На корабль сел – от Бога было убежать решился. Но внезапно на пучине страшна буря разыгралась, Испугались мореходцы, жизнь с овчинку показалась. Ощутил тогда пророк поступь Бога Вышнего – В море ввержен, не имел он помощи от ближнего. Зверь морской его в волнах жадно проглотил, Но из чрева рыбы он к Богу возопил. Наказал его Господь – дал и избавление, Снова на Восток послал – угрожать прещением. Не хотел вещать ты словом – делом вразумился И бессмертного Христа образом явился. Предуведел ты в Мессии смерть и воскресение, Божьим Промыслом всем людям возвестил спасение. Милосердию Христову Ниневия покорилась – И внезапно чрез тебя милость Божия открылась. Проповедником невольным покаяния ты стал: Слезно каялся народ – и прощение стяжал. Пожалел ты тыкву дикую, а о людях позабыл, Но Господь тебя премудро перед всеми вразумил. Боже, даруй и нам, грешным, слезы покаяния, – Да избавимся Тобою злого воздаяния. 3. Св. мученик Фока вертоградарь . Земляк священномученика Фоки. В Синопе близ Черного моря у Фоки был сад, который он сам возделывал. Плодами фруктовых деревьев угощал он всех прохожих, не упускал возможности и души их насытить словом Божиим. Однако услышал о нем князь, мучитель христиан, и послал воинов убить его. Фока [принял] и угостил солдат столь радушно, что они не решались его умертвить. Но по его просьбе исполнили они приказ князя и отсекли ему голову. На том месте, над его чудотворными мощами, вскоре был построен храм в его имя. Святого Фоку особенно почитают моряки. Призывают его на помощь и все морские путешественники. Пострадал он в 320 году. 4. Преп. Косма Зографский . Родом из весьма знатной болгарской семьи. Когда родители вознамерились его женить, он убежал на Святую Гору. Отшельник и чудотворец. Подвизался в пещере близ монастыря Зограф. Несколько раз являлась ему Пресвятая Богородица. Величайший зографский подвижник и чудотворец. Его страшная [для демонов] келья, в которой святой Косма подвизался в безмолвии и боролся с незримыми врагами нашего спасения, существует и поныне к северо-западу от Зографа. Провидел он духом и описывал события на огромном временном и пространственном расстоянии. Скончался в старости, 22 сентября 1323 года, и после многотрудной жизни преставился в радость Господа своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   Но недолго страдал божественный Косма. На третий день после сатанинских побоев, приобщившись пречистых Таин, он в славословии и с молитвою на устах мирно предал Господу дух свой, 22 сентября 1323 года от Рождества Христова.    Когда по окрестным пустыням и по обителям соседственным разнеслась весть о кончине Космы, для погребения священных останков его собралось множество отцов и братий. В то же время Бог, прославляющий славящих Его, чудным образом прославил по смерти и преподобного Косму. Когда совершалось погребение преподобного, к пещере его стеклись пустынные звери, со всех сторон слетелись пернатые птицы - и все эти безсловесные творения, как будто бы понимавшие общую потерю Святой Горы, молча окружали отпеваемого праведника, не сводя с него очей своих, а когда тело опустили в могилу и стали засыпать землею, каждое из животных издало печальный свой голос, и, по отдании столь дивной почести угоднику Божию, рассыпались они по пустынным местам своим. Потом, когда протекло сорокадневное поминовение по усопшем праведнике, зографские братия собрались в его пещеру, совершили там всенощное бдение и решились открыть святые останки, чтоб перенесть их с честью в обитель, но останков не нашлось. Что сделалось с ними, никто не знает доныне; это ведает только Бог, царствующий над всеми и во всех во веки веков. Аминь. Память двадцати шести святых преподобномучеников Зографских    Святые преподобномученики зографские: игумен Фома и с ним иноки: Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иосиф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и четыре мирских, имена которых неизвестны, - пострадали от папистов, разорявших святую Афонскую Гору в царствование Михаила Палеолога (1260—1282 г.) За дерзновенное обличение латиномудрствующих в ереси святые были сожжены в пирге (башне). Память их совершается 22 сентября. Но в Зографе празднуют им октября 10-го, в день их мученичества. Подробное сказание о подвиге святых преподобномучеников помещено нами далее, под 10 октября, в «Повести о нашествии папистов на Святую Гору».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Икона «Целительница» Она принадлежит к числу наиболее древних и современна св. Нине, просветительнице Грузии, жившей в IV веке. Находится она в Карталинии, в Цикланском храме. Другая икона Богоматери того же имени находится в Московском Алексеевском женском монастыре и прославилась чудесами в конце XVIII столетия. В книге св. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» содержится рассказ о следующем чудесном знамении Богоматери. Один из клириков Наварнинской церкви, по имени Викентий Бульвиненский, имел благочестивую привычку при входе в церковь и выходе из нее преклонять колена перед образом Божией Матери и произносить следующую краткую молитву: — Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спасителя нашего! Однажды этот благочестивый клирик заболел опасной и мучительной болезнью: у него начал гнить язык, и боль была настолько сильна, что он терял рассудок. Придя в себя, больной в уме прочитал свою обыкновенную молитву к Богоматери и тотчас у своего изголовья увидел стоящего прекрасного юношу. Больной понял, что этот гость есть ангел-хранитель. Взирая с состраданием на больного, ангел воззвал к Пресвятой Богородице, вознося Ей моление об исцелении. Вдруг явилась Сама Божия Матерь и, умилосердившись над болящим страдальцем, явила знамение Своей великой любви. Больной сразу почувствовал себя совершенно здоровым и пошел в церковь. Став на клиросе с поющими, он принял участие в церковном пении, приведя в изумление народ. Это великое чудо подало повод к изображению Богоматери «Целительницы». 22 сентября Икона «Услышательница» Находится она на Афоне, в Зографском монастыре. Такое наименование св. иконы объясняется из следующего чудесного знамения. Преподобный Косма Афонский, подвизавшийся в Зографском монастыре, будучи еще в молодых летах, пришел однажды в Ватопедский монастырь на праздник Благовещения. Здесь в церкви за службой и на трапезе он видел прекрасную и величественную Женщину. Преподобный Косма сильно смутился духом и недоумевал, каким образом очутилась Она здесь на Афоне, куда не ступала еще нога ни одной женщины, и почему иноки монастыря допускают здесь Ее присутствие. Размышляя над этим, он возвратился в Зограф к своему старцу. Старец заметил смущенный вид своего ученика и спросил его:

