Скачать epub pdf С чего следует начинать беседы с именуемыми старообрядцами Часть 1 Раскрытие истинности и незыблемости Евангельского учения «Весьма нужно также священнику иметь тщание не о том только, чтобы вести беседы о старообрядчестве, но и о том, чтобы его беседы имели действительное влияние на слушателей. Это очень важно, и такие беседы – дело искусства и опытности. Чтобы приобрести такое искусство и такую опытность, нужно священнику всегда следить за своими беседами: все ли им сказанное хорошо и верно сказано или в сказанном есть какой недостаток, и если есть недостаток, всячески заботиться, чтобы в другой раз его уже не было. А наипаче нужно просить Бога о помощи и не надеяться на свой разум…» 1) Надлежит позаботиться прежде всего о том, чтобы внушить старообрядцам и православным должное внимание к Слову Божию, к Святому Евангелию, и разъяснить необходимость твердой веры в него, доказывая то словами самого Евангелия: иже имет веру (в Евангелие) спасен будет, а иже не имет веры (во Евангелие), осужден будет (Мар. зач.71); и паки: покайтеся и веруйте в Евангелие (Мар. зач.2); и словами Св. апостола Павла: подобает нам лишше внимати слышанным от Господа... извещенным слышавшими Господа (Евр. зач.305). 2) Нужно также возбудить должное внимание к Апостольскому учению и к определениям Вселенских Соборов о догматах веры, яко основанных на Евангельском учении. Это необходимо нужно потому, что старообрядцы все старопечатные книги, даже составленные при патриархе Иосифе, и в них не только взятое из творений Св. Отцов, но и не основанное ни на каком писании, а содержащее только личные мнения составителей тех книг, почитают наравне со словами Самого Христа Спасителя, записанные во Св. Евангелии, и даже многажды словами писателя старопечатной книги покушаются отстранить Евангельские непоколебимые истины и Господни обетования, и на словах такого писателя основывают все свое спасение. Например: вы представите старообрядцу свидетельство от слов Св. Апостола Павла, принятых им, по собственному его уверению, от Господа, что приношение Бескровной Жертвы Тела и Крови Господних будет совершаться до второго Христова пришествия: дóндеже приидет (Кор. зач.149).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Особенность l-ro часа та, что на нем после Богородична часа читается паремия из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и заключается пением прокимнов. На утрени, после 1-го часа, а также после изобразительных отпуст совершается тот же, который произносился в первые три дня, т.е. «Грядый Господь на вольную страсть...» 168 . Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительные со слов: «Во Царствии Твоем...» совершаются вместе, «поскору», без пения 169 . Лишь в конце изобразительных, после возгласа диакона «Премудрость», поется «Достойно есть...» и прочее. Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней (без кафизмы). Она совершается после вечерни по той причине, что и Сам Господь установил Евхаристию вечером 170 . После стихир на «Господи, воззвах...» и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), причем перед 1-й и 2-й паремиями поются особые прокимны. После третьей паремии произносится малая ектения, поется Трисвятое и далее – обычный порядок литургии святого Василия Великого . На литургии читается Апостол (Кор., зач. 149) и Евангелие – избранные места в благовествовании трех евангелистов (Мф., зач. 107; Лк., зач. 109 и Ин., зач. 44). Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха: «Тело Христово приимите...» (при причащении народа), а также вместо: «Да исполнятся уста наша...» поется песнь: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...», в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника. Вместо «Достойно есть...» поется ирмос 9-й песни канона, в котором верующие приглашаются насладиться «странствия (гостеприимства) Владычня и безсмертныя трапезы». Задостойник Великого Четверга (ирмос 9-й песни канона) «Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на Горнем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся: возшедша Слова от Слова научившеся, Его же величаем». «Гостеприимства (угощений) и бессмертной трапезы на Горнем месте, приидите, вернии, насладимся, устремив горе наш ум. Слово пришло сюда на Горнее место, как снедь верным, это узнали мы от Самого Слова, Которое мы прославляем» ( Лк. 22, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Примечание. «Таже Господи, воззвах на глас 2-й, поставляем стихов 10. Священник же изменяяй священническую одежду, исходит, и кадит, и по еже возвратитися, творит проскомидию» (Триодь Постная, «Во Святый и Великий Четверток вечера»). На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 2-й – 10 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6-й: «Рождение ехиднов воистинну Иуда...». В это время заканчивается чин проскомидии, на котором приготовляются два Агнца: один для данной Литургии, а другой – для приготовления запасных Святых Даров на весь год. Вход с Евангелием. «Свете Тихий». 