Впоследствии обитель Христофорова прославилась как примерным житием ее тружеников и чудесами от иконы Богородицы проистекавшими, так равно и открывшимся близ монастыря целебным источником, от которого и царица Анастасия, супруга царя Иоанна Васильевича, получила в болезни облегчение. – В 1572 году Препод. Христофор скрылся из обители тайно и неизвестно куда; после чего пустынь пришла в упадок и приписана к Николаевскому Коряжемскому монастырю, куда и икона Божией Матери перенесена. – Это продолжалось 18 лет. Но когда, в 1590 году, Чудотворная икона возвращена опять сюда, то обитель начала процветать. В 1763, Богородицкая церковь сооружена, вместо деревянной, каменная. При учреждении штатов, в 1764, пустынь упразднена, а церковь обращена в приходскую. Сюда и до ныне, стекается множество богомольцев на праздник Одигитрии 28 Июля, также в 9 пятницу по пасхе и 8 Сентября. СОЙГИНСКИЙ-СПАСКИЙ, муж. в 75 верстах от уездного города Сольвычегодска, на берегу реки Вычегды, при впадении в нее речки Сойги; основан был в 1540 году Преподобным Симоном. Здесь две церкви: 1) Преображения Господня, построенная первоначально деревянная Преподобным Симоном, и освященная 17 мая, 1541 года; 2) Великомученицы Екатерины, где почивают под спудом мощи основателя, Преп. Симона. Обитель упразднена в 1791 году и обе церкви обращены в приходские. БОРИСОГЛЕБСКИЙ, муж. в уездном городе Сольвычегодске, на берегу реки Вычегды. О времени основания этой обители, равно и о том, когда она уничтожена, сведений нет; известно только, что она существовала еще до 1498 года. – Здесь в XVI веке жили Преподобные Агапит Маркушевский и Логгин Коряжемский. СПАСКАЯ-УЛЬЯНОВСКАЯ пуст. муж., существовавшая в 165 верстах от уездного города Устьсысольска, на берегу реки Вычегды, и давно уже уничтоженная. Она была основана в XIV веке св. Стефаном, первым Епископом и Апостолом Пермским. Теперь на этом месте Ульяновский погост. АРХАНГЕЛЬСКИЙ, муж. в 33 верстах от уездного города Яренска, при впадении реки Выми в Вычегду, в селении Усть-Выми.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Не раз уже отмечалось, что документально доказывают святость Царя Иоанна Грозного святцы Коряжемского Николаевского мужского монастыря Вологодской губернии Сольвычегодского уезда (XVII в.), хранящиеся в архивах Российской государственной библиотеки. Эти святцы содержат запись за 10 июня от 1624 года: «Обретение святого телеси великомученика Царя Иоанна» . В I томе Полного месяцеслова Востока архиепископа Владимирского Сергия (Спасского) библиотеки В.М. Ундольского за 1621 год записано: «Июня 10-го обретены телеси Царя Иоанна» . Русские люди на протяжении двух с половиной веков молились Царю Иоанну как святому. Известный церковный историк, профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский (1834-1912) в своем фундаментальном труде «История канонизации святых в Русской Церкви» отмечает, что речь идет именно о мощах Царя Иоанна Васильевича Грозного, а также констатирует почитание его в лике местночтимых святых, «почитание которых прекратилось по какой-либо причине». Сегодня святой Царь-мученик Иоанн Васильевич вместе со священномучеником Патриархом Ермогеном и святыми Царственными Мучениками - Государем Николаем II Александровичем, Царицей Александрой Феодоровной и их чадами являются главными молитвенниками и предстателями за Землю Русскую и Русский Народ. Если бы люди знали, с какой любовью и состраданием эти святые смотрят на наши скорби и наши немощи, то со многими слезами обращались бы к ним! В ответ получали бы несказанную благодатную помощь Свыше и ощущения небесной радости, помогающие преодолевать все земные тяготы. К величайшему сожалению, даже в церковной среде об этом почти не задумываются, а ведь от нашего искреннего молитвенного обращения к этим угодникам Божиим могут к лучшему измениться судьбы России и каждого из нас... Валерий Павлович Филимонов , русский писатель-агиограф, академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/26/eg...

Уполномоченный ОГПУ Соснин, в прошлом послушник Коряжемского Николаевского мон-ря Вологодской епархии, зная о намерении властей арестовать И., посоветовал ему выехать на какое-то время в отдаленный район губернии и не являться по вызову в Вел. Устюг. Той же ночью владыка покинул город и в течение полугода скрывался от властей в деревнях на территории Кумбисерского сельсовета Никольского р-на (в 15 км от Никольска). Уполномоченный ОГПУ, знавший о местопребывании архиерея, информировал губотдел ОГПУ, что епископ скрывается неизвестно где, и демонстративно занимался его «розыском». Крестьяне организовали массовый сбор подписей под обращениями к власти «об оставлении Иерофея в Никольске», с к-рыми неск. раз ездили в Москву. Между тем владыка продолжал управлять церковными делами: принимал особо доверенных лиц, проводил тайные богослужения, совершал рукоположения и монашеские постриги. В сент. 1927 г. И. разослал по епархии текст «Декларации» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского). Его отношение к «Декларации» было крайне негативным. По нек-рым данным, И. обратился к митр. Сергию с письмом, убеждая его отказаться от компромисса с властями, после чего был уволен на покой. И. было позволено «служение только в одном храме и известном месте исключительно для себя» (Акты свт. Тихона. С. 607). В окт. 1927 г. верующие привезли из Москвы документы, разрешающие владыке служение в Казанской ц. Никольска. Нек-рое время И. не мог четко определиться в отношении к деятельности митр. Сергия, однако позиция части духовенства и мирян Великоустюжской епархии, не согласных с политикой Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, укрепила И. в решимости противостоять действиям митр. Сергия. 4 нояб. 1927 г. И. вернулся в Никольск. Он продолжал управлять Никольским вик-ством, ездил по епархии и открыто заявлял в проповедях и беседах с верующими о том, что не приемлет деятельность митр. Сергия, направленную на компромисс с советской властью, оценивает его политику как своего рода новое обновленчество. И. установил связь с др. оппозиционными митр. Сергию архиереями, неоднократно направлял с поручениями людей к Ярославскому митр. священноисп. Агафангелу (Преображенскому) и митр. бывш. Ленинградскому Иосифу (Петровых) .

http://pravenc.ru/text/293760.html

У могилы И. сразу же начались исцеления. 20 июля 1589 г. (или 20 июня 1590) от глазной болезни избавилась москвичка Анна Лукьяновна. Во 2-й редакции Жития сохранилось сообщение о грамоте, присланной в 1590 г. Трифоном, игум. Николаевского мон-ря в Орешке, прот. Покровского собора Димитрию, в которой игум. Трифон сообщил, что после исцеления сына боярского Б. П. Благово (отмечен в боярском списке 1588/89 как наместник в Орешке) игум. Трифон отслужил по И. панихиду. Гробница И. пользовалась большим почитанием у жителей Москвы. В XIX в. с правой стороны у входа в Покровский собор на стене под стеклом было помещено Житие И. с описанием 17 чудес: сын боярский Т. Сунгуров-Плохов и слуга Д. И. Годунова Михаил Петрович избавились от «недуга черного», по молитвам к И. прошла глухота повара кн. В. М. Лобанова-Ростовского Федора Семеновича, прозрела москвичка, жена денежного мастера Ксения, не видевшая 7 лет. Служба И. была составлена в правление царя Феодора Иоанновича (до 1598). Списки службы делятся на 3 группы. Полный текст представлен в списках ГИМ. Увар. 2007 (634) (488), XVI в.; РГБ. Больш. 422, XVII в.; ГИМ. Воскр. 42 (83), 1714 г. Ко 2-й группе относятся списки, в к-рых служба И. помещена после великой вечерни: РНБ. ОСРК. 574.Q.1, XVIII в. В 3-ю группу входят списки, содержащие неск. тропарей и кондак святому: РГБ. Пискар. 445, 1604 г.; ГИМ. Увар. 1216 (424) (128), XVIII в. Под 3 июля 1589 г. «успение святого блаженнаго Ивана, иже Христа ради уродиваго, Ростовьскаго и Московьскаго новаго чюдотворца» отмечено в Коряжемских святцах (РГБ. Унд. 237. Л. 219 об., 1621 г.). В Месяцеслове Симона (Азарьина) кончина святого указана под 13 июля 1589 г. (РГБ. МДА. 201. Л. 320, сер. 50-х гг. XVII в.). В месяцесловах встречается и более подробная память И.: «3 июля преставление праведнаго Иоанна Ростовскаго, Христа ради уродиваго, иж есть на Москве, у Троицы на Рву, в лето 7097, родом вологжанин» (ГИМ. Син. 901. Л. 161-161 об., кон. XVII в.). Мощи И. были обретены 12 июня (др. даты: 13 июня, 17 июня, 12 июля) 1672 г.

http://pravenc.ru/text/469402.html

и кормовыми книгами; для статьи о Каменном монастыре (III, стр. 325–341) – «летописью или сказанием о Спасо-Каменном монастыре, собранным» после пожара 1472 г. «из записок и известий старцем Паисием Ярославовым» (к этой летописи наш автор относится критически и поправляет ее, – стр. 327–328, примеч.), и т. д. Все грамоты, кроме того, – жалованные, несудимые, ставленный, – публикуемые преосвященным Евгением при описании некоторых (но не всех) вологодских монастырей, найдены нигде иначе, как в их же архивах (ч. III стр. 705–734, 281–295, ч. IV, стр. 660–772, ч. V, 433–445, и пр.). Местами встречаются у него ссылки на рукописные летописцы, напр. устюжский – в статье об Иоанно-Предтечевом Устюжском монастыре (ч. IV, стр. 315–317). В его же распоряжении был, вологодский летописец господина Слободского» (1341–1685 гг.), по временам сообщающий краткие сведения и о вологодской иерархии, и в частности о тамошних монастырях (см. годы 1341, 1447, 1452, 1481, 1537, 1542, 1568, 1631, 1643 и 1685) 187 . – Не мог он обойтись без рукописных житий святых основателей того или другого монастыря, находящихся, как увидим ниже, в архиве вологодского Софийского собора. Наконец, преосвященный Евгений не пренебрегал при составлении своего «Описания» надписями на иконах, на «дсках» и пр. (см., напр., ст. о Коряжемском Николаевском монастыре, История российской иерархии, ч. IV, стр. 780, 783–784). Все это приходилось отыскивать ему самому – непосредственно или чрез посредство других (по его указанию и распоряжению), – просматривать, прочитывать и выбирать оттуда все, что требовалось самым планом «Описания». Труд, без сомнения, громадный 188 ; но, с другой стороны, и в высшей степени плодотворный: под пером Евгения, говорит специалист – историк вологодского края Н. И. Суворов, «состоявшие дотоле из немногих строк сухие известия о многих вологодских монастырях обратились в толстые, наполненные любопытными и интересными материалами, тетради, и о большой части обителей вологодских явились сведения, дотоле совершенно неизвестные» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Феофилакт определён 17 мар. 1758; уволен в июне 1764. Пахомий , архим., в июне 1764 перев. из Озерского; 1767 перев. в Ферапонтов. Никодим , в 1767–72, † 22 мар. Лука 22 мар. 1771 перев. из Лопотова, а 2 окт. 1773 – в Новоезерский Кириллов. Вениамин Кулешевский , из наместн. Новоспасских, 28 нояб. 1773, а в янв. 1775 перев. в Павлов Обнорский. Варлаам , с февр. по июнь 1775. Марк , из казначеев архиерейского дома, 26 июня 1775; † в февр. 1785. Иринарх , с 5 июня 1785 по 8 авг. 1787. Сильвестр определён 8 авг. 1787, † 8 нояб. 1809. Флавиан 5 дек. 1809 перев. из Спасо-Суморина; † 1839. Иринарх Добротин 12 нояб. 1839 перев. из Семигородной пустыни, а 6 окт. 1841 – в Павлов Обнорский. Палладий определён 18 окт. 1841, а 23 авг. 1859 перев. в Устюжский Архангельский. Никон Пономарев 5 сент. 1859 перев. из Заоникиевой пустыни; † 21 февр. 1866. Павел Попов , 15 янв. 1867, из вдовых протоиереев, а 6 февр. перев. в Спасо-Прилуцкий. Ириней 1867 перев. из Заоникиевой пустыни, и в 1870. 10 Коряжемский Николаевский, от Сольвычегодска в 15 верстах, основан преподобным Логгином в 1535 г. Инне третьеклассный. [IV, 778.] Упразднён 26 нояб. 1863. Игумены Лотт Коряжемский † 10 февр. 1540. Вассиан , 28 янв. 1547. Иоасаф Щука … Павол , преемник … Иоаким , 1567. Вассиан , 1583. Иов , 1584–1588, оставил игуменство. Антоний , 1598–1600. Исидор , 1607–15. Иосиф , 1623. Антоний , в янв. 1631, 1632. Тимофей , 1639–42. Александр , 1643, а в 1651 перев. в Спасо-Каменный. Феодосий , 1653 и 54, 1660–65. Варсонофий , 1668–84. Иосиф , 1689. Павел , 1696. Иосиф , в апр. 1702, в дек. 1703, 1704, 1706. Варсонофий , 1708. Иоасаф , 1722–24. Лука , 1730–37, 16 дек. 1738, 1739, авг. Варлаам , 1764–72. Маркелл , 1772–75. Иона , 1775–80. Варлаам , 1802–7, перев. в Корнилиев Комельский. Арсений в 1807 перев. из Корнилиева Комельского. (1839 и 40 вакансия. Адрес-Календарь). Мельхиседек , 1840–47. Нафанаил , строит., 1848. Платон , строит., 1849–62. Фаласий , строит., 1863 и 4. Виссарион , 1865 и 1866. 11 Сямский, Рождества Богородицы, на Кубанском озере, от Вологды в 70 верстах, основан в 1524 г. Заштатный. [VI, 358.] Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григорий, епископ Суздальский В 1571 году упоминается епископом Суздальским. Скончался около 1616 года. Погребен в Суздальском соборном храме. Священномученик Григорий упоминается в святцах Коряжемского Николаевского монастыря и в Белозерских святцах 1621 года. Память его совершалась 4 ноября. Литература: Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 352, 579. Барсуков Η. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 141. Леонид (Кавелин) , архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, 671. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоанн Никитин , епископ Устюжский, управлял мнтрём с 1 нояб. 1786; † 13 окт. 1799. Даниил определён в 1799, но, не быв в мнтре, произведён в епископа Пензенского 223 (???). Павел Чедневский 15 апр. 1800 перев. из Козелецкого Георгиевского, а в 1801 – в Нежинский Назарет. Евгений в авг. 1801 перев. из Галицкого Паисиина, а в 1802 – в Тверской Отроч. Стефан в начале 1802 перев. из Отроча монастыря; † 2 июня 1807. Парфений в 1807 перев. из Верхотурского Николаевского; † 15 янв. 1812. Иустин в 1812 перев. из Кутеенского, а в 1817 – в Вятский Трифонов. Мисаил в 1817 перев. из Вятского Трифонова; † 10 окт. 1829. Вениамин Гжельский 21 февр. 1830 перев. из Астраханского Спасского; † 17 сент. 1839. Августин Марсов 31 дек. 1839 перев. из Сольвычегодского Введенского; † 1859 … Палладий 23 авг. 1859 перев. из Арсениева; † 28 июня 1862. Иоанникий 16 февр. 1863 произведён из иеромонахов Александро-Невских; до ныне (1869). 3 Спасо-Каменный, от Вологды в 50 верстах, на острове озера Кубенского, основан (как пишут) кн. Белоезерским Глебом около 1260 г. В 1775 сгорел и переведён в Вологодский Духов. С 1801 Белавина пустынь. [IV, 325; VI, 997.] Игумены Дионисий , Грек, 12 июля 1418 хирот. в архиепископа Ростовского. Иларион , с 1418. Евфимий , 1447. Герасим , между 1453 и 62. Нифонт при кн. Андрее Василиевиче Вологодском. Кассиан в 1469 перев. из Белоезерского Кириллова. Логгин , в февр. 1479. Феодосий , около 1490. Антоний , в авг. 1497. Пимен , 1542–45. Афанасий , 1558–62. Архимандриты Иоасаф , 1568–71. Игнатий 4 янв. 1582 перев. в Белоезерский Кириллов. Филарет , 1586–89. Иона , 1598. Корнилий , 1607. Питирим , 1612–17. Мисаил , в февр. 1621. Герасим , 1623–34. Митрофан , в февр. 1636. Иоасаф , 1641. Тихон , 1644. Маркелл , в июле 1650. Александр (упом. 17 июня) 1651 перев. из Коряжемского, а в 1655 хирот. в епископа Коломенского. ? Питирим , 6 авг. 1653). Филарет , 1656 и 57, сент. (Перев. в Нижегородский Печерский?). Евфросин , 1661, 63, 64, 65, 67, 68, 1671, перев. в Спасо-Прилуцкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы изгнать его из пустыни и удержать за собою землю, они стали наносить преподобному различные обиды и притеснения. Смиренный старец противопоставлял им сначала христианское терпение и кротость, стараясь победить их злобу своею любовью, – потом, когда притеснения сделались слишком часты и невыносимы, так что однажды злые люди, пришедши в келью и не заставши в ней самого Арсения, убили жившего с ним келейного его старца, – тогда он, по слову апостола дал место гневу ( Puм. XII, 19 ) и оставивши комельскую пустыню, удалился оттуда верст за 30 в дикий шилегодский лес на речку Шингор. Здесь он стал подвизаться в посте и молитве, в совершенном безмолвии и уединении. Прилагая труды к трудам и подвиги к подвигам, блаженный подвижник как огнем горел любовью к Богу, вверив к небу свой ум, – но сколько ни нравилась ему эта уединенная жизнь и как он ни рад был своему безмолвию, – оно скоро должно было прекратиться. Ибо Господь не хотел долее оставлять светильника своего, как бы под спудом, но восхотел, чтобы это духовное сокровище обогатило и других и чтобы подвиги его послужили примером и назиданием для многих. Крестьянин Алексей Охотин один раз пришел в шилегодский лес с собаками ловить зверей, собаки отбежали от него и он, отъискивая их, нечаянно набрел на келью отшельника. Старец принял его с отеческою любовью и стал спрашивать у него, как он нашел его келью, так как преподобный до него не видал в лесу ни одного человека и не знал, далеко ли находятся селения. Когда охотник рассказал ему подробно обо всем, то преподобный, видя в нем человека простого и доброго, долго беседовал с ним, поучая его страху Божию; отпуская он велел ему искать собак по речке Шингор на мысу Кривике и при этом сказал: «там найдешь их с большею добычею». Удивился охотник прозорливости старца, когда в самом деле нашел своих собак с добычею именно на том месте, где сказал ему преподобный. Добычею, пойманною собаками была, дорогой цены лисица, с которою охотник тотчас же возвратился к келье старца и просил его принять ее в дар, но старец отказался от подарка и посоветовал жертвователю употребить цену ее на милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От ног верхней покрышки в длину по гробу с боку отломлено аршин 9 вершков, шириною в нижнем конце оной обломок 4 вершка с четвертью, а в верхнем два вершка с половиною, тлению оной весь гроб не подвержен. Сходственно: Внутри гроба покровец черной из шерстяной материи над главою цел, на коем вышит разными шелками осьмиконечный крест, а по бокам оного трость и копие не истлели, а шелк цвету своего не потерял. Шелк на покровц в цвте переменился и оный покровец обветшал. На нижней кромке оного покровца вышиты была многие слова, но истлели, а только несколько значатся 2 литтеры на подобие Е, которых за ветхостью и высыпанием в них отчасти ниток за действительные признать сомнительно. На нижней кромке сих литтер Е по истлении вовсе не значится. К сему покрову прилежит другой над телом большой покров из той же материи на подобие схимы, на боковых и на верхней кромках сего покрова вышиты были нитками слова же, но как многие из оных истлели и потому, что было вышито задостойник ли о тебе радуется, как на схимах обыкновенно вышиваем бывает, или другой стих, узнать не можно. Сходно и ныне, но весьма покров сделался трухл. На верхней же кромке, прилежащей к выше прописанному маленькому покровцу остались в целости только 2 литтеры сего изображения ДО и сии две литтеры под вышеозначенными на маленьком покровце литтерами такое положение Е / ДО и по внимательному и довольному рассмотрению все сии литеры оказались не вновь вышитыми, а подлинно старые. Ныне значится только сие изображение слов таким образом: / Е литтеры истлели. В рассуждении оставшихся литер оказалось и ныне сходно. С верхнего конца оного покрова поперек с правого боку около ¼ аршина, а с левого боку около вершка по шву отстало, а под оными последними двумя литерами с начала вышитыми шелком 3 небольшие креста и под ними 3 херувима. Сходно, но шелк в виде переменился. По ниже коих по средине осьмиконечный крест, а по сторонам оного по одному ангелу вышиты разными шелками, кои цвету своего непотеряли. Сходно, но шелк в цвете изменился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010