При этом его конфессиональная принадлежность вызывает вопросы. Так, в своем труде он чаще ссылается на Феодора Мопсуестийского, чем на других авторитетных христианских писателей, из чего можно было бы сделать вывод о его приверженности несторианству, но место его рождения говорит не в пользу этой версии, поскольку в Александрии преобладало как раз монофизитство и присутствовало немало православных-халкидонитов. Неизвестно и о несторианских монастырях на Синае. Поэтому вывод о несторианстве Космы Индикоплова, которые делают некоторые исследователи, представляется поспешным. Возможно, подолгу бывая с коммерческими целями на востоке, в Иране, где среди христиан доминировали несториане, Косма находился под их влиянием, читал Феодора, которого они особенно почитали, но который при этом жил и умер до того, как разразился христологический спор и появилось несторианство, и который был анафематствован на 5 Вселенском Соборе, в то время как Косма писал свою «Топографию» до Собора, так что предположение о его принадлежности к Православной Церкви не может быть опровергнуто его ссылками на Феодора Мопсуестийского. Книга Косьмы названа «Христианской топографией» не без полемического вызова. Дело в том, что ее автор отвергает общепринятую в ту пору геоцентрическую космологию Птолемея, согласно которой Земля, находящаяся в центре мира, имеет шарообразную форму. Косма считает эту систему наследием языческой древности и противопоставляет ей иной образ мира, который он сконструировал, опираясь на собственное прочтение библейского Шестоднева и, вероятно, также на космологические представления, бытовавшие в его время в той христианской среде, которая отталкивалась от александрийских эллинистических культурных традиций, в особенности на несторианском Востоке. Подобные воззрения, основанные на буквальном прочтении библейского текста, разделяли некоторые из богословов антиохийской школы, не только Феодор Мопсуестийский, но и Ефрем Сирин . По словам Ф. И. Успенского, «библейский и церковно-исторический отдел «Топографии» почерпнут из устных бесед с Патрикием, то есть Мар-Аба, который долго жил в Александрии и принадлежал к несторианскому исповеданию» 732 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

47 Перечень и общую характеристику рукописей Топографии дает Е. К. Редин в труде «Христианская топография Козьмы Индикоплова по греческим и русским спис­кам» (М., 1916). См. также: «Косма в Волоколамском монастыре» в «Описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 г.» – ЧОИДР, 1847, 7, смесь. Текст «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова в переводе с греческого издан фотографически Обществом любителей древней письменности с древнейших спис­ков (ГИМ, Увар. 190 и ГБЛ, Унд. 191). 48 См. капитальный труд Н. А. Казаковой и Я. С. Лурье «Антифеодаль­ные еретические движения на Руси XIV-haчaлa XVI вв.». М. – Л., 1955. 51 См. о нем: А. И. Соболевский. Переводная литература Московской Pvcu XIV-XVII вв. СПб., 1903, с. 254–250. 52 ГПБ. Q. XVII. 264 – Сборник XVII в. Здесь под заглавием «Написание о белом клобуке» имеется письмо или послание толмача Димитрия Герасимова от 1492 года архиепископу Новгородскому Геннадию из Рима, в котором Герасимов описывает, с каким трудом он обнаружил подлинный экземпляр Повести у какого-то римского книгохранителя Иакова и получил от него этот документ за «многие дары». В заключе­ние Герасимов сообщает, что отправил документ архиепископу Геннадию в Новгород с «русским гостем (Фомою)». Из приведенного письма Герасимова можно сделать только тот несомненный вывод, что при архиепископе Геннадии действительно суще­ствовали связи между Новгородом и Римом и что толмач Герасимов имел близкое отношение к появлению «Повести о новгородском белом клобуке». 58 Вопрос о столкновении между православным греческим Востоком и католиче­ским Западом за преобладание влияния в Киевской Руси мало исследован. 59 Мы не перечисляем переводные сочинения, поступившие с Запада, отсылая чита­теля к вышеуказанному специальному труду А. И. Соболевского. 61 Труд учеников И. С. Тихонравова. М., 1892. Более раннее исследование о Тол­ковой Палее – В. Успенский. Толковая Палея. Казань, 1876. 69 Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. СПб., 1861, е. 683–692.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

