:16 ). Еще яснее Давид служил прообразом Христа Мессии в его служении роду человеческому в качестве первосвященника – страдальца за грехи людей, царя и пророка. Давид в своей жизни претерпел много страданий и всякого рода несчастий, между которыми главнейшее было временное оставление Богом, о чем так красноречиво свидетельствуют следующие слова 21 пс.: «Боже мой! Боже мой! для чего ты оставил меня? Я поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: он уповал на Господа, пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден ему...; все кости мои разсыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя изсохла, как черенок; язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свел меня в персти смертной. Ибо псы окружили меня; скопища злых обступили меня, пронзили кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище. Делят ризы мои между собою и об одежде моей метают жребий ( Пс.21 ). Во время страданий в пищу дают желчь, а в жажду напоят его уксусом ( Пс.68:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

К сожалению, сейчас мало кто задумывается о роли искупительной жертвы Иисуса Христа. О том, какие муки Он претерпел, умирая ради нас, тем более, что каждую секунду Господь МОГ сойти с Креста и наказать Своих убийц... Как же легко верующие забывают, что " мы куплены дорогой ценой " , драгоценной Кровью Спасителя. И что наше достоинство во Христе выше, чем было у Адама в Раю до грехопадения, так как истинный христианин един с Господом. " Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино... И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино " (Ин. 17:21-22). Может быть, из-за такой нерассудительности в настоящее время стотысячными тиражами появляются " современные апокрифы " , где описывается, как старица брала на себя или переводила на животных людские грехи и болезни. Хотя Слово Божие ясно говорит, что Христос " взял на себя наши немощи и понес наши болезни " и " ранами Его мы исцелились " . То есть христианин, порой, живет так, будто и не было Жертвы Господа на Кресте за грехи каждого из нас. Спаситель же " оживотворил тебя в Себе и посадил тебя одесную (по правую сторону) Отца - на небесах " (Св. Феофан Затворник). Ибо во Христе " мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его " (Еф. 1:7), " ...чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом " (2 Кор. 5:21). Не случайно св. Иоанн Кронштадтский говорил: " Нет ничего важнее на свете, как спасение душ человеческих, и нет предмета более достойного непрестанного и всегдашнего памятования, как искупление мира Сыном Божиим от греха, проклятия и вечной смерти " ; " Только верные рабы Христовы дают истинную цену воплощению Сына Божия... только они истинно оценивают пречистое Тело и Кровь Христову, а люди века сего живут как несмышленные животные, в печалях житейских и чувственных удовольствиях, не дорожа ни воплощением Сына Божия, ни Его пречистыми Тайнами... " . Примечательно, что отец Иоанн сам много размышлял, от какой погибели нас избавил Господь через Кровь, пролитую Им на Кресте. Возможно, это и помогало ему вести праведную жизнь и быть совершенным орудием в Руках Божиих. Кстати, насколько важна тема Искупления, можно судить по тому, что она " красной нитью " проходит через весь Ветхий и Новый Завет...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Какие же слова находит апостол Павел для вразумления коринфян? Он не ругает и не укоряет их. Он пишет всего лишь несколько слов: Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1 Кор. 1, 13). Един распятый за нас Господь Иисус Христос, во имя Которого мы принимаем Крещение. Поэтому и верующие должны быть единым целым. Нельзя разделить Христа. Поэтому среди верующих не должно быть разногласий и споров. Апостол Павел даже радуется тому, что не крестил никого в Коринфе, кроме нескольких человек (см.: 1 Кор. 1, 14–16). И далее во второй, третьей и четвертой главах своего послания апостол Павел объясняет коринфянам, в чем смысл христианской проповеди, которая хотя и совершается разными проповедниками, но имеет одну цель. Настоящая мудрость Прежде всего апостол Павел показывает спорящим, что успех проповеди зависит не от мудрости или талантов проповедника, но от Бога: Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? (1 Кор. 1,17–20). Если некоторые христиане могли обратить внимание на красноречие Аполлоса или на авторитет апостола Петра, то апостол Павел призывает их посмотреть на крест Христов. Потому что смерть и воскресение Господа Иисуса Христа — вот главная цель и содержание проповеди и Петра, и Аполлоса, и Павла. Для мирской мудрости слово о кресте будет безумием. И действительно, в ответ на проповедь апостолов многие задавали вопрос: «Как может быть Спасителем и Богом Тот, кто был казнен позорной смертью? Нет, такой Бог нам не подходит». Но то, что было безумием для мира, стало спасением для уверовавших. Крест Христов в полном смысле слова стал «крестом» для человеческой мудрости или камнем (см.: Мф. 21, 44), о который она разбилась.