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

Преподобный Косма Зографский, будучи еще молодым монахом, обладал даром созерцания иного. Как-то раз в праздник Благовещения пришел еще с несколькими монахами на торжественное богослужение в монастырь Ватопед. Как во время богослужения, так и во время обеда в трапезной лицезрел Косма некую Жену царственной красоты и величия, отдававшую распоряжения, распределявшую обязанности, делавшую наставления да и лично прислуживавшую [за трапезой]. Причем видение это было не мимолетным, а весьма продолжительным – до окончания праздника. Оно весьма смутило и устрашило святого Коему, ибо было ему странно и неловко видеть женщину в Святогорском монастыре. Когда поведал он о своем видении собратьям-инокам из Зографа, возмущаясь тем, что женщине разрешили вступить на Святую Гору, изумленные монахи объяснили ему, что это – Царица Святой Горы, Пресвятая Богородица. И мятущееся сердце святого Космы исполнилось великой радостью. Настолько прозорлив был св[ятой] Косма, что впоследствии, уже будучи старцем-отшельником, видел из своей пещеры душу [почившего] хиландарского игумена, как восходит она на небо, пытаясь пройти через мытарства, а демоны истязуют ее [грехи]. Тогда немедленно послал он кого-то [из послушников] сообщить братии в Хиландар, чтобы молились они Богу за душу своего преставившегося игумена. Это произошло после утрени, лишь только монахи с игуменом вышли из церкви. Услышав весть от [преподобного] Космы, монахи усмехнулись, говоря, что их игумен только что проследовал в свою келью готовиться к совершению Литургии. Но, войдя в келью, они нашли своего игумена [уже] умершим. Созерцание Да созерцаю грех царя Охозии и Божие наказание (2 Пар. гл. 22), а именно: 1) как Охозия делал злое перед Господом и вступил в союз с грешным домом Ахавовым; 2) как умерщвлен был Охозия вкупе с многими своими сродниками. Проповедь о Боге Духе Святом, прославляющем [Сына Божия] Он (Дух) прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Ин. 16:14 Дух Святой равносилен Отцу и Сыну; и всё, что может Отец, может и Сын, может и Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Когда жизнь преподобного Космы подходила к концу, Христос от­крыл ему, что он должен будет претерпеть сильное нападе­ние бесов. На следующий день преподобному Косме явился князь мира сего со своими служителями. Он стенал и плакал о том, что не может уничтожить преподобного Косму, своего сильнейшего вра­га, который в течение стольких лет побеждал его и добродетелями стяжал тот Небесный престол, который некогда принадлежал падшему Деннице. Взяв огромную дубину, бес так сильно ударил святого, что тот упал полумертвый. Попу­щением Божиим преподобный Косма умер от этих ран двумя днями позже, 22 сентября/5 октября 1323 г. Когда отцы монастыря пришли похоронить преподоб­ного, вокруг собрались дикие звери и до конца панихиды сохраняли полную тишину. Как только тело засыпали зем­лей, звери почтили святого необычайно громким криком и разбежались. Через сорок дней монахи пожелали выко­пать тело преподобного Космы, чтобы перенести в монастырь, но его не оказалось в могиле. Одному Богу известно, где оно пре­бывает.   Макарий Симонопетрский, иеромон. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./Адаптир. Пер. с франц. Т.1. М.: Сретенский монастырь, 2011. Комментарии Всего комментариев: 4 2018/12/07, 02:56:16 Dorogoj svjatoj Kosma Zografskij zastiti menja ot demonov i ot muza Zdravka i ot jego ljubovnic . ,Amenj. 2018/10/11, 13:05:28 Святый отче Косьма моли Бога о р Б Алле !!! Очень срочно нужна твоя помощь !!! Побудь со мной сегодня !!! алла 2018/10/09, 08:40:01 Святые отцы и братья!Прошу святых молитв о детях Елене и Софии.А также о Людмиле и Андрее.Страдаем от воздействия колдуна,сил нет уже терпеть,нужна молитвенная поддержка.Низкий поклон.Аминь. Людмила 2018/10/07, 16:15:13 Святый Преподобный Отче наш Косма, умоли Господа нашего Иисуса Христа помиловать нас грешных Р. Б. Александр и Наталья со чады Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=296...

