Обоих святителей роднит глубина их богословия, та преискренняя и высокая духовность, которая присуща их писаниям. Наконец, великого песнописца роднит с великим богословом Григо­рием их любовь к природе. В стихах последнего можно найти много трогательных строк, посвященных красотам мира Божьего. Образы природы, как мы видели выше, вводил в строки своих канонов и пре­подобный Косма. Эти приведенные нами сопоставления творчества святителя Маиумского и других святых отцов еще более выявляют особенности харак­тера и личности преподобного песнописца. Преподобный Косма был носителем великого творческого дара сло­ва. Этот дар сочетался в нем с тихостью его жизни и святительского делания в небольшом палестинском городе. Всю жизнь он оставался искренним другом своего побратима -святого Иоанна Дамаскина , вместе с ним положил труды на составление Октоиха, праздничных стихир и канонов, вместе с ним же, согласно указаниям биографов, обличал иконоборческую ересь. Преподобного Косму привлекали глубокие вопросы домостроитель­ства спасения человека; на них он отзывался всей силой своего дарова­ния. Он был носителем высокой, в полном смысле духовной жизни, из глубины которой и черпал силы для изъяснения таинств христиан­ства. «...Ясно возгремел еси,– читаем мы в службе Преподобному,– недоуменное, страшное же и великое... строения таинство». В свете стремлении современного человечества сохранить и восста­новить образы ушедших великих носителей Духа Божия должна быть рассмотрена и наша попытка дать посильное представление о гении великого гимнографа VIII века-преподобного Космы Маиумского . Всему человечеству, и особенно Церкви Христовой, оставлено святи­телем Космой великое наследие Слова, являющегося украшением рода нашего. И всему человечеству оставлено Преподобным в его трудах руководство к подлинной духовной жизни. Литература С. Булгаков . Месяцеслов и Триодион Православной Церкви. Харьков. 1895. Препп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Изд. Ко­зельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, 1852. А. П. Голубцов . Из чтений по церковной археологии и лптургике. Ч. И. Литурги- ка. Сергиев Посад, 1918. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Четии-Минеи. Москва, 1880. И. Карабинов . Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910. Г.. Ловягин. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1875. Минея. Москва, Синод, типография, 1913. Триодь постная. Москва, Синод, типография, 1895. Филарет, архиеп. Черниговский и Нежинский. Историческое учение об отцах Церкви, ч. III. СПб., 1882. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

Эти приведенные нами сопоставления творчества святителя Маиумского и других святых отцов еще более выявляют особенности характера и личности преподобного песнописца. Преподобный Косма был носителем великого творческого дара слова. Этот дар сочетался в нем с тихостью его жизни и святительского делания в небольшом палестинском городе. Всю жизнь он оставался искренним другом своего побратима преподобного Иоанна Дамаскина , вместе с ним положил труды на составление Октоиха, праздничных стихир и канонов, вместе с ним же, согласно указаниям биографов, обличал иконоборческую ересь. Преподобного Коему привлекали глубокие вопросы домостроительства спасения человека; на них он отзывался всей силой своего дарования. Он был носителем высокой в полном смысле духовной жизни, из глубины которой и черпал силы для изъяснения таинств христианства. Ясно возгремел еси, – читаем мы в Службе Преподобному, – недоуменное, страшное же и великое… строения таинство 102 . В свете стремлений современного человечества сохранить и восстановить образы ушедших великих носителей Духа Божия должна быть рассмотрена и наша попытка дать посильное представление о гении великого гимнографа VIII века – преподобного Космы Маиумского . Всему человечеству, и особенно Церкви Христовой, оставлено святителем Космой великое наследие СЛОВА, являющегося украшением рода нашего. И всему человечеству оставлено Преподобным в его трудах руководство к подлинной духовной жизни. Преподобный Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографическом творчестве Место преподобного Иоанна Дамаскина в православной гимнографии Когда в субботний вечер, завершив свою трудовую неделю, православный христианин приходит в храм ко всенощному бдению, его всегда встречают новые напевы воскресных стихир на Господи, воззвах, и он входит в празднование святого дня Воскресения