[...] Распространению христианства в Центральной Азии вдоль торговых артерий, соединявших Византию, Персию и Дальний Восток, способствовали также и купцы-христиане. От начала IV в. у нас есть сведения о христианах в области Бактрианы (Северный Афганистан – Южный Туркестан). В 478 г. персидский император Кавад нашел христиан среди гуннов Бактрии и тюрков, которые жили по берегам реки Оке 144 . Но, главным образом, так называемые несториане, когда возможность действий на западном направлении им была отрезана, стали развивать свою отдельную миссию на восток и распространили Евангелие в Центральной Азии, дойдя уже в VII в. до Китая, а позже – до берегов Желтого моря 145 . Накануне мусульманского вторжения (VII) Церковь Персии насчитывала 80 епархий, протянувшихся от гор Армении до Южной Индии. Косма Индикоплов, византийский географ, а затем монах Синайского монастыря (VI), показательно утверждает: «И у бактров, и у гуннов, и у персов и прочих индов, и у персоармян, и у мидийцев, и у еламитов, и во всякой Персидской земле есть и бесконечное число церквей, и епископы, и множество христианского народа, много мучеников и монашествующих отшельников» 146 . Даже на острове Кеилане, находящемся южнее Индии, византийский путешественник обнаружил большое количество христиан. На этом большом острове, куда столько купцов прибывало из Сирии, Персии и Эфиопии для обмена товарами с купцами из Китая и Индии, христианство распространилось, как кажется, достаточно рано. Косма упоминает также о существовании христианских общин вдоль берегов Индии, в Малабаре, а различные другие тексты сообщают нам о распространении христианства в Бенгальском заливе и о преимуществах, которые позже, в VIII и IX вв., предоставили христианским меньшинствам местные индийские правители 147 . Эти христианские очаги были связаны по большей части с миссионерской деятельностью персидских христиан; они показывают, насколько далеко продвинулась миссия Восточных Церквей уже в первый византийский период. 3. Достойными упоминания являются и миссионерские усилия по христианизации арабов, живших к югу от Империи. В периоды засухи многие кочевники-арабы в поисках пропитания для своих животных и для самих себя перемещались на север, часто доходя до пределов Мертвого моря и Евфрата и предпринимая набеги на окружающие области. Эти арабские племена, контактируя с христианским населением, стали постепенно принимать христианство. Многие византийские клирики были заинтересованы в распространении Евангелия среди арабов. Златоуст в своем послании пресвитеру Констанцию показательно отмечает: «Итак, имея это в виду, владыка мой, не прекращай заботиться о Церквах Финикии, Аравии и на Востоке, зная, что ты получишь большую мзду 148 ».