блаж. Косма Веститор Скачать epub pdf Благослови, отче! 1 Вчерашнее торжество Рождества Богородицы прославляло нам благозвучными песнями праздник всемирной радости, а сегодняшний день приносит благодарение родителям Богородицы, произведшим на свет начаток спасения всех. Поэтому торжество дочери есть торжество родителей. Ибо как славою матери прославляется вместе и дитя, так и похвалою дитяти восхваляется вместе и мать. Итак, вчерашний день был чуден в очах наших ( Псал. 117:23 ), а сегоднишний есть радостная память праведных с похвалами ( Прит. 10:7 ). В древния времена был праведный муж из колена Иудина; имя ему Иоаким. Это был муж? славный святостию и справедливостию; муж, замечательный благородством и богатством; муж, искренно благочестивый в принесении жертв; муж, во всем благоугодный Богу; муж желаний, происходящих от Святого Духа. Он был бездетен и сильно желал иметь дитя; но родил невесту Святого Духа. Он был счастливейший человек; ибо Бог услышал молитвы его так, что даровал ему Ту, которая более всех селений Иакова ( Псал. 86:2 ), а лучше сказать дочь, по справедливости высшую всех небесных и земных созданий. У него была благочестивая жена; имя ея Анна. И она была из царственного колена Иудина; ибо вела род свой от Давида. Это была женщина, воздерживающаяся от всякого зла; женщина, верно следовавшая мужу своему во всем, относящемся к богоугождению; женщина, постоянно участвовавшая в молитвах, пощениях и щедрых приношениям своего мужа в храме Божием; женщина, старавшаяся всегда быть подобною мужу своему по кротости душевной и по воздержанию телесному. Как творение Божие из ребра мужа, она сохранила кость мужа неповрежденною, т. е. сохранила любовь к нему, из любви к Богу, ненарушимою. Анна жила не на пагубу мужа, как Ева, но явила себя помощницею ему как в совершении добрых дел, так и в молитвах, ежедневно изливаемых к Богу. Оба эти супруга с одинаковым усердием предавались молитве о даровании им дитяти, желали и ожидали его с такою же надеждою, с какою земледелец с женою своею, обработав поле и посеяв на нем семена, желает и ожидает получить чрез молитву обильный плод. Анна жила с мужем своим не как Ева с Адамом , но как [подруга] его в делах богоугодных, как сотрудница его в благодеяниях духовных, и, как совершенно добрая часть мужа, принесла ему превосходный плод брачного сожития. Именно: Ева чрез плод от древа причинила миру почаль, а жена Иоакима Анна чрез плод от чрева доставила Создателю радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА ВЕСТИТОР [Греч. Κωσμς Βεσττωρ] (сер. VIII - 1-я пол. IX в.), византийский писатель, гомилет. Биография К. В. неизвестна, наименование «Веститор» связано с титулом служителя имп. гардероба, однако достоверных сведений о придворной карьере К. В. нет. Даты жизни определяются по косвенным данным. Наиболее ранние списки сочинений К. В. относятся к кон. IX в. В этих рукописях в заглавиях гомилий К. В. назван «блаженным» (лат. beatus, μακριος), следов., они созданы уже после его кончины. В то же время текстуальные заимствования из творений свт. Германа I, патриарха К-польского, указывают на то, что творческая деятельность К. В. началась не раньше сер. VIII в. ( Wenger. 1953. P. 286, 291). Известны следующие агиографические сочинения К. В.: Похвальные слова мц. Варваре (BHG, N 218e) и праведным Иоакиму и Анне (BHG, N 828-828a), 3 похвалы прав. Захарии (BHG, N 1881q - 1881s), в одной из которых К. В. ссылается на сохранившуюся во фрагментах Хронику Ипполита Фиванского ( Halkin. 