Батюшка прочитал все и сказал: «Поезжай к отцу, успокой его». Дал подарки для папы (его шерстяную безрукавку папа носил потом до конца своих дней). «Из Ленинграда поедешь к себе на Север», — сказал батюшка. Я дала телеграмму папе, что приеду такого-то числа, простилась с Мукачевским монастырем и поехала в Ленинград, а далее — в Рощино. Приехала, нашла пионерлагерь посреди соснового бора. Папы дома не было. Мне показали его комнату. В прихожей стоял котелок с рыбным супом, видно, сам себе варил. Наконец он пришел. Десять лет мы с ним не виделись, и он начал с того, что показал мне рукавицы: «А я все твои рукавички ношу. Перештопал их. А тебе вот в подарок будильник». Этот будильник мне до сих пор служит. С тех пор прошло более тридцати лет! На следующий день была назначена встреча с сестрой в какой-то столовой на Невском проспекте в Ленинграде. Тут за едой сестра так «деликатно» меня отчестила. Той девочки, которая меня провожала со Всеволожской на служение церкви, уже не было. Она стала совсем чужой. Ночевать нужно было у папы. Мы ехали вдвоем на электричке до Рощино. Я не могла удержаться, плакала. Папа все хотел чем-то угодить, купил мне в «подержанных вещах» в Апраксином дворе осеннее пальто. Я его надела поверх своей тужурки. На следующий день я уехала на поезде Ленинград — Котлас. Мы с сестрой росли в одной семье. Обе веру в Бога познали с пеленок от мамы, но были совсем разными. И вот теперь я получала от нее письма, в которых были и возмущение, и удивление, и вопросы. Какие я имею цели в жизни? Как и для чего живу, забравшись в глухомань Архангельской области? Для чего все это?! Сохранилось в молитвеннике сестры одно мое ответное письмо того времени. Я отвечала осторожно. Резко нельзя было писать, так как многим верующим людям, даже глубоковерующим, Бог нужен, чтобы помогать в скорбях и житейских делах. JIюбяm они от всей души и службы Великого поста, и красоту православия, но… жить на земле хотели бы вечно. Им непонятна смерть как радость встречи с любимым Творцом. Есть вера — и нет любви к Богу. Решила поместить мое «письмо к сестре».

http://azbyka.ru/fiction/krestu-tvoemu-p...

Эсер оказался прекрасным церковным певчим, врангелевский офицер успел побывать в Константинополе и освоить ремесло сапожника. Рождественская всенощная была отслужена в клопиной камере походным образом, без облачений; все шестеро стояли перед голой стеной, но праздничный канон звучал мощно и убедительно. «Сидеть там было хорошо…» 165 Настолько «хорошо» после мучительных трудностей этапа, что Фудель даже обращается в местное отделение ГПУ с просьбой ввиду подорванного здоровья оставить его в вятской тюрьме до открытия навигации, чтобы путь до места назначения оказался более легким. Кроме замечательного общества, собравшегося в нашпигованной клопами камере, к такой просьбе располагала и надежда дождаться в Вятке прибытия из Москвы замедлившей в связи с болезнью сестры Марии. «Красный игумен» Тучков и на сей раз дает разрешение: «церковное» 6-е отделение секретного отдела ОГПУ позволило оставить ссыльного до открытия навигации «в Вятском Губисправдоме», после чего все же «немедленно выслать в Зырянский край» 166 . Однако еще до получения этого ответа шестерых заключенных перевели в тюрьму при управлении ГПУ, в громадный сарай позади особняков на центральной улице Вятки, где они оказались в большой компании эсеров и эсдеков. «Совершать службу стало уже как-то затруднительно: кругом были, так сказать, не Мити Карамазовы и даже не Смердяковы, а просвещенные потомки Чернышевского, вежливо, но чуть презрительно поглядывавшие на попов и совершенно не понимающие, почему они, собственно, оказались вместе под тюремной крышей» 167 . Держаться за неуютное сидение в вятском сарае не было уже никакого смысла; вскоре, однако, оно и закончилось: всех сидельцев вызвали на этап, построили и повели на вокзал. И тут Фудель вынужден был признать, что недооценил «потомков Чернышевского»: все как один эсеры сдержанно и тихо, но стройно запели: «Динь-бом, динь-бом. Слышен звон кандальный. Динь-бом, динь-бом. Путь сибирский дальний...» Их всех посадили в один вагон, но дороги расходились: эсеров везли в Котлас, а «церковников» высадили на станции Мураши, откуда еще 300 километров санного пути до пункта назначения – Усть-Сысольска.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

