Сии-то слова, относящиеся единственно к пременению священства и жертв ветхозаветных на священство и жертву нового завета, инок Иоасаф приводит во свидетельство все той же хульной мысли, якобы, по примеру ветхозаветных, последовало прекращение священства и жертвы нового завета. Апостол Павел даже и о священстве и жертве ветхого завета не говорит, что они прекратились, а говорит о преложении, или пременении единого на другое, т.е., ветхого на новое; а беспоповцы кривосказательно приводят его слова во свидетельство прекращения новоблагодатного, непрестающего и вечного священства и жертвы нового завета! 4) Приводит инок Иоасаф из Благовестника (Еванг. от Лк.) толкование седмеричного числа в значении множественного неопределенного: «еже седмь, много от писания разумей», и прилагает сие толкование ко времени царствования антихриста, дабы представить оное долголетним. Но в Соборнике число семь истолковано во множественном не по отношению ко времени антихристова царствования. О летах же царствования антихристова никто из святых толкователей не писал, что они будут многочисленны; но еще, к предостережению нашему, дабы кто не помыслил, что царствование антихриста действительно продолжится на многое время, и в сем смысле не стал бы изъяснять предопределенное антихристу число лет, как число таинственное, в священном Писании число сие точно и ясно определяется не точию годами (три лета и пол), но и месяцами (42), и днями (1.290), которые одно и то же время, три с половиной года, означают. Здесь инок Иоасаф во свидетельство мнимого прекращения жертвы и священства нового завета приводить место из толкования на 149 и 150 зач. первого послания Апостола Павла в Коринфянам, которое толкование напечатано в книге Толковый Апостол, и которого конец помещен также в именуемой Кирилловой книге. Но беспристрастный и внимательный читатель не только не найдет в сем толковании какого-либо подтверждения мнению беспоповцев о прекращении священства и жертвы в церкви Христовой, чтó было бы противно и сущности самых слов апостольских, который в нем толкуются: елижды аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже убо приидет (зач.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

На 1-м часе тропарь: «Егда славнии ученицы...» «И ныне» Богородичен часа: «Что Тя наречем...» После Богородична тропарь пророчества. 1-й прокимен, глас 1: «Да разумеют языцы, яко имя Тебе Господь». Паримия. 2-й прокимен, глас 8: «Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему». «Стопы моя...» «Да исполнятся...» (без пения). По Трисвятом кондак Триоди и прочее по обычаю. Отпуст: «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеником, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует...» (святые храма и рядовой не поминаются). 1 Часы и литургия. Часы 3-й, 6-й и 9-й 2 обычные, простые, без кафизм. Тропарь: «Егда славнии...» Кондак: «Хлеб прием...» Изобразительны поскору, без пения. По «Отче наш» кондак: «Хлеб прием...» «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Всесвятая Троице...» и отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...» Литургия святителя Василия Великого начинается вечерней . Возглас: «Благословено Царство...» Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш...» «Царю Небесный» и прочее обычного начала. Псалом 103-й. Кафизмы нет. «Господи, воззвах», глас 2. Стихиры на «Господи, воззвах» на 10. «Слава, и ныне», глас 6: «Рождение ехиднов воистинну Иуда...» Вход с Евангелием. «Свете тихий...» «Вонмем». «Мир всем». «Премудрость, вонмем». Чтец: Прокимен, глас 1: «Изми мя, Господи, от человека лукава и мужа неправедна избави мя». После прокимна царские врата закрываются. Читается 1-я паримия. 2-й прокимен, глас 7: «Изми мя от враг моих, Боже, и от возстающих на мя избави мя», 2-я паримия и 3-я. После 3-й паримни открываются царские врата. Малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси. Боже наш...» Трисвятое. «Вонмем». «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Священник: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 7: «Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его». Апостол к Коринф., зач. 149-е. «Аллилуиа». Евангелие от Матф., зач. 107-е: «Весте, яко по двою дню Пасха будет...» Далее по чину литургия свт. Василия Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И я стал читать, несколькими строками выше, приведенное ими место из книги св. Ефрема: «Восплачутся горы и холми и древа польская, восплачутся же и обе