1987. P. 262). Особо почитал К. В. свт. Иоанна Златоуста: сохранилось Житие (BHG, N 876m), Похвальное слово (BHG, N 880a), речь о ссылке святителя (BHG, N 880d), а также 5 речей о перенесении мощей (BHG, N 877v - 878b). 4-я речь (BHG, N 878) пользовалась в Византии наибольшей популярностью (известно более 40 рукописей) и была переведена на слав. язык (Bucur. Acad. Romana. 308. Fol. 224v - 233v, XV в.); по сравнению с другими ее текст менее риторичен и более богат фактическими деталями. 4 гомилии на Успение Пресв. Богородицы, созданные К. В., не сохранились в оригинале, но известны в раннем лат. переводе. Рукопись, ныне хранящаяся в г. Карлсруэ (Karlsruhe. Bad. Landesbibl. Aug. 80. Fol. 49-69), создана в кон. IX в. Соч.: PG. 106. Col. 1005-1012; Δυοβουνιτης Κ. Ι. Κοσμ Βεσττωρος νκδοτα γκμια ες τν νακομιδν το λειψνου το ν γοις πατρς μν Ιωννου το Χρυσοστμου//ΕΕΒΣ. 1925. Τ. 2. Σ. 55-83; idem. Κοσμ Βεσττωρος νκδοτον γκμιον ες Ιωννην τν Χρυσστομον//ΕΕΒΣ. 1940. Τ. 16. Σ. 148-155; Wenger A. L " assomption de la T. S. Vierge dans la tradition byzantine du VIe au Xe siècle: Études et documents. P., 1955. P. 315-333; Halkin F. Douze récits byzantins sur st. Jean Chrysostome. Brux., 1977. P. 429-442. (SH; 60); idem. Zacharie, père de Jean Baptiste: Trois panégyriques par Cosmas Vestitor (BHG 1881q, r, s)//AnBoll. 1987. Vol. 105. P. 251-263; Sermones dormitionem Mariae: Sermones patrum Graecorum praesertim in dormitionem assumptionemque beatae Mariae uirginis in Latinum translati/Ed. A. Orbán. Turnhout, 2000. (CCCM; 154); Fern á ndez T. Cosmas Vestitor " s Ascetic-Physiological fragment (CPG 8163)//BZ. 2011. Bd. 104. S. 633-640.

http://pravenc.ru/text/2458817.html

В IX веке Иосиф, Косма Веститор и другие написали песнопения на перенесение мощей Златоустого, ныне поемые Церковью в день воспоминания этого события. В этот день, по песнопениям Церкви, «яко украшение царское, царский град прием мощи Златоустаго и ими украшается. Заточен быв от стада завистно, Божиим же мановением паки к нему по погребению возвратися Златоустый, источая струи чудес и реки проливая врачеваний. Радуется Церковь Христова, на свещник священный взирающи – на св. священномученика, его же низложивше враги, под спудом молчания скрыта. На славу царску днесь от Коман ко граду приходит царствующу». Св. Новомученика Димитрия В ожесточённой, многовековой борьбе со стороны мусульманского фанатизма против враждебного ему православного подвластного Турецкому игу населения – проявляются от времени до времени такие подвиги терпения и самоотвержения в лице исповедников христианского учения, которые не уступают подвигам древних мучеников во времена гонений христиан первых веков. И с полным основанием причисляет Греческая церковь к лику святых – этих новых мучеников, этих верных сынов порабощённой Христианской Церкви. Их страдальческим подвигом более всего держится глубоко потрясаемое враждебными силами Православие несчастных, волей судеб подпавших под власть Турецкого султана. Пример их оживляет угасающую в народе под гнётом всевозможных гонений и искушений любовь к Православию, и как ни уменьшается количество исповедников его, всё же немало примеров, доказывающих, что неодолима и неизменна хотя по качеству привязанность к родной вере в лице уцелевших от гнёта Турок и от нравственного насилия католиков. Подтверждением этого, между прочим, служит пример воспоминаемого сегодня Греческой церковью новомученика Димитрия. Казалось бы, что ничем особенным не был он подготовлен к великому