(45) Тем не менее, люди, жаждущие узнать много и выведать, был ли Рай на этой земле, не медлили многие добраться до тех мест. В самом деле, если за метаксием на край света некоторые ради жалкой торговли не медлят проникнуть, как же это для созерцания самого Рая медлили бы отправляться? А эта страна метаксия находится в самой Внутренней Индии 671 , налево от входящих в Индийское море, много дальше Персидского залива и острова, называемого у индов Селедибой, а у эллинов Тапробаной, – так называемая Циниста, окруженная, в свою очередь, слева Океаном, как и Барбария, окружена им справа. И инды, философы, называемые брахманами, говорят, что, если протянуть от Цинисты веревку через Персиду до Романии, это, как по линейке, есть срединнейшая линия мира, и, пожалуй, они правы. (46) В самом деле, она находится значительно влево, так что метаксий оттуда доставляется, через другие народы, в Персиду по суше за короткое время, а по морю, она отстоит от Персиды на очень большое расстояние. Ведь какое расстояние имеет Персидский залив 672 , входящий в Персиду, такое же расстояние, в свою очередь, от Тапробаны, и даже больше, проходит входящий влево в саму Цинисту 673 , после значительных, в свою очередь, расстояний от начала самого Персидского залива – всего Индийского моря до Тапробаны и далее 674 . Таким образом, идущий из Цинисты в Персиду сухопутьем срезает много расстояний, отчего в Персиде и бывает всегда много метаксия. А дальше Цинисты и не плавают, и не живут. (...) III, 65 (О распространении христианства по всему миру) (65) На острове Тапробана, во Внутренней Индии 675 , где Индийское море, и церковь христиан есть там, и духовенство, и верующие, но не знаю, есть ли и дальше. Также и в называемой Мале, где произрастает перец, и в Каллиане называемой и епископ есть, рукополагаемый из Персии. (...) Также и у бактров, гуннов, персов и остальных индов (...) – и церкви бесчисленные, и епископы, и люд христианский многочисленный, и много мучеников, и отшельники 676 . (...) XI, 13–24 Об острове Тапробана

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 7 представляет собой ответное послание некоему Афанасию; в ней К. И. определяет протяженность небесной тверди и доказывает ее нерушимость. В гл. 8 он показывает возможность ночного возвращения Солнца на восток, в 9-й гл. разбирает строение и положение звезд, движение зодиакальных созвездий. Глава 10 посвящена анализу мнений нек-рых отцов Церкви, преимущественно Антиохийской богословской школы, подтверждавших теорию плоской Земли. Большинство приводимых им цитат из творений святителей Афанасия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др. содержат лишь аллегорические или метафорические высказывания о небесах и земле, которые К. И. понимает буквально. Он подробно разбирает историю 6-дневного Сотворения мира; его комментарии основаны на воззрениях еп. Севериана Габальского, к-рый указывал на присутствие в мироздании небесной и земной тверди. Глава 11 наиболее ценна как географическое сочинение. В ней представлено описание животного мира Индии, а также подробный рассказ об о-ве Тапробана (Шри-Ланка) и о западном побережье Индии. В 12-й гл. автор возвращается к теоретическим рассуждениям, критикует древних авторов Манефона, Бероса и др., показывая их зависимость от книг Моисея и др. пророков в тех случаях, когда их мнение может быть принято. Несмотря на спорные теоретические положения трактата, труд К. И. содержит большое число уникальных сведений о странах, подробности его путешествий. Заслуга К. И. как географа состоит в том, что он впервые представил довольно подробное описание побережий и морей бассейна Индийского океана, в деталях превосходившее географические своды Птолемея и др. античных авторов. Книга К. И. была популярна в средние века на христианском Востоке, в Византии и славянском мире, повлияла на господствовавшие в то время бытовые представления о плоской Земле. Впрочем, труд К. И. нельзя считать самым авторитетным средневек. сочинением в области космографии. Космологические представления К. И. могли восприниматься мн. богословами и учеными как примитивные, а использование им Свящ.

