По случаю разобрания ветхой Благовещенской церкви, гроб преподобного Лонгина 18 марта 1872 года был перенесен в теплую Спасскую церковь и поставлен близ северной стены ее, за левым клиросом. Служба преподобному Лонгину составлена в половине XVII века Александром, епископом Вятским и Великопермским. По штатам 1764 года Николаевский Коряжемский монастырь поставлен в третьем классе, а в 1863 году приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю. 11-й день. Преподобный Димитрий Прилуцкий Великий угодник Божий и чудотворец святой Димитрий родился в начале XIV века в Переяславле-Залесском от благочестивых и богатых родителей купеческого звания и под их