подвигу исповедничества: не получил он никакого образования; по обстановке своей принадлежал к числу тех, которые, быть может, наиболее подвергаются всякой испорченности среди примеров низшего слоя общества, не ограждённого чистой нравственной подготовкой. Между тем и в нём уцелела неискоренимая в народе православная вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Воззовем к ним с благодарением и мы: «Радуйся, Иоаким, всечестный отец надежды нашей после Бога; да будет благодарение чреслам твоим! Радуйся, Анна, всечестная мать матери жизни нашей; да будет слава ложеснам твоим! Радуйся, отец, добрый сеятель и возделыватель обильного плода! Радуйся, великоплодная мать, корень нашего спасения! Радуйся, отец, израстивший из виноградника своего плодоносную кисть! Радуйся, мать, плодороднейшая пашня доброй земли! Радуйся, отец, насадитель одушевленного рая! Радуйся, мать, древо непорочной ветви! Радуйся, отец, раковина чистой жемчужины! Радуйся, мать, скала чистого смарагда! Радуйся, отец, жла источающего жизнь потока! Радуйся, мать, утоляющий жажду чадородия водонос!» Уста наши наполняются похвалами отменной святости вашей. Но мы в состоянии будем восхвалить ваш, скрепленный Богом, союз тогда только, если будем ублажать вас словами Христа, внука вашего по плоти, и скажем: «радуйтесь и веселитесь; ибо награда» за плод чрева вашего «на небесах» ( Матф. 5:12 ). Ибо вы, будучи праведны, были порицаемы за свое безчадие и выслушивали упреки от неправедных. Но чрез несколько времени вы возрадовались по случаю рождения младенца, и для похваления вас достаточно того, что вы родили Матерь Божию. Несомненно, что праведным родителям Богородицы, как достойным, предопределено было войти в родство по плоти со Христом, и, как произшедшим от знатного рода, разумею царского и священнического, пользоваться почтением. Ибо Богородица вела свои род от обоих этих колен, издавна различным образом перемешавшихся. Заметим наконец о родителях Богородицы следующее. Захария, отец Иоанна Крестителя, имел брата, священника же, по имени Аггея, скончавшегося прежде его. С дочерию этого Аггея сочетался браком Иосиф плотник и родил от нея четырех сыновей и двух дочерей; в числе их был Иаков, называемый братом Христовым, бывший первым епископом Иерусалимским. Имя жены Иосифа было Саломия, не повивальная бабка, но другая. По смерти ея Иосиф взял к себе, на правах обрученной, Марию Богородицу, которая по матерней линии вела свой род от священника Матфана, а этот происходил от Соломона, сына Давидова, как говорит евангелист Лука в родословии Иисуса Христа. Ибо этот Матфан имел от жены своей Марии трех дочерей, по имени Марию, Совию и Анну. Мария родила Саломию, повивальную бабку, Совия родила Елисавету, мать Иоанна крестителя, а Анна родила Богородицу Марию в Вифлееме, названную Мариею по имени тетки своей по матери и бабки, так что Елисавета была племянницею Анны и двоюродною сестрою Богородицы. То и другое подтверждает Евангелие, где говорится, для обозначения родословия Христа по плоти со стороны отца: «Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфанов...» ( Лк. 3:23 ), а со стороны матери: «вот и Елисавета, родственница твоя» ( Лк. 1:36 ). Да будет за них слава снисхождению Божию ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всем известно, что Богоотроковица Мария получила благовестие в Галилее языческой, в доме плотника Иосифа, данного Деве, во избежание козней диавола, в сожителя. Известно также, что Она родила Христа в Вифлееме; ибо город