http://pravenc.ru/text/2458831.html

Встреча с Православием/Православная библиотека Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог. Георгий Битбунов Святитель Прокл Константинопольский проповедовал: «В предшествующем празднике Рождества Спасителя земля радовалась, в сегодняшний праздник Богоявления море зело веселится, поскольку через Иордан оно получило благословение очищения». А Косма Индикоплевт в «Христианской топографии» кратко зафиксировал то, что со временем приняли все православные: «Издревле Церковь, дабы не забыла об одном из двух праздников (Рождества Христова и Его Крещения), если бы стала совершать их вместе, постановила, чтобы их разделяли двенадцать дней по числу апостолов». Архиепископ Леонид (Краснопевков) Богатое рукописное наследие архиепископа Леонида (Краснопевкова) практически не изучено и ждет своего вдумчивого исследователя. В эти рождественские дни мы публикуем его стихотворение, посвященное великому Господскому празднику. Оно было написано владыкой в 1875 году на слова из Книги Премудрости Соломона: «Когда все окружало тихое безмолвие и ночь в своем течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее Слово Твое, как грозный воин» (18: 14–15). Георгий Битбунов Георгий Битбунов Валерий Мешалкин Валерий Мешалкин Валерий Мешалкин В 1653 году по инициативе патриарха Никона на Афон был послан монах Арсений Суханов, который должен был привезти греческие рукописи, необходимые для исправления русских богослужебных книг. За два месяца пребывания на Святой Горе Арсений выбрал 498 рукописей и книг, из которых большинство привез сам, остальные были привезены в 1655 году. В царствование Алексея Михайловича в Москву с Афона помимо книг были доставлены также копии чудотворных святогорских икон Божией Матери Иверской и «Троеручицы», выполненные в размер оригинала.

http://pravoslavie.ru/put/page45_1082.ht...

Итак во 2 веке было празднование Рождества Христова, равно как и Крещения. В восточных церквах Рождество Христово праздновалось вместе с Крещением в январе, что, как видится по свидетельству Климента, было и у Василидиан. Праздник Р. X. назывался в древности первым Богоявлением. Евсевий в жизни Константина В. говорит (кн. III. гл. 41), что он создал церковь в пещере первого Богоявления Спасителя. Праздник Р. X. соединялся с Богоявлением на основании слов ев. Луки о крещении: и той бе, яко лет тридесять начиная; след. день крещения был близок ко дню рождения. Римская же церковь издревле праздновала Рождество Христово 25 декабря, а с 4 века по примеру ее в этот день стали праздновать и на востоке. Златоуст в 386 году о праздновании 25 декабря в антиохийской церкви говорит: «еще десяти лет нет, как сей день сделался нам торжественно известным. Этот день из древности известен был жителям запада; к нам же перешел за не много лет пред сим... Мы приняли сей день от тех, которые имеют точное понятие о сем деле и которые живут в Риме; ибо те самые, которые там проживают, празднуя сей день гораздо ранее и по древнему преданию, принесли и к нам сведение о сем (Т. II. 355—956) В отрывках толкования Афанасии В. на евангелие Матфея говорится, что I. Христос родился в 25 год царствования Августа в 8 календы январские т. е. 25 декабря (Montf. Collecm. рагт. Т. 2 р. 27). Вероятно и св. Афанасий, долго живший на западе, ввел сие празднование в Александрии. Но еще же во всех восточных церквах в 4 веке в- празднование 25 декабря. (Епифаний кипрский († 403 г.) писал, что Христос родился 6 января (ересь 51, § 24). Косма индикоплевст ок. 530 г. (кн. V) пишет, что в его время Рождество Христово всеми праздновалось в декабре (25), а одни иерусалимляне праздновали вместе с праздником Богоявления. Впрочем празднование поклонения волхвов в западной церкви вместе с Крещением 6 января наводит на мысль: не было и в ней в первые века соединяемо Р. X. с Крещением. 26     Собор пресв. Богородицы. Этот праздник разно называется в месяцесловах: то собор Богородицы, (многие σναξις; то родильные дары (επιλχεικ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