светиле небеснии со звездами, за род человеческий, яко вси уклонишася вкупе от Бога святаго, содетеля всяческим, и лестьцу веру яша, приимше образ сквернаго богопротивника за крест Спасов. Тогда восплачется земля и море, яко внезапу престанет глас пения и молитвы от уст человеческих, восплачутся тогда церкви Христовы вся плачем великим, зане не будет службы святыя во олтарех, ни приношения». Прочитавши, я спросил: вы утверждаете, что теперь уже пришло то самое время, о котором пишет здесь св. Ефрем? Мои собеседники ответил и: да, мы так полагаем, что ныне это самое время. Я сказал: Будем обсуждать все прочитанное вкупе, потому что все прочитанное содержит один смысл, и все упоминаемые здесь предметы связаны один с другим. Во-первых, писано здесь о том, что «восплачутся и обе светиле небеснии со звездами за род человеческий, яко вси уклонишася вкупе от Бога святаго, содетеля всяческим, и лестьцу веру яша, приимше образ сквернаго богопротивника за крест Спасов». Если, по вашему рассуждению, ныне уже пришло то время, о котором, здесь пишется, то я вас спрашиваю: вы разве уклонились от Бога, содетели всяческим, и лестьцу веру яли и приняли начертание скверного богоборца? Также и сии наставники ваши и все предстоящие вашего согласия разве уклонились от Бога и лестьцу веру яли, и приняли начертание скверного богоборца вместо креста Спасова? Мои собеседники ответили, что от Бога ни они, ни наставники их не уклонялись. Я сказал: В книге св. Ефрема не сделано никакого исключения ни о вас, ни о ваших наставниках, а сказано без исключения, что вси уклонишася и лестьцу веру яша. Собеседники мои ответили: Слова: вси уклонишася, не то означают, что все до одного без исключения уклонятся; но сим означает только множество уклонившихся. Я заметил: Когда вы слово о человецех: вси уклонишася, не буквально понимаете, – говорите, что оно означает только множество уклонившихся, а притом еще останутся неуклонившиеся, то поэтому вам необходимо также не буквально понимать и выражения об алтарях: не будет службы во святых олтарех, ни приношения, т. е. необходимо понимать так, что не на всех алтарях не будет св. службы, но только на множайших. А иначе, если вы будете об алтарях понимать буквально, что не будет ни на одном алтаре службы святой, а о человецех не буквально, что только множайшие уклонятся, то будете иметь разномыслие, будете противоречить сами себе в разумении одного и того же места в слове св. Ефрема. Главное же, – если вы будете буквально разуметь эти слова, св. Ефрема, то будете противоречить свидетельству слова Божия о приношении бескровной жертвы до второго Христова пришествия: «дондеже придет» (1 Коринф., зач. 149) и прежде прочитанным мною словам самого Ефрема Сирина , что приношение бескровной жертвы «всемощным Его (Божиим) повелением бывает, дóндеже придет».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

е. что собственный, или действительный в чувственном виде приход пророков отклонить и переложить на духовный трудно, а когда будет доказано духовное бытие антихриста, вопрос о пророках легко разрешается сам собой. Так поступают беспоповские наставники. Напротив, защитники православного учения, знающие эту их уловку, в беседах с ними о событиях, имеющих быть пред кончиной мира, начинают беседу, как и следует, согласно порядку времени, – прежде о явлении пророков Илии и Еноха и потом, сделав их безответными, доказав, что пророки должны по Писанию явиться самолично, удобно переходят к беседе и о чувственном явлении антихриста пред кончиной мира. Иногда же беседа об антихристе становится после этого и совершенно излишней, – кончается тем, что посторонние слушатели сами делают такое заключение: если не приходил еще Илия, то нет еще и антихриста. Равным образом защитник православного учения сделает излишней беседу об антихристе, если первоначально представит доказательство о том, что приношение бескровной жертвы Тела и Крови Христовой будет приноситься, по глаголу апостола Павла (1 Коринф. зач. 149), «дондеже приидет Господь», т. е. до второго Его пришествия, следственно, будет приноситься и во время последнего антихриста. Таким доказательством он отнимает у беспоповца всякое желание толковать об антихристе, ибо беспоповцы, как я сказал уже, обыкновенно толкуют об антихристе с целью, чтобы оправдать свое, без приношения бескровной жертвы, положение, а лишившись возможности достигнуть этой цели, уже сами не считают полезным для себя беседовать об антихристе. Зимой одного года привелось мне прожить в Петербурге месяца четыре слишком. Тогда-то происходили у меня те беседы с беспоповцами об Илии и Енохе и об антихристе, содержание которых я намерен теперь изложить. Было но менее десяти больших собраний, на которые сходилось человек по полусотне, и по сто, и больше, все старообрядцы, но, по знакомству, были и некоторые из единоверцев. При разговорах постоянно находился знаменитый начетчик филипповского согласия Дмитрий Федоров Болотов; впрочем, он участия в прениях не принимал, – только в первые дни по моем приезде поговорил со мной при малочисленном собрании, при трех или четырех человеках.