Мак. Троицк. и М. Акад. тоже. В Мил. и Мак. еще Иоанна постника: иже во св. отец наш Иоанн беяше при Устине и Тиверии и Маврикии царех (из пролога краткое); 3. Мак. Троиц. и М. Академии тоже.; 4. Мак. о Моисее слово из Палеи; мучение священномуч. Вавилы: Нумериану римская скипетра от отец приемшу. В М. Академии в конце месяца тоже.; 5. Мак. тоже и еще слово о рождестве Иоанна Предтечи: в лето четверодесятное Ироду царствующу. М. Акад. и Троицк. по Волокол., Мил. по Мак.; 6. Мак. повесть откровения пр. отца нашего Архиппа: начало даров и исцелений; еще слово похв. на архистр. Михаила: велия и многа и различна, сочинение Михаила, еп. синад. или Панталеона диакона конст.; еще чудо архистр. Михаила во св. горе: елма убо извыче божественная благодать, и еще слово Метафраста, переведенное Максимом: и иже о иных святых поведати. М. Акад. после откровения пр. отца нашего Архиппа приложены: 1) чудо архистр. Михаила о германских водах, 2) о Евпатии слово: реченных чудес извествует истина и богочестивый муж славный Евпат студийский, 3) чудо о исцелении имущего бельмо: един же некто от стекшихся тогда (во врфмя исцеления Евпатия в Германии), 4) чудо о Маркиане: в лето Михаила царя и Феодоры матери его, 5) чудо о враче: в ту же нощь. В Мак Мил. и Троицк. еще мучение свв. мучч. Евдоксия, Романа и других: во времена она царствующу Траяну в старом Риме.; 7. Мак. Троицк. М. Акад. тоже.; 8. Мак. тоже. Это первоеванг. Иакова, и кроме того еще 7 слов разных отцов на Р. Богородицы. В М. Акад. 6 слов на Р. Богородицы. В Троицк. 5 слов, в Троицк. 2 слов 8.; 9. Мак. слово об Иоакиме и Анне: яко пишет прор. Давид: благо мне. И еще слово Иоанна Дамаскина и слово Космы Веститора. В Троицк. М. Акад. и Мил. тоже 1-е слово, но начало: видим возлюбленнии, яко на святыя свои угодники.; 10. Мак. и М. Акад. и Мил. и Троицк. мучч. св. жен: Минодоры и др. ниже женам, ниже вдовицам мучения затворися подвиг. 11. Мак. и М. Акад. и Троицк. тоже.; 12. Житий нет в Мак. Троидк. и М. Акад. В Мил. небольшое, вероятно, проложное: страсть св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3913...

Михаила: велия и многа и различна, сочинение Михаила, еп. синад. или Панталеона диакона конст.; еще чудо архистр. Михаила во св. горе: елма убо извыче божественная благодать, и еще слово Метафраста, переведенное Максимом: и иже о иных святых поведати. М. Акад. после откровения пр. отца нашего Архиппа приложены: 1) чудо архистр. Михаила о германских водах, 2) о Евпатии слово: реченных чудес извествует истина и богочестивый муж славный Евпат студийский, 3) чудо о исцелении имущего бельмо: един же некто от стекшихся тогда (во врфмя исцеления Евпатия в Германии), 4) чудо о Маркиане: в лето Михаила царя и Феодоры матери его, 5) чудо о враче: в ту же нощь. В Мак Мил. и Троицк. еще мучение свв. мучч. Евдоксия, Романа и других: во времена она царствующу Траяну в старом Риме.; 7. Мак. Троицк. М. Акад. тоже.; 8. Мак. тоже. Это первоеванг. Иакова, и кроме того еще 7 слов разных отцов на Р. Богородицы. В М. Акад. 6 слов на Р. Богородицы. В Троицк. 5 слов, в Троицк. 2 слов 8.; 9. Мак. слово об Иоакиме и Анне: яко пишет прор. Давид: благо мне. И еще слово Иоанна Дамаскина и слово Космы Веститора. В Троицк. М. Акад. и Мил. тоже 1-е слово, но начало: видим возлюбленнии, яко на святыя свои угодники.; 10. Мак. и М. Акад. и Мил. и Троицк. мучч. св. жен: Минодоры и др. ниже женам, ниже вдовицам мучения затворися подвиг. 