Канон (и соответственно задостойник) — творение преподобного Космы Маиумского. Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа) Тропарь, глас 1й В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила есй, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Преставилася еси к животу — Ты перешла к жизни. Мати сущи Живота — так как Ты — Мать Жизни. Кондак, глас 2й В молитвах неусыпающую Богородицу,/и в предстательствах непреложное упование,/гроб и умерщвление не удержаста:/якоже бо Живота Матерь,/к животу престави,/во утробу Вселивыйся приснодевственную. И в предстательствах непреложное упование — и непреложно надежную Заступницу. Не удержаста — не удержали двойств. число). К животу престави — переселил к жизни. Якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную: (Тебя), как Мать Жизни, переселил к жизни Вселившийся в (Твою) приснодевственную утробу. Величание Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое. Задостойник Припев: Ангели успение Пречистыя видевше удивишася, како Девая восходит от землй на небо. Ирмос 9й песни канона: Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая; девствует бо рождество и живот предобручает смерть: по рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое. Девая — девственная. Побеждаются естества уставы — преодолеваются законы природы. Девствует бо рождество — ибо девственны роды. Живот предобручает смерть — жизнь обручается со смертью. Присно — всегда. Наследие Твое — удел Твой. Первый канон праздника (и соответственно задостойник) — творение преподобного Космы Маиумского. О молитве Молитва о даровании молитвы (Из книги: Маргарит, или избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству. М., 1882. Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, С. 30.) Многомилостиве Господи! Сподоби мя божественнаго дарования святой молитвы, изливающейся из глубины сердечной; собери расточенный мой ум, дабы всегда стремился он к Тебе, Создателю и Спасителю своему; сокруши разженныя стрелы лукаваго, отревающия мя от Тебя; угаси пламень помыслов, сильнее огня пожирающий мя во время молитвы; осени мя благодатию Пресвятаго Твоего Духа, дабы до скончания грешной моей жизни Тебя Единаго любить всем сердцем, всею душею и мыслию и всею крепостию, и в час разлучения души моея от бреннаго сего тела, о Иисусе Сладчайший, приими в руце Твои дух мой и помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем. Аминь. Святоотеческие изречения о молитве

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

Достойно из рая Плода вкушением Был изгнан Адам. И достойно разбойник Вошел в рай. Ибо древом – согрешение, И древом – исправление. В четверопеснце особое место занимает образ пророка Моисея: и его простирание рук в молитве во время битвы с Амаликом, прообразующее Крест Господень, и его пророчество: «И узрите жизнь вашу, висящую перед вами день и ночь». Тема погребения Христа также важна для неизвестного автора четверопеснца. Погребением Своим Спаситель истребляет державу дьявола: Ты во гроб положенный Волею, милостиве, И державу Лукавого, И силу его истребивший, Благословен еси, Господи, Боже отцев наших. Этот четверопеснец, вероятно, старше первых известных нам четверопеснцев святого Иоанна Дамаскина и преподобного Космы Маиумского В целом, следует отметить, что этот четверопеснец, вероятно, старше первых известных нам четверопеснцев святого Иоанна Дамаскина и преподобного Космы Маиумского. Его содержание важно для понимания иерусалимского богословия V–VIII веков, в частности, темы «Бог пострадал во плоти», нетленной и животворящей смерти Христовой, славы Креста. Перевод сделан протодиаконом Владимиром Василиком с издания «Удзвелеси Иадгари (Древний Иадгари). Тбилиси. 1984. С. 206–210. ЧЕТВЕРОПЕСНЕЦ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ ИЗ ИАДГАРИ Блаженны. Глас приносим Тебе, Христе, как разбойник на кресте: «Помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое. Молитву приносим Тебе, Христе, Со слезами покаяния: «Помяни меня, Господи, грешного раба, молюсь Тебе». Как агнец в жертву приносишься, И как Пастырь гневаешься. Помяни меня, Господи, Грешного раба, молюсь Тебе. Праведен Ты еси, Господи. И праведен суд Твой. Помяни грешного сего И остави согрешения». Четверопеснец. Возопих (в скорби моей). Днесь Творец всего, Страждешь волею Твоею, Христе Боже, Когда беззаконные ко кресту Пригвоздили Тебя, И воин копием пронзил Пречистое ребро Твое. И глас разбойника услышан был: «Помяни мя, Господи, Егда приидеши во Царствии Твоем». Когда Ты посреди явился Двух разбойников, Христе Боже, Тогда завеса храма раздралась,