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

У места, где сказывают проповеди, икона царя Константина и матери его Елены: посреди их изображен крест четырехконечный, с надписью Ис. Хс. В паперти церковной на образе Преображения Господня, у Спасителя благословящая рука изображена с именословным перстосложением. В том же городе Сучаве есть церковь святого Димитрия, построенная в 7049 (1541) году, в которой стенная живопись также современна зданию: и здесь за правым клиросом Иоанн Предтеча изображен с именословно благословящей рукой, и на иконе Пресвятой Богородицы Знамени, у Спасителя благословляющая рука изображена с именословным сложением, а в куполе изображен крест четырехконечный. Из Сучавы я отправился в монастырь Драгомирну. Там жил в это время отец Сергий, бывший австрийской иерархии епископ, присоединившийся к церкви в Москве, вслед за другими членами той иерархии: он с великою радостью меня принял. 121 В Драгомирнском монастыре, на древней стенной иконописи в алтаре у святителей благословящие руки изображены тоже с именословным перстосложением. Марта 20-го, в Лазареву субботу, я возвратился в Климоуцы. На праздник Цветоносия климоуцкие новообращающиеся, желая видеть служение единоверческого священника, просили меня отпеть вечерню, утреню и обедницу; но я ответил, что без повеления местного епископа исполнить их просьбу не могу. В праздник, после обеда, пошел я к Дию Тимофееву, сыну бывшего климоуцкого богача, туда явился и брать его Сидор (они управляют клиросом и уставом в Климоуцкой моленной, чтó на горе), собралось и еще несколько беспоповцев. Я начал беседу, доказывал, что без единости церкви нет спасения и самая даже тайна крещения не пользует (Апост. Толковый, зач. 149), что без тайны миропомазания христианин не совершен (Катехизис Великий о тайне миропомазания), что без причастия святых таин тела и крови Христовы невозможно наследовать жизнь вечную и что исповедь, пред простолюдином совершаемая, не есть таинство, потому что разрешения грехов данной священникам от самого Христа властью простолюдин преподать не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Господь наш Исус Христос, предвечная Премудрость Божия, самосовершен сый и верен во всех словесех своих ( Пс.149 ), прежде бытия нашего вся ведый, по пророческому изречению: «не содеянное мое видесте очи твои» ( Пс.138:16 ), Той есть основание Церкви; на сем не распадающем и верном фундаменте утвердил Бог Церковь свою, якоже сам устами пророка глаголет: се аз (глаголет Господь) «полагаю во основание Сиона камень многоценен, избран, краеуголен, честен в основание ему, и всяк веруяй в он не постыдится» ( Ис.28:16 ). Слова: «многоценен, краеуголен, честен» являют величество силы Христа Спасителя, могущего содержати вечно незыблему и неизменяему Церковь , ибо и камень, могущий содержати здание, честен, не имеяй же твердости содержати, но разрушаяйся, нечестен и немногоценен. А изречением: «веруяй в он не постыдится», аки ручаясь за твердость камене, Бог повелевает всякому, не опасаясь никоего постыждения, несомненно храмину своея веры созидати на словесех Христовых. На сем основании (словесех Христовых) вси учители церковнии своя учения назидали, как и св. апостол Павел повелевает: «кийждо да блюдет (рече), како назидает, основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Исус Христос» ( 1Кор3:10, 11 . Злат. беседа 8). Сему, надеюся, и вы не станете противоречить, ибо и сами в том вполне уверены; но удивления достойно, как подкрадывает человека недоумение сопротив его уверенности! Оставив твердые и несомненные слова Христовы, в противность оным, вы хочете основать храмину веры на словах старообрядческих наставников. Не надлежит ли вам притечь к достоверным и непостыдным словесем Христовым, искушающе самих себе, аще в вере есте (Посл. к Коринф. зач. 197), испытающе добрым