ЧЕТВЕРГ. Мф. Зач. 61. (15,12–21) О ГРЕХЕ И О ГРЕХОВНЫХ ПОМЫШЛЕНИЯХ Тлетворные порождения греха действительно составляют род жаб, зарождающихся, как в грязи, в нечистом сердце человека (14,280). Сердце, исполненное неприличных помышлений, всегда внушает мерзость, будучи зловоннее гниющего тела, и само только наслаждается собственною своею срамотою (23,174). Лукавые помыслы, начавшись в душе, остановившись же в сердце, не ограничиваются им, но выходят из сердца и как бы вырастают из него, проникая в плоть и являясь наружу (2,289). В человеке проносятся духовные и греховные помышления, и если греховному помышлению случится упредить, задерживает оно душу, мешает и препятствует ей приблизиться к Богу и одержать победу над грехом (30,10). Нечистые помыслы исполнены мертвых костей и всякой нечистоты и зловония (30,143). Как тело растлевается блудом, так и душа оскверняется сатанинскими помыслами, превратными правилами, нечистыми мыслями (33,338). Тот, кто угождает своему чреву и в то же время желает побороть блудные помыслы, уподобляется человеку, желающему маслом потушить огонь (42,965). Грех растлевает и сребролюбием, ибо учит заботиться до смерти, и тело растлевает утомительными трудами, а душу оскверняет лукавством. Растлевает он и славолюбием, потому что внушает зависть и ненависть к ближним. Растлевает он и посредством добродетели, потому что учит ею тщеславиться. Производит растление и в (людях), скрывающих добродетели, когда делает их неразборчивыми, и при великих добродетелях вселяет в них страсти, по-видимому, самые маловажные, и ими повергает в расстройство все существо… Грех – смертельный яд. Грех приносит с собою страх, и его (грех) не должно скрывать, как скоро совершен, потому что не хочет обнаруживать себя, как гнусный и губительный. Не давай доступа смрадному греху, чтобы не удалился от тебя Дух Святой. Ты соделан храмом Божиим, должны ли возбуждаться в тебе непотребные движения? (25,350). Иные мазями умащают плоть свою, чтобы удивить других благоуханием, а грехи их смердят хуже трупов, брошенных на землю (25,352).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Гавриилу вещавшу...». Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи...», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины...»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря. На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Гавриилу вещавшу...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален святителя, глас 3-й: «Новый светильник Церкве Русския...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозревый видится слепый...» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален святителя, глас 6-й: «Яко маслина плодовита и лампада...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозревый видится слепый...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Всечестная и светоносная память твоя...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозревый видится слепый...» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен (на ряду), глас 4-й: «Спаси всех, к Тебе притекающих...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней». Евангелие – святителя (Ин., 35 зач., от полу). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священноисповедника Луки...». Стихира святителя, глас 6-й: «Пастыря добра...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-11/

1) Они говорят: апостол Иаков пишет: исповедайте друг другу согрешения ваша ( Иак. 5:16 , зач. 57), 143 значит, можно исповедоваться не только пред священником, но и пред всяким другим человеком. Но, по ходу речи, слова друг другу имеют здесь не общий, а ограничительный смысл, т. е. под ними нужно разуметь не всякого другого, а тех лиц, о которых говорится раньше (14–15 ст.), именно: пресвитеров церковных. 144 Если кто из вас заболеет, говорит апостол, то пусть призовет пресвитеров церковных, да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем. Эта молитва пресвитеров спасет болящего и воздвигнет его Господь, и если грехи сотворил, отпустятся ему. Исповедуйте убо, очевидно, пресвитерам же свои согрешения. В таком смысле объясняются эти слова и в М. Катехизисе. Сказав, что «разрешити кающагося никтоже может, точию православный священник», М. Катехизис говорит, что для разрешения необходимо исповедание грехов пред священником, потому что он не может разрешить от того, чего сам не знает, как о том свидетельствуют многие места Св. Писания и заповедь апостольская: исповедуйте убо друг другу согрешения. «Исповедатися убо никому же иному имамы, точию пред теми, иже имут силу разрешити» (л. 36). Некоторые толковники видят в словах друг другу указание на взаимную доверчивость и заботливость членов христианского общества, так что св. И. Златоуст так перефразирует слова ап. Иакова: «вы, болящие, исповедуйте пред пресвитерами согрешения ваши; а вы, пресвитеры, молитесь за болящих» (О священ. сл. 1, гл. 3). 