Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГРИППИНА [лат. Agrippina] († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня). Мц. Агриппина. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мц. Агриппина. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Рим. дева, с юности воспитанная в благочестии и чистоте жизни, добровольно предала себя в руки язычников, претерпела избиение палками, заключение в оковы и приняла мученическую кончину через усечение головы в гонение при имп. Валериане . Позднее святые Васса , Павла и Агафоника захоронили останки мученицы в г. Минео (Сицилия), где могила А. прославилась многими чудесами; в нач. XI в. ее мощи были перенесены в К-поль. Сохранились отрывки из посвященной А. греч. службы (Paris. Gr. 345. Fol. 165; 1576. Fol. 72v; 1569. Fol. 129; Laur. 44. Fol. 194). Иконография Изображается как мученица в красном мафории, с крестом в правой руке: в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. Fol. 1. Fol. 44v); в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 118) - в рост; на минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА); в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- поясное изображение. В мучении - на фресках минологиев в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. Ист.: BHL, N 173, suppl. 10; ActaSS. Jun. T. 4. P. 458-470; Oct. T. 11. P. 157-158; SynCP. P. 706, 763; ЖСв. Июнь. С. 499-500. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 230; Rouziè s U. Agrippine//DHGE. T. 1. Col. 1038; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 9-10; LTK. Bd. 1. Sp. 210. Иконогр.: Евсеева. Афонская книга. С. 311. 162; Менолог. С. 281, 339, 359. Сл. 226 (илл.). А. И. Макаров, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) ПАПИЙ, ДИОДОР, КОНОН И КЛАВДИАН мученики Памфилийские (Атталийские)(пам. 3 февр.; пам. греч. 4 февр., 25 окт.; пам. зап. 26 февр.), пострадали при имп. Деции (249-251) в г. Атталия (Памфилия)

http://pravenc.ru/text/82725.html

По различным редакциям Иерусалимского устава (начиная с древнейшего списка Sinait. gr. 1096, XII в.), в т. ч. первому печатному рус. Типикону 1610 г., принятому в наст. время в РПЦ Типикону (Типикон. Т. 1. С. 428) и Типиконам греч. Церквей 22 янв. поется служба 2 святым без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Как студийские (напр., ГИМ. Син. 163. Л. 198 об., XII в.- Горский, Невоструев. Описание. О. 3. Ч. 2. С. 47-48), так и иерусалимские рус. и греч. Минеи содержат последование А. П.: канон ап. Тимофею и А. П. Феофана 1-го гласа (акростих «Tιμθεον τν πστολον σμασι τος δε γεραρω» (Тимофея апостола песньми чествую)), седален по 3-й песни канона; корпус стихир в рукописных и печатных рус. и греч. Минеях в основном один и тот же. В отличие от студийских и принятых в наст. время в РПЦ Миней, указывающих петь А. П. общий тропарь мученику, принятые ныне в греч. Церквах Минеи содержат тропарь 1-го гласа «Τν Μαρτρων τ κλος» (Мучеников слава). Светилен А. П., отсутствовавший в студийских Минеях, в рус. и греч. печатных Минеях неодинаков. Многие студийские Типиконы и Минеи указывают кондак только ап. Тимофею, в то время как иерусалимские Минеи содержат посвященный обоим святым кондак 1-го гласа «    ». По греч. рукописям (напр., Ath. Esph. 155. Fol. 167-173; 1292) известно др. последование А. П. с каноном 6-го гласа (акростих «Αν στ εως τ φε ων κρτος. ΩΕΓΩΡ» (Носящему имя Воскресения [т. е. Анастасию] - рукоплескание! В богородичны вписано: Γεωργου (Георгия)) (Ταμεον. Σ. 157. Ν 459). Иконография А. П. в одеянии преподобного, с длинной темной бородой, представлен: в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. fol. 295r, 3-я четв. XI в.) - в рост; в Минологии из мон-ря Гроттаферрата (Crypt. Da V. fol. 119v, 1101 г.); в Минологии (Paris. gr. 1561. fol. 89v, XIII в.); в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. А. П. изображен также на 2 миниатюрах Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 343, 344, 976-1025 гг.): на первой - сцена мученичества святого: удушение и усечение главы, на второй - перенесение в К-поль мощей А. П.: процессия, несущая гроб святого к базилике. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., предписывает изображать преподобного молодым, с остроконечной бородой (Ч. 3. § 13. 73).