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Как только мы перестаем обращать внимание на границы, мы получаем лучшее представление о возможностях, доступных ранним христианам. В средиземноморском мире были свои известные маршруты, однако известные маршруты были и в землях к востоку и северо-востоку от Иерусалима. Они пролегали через Сирию, Месопотамию и за ее пределы. Еще в ранние христианские времена путешественники могли проходить ­по участкам древней Персидской царской дороги, которая пролегала с юго-запада­ Ирана через Вавилон и в северную Месопотамию. Эти азиатские миры, покоренные Александром Македонским, были усеяны топонимами в память о нем и его генералах. К этим городам относятся все александрии, антиохии и селевкии, которые простираются на восток до Афганистана. Кандагар также берет свое именование от Александра. В позднем средневековье восточные христиане продолжали использовать календарь эры Селевкидов. Вместо рождества Христова точкой отсчета все еще было начало эры правления Селевкидов в Сирии/Палестине в 312/311 году до нашей эры . КАРТА 2.1. САССАНИЙСКАЯ ПЕРСИДСКАЯ ИМПЕРИЯ В VI в. географ Косма Индикоплов описал этот восточный мир в терминах, которые, хотя и не всегда точны­, показывают, как люди того времени оценивали масштаб Азии, которая простиралась до Циницы, Китая. Сам Косма, который, вероятно, был несторианином, получил свое имя потому, что путешествовал по Индии. Он подсчитал ширину Евразии от Китая до Атлантики — это примерно четыреста стадий, или двенадцать тысяч миль (в среднем стадия — тридцать миль): Измерение должно быть сделано таким образом: от Циницы до границ Персии, между которыми включена вся Iouvia [земля гуннов?], Индия и страна Бактрия, — как минимум около ста пятидесяти стадий; вся страна персов занимает восемьдесят стадий; от Нисивина до Селевкии — тринадцать стадий; от Селевкии до Рима, галлов и Иберии, жители которых теперь называются испанцами, и далее в Гадир, который лежит к океану, более ста пятидесяти стадий; таким образом, общее количество стадий должно быть около четырех сотен .

http://bogoslov.ru/article/6168863

3. В своей знаменитой «Христианской топографии», написанной в 520-522 гг., прославленный александрийский путешественник Косма Индикоплов сообщает о существовании большой интернациональной грекоязычной общины на острове Сокотра в Индийском океане. Он также описывает «персидскую» церковь на Цейлоне и епархию «Каллиана», или «Квилон», на юге Индии (Малабарское побережье). Согласно Косме, епископы на Сокотру и на Цейлон ставились несторианским католикосом Селевкии-Ктесифона. Что же касается индийских христиан, то Косма возводит их корни к апостольским временам. Действительно, в сирском апокрифе «Деяния апостола Иуды Фомы», написанном в Междуречье в III в., говорится об апостольском происхождении Индийской Церкви. Сирийский оригинал «Деяний» называет апостола, отправившегося в Индию, св. Иудой, в то время как местное индийское предание основывается на греческой версии и называет его Фомой. Еще одна традиция, сохраненная Евсевием, говорит о том, что первое миссионерское путешествие в Индию было совершено Варфоломеем. Хотя большинство этих легенд сами по себе не могут быть подтверждены историческими источниками (также, впрочем, как и не могут быть опровергнуты), само количество утверждений, что христианство существовало в Индии еще в доконстантиневские времена, впечатляет. Отметим, что, согласно данным последних исследований, в Индии во время Христа существовали еврейские поселения, и этот факт делает предположение об апостольской проповеди в той части света намного более вероятным. Более того, в относительно недавней публикации римо-католический историк Г. Шурцхаммер доказывает, что гробница апостола Фомы, и сегодня весьма почитающаяся в Майапуре (юго-запад Индии), возможно, датируется 50-100 гг. по Р.Х. Мы не можем с уверенностью говорить, до какой степени индийское христианство в IV-V вв. было автохтонным. Большую часть христиан составляли иностранные беженцы. Мы знаем, например, что во время гонений на христианство в Персии при правлении царя Шапура II (309-379) многие христиане покинули страну и нашли убежище либо на римской территории (как св. Ефрем), либо в Индии.