2) Указывают безпоповцы следующее место в Номоканоне: «аще кто есть священник, неискусен же, а другой не священник, искус же имея духовного деяния, сему паче священника праведно есть помышления приимати и правильно исправляти " ... На поле пред этим местом означено: «старча исповедь прията». 145 В этих словах, действительно, дозволяется простому иноку принимать помышления, но ни слова не говорится о разрешении грехов кающегося. Значит, здесь речь не о таинстве покаяния, а о скитской, или нравственной исповеди, когда, конечно, лучше обращаться к искусному в духовной жизни несвященнику, чем к неопытному священнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Царские часы. 1. ( Парем. Ис.35:1–10 . Ап. Деян.13:25–32; 33 зач .; Ев. Мф.3:1–11; 5 зач.; 3. Парем. Ис.1:16–20 . Ап. Деян.19:1–8; 42 зач.; Ев. Мак.1:1–8; 1 зач.; 6. Парем. Ис.12:3–6 . Ап. Рим.6:3–11; 91 зач.; Ев. Мк.1:9–15; 2 зач.; 9. Парем. Ис.49:8–15 ; Ап. Тит.2:11–14; 3:4–7; 302 зач. Ев. Мф.3:13–17; 6 зач.). Вечерня. Парем. 1. ( Быт.1:1–13; 2 . Исх.14:15–18, 21–23, 27–29; 3 . Исх.15:22–27; 16:1; 4 . Нав.3:7–8, 15–17; 5 . 4Цар.2:6–14; 6 . 4Цар.5:9–14; 7 . Ис.1:16–20; 8 . Быт.32:1–10; 9 . Исх.2:5–10; 10 . Суд.6:36–40; 11 . 3Цар.18:30–39; 12 . 4Цар.2:19–22; 13 . Ис.49:8–15 ; Ап. 1Кор.9:19–27 ; в суб. и воскр. – 10:1–4 19 ; 143 зач. Ев. Лк.3:1–18; 9 зач.). Освящение воды. Парем. 1. ( Ис.35:1–10; 2 . Ис.55:1–13; 3 . Ис.12:3–6 ; Ап. 1Кор.10:1–4; 143 зач. Ев. Мк.1:9–11; 2 зач.). Так как св. вода служить «ко очищению душ и телес…, ко освящению домов», то священнослужители в навечерие и праздник Богоявления входят в дома мирян для окропления их святой водой. 20 6 . З. Св. гда бга и спса нашег хрта Под именем Богоявления разумеется праздник, в котором воспоминается и прославляется событие крещения Иисуса Христа от Иоанна на Иордане 21 (Мф.3:13–17; Мк.1:9–11 ; Лк.3:21–22 ). Богоявлением называется этот праздник потому, что при крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя; 22 это объяснение праздника дает св. Церковь в тропаре: «Во Иордане крещающуся Тебе Господи». 23 Издревле также называется этот праздник днем просвещения и праздником светов, потому что Бог есть свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» ( Мф.4:16 ), и снасти по благодати, явльшейся просвещением (явлением) Спасителя ( 2Тим.1:9–10 ), и потому что в навечерие Богоявления был обычай совершать накануне его крещение оглашенных, которое есть собственно духовное просвещение и при котором возжигалось множество светильников. Кроме того, древняя Церковь в этот день воспоминала и другие события, в которых выразилось божественное достоинство и посольство Иисуса Христа как при рождении Его, так и при вступлении Его на общественную проповедь после крещения, именно: 1) поклонение волхвов, как откровение Иисуса Христа миру языческому посредством чудесной звезды; 24 от этого воспоминания и самый праздника Крещения в церкви западной получил название праздника трех царей (Festum trium regum); в церкви восточной оно хотя и входило в состав праздника, но ничем в характере праздника не выразилось; 2) Явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане галилейской, когда Господь «сотворил начаток знамениям»; и 3) (в церкви африканской) явление Иисусом Христом Божественной силы в чудесном насыщении Им более 5.000 человек пятью хлебами в пустыне, от чего и праздник назывался φαγιφνεια (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви возглавил пятое заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы 22 апреля 2015 г. 20:15 22 апреля 2015 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и мэра Москвы С.С. Собянина состоялось пятое заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов города Москвы. В заседании приняли участие: От Русской Православной Церкви в заседании участвовали: Святейший Патриарх Кирилл представил повестку дня и обратился к участникам заседания со словом. Затем выступил сопредседатель Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов, мэр г. Москвы С.С. Собянин. Советник мэра Москвы, депутат Государственной Думы РФ В.И. Ресин представил информацию о ходе реализации проекта строительства православных храмовых комплексов в столице. Архиепископ Егорьевский Марк сделал сообщение об итогах деятельности Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы в 2014 году и планах на 2015 год. Участники встречи рассмотрели проект решений по основным вопросам повестки дня. Русской Православной Церкви под строительство храмовых комплексов переданы 143 земельных участка в старых границах Москвы и 5 земельных участков в Троицком и Новомосковском административных округах. В настоящее время построены и действуют 14 храмов в старых российской столицы, 3 храма построены в Новой Москве. Завершены основные строительно-монтажные работы на 7 храмах. В процессе строительства находятся еще 28 храмов. Возведены 90 временных храмов. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4053005.ht...