http://pravoslavie.ru/145833.html

Вершиной в развитии церковной гимнографии следует безоговорочно признать труды преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского (VIII в.), так же как творчество преподобного Феодора Студита (VIII – нач. IX вв.) с братом его Иосифом, епископом Солунским, составивших последование Постной Триоди. Многие каноны святым написаны в те же годы VIII в. и в первой половине IX в. преподобным Феофаном, епископом Никийским, братом преподобного Феодора Начертанного. Церковным песнописцем этого времени был и святитель Мефодий, патриарх Константинограда, вместе с другими исповедавший истину иконопочитания. И все же церковное богослужение было завершено лишь трудами преподобного Иосифа Песнописца, жившего в IX в. и скончавшегося в последней его четверти. По свидетельству профессора Московской Духовной академии А. П. Голубцова , до святого Иосифа в церковной гимнографии имелось всего до 200 канонов на дни праздников и святых, преподобный же Иосиф один составил более 220 канонов 2 . Трудами этого отца и других песнописцев к началу Х в. были, таким образом, определены основные формы церковной службы, сформирован полный месяцеслов с установленным кругом праздников. К XI в. уже имеются полные месячные минеи со службами на каждый день месяца, тогда как раньше были только минеи праздничные. В последующие века православная гимнография лишь слабо пополняется трудами отдельных церковных писателей. «Пора оживленной, можно сказать, лихорадочной деятельности на этом поприще миновала с этими великими тружениками-литургистами, – пишет проф. А. П. Голубцов , – и дальнейшая судьба церковной гимнографии на востоке представляет движение слабое и медленное в направлении, положенном песнописцами VIII–X веков» 3 . Сказанное в значительной степени относится к личности преподобного Иосифа Песнописца. Посвящая данный очерк трудам преподобного Иосифа, мы не считаем для себя возможным с достаточной полнотой осветить эпоху, в которой жил Преподобный, так же как не задаемся целью детально систематизировать его произведения. Целью нашего очерка является попытка остановиться на тех строках канонов Преподобного, которые имеют немеркнущий во все века смысл, непреложно, истинно и верно руководят верующего ко спасению. Если творения преподобных Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина наполняют сердце человека возвышенным чувством великих христианских истин, то строки тропарей и икосов в канонах преподобного Иосифа касаются непосредственно сердца молящегося, ведут его к покаянию и спасительному умилению. А все это так необходимо людям нашего века, забывающим об основных слагаемых жизни человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