В XIX - нач. XX в. в составе населения преобладали коми, значительную часть представляли русские, остальные народы были малочисленны. По переписи 1897 г., в совр. границах К. насчитывалось ок. 142 тыс. коми и 14-16 тыс. русских, в 1917-1918 гг. из 214 тыс. жителей коми по-прежнему составляли почти 90%, русские - ок. 10%. Ок. 96,8% населения (1897) являлись сельскими жителями; до 1861 г. это были гл. обр. черносошные (государственные) крестьяне (свыше 95%). Советская власть была установлена в марте-апр. 1918 г. С осени 1918 г. происходили военные столкновения частей РККА и белых армий. Весной 1920 г. советская власть была восстановлена на всей территории К. В 1918-1921 гг. основная территория К. входила в состав Северо-Двинской губ. Декретом ВЦИК от 22 авг. 1921 г. из основной территории Печорского у. Архангельской губ., Усть-Сысольского у. и основной территории Яренского у. Северо-Двинской губ. образована автономная область (АО) Коми (Зырян). 2 мая 1922 г. она была разделена на 4 уезда: Ижмо-Печорский, Усть-Вымский, Усть-Куломский, Усть-Сысольский. В 1929-1936 гг. АО Коми (Зырян) входила в состав Северного края. Летом 1929 г. Большеземельская тундра отошла новообразованному Ненецкому национальному округу, при этом в АО Коми (Зырян) был включен ряд волостей бывших Архангельской и Вятской губерний. 15 июля 1929 г. введено деление АО на 9 районов: Визингский, Ижмо-Печорский (с 1930 Ижемский), Прилузский, Сторожевский, Удорский, Усть-Вымский, Усть-Куломский, Усть-Сысольский (с 1930 Сыктывкарский) и Усть-Цилемский. Центром области оставался г. Усть-Сысольск, переименованный 23 марта 1930 г. в Сыктывкар. 5 дек. 1936 г. АО Коми (Зырян) преобразована в Коми АССР. В 20-х гг. XX в. в К. работали многочисленные экспедиции, подготовившие дальнейшее освоение запасов угля, нефти и др. ресурсов. По сравнению с 1913 г. к кон. 20-х гг. в 2 раза возросли объемы лесозаготовок, в 1926 г. вступил в строй Усть-Сысольский лесопильный завод. Однако доля промышленности составляла всего 2% от валовой продукции, более 60% приходилось на сельское хозяйство. В кон. 20-х - 30-х гг. XX в. многократно возросла заготовка древесины, появились деревообрабатывающие предприятия, лесная и деревообрабатывающая отрасли промышленности стали одними из ведущих в республике. В 1934 г. в пос. Чибью (с 1939 Ухта, с 1943 город) введен в действие нефтеперерабатывающий завод. В 1934 г. в Воркуте вошла в строй 1-я угольная шахта, затем - мощная шахта «Капитальная», в 1940-1941 гг. были заложены еще 5 шахт. В 1937-1941 гг. построена Северо-Печорская (с 1947 Печорская) железная дорога (Котлас - Воркута; с 1959 в составе Северной железной дороги). В 1961 г. открыто постоянное движение по линии Микунь-Сыктывкар.