Называют также икону сию еще и Предвозвестительницею. Вместо причастного стиха на литургиях, в параклисе Успения Богоматери, по будням 47 Болгаре читают Ей акафист пред сею чудотворною Её иконою. В недавнее время во внутренних постройках Зографской обители произошел пожар, который, как только стали петь молебен Божией Матери пред сею чудотворною Её иконою, немедленно прекратился. В память сего события старцы Зографские установили совершать ежегодно на 28 Июля бденную службу Богоматери и крестный ход вокруг монастыря. XIX. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Услышательница, находящейся в монастыре Зографском Икона Божественной Услышательницы находится в алтаре соборного храма на восточной стене (в нише), простирающейся в диаконник. – Сведения о сей святой иконе почерпаются нами из жизнеописания преподобного Космы, отшельника Зографского, подвизавшегося в исходе XIII и в начале XIV веков (подробное жизнеописание сего святого можно найти во второй части Афонского Патерика). Событие из его жизни, от которого сия св. икона получила такое название, следующее. Однажды святый Косма остался один в церкви по окончаний службы. Жемая получить от Господа указание на дальнейшее течение своей иноческой жизни, он остановился пред иконою Богоматери и, ведая, что нет скорейшей предстательницы о нас пред Господом кроме Пречистой Девы Марий, молитвенно воззвал к ней: «Пресвятая Богородице! помолись в Твоему сыну и Богу, да наставить меня на путь спасения»! – Едва он произнес это, как услышал голос Богоматери: «Сыне и Боже мой! научи раба Твоего, как ему спастись» – и был на это ответ: «Пусть удалится он на безмолвие». Во исполнение такой воли Божией, по благословению настоятеля святый Косма удалился в одну из соседних пустынь и изсек себе пещеру в скале, которая видна из окон монастыря, на западе. Как там подвизался св. Косма, видел только один Бог; известно только, что за чистоту своей жизни и строгие подвиги дивный отшельник был удостоен от Бога дара чудотворений. – От сего-то события и усвоено сей иконе Богоматери название «Услышательница», – ибо Она скоро услышала глас молящегося пред Своею иконою верного раба Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