этот, как отечество ея матери, был, как показано будет ниже, и ея отечеством. Отечественный дом ея был в Иерусалиме близь овчей купели, называемой в просторечии прудом, в котором Христос и Бог наш изцелил больного, лежавшего в разслаблении тридцать восемь лет, повелев ему встать. Из этого дома имел выдти, в иносказательном смысле, пастырь словесных овец. Знаем также, что вода овчей купели прообразовала благодать крещения; ибо болезнь долговременного заблуждения, разслабившая души людей, как и болезнь членов, уврачевана чрез очищение от Духа посредством воды. Так и в образе Вифлеема созерцаем Того, кто есть духовный хлеб жизни. Здесь Христос явился Аврааму в виде ангела, – тот Христос, который в образе ангела же боролся с Иаковом. Ибо Он есть грядущий проповедать евангелие дальним и ближним, Он есть евангелие об оправдании, Он есть обнародование закона Бога и Отца чрез ангелов, Он есть ангел великого совета ( Ис. 9:6 ), которому сказал Отец, совещаясь: «создадим человека по образу и по подобию нашему» ( Быт. 1:26 ). Он есть и хлеб истинной жизни, предвозвещенный в названии «Вифлеем»; ибо Вифлеем значит «дом хлеба»; в шатре Авраама приготовлен, т. е. таинственно заквашен, испеченный в пепле хлеб, т. е. плоть Спасителя, рожденная от Девы и Богородицы Марии. Поэтому прилично сказать: благословил Господь дом царя Давида ради правнука его и матери жизни Марии. Благословил Он дом праведных Иоакима и Анны ради освященной дочери их. Благословил Он дом Иосифа ради совершенно непорочной Приснодевы матери Христа и Богородицы Марии, отданной ему на правах обрученной. Треблаженны поэтому родители Богоматери, которым обязан весь мир: и пророки, потому что чрез них оправдалась неложность предречений о вочеловечении Христа, и апостолы, потому что чрез дочь их (Иоакима и Анны) они сделались в новом поколении сынами света, и святые мученики, потому что они получили венцы, и преподобные и праведные, потому что они – наследники будущих благ, и грешники, потому что они снискивают милосердие предстательством Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Косма Веститор (VIII-IX вв.) написал Гомилию об И. и А. (BHG, N 828), свт. Георгий Никомидийский (IX в.) - Похвальное слово в честь А. (BHG, N 131) и 3 Слова на праздник Зачатия Богородицы (BHG, N 1102, 1111, 1125z), прп. Петр Аргосский (кон. IX - нач. X в.) - Похвальное слово в честь А. (BHG, N 133) и Слово о празднике Зачатия (BHG, N 132), свт. Евфимий II (I) (IX - нач. X в.), патриарх К-польский,- 3 Слова о празднике Зачатия (BHG, N 134a - c), мон. Иаков Коккиновафский , визант. писатель XII в.,- Слово о празднике Зачатия А. (BHG, N 1126), Георгий Ритор - Похвальное слово в честь И. и А. (BHG, N 828c). Из анонимных сочинений известны Житие И. и А. (BHG, N 828b) и Похвальное слово в честь А. (BHG, N 134d). Феодор Иртакин (1-я пол. XIV в.) составил на основе «Протоевангелия Иакова» и др. источников, включающих Гомилии и Похвальные слова, соч. «Описание сада св. Анны», где рассказывается о месте, в к-ром молилась А. о даровании ей потомства (BHG, N 134; Dolezal M.