11. Мак. и М. Акад. и Троицк. тоже.; 12. Житий нет в Мак. Троидк. и М. Акад. В Мил. небольшое, вероятно, проложное: страсть св. муч. Иулиана, иже от Галатии: во времена Диоклитиана и Максимиана Антонин поставлен быв игемон Галатийстей епархии.; 13. Мак. и Троиц. 2 муч. Варипсава: всякое даяние благо. М. Акад. и Троицк. 1 нет. В Мак. Мил. и Троицк. 2 кроме мучения Варипсава еще есть Евфимия, патриарха терновского, повесть о обновлении храма Воскресения: сицевым убо образом праздник сей уставися: Константин великий, сын Еленин.; 14. Мак. сие и много других слов. В М. Авад. 5 слов. В Мил. сказание о воздвижении креста: Максентий, иже мучитель сын Максимиана еркулеса, и 5 слов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Образ 664 Оному изрядный создаше, сый в нечести 665 Христа почиташе, Надписав сице: Первородна Бога жертвенник сей 666 есть. Честь се Христу многа От царя, веры правыя не знавша, но в службе идол скверных 667 пребывавша. Возбудися же той образ ставити знаменем 668 , еже сподобися зрети. Возвед он очи на небесну страну, зрит на воздусе Деву преизбранну 669 , Лучесы солнца предивне светящу, во объятии Младенца держащу. Ту сразумел 670 есть того Царя быти, иже от Девы име ся родити 671 . Сице движеся образ соружити, от Бога данну Царю честь 672 творити. Сей же царь Август Аполлона 673 чтяше, идола скверна, и за бога знаше. Отцем й своим выну нарицал 674 есть, храм ему в своей полате создал есть. В некое время тому поклонися, да будущая скажет, помолися. А 675 демон, иже в идоле живяше, силою Бога нудим, ответ даше: Детищь еврейский – Бог, богов Правитель манием Своим бысть ми Повелитель, Из места сего днесь ми уступити и во ад мрачный возврат сотворити. Ты же отселе молча да идеши 676 , ответов моих не к тому возмеши. То царь услышав 677 , силе удивися Детища, Иже от Еврей родися. Обаче веры правы не прияше, в идолстей службе жизни конец взяше. Пятьдесят 678 шесть лет царство содержаше 679 , паче всех царей римских 680 блажен бяше. Восток и запад, паче вся вселенна его началству бяше покоренна. Мир во дни его толик даровася, колик от всех век едва в мире знася. Се же бысть, яко Царь мира хотяше в царствие его спасение наше Строити в мире, Христос, наш Спаситель, рода нашего падша Возставитель. Мир бысть, да слово Его разширится, и сила 681 чюдес везде прославится, Да тако роди вси к Богу влекутся, во Нь веровавше, душевно спасутся. Ибо в дни мира удобно ходити и слово благо мирови вестити. И людем спона к слову не бывает, егда мир сладкий в мире пребывает. Безбедство Несть нужда тому стражи утвержати, кто весть, як отец, чадом царствовати. Бездна Во бездне грехов скверных не люби лежати 683 , но тщися в бездну щедров 684 Божиих бежати. В овей лежя 685 , погибель души содееши,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

От анафемы правды 511 , безплодни бывают, ибо ничто достойно жизни содевают, Разве аще от клятвы будут разрешени и благословением Богу примирени. Август 650 Октавиан Август 651 в Риме кесарь бяше, шед ко Аполлону 652 лжебогу 653 , прошаше: Кто по нем на престол имать наступити и скиптра держатель хощет в Риме быти? Лжебог же словесе не даде едина, а кесарь молит 654 : Есть кая того вина? Он же даде ответ: Не могу вещати, противу малому 655 Отроку стояти. Отрок мя еврейский – Бог – Сам пребогатый Правитель отселе велит уступати И во ад плачевный нудит отходити, и ты молчя тщися отселе отьити. Он убо возвращся, жертвенник создал есть Первородну Богу, напись тому дал есть. Бысть же сие, егда Христос Бог родися, от Бога истинна лжебог обличися. 