http://pravenc.ru/text/1841836.html

Еще в Москве меня просили найти возможность заехать в деревню Гридинскую Вельского района. И я так распланировал время, чтобы в четверг, 26 июня, служить там Литургию. Мы спешили. Именно поэтому ситуация в Прилуке сначала заставила нас приуныть: ведь там мы оказались во вторник вечером. А в Гридинской ждали нас к вечеру среды. В 6 часов вечера той самой среды мы покинули Прилук, чтобы совершить трехсоткилометровый бросок. Как самый тихоходный автомобиль нашего автопоезда, мой «Дружок» вышел на трассу первым, чуть раньше остальных. На борту были Артур, Алеша и Федя. Направление движения в сторону Москвы. Шальная мысль не дает покоя: «Заехать, не заехать? Один раз уже не заехал. Жалел. Опять? Не прощу. Ладно, успеем вернуться на маршрут, свернем по-быстрому». В пути После Двинского Березняка поворот на Котлас, 14 километров на удивление хорошей дороги, и мы – в Чамове! Возле храма Косьмы и Дамиана, где трудились и служили год назад с Сергеем, Сашей, Олей, Артемом, Тихоном, Пашей и Максимом… Чамово, храм Косьмы и Дамиана Нахлынули эмоции, всколыхнули душу. Издали виден крест над входом, сколоченный нами из подручных жердей. И скупая слеза потекла из сентиментального сердца: «Выстоял зиму! И ветра ему нипочем!» Поближе подошли. А храм-то, храм – красавчик! Двери новые, окна новые, заглянул за стекло – полы настелены. Чудеса! Полы   Пообщались с ответственным за храм от ТОС (территориального общественного самоуправления) Александром – крепким хозяйственным мужиком, в прошлом году в первых рядах с бензопилой наперевес бросившимся на штурм, вызволять из заточения царские врата. Алтарь, вид из окна Встретились и с главой ТОС – Галиной, рассказавшей о своих намерениях подновить крышу и установить настоящий, как она выразилась, крест. Вот она – Слава Божия! Чамово, год спустя Но пора и к своим! Связи не было, и я старательно пытался догнать экипажи Андрея и Никиты. Но самое смешное, что все это время они безуспешно пытались догнать меня, удивляясь неожиданной прыти моей старой лошаденки. Между нами было полторы сотни километров, объединиться удалось только у Вельска. Смеялись. Долго.

http://pravmir.ru/moskvichi-na-russkom-s...

Совершать службу стало уже как-то затруднительно: кругом были, так сказать, не Мити Карамазовы и даже не смердяковы, а просвещенные потомки Чернышевского, вежливо, но чуть презрительно поглядывавшие на попов и совершенно не понимающие, почему они, собственно, оказались вместе под тюремной крышей. Поэтому сидение наше в этом вятском сарае было неуютное, и мы были рады, когда нас вызвали на этап, построили и повели. Скоро мы миновали центр и пошли пустырями. Был хороший зимний вечер с добрым русским снежком, тихо опускавшимся на землю. И вдруг – я сразу даже не понял, откуда пошел звук, – все эсеры тихо-тихо запели: «Динь-бом, динь-бом. Слышен звук печальный. Динь-бом, динь-бом. Путь сибирский дальний...» Сдержанный звук голосов сливался со снегом и вечером. О, русская земля! На вокзале нас посадили в один вагон, но скоро мы и расстались: их повезли, кажется, в Котлас. а нас высадили задолго до него на станции Мураши, чтобы везти триста километров на лошадях в Усть-Сысольск: железной дороги тогда к нему еще не было. И вот мы стоим на маленькой станции, поезд ушел, уехали конвойные, с нами только один, да еще добродушный провожатый, кругом тишина, снег, солнце, дымки из труб, лес, свобода, свобода... Можно пойти вон к тем бабам с березовыми лукошками и заговорить с ними, можно пройти внутрь станции и долго читать на стене совершенно не нужное мне расписание, можно весело окликнуть деловито пробегающую большую собаку и засмеяться ее удивленному взгляду. И все это от великого избытка радости об обретенной, хотя и ссыльной свободе. Хочется тронуть рукой и стены домов, и длинную коновязь, у которой лошади мирно похрустывают сеном. Подошла Софья Ивановна, уже нас здесь поджидавшая, и передала от невесты из Москвы маленький образок Божией Матери «Отрады и Утешений». И мы чувствовали себя почти как путешественники XIX века, едущие по каким-то личным и совсем благополучным делам. Путешествие длилось неделю: ехали не спеша, так как начались большие морозы и мы, замерзая в санях, уговаривали своего проводника делать почаще привалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/v...