-L., Mavroudi M. Theodore Hyrtakenos " Description of the Garden of St. Anna and the Ekphasis of Garden//Byzantine Garden Culture/Ed. A. Littlewood e. a. Wash., 2002. P. 105-159). Сиро-мелькитские Минеи содержат службы 2 праздников - 9 сент. и 25 июля (Codices syricacos, carshunicos, mendaeos, complectens/Ed. R. Payne-Smith. Oxonii, 1864. Pt. 6. P. 313, 359. (Catalogi codicum manuscriptorum Bibliothecae Bodleianae; 6); Catalogue of the Syriac Manuscripts in the British Museum/Ed. W. Wright. L., 1870. Vol. 1. P. 319). А. Н. Крюкова Почитание на Руси (в России) Придел во имя родителей Пресв. Богородицы был устроен не позднее нач. XII в. в новгородском Софийском соборе (упом. в НПЛ под 1108 в связи с погребением в соборе свт. Никиты Новгородского). В «Летописце новгородском церквам Божиим» XVII в. сообщается, что еще в 988 г. 1-й Новгородский епископ, свт. Иоаким Корсунянин ( 1030), поставил храм во имя этих святых в Новгороде (НовгорЛет. С. 173-174), однако достоверность этого сообщения вызывает сомнения. Имя Анна было одним из самых распространенных жен. княжеских имен на Руси, однако в нек-рых случаях его получение могло быть связано со св. Анной пророчицей. Определенно можно говорить, что в честь св. А., матери Пресв. Богородицы, была наречена Анна Юрьевна - жена вел. кн. Киевского Рюрика Ростиславича. В Ипатьевской летописи под 1199 г. говорится, что она была «тезоименьна сущи Анне родителници Матери Бога нашего» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 710). В 1196 г., при св. блгв. вел. кн. Владимирском Всеволоде (Димитрии) Юрьевиче Большое Гнездо, во Владимире была заложена каменная ц. во имя святых И. и А. «на воротех святое Богородици» (во дворе Успенского собора?) (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 412). Известно также, что Иоаким было схимническим именем Олега (Иакова) Иоанновича, вел. кн. Рязанского (в иночестве Иона). В честь св. И., очевидно, получили свои иноческие имена рус. преподобные XVI-XVII вв. Иоаким Опочский, Иоаким Сийский и Иоаким Шартомский.

http://pravenc.ru/text/Иоаким и ...

В IX веке Иосиф, Косма Веститор и другие написали песнопения на перенесение мощей Златоустого, ныне поемые Церковью в день воспоминания этого события. В этот день, по песнопениям Церкви, «Яко украшение царское, царский град прием мощи Златоустого и ими украшается. Заточен быв от стада завистью, Божиим же мановением паки к нему по погребении возвратися Златоустый, источая струи чу­дес и реки проливая врачеваний. Радуется Церковь Христова, на свеч­ник священный взирающи – на святого священномученика, его же низложивше враги, под спудом молчания скрыша. На славу царскую днесь от Коман ко граду приходит царствующу». День двадцать восьмой. Память преподобного Ефрема Сирина Жизнь Ефрема Сирина служит также подтверждением того, что от корня доброго и плоды произрастают добрые. «От предков моих (землевладельцев) получил я наставление о Христе, – говорит о себе преподобный Ефрем, – родившие меня по плоти внушили мне страх Господень. Видел я соседей, живущих в благочестии, слышал о мно­гих, пострадавших за Христа. Отцы при мне исповедовали Его перед судьями; я – родственник мученикам». Благотворные впечатления детства отразились такими же и по­следствиями. Несмотря на то, что в молодости по причине слишком пылкого своего характера Ефрем вдавался в предосудительные и опас­ные крайности, был чрезмерно раздражителен и увлекался воображе­нием даже до хульных помыслов, тем не менее, доброе семя, посеянное в его сердце родителями, не могло погибнуть и взошло в свое время роскошными плодами. Господь Сам излил благодать Свою на уготован­ную почву и направил горячность раба Своего в спасительную сторону. Орудием к его вразумлению Господь послал ему испытание в виде незаслуженного наказания, которому был предан Ефрем по ложному обвинению (за пропажу из одного стада нескольких овец). Вместе с ним и так же невинно были заключены в темницу еще два человека, и все они сильно роптали на несправедливость в отношении к ним местного судьи. Между тем однажды ночью во сне Ефрем услышал следующие слова: «Будь благочестив, и уразумеешь Промысл Божий. Перебери в мыслях, о чем ты думал и что ты делал, и по себе дознаешь, что эти лю­ди страдают не несправедливо, но не избегнут наказания и виновные».