2) Образ Христа. «Ты еси Пасха наша, пожренный за всех яко агнец и жертва, и прегрешений очищение, и Твоея божественныя страсти превозносим Христе во вся веки» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Вторник). »Пасха Христос есть великая и всечестная, снеден быв яко хлеб, заклан же яко овча: Той бо вознесеся о нас жертва. Того Тела благочестно, и Того Крови вси тайны причащаемся» (тропарь девятой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великая Среда). 3) «Пасха тайная» в противопоставление «Пасхи древней». «Законное скончав повеление скрижали законныя написавый в Синаи, снеде убо Пасху древнюю и сеновную: бысть же Пасха тайная и живожертвенная» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великая Среда). Пес – символ нечистого животного. «Обыдоша яко пси мнози, и удариша, Царю, ланиту Твою заушением, вопрошаху Тя, Тебе же ложна свидетельствоваху: и вся претерпев, всех спасл еси» (тропарь девятой песни трипеснца Космы Маиумского , утреня, Великий Пяток). Пища небесная см. Хлеб. Питие новое. " Питие новое паче слова, Аз глаголю, во Царствии Моем, Христос другом, пию, якоже бо Бог с вами боги буду, рекл еси: единородного бо Мя очищение Отец в мир послал есть» (тропарь четвёртой песни канона Космы Маиумского , утреня, Великий Четверток). Разбойник благоразумный (или «праведный», или «верный») – образ распятого вместе со Христом разбойника, принесшего покаяние и взывавшего ко Христу: «Помяни мя, Господи, когда придешь во Царствии Твоем ( Лк.23:40–43 ). «Богоубийц собор, иудейский язык беззаконный, к Пилату неистовне зовый, и глаголаше: распни Христа неповиннаго, Варавву же паче нам отпусти. Мы же вещаим к Нему разбойника благоразумнаго глас: помяни и нас Спасе во Царствии Твоем» (блаженны, утреня, Великий Пяток). " Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи: и мене древом крестным просвети и спаси мя» (эксапостиларий, Великий Пяток). Рахилин сын, см. Иосиф. Симон (синоним – «Симонов дом») – символ смирения Христова, когда Спаситель входит в дом Симона прокаженного, и там жена с алавастровым сосудом возливает Ему на голову миро ( Мф.26:6–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Нам недостанет места ссылаться на все каноны преподобного Космы в направлении только что изложенном – оценки его произведений со стороны их поэтической и музыкальной ценности; каждый из его канонов имеет эти достоинства, причем применительно к тому событию, которое воспевается преподобным песнописцем. Может быть, в данном разделе стоит остановиться только на одном из тропарей канона на Сретение Господне, в котором преподобный Косма, проникая в состояние души святого Симеона Богоприимца, от его лица произносит песнь Богу, запечатленную как глубиною исповедания святого старца, так и непревзойденною поэтичностью. Воздал еси мне, вопияше Симеон, – говорится во втором тропаре 9-й песни канона, – спасения Твоего, Христе, радование; восприими Твоего служителя, сению претружденнаго, новыя благодати священнопроповедника тайнаго, во хвалении величающа 20 . Большое внутреннее удовлетворение испытывает верующий человек, повторяющий в храме вслед за чтецом эти наполненные смыслом новозаветной Церкви слова, обладающие к тому же успокаивающим душу и утешающим ее размером. Воздал еси мне, вопияше Симеон, спасения Твоего, Христе, радование. Е. И. Ловягин , комментируя указанный канон, говорит также, что во всем каноне песнописец «преимущественно останавливается на лице… праведного старца, прозванного Богоприимцем, которого вдохновенная речь сделала принесение в храм столь высоким и знаменательным в земной жизни нашего Господа». Природа в творениях Маиумского святителя Пытаясь дальше проникнуть в дух канонов преподобного Космы Маиумского , нельзя пройти мимо тех образов ПРИРОДЫ БОЖИЕЙ, которые святой песнописец привлекает к отдельным изображениям тайны нашего исповедания. Яко на руно во чрево Девы сшел еси дождь, Христе, и яко капли на землю каплющия 21 , – говорит преподобный Косма в каноне на Рождество Христово. Огнем Божества невещественным, в плоть вещественну одеявся, Иорданскою облагается водою 22 , – свидетельствует о Христе Преподобный песнописец в каноне на Крещение Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Триодь постная и ее авторы в период начального собирания гимнографического материала Гимнография святых Андрея Критского, Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского в Триоди постной Преподобный Косма Маиумский Первым по времени из этих песнописцев является святой Андрей, сначала монах иерусалимского храма святого Воскресения, потом диакон великой Константинопольской Церкви и наконец епископ Критский († ок. 720). Одних только его канонов по древним ирмологиям насчитывается свыше 70. Среди них есть каноны на воскресные дни, на памяти святых, на Господские и Богородичные праздники. Его произведения важны, прежде всего, потому, что являются исходными, дошедшими до настоящего времени текстами такого рода, хотя он едва ли был первым составителем их. В современной печатной Триоди сохранились следующие каноны святого Андрея: в среду сырной седмицы – о посте, Великий канон четверга пятой недели, канон Лазаревой субботы, трипеснцы для пяти дней Страстной седмицы. В рукописных источниках находятся также каноны на неделю ваий и четверопеснец Великой субботы. Перечисленные произведения составляют у святого Андрея лишь половину цикла его канонов на подвижные богослужебные дни: они продолжаются канонами на Пасху, недели Фомы, мироносиц. На те же дни каноны Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского вытесняют тексты святого Андрея. Так, Студийский устав патриарха Алексия (1025–1043) употребление канона последнего на неделю ваий называет уже ветхим обычаем, а его трипеснцы предписывает употреблять лишь до Великого четверга. Значительно сокращены и трипеснцы Страстной седмицы: из одного только трипеснца пятка опущено около десяти тропарей. Не избежал сокращений и Великий канон: славянские источники XII–XIV веков в девятой его песни приводят три особенных тропаря, которых нет в греческих оригиналах. По своей структуре и технике каноны святого Андрея как одни из первоначальных песнопений подобного характера значительно отличаются от соответствующих произведений позднейших песнописцев: многие их особенности непротиворечиво корреспондирует с библейскими песнями. В первую очередь это касается так называемых ирмосов в канонах святого Андрея. Например, первый и второй ирмосы Великого канона «Помощник и Покровитель», представляющий собой 2-й стих песни Исх. 15 с припевом из первого ее стиха «Славно бо прославися», и «Вонми небо», где к половине 1-го стиха песни Втор. 32 гимнограф присоединяет от себя только «И воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго».