1-й прокимен Триоди, глас 1-й: «Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя»; стих: «Иже помыслиша неправду в сердце весь день», и читается 1-я паримия Триоди (Исхода). 2-й прокимен Триоди, глас 7-й: «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя»; стих: «Избави мя от делающих беззаконие», и читаются оставшиеся две паримии Триоди (Иова и Исаии) . Малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем...» . Трисвятое . Прокимен Апостола, глас 7-й: «Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его»; стих: «Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным». Апостол – 1 Кор., зач. 149. Аллилуиарий, глас 6-й: «Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь»; стих: «Врази мои реша мне злая: когда умрет и погибнет имя его?»; стих: «Ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание». Евангелие (составное) – Мф., зач. 107: «Рече Господь Своим учеником: весте, яко по двою дню Пасха будет...». Далее по чину Литургия свт. Василия Великого. Вместо Херувимской песни – «Вечери Твоея тайныя...» (трижды): дважды до перенесения Святых Даров (без «Аллилуия»), третий раз – после перенесения Даров (с «Аллилуия»). Примечание. «Вместо же Херувимския песни, поем во глас 6-й: Вечери Твоея тайныя: трижды, лики пременяющеся: на конечном же Аллилуиа трижды» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»). Задостойник – ирмос 9-й песни канона Великого Четвертка: «Странствия Владычня...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-02/

Швецов раскрыл книгу Деяний семи вселенских соборов, и прочел там в определении седьмого собора о преданиях: «Кто отвергает всякое писанное и неписанное предание церковное, тот да будет анафема». Прочитавши, он сказал: Вы говорите, что церковь имеет волю изменять обряды, а вселенский собор отметающих преданий и неписанные предает анафеме; значит церковь не может изменять и неписанных преданий». Я заметил Швецову: В определении седьмого вселенского собора говорится о преданиях, а не о обрядах. Предание апостольское неписанное было и о таинствах, как видно из слов Апостола Павла к коринфянам: аз, братие, приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, приим хлеб, и проч. (Кор. зач. 149). Сидевший возле меня Игнатий Александров спросил Швецова: неписанные церковные предания, от Апостолов преданные, о которых говорить седьмой вселенский собор, во время этого собора были записаны, или нет? Швецов: Во время седьмого вселенского собора они уже были записаны. Александров: А двуперстие собором вселенским седьмым записано в числе апостольских преданий, или нет? Швецов: Нет. Александров: Когда двуперстие не записано седьмым вселенским собором в число тех церковных незыблемых преданий, за преступление которых он полагает анафему, значит собор и не считал двуперстие, и вообще перстосложение для крестного знамения, таким незыблемым преданием. Швецов хотел доказать свидетельством из книги Викентия Лиринского , что церковь не имеет права изменять обряды, – именно прочел из его книжки целые две главы 21 и 22. 145 По прочтении я заметил Швецову: Видите, – в прочитанном вами говорится о преданиях веры, а не в обрядах. Швецов сказал: Если обряды изменять позволительно, то почему еретики пали за изменение обрядов, и почитаются еретиками? Падение еретиков из-за обрядов доказывает, что не позволительно изменять и обряды. Я ответил: Еретики сделались еретиками из-за обрядов не потому, что употребляли те обряды, но потому, что употребляли их вопреки прямому запрещению вселенской церкви, как это доказывается примером еретиков четыре-надесятников. Они свой обычай праздновать Пасху в 14-й день мартовской луны содержали и прежде соборного запрещения, но тогда за содержание его не признавались еретиками; а когда стали держаться этого же обычая по запрещении оного вселенской церковью на первом соборе, тогда