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Изяслав Ярославич Вел. Кн. Окт. 3. Иконы: образ нерукотвор. Спаса. Окт. 18. Авг. 16. – Живоначальныя Троицы. Дек. 7. – Владимирской Богоматери. Мая 21. Июня 23. Авг. 1. 26. Знамения Богоматери. Ноября 26. – Одигитрии Богомат. Авг. 1. 15. Марта 29. 31. Июля 11. – Олонецкия Богоматери. Июля 10. – Казанской Богоматери. Июля 8. – Смоленской Богоматери. Июля 28. Ноября 21. – Тихвинской Богоматери. Июля 11. Икона Колочской Богоматери. Июля 11. – Феодоровской Богоматери. Авг. 15. – Николая Чудотворца Зарайского. Июля 29. Иноческое житие: – Устав. Авг. 19. Марта. 11. Окт. 21. Грамота Преп. Иосифа. – О иноческом и монастырском устроении. Сент. 30. – Келейное правило иноков . Сент. 30. Ипполит Папа Римский. Марта 31. Ирод и младенцев избиение. Дек. 29. Исаак Праотец. Окт. 9. Исидор Митропол. Марта 30. Исихий пресвитер; его слово на Сретение Господне. Февраля 2. О искушениях и напастях, находящих на Святых. Дек. 17. Иоанн Златоуст ; его слова. Генв. 6. Сент. 1. Дек. 20, 23; его житие. См. Жития. Иоанн Патриарх Антиохийский. Дек. 4. Иоанн Даниилович Вел. Кн. Марта 31. Иоанн Еп. Евхаитский. Генваря 30. Иосиф игум. Волоцкий; его грамота. Сент. 30. Иосиф прекрасный. Марта 29,31. 31. Иона Архиеписк. Новгородский. Ноября 5. Февр. 29. Иустиниана Царя законы. Сентября 30. Казанская икона Богоматери, см. Иконы. Казань город. Апр. 7. Канон Св. Духу. Июня 30. Келейное правило иноков. Сент. 30. Кирилл философ. Генв.27. Кирилл Архиеп. Александрийский. Марта 14. Апр. 22. Авг. 6. Дек. 17. Июля 16, Кирилл Архиеп. Иерусалимский. Февр. 2. Киевопечерская церковь . См. Печерск. монастырь. Мая 3. Климент Папа Римский. Ноября 25. Генв. 30. Колочский монастырь. Июня 11. Константин Митропол. Киевский. Чудо о преставлении его. Марта 14. Константинополь. Авг. 7. Кончина Мира. Марта 31. Креста Господень. Сент. 14. Мая 7. Крещение Господне. Генв. 4.6. Косма Веститор. Генв. 27.. Космы игум. видение. Окт. 5. Лазарь друг Божий. Слово о нем. Окт. 17. О Латинах. Мая 3. Леонтий Епископ Кипрский. Ноября 12. Леонтий пресвит. чернориз. Ноября 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Иуда, четвёртый сын Иакова и Лии, библ. Иулиан, св., мч. Ифамар, младший сын Аарона, свщ., основатель одной из израильских священнических династий, библ. Июдин Михайлище, поп К аган М.Д. (Каган-Тарковская М.Д.) Каждан А.П. Казакова Е.И. Казминский М. Каин, старший сын Адама и Евы, библ. Каллиопий, мч. Каллист, еп. Полоцкий Каллистрат, мч. Калугин В.В. Каменев Давыд, приказчик Каменева Т.Н. Камчатнов А.М. Капитон, стар. Каптерев Н.Ф. Кара Н.В. Каравашкин А.В. Караулов Григорий Степанович, дум. д. Караулов Степан Осипович, дв. Карион (Истомин), иером. Чудова мон. Карлссон Г (Karlsson G.) Карп Вяка, пов. Карп Кундяк, пов. Карташев А.В. Катков, автор записки в защиту Греческой Церкви Качалова И.Я. Каширина В.В. Кейн К.М. Кельсий, отрок Киликейка, дворовая девка Киприан, кел. Прилуцкого мон. Киприан, митр. Киевский и Всея Руси Кирилл II, митр. Киевский Кирилл Туровский , ев. Кирилл, архиеп. Александрийский, отец Церкви Кирилл, архиеп. Андросский Кирилл, еп. Ростовский Кирилл, патр. Константинопольский Кирилл, пдч. Кирилл, порт. К.