http://pravoslavie.ru/34080.html

Вершиной в развитии церковной гимнографии следует безоговорочно признать труды преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского (VIII b.), так же как творчество преподобного Феодора Студита (VIII – нач. IX bb.) с братом его Иосифом, епископом Солунским, составивших последование Постной Трио­ди. Многие каноны святым написаны в те же годы VIII в. и в первой половине IX b. преподобным Феофаном, епископом Никийским, братом преподобного Феодора Начертанного. Церковным песнописцем этого времени был и святитель Мефодий, патриарх Константинограда, вместе с другими исповедавший истину иконопочитания. И все же церковное богослужение было завершено лишь трудами преподобного Иосифа Песнописца, жившего в IX b. и скончав­ше­гося в последней его четверти. По свидетельству профессора Московской Духовной академии А. П. Голубцова, до святого Иосифа в церковной гимнографии имелось всего до 200 канонов на дни праздников и святых, преподобный же Иосиф один составил более 220 канонов 2 . Трудами этого отца и других песнописцев к началу Х в. были, таким образом, определены основные формы церковной службы, сформирован полный месяцеслов с установленным кругом праздников. К XI b. уже имеются полные месячные минеи со службами на каждый день месяца, тогда как раньше были только минеи праздничные. В последующие века православная гимнография лишь слабо пополняется трудами отдельных церковных писателей. “Пора оживленной, можно сказать, лихорадочной деятельности на этом поприще миновала с этими великими тружениками-литур­гистами, — пишет проф. А. П. Голубцов, — и дальнейшая судьба церковной гимнографии на востоке представляет движение слабое и медленное в направлении, положенном песнописцами VIII–X ве­ков” 3 . Сказанное в значительной степени относится к личности преподобного Иосифа Песнописца. Посвящая данный очерк трудам преподобного Иосифа, мы не считаем для себя возможным с достаточной полнотой осветить эпоху, в которой жил Преподобный, так же как не задаемся целью детально систематизировать его произведения. Целью нашего очерка является попытка остановиться на тех строках канонов Преподобного, которые имеют немеркнущий во все века смысл, непреложно, истинно и верно руководят верующего ко спасению. Если творения преподобных Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина наполняют сердце человека возвышенным чувством великих христианских истин, то строки тропарей и икосов в канонах преподобного Иосифа касаются непосредственно сердца молящегося, ведут его к покаянию и спасительному умилению. А все это так необходимо людям нашего века, забывающим об основных слагаемых жизни человека.

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledi...