http://pravenc.ru/text/114894.html

И тогда в обращении к Богородице Симеона Богоприимца со страшным пророчеством об оружии, что пронзит Ее душу, звучит дополнительный обертон. Просто поставьте себя на его место. Одно дело — рассказать о предстоящих трудностях человеку, которого видишь впервые и не увидишь никогда больше. Тебе не придется поддерживать и сопереживать ему. «Сретение Господне». Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово и Метохия, Сербия. До 1350 г. Фрагмент. Совсем иное — когда тебе предстоит поведать некую страшную правду человеку более или менее близкому. Его страх не на одно мгновение становится твоим. Ты смотришь в его полные скорби глаза и думаешь: может, не надо было резать по живому, может, стоило оставить его в счастливом неведении? Праздник Сретения учит: нет, не стоит. Даже Архангел Гавриил, благовестник Рождества, не сказал Деве Марии всей правды. А вот Симеон нашел бережные, полные не только благоговения перед Тайной, открывшейся ему, но и глубокого и искреннего сочувствия, слова. И если мы верим, что Священное Предание — не сборник случайных слухов и легенд, что оно дополняет смыслы Священного Писания, то вот и очередной урок праздника Сретения: не бояться говорить правду друзьям и близким — не просто сообщать о предстоящих проблемах, не без некоторой даже гордости от своей информированности, а произносить эту правду с заботой и любовью, чтобы слушающий ее не впадал в отчаяние, а сохранял эти слова в своем сердце. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 февраля, 2020 15 февраля, 2019 14 февраля, 2022 4 декабря, 2021 27 сентября, 2021 21 сентября, 2021 20 сентября, 2021 15 февраля, 2021 15 февраля, 2020 15 февраля, 2020 15 февраля, 2019 14 февраля, 2022

http://pravmir.ru/nuzhno-li-govorit-stra...

Краткое житие А. Ц. переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога. В XVI в. житие и память включены под 21 апр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 90). Гимнография Память А. Ц. зафиксирована в Типиконе Великой церкви (IX-X вв.), Минологии имп. Василия (Х в.) и во мн. др. месяцесловах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 117, 119). В греч. рукописи Х. в. (Ath. Vatop. 1104. F. 145-147) сохранился не вошедший в печатные Минеи канон 2-го гласа Феофана Начертанного А. Ц. (Ταμεον. Р. 189, N 72). В совр. богослужебной практике греч. и рус. Церквей отдельное последование А. Ц. не совершается. А. Ц. упоминается в бденной службе (см. Знаки праздников месяцеслова ) вмч. Георгию Победоносцу. В Минее (МП) помещен особый тропарь А. Ц. «          », в греч.- по 6-й песне канона на утрене выписан ямбический стих. Иконография В визант. и древнерус. искусстве наряду с единоличными изображениями А. Ц. представлена в нек-рых сюжетах жития вмч. Георгия Победоносца, осуждение Георгия; исповедание веры А. Ц. перед имп. Диоклетианом - в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (А. Ц. в хитоне и мафории); мученичество вмч. Георгия и А. Ц.- в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; обращение А. Ц. в христианство вмч. Георгием - на житийной иконе вмч. Георгия, нач. XVI в. из Успенского собора г. Дмитрова (ЦМиАР). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., А. Ц. упоминается в связи с усекновением главы вмч. Георгия: «Поодаль... царица Александра сидит на камне, мертвая; ангел приемлет ее душу» (Ч. 3. § 21. 9). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об А. Ц. сказано: «Аки Екатерина, подобием такова». А. Ц. традиционно изображается в царском одеянии и венце поверх плата, часто с крестом в руке: среди святых жен в медальоне - в росписи Дионисия в ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря , 1502 г.; с вмц.