http://sedmitza.ru/lib/text/434754/

Бросая пищу в одно из двух отделений ямы и тем приманивая туда зверей, сторожа затем затворяли дверь в перегородке и в освободившееся от животных отделение могли входить беспрепятственно для очистки его. Так поступали и с другим отделением, и таким образом могли, смотря по надобности, перегонять львов из одного отделения в другое. На поверхности земли ямы окружены были в ½ локтя вышины стеной, через которую можно было смотреть в глубину ямы. Крыш над ямами не было, значит, они находились прямо под открытым небом и преступников бросали в ямы сверху через это открытое отверстие. Сбоку устроялся особый ход, через который вводили и выводили зверей, через которые ходили сторожа к дверце перегородки и который обыкновенно закрывался большими камнем. (Keil, 180. 181, Тр. к. ак. 1873 г. 10, прим. на прор. Дан. 6:17 ). 35 Этим выражением определяется не весь вообще период боговраждебной деятельности последнего врага Церкви, а только период торжества его над святыми и наиболее страшного угнетения их с его стороны. 36 Так, например, Ефрем Сирин и Косма Индикоплевст под второй монархией разумели Мидийское царство, под третьей – Персидское, а под четвёртой царство Александра Македонского с преемниками его; Полихроний же под второй монархией разумели Мидо-Персидскую, под третьей – монархию Александра; а под четвёртой – царства преемников его (Keil, 206). Элам (Греч. λυμας, LXX–λαμ) древне-еврейское наименование к востоку от Вавилона и нижнего Тигра лежащих земель, населённых в ранние времена семитами, происшедшими от Элама, одного из сыновей Сима ( Быт.10:22, 14:1, 9 ; Ис.11:11, 21:2, 22:6 ; Иер.25 ). В позднейшее время, когда вполне обосновалась Мидо-Персидская монархия и владения её были разделены на сатрапии, Эламом стала называться область между реками Тигром н Эвлеем, или между персидскими сатрапиями: Вавилонией, с одной стороны, и Сузианой, с другой, причём река Эвлей служила пограничной чертой между Сузианой и Эламом, или Элимеей. Мидия на севере, Персидский залив на юге и Персия на востоке составляли собой границы Эламской страны в её древнем, более широком значении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Святоотеческая экзегеза праздника Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну трех Лиц Единого Бога и научает равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную, обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся обычной мыслью и словом объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю греховного естества. Она учит, что спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа, и потому необходимо достойно хранить благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте драгоценной одежды, необходимой для спасения. Беседы на праздник Богоявления известны еще в III веке: святители Ипполит, Григорий Чудотворец. Тогда же, в русле споров о раздельном или синкретичном праздновании Рождества и Крещения, появляются яркие произведения, в которых на твердых богословских основаниях, но весьма эмоционально обосновывается первая точка зрения. Так, святитель Прокл Константинопольский проповедовал: «В предшествующем празднике Рождества Спасителя земля радовалась, в сегодняшний праздник Богоявления море зело веселится, поскольку через Иордан оно получило благословение А Косма Индикоплевт в «Христианской топографии» кратко зафиксировал то, что со временем приняли все православные: «Издревле Церковь, дабы не забыла об одном из двух праздников, если бы стала совершать их вместе, постановила, чтобы их разделяли двенадцать дней по числу апостолов». Впоследствии - с IV по IX столетия - великие отцы Церкви (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин) создали свои праздничные гомилии, искусно сочетающие в себе догматическое содержание и символико-аллегорическую образность. Праздник в дохалкидонской и западной традициях Для исторической и сравнительной литургики чрезвычайно любопытной является драматичная история установления единого дня празднования Рождества и Крещения в Армянской Церкви. В Армении, где, отвергнув Халкидонский Собор, стали