– Макарьевские Чети-минеи через такое внесение в них книг священного писания и творений отеческих, увеличились едва ли не вдвое, если не более. Но Макарий не удовольствовался и этим. Он знал, что есть древние, благочестивые и уважаемые сочинения и целые книги неизвестных авторов или, по крайней мере, не принадлежащие одному какому-либо св. писателю, которые потому нельзя было приурочить в Чети минеях к какому-либо определённому дню; знал также, что есть многие достойные сочинения и известных писателей, но не причисленных к лику святых, которые тем менее имели право занять место в Чети-минеях под определёнными числами месяцев. Что тут было делать? Макарий не поколебался внести в свои Чети-минеи и такого рода сочинения, но придумал поместить их, большей частью, в виде приложений к своим месячным книгам, под, последним числом то одного, то другого месяца. И например, в конце декабрьской книги поместил три древних патерика, в конце Февральской – книгу Иосифа Евреина и две статьи об отпадении латинян, в конце апрельской – огромную книгу Никона черногорца, в конце июньской – ещё два древних патерика – синайский и египетский и книгу Странник русского игумена Даниила, в конце июльской – книгу Иоанна, экзарха болгарского, книгу Пчелу, книгу проповедей митрополита Григория Самвлака , а всего более в конце последней книги, августовской – книгу Косма Индикоплов, толкование о церковных вещях и толковую службу, главизны Василия, царя греческого к сыну, послание Фотия патриарха, слова Косьмы пресвитера, разные послания русских князей, митрополитов и епископов и проч. Таким образом Чети-минеи Макария, разрастаясь более и более, обратились, наконец, в целую библиотеку, в которой просвещённый архипастырь старался собрать и сохранить для потомства все книжные сокровища своего времени, все памятники литературы и письменности, какие тогда у нас существовали. Этому великому делу Макарий посвятил, по его собственному свидетельству, двенадцать лет своей жизни, когда был ещё святителем новгородским.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Несмотря на то что сирийское христианство породило нескольких выдающихся богословов, страстно защищавших кто несторианство, кто монофизитство, христологические споры, по–видимому, мало повлияли на духовную жизнь и благочестие, унаследованные массами от древних времен. Сирийский язык употреблялся многими христианскими общинами, жившими в различных политических системах и принадлежавшими к вероучительно противоположным лагерям; его никогда не монополизировала та или иная этническая группа или нация, как другие ближневосточные языки. Сирийское христианство во всех своих разветвлениях сознавало вселенскость Евангелия, и сознание это пережило христологические расколы. И замечательной была его миссионерская ревность и ее плодотворность. Строгие аскеты сирийской пустыни вели активную проповедь среди язычников вблизи Антиохии, Эдессы и Эмесы . Святой Симеон Столпник сыграл решающую роль в обращении арабских племен, создав арабское христианство, которое в VIb. оказалось очень влиятельным в христианском царстве Гассанидов. Оно проникло в южную арабскую область (Найран) и сохранялось после появления ислама. Святой Иоанн Златоуст уже знал об этой миссионерской деятельности сирийских монахов и переписывался об этом с общиной Зевгмы на Евфрате . Также и в Месопотамии святой Александр, будущий основатель обители «Неусыпающих» (κομητοι), до переселения своего в Константинополь, где он умер в 430г., был миссионером и ввел в новую общину устав «неусыпания». Христианские епископии распространились вплоть до Персидского залива, возникли в Ревардашире и на островах Бахрейна и были представлены на Селевкийском соборе в 410г. Эта миссионерская деятельность сирийских христиан, часто монахов, включала также и путешествия в иностранные государства для проповеди Евангелия. Хотя ранняя история христианства в Индии, Армении, Грузии и Эфиопии затуманена легендарными сказаниями, в этих четырех странах сирийский вклад в созидание Церкви был, без сомнения, решающим. Как мы увидим позже, несторианская церковь Персии будет продолжать свою миссию по всей Азии вплоть до поздних Средних веков. 2. Христианство на Азиатском субконтиненте В своей знаменитой «Христианской топографии», написанной в 520—522 гг., александрийский путешественник Косма Индикоплов указывает на существование большой многонациональной и грекоязычной христианской общины на острове Сокотра в Индийском океане, напротив аравийских и африканских берегов. Он описывает также «персидскую» церковь на Цейлоне (Шри–Ланка) и епископию в «Каллиане» или Квилоне в Южной Индии . Два первых из этих упоминаний могут относиться к торговым поселениям. Согласно Косме, духовенство как Сокотры, так и Цейлона было рукоположено «в Персии», то есть (несторианским) католикосом Селевкийско–Ктесифонским. Однако что