2 Августа кесаря людие любяху, в число написати богов й хотяху. Но явися ему, близ солнца стоящи в крузе злате, Дева, Младенца держащи. И та есть жертвенник во 656 пресветлом 657 небе, нача помышляти оттоле сам в себе, Яко болей его той Младенец бяше, Его же та Дева на руках держаше. Абие возбрани себе 658 нарицати Господа, донде же в мире обитати. Бысть и сие, елма 659 Христос Бог родися, се поганым приход Его возвестися. 3 Август преславный тогда царствоваше, егда Христос Бог , спасение наше, Изволил телом в мире Ся родити, еже бы люди Своя искупити. Сей божественных дел рачитель бяше, с прилежанием тех испытоваше. Слыша 660 же, яко книги в мире бяху, яже сивиллы 661 2 мудрыя писаху, Тех по всем странам 662 велел есть искати, велику цену злата за ня дата. Сивиллы паки девы чисты бяху, дар пророчества от Бога прияху. Многия тайны веры написаша, яко един есть Бог в мире, сказаша, И яко хоте Бог человек быти, от Девы 663 чисты телом Ся родити. О волной страсти Его прописаху и смерть лютую писмены предаху. И яко хощет вселенней судити, то даде им Бог мирови вестити. И многи ины составы писаху нашея веры, яже Богом знаху. Сицевы книги Август си стяжал есть, с прилежанием оны прочитал есть, Из них же изчерп, яко хощет быти Царь новый в мире с Девы Ся родити.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Послет слово си, ота вся истаевают, дунувшу теплому ветру, воды изтекают. Он слово Иакову Свое из[’]явил есть, Израилю судбы си и правды открыл есть. Ни единому тако языку содея, никому тако сказал есть воли Своя. Псалом 148 Бога с небес вси хвалите, иже в вышних Его чтите. Вси ангели восхваляйте, вся си силы величайте. Солнце хвали, свет ти давша, и ты, луно, тя создавша. Звезды и свет, хвалу Богу принесите выну многу. Небо небес и с водами, яже выспрь суть между вами. Богу славу возсылайте, люди на ту возбуждайте. Он изрече Свое слово и бысть сей мир все готово. Той повеле, и вся быша, ни на мале умедлиша. Постави Ся вечно быти, изволил есть положити. Веление еже будет, твердо даже мир пребудет. От земли же вы, змиеве, от бездн морских вы, китове. Богу славу возсылайте, имя Его величайте. Огнь, град, голоть, снег, ветр, слово, яже есте в слух готова. Горы, холми, древа плодна, кедри и вся земнородна, Звериев си скоти с ними, гади с птицы пернатыми, Сотворшаго вас хвалите, силу Его всем вестите. Царие вси и людие, князи мира и судие, И юноши со девами, старцы купно с юнотами, Имя Бога всесилнаго чтите, яко единаго. Его имя вознесенно, паче имен всех почтенно. Псалом 149 Песнь нову Господеви сладце воспевайте, во церкви преподобных славу Ему дайте. Израиль о Творце си да возвеселится, Сион со чады о Царе светел да творится. Да хвалят имя Его в лице и тимпане, и в псалтири да поют во всей земней стране. Яко в людех си имать благоволение и вознесет кроткия Господь в спасение. Преподобнии в славе вечней восхвалятся, на ложах своих честных превозвеселятся. В гортанех их Божия будут хваления, мечи обострении в руках отмщения. Еже месть во языцех теми сотворити, народы гонившия оны обличити. Нечестивыя цари их путы связати, славныя их железы ручными сковати. Суд на ня написанный в правду сотворити, святым же всем вечная слава имать быти. Псалом 150 Хвалите Бога в святых рабех Его и в тверди небес, созданней от Него. Хвалите Его в силах божественных и величиих Его множественных.