Логика богослужебной поэзии отлична от логики светской поэзии. Она нарушает «естества чин», и постоянно совмещает несовместимое: смерть и жизнь, радость и страдание. Так души праведных, то есть усопших, словно живые, восклицают с радостию, что прольётся кровь Невиновного: «Возопиша с веселием праведных души: ныне миру завет новый завещавается, и кроплением да обновятся людие, Божия крове» 604 (ирмос шестой песни канона Космы Маиумского , утреня, Неделя Ваий), ибо Крестные Страдания Христа и смерть принесут человечеству Воскресение и жизнь. Другое, изменяющее законы естества, выразительное средство гимнографии, унаследованное из поэтического инструментария Псалтири, это персонификация неодушевлённых предметов и умерших людей: ад всесмехливый ужасается, города Иерусалим и Сион радуются, праведные души усопших с веселием вопиют: «Веселитеся, Адаме и Ево, с пророки, се призвати вас страстию, Господь приходит» (стихира на стиховне, Неделя Ваий). Природа становится непосредственным участником событий, чутко реагирующим на происходящее. Во время распятия Спасителя заходят солнце и луна: «Ужасеся небо о сем, и солнце лучи скры...» (из стихиры на «Хвалитех», утреня, Великий Пяток), «Солнце вкупе и луна померкше, Спасе, рабом благоразумным образовахуся, иже в черныя одежды облачатся» (тропарь второй статии, утреня, Великая Суббота). Надо заметить, что описания природы в гимнографии появляются только в моменты предельной радости, скорби или при явлении Господа: «Да точат веселие крепкое мастительное, горы и вси холми, и древа дубравная да взыграют: Христа хвалите языцы, и тому вси людие радующееся возопийте: слава силе Твоей, Господи» (тропарь четвёртой песни канона Космы Маиумского , утреня, Неделя Ваий). Образ цветов неожиданно возникает в песнопениях Великих Четвертка и Пятка Страстной Седмицы как антитеза нежного творения Божия, дарованного Богом, и жестокости иудеев: «Прежде честнаго Твоего креста, воином ругающимся Тебе, Господи, умная воинства дивляхуся: обложился бо ecu венцем поругания, землю живописавый цветы, багряницею поругания одеялся еси, облаки одеваяй твердь. Таковым бо смотрением разумеся Твое благоутробие, Христе, велия Твоя милость, слава Тебе» (тропарь, час третий, Великий Пяток). Чаще гимнографы аппелировали к временам года. Тексты службы святых севастийских мучеников Иоанна Дамаскина построены на развёрнутой метафоре горечи муки – сладости рая, холода – «страсти», теплоты – рая: «люта зима, но сладок рай, болезнен лед, но сладко восприятие, не уклонимся убо, о воини!», «езеро яко рай и зимность яко зной» (из стихир на «Господи, воззвах»). Ассоциация зимы со грехом, а тепла с добродетелью и раем – общая для византийской гимнографии: «Радуйся, умная ластовице, яже от зимы возлетевшая и бури прелестныя, к весне, и на пажитех Христа благоуханных, мученице, упокоенная» (из стихиры на «Господи, воззвах», служба прпмц. Евдокии, по рукописной Минее Sinait. Gr. 607, IX-X вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