http://pravenc.ru/text/64452.html

В рус. редакциях Иерусалимского устава в службе Зиновию и Зиновии появляется общий тропарь мученикам и кондак 8-го гласа. В этот день стихиры им на «Господи, воззвах» поются на 3, канон - на 4, что характерно для службы святым без праздничного знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); служба на литургии не описана. Такой же порядок сохраняется и в последующих редакциях Иерусалимского устава, вплоть до совр. изданий. В памятниках монастырского богослужения - Обиходниках и в богослужебных книгах, зависящих от них, 30 окт. на литургии указывается общая служба мученикам, как в греч. печатных Типиконах (см. Обиходники Троице-Сергиевой лавры - РГБ. Троиц. 249. Л. 178; 250. Л. 148; 251. Л. 17; устав, напечатанный старообрядцами-беспоповцами по монастырским Обиходникам.- Устав церковней службе. М., 1915. Л. 132 об.). В совр. греч. Минеях тропаря святым нет, однако он указан в др. богослужебных книгах (напр., в месяцесловах Часословов). Последование святым в совр. богослужебных книгах включает: общий отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μρτυρς σου Κριε (      ); кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа на подобен «Яко начатки»: Τος ληθεας Μρτυρας κα εσεβεας κρυκας (          ) с икосом; канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, авторства Иосифа (его имя составляет акростих 9-й песни), ирмос: Αισμα ναπμψωμεν λαο (      ), нач.: Θρν παριστμενος Θεο (      ); цикл из 3 стихир-подобнов, стихира-самогласна; седален; светилен. По рукописям известен анонимный канон Зиновия и Зиновии без акростиха, 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο, σωμεν (      ), нач.: Τν νοητν σμερον μν παρδεισον (Мысленный днесь нам рай). А. А. Лукашевич Иконография В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- Ерминии Дионисия Фурноаграфиота - З. и З. упоминаются в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 30 окт.: «Святые Зиновий и Зиновия, родной брат с сестрою, были усечены мечом» (Ч. 3. § 22). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) о святых под тем же числом сказано: «Священномученик Зиновий сед, брада короче Афанасьевы, ризы святительская крестчата и багрова, а Зиновия аки Варвара мученица, в руце свиток, а в нем написано: Владыко Господи Боже, сохрани стадо Свое, иже собрал еси Святою Си кровию излиянною, риза празелен, испод багор с белилом, в руце крест» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 43-44). Образы святых, изображенных, как правило, вместе, представлены в минейных циклах, напр.: на миниатюрах (Минологий Василия II - Vat. gr. 1613. P. 150. К-поль, 976-1025 гг.- в мучении; Минологий Служебного Евангелия - Vat. gr. 1156. Fol. 263v. К-поль, 3-я четв. XI в.- Зиновия; Минологий на окт. (Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.- в рост), в настенных минологиях (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318 - погрудно; ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, 1350 - в мучении), на иконах («Минея годовая», нач. XIX в., УКМ - Зиновий).

http://pravenc.ru/text/199829.html

В неизданных греч. рукописях (Ταμεον. Ν 566. Σ. 188) сохранился канон Феодора 4-го гласа с акростихом «Κλος μαθητν ελογ τν δευτρων» (греч.- Славу вторых учеников благословляю). Разночтения и дополнения к канону Иосифа в печатных Минеях изданы по рукописям Венской Национальной б-ки К. Ханником ( Hannick Ch. Studien zu liturgischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. Wien, 1972. S. 54-55). Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 апостолов (4 янв). Тверь, 1900-1902. Каз., 1906; Собор святых 70 апостолов. Каз., 1907. С. 190-194; Redlich E. B. S. Paul and His Companions. L., 1913; Ollrog W.-H. Paulus und seine Mitarbeiter. Neukirchen-Vluyn, 1979. (WMANT; 50). А. Ю. Никифорова Иконография. А. изображается седовласым старцем, в хитоне, гиматии, с евангелием в руках, с омофором или без него (в визант. памятниках); бывает представлен единолично (в рост), в мучении, в группе апостолов от 70, чья память празднуется в тот же день, а также в композиции «Собор святых апостолов». Изображен: в Минологии (Bodl. F. 1. Fol. 44v, 1327-1340 гг.- под 15 апр.); в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 110, XV в.- под 14 апр.) - единолично, в рост, в хитоне и гиматии, в руках свиток; в настенном минологии ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.- в рост; на минейной иконе на апрель (15) кон. XVI в. из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ) - с апостолами Трофимом и Пудом, в подписи назван «Арист»; на иконе «Ап. Аристарх и мц. Александра перед Тихвинской иконой Божией Матери», сер. XIX в. (ГМЗРК), принадлежавшей прот. Аристарху Израилеву . В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об облике А. сказано: «Старец кудрявый» (Ч. 3. § 7. 30), под 15 апр. его также указано изображать с апостолами Пудом и Трофимом (Ч. 3. § 22). В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) под 15 апр. описаны А.- «сед, аки Николае, риза вохра с белилом», Пуд и Трофим, о к-рых сказано: «Стоят три во амфорех [омофорах], в руках кресты (в прориси без крестов.- Э. Ш.)». В Соборе апостолов представлен в нижней части иконы «Апостольская проповедь», 1660-1662 г., письма Феодора Евтихиева Зубова (?) (ЯИАМЗ).