17 . Красноярский аффинажный завод 18 . Красноярский гидролизный завод 19 . Конский гидролизный завод. 20 . Онежский гидролизный завод. 21 . Усть-Абаканский гидролизный завод. 22 . Тавдинский гидролизный завод. 23 . Лобвинский гидролизный завод. 24 . Тавдинский фанерный комбинат. 25 . Доделки по 5-ти сульфитно-целлюлозным заводам и строительство жил-поселков. 26 . Лесные лагеря. 27 . Строительство авиационных заводов. 28 . Строительство 300. 29 . Строительство 200. 30 . Строительство 201. 31 . Строительство 213. 32 . Волгострой. 33 . Жел. дор. Воркута – Хабарове. 34 . БАМ. 35 . Пристанская ветвь 2. 36 . Коноша – Котлас (включая сельское хозяйство). 37 . Севере-Печорская магистраль (включая сельское хозяйство). 38 . Онежская ветка. 39 . Строительство 206. 40 . Строительство 208. 41 . Строительство 107 42 . Строительство 10. 43 . Строительство 11. 44 . Нефтепровод Оха – Циммермановка. 45 . Дальстрой, в т. ч. Эге-Хайский комбинат (Якутолово). 46 . Строительство для войск НКВД СССР. 47 . Собственное строительство НКВД (пусковые объекты сверхлимитные и нижелимитные). ГУШОСДОР 48 . Москва – Киев (на участке Москва – Малоярославец). Бурят-Монгольская АССР 49 . Улан-Батор – Кяхта. Приморский край. 50 . Озерные Ключи – Кневичи – Кролевец. 51 . Камень – Рыболов – Жарикова 52 . Новокиекск – Сандоканцза. 53 . Мост с подходом через реку Сейфун у Тереховки. 54 . Атамановка – Погранзнаки. 55 . Рубиновка – Погранзнак. 56 . Мост через реку Раковка. 57 . Подъезд к ст. Голенки. Хабаровский край 58 . Березовский – Райчиха. Читинская область 59 . Мангут – Баин – Сомон – Тумен. 60 . Мост через реку Ингода. Экономические дороги Грузинская ССР 61 . Военно-Грузинская дорога (на участке Ананури – Пассанаури). Киргизская ССР 62 . Фрунзе – Ош (участок Нарыв – Турукарт). 63 . Московское шоссе (реконструкция). 64 . Разработка карьеров в разных областях. Начальник ЦФПО НКВД СССР БЕРЕНЗОН ГАРФ. Ф.9401. Оп. 1а. Д. 90. Л. 149–150 об. Типогр. экз. 145 Приказ НКВД СССР 00330 «Об организации в составе УИТК ГУЛАГа НКВД СССР отдела производства военной продукции»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дрюченко Андрей Николаевич Матрос Ларионов Алексей Александрович — трюмный, 1981 г.р., Республика Коми, г. Емва Ларионов Алексей Александрович Матрос Шульгин Алексей Владимирович — трюмный, 1981 г.р., Архангельская обл., г. Котлас Шульгин Алексей Владимирович Матрос Тряничев Руслан Вячеславович — трюмный, 1980 г.р., г. Череповец Тряничев Руслан Вячеславович Матрос Старосельцев Дмитрий Вячеславович — трюмный, 1980 г.р., г. Курск Старосельцев Дмитрий Вячеславович Матрос Халепо Александр Валерьевич — турбинист, 1981 г.р., Республика Коми, с. Усть-Лыжа Халепо Александр Валерьевич Матрос Логинов Игорь Васильевич — турбинист, 1980 г.р., Республика Коми, п. Благоево Матрос Коломейцев Алексей Юрьевич — турбинист, 1980 г.р., Республика Коми, г. Пыть-Ях Коломийцев Алексей Юрьевич Боевая часть-7 Капитан 3 ранга Садков Александр Евгеньевич — командир БЧ-7, 1967 г.р., ТОВВМУ Садков Александр Евгеньевич Капитан-лейтенант Логинов Сергей Николаевич — командир ГАГ, 1973 г.р., ТОВВМУ Логинов Сергей Николаевич Старший лейтенант Коровяков Андрей Владимирович — инженер ГАГ-1,1976 г.р., ВВМУРЭ Коровяков Андрей Владимирович Старший лейтенант Коробков Алексей Владимирович — инженер ГАГ-2,1975 г.р., ВВМУРЭ Коробков Алексей Владимирович Капитан-лейтенант Радионов Михаил Олегович — командир ВГ, 1973 г.р., ВВМУПП Радионов Михаил Олегович Старший лейтенант Ерахин Сергей Николаевич — инженер ВГ, 1977 г.р., ВМИРЭ Ерахин Сергей Николаевич Старший лейтенант Гудков Александр Валентинович — командир ГРР, 1977 г.р., КВВМУ Гудков Александр Валентинович Старший мичман Федоричев Игорь Владимирович — старшина команды радиометристов, 1973 г.р., Тульская обл., г. Олчисин Федоричев Игорь Владимирович Мичман Таволжанский Павел Викторович — техник ГАГ, 1976 г.р., Белгородская обл., с. Клименки Таволжанский Павел Викторович Мичман Парамоненко Виктор Александрович — техник ГАГ, 1973 г.р., г.Николаевск Парамоненко Виктор Александрович Мичман Зубов Алексей Викторович — техник ГАГ, 1974 г.р., Днепропетровская обл., г. Павлоград