сделались еретиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Посему пастыри и учители в Церкви Христовой будут существовать до самого скончания века, до дня второго пришествия Христова. Я показал тебе от божественного Писания, что церковь свою Господь создал с различными членами, чтобы она достойна была быть телом своей главы и имела возможность на совершение всех спасительных тайнодействий, или таинств святых. О таинствах и считаю нужным сказать теперь. Ты знаешь, что таинств церковных семь: Первое – крещение. Шедше научите вся языки, крестяше их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. зач. 116). По сему Господню повелению, реченному Апостолам, обдержно совершать святое таинство крещения могут и должны только приемшие на сие повеление от Господа Апостолы и их преемники – епископы, и епископами поставленные пресвитеры. Второе – миропомазание. Преподание верующим, по крещении, дарований Святаго Духа прежде совершалось чрез возложение рук апостольских (Деян. зач. 18 и 42). Потом же святая церковь начала преподавать сии дары чрез помазание крещенных святым миром, освящаемым епископами, преемниками Апостольской власти, согласно слову Апостола: помазавый нас Бог , иже и запечатле нас и даде обручение Духа в сердца наша (2 Кор. зач. 170). Миро освящается епископом, а освященным от епископа миром имеет власть помазывать крещёных, т. е. совершать таинство миропомазания и пресвитер. Третье таинство – евхаристия, или причащение тела и крови Христовых. Таинство сие сам Христос назвал Новым Заветом: сия чаша Новый Завет Моею кровию (Лук. зач. 108, 1 Коринф. зач. 149); совершать сие таинство Он же сам на тайной вечери повелел Апостолам: сие творите в Мое воспоминание: а приступать к сему таинству заповедал всем верным, глаголя: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе (Иоан. зач. 23). Четвёртое таинство – таинство священства, или хиротонии, т. е. рукоположения во священные чины. Его совершали посланные от Господа Апостолы и совершают их преемники – епископы (Деян. зач. 35, 1 Тим. зач. 287, к Титу зач.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Я сказал: Но имеете ли свидетельство, или удостоверение, что завет, или завещание Христа Спасителя вам принадлежит? По человеческим узаконениям только тот может воспользоваться завещанием, т.е., получить наследие по завещанию, кто обладает завещанием и докажет, что ему действительно принадлежит оное. Так и Господь, хотя нас сотворити наследниками завета своего, излаянную за нас кровь свою дал нам пить в залог и непреложное свидетельство получения вечного наследия: в таинстве тела и крови своей даровал нам акибы заветное писание, удостоверяющее нас в несомненной надежде на наследие живота вечного, якоже сам утверждает, глаголя: ядый мою плоть и пияй мою кровь, имать живот вечный (Ин. зач. 23). И паки: сия чаша новый завет есть моею кровию, яже за вы проливается (Лк. зач. 108). И апостол Павел пишет, яко, прием Господь чашу по вечери, глагола : сия чаша новый завет (Кор. зач. 149). Зде яве показуется от слов Господних и апостольских, яко чаша крови Господни есть чаша завета Господня, ниже завещавается нам наследие живота вечного, так что не пиющие сея чаши не имут участия и в завете Господни, и наследниками завещанного Христом царствия быть не могут, о чем ясно возвестил нам сам Господь, глаголя: аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крови его, живота не имате в себе. И еще: в человеческих завещаниях, дабы получить наследие по завещанию, необходимо иметь извещение, или свидетельство о смерти завещателя, якоже и Апостол пишет: ничесоже может завет, егда жив есть завещаваяй (зач. 321). Чаша же крови Христовы есть не точию чаша завета, или самый завет, но вместе и возвещение смерти завещававшего, якоже Апостол глаголет: елижды хлеб сей ясте, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете (Кор. зач. 149). И тако лишающий себя причастия чаши Христовы, и участия в завете Христовом не имеет, и возвещения смерти Господни не совершает, а посему и наследия вечных благ ожидати не может; а добродетели, им творимыя, якоже тело без главы, мертвы суть, по сказанному в Апостоле Толковом: «да вси плоть и душу нашу, с телом и в теле Господа нашего Богу в жертву приносим, якоже уды с главою, без неяже бы неприятна и гнушательна жертва была» (лист 548 на обор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В Великий Четверг совершаются следующие службы: малое повечерие (со среды на четверг), утреня с 1-м часом, часы: 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными, Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней. Особенности богослужения Великого Четверга следующие: Накануне (в среду вечером) совершается малое повечерие, на котором поется трипеснец святого Андрея Критского. На утрене после «Аллилуиа» поется трижды особым напевом тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувшия! Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе». Кафизм на утрене нет. Сразу после тропаря по возгласе диакона: «И о сподобитися нам слышанию…» читается Евангелие. В Евангелии повествуется о событиях этого дня (Лк., зачало 108 «от полу»: «Приближашеся праздник опреснок», окончание в зачале 109: «По Немже идоша ученицы Его»). По прочтении Евангелия и 50-го псалма поется полный канон Великого Четверга: «Сеченое сечется море Чермное»; полный — в ознаменование важности этого дня (молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя» перед каноном не читается). После 9-й песни — ексапостиларий (трижды): «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». Далее совершается вседневная утреня обычным порядком с пением стихир на хвалитех, чтением великого славословия и пением стихир на стиховне. На 1-м часе читается паремия из Книги Пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и завершается пением прокимнов. Часы 3-й, 6-й и 9-й и чин изобразительных совершаются вместе, «поскору», без пения. Только в конце изобразительных, после возгласа диакона «Премудрость» поется «Достойно есть» и прочее. Совершается Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней (без кафизмы). Литургия совершается после вечерни, поскольку Сам Господь установил Евхаристию вечером . После стихир на «Господи, воззвах» и входа с Евангелием, читаются три паремии (из Книг Исход, Иова и пророка Исаии). Перед первой и второй паремиями поются прокимны. После третьей паремии произносится малая ектения, поется Трисвятое; далее, обычным порядком служится Литургия святогоВасилия Великого. На Литургии читаются Апостол (Кор., зач. 149) и Евангелие, выбранное из трех евангелистов (Мф., зач. 107 (26, 1–20); Ин., зач. 44 (13, 3–17), Мф., зач. 108, «от полу» (26, 21–39); Лк., зач. 109 (22, 43–45); Мф., зач. 108 (26, 40 — 27, 2)).

http://pravoslavie.ru/38199.html

Еще св. Апостол Павел в первом послании к коринфяном передает принятое им от Господа свидетельство, что совершение таинства Тела и Крови Господни будет продолжаться в верующих, дóндеже паки приидет Господь (Кор. зач. 149). Посему те ваши общества, которыя, в противность Апостольскому учению, проповедают, что приношение оной безкровной жертвы Тела и Крови Христовой ныне уже прекратилось, не содержат ли верование, противное Апостольскому учению, принятому от Самого Господа? Не суть ли они общества, не верующия Христу и словесем Его? Христос Спаситель в первый день по Своем воскресении, явившись Апостолом, рек им: «мир вам: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» (Ин. зач. 65). Из сих непреложных слов Спасителя явствует, что Он дал Своим Апостолам власть оставлять грехи, и посему таинство покаяния, с разрешением грехов, могут совершать Апостолы и их преемники, чрез них преемственно приемные от Христа сию власть отпущать грехи. А у вас суть целыя общества, где совершают оное таинство не апостольские преемники, но простолюдины, и где таковая исповедь, совершаемая простолюдинами, почитается за таинство, яко бы подающее оставление грехов. А в других ваших обществах совершают сие таинство лица, хотя и считающия себя преемниками Апостолов, но действительного преемства от них не имеющия, ибо и сами признают, что на двести лет таинство хиротонии у них прекращалось. Все сие не есть ли отступление от словес Христовых, реченных Апостолам, и следственно, – неверие сим словесем и Самому Христу? Христос Бог о таинстве брака и о том, что оно продолжится до всеобщего воскресения людей, сказал: «в воскресение ни женятся, ни посягают, но яко ангели Божии на небеси живут» (Мф. зач. 91, и Лк. зач. 102), т.е. только в воскресение мертвых прекратится совершение тайны брака, а о девстве Владыка Христос сказал: «не вси вмещают словесе сего» (Мф. зач. 78). У вас же многия общества, в противность сказанному Господом, проповедают прекращение брака прежде всеобщего воскресения и всем узаконяют девство, по словеси Господню не всеми вмещаемое. И в сем является неверие словесем Христовым и Самому Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