14) Августин 6. стр. 205: «правой вере не противоречит разуметь под ним, ( под зверем – Откр.20:9 ) самьй нечестивый град, и народ неверных», враждебный народу верному и Граду Божию. Разбор: Августин не утверждает положительно, а только выражает как бы предположение: «однако правой вере не противоречит разуметь (а не утверждает, что непременно нужно разуметь) под ним нечестивый град, народ неверный: Как бы так говорит Августин: зверь есть антихрист – отдельная от всех нечестивых личность ( см. у него же ниже ), но под этим же зверем можно разуметь и нечестивый народ. Можно ли на таком доказательстве, выхваченном у Августина без всякой связи с другими его мыслями, основываться? В утвердительном смысле бл. Августин, приведя слова ап. Павла ( 2Сол.2:1–12 ) и разумея здесь антихриста, назвавши его беглецом, очень ясно отличает нечестивых людей от антихриста: «если последнее название (беглец) вполне применимо ко всем нечестивым, то не тем ли более к нему» ( стр. 225 ). На 227 стр. Августин так же еретиков отличает от антихриста: «выступят оттуда (т. е. из церкви) все (т. е. еретики), которые будут принадлежать не Христу, a тому последнему антихристу, и тогда Он явится». Как общее тело церкви назыв. у св. о. о. Христом, потому что глава тела-церкви есть Христос, подобно сему и «зверем» вполне возможно назвать нечестивый град, глава которого антихрист (зверь). Как при названии тела-церкви Христом немыслимо отрицать бытие Христа, как отдельного от церкви лица, так и зверя антихрпста не должно смешивать с нечестивым народом, как и сам бл. Августин весьма ясно делает различие между ними ( стр. 225 и 227, ч. 6 ). 15) В кн. о Вере л. 3 сказано, что антихрист скоро явится, а на 270 л. указан 1666 год явления его. Разбор: Слово «скоро» можно понимать в смысле продолжительного времени. Ап. Иоанн Богослов писал: «дети последняя година есть... и якоже слышасте яко антихрыст грядет» ( зач. 71, 1 посл., гл. 2. ст. 18 ( 1Ин.2:18 ) ), но с того времени прошло уже почти две тысячи лет, а антихриста пока еще не видно. Во втором месте ( л. 270 ) говорится только предположительно, в виде вопроса, да и το о двух предметах: об антихристе и его предотечах: кто знает, что в этих годах ( 1666 ), явных предотеч или самого антихриста и укажет? А дальше и предупреждение читателя: «а той антихрист человек будет»... Приводя это место кн. о Вере беспоповцы противоречат себе, когда читают из Иеронима ( 15, 143 ), что иудеи приняли антихриста. Время прихода антихриста не указано и знать это не наше дело: «спрашивают: когда это будет? вопрос совершенно неуместный... всем им рассчитывающим предмет по пальцам, развязывает пальцы и повелевает успокоится Тот, Кто говорит: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи в Своей власти» ( Августин ч. 6, стр. 97–98 ). В Благовестном Ев. от Матфея, зач. 102, л. 193 об. замечено: «не полезно бо ести нам ведети когда кончина будет, яко да не расслабимся».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Чтец возглашает тропарь: «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тьме седящия», и сам поет: «Человеколюбче, слава Тебе». Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе». Чтец: «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны. Познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Да просветиши во тьме седящия». Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе». Чтец: «Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Да возвеселятся и возрадуются языцы, яко судиши людем правотою и языки на земли наставиши. Да просветиши во тьме седящия». Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе». Чтец: «Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Земля даде плод свой. Благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже, и да убоятся Его вси концы земли. Да просветиши во тьме седящия». Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе». Чтец: «Слава» – «Да просветиши во тьме седящия». Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе». Чтец: «И ныне» – «Да просветиши во тьме седящия». Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе». Чтец: «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тьме седящия», и сам поет: «Человеколюбче, слава Тебе». Затворяются царские врата. Так же исполняется тропарь по 6-й паримии. На клиросе поют завершающие его слова: «Токмо на седящия во тьме? Слава Тебе». По окончании паримий отверзаются царские врата. Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…» . Поется Трисвятое . По Трисвятом тотчас диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 3-й: «Господь – Просвещение мое…»; стих: «Господь – Защититель живота моего…». Апостол – 1 Кор., зач. 143. Аллилуиарий, глас 6-й: «Отрыгну сердце мое…»; стих: «Красен добротою…». Евангелие – Лк., зач. 9. По Уставу, на Литургии после Евангелия царские врата затворяются. Сугубая ектения: «Рцем вси…», и далее по чину Литургия свт. Василия Великого . Вместо «Достойно» – «О Тебе радуется…». Причастен «Хвалите Господа с Небес…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

трапезе. Л. 170 об. В новопосвящённом храме предписано совершать 40 дней ежедневно литургию. Л. 171. По окончании всего чинопоследования приложена а) особая молитва по отпусте литургии в день освящения, «даючи людем прощение и благословение и отпущение грехов». Нач. влко хе бе нашъ, црю нбны, хе слово. сне агнче, прчтный сщенниче; телче непорочный... и б) грамота архиерейская, в которой, с свидетельством об освящении храма, приходящим праздновать оное ежегодно даруется прощение грехов и отпущение епитимий на несколько дней. Вероятно, сие сделано для отвращения православных от униатских послаблений, которые раздавались при подобных обстоятельствах в Римской Церкви. Л. 175. Под заставкою, изображающею церковь , – ставъ и чин бываемы о сты трапезы. Тоже требн. 1639. л. 47. Гоар р. 614. Л. 176 об. Чинъ на цркви и олтар, осквернены зыкъ ил еретикъ. После водоосвящения две молитвы, в печат. требн. 1850. гл. 41 и 40. Л. 178. Под заставкою с изображением нерукотворенного образа Спасителя, – чинъ на град ил храм новом. – Чинопоследование, представляющее довольно особенного в своём составе. После обычного начала и великой ектении, следуют три антифона, теже самые, какие положены на литургии, с молитвами: На вско мсте ег теб хвали ги бе на... Ги бе на изволивый внит по кро в закхеевъ... Влко ги бе вседержителю, пробразивый мосеовою палицею... (Последние две молитвы см. в печ. требнике 1850. гл. 39 и 107.). Потом вход и благословение крестом от святителя на все четыре страны, при пении: «приидите поклонимся». За тем моление: Спаси Боже люди Твоя..., Святый Боже..., Апостол к Коринф. зач. 182. и Евангелие от Мф. зач. 67, ектения сугубая, помазание св. елеем по стенам крестообразно, с окроплением св. водою, и отпуст. Л. 182. Под заставкою, представляющею трёх мучеников – воинов вооружённых, – чинъ хоргви. Ему предшествует изображение, где святитель в мантии и митре совершает моление, а перед ним стоят чиновные казаки: один держит знамя с крестом над луною, другой – булаву. Чинопоследование заключает в себе песнь: с нами Бог.., псалом 143 и две молитвы, которые находятся и в требнике Петра Могилы , ч. 2. стр. 250. Л. 184. Канонъ молебе ко г бг ншем х и къ вс сты ег, пое за ил за люди, исходи т из града против р а т ны. Тот же в старопечатн. требнике 1639 л. 445. А молитва после канона помещена и в нынешнем требнике (1850. гл. 92.). Л. 189 об. Под заставкою – млтвы пращалныи на вск клтв и на мершимъ, чтомы Две молитвы: на Греч. у Гоара р. 684. 685. – Потом л. 192. две молитвы на гробо мершаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Относительно субботы пред Богоявлением, которая не имеет особых прокимна, аллилуиария и причастна (Тип., л. 144, 1 янв., мр. гл., 1 зри), в Типиконе находятся два предписания: а) На тот случай, если суббота пред Богоявлением падет на 1 января. Это предписание есть следующее: «В субботу, яже пред Богоявлением, на литургии апостол и евангелие чтем иануариа в первый день прежде Обрезания и потом субботе пред Богоявлением» (л. 139, мр. гл., 7 зри). При чтении этого устава возникают два вопроса: 1) действительно ли в субботу 1 янв. должно читать только означенные два апостола и два