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Службу же, которая ныне поручена тебе, или иную, к какой перейдешь, исполняй, служа с радостной готовностью и старательностью благообразной, как Самому Христу, всех братьев считая святыми. Аще прилучит ти ся слово, въпрос или ответъ кому, благоглаголи- во и сладко беседу твори съ духовною и съ истинным, неразленено и не преобидя брата. Благоговейным отцемь прилепляйся, и то въ время и въ меру. От не таковых же ошайся, съхра- няй же ся и тщися не /а. ш/ укорити, ни осудити кого въ чем, аще и не благо что зрит ти ся. Но себе грешна и неключима въ всемь въменяй. Аще потребна ти будеть каа вещь от настоятеля или прочихь въоб- раженых отецъ на то, прежде помолився, и размысли в себе, аще полезно есть, и тако въпроси. Аще ли не устроит ти, якоже хощеши, не огорчися, ни ужостися про то, еже не по твоему сътворишя, аще и благо мнит ти ся, якоже ты хощеши, но съ терпениемь преиди и съ и съ все твори. И аще къ благоугожде- и къ душа своеа управляася будеши, всяко из- вестить Богь сътворити кому по потребе твоей и время и руку помощи подасть. Буди же усерденъ къ божественых и сихь глаголы, яко водою животною, напоай свою душу и тщися, елико по силе, по сих творити. Такоже имущимь разумь божественых и духовно и жителство сведетельствовано въ добродете- лех, таковым тъщися повиноватися и техъ /л. подражатель быти. Тръпение имей въ скорбех и за оскорбивших тя молися и имей тех яко благодетеле. И се разумей, еже глаголю ти разумъ божественых пове- дающь яко от века иже съдеаша правду и получишя ходивше въ путехъ добродетели, не токмо беды и скорби претръпешя, но и крестомь, и шествуе- ма бе стезя их. И се есть любве еже скорби прине сутся кому о правды. И глаголе/л. шоб./тся даръ апостолу пишущу: «Се дано бысть намь от Бога, еже не токмо въ Христа веровати, но и еже о Немь страдати». бо сътворяеть человека обещника страстемь Христовымь и подобна святымь, иже претръпешя скорби за имя Его. И не инако благодетельствует Богъ любящихь Его, — посылаеть имь скорбей. И въ семь разньству- ють любимци от прочихъ: да сии убо въ скорбех живуть, любяЕсли случится тебе задать вопрос или дать ответ комулибо, благожелательно и ласково беседу веди с любовью духовной и смирением истинным, без лености и не обижая брата. С благоговейными отцами общайся, но вовремя и в меру. От нетаковых же сторонись, береги себя, и старайся ни укорить, ни осудить никого ни в чем, хоть и нехорошим чтото кажется тебе. Но себя грешным и негодным во всем считай.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

Унд. 258 и М. Акад. тоже.; 25. Мак. и Мил. и Троицк. житие св. Григория Богослова, написанное Григорием, учеником его: сзывает убо нас о мужи Григорий. М. Акад. нет ничего.; 26. Мак. исповедание отеческо о жизни Ксенофонта и чад его: споведа нам некий от святых великих отец. М. Акад. и Мил. тоже. Унд. 231 и Общ. Ист. 321 о Ксенофонте: бяше муж благоверен, на вся заповеди Божия подвижен.; 27. Мак. тоже. В М. Акад. Космы Веститора о перенесении мощей Иоанна Златоустого: слыша всяко вам, о христолюбивое торжество.; 28. Мак. Мил. и М. Акад. тоже.; 29. Мак. Мил. и М. Акад. тоже.; 30. Мак. похвала трем иерархам Иоанна евхаитского: паки нам Иоанн, иже языком златый. В М. Акад. еще