испытанием, аще вера, вашими наставниками проповеданная, непреложным словесем Христовым согласует? Убо молю вас, братие, купно со мною, без всякого пристрастия рассмотрим, не обретается ли в учении наставников старообрядческих противоречия Святому Евангелию Господа нашего Исуса Христа, также апостольскому и святых отец учению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Другие из лиц, именующих свои незаконные общества церковью, ничем от первых не разликуют, ибо также чрез лишение епископства погубили преподавательную силу Духа Святого, т. е. Таинство Хиротонии и освящение мира, подчинив себя не посланным от Церкви священникам, но отбегшим от нее, отлучившимся ее благодатного единения, хотя о сих, яко не имущих власти на благословение и священнодействие, свидетельствуют самими непокорными Церкви приемлемые книги сице: «(еретики) иереов в благочиннех посланных не имеют: аще бы и имела, от нас отбегших, единаче тайны без единости церкви христианския ничесоже суть, ибо всем отлучившимся от единения церковного Бог пророком рече: послю на вы клятву и проклену благословение ваше и оклену е, и разорю благословение ваше и не будет и вас, спречь положу клятву на благословение ваше, имже тайна совершаема бывает 147 . Ибо Церковь Божия есть, якоже глаголет Писание, »вертоград заключен, и источник запечатлен« (Песнь песней 4, 12), и того ради невозможно нигдеже тайне совершатся, только во единости церкви Божия, еяже между сонмищи еретическими несть: тогда и тайны ни единые в них несть, разве крещения святаго от них, еже тако есть достойно, яко крещаемаго от них, егда приходит к соединению церкви, паки крестити не требе, аще ли не приидет к церкви, ничесоже ему несть полезно (Апостол Толковой на зач. 149, л. 548 об.). Подобно сему и в Беседах апостольских на послание к Ефесеом (в нравоучении 12, на стр. 1693) св. Златоуст пишет сице: «Кая польза есть иных сему (рукоположению) не сущу опасну? Якоже бо за веру, тако и за сие (сиречь за рукоположение) ратоватися подобает». Видите, что глаголют старые книги, како они в лице обличают неимущих преемственной от апостолов священной хиротонии, но точию чрез отбегших от Церкви иереев приемлющих таинства, – еретиками их именуют и таинства, совершаемая сими иереями отмещут, даже и Св. Крещение совершенное ими не полезно быти глаголют, аще крещенные не приидут к соединению церковному, и благословение их проклинают, т. е. не самое крестное образование и несложение перстов, имже благословение в тайнодействии бывает, предают клятве, но именно благословение, за то, что не благочинне посланными, а отбегшими от Церкви священниками совершается.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

21 Изначальное написание «Бархохаб» исправлено. Имеется в виду Бар-Кохба (др.-евр. – «сын звезды»; древнегреч. вариант имени – Βαρ κωχβαβ) – почетное прозвище Симона, руководителя антиримского восстания 132–135 гг. в Иудее. 27 Над словами «колен оных» проставлены соответственно цифры 2 и 1, то есть в тексте описка и читать следует «оных колен». 53 Слова «прор[очество] разуметь о Христовом завете» по ошибке опущены при переписке и восстановлены на полях. 62 Над словами «Девой» и «быть» проставлены соответственно цифры 2 и 1, то есть в тексте описка и читать следует «быть Девой». 64 Далее примеры пронумерованы кириллической цифирью, но в этом случае титло над буквой А пропущено. 65 Кириллическое обозначение числа 2 – буква В под титлом – продублировано предшествующей ему арабской цифрой 2, которая указывает, очевидно, на то, что примеры из разговорной речи закончились и последующие примеры взяты из Священного писания. 75 Здесь и ниже в тексте исправлено изначальное написание «седмодесятный». Имеется в виду Септуагинта – греческий перевод Ветхого завета, выполненный «семьюдесятью толкователями» в Александрии во 2 в. до н.э. 89 На полях ссылка: «К Солун. 2, гла[ва] 2, зач[ало] 275, с[ти]х 7» (числа обозначены кириллической цифирью). 136 Над словами «Бози» и «то» проставлены цифры соответственно 2 и 1, показывая, что слова эти при переписывании по ошибке поменяны местами. 144 Над словами «самом» и «тамо» проставлены цифры соответственно 2 и 1, то есть в тексте описка и читать следует «тамо о самом». 149 Над словами «церкви» и «сести» соответственно проставлены цифры 2 и 1, то есть читать следует «сести в церкви». 155 Над словами «Антихриста» и «отстоя» проставлены соответственно цифры 2 и 1, то есть читать следует «отстоя от Антихриста». 160 Кроме «Рассуждения против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог», на которое ссылается здесь автор, о неудавшейся попытке восстановления Иерусалимского храма, предпринятой Юлианом Отступником, упоминается и в других сочинениях Иоанна Златоуста (см., напр., «Беседы о св. апостоле Павле», беседа 4, «Против иудеев», слово 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