-Б. мон. Киселёв Н.П. Киселёва М.С. Кистерев С И. Клепиков С.А. Клибанов А.И. Климент, архиеп. Охридский Клитина Е.Н. Кобяк Н.А. Коваленко Г.М. Ковезин Яков, сот. Кодовин Васька, вологжанин Козицкая Е.А. Козловский И. Козьма Веститор Козьма, иерей, очевидец чудесного явления над Иверским мон. Козьма, митр. Амасийский Кокошилов Иван Колединский Г.Г., кн. Колесов В.В. Колобов Микифор, гол. стр. Колосов В. Колотий Н.А. Кольцова Т.М. Комарова Ю.Б. Кондратий, порт. К.-Б. мон. Кондратьев Г.А., икон. Константин I Великий, римский имп. Константин, воев. Мутьянский Константин, еп. Болгарский Константинов Алексей, визионер Константинов Мануил, грек Конявская Е.Л. Копреева Т.Н. Корей, левит, возглавивший бунт против Моисея и Аарона, библ. Кореневский Н. Корнилий Комельский, прп., св. Корнилий, митр. Казанский и Свияжский Корнилий, чц. Корнило Затворников, чц. К.-Б. мон. Корнюкова Л.А. Коровин Илюшка, крст. Косма, ярославский дк. Костарев Петрушка, староста Костюхина Л.М.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Константинопольский народ, чрезвычайно любивший и уважавший святителя Златоустого, слыша о высоких его добродетелях в слове св. Прокла, прервал его восклицаниями и просил перенести мощи невинно пострадавшего святителя Иоанна в Константинополь 1459 . Прокл убедил царя Феодосия II исполнить благочестивое и справедливое желание народа. Честные останки Златоустого обретены были нетленными и положены в серебряную раку, и торжествеено перенесены из Коман, где скончался он и погребен, в Константинополь. «Православный народ при перенесении мощей множеством судов сделал море как бы сушею, устье Босфора покрыл светильниками. Царь со священным собором и синклитом, при стечении многочисленного народа, встретил св. мощи в Халкидоне и совершил благоговейное поклонение им. Склонив на гроб святителя очи и чело, Феодосий принес молитву за своих родителей Аркадия и Евдоксию и умолял простить им обиду, причиненную ему по неведению». Из Халкидона мощи св. Златоустого на царском корабле перевезены были в Константинополь и положены во храме Св. апостолов. Перенесение мощей сопровождалось славою чудес и совершилось в 438 году 27 января. Утешительным последствием перенесения мощей св. Златоуста из места заточения в Константинополь было то, что приверженцы Иоанна тронуты были общим к нему благоговением и присоединились к Церкви 1460 . В IX веке Иосиф, Косма Веститор и другие написали песнопения на перенесение мощей Златоустого, ныне поемые Церковью в день воспоминания этого события. В этот день, по песнопениям Церкви, «яко украшение царское, Царский град прием мощи Златоустаго и ими украшается. Заточен быв от стада завистию, Божиим же мановением паки к нему по погребении возвратился Златоустый, источая струи чудес и реки проливая врачеваний. Радуется Церковь Христова, на свещник священный взирающи – на св. священномученика, егоже низложивше враги, под спудом молчания скрыша. На славу царску днесь от Коман ко граду приходит Царствующу» 1461 . Паримии в честь св. Иоанна Златоуста в 13-й день ноября и 27 января произносятся общие святителям: первая та же, что в день св. Григория Богослова , 25 января; вторая – Притч.10:32 – 11:12 ; третья – Прем.4:7–15 1462 . В них Церковь прославляет достоинства и участь праведного. Утреннее и литургийное Евангелие те же, что в день св. Григория Богослова ; а чтение Апостола то же, что в 1-й день января, в честь св. Василия Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010