Господня. Под эту всегда новую – и в звуке, и в слове – трактовку величайшего события в жизни христианина – Воскресения Христова он просматривает свою жизнь, ее минувшие события и простирается вперед, за все славословя и благодаря Бога, обретая необходимую ему силу для стояния, пребывания в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Ту же мысль о неплодной прежде, но ставшей Христовой, Церкви находим в первом тропаре 3-й песни канона на Богоявление. «Неплод­ная древле и безчадная люте,– утверждает преподобный песнописец,– днесь веселися, Христова Церковь : водою бо и Духом сынове тебе ро- дишася, верою взывающе: несть свят, якоже Бог наш». Крещение Гос­подне в водах Иорданских уже рождает сынов веры, и преподобный Косма обращается к Церкви Христовой как одушевленному организму, предлагая ей радоваться рождению ее сыновей. Но, кажется, наиболее известным песнопением преподобного Космы о Церкви стал ирмос 3-й песни его канона на Сретение Господне: «Ут­верждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь , юже стяжал еси Честною Твоею Кровию». Пением этой краткой, но действенной молитвы заканчивается каж­дое вечернее богослужение, и в мире и крепости, приносимой этим пес­нопением, верующие покидают храм. Твердо и верно предает Церковь свою судьбу в волю Того, Который стяжал ее Своим страданием и Своею Кровию. Мы считаем возможным на этом закончить разбор творений препо­добного Космы Маиумского с тем, чтобы, кратко остановившись на некоторых событиях его жизни, связанных с его творчеством, перейти затем к заключению. Мы пытались в нашем разборе оценить каноны преподобного Космы как со стороны их внешней структуры, так и с точки зрения тех основных идей, которые были вложены святителем Маиумским в его произведения. Несомненно, достояние, оставленное нам великим гимнографом, так велико, что не исключаются труды дальнейшего и многостороннего исследования его творчества. Почти во всех источниках, посвященных трудам преподобного Кос­мы, имеются повествования о некоторых событиях его жизни, очень ценные для полноты характеристики его личности и деятельности. Существует предание, объясняющее, почему в его каноне на Воз­движение Креста Господня имеются две различные по написанию 9-е песни. Согласно этому преданию, преподобный Косма, составив в свое время указанный канон, передал его для употребления в церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

Каноны и трипеснцы преподобного Космы Маиумского на Страстную седмицу излагают в основном евангельские чтения этих дней, но здесь же Святитель опять дает глубокое богословское обоснование догмату Богочеловечества Христова. Уже на утрени Великого Понедельника после трогательного пения ирмоса Непроходимое волнящееся море слышим слова первого тропаря 1-й песни трипеснца, полные глубокой любви к человечеству, где Божественное и человеческое естество Христовы соединены в незабываемом образе. Неизреченное Слова Божия схождение, – слышим мы слова тропаря, – еже Христос Тойжде есть Бог и Человек, еже Бог невосхищением быти непщевав, внегда воображатися рабом, показует учеником, славно бо прославися 62 . Служение Слова углубляется в следующем тропаре той же песни: Послужити Сам приидох, егоже зраком Создатель волею обложен есмь, обнищавшему Адаму богатствуяй Божеством, положити хотяй Мою душу избавление зань, Иже безстрастный Божеством 63 . – Я Сам, богатый Божеством (говорит Христос), пришел послужить обнищавшему Адаму, образом которого Я, Создатель, добровольно облекся, и положить душу Мою во искупление за него, – так выглядит это богословствование преподобного Космы в русском переводе. К службе Великого Четверга, когда нарастает сила переживаний Страстной седмицы, нарастает и излияние души преподобного Космы. Он исторгает великие по силе, незабываемые образы слова, в которых излагается истощание Христово. Всевиновная и подательная жизни, безмерная Мудрость Божия, – слышим мы в первом тропаре 1-й песни канона Великого Четверга, – созда храм Себе от Чистыя Неискусомужныя Матере; в храм бо телесно оболкийся, славно прославися Христос Бог наш 64 . Здесь преподобным Космой взят высокий уровень богословия, который развивается дальше, достигая в отдельных песнях неизъяснимой глубины, захватывающей сердце молящегося. Так, мы слышим пение ирмоса 3-й песни и не знаем, чему отдать предпочтение: самому ли потрясающему напеву или смыслу тех слов, в которых изложен подвиг Христа Спасителя. Господь Сый всех и Зиждитель Бог , созданное безстрастный, обнищав Себе соедини, и Пасха, за яже хотяше умрети, Сам Сый, Себе предпожре: ядите, вопия, Тело Мое, и верою утвердитеся 65 . Здесь и тайна Богочеловечества Христова, и тайна Пасхи, и, наконец, тайна Божественной Жертвы Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Отпразднуем, верные, радостно/последний и заключительный праздник;/это – Пятидесятница, исполнение обещания/и всего, предрешенного о нас;/ибо в сей день огонь Утешителя/внезапно сошел на землю как бы в виде языков,/и просветил учеников,/и явил их посвященными в тайны неба./Свет Утешителя пришел и мир просветил!  (2) По 2й кафисме седален, глас 8, подобен тойже: После 2 стихословия седален, глас 8 Духа источник пришед на землю,/во огненныя реки разделяяся мысленно,/апостолы орошаше просвещая:/и бысть им облак орошаяй огнь,/просвещаяй тех, и одождяяй пламень,/имиже мы прияхом благодать, огнем же и водою./Свет прииде Утешителя, и мip просвети.  [Дважды.] Пришедший на землю источник Духа,/на огненосные реки разделяясь мысленно,/Апостолов орошал, к свету их возводя./И стал для них росистым облаком огонь,/просвещая их и дождем проливая пламя;/от них и мы получили благодать/через огонь и через воду./Свет Утешителя пришел и мир просветил.  (2) Таже оба канона праздника: 7го гласа, со ирмосом на 8, и 4го гласа, со ирмосом на 6. Катавасия: Божественным покровен:  оба лика вкупе. Канон, [егоже краестрочие: Пятдесятницу празднуим.] Творение Космы монаха. Глас 7. Песнь 1. Каноны Затем оба канона праздника. Первый – преп. Космы Маиумского, глас 7, со ирмосом на 8, и второй – господина Иоанна Арклийского (иные же: преп. Иоанна Дамаскина), глас 4, со ирмосом на 6. Катавасия: Косноязычный Моисей: Песнь 1 Ирмос: Понтом покры/фараона с колесницами/сокрушаяй брани мышцею высокою,/поим Ему, яко прославися. Канон 1. Ирмос: Морем покрыл фараона с колесницами/Сокрушающий в битвах мышцею высокою;/воспоем Ему, ибо Он прославился. Делом, якоже древле учеником обещал еси,/Утешителя Духа пославый Христе,/возсиял еси миру свет Человеколюбче. На деле, как прежде обещал ученикам,/послав Утешителя Духа, Христе,/Ты озарил мир светом, Человеколюбец. Законом древле проповеданное и пророки, исполнися:/Божественнаго бо Духа днесь всем верным благодать излияся. Предвозвещенное в древности/Законом и пророками исполнилось,/ибо благодать Божественного Духа/в сей день всем верным излилась.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/den-svyat...

198 См. в службе св. Косме 12-го октября стихиры на Господи воззвах 1-ю и 2-ю и канона песни: 1, 4 и 8. 203 Он написан шестистопными ямбическими стихами и имеет следующий акростих, состоящий из шестистопных героических и пятистопных элегических стихов: Θειογενς Λγε Πνεμα, Παρκλητον πλιν λλον κ Γεντου κλπων κας πιχϑονοις Οα (вм. οον) πυρς γλσσησι (вм. γλσσαις) φρον Θετητος λ, Σημα τες φτλης, κα χριν ϒμνοπλοις, что значит: Богорожденное Слово, Ты опять послал земнородным из недр Родителя иного Утешителя, Духа, приносящего в огненных языках, как знак Божеского невещественного существа, благодать и песнопевцам. 204 См. Denkwurdigkeiten Augusti Th. V S. 346. Некоторые из этих песней помещены в западных антологиях песнопения, напр. в Anthologie Gesauge Rambach’s. Altona und Leipzig 1817, 8. Th. I S. 142 ssq; 205 См. в Требнике в последованиях погребения мирских человек и священников стихиры самогласны Дамаскиновы. 206 См. тропарь св. Иоанну Дамаскину в службе ему 4 числа декабря, также надписание 5-й молитвы ко Св. Причащению. Любителям песнопений свв. Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского можно указать издание канонов на великие празднества, сделанное в трёх текстах: греческом, славянском и русском в С.-Петербурге в 1855 году под заглавием: Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Кроме песней Иоанна и Космы, здесь имеются и песнопения некоторых других песнотворцев. 208 Истор. обозр. кн. богослужебных стр. 119: см. также Истор. Церк. Иннок., отд. 1. В. VIII: Состояние и учения писатели. Сей св. Феофан, проименованием Сигрианский, пострадал в 1-й четверти IX столетия при Льве Армянине, икон ради, и, изгнанный на остров Самофракию, быль здесь умерщвлен узами и голодом. Память его празднуется 12 марта. См. месяцеслов киевский под 12 числом марта. 210 От Чети-Минеи. Память свв. братьевь-певцов Феодора и Иосифа Студитов празднуется св. Церковью первого – ноября 11, второго – января 26. 213 От Чети-Минеи и Церковной Истории еп. Иннокентия Память св. Феофана Начертанного празднуется церковью 11-го октября, а его родителя и брата сентября 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