А., алфавитный и текстовой, использовался в лит-ре, как светской, так и церковной, в прозаической и поэтической, мог иметь как прямой, так и обратный порядок, быть стишным (в канонах прп. Иоанна Дамаскина († 749) встречаются целые ямбические эпиграммы) и прозаическим. В IV-V вв. алфавитный А. употреблялся в кондаках в начале стихов и в начале строф. Прп. Романом Сладкопевцем написаны алфавитные стихиры на предпразднство Рождества Христова. Алфавитным А. снабжен греч. текст Акафиста Пресв. Богородице (VII в.), а вслед за ним и нек-рых позднейших акафистов. 24 алфавитные стихиры, авторство к-рых приписывается прп. Иоанну Дамаскину, составляют часть стихир на стиховне в воскресных службах Октоиха. Текстовые А. содержатся в кондаках прп. Романа Сладкопевца, Кириака и Анастасия (V-VI вв.), большое распространение текстовой А. получил в канонах визант. авторов. Текстовой А. мог состоять из имени автора или указания на автора: «Δαμασκηνο» (Дамаскина), «Το ταπεινο Στεφνου» (смиренного Стефана), «το ταπεινο Ρωμανο μνος» (песнь смиренного Романа), «το Γαβριλ» (Гавриила); каноны прп. Феодора Студита († 826) имеют обычно самоуничижительный А.- «το πτωχο, το στου, το τυφλνου» (нищего, блудного, слепоумного). А., содержащие имя автора, могут быть вписаны в тропари 9-й песни канона, напр. Ιωσφ, т. е. Иосифа,- во многих канонах Иосифа Песнописца († 886), в частности в каноне архистратигу Михаилу под 6 сент.; в богородичны всех 9 песней канона, напр. Γεωργου, т. е. Георгия,- в каноне прп. Феодору Сикеоту. А., состоящие из словосочетания или фразы, представляют собой молитвенное обращение или выражают мотивы написания сочинения, напр. в каноне прп. Космы Маиумского († 776) на Сретение Господне - «Χριστν γεγηθς πρσβυς γκαλζεται» (Христа радостно старец объемлет). Такие А. обычно проходят через тропари и богородичны всех песней канона, редко также и через ирмосы (напр., в каноне вмч. Георгию прп. Космы Маиумского). Иногда могут помещаться 2 А.- фразовый по тропарям и отдельно - имя автора в богородичнах.

http://pravenc.ru/text/63914.html

Наибольшие похвалы профессор Е. И. Ловягин (как, впрочем, и другие исследователи) усваивает канону преподобного Космы на. Неде­лю ваий (Вербное воскресенье). «И по содержанию своему, по господ­ствующему в нем чувству и блестящему выражению,– пишет Е. И. Ло­вягин про этот канон,– он есть одно из превосходнейших произведений Святителя». И. Карабинов , указывая на то, что многие тропари канона на Неде­лю ваий составлены преподобным Космою из изречений Священного Писания , отмечает «особую живописность, возвышенность и одушевле­ние» этого канона. В подтверждение своего мнения И. Карабинов при­- водит несколько примеров. Впрочем, следует указать, что в переводе Е. И. Ловягина всюду имеются ссылки на Священное Писание Ветхого и Нового Завета, ко­торые преподобный Святитель Маиумский использует в своих творе­ниях. В трудах исследователей, посвященных деятельности песнописцев, находим указания на то, что количество полных канонов, написанных преподобным Космою, составляет 12, и они, в основном, посвящены великим двунадесятым праздникам. Только три из них относятся к прославлению святых: два – святых палестинских (великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля, и праведного Иосифа Обручника, 26 декабря), третий – святителя Григория Богослова , 25 января. Кроме указанных канонов, преподобному Косме Маиумскому при­надлежат трипеснцы на четыре дня Страстной седмицы (Великие поне­дельник, вторник, среду и пяток), полный канон на Великий четверток и четверопеснцы на субботу Ваий и Великую субботу. Вместе с тем А. П. Голубцов считает, что каноны, известные с име­нем преподобного Космы, «далеко не обнимают полного числа состав­ленных им церковных творений». Так, кроме вышеуказанных произве­дений святителя Космы Маиумского , в древнем Кондакарии есть сведе­- ния об икосе и 14 кондаках, написанных святым песнотворцем на Успение Пресвятой Богородицы. Это мог быть тот род песней, который был принят до введения канонов. По свидетельству Преосвященного Филарета, архиепископа Черни­говского, святой Косма участвовал вместе с Иоанном Дамаскиным в создании Октоиха – Осмогласника, в котором новый род песней, оформ­ленный в виде канонов с ирмосами, являлся основным для каждого гласа. Тот же автор, ссылаясь на свидетельство древних писателей, го­ворит об «Октоихе Космы и Дамаскина с толкованием Феодора Продрома» и называет обоих преподобных отцов (святых Косму и Иоанна Дамаскина ) творцами церковных песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010