http://pravmir.ru/pamyati-ekipazha-k-141...

От всех этих причин не только не самоокупается Архипелаг, но приходится стране еще дорого доплачивать за удовольствие его иметь.  Уместно было бы закончить эту главу долгим списком работ, выполненных заключенными хотя бы с первой сталинской пятилетки и до хрущевских времен. Но я, конечно, не в состоянии его написать. Я могу только начать его, чтобы желающие вставляли и продолжали. — Беломорканал (1932), Волгоканал (1936), Волгодон (1952); — ж-д Котлас—Воркута, ветка на Салехард; — ж-д Рикасиха—Молотовск; — ж-д Салехард—Игарка (брошена); — ж-д Лальск—Пинюг (брошена); — ж-д Караганда—Моинты—Балхаш (1936); — ж-д по правому берегу Волги у Камышина; — ж-д рокадные вдоль финской и персидской границ; — ж-д вторые пути Сибирской магистрали (1933–35 годы, около 4000 км); — ж-д Тайшет—Лена (начало БАМа); — ж-д Комсомольск—Совгавань; — ж-д на Сахалине от ст. Победино на соединение с японской сетью; — ж-д к Улан-Батору и шоссейные дороги в Монголии; — автотрасса Москва—Минск (1937–38); — автотрасса Ногаево—Атка—Нера; — постройка Куйбышевской ГЭС; — постройка Нижнетуломской ГЭС (близ Мурманска); — постройка Усть-Каменогорской ГЭС; — постройка Балхашского медеплавильного комбината (1934–35); — постройка Соликамского бумкомбината; — постройка Березниковского химкомбината; — постройка Магнитогорского комбината (частично); — постройка Кузнецкого комбината (частично); — постройка заводов, мартенов; — постройка Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (1950–53, частично); — строительство города Комсомольска-на-Амуре; — строительство города Совгавани; — строительство города Магадана; — весь Дальстрой; — строительство города Норильска; — строительство города Дудинки; — строительство города Воркуты; — строительство города Молотовска (Северодвинска, с 1935); — строительство города Дубны; — строительство порта Находки; — нефтепровод Сахалин—материк; — постройка почти всех объектов атомной промышленности; — добыча радиоактивных элементов (уран и радий — под Челябинском, Свердловском, Турой);

http://pravmir.ru/fsin-schitaet-chto-tru...