исповедовать монофизитское учение, во второй половине VI столетия окончательно утвердился прежний обычай праздновать Рождество и Крещение в один день по указанию армянского католикоса Нерсеса II (548-557). Несомненно, возвращение к данной традиции было обусловлено их стремлением к как можно большему обособлению от Византии на религиозной почве. Подобная практика получает обильное обоснование во многих полемических трудах таких авторов, как Ширакуни (Анания Счислитель, около 600-670), Захария Дзагеци († 877), Ованес Ерзнкаци (из Плуза) (1220/1230-1293) и многие другие, которые, среди прочего, апеллировали к апостольским

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

1652 О том, что природа возвещает истину вещей (а не только пророчества и писания святых), пишет Косма Индикоплов (ατ φσις τν πραγμτων τν λθειαν προδλως κηρττουσα) (Cosm. Indicopl. topogr. chrism. 10.41.6), но мысль эта, кажется, несколько иная, чем в отрывке из opusc. 23, как видно из добавления «или же их пребывание в сущности (νοσιον)». У Дамаскина это определение также воспроизводится без добавления про «пребывание в сущности» (см. Joann. Dam. fragm. philos. 11.32). 1653 Иначе: «осуществленность». Ср. это и два следующих определения с определениями природы у свт. Анастасия Антиохийского в изложении А. И. Сидорова : «Что же касается „природы“, то она есть действительность или осуществленность (τ νοσιον) вещей. Согласно мнению одних, „природа есть становление приходящих в бытие, а согласно мнению других, она есть Промысел Божий относительно [всего] ставшего, определяющий и [их] бытие, и образ [этого] бытия (τ πς εναι)“» (Сидоров 1989а, с. 185). В оригинале совпадение почти полное. 1654 Отождествление природы и промысла (πρνοια) характерно для стоиков. У неоплатоников с природой отождествлялся фатум (εμαρμνη), который, в отличие от промысла, исходящего от Ума (у Плотина) или Генад Единого (у Прокла), соотносился с Душою Мира. Однако и у стоиков промысел практически отождествлялся с фатумом, а у неоплатоников фатум всецело происходил от промысла и был установлен им. Для прп. Максима характерно отличать логос природы, который в качестве ее замысла соотносился с Божественным промыслом, от самой природы, которая, в отличие от промысла, была тварной. В данном отрывке мы не находим признаков такого учения. 1655 Понятие сложной ипостаси применительно ко Христу разрабатывается Иоанном Грамматиком ( Joann. Gramm. capim. xvii contra monophysitas. 70); исповедание сложной ипостаси становится обязательным в православном богословии после Эдикта о правой вере имп. Юстиниана ( Justin. edictum rectae fidei. 144.21). Ср. у прп. Максима: «Имя «Христос» указывает не на природу, а на сложную ипостась» (opusc. 24: PG 91, 268A).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

1103 Река Тиф берет начало в южной части горной системы Тавр, которая именуется также Гордиейскими горами (Strabo, XI, 12, 4). По всей видимости, именно это название, но испорченное, использовано Филосторгием. 1104 Известна область Месена в Месопотамии, находившаяся рядом с Вавилонией или входившая в нее (Strabo, II, 1,31). 1105 Евфрат берет начало на северной стороне горной системы Тавр и течет на запад через Армению (Strabo, XI, 14, 2). Армения не была единой. После поражения армянского царя Тиграна II от римлян в 66 г. до н.э. Армения была разделена: к западу от Евфрата было образовано княжество Малая Армения, а к востоку от Евфрата – Великая Армения. В таком виде эти области и вошли впоследствии в состав Римской империи. 1107 Под Эритрейским морем в античной географии понималась вся северная часть бассейна Индийского океана, в том числе Красное море, Аравийское море. Аденский залив, Персидский залив. Собственно Красное море называлось Аравийским заливом. Одной из версий происхождения названия Эритрейское море был красный цвет африканских гор и песка на берегу. Римляне восприняли название моря именно в этом значении и перевели как Красное море. Постепенно название «Эритрейское море» стало исчезать. Так, автор начала VI в. Косма Индикоплов уже не употребляет его (61, 3–8). Но еще долгое время оставалось название «Эритрейский залив», обозначавшее Красное море и часть Аденского залива до мыса Гвардафуй. 1109 Фисон – это одна из четырех рек Эдема ( Быт. 2:11 ). Обычно под этой рекой подразумевают реку Ганг в Индии. Что касается современного Филосторгию названия реки, то известны племена гипасиев в Индии, по территории которых течет река Инд (Strabo, XV, 1, 27). 1112 Животное сравнивалось с греческим богом Паном (Сатиром, Фавном), которого изображали в виде получеловека с ногами козла, рогами и козлиной бородой. 1114 По приглашению папы Юлия Афанасий прибыл в Рим (см. кн. III, прим. 4), во владения уже Константа, который после смерти Константина II стал фактически императором Запада. В 341 г. в Риме состоялся собор (ок. 50 епископов) по делу Афанасия, на который не явились представители Востока. Этот собор полностью оправдал Афанасия. Однако это не изменило положения Афанасия. В 342 г. Констант возвратился из Галлии в Медиолан и по просьбе приближенных, будучи православным, принял участие в судьбе Афанасия, вызвал его к себе в Медиолан и направил вместе с Осией Кордовским в Галлию для устроения дел церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Первый раздел XI книги, § 1–12, обозначен: «Описание индийских животных и индийских деревьев», где речь идет преимущественно не об индийских животных, т. е. здесь слово «Индия» употреблено в расширительном обозначении (см. примеч. 15)) (13)Это большой остров в Океане 677 , лежащий в Индийском море, у индов называемый Сиеледибой, а у эллинов Тапробаной, где находится камень гиацинт 678 . Лежит он дальше страны перца 679 . Вокруг него есть очень много маленьких островов 680 , на всех имеется пресная вода и аргеллии, и все они большей частью с глубоководными берегами 681 . Большой остров имеет, как говорят туземцы, триста гаудий 682 в длину, столько же в ширину, то есть девятьсот миль 683 . На острове – два царя, враждебные друг другу: один – владеющий гиацинтом, и второй – другой частью, где есть эмпорий и гавань; эмпорий в той части тоже большой. (14) Есть на этом острове и церковь проживающих тут персов христиан, и пресвитер, рукополагаемый из Персиды, и дьякон, и все церковное богослужение. А туземцы и цари – язычники 684 . У них много храмов на этом острове. В одном их храме в вышине находится гиацинт, как говорят, огненный и большой, как большая сосновая шишка, и он светит далеко, особенно когда его освещает солнце, являя собой бесценное зрелище. (15) Остров, находясь посредине, принимает много судов из всей Индии, Персиды и Эфиопии, а также отправляет. Из внутренних стран 685 , я имею в виду из Цинисты и других эмпориев, он получает метаксий, алоэ, кариофилл, кариофилльное дерево, сандаловое дерево и все что там есть, и переправляет внешним странам, я имею в виду в Мале, в которой произрастает перец, в Каллиану, где есть медь, сесамовые стволы и другие ткани 686 (это ведь тоже большой эмпорий), а также в Синду, где есть мускус, кост и нард, в Персиду, в Гомерит и в Адулу, и, в свою очередь, получая товары из каждого из названных эмпориев и переправляя внутренним странам и вместе с тем отправляя в каждый эмпорий свои товары. (16) Синду есть начало Индийской земли. Ведь река Инд, то есть Фисон, впадающая в Персидский залив, разграничивает Персиду и Индию. Так вот, блистательные эмпории Индийской земли эти: 687 Синду, Орротй, Каллианй, Сибор, Мале с пятью эмпориями, вывозящими перец: Парти, Мангарут, Салопатана, Налопатана, Пудупатана. Дальше на расстоянии около пяти суток за пределами материка в Океане находится Сиеледиба, то есть Тапробана. Затем дальше в пределах материка находится 688 эмпорий Маралло, вывозящий раковины, Кабéр, вывозящий алабандин, затем далее следует... кариофилл 689 , далее Циниста, вывозящая метаксий, дальше нее нет никакой земли – ее ведь на востоке окружает Океан. Так вот, эта Сиеледиба, оказываясь приблизительно у срединной линии Индийской земли, обладающая и гиацинтом, принимает из всех эмпориев и переправляет во все, и оказывается большим эмпорием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010