О сем таинстве еще прежде Господь сказал тако: аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови его, живота не имате в себе. ядый мою плоть и пияй мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Плоть бо моя истинно есть брашно, и кровь моя истинно есть питие. И паки: ядый мою плоть и пияй мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем. (Иоанна глава 6, стихи 53, 54, 55 и 56, зачало 23 и 24.) И паки: Сие творите в мое воспоминание. ( Луки 22 , ст. 19, зач. 118.) Дух Святой или Господь показывает ясно, что вечно пребудут тело и кровь Христовы, вечно будут причащаться на св. трапезе в Христовой Церкви. Так глаголет Он устами св. апостола Павла: аз бо приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече: приимите ядите, сие есть тело мое, еже за вы ломимое; сие творите в мое воспоминание. Также и чашу во вечери глаголя: Сия чаша новый завет в моей крови; сие творите, елижды аще пиете, в мое воспоминание. Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, Дóндеже приидет. (К Кориняном зачало 149, глава 11, стихи 23, 24, 25 и 26.) Все сие преясно доказывает, что сия бескровная жертва – тело и кровь Христова – будет приноситься до скончания века, которую святая Греко-Российская Апостольская соборная Христова церковь ежедневно приносит Господу Богу, и до скончания века приносить будет, по обещанию Господню. Пятая тайна – покаяние и исповедание грехов, и разрешение в точности исполняется данною от Господа Бога властию. Ибо такой закон положил Господь в Церкви своей: аминь бо глаголю вам, елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех. (Матфея глава 18, стих 18, зачало 76.) И паки: приимите Дух свят. Имже отпустите грехи, отпустятся; имже держите, держатся. (Иоанна зачало 65, глава 20, стих 22.) И это таинство во святей Греко-Российской Церкви исполняется в точности законными священниками, по чину древлепринятому и по уставу святых отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Елма убо слово Божие, живо есть и действенно, и все сие, елико восхоте Бог, сотвори. И аще есть глаголя: буди свет, и бысть свет, буди твердь, и бысть, и аще словесем Господним небеса утвердишася, да аще небо и земля, вода же и огнь, воздух же и вся тварь словесем Божиим совершишася, и словущий человек, и аще восхоте всяческих Бог Слово сотворитися человек: то убо не может ли просфиру сию плотию своею сотворити, и вино и воду кровию? Вначале убо земли траву повелел есть извести, и даже до сего часа, дождю бывшу, абие изводит своя ращения Божиим повелением, и яко женома грядет из земли, силу словесем Господним исперва приимши. Рече бо Бог: се есть плоть Моя, и си есть кровь Моя, и се творите на Мою память, да убо всемощным Его повелением бывает дóндеже приидет; тако бо и глагола: дóндеже прииду» (Слово 107, лл. 319 и 820). Итак, св. Ефрем всемощным словом Божиим удостоверяет, что как произрастание травы по слову Божию доселе земля дает, так и совершение таинства Тела и Крови Христовы пребудет дóндеже Христос приидет. Такожде и св. Златоуст, в слове на великий четверток, удостоуверяет, что как человеческий род словом Божиим, единою реченным: раститеся и множитеся, существует не прекращаясь, так и о Святых Тайнах слово Божие реченное исполняется. Вот слова его: «Прииде Христос, и ныне тойже, иже трапезу ону устрой, сей и ныне сию творит, не бо есть человек творяй предлежащая быти Плоти и Крови Христове, но распныйся за ны Христос; образ исполняя строит молитвенник словеса Господня она, но сила и дар весь есть Божий... И якоже он глас, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, единою речено бысть, но по вся лета дело бывает, силу творя естеству нашему на плодотворение, сице и сей глас единою рече, но выну трапезу в церквах от того дне и до пришествия ему жертву совершенну творит» (Соборник л. 559). И в Апостоле толковом, на зач. 149, св. Златоуст словом Божиим утверждает, что приношение бескровной жертвы пребудет дóндеже приидет Господь: «Апостол: Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже убо приидет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010