В верхней части бассейна реки Онеги расположен знаменитый Кенозерский национальный парк, историко-культурный комплекс, где бережно чтут традиции, создают особые условия для растений и животных. На территории 139,7 тысячи гектаров обитает более 600 видов растений, 263 вида птиц, 50 видов млекопитающих, пять видов земноводных и четыре вида рептилий. 2 Северная Двина Фото Dmitriy Korzhev/Wikimedia Commons/CC BY 2.0 Река на севере европейской части России, в Вологодской и Архангельской области. Исток — слияние рек Сухона и Юг в районе города Великий Устюг. Устье: Двинская губа, Белое море. Длина — 744 километра. На всей реке русло не раз менялось — и в силу природных причин, и из-за вмешательства человека… Это осложняет условия судоходства. С 1990-х годов резко сократились путевые дноуглубительные и русловыправительные работы, судоходства почти нет, река стала возвращаться в естественное состояние. Главные притоки — Вычегда, Пинега, Вага, Емца. Самые крупные населенные пункты: Великий Устюг, Котлас, Архангельск. Интересные факты: Сухона и притоки Северной Двины (Вычегда, Пинега) на протяжении столетий служили основным путем, по которому проходило освоение северных земель, налаживались связи с Европой. История освоения реки отражается в расположении ее по берегам поселений с богатым историческим и культурным прошлым (Великий Устюг, Красноборск, Орлецы, Холмогоры, Архангельск), многочисленных архитектурных памятников. В Северной Двине водятся ценные виды рыб — сёмга, нельма, сиг. Правда, браконьерство и ухудшение качества воды привели к снижению рыбохозяйственного значения реки. 3 Сухона Тотьма. Вид на Сухону с колокольни Успенской церкви. Фото Dunaeva A.V./Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Река в европейской части России, а в Вологодской области — левая составляющая Северной Двины (если река образуется слиянием двух других рек, эти реки называют составляющие; Северную Двину составляют реки Сухона и Юг, при этом Сухона, если смотреть карту, протекает левее, западнее Юга). Исток — Кубенское озеро.

http://sever.foma.ru/znamenitye-reki-sev...

В связи с поступлением в Университет он на своей работе, помимо очередного отпуска в июне–июле 1928 г., брал отпуск без содержания с 15 июля по 15 августа, а с 15 октября – на целый год (до 15 окт. 1929 г.) и затем перешел на работу на пол–оклада. В феврале 1930 года, когда Павел учился на III курсе, кто-то из его сокурсников донес «куда следует» об его негодующем отношении к сносу церковных памятников. В результате 26 марта он был арестован, уволен из Университета 196 и брошен в Бутырскую тюрьму, где провел несколько месяцев. Там он в июне–июле 1930 г. умудрился написать карандашом по памяти на небольших дощечках несколько иконочек. 197 Вскоре был административно выслан на 3 года в Северный край по ст. 58–10. (См. следст. дело, с. 140). 24–х летний юноша очутился на юге Архангельской области на полусвободном поселении, где–то в районе станции Коноша Северной ж.д. (где отходит ветка на Котлас и далее), а затем несколько севернее – на ст. Няндома. Возможно, что первое время, в Коноше, он жил в лагере, т.к. по документам значится, что он был на каких–то хозяйственных работах. Немало тяжелых моментов было там в его жизни, воспоминания о которых ушли навек вместе с покойным. Было много искушений и переживаний. Ему приходилось противостоять ухаживаниям за ним со стороны женского пола. Но он ощущал поддержку со стороны своей покойной матери и Преподобного Сергия, усердным и глубоким почитателем которого он стал еще в юности. Однажды, насколько помню рассказ Владыки, когда ему было особенно тяжело, в день Преп. Сергия, часов в восемь утра его вызвал к себе начальник и спрашивает: «Что, Голубцов, тебе надо, почему ты всю ночь не давал мне спать?» Павел ответил, что ему тут тяжело и он хотел бы отсюда куда–нибудь уехать. Начальник ответил: «Пиши заявление. Меня переводят и я тебя возьму с собой» [вероятно, в Няндому]. Талант художника и личное обаяние спасали его. Начальники заказывали ему свои портреты. В Няндоме (после какого–то периода пребывания «на хозяйственных работах», вероятно, в конюшне) он устроился художником–оформителем в клубе железнодорожников «с окладом жалования девяносто рублей в месяц», как свидетельствует сохранившаяся справка от 5.XI.1931 г. Сохранилась и приводимая здесь фотокопия одной из его декораций с ее автором.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010