http://pravoslavie.ru/73866.html

Многое можно понять и осмыслить, если внимательно посмотреть анимационный фильм по ссылке . А так достаточно слов святителя Феофана Затворника о том же: « За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина ». Берегите душу, храните ее в чистоте, заботьтесь о близких. Смерть совсем рядом. Врагов не мало, видимых и невидимых, у каждого. В помощь для просветления в завершение поста светлая музыка и песнопения от ансамбля «Сирин», см. по ссылке: http://youtu.be/0a6lzLHF-n0 Мы движемся вперед, несмотря ни на что, оглядываясь в прошлое, стараясь учитывать его ошибки, пророчества библейские и святых отцов Церкви. Кто этого не делает – обречен. Как в личностном плане, так и на уровне государства. Как известно, второе пришествие Христово будут предварять, согласно Писанию, определенные особые признаки, среди которых один из ключевых – ослабление нравственности. А также к тому времени « проповедано будет сие евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24, 14). Извращая Евангелие, активной «евангелизацией» по всему миру занимаются неопротестанты под управлением англосаксов. Это важно понимать. Детали неплохо изложены во фрагменте фильма « Белые американские протестанты евангелисты (WASP)»: http://youtu.be/el-itfXlM_0 Их задача – подменить, уничтожить Крест Христов и разрушить до основания Святую Соборную Апостольскую Церковь . « Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.» (Евр. 10:25). Храни всех Господь! Николай Владимирович Каклюгин, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/14/...

Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Имп. минология на январь. 2-я четв. XI в. (Cod. Walters. 521. Fol. 207v) Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Имп. минология на январь. 2-я четв. XI в. (Cod. Walters. 521. Fol. 207v) Мученичество святых К. и Агафангела, как наиболее яркий пример страданий ради Христа и упования в немощи на Бога, стало одной из тем иллюстраций Псалтири. Так, в Лондонской (Феодоровской) Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 163r, К-поль, 1066) маргинальная миниатюра с изображением К. и мч. Агафангела отнесена к тексту Пс 118 (92-95): «Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня. Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих. Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои». Имена мучеников подписаны киноварью. Они изображены в 3/4-м повороте, руки протянуты в молении, головы обращены вверх к благословляющей их из небесного сегмента деснице Спасителя. К. облачен в красно-коричневую с золотой разделкой фелонь, у него недлинная клиновидная борода и короткие гладкие седые волосы. Подобно Лондонской Псалтири проиллюстрирован 59-й псалом в Киевской Псалтири (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 806, 1397), где фигуры святых расположены на полях возле строф 13-14: «Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческа суетна. С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших». К. изображен с едва проявившейся проседью в темных волосах, с густой клиновидной бородой, облачен в охристо-золотистую фелонь. Предположительно К. представлен на созданном в К-поле Арбавильском триптихе (резные пластины из слоновой кости, кон. X - сер. XI в., Лувр, Париж), где помещен рядом со свт. Иоанном Златоустом на внешней стороне правой створки в верхнем ряду. Образ К. входит в обширную программу шитых изображений Большого саккоса митр. Фотия (10-е гг. XV в., Византия, ГММК), он представлен в числе др. святителей на оборотной стороне левого рукава (2-й ряд сверху), в паре со свт. Анфимом Никомидийским. Частица мощей К., закрытая металлической пластиной с гравированным изображением святого, включена в состав Кийского креста-мощевика (1656, ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва).

http://pravenc.ru/text/1841335.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010