Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМПЛИЙ [Амплиат; греч. Αμπλιτος, Αμπλις, Αμπλας от лат. Ampliatus - широкий; распространенное имя рабов или вольноотпущенников; церковнослав.  ], ап. от 70 (см. Апостолы ), сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом). Из слов ап. Павла : «Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе» (Рим 16. 8) - можно заключить, что А. прежде жил в вост. части Римской империи и был лично знаком с ап. Павлом, к-рый в момент написания послания еще не был в Риме. В Ап. Амплий. Миниатюра греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Ап. Амплий. Миниатюра греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) апостольских списках , приписываемых св. Ипполиту Римскому и прп. Дорофею Газскому , имя А. стоит на 21-м месте. По Псевдо-Дорофею и греч. минологиям , А. сопровождал ап. Андрея Первозванного и во время путешествия по Мисии был поставлен во епископа г. Одисс (совр. Варна). Синаксарь К-польской Церкви называет его епископом Одиссополя в Македонии, где он претерпел мученичество от язычников, а Минологий Василия II , повторяя это указание, добавляет, что мощи А. вместе с мощами святых апостолов Стахия и Урвана были перенесены в храм Живоносного Источника в Валукли . Рим. мартиролог не упоминает о епископстве А., отмечая лишь, что он был замучен иудеями и язычниками. В 1881 г. в рим. катакомбах св. Домитиллы итал. археологом Дж. Б. Росси обнаружено захоронение (кубикулум), датируемое I в., на к-ром отчетливо читается надпись «AMPLIATI». Многие исследователи долгое время считали, что эта находка подтверждает гипотезу о том, что А. скончался и захоронен в Риме. Однако первые погребения христиан в катакомбах датируются кон. II в., поэтому в сер. XX в. датировка этих захоронений «апостольским временем» была отвергнута (Р. Lampe). Иконография А. изображается с апостолами, чья память приходится на 31 окт. Сцена мучения апостолов представлена в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 151, 976-1025 гг.); в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Л. 259v); в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 248v, 3-я четв. XI в.); в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. Изображен в рост в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 263, 3-я четв. XI в.), в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 84, XV в.) - в руках свиток. Описание облика святого имеется в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., где его предписано изображать молодым с едва показавшеюся бородой (Ч. 7. 57). В Строгановском лицевом подлиннике, посл. треть XVIII в., и в подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) А. изображен под 31 окт. безбородым вместе с апостолами Стахием и Урваном. А. предписано изображать «аки Димитрий млад, риза киноварь с белилом, испод лазорь, рука молебна».

http://pravenc.ru/text/114584.html

АК Косово и Метохия, Косовский округ (Сербия), церкви и монастыри, карта. / АК Косово и Метохия, Косовский округ 2021-10-25  2021-10-25 2021-10-25  2020-05-24 2020-05-24  2019-04-18 2019-04-13 2019-04-18 2019-04-13 2019-04-13 2019-04-13 Несфотографированные объекты (8) Название и расположеие Год постройки 1500-1600 1350  (Известна с XIV в., неоднократно перестраивалась, последняя перестройка - 1932 г.) Показать только действующие --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/geo/distr/2990

Согласно большинству богослужебных книг студийской традиции - Мессинскому 1131 г. и Евергетидскому 1-й пол. XII в. Типиконам, студийским рукописным Минеям (напр., БАН. F 6/2, XII в.; ГИМ. Син. 165, XII в.) - в этот день поется последование прп. Тита. В совр. практике рус. и греч. Церквей служба А. и Е. не совершается, однако в афинской Минее по 6-й песни канона утрени помещен краткий стишной синаксарь (Μηναον. Απρλιος. Σ. 19). По греч. рукописям XI-XII вв. известна служба святым А. и Е. (напр., Crypt. Δ. α. XVII. Fol. 119v - 123v, XI в.; РНБ. Греч. 227-3. Л. 40-41об., XII в.) с каноном 4-го гласа в их честь, со 2-й песнью и акростихом «Братьям-мученикам соплетаю венок» (Τος αταδλφοις μρτυσιν πλκω μλος) гимнографа Иосифа, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни. В рукописи XII в. Венской Национальной б-ки (Vind. Hist. gr. 66. Fol. 8-13) содержатся 3 стихиры 4-го гласа и этот же канон без 2-й песни. Иконография Изображение А. как мученика, с крестом в руке, представлено: на миниатюре Служебного Евангелия с минологием (Vat. gr. 1156. F. 304v, 3-я четв. XI в.) вместе с Е.; на фреске в храме Успения Богородицы в Протате на Афоне, нач. XIV в.; в настенном минологии ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в рост. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., сообщается, что «Амфиан, старец, и Едесий, молодой, с круглою бородою, были брошены в море» (Ч. 3. § 22. 2 апр.). Ист.: ActaSS. 1866. Apr. T. 1. P. 743; Assemani. BO. T. 2. P. 188, 195; Мученичество св. Апиана в 11 день апреля, в Кесарии (пам. 2 апр.)//ХЧ. 1830. С. 281-291; Мученичество святого Едесия, брата блаженного Апиана//Там же. С. 292-294. Лит.: HKC. Т. 3; ЖСв. Апрель. С. 32; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 32; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 128; AHG. Т. 8. Р. 64. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 210; Millet. Athos. Tf. 41, 3; Kaster K. G.//LCI. Bd. 5. Sp. 125; Менолог. C. 50, 195, 336. В. А. Бугаевский, О. В. Лосева, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова

http://pravenc.ru/text/114606.html

47, 51). Причащение апостолов. Фрагмент росписи ц. вмч. Димитрия Солунского, Печская Патриархия, Косово и Метохия. Ок. 1345 г. Причащение апостолов. Фрагмент росписи ц. вмч. Димитрия Солунского, Печская Патриархия, Косово и Метохия. Ок. 1345 г. Затем следует смена предмета беседы (Ин 6. 52). От слов о Мессии Господь переходит к обсуждению возможности приобщения вечной жизни через вкушение Его Плоти. Он утверждает: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6. 53-56). Экзегеты указывают на то, что использованное здесь существительное σρξ (плоть, а не σμα - тело, как в др. Евангелиях) подчеркивает реальность воплощения и крестной смерти Спасителя (ср.: Ин 1. 14; Ign. Ep. ad Smyrn. 7. 1; существовала теория, к-рую поддерживал, в частности, И. Иеремиас, что в данном случае за греч. σρξ стоит арам.   употреблявшееся Самим Спасителем, это, однако, не может быть доказано). Некоторые исследователи считают, что то же значение имеет использованный здесь глагол τργω (есть, вкушать, букв. - грызть), что спорно, поскольку этот глагол употребляется в Евангелии от Иоанна и как синоним более нейтрального σθω (ср.: Ин 6. 58), в т. ч. в контекстах, не имеющих отношения к Е. (Ин 13. 18). Сторонники теории интерполяций считают, что данный отрывок не принадлежит к оригинальному тексту Евангелия, указывая в качестве главного аргумента на появление в нем темы Крови Христовой, к-рая является христ., и потому ее обсуждение, как они полагают, могло иметь смысл лишь после установления таинства Е. Однако тема Крови здесь совершенно не противоречит контексту, поскольку служит логичным развитием слов Спасителя о Его близкой смерти (Ин 6. 51), к-рые, в свою очередь, связаны с темой нисхождения и восхождения Логоса или Сына человеческого (ср.: Ин 6. 62). При истолковании данного отрывка в сакраментальном смысле раздельное упоминание Плоти и Крови указывает на жертвенный характер Е. Тем не менее нек-рые исследователи вообще отрицают связь беседы о Хлебе жизни с Е., считая главной темой этой части Евангелия от Иоанна христологию ( Dunn J. John VI - A Eucharistic Discourse?//NTS. 1970/1971. Vol. 17. P. 328-338; Stimpfle A. Blinde sehen. B.; N. Y., 1990. (BZNW; 57)).

http://pravenc.ru/text/348067.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В своем Рождественском телеинтервью патриарх Ириней рассказал о проблеме Косова и возможном папском визите в Сербию 05.01.2018 В своем Рождественском телевизионном интервью для «ТВ Храм» Святейший Патриарх Сербский Ириней сказал: « Косово можно захватить и оккупировать, как это произошло сегодня, но сербы никогда не могут сказать, что они признают это, потому что то, что некогда было нам дано, потеряно навсегда. Мы не можем представить Сербию без Косово». По словам Патриарха Иринея, Косово — это Старая Сербия, которая породила всю остальную часть Сербии. Патриарх Ириней упомянул в своем интервью, что Сербская Православная Церковь надеется, что руководство Сербского государства также будет думать так же и выразит намерение предпринять большие усилия для сохранения Косово и Метохии в рамках Сербии. Сербский Патриарх добавил, что Косово и Метохия — это средоточие истории, культуры и духовности Сербии, напомнив, что древний косовский город Призрен в прошлом был столицей сербского народа, а Печская Патриархия была резиденцией Архиепископов и Патриархов Сербии. «Можем ли мы разрешить Патриархату Печа находиться в другом государстве? Народ, который осознают себя, свою историю и свою культуру, не может себе этого позволить», — сказал Патриарх Ириней. Предстоятель Сербской Православной Церкви напомнил, что «монастырь Дечани, церковь Матери Божией Ливишка (в Призрене), монастырь Грачаница и другие святые места являются собственностью народа, которые до вчерашнего дня разрушали и сжигали». Говоря о Сербии как стране, лежащей между Востоком и Западом, Патриарх напомнил, что Сербия является частью Европы, но в то же время — частью славянского мира. «Церковь и народ хотят мира со всеми, и этот контакт с миром и Россией рассматривается некоторыми как позиция между двумя стульями». «Но мы знаем, кто наши друзья», — сказал Патриарх Ириней.

http://drevo-info.ru/news/23170.html

Но в то же время нашей Церкви Господь дает силу быть и Церковью диалога со всеми людьми и народами, призывая просветиться светом Воскресшего Христа. Не будем замыкаться в себе, не будет скрывать Христа в узких границах своего разума. Напротив, будем проповедовать Свет миру, проповедовать Истину, как это делали святые апостолы, святители, мученики и преподобные. Пусть по этому люди узнают, что мы Христовы, как говорил святой апостол Павел: «Для всех был всем, чтобы спасти хотя бы некоторых». Что представляет собой Христово Воскресение для нас, живущих спустя две тысячи лет после Воскресения Христова? Только ли одно воспоминание? Только обычное прославление или что-то гораздо более значимое и глубокое? Благодать Воскресения  Христова — это неиссякаемый источник спасения человека и всего мира везде и всегда. Это абсолютное и полное изменение человека и мира, которое совершилось благодаря приходу и Воскресению Богочеловека Христа. Значит, одинаковую силу и значимость имеет Воскресение Христово как для его современников, так и для нас, тех, кто двадцать веков спустя Его прославляют. Святой апостол Павел уверовал, что с Христом есть жизнь вечная, потому как «правдою Одного всем человекам оправдание к жизни...», «...Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти... Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». Воскресением было спасено наше прошлое, настоящее и будущее. В эти дни пасхальной радости, Божьей милости ко всем и каждому мы не можем не вспомнить людскую неправду и насилие сильных мира сего над нашим Косовым и Метохией, над Сербией и всем сербским народом. Косово и Метохия являются частью жизни каждого православного серба, также как каждый серб неразрывно связан с Косовым и Метохией. Зная это, зачинщики этого исторического зла действительно хотели нанести нам самую глубокую рану, несказанную боль и муку — боль и муку, которая возвращает нас к спасительным страданиям на Голгофе Господа нашего.

http://patriarchia.ru/db/text/396640.htm...

Именно здесь в 1389 году произошла знаменитая битва на Косовом поле, в которой сербы, несмотря на героическое сопротивление были разбиты турками-османами. В середине XV века край был окончательно захвачен турками, осуществлявшими систематический геноцид христианского населения. Начался постепенный вынужденный отток сербов. В конце XVII века на непродолжительное время Косово было освобождено войсками Австрийской империи, но в 1690 году турки вновь перешли в наступление, значительная часть сербов покинула край вместе с отступающими австрийскими войсками. Одновременно с вынужденным оттоком сохранившего православную веру сербского населения, происходило заселение сербских земель албанцами, большинство которых после османского завоевания с выгодой для себя перешли в ислам. В результате, когда в начале XIX века освободительное движение добилось восстановление Сербского княжества и его автономии, Косово и Метохия (то есть коренная, исконная Сербия) оказались вне границ нового сербского государства. В ходе Балканских войн 1912-1913 годов Косово и Метохия оказались разделены между Сербией и Черногорией (Косово отошло преимущественно Сербии, и Метохия - Черногории). Осенью 1918 года в результате распада Австро-Венгрии возникло Государство словенцев, хорватов и сербов, к которому вскоре присоединилось Королевство Хорватия и Славония, а уже в декабре того же 1918 года это государство объединилось с Королевством Сербии под властью сербского короля в единое Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, которое впоследствии было переименовано в Югославию. Таким образом, в состав единого, на тот момент унитарного государства вместе с присоединением Черногории автоматически вернулась и Метохия. Стоит отметить, что уже тогда осевшие во времена турецкого завоевания на исконно сербских землях албанцы начали вооружённый мятеж с целью отторжения Косово и Метохии от Югославии, однако не имели успеха. После Второй Мировой войны и восстановления Югославии в форме федеративного социалистического государства регион Косово и Метохия получил статус сначала Автономной области, потом Автономного края и, наконец, Социалистического автономного края в составе Социалистической Республики Сербии.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/22/...

В Днепропетровске проходит выставка " Косово и Метохия: монастырская земля " Днепропетровск, 21 марта 2007 г. 16 марта в Днепропетровске в Галерее современного искусства " City-Art " открылась выставка «Косово и Метохия: Монастырская земля». Проект под таким названием представила вниманию жителей и гостей Днепропетровска известная художница и фотограф Кира Эмеретли. По словам организаторов, целью выставки является – с помощью поэзии и искусства показать и рассказать людям правду о том, что происходит сейчас в центре цивилизованной Европы на Балканах, и таким образом помочь православным сербам Косова. Основная часть фотосъёмок сделана в Косовской Митровице – городке, который находится на сербско-албанской границе и Белграде в период с декабря 2005 г . по декабрь 2006 год. Использованы также и фотоматериалы из личных фото архивов Бориса Братины, Миленко Пекича и Бранки Гуголь - сотрудников Белградского Университета и Университета в Косовской Митровице (бывший Приштинский Университет). Открывавший выставку руководитель Центра Православной Культуры «Лествица» протоиерей Игорь Собко в своем приветственном слове заметил символичность того, что проект открылся именно на крестопоклонной неделе Великого поста. Рассказать людям правду о событиях на Балканах языком искусства автор выставки решила после года пребывания в Сербии. Полтора года назад художница и фотограф Кира Эмеретли переселилась по семейным обстоятельствам в Белград. И именно тогда боль Косово и Метохии стала и ее собственной болью, а пограничный городок Косовская Митровица – одним из любимейших мест мира. «Косово – это боль моего сердца, - говорит автор проекта Кира Эмеретли. – Написано очень много стихов на сербском языке, которые говорят о том, как сербы чувствуют и переживают это горе. Я сейчас с ними и я молюсь о них. Я очень хочу, чтобы кровопролитие на этой святой земле прекратилось. Это и является целью моей выставки». В новостных репортажах про Балканы почти никогда не вспоминается о том, что Косово и Метохия – уникальнейший город за концентрацией православных святынь и храмов в одном месте. Из 1800 памятников религиозной культуры и архитектуры, большинство из которых датируется VIII-XIV столетиями, 70 процентов уже уничтожены, к тому же храм в Джаковице сохранился только на фотографиях Киры. В кровопролитной войне уничтожаются монастыри и храмы, помнящие времена первых христиан. «И это трагедия не только сербов – это катастрофа для всего Православия» - убежден, принявший участие в презентации выставки духовный руководитель «Лествицы».

http://pravoslavie.ru/21408.html

Название и территория Прежде всего необходимо сказать, что само название КОСОВО, навязанное коммунистическим антиисторическим и антисербским режимом после 1968 года, вместо прежнего полного названия: КОСОВО и МЕТОХИЯ неадекватно для территории , которая под ним подразумевается. С географической и исторической точки зрения, под названием Косово понимается, прежде всего, само Косово Поле – равнина на возвышенности (520-570 м над уровнем моря) в бассейне рек Ситницы и Лаба, пролегающая с севера на юг от Звечана до Качаника. На востоке от северной части Косово находится Косовица или так называемое Малое Косово (около Подуева), а к востоку от южной части Косово расположено Косовское Поморавье, ранее носившее название Морава. Западнее Косово, от гор Чичавица, Голеша и Црнолева простирается территория, носящая название Дреница (Верхняя и Нижняя, по р. Дренице), а дальше на запад от Дреницы, до граничащих с сегодняшней Албанией высоких гор, находится равнинная область Метохия, охватывающая в основном бассейн р. Белый Дрим. Северная часть Метохии в районе Печи до Истока в средние века называлась Хвосно, а во времена турецкого владычества (XVII в.) территория около Печи, Джаковицы и части северной Албании называлась Дукаджин, но в XVIII в. вернулось название Метохия. В южной части Метохии находятся области Подрима, Рибница, Хас и Призренская Подгора. Вся территория от Призрена до Скадара в средневековье называлась Пилот. Территория Косово и Метохии в силу удобства доступа к ней с разных сторон, особенно из Поморавья, Повардарья, Шумадии и со стороны Адратического моря, по праву считается важнейшим перекрестком Балканского полуострова. Отсюда текут реки в бассейн трех морей: Эгейского, Адриатического и Черного. Тут проходили континентальные пути между христианским Востоком и Западом, и с севера на юг, и с моря на восток. По плодородию и пригодности для скотоводства и земледелия, выращивания зерновых, фруктов, овощей и винограда Косово и Метохия принадлежит к числу наиболее плодородных областей на Балканах. Необходимо особо подчеркнуть, что в Косово находится много полезных ископаемых (серебро, золото, медь, никель, уголь), добывавшихся еще в средние века, и сейчас западные страны НАТО очень заинтересованы в производстве никеля в рудниках Трепча в Косово.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Фотовыставка «Корни души: Косово и Метохия» пройдет в Петербурге 11 июля 2008 г. 16:43 18 июля в Выставочном зале центральной библиотеки Московского района состоится открытие фотовыставки «Корни души: Косово и Метохия». На выставке будут представлены фотографии известного сербского фотографа Дарко Дозета. Выставка инициирована Петербургским отделением Всероссийской организации «Косовский фронт» при поддержке Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Работы Дарко Дозета  впервые будут показаны широкой общественности (сейчас фотографии выставлены в помещении Законодательного собрания Петербурга). Фотографии Дарко Дозета это взгляд автора на Косово-метохийскую драму и рассказ о повседневной жизни сербов, перерастающий в трагическую историю о страданиях сербского народа в Косово. Выставка «Корни души: Косово и Метохия» является первым шагом в осуществлении проекта Законодательного собрания Петербурга «Духовные связи: от Петербурга к Сербии». «Наша первоочередная задача познакомить жителей нашей страны с действительной жизнью сербов, рассказал глава петербургского отделения «Косовского фронта» Александр Орлов, мы хотим также привезти в Петербург работы православной фотохудожницы Натальи Батраевой, произведения сербской художницы Ольгицы Стефанович и письма детей из Косово. В наших планах на будущее возить такие выставки по городам России и организовать поездку сербских детей в Россию». Дарко Дозета родился 7 декабря 1976 года в Новом Саде (Сербия), закончил среднюю школу, а затем курсы фотографии, после которых поступил на работу в новосадский журнал «Дневник». С декабря 1998 года является фоторепортером в информационном агентстве ТАНЮГ и членом Содружества журналистов Югославии. С 2008 года работает фоторепортером в самой тиражной сербской газете «Вечерние новости» и  сотрудничает с самыми авторитетными новостными агентствами, в том числе с «Asociated Press». Фотографии Дарко Дозета выставлялись в разных странах мира. Выставка пройдет с 18 июля по 5 августа в ЦБС Московского района по адресу: пл. Чернышевского, 6. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/434715.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010