Не можем не привести в сей книге и другого трогательного случая из первых лет иноческой жизни преподобного Космы, когда Царица Небесная благоволила дать ему воочию узреть Свое трогательное попечение о насельниках Её Евангельского жребия. – Это было в Ватопеде в праздник Благовещения, который в сей обители – храмовый. В числе прочей Зографской братии был на нем и преподобный Косма. Здесь увидел он в церкви жену царственной красоты и величия, которая сама распоряжалась всем как в церкви за службою, так и в трапезе. Видя с удивлением среди множества иноков жену и замечая притом, что все состоит в Её полновластном распоряжении, юный пришлец крайне смутился. Смущенным, возвратился он, к старцу своему в Зографе и на вопрос его: «Отчего он так грустен»? Косма рассказал ему свое видение в Ватопеде. – «Какого вида была та жена? Какое было одеяние на ней»? – спросил его старец, и когда Косма описаль ему виденную им жену, тот со вздохом заметил: «И ты не узнал, что за Жена являлась тебе в обители, которая посвящена Божественной Марии? Это была Царица нашей Горы и всея твари!» Велика по истине любовь Царицы Небесной к инокам св. Горы, трогательно материнское попечение о нуждах их. ХХ. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Герондисса, в монастыре Пантократорском Святая икона сия ныне стоит в соборном храме, при северовосточной колонне, поддерживающей его купол, первоначально же она находилась в алтаре сего храма. Некогда один благочестивый престарелый игумен этой обители впал в легкую болезнь, которая приблизила его к кончине. IIpeдybeдab по откровению о времени её и желая прежде отшествия своего в жизнь вечную сподобиться причащения пречистых и животворящих Христовых Таин, он просил чередного иеромонаха поспешить совершением литургии. Но иеромонах не обратил должного внимания на просьбу своего игумена и не торопился совершением своего дела. Тогда он услышам от находившейся, как сказано выше, в алтаре сей иконы Богоматери грозный глас, повелевающий ему исполнить желание и волю своего игумена: по этому-то случаю и присвоено сей иконе Богоматери такое символическое название Герондисса (т. е. старица). Богоматерь на сей иконе написана во весь рост; икона обновлена и обложена серебряною ризою. На ризе изображен сосуд с изливающимся через края его елеем – в память того, что однажды, по молитве игумена обители пред сею святою иконою, произошло чудесное умножение елея в пустых монастырских сосудах.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

Начало болгарского национального возрождения связано с именем прп. Паисия Хиландарского. Он в возрасте 23 лет отправился на Афон, где в монастырских библиотеках начал изучать материалы, касавшиеся истории родного народа. Его «История славяно-болгарская о народах, и о царях, и о святых болгарских», написанная в 1762 году, явилась своеобразным манифестом патриотизма. В ней приведены факты минувшей славы болгарского народа как предмет, достойный памятования и подражания. Паисий считал, что для пробуждения народного самосознания необходимо иметь чувство своей земли, знание национального языка и исторического прошлого страны. И своим трудом он взялся напомнить болгарам, какое достойное место принадлежало их родине в былые времена. Эта книга не излагает исторические факты спокойно и бесстрастно, а непосредственно обращается к читателю, осуждает и разоблачает, дает оценку всем событиям прошлого, резко разграничивает добро и зло — в общем, оказывает сильное эмоциональное воздействие (15, 254). С этого времени болгары действительно поднялись на решительную борьбу за свою национальную и церковную независимость: стали открываться школы, печататься книги, смело высказываться новые идеи. Среди афонцев-болгар были великие подвижники, прославленные Православной Церковью. Кроме весьма почитаемых 26 преподобномучеников Зографских, известны также св. Иоанн Кукузель (XII век); прп. Косма, отшельник Зографский (конец XIII – начало XIV века); прп. Ромил Видинский (XIV век); свт. Иоаким I, патриарх Тырновский (XIV век), который прославился своей добродетельной жизнью, доступностью и милосердием и был канонизирован сразу после смерти; свт. Евфимий, патриарх Болгарский (XIV век); прп. Пимен Зографский, иконописец и книгописец (XVII век); мч. Иоанн Болгарин, Лаврский (XVIII век); сщмч. Дамаскин Хиландарский (XVIII век); прп. Паисий Хиландарский (XVIII век); прмч. Онуфрий Хиландарский (XIX век) и многие другие. В XIX веке с Хиландарем были связаны такие деятели болгарского возрождения, как Неофит Бозвели, Иларион, епископ Макариопольский, и первый болгарский экзарх Анфим I Чалыков.