слово на обретение мощей преславного Климента, историческую имуще беседу. Нач. В обретение мощей святых.; 31. Мак. Мил. и М. Акад. тоже. 1. Мак. тоже. М. Акад. с другими зачалами: 1-е сии святой от двою лет исцеления и знаменья многа творяше и 2-е: Лет 295 от царствия августа царствова в Рине Грдиан, но сказания теже. В Мил. 1-е по Мак.:2-е житие по М. Акад.; 2. Мак. 8 слов на сретение. Два из них в М. Акад. В Мил. три слова.; 3. В Мак. и М. Акад. тоже и есть мучение св. Феодулии в Аназавре: в царство Диоклитиава царя двою лету; в Волокол. она ниже 5 февр. В Мак. слово Авраамия (2 февраля). В Мил. об одной Феодулии.; 4. Мак. Мил. и М. Акад. тоже. В Троицк. сборнике 684 начало другое: Бога нашего всеблагого и премилостивого угоднику блаженному Николе.; 5. Мак. Мил. и М. Акад. тоже, кроме Феодулии, которая в них 3 февр.; ; 6. Мак. Мил. и М. Акад. тоже, оба сказания кратки и у Фабриция не показаны.; 7. Мак. Мил. и М. Акад. тоже.; 8. М. Акад. тоже. Мак. тоже и есть еще муч. св. Феодора стратилата: Яко же сияет соляце седящим. Мил. по Мак.; 9. Мак. Мил. и М. Акад. тоже.; 10. Мак. Мил. и М. Акад. тоже.; 11. Мак. Мил. и М. Акад. тоже, в Мак. еще житие пр. Григория Синаита, написанное митрополитом Кир-Каллистом.; 12. Мак. и М. Акад. тоже. В Мил. повесть от жития св. Антония нового: сей блаженный отец наш Антоние от олавных и богатых сый.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3913...

   — А если кто-то только поцелует твою жену? И это ранит. И Бог тоже не хочет, чтобы ты имел связь с диаволом. И какими устами ты, безумный и лука­вый человек, дерзаешь хулить Имя Божие, предавая Его? А также Святых? Не боишься, жалкий человек, что земля отверзнется и поглотит тебя? Даже диавол не дерзает поносить Имя Бога, потому что боится, что поразит его молния и сожжёт. А ты, неразумный, от­крываешь свой проклятый рот, чтобы предать Имя Твоего Бога? Горе тем, кто ругает Имя Божие, — огнен­ная река сожжёт их.    Бог дал нам руки для того, чтобы мы совершали крестное знамение с чистой верой, страхом, трепетом и благоговением, а не для того, чтобы брали в руки ру­жьё, убивая наших братьев, воровали, преследовали их и издевались над ними. Дал нам ноги, чтобы ходили по доброму пути, а не бегали, стремясь причинить зло нашему брату.    Господь наш и Бог Иисус Христос крестился в реке Иордан от Честного Иоанна Предтечи, чтобы и нам указать на Святое Крещение. И вы, священни­ки, должны крестить детей вашего прихода по обы­чаю нашей Святой и Апостольской Восточной право­славной Церкви. Окунайте их в купель, в которой бу­дет много воды. Совершайте три полных погружения во имя Пресвятой Троицы…    Святой Косма перефразировал слова Евангелия: «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нём достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему» (Мф. 10:11—12).    Дословно святой Косма употребляет выражение τσαροχια — лапти.    «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ва­ших» (Мф. 10:14).    Дословно: «словно молнии пронеслись по всему миру». — Прим. пер.    Апокуро — историческое название области, в которой родил­ся Косма Этолийский. Сейчас селения, входившие в Апоку­ро, являются частью провинции Этолия.    Арта — город в Центральной Греции.    Дословно у святого Космы: «Попроси того, что честнее всего мира, а не виноградных выжимок, паутины и облака пыли».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3567...