касается христиан Индии, он как будто говорит о древней общине, возможно, восходящей к апостольским временам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Так, например, «Физиолог» сообщал о чудесной птице феникс, превосходящей своей красотой павлина и всех пернатых. Она носит на своей главе венец и «сапогы на ногу, якоже царь». Живет эта прекраснейшая птица в Индии близ Солнечного града. В течение пятисот лет лежит она на кедрах ливанских без всякой пищи. Тогда звонит в колокол иерей Солнечного града, и при его звоне слетает феникс на землю и входит к священнику в церковь , садится на ступени алтаря и превращается в пепел. Наутро же священник, придя в церковь , находит там вновь возродившуюся из пепла птицу. Описывает «Физиолог» и фантастического зверя единорога, который подобен «козляти» и очень кроток, но охотник не может приблизиться к нему, потому что единорог очень силен, имея один рог посередине головы. А вот птица «сирин» – «до чресл» образ человеческий, а хвост гусиный. Своим «благоглаголанием и благословесием возжигает сердца беззлобных». «Физиолог» не ограничивается простым описанием животных, он дает символическое толкование их свойств. Так, феникс – это образ праведника, свидетельство воскресения Христа. Описываемые свойства животных «Физиолог» объясняет как определенные состояния человеческой души. Образ единомужней горлицы – идеал супружеской верности и любви: потеряв любимого или любимую, горлица удаляется в пустынное место, где на сухом древе оплакивает невозвратимую утрату. Трухлявое дерево, которое долбит дятел, устраивая внутри себе гнездо, – символ душевной слабости человека, этой слабостью и пользуется дьявол , который овладевает душой и там возгнездится. С устройством мироздания древнерусских людей знакомила «Христианская топография» Космы Индикоплова (плавателя в Индию). Сочинение этого монаха, в прошлом александрийского купца, совершившего путешествие на Восток (VI в. н. э.), было известно на Руси в XI – XII вв. Косма считает, что только «божественное писание» дает истинное представление об устройстве Вселенной. Центр Вселенной – земля. Это прямоугольная плоскость, длина которой вдвое больше ширины, ибо такой формы был устроен Моисеем престол в святая святых, – этот престол и являл собой образ земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископу Эдесскому Иосифу во сне было открыто, что Индийская Церковь не имеет пастыря. Иерусалимский епископ поручил одному купцу по имени Фома, который родом был из Каны Месопотамской, узнать во время ближайшего путешествия в Индию о состоянии местных христиан. Вернувшись на родину, он рассказал о бедственном положении тамошней Церкви, и вместе с группой христиан в 400 человек, среди которых были епископ Эдесский Иосиф, пресвитеры и диаконы, снова прибыл в Малабар, высадившись в 345 г. в Маланкаре. Очевидно, эти христиане Иерусалима, Багдада и Ниневии бежали из Персии, спасаясь от преследования царя Сапора II (309–379) 13 . Колонисты были благосклонно приняты местными жителями, а от царя Сарума они получили землю и привилегии, начертанные на двух медных досках, которые хотя и погибли после 1544 г., однако их содержание дошло до наших дней в португальском переводе, хранящемся в Британском музее. Около середины IV в., согласно армянскому писателю Филосторгию, император Константин направил Феофила Индийского к омиритам и савеям. Посетив ряд индийских островов, тот исправил многое из того, что местные христиане искажали. Приблизительно в 470 г. Мана, епископ Ривардаширский, преподаватель Эдесской школы, написал на персидском наречии пехлеви церковные поучения, статьи, песнопения, и перевел с греческого на сирийский сочинения Феодора Мопсуетского, направив затем все это в Индию. Первые вполне достоверные сведения о христианах Южной Индии дает Косма Индикоплевст (Индикоплов) в своей книге “Христианская топография” (VI в.) 14 , в которой описывает положение христиан этой страны. Он нашел духовенство и верующих на острове Тапробан (Цей­лон), в Малабаре, на острове Диоскорос. Местный епископ принимает хиротонию в Персии. На этом основании следует предположить, что местные христиане, поддерживая связь с Персией, были несторианами, потому что в конце V столетия несторианство в Персии возобладало. Эта связь с Персией поддерживалась и в VII в. Известно письмо несторианского патриарха Исояпа III (650–660) Мар Симеону, митрополиту Ривардаширскому (Персия), где автор говорит об Индии, входившей в то время в юрисдикцию этого митрополита.