http://pravenc.ru/text/75964.html

В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) указано совершать память А., Иосифа и Аифала в «профитеоне св. прор. Елиссея» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88-89), зафиксирована она также в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского и др. источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 342). В Студийско-Алексиевском (XII в. ГИМ. Син. Греч. 330) и Мессинском Типиконах (Arranz. Typicon. P. 48) указана память мучеников, на утрене предписано читать их житие. По Типикону, принятому в РПЦ, в день памяти этих святых положено совершать службу двум святым без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), тогда как в первом рус. печатном Типиконе 1610 г. обозначена шестеричная служба вмч. Георгию с прибавлением последования А., Иосифу и Аифалу. Последование, используемое в рус. и греч. Церквах, зафиксировано уже в ранних рукописях студийской редакции (напр., XII в. Ath. Philoth. 28). В совр. греч. Минее помещен канон Иосифа Песнописца с акростихом «ρδβλθυοτεΑνθη τ τερπν μαρτρων παινσω», в рус.- анонимный (4-го гласа, «Троицы равночисленнии Пресвятыя всебогатии»). На вечерне на «Слава» поется стихира Ефрема Карийского . Из рукописей христ. Востока известны 2 канона А., не вошедшие в печатные Минеи,- поэта Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 143v-146v. XI-XII вв.) и анонимный (XIII в. Ath. Xeropot. 116. Fol. 66v-68, и XII в. Hieros. Sab. 10. F. 78-79 - Ταμεον. Σ. 106-108. N 79-285). Иконография Святые изображаются в соответствии с церковным служением каждого: А. в омофоре, с кодексом в руках, пресв. Иосиф в священнической фелони, диак. Аифал в далматике, все трое с бородами. Подобные образы мучеников имеются в минологии Служебного Евангелия (3-я четв. XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 248v); в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 85об.) - Иосиф изображен с кадилом и чашей в руках, Аифал - с кадилом и ладаницей; на фресках Каппадокии - Каранлык-килисе в Гёреме, XI в., и капелле 23, 1220 г.; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в росписи трапезной Великой лавры на Афоне, 1512 г. На рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА) дано изображение одного А. На миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 157) представлено мученичество святых (А. отрубают голову, Иосиф и Аифал подвешены к кольцам головой вниз). Подобное изображение сохранилось на минейной иконе (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ), кон. XI - нач. XII в.; в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 15v); в настенных минологиях нартексов ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., говорится, что святые «скончались в различных мучениях», и указан их возраст: «Акепсим юн, Иосиф стар, Аифал с едва показавшеюся бородою» (Ч. 3. § 22. Нояб. 3. 3); отдельно отмечено, что Иосиф - «старец с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 8. 70), а Аифал - «юный, без бороды» (Ч. 3. § 9. 7).

http://pravenc.ru/text/63854.html

Сцены из Жития И. З., встречающиеся на миниатюрах из рукописей, в росписи храмов и в иконописи, как правило, представляют минейные изображения, помещаемые под датой празднования перенесения мощей И. З. (27 янв.). На миниатюрах из рукописей эта сцена представлена в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 178), в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского (Охоп. Bodl. F. 1. Fol. 26. Фессалоника, 1327-1340 гг.). В монументальной живописи - в верхней зоне юж. свода ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350). В иконописи - на пентаптихе (XVII в., Музеи Ватикана), на 2-рядной иконе строгановских писем (1-я пол. XVII в., КМРИ). Свт. Иоанн Златоуст, с житием. Икона. 1-я пол. XVII в. (ЯХМ) Свт. Иоанн Златоуст, с житием. Икона. 1-я пол. XVII в. (ЯХМ) В поствизант. памятниках уникальна композиция с изображением успения И. З. в росписи 1637 г. на зап. стене парекклисиона во имя Трех святителей в метеорском мон-ре Варлаама. Она составлена по типу сцены «Успение Пресв. Богородицы»: И. З. лежит на крупном, стоящем в центре ложе, к-рое окружают монахи и клирики. Иллюстрации Жития И. З. встречаются в рус. произведениях XV-XVI вв. Четыре сцены вошли в состав росписи (1547-1551) диаконника Благовещенского собора Московского Кремля, где размещался придел свт. Василия Великого, небесного покровителя 1-го строителя храма вел. кн. Василия Димитриевича ( Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 62; Мнева. 1970. С. 191-206. Табл. 4. 16; 6. 10-13; Качалова. 1990. С. 34). Вероятно, появление этих житийных сцен связано с желанием вел. кн. Иоанна III Васильевича, приложившего немало сил и истратившего немало средств к украшению собора, почтить своего небесного покровителя. Композиции размещаются в верхней части стен, в них демонстрируются власть святого над природой («Крестная сила умертви льва»), целительная сила И. З., к-рый исцеляет старейшину г. Антиохии, защита притесняемых властями (обиженная царицей вдова приходит к И. З.), просветительская миссия И. З. (поучает народы).