С именем папы Григория I традиция связывает реформу церковного пения на Западе и называет принятую Римской Церковью систему гласов григорианской. Еще более позднее предание приписывает упорядочение церковных напевов на Востоке Иоанну Дамаскину : именами его и его учителя Космы надписывается музыкальный трактат с заглавием «Святоградец» (сохранился в рукописи 14 в. в Парижской национальной библиотеке, 260). Однако упорядочение церковных напевов началось, видимо, гораздо ранее и Григория Великого , и Иоанна Дамаскина 1058 . Предание связывает начало начало гласовой унификации на Западе с именем Амвросия Медиоланского , а Григорию I приписывается только добавление к существовавшим до него 4 амброзианским гласам (в основу которых легли напевы дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) 4–х новых родственных им напевов, «побочных гласов» (toni plagales), именно: гиподорийского, гипофригийского, гиполидийского, гипомиксолидийского, в результате чего сложились 8 гласов (впоследствии прибавлен 9–й – tonus peregrinus sive irregularis, представляющий сочетание 2–о и 8–го гласов). Восьмигласовая псалмодия впервые зафиксирована во франкских источниках 9 в. Столько же гласов и с тем же музыкальным характером установил, по преданию, Иоанн Дамаскин на Востоке, только счет гласов здесь другой: сначала идут все прямые гласы, а потом их побочные (πλγοι), тогда как на Западе за каждым прямым следует его побочный 1059 . Центральное место в литургической традиции послеиконоборческого периода заняло монашеское богослужение, регламентировавшееся студийским Синаксарем. Его развитие определяло развитие византийского типа богослужения в целом. Стабильность и относительная унифицированность студийской богослужебной традиции поддерживали стабильность гимнографических жанров послеиконоборческого периода (канон, стихира, тропарь). Во 2–й половине 9 в. был сформирован корпус гимнографических текстов послеиконоборческого периода, включивший в себя песнопения палестинского происхождения ( Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского ) и новые песнопения, созданные студийскими (Феодором, Иосифом, Николаем, Климентом Студитами 1060 ) и нестудийскими гимнографами послеиконоборческой константинопольской традиции (Феофаном Начертанным, Георгием Никомидийским , Иосифом Песнописцем и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем» – без этого песнопения воистину нет должного строя в богослужении. Преподобный Косма навечно, вперед многих и многих веков дал нам это прославление Божией Матери, и оно никогда не стареет! Тако­во действие гения, обретающего свою силу в Боге. Нам осталось в заключение воспроизвести, в доступной для нас мере, образ преподобного святителя Маиумского как личности. (Образ Преподобного см. на 12-й полосе вкладки.) Насколько мы вправе здесь приводить некоторые соображения, которые следуют из очень кратких данных о жизни и творчестве Преподобного, собранных нами? И всё же эти соображения должны быть высказаны. Прежде всего нам кажется необходимым остановиться на предпо­ложении о том, что и преподобный Косма, проживший значительную часть своей жизни в Палестине, в городе Маиуме близ Газы, не мог не испытать на себе влияния той духовной школы, которая сложилась в обители Газской при великих старцах Варсонофии и Иоанне. Правда, преподобный Косма много лет был связан с иерусалимскою обителью святого Саввы Освященного, но, проведя долгие годы епископского служения в Палестине, отдавал особое почтение святым палестинским; это следует из того, что только этим святым, согласно замечанию ар­хиепископа Черниговского Филарета, были составлены преподобным Космою соответствующие каноны. Следует учесть вместе с тем, что со времени кончины преподобных Варсонофия и Иоанна прошло более двухсот лет до того периода, ког­да в Маиуму переселился святитель Косма, что Святитель жил в пе­риод иконоборчества, и поэтому многое из того, что было установлено великими старцами Варсонофием и Иоанном в обители Газской, могло уже измениться. И всё же при сопоставлении духовного образа старца Варсонофия, с одной стороны, и личности великого песнописца Космы, с другой, многое оказывается для них общим. Это-прежде всего и главным образом – понимание сущности ду­ховной жизни христианина. У старца Варсонофия – это воспитание внутреннего делания монаха, у святителя Космы – глубина взглядов на дело Христово в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