4) Беспоповцы, не причащаясь Тела и Крови Господней, еще приводят себе в оправдание пример благоразумного разбойника, распятого при кресте Господнем, и говорят: «Господь сказал: аще не снесте плоти сына человеческого, ни пиете крови его, живота не имате в себе, и предал на Тайной Вечери Таинства Нового Завета, повелев творить то в свое воспоминание; но после Господня повеления и установления святых Таин, разбойник при кресте без причастия св. таив спасеся. Это отворяет я нам дверь ко спасению». Господне прещение: аще но снесте плоти сына человеческаго, ни пиете крови его, живота не имате в себе, служит осуждением преступающим Его заповедь о причащении от дне того, от которого повелено священнодействовать Таинства Нового Завета Господь повелел творить сие тайнодействие в Его воспоминание (от Луки зач. 108), а апостол глаголет: елижды бо аще ясте хлеб сей и пиет чашу сию, смерть Господню возвещаете (Кор. зач. 149). Но возвещение и воспоминание смерти Христовой возможно только по воскресении. Когда же разбойник висел на кресте, не могло быть еще время воспоминания смерти Господней, но время страданий и самой смерти Господни, и только затем уже настало время воспоминания страданий и смерти Господа. Итак беспоповцы, законопреступно уклоняясь от исполнения повеления Господня творить воспоминание смерти Его, несправедливо приводят себе в пример благоразумного разбойника, единственного современного спутника Христу в страдании и смерти Его. 5) Беспоповцы приводят в оправдание себе состояние Апостольской Церкви от дня воскресения Господня до дня сошествия Св. Духа, и говорят, что в то время, хотя Таинства Тела и Крови Господни были на Тайной Вечери преданы и Ветхий закон крестом упразднен, и Церковь Кровию Христовою Ему уневещена, однако, не видно из книги Деяний апостольских, чтобы апостолы до вознесения или по вознесении Господнем совершали тайнодействие в память смерти Господней, и если Церковь была тогда возлюбленна Богу, то и наша церковь, говорят, без жертвоприношения Тела и Крови Господней может быть возлюбленна Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В Книге Деяний Апостольских ясно видим, что, когда ни собирались при Апостолах верующие, совершалось непременно и Преломление хлеба ( Деян.2:46. 20:7 ). Из посланий св.Павла очевидно, что быть Христианам в церковном собрании значило быть непременно за Евхаристией (Кор.1:11, 18–20). Согласно с такими и подобными описаниями молитвенных собраний Христиан Апостольского времени пишут и священномученик Игнатий в послании к Ефесеям 222 , и св.мученик Иустин в 1-й своей апологии, и все древние писатели, кто только упоминал о сем предмете. Предмет известен был даже язычникам в первые века Христианства. Язычники, не зная наших Таинств, говорили, что Христиане в своих собраниях ели будто бы младенцев, – каковая ложь, очевидно, свидетельствует ту истину, что Христиане обыкновенно вкушали там Тело и Кровь Божественного Агнца. 16. Разномыслие мнимых Старообрядцев, и опровержение оных Наши мнимые Старообрядцы Беспоповщинского толка совсем не имеют Таинства Причащения, уверяя себя и других, что за неимением истинных Священников, которые могли бы совершать Евхаристию, нет уже на земле св.Евхаристии, и они причащаются духом, равно как и живут подобно жившим некогда Антониям Великим , Павлам Фивейским и иным великим подвижникам. Но, а) где же, по сему, слово Господа: «сие творите в Мое воспоминание? Где слова св.Апостола Павла: Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, Дóндеже приидет Господь, во второе Свое пришествие?» (Кор.1:11, 24. 26. зач.149). Где опять слово Самого Господа: «созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей»? ( Мф.16:18 ). б) Некоторые Великие пустынножители не всегда причащались: но – не потому, что якобы на земле не было уже Причастия или истинных Священников, или что причащались они иначе, духом; а потому, что жили в глубоких уединениях, бегая соблазнов мира, не Церкви, не Причастия. Они непременно и причащались Св.Таин, как скоро находили случай. Таким образом, как живут нынешние мнимые Старообрядцы, в исповедании своем, что нет уже на земле святого Причастия, ни истинных Священников, и что можно спастись им без Причастия, отнюдь никто до них Старообрядцев не живал, и столь смело не думывал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010