Безумный Косма не отнесся со вниманием к слову святого аввы Яфкерана-Эгзиэ; он вернулся в свое место и усугубил воздержание, как мы говорили раньше, не вкушая ничего к чему прикоснулся огонь, и даже перестал приобщаться. Святые, находившиеся в этом монастыре, узнав об этом, скорбели весьма и сказали настоятелю (aba-ment): «отче, мы весьма скорбим о сем отшельнике, ибо прошло много времени, как он не приобщается, и мы думаем, что вошел сатана в сердце его». Настоятель, услыхав это, позвал Косму и сказал ему наедине: «почему ты не приобщаешься?» Косма отвечал: «отче, прости меня, ибо я ради греха моего начал молчание». Такой предлог выдумал он, чтобы тот оставил его, и (этим он) устроил сердцу своему позорную погибель. Настоятель, услыхав это, подумал, что это ради покаяния, и оставил его. Потом настоятель пошел к митрополиту, по имени авва Салама, и рассказал ему о деяниях этого отшельника. Митрополит, услыхав, весьма разгневался и сказал: «вошел сатана в сердце его. Накормите его мясом, напойте вином и сикером, свяжите ноги его оковами и руки цепью, чтобы изгнал он превозношение из сердца своего, если это возможно». Пророчествовал, ибо был святой этот митрополит. И этот настоятель, находясь на пути, послал к чадам своим, говоря: «мы вернулись в мире». Безумный Косма испытывал посланных, говоря: «вернулся ли отец ваш от митрополита?» И они рассказали ему приказанное митрополитом, чтобы накормить его мясом, напоить вином и сикером. Услыхав это, он был опечален, и зачем ночью ушел и отправился на три дня пути в пустыню, именуемую Самен, и другую–Цаламет. Здесь он жил, питаясь корнями деревьев. Жители Самена и Цаламта пребывали в вере иудейской, были весьма злы и легкомысленны. Когда сии неверные увидали Косму, обитавшего в пустыне, давали ему хлеб для еды, а он не взял и сказал им: «если есть у вас медь, дайте мне». Они спросили его: «умеешь ли писать?» Он ответил: «да». Они принесли ему меду и молока, а он написал им Тору, и дал им воды, прочитав (над ней) молитву; они окропляли (ей), и исцелились больные их.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Ангелы обещались подождать, а святые Косма и Дамиан пошли ко всесильному Царю Христу Богу и умолили Его о приложении лет жизни преподобному Феодору, и скоро возвратились, имея посреди себя юношу, подобного ангелам, но гораздо светлейшего их. Этот юноша сказал ангелам: «оставьте Феодора в живых: о нем умолен общий всех Владыка и Царь славы». И тотчас святые ангелы с пресветлым тем юношею отошли на небо, а святые бессребреники Косма и Дамиан сказали Феодору: «встань, брат, и внимай себе и стаду своему, ибо благий и милостивый Владыка наш принял наши молитвы о тебе». Преподобный встал с одра, а святые бессребренники стали невидимы. (Чет. Мин. 22 апр.). Наконец, кто из нас не знает и не чтит св. Николая чудотворца, нашего усердного молитвенника и превеликого в бедах заступника? Сколько раз являлся он к просящим у него помощи то в сонном видении, то наяву. Вот, например, был какой случай. Один греческий воевода, по имени Петр, попал однажды в плен к сарацинам и заключен был в темницу. Здесь он роптал не столько на горькую участь свою, сколько на самого себя. «Был со мною, – говорил он, – подобный случай, и я просил св. Николая избавить меня от врагов, обещаясь принять в Риме иночество. Он исполнил мою просьбу: избавил меня от плена, а я, неблагодарный, забыл свое обещание, – и вот за это страдаю здесь. Но, угодниче Христов! Спаси меня, и я непременно исполню свое обещание». Святитель Николай явился ему во сне и сказал: «я услышал твою молитву, но Бог еще отлагает твое избавление. Впрочем, ты не унывай и не переставай молиться: толцыте, сказано, и отверзется вам». Спустя несколько временя, угодник Божий опять является ему и говорит: «я молил о тебе Бога, но не знаю, как Он благоволит. Впрочем, я укажу тебе достойнейшего молитвенника, это – Симеон Богоприимец. Проси его безпрестанно: он силен пред Богом и вместе с Пресвятою Богородицею и св. Иоанном Крестителем стоит ближе всех к престолу Божию». Наконец, он является ему уже наяву, и не один, а с праведным Симеоном, и оба говорят: «мужайся, Петр, и призывай Господа в скорби».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010