И, наконец, упоминание ваий и ветвей. В 9-й песни канона об этом поется в ирмосе: «Бог Господь и явися нам. Составите праздник, и веселящеся приидите возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми песньми зовуще, благословен Грядый во имя Гос­пода Спаса нашего». Образ гор и бездны, огня и света будет пронизывать и другие про­ изведения Песнописца, но именно изложенные формы космоса наиболее полно объемлют со всех сторон речения канона Преподобного на Не­делю ваий. Два выделенных нами раздела касаются по существу и преимуще­ственно внешней формы канонов святителя Космы Маиумского . Осно­вой же их, их жизненной силой, тем, что слова его песнопений значимы до последних дней, несомненно является их глубокое богословское достоинство. Высокое богословие отражено во всех канонах преподобного Кос­мы, и касается оно основных и спасительных догматов нашей веры. Догматы эти поданы в песнях, изложенных «мерною прозою», тогда как акростих канонов, его «краегранесие» по большей части представ­ляет собой стих шестистопного ямба. Таким образом, догматы нашего исповедания, его великие тайны как бы вливаются преподобным поэ­том в наши души. Вряд ли возможно полностью исчерпать все то богатство богосло­вия, которого касался преподобный Косма в своих богомудрых писа­ниях. Нам представляется важным остановиться на основных. Т а и н с т в о С в я т о й Т р о и ц ы преподобный творец канонов осве­щает не часто. Как правило, последний тропарь каждой песни канона (который может быть Троичным) продолжает у преподобного Космы развитие той основной мысли, которая излагается в данной песни. При этом следует отметить, что в целях закрепления ведущей идеи святитель Маиумский прибегает к повторению последних слов тропа­рей, которые сочетаются с последним выражением ведущего ир­моса. Это повторение может быть неизменяемым по форме как в ирмосе, так и в тропарях. Так, к примеру, 1-я песнь канона на Рождество Христово имеет ирмос, заканчивающийся словами «яко прославися» (знаменитый ирмос «Христос раждается...»), и то же выражение – «яко прославися» – имеется во всех трех тропарях 1-й песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

Что поется в храме на Преображение? Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа. 18 августа, 2010 Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ На Господи, воззвах: стихиры на 8, самогласны, глас 4, по дважды. Космы монаха: На Господи воззвах: стихиры на 8, глас 4, преподобного Космы Маиумского. Прежде Креста Твоего, Господи,/гора Небеси подобящися,/и облак, яко сень, протязашеся,/Тебе преобразующуся,/от Отца же свидетельствуему:/тамо бе Петр со Иаковом и Иоанном,/яко хотяху быти с Тобою и во время предания Твоего,/да, видевше чудеса Твоя,/не устрашатся страданий Твоих,/имже поклонитися нам в мире сподоби,/великия ради Твоея милости. Прежде Креста Твоего, Господи,/гора уподоблялась небу/и облако как шатер распростиралось./Когда Ты преображался/и принимал свидетельство от Отца,/был там Петр с Иаковом и Иоанном,/ибо им предстояло быть с Тобою/и в час предания Твоего на смерть,/чтобы увидев дивные дела Твои,/не убоялись страданий Твоих,/которым удостой нас поклониться в мире/по великой Твоей милости. (2) Прежде Креста Твоего, Господи,/поим ученики на гору высоку,/преобразился еси пред ними,/лучею силы озаряя их,/отсюду убо человеколюбием,/отонуду властию,/показати хотя воскресения светлость,/егоже и нас, Боже, в мире сподоби,/яко Милостив и Человеколюбец. Прежде Креста Твоего, Господи,/взяв учеников на гору высокую,/Ты преобразился перед ними,/лучами силы озаряя их,/желая показать, как человеколюбием, так и могуществом,/светлость воскресения;/и нас, Боже, в мире того удостой,/как Милостивый и Человеколюбец. (2) Гора, яже, иногда мрачна и дымна,/ныне же честна и свята есть,/на нейже нозе Твои стоясте, Господи,/превечное бо сокровенное таинство/напоследок явлено сотвори,/страшное Твое преображение,/Петру, и Иоанну, и Иакову./Иже, такова сияния лица Твоего не терпяще/и светлости риз Твоих,/ниц на лице земли покрывахуся,/иже и ужасом одержими, дивляхуся,/видяще Моисея и Илию, глаголюща с Тобою,/хотящая приключитися Тебе;/и глас от Отца свидетельствоваше, глаголя:/Сей есть Сын Мой возлюбленный,/о Немже благоизволих,/Того послушайте,/Иже и дарует мирови велию милость.

http://pravmir.ru/chto-poetsya-na-preobr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010