http://pravoslavie.ru/31826.html

Преподобномученики Зографские Император Михаил VIII Палеолог, правивший с 1261 по 1282 год, пытался силой заставить греков принять унию с Католической Церковью, подписанную на Лионском Соборе 1274 года. Ему это было необходимо для того, чтобы обеспечить Византийской империи, только что восстановленной после латинской оккупации, политическую поддержку папы. По совету патриарха Иоанна Векка (1275–1282) император обратился против монашества, которому до того времени покровительствовал. Он жестоко подавлял всякое сопротивление унии и отправил войска на Афон, который являлся центром противодействия и твердыней Православия. Ценой кровавой резни император хотел подчинить монахов, отказывавшихся признать это лицемерное единение . В это время близ Зографского монастыря подвизался старец, взявший за правило ежедневно много раз читать Акафист перед иконой Пресвятой Богородицы. В один из дней Богородица ответила на приветствия, с которыми старец обращался к Ней по своему обыкновению, и возвестила о приближении к обители воинов, посланных императором. Богородица велела ему пойти в монастырь и предупредить братию, чтобы слабые в вере успели уйти, а достигшие духовной зрелости приготовились к мученичеству. Получив это известие, большинство монахов бежало в горы, но двадцать шесть подвижников укрылись в башне монастыря. Укрепляемые Господом, они знали, что настал их час принять мученические венцы. Льстивые слова и уловки латинян и их греческих союзников, пытавшихся убедить братий принять ложную унию, не возымели никакого действия. Святые оставались неколебимыми в исповедании Христа – единого Главы Церкви. Воссылая Ему хвалу, они погибли в башне, подожженной воинами. Вот имена этих мучеников: игумен Фома, монахи Варсонофий, Кирилл, Михаил, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и четыре мирянина. 5 октября 2012 г. По мнению историков, разбойничьи нападения и убийства, происходившие в это время на Афоне (ок. 1309), были частью кровавых налетов каталонских наемников, которых греки наняли для войны с турками и которые вместо этого стали грабить Фракию, Македонию и Грецию (вплоть до Афин). Тем не менее имеются надежные свидетельства об энергичном сопротивлении афонских монахов ложной Лионской унии. Они даже отправили представителей в Константинополь, но со стороны императора последовали только преследования и репрессивные меры.

http://pravoslavie.ru/56512.html

Преподобный Максим Кавсокаливит, воспитанный в благочестии, любил нищих, делил с ними одежду и хлеб. Когда его, семнадцатилетнего, хотели женить, он оставил дом, отечество и ушел в Македонию, где стал монахом. Он не носил обуви и покрова на голове, а прикрывал себя власяной одеждой. Прп. Максим ушел на Афон, где жил в пустынном безмолвии, потом пел на клиросе в лавре. Ублажая Матерь Божию, он однажды три дня усердно молился Ей на горе, и Она явилась ему в сияющей славе и сказала: «Приими, избранник Мой, власть на демонов, и поселись в подгорье, и путеводи других ко спасению». Сам Господь благословил его, и Ангелы воспели, и было благоухание. Прп. Максим жил в великих трудах как бы невещественный и бесплотный. Прп. Григорий Синаит услаждался в беседе с прп. Максимом о молитве Иисусовой и о действии благодати Духа Святого, ибо видел, что Кавсокаливит достиг ангельского бесстрастия. И был прп. Максим чудным учителем ангельского жития. В возрасте девяносто пяти лет 13/26 января 1320 года он отошел ко Господу. Преподобный Косма, отшельник Зографский, родом из Болгарии, юношей удалился на Афон. Сподобился увидеть Матерь Божию, и Она повелела ему уйти в уединение. Прп. Косма высек в скале пещеру и жил там в молитвенном подвиге. За смирение Господь дал ему дар прозорливости. Терпел сильную брань от сатаны, и отошел дух его ко Господу 22 сентября/5 октября 1323 года. Святитель Никодим, архиепископ Сербский, жил на Афоне и был игуменом Хилендаря. Затем его избрали архиепископом в Сербию, где святитель всячески содействовал процветанию иноческой жизни. Свт. Никодим прославился как миротворец и хранитель Православной веры. Святитель Феолипт, епископ Филадельфийский. Будучи в сане диакона, ревнуя о хранении веры православной, Феолипт бежал от царя и лжепатриарха, уклонившихся в латинство, на Святую Гору Афон. На Афоне он принял иночество и подвизался совместно со свт. Григорием Паламой . Латинствующие еретики заключили св. Феолипта в темницу, где жестоко избивали его. Позднее св. Феолипт жил в уединении близ Никеи, а в 1283 году возведен на святительскую кафедру Филадельфийской митрополии. Скончался святитель Божий в 1325 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010