евангелия, или же к ним следует присовокупить еще третьи – Василия В., память которого празднуется в это число; 2) какие должны быть прокимны, аллилуиарии и причастны. При разрешении первого вопроса следует обратить внпмание на то, что как для седмичных (см. посл. 1 янв., л. 143), так и для воскресных (мр. гл. 26 дек., 5 зри, л. 139) дней Типикон назначает апостол и евангелие Василия В.; а потому нет основания опускать их и в субботние дни; читать же их следует под зачало с апостолом и евангелием Обрезания подобно тому, как это указано в мр. гл. 26 дек., 5 зри. Второй вопрос можно разрешить таким образом. Прежде всего должны быть прокимен, аллилуиарий и причастен Обрезания подобно тому, как в субботу пред Воздвижением 13 сент.– Обновления; потом Василия В., подобно тому, как в неделю пред Просвещением 1 января. Надобно именно петь прокимен Обрезания со стихом и затем Василия В. без стиха; аллилуиарий Обрезания и стих Василия В.; причастны Обрезания и Василия В. б) На тот случай, если суббота пред Богоявлением падет на 5 января. Это предписание есть следующее: «Аще будет навечерие (Богоявления Господня) в субботу, прокимен, аллилуиа и причастен дне. Апостол же и евангелие прежде субботе пред Богоявлением, и потом ряд» (Тип., л. 147 на об., 5 января, зри). Если суббота пред Просвещением случится 2, 3 и 4 января, то следует руководствоваться вышеизложенным уставом субботы пред Рожд. Хр., по которому должны быть апостол и евангелие субботы пред Просвещением (Тпмоф. зач. 284; Мф. зач. 5), рядовые под зачало (если нет отступки) и святого; а прокимен, аллилуиарий и причастен дня (субботние) и святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

443 Апостол и Евангелие недели (воскресенья) иногда обозначаются словом «глас», напр., говорится: «прокимен, апостол, аллилуиа и евангелие гласа, и святаго, аще имат» (Тип., гл. 2). 444 К разряду этих праздников относится и Обрезание Господне 1 января, в какой бы день оно ни случилось (посл. 1 янв., Тип., л. 143. и мр. гл. 1 янв., л. 144). Но не относятся такие праздники, как Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа и Обновления храма Воскресения Христова. И в седмичном (Тип., л. 286), и в воскресном (л. 287 на об.) последованиях на 16 августа показаны рядовые чтения из Апостола и Евангелия (в первом последовании сначала праздника, потом рядовые; во втором наоборот). В воскресном последовании на 13 сент. (л. 55 на об.) также указаны рядовые чтения. Правда, в седмичиом последованин на 13 сент. (л. 55) об них не упоминается; но отсюда не следует, что их и не должно быть, потому что праздник 16 августа, назначающий эти чтения, в Типиконе обозначен тем же знаком, как и праздник 13 сентября. Дневные чтения в праздник Обновления отменяются только тогда, когда он случится в субботу пред Воздвижением, но это не по случаю праздника, а потому, что в данное время приходится читать два апостола и два евангелия – Обновления и субботы пред Воздвижением (л. 55, сент. 13 зри, пред мр. гл.). 445 В том числе и Покров пр. Богородицы (Тип., л. 72 на об. и особенно 73). Но нет основания к этому разряду относить Собор пр. Богородицы 26 декабря, случившийся в седмичные дни (упоминаем о седмичных только днях потому, что о Соборе Богородицы в субботние и недельные дни речь будет после), так как и этот праздник обозначен в Типиконе тем же знаком, как и поименованные в предыдущем подстрочном примечании. Порядок же чтения их должен быть такой же, как 16 августа. Сначала надобно произнести прокимен Собора Богородицы: Величит душа моя Господа... и стих к нему: Яко призре на смирение рабы своея, потом читать апостол Собора пр. Богородицы, Евр. зач. 306 (Святяй и освящаемии...) и после него рядовой; далее – аллилуиарий: Воскресни, Господи, в покой…, и стих: Клятся Господь...; наконец – евангелие Собора пр. Богородицы, Мф. зач. 4 (Отшедшим волхвом...) и после него рядовое. Кстати заметим: причастен Собора Богородицы: Избавление посла Господь..., есть причастен праздника Рожд. Христ., но прокимен и аллилуиарий сего последнего праздника не усвоены Собору Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010