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Заблуждения Космы Индикоплевста касательно формы земли и звезд оказываются тем более удивительными, что он обладал сведениями по астрономии 66 , но его сбили с толку худо понятые им тексты св. Писания. Некоторые отцы и учители церкви, принимая без всякой критики ходячие мнения в этом отношении просто потому, что они казались им согласными с языком Библии, допускали, что земля плоская и отвергали мнение философов, утверждавших, что она имеет шарообразную форму 67 . Они ссылались на следующие тексты, которые тщательно собрал автор «Топографии»: «(Господь) распростер небеса как тонкую ткань, и раскинул их как шатер для жилья» ( Ис.40:22 ). В книге Иова также говорится: «Кто может разсчислить облака своею мудростью и удержать сосуды неба (или по-славянски – ближе к греческому переводу семидесяти толковников – «небо же на землю преклонил» ( Иов.37:37 ). В послании к евреям ап. Павел говорит также в выражениях, напоминающих выражения этого египетского монаха, именно, что скиния, построенная Моисеем, была образом той «истинной скинии, которую воздвиг Господь, а не человек», т. е. образом мира ( Евр.8:1–2 ). Так как скиния была четырехугольная и продолговатая, то Косма выводил отсюда, что земля продолговата, так что ее долгота от востока к западу вдвое превосходит ее ширину от севера к югу 68 . Древний александрийский купец, очевидно, буквально понимал выражения, которые суть лишь образы и иносказания, как, без сомнения, все теперь понимают их 69 . Это неверное толкование тем не менее настолько утвердилось в среде известного круга толкователей, что даже когда уже Христофор Колумб открыл Америку, один испанец – Тостат, епископ авильский, заявлял, что мнение о шарообразности земли нелепо и не здраво в вере (in fide non tuta). Пример этот с достаточностью может показать толкователям, с какою осторожностью они должны относиться к научному объяснению св. Писания. Он показывает также, в виду всеобщего согласия теперешних толкователей в допущении шарообразности земли, что когда известная научная истина установлена твердо, церковь отнюдь не отвергает ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В полных изданиях творений св. Иоанна Златоуста 57 , содержится шесть бесед Севериана (умер ок. 408 г.), епископа гавальского в Сирии, касающихся также шестидневного творения. Он был современник своего знаменитого соотечественника, но моложе его. Иоанн, сделавшись архиепископом константинопольским, покровительствовал ему, что однако не воспрепятствовало Севериану, забывшему об этом покровительстве, стать впоследствии на сторону врагов своего благодетеля. Тем не менее он не забыл наставлений своего покровителя, и его толкование есть лишь отголосок его учителя и св. Ефрема Сирина . Он с полною ясностью и точностью учит, что Бог сначала сотворил первичную материю, и этот акт он, повидимому, относил к первому дню; в следующие дни Творец уже лишь образовывал и приводил в порядок и то, что было сотворено сначала. «Бог все создал в течение шести дней», говорит он. Но первый день отличается от последующих; потому что в первый день Бог произвел из ничего κ μ ντων, а начиная со второго дня Он уже не производил из ничего, но, по Своему изволению преобразовывал то, что было сотворено в первый день... Таким образом, в первый день Бог сотворил первичную материю, а в следующие дни Он только придавал форму и красоту уже созданной материи. Первобытная тьма, по его мнению, была произведением облаков и паров, поднимавшихся над первобытным морем 58 . В этом отношении, как и во многих других, Севериан держится объяснений св. Ефрема. Что касается сотворения звезд, то он объясняет его, согласно с изложенными им началами, следующим образом: «Из чего Бог сотворил солнце, луну и звезды? Спрашивает он. Мы сказали, что Бог в первый день извлек все из небытия и что в следующие дни Он пользовался тем, что уже существовало. Откуда же является солнце? Из света, сотворенного в первый день. Творец преобразовывал его, по Своему изволению, различными способами; тут Он создал вещество света, там – звезды, подобно золотых дел мастеру, который сначала превращает золото в массу, и затем чеканить из пего различные медали». Мир, по нему, имеет форму не круга, а палатки. Далее мы увидим, как его последователь Косма Индикоплевет настойчиво проводил это мнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010