http://pravenc.ru/text/541598.html

Сцена мучения: в миниатюрах Минология Василия II и минология Служебного Евангелия; в росписи нартекса церкви Вознесения монастыря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. и церкви Святой Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), около 1386 г. В древнерусском искусстве иконография следует сложившимся византийским образцам: церковь Спаса на Нередице в Новгороде, 1198 г.; икона 2-й пол. XIV в., Средняя Русь или начало XV в., Тверь (?) (ГТГ); в Троицком приделе церкви Спаса на Ильине, Феофан Грек, 1378 г. В западно-христианском искусстве Варвара изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без неё. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок (особенно с XV в.), страусиное перо, книга, фигура Диоскора, иногда пушка (напр., " Мадонна с Варварой и Лаврентием " , художник Дж. Морини. Музей города Брера). Были распространены сцены её мучений. Изображения: миниатюра в Passionale (Stuggart. Fol. 57, 114b, около 1200); " Полиптих " , художник С. ди Пьетро, 1368 г. (Музей Пизы); " Страсти Варвары " , 1-я. половина XV в. (Нац. музей Финляндии. Хельсинки); " Дева Мария в платье с колосьями " , на обороте " Чудо святого Бенедикта, Себастьян и Варвара " , австрийский мастер, около 1440–1450 г. (ГМИИ); " Святая Варвара " , вестфальский мастер, около 1470/1480 (ГМИИ); " Варвара с башней, кубком, пером " , гравюра, около 1470/1480 (Гравюрный кабинет. Берлин); " Варвара с Иоанном и Матфеем " , художник К. Роселли (Галерея Академии. Венеция); " Бегство Варвары " , художник П. Рубенс, около 1620 (Галерея Далидж-колледжа. Лондон) и многие другие. Вмц. Варвара. Грузинская икона Молитвословия Тропарь, глас 8 Варвару святую почтим:/вражия бо сети сокруши/и, яко птица, избавися от них//помощию и оружием Креста, всечестная. Ин тропарь, глас 4 Агнице всеблаженная Варваро,/Божественне озарившися светом Святыя Троицы Трисолнечным/и в купели утвердившися/в побеждение лести отеческия,/веру исповедала еси Христову./Тем, всечестная, свыше благодать тебе дарова Бог,/исцеляти недуги и болезни вся./Егоже моли, великомученице,//да спасет души наша.

http://drevo-info.ru/articles/4508.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИНА [Греч. Αντωννα] (нач. IV в.), мц. Никейская (пам. 1 марта, 13 июня, греч. 12 июня), пострадала при имп. Максимиане в Никее (Вифиния). Согласно краткому синаксарному житию, А., приведенная на суд к императору, безбоязненно исповедовала христ. веру, за что была подвергнута жестоким пыткам, после к-рых ее бросили в темницу. Затем ей снова предложили отречься от Христа и после отказа предали новым мучениям, положив на раскаленное железное ложе. А. явились ангелы, устрашившие палачей, и святая осталась невредимой. Тогда ее зашили в мешок и утопили в Никейском оз. (совр. Изник, Турция). Память А. указывается в зап. мартирологах 1 марта, в визант. календарях отмечается дважды - 1 марта и 12 июня: в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. P. 242, 312), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 500, 746) и др. В Минологии Василия II память А. содержится под 2 марта и 12 июня (PG. 117. Col. 333-336, 495-496). Последование А. неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 12 июня, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Ιονιος. Σ. 82-83). В состав нестишного Пролога, переведенного на Руси в 1-й пол. XII в., включены краткие жития А. под 1 марта и 12 (или 13) июня, имеющие между собой нек-рые различия (древнейший список: БАН. 4. 5. 10, XIII в.- Пергаменные рукописи БАН. С. 35.). В 1-й пол. XIV в. краткое житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены проложные жития А. под 1 марта и 12 июня ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 1, 3, 224-225 (2-я паг.)). Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 26-28; SynCP. Col. 500, 746; ЖСв. Март. С. 40. Лит.: Agrain R. Antonine//DHGE. T. 3. Col. 860-861; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 961; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 47. А. Ю. Виноградов, О. В. Лосева, А. Ю. Никифорова Иконография Мученичество А. представлено на фресках минология ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. А. изображена с крестом в руке: в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58, XV в.); на Донской иконе Божией Матери с избранными святыми, кон. XVI - нач. XVII в. (ГЭ),- на нижнем поле; в мозаике собора Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге, 1894-1907 гг. В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) святую указано писать «аки Евфимию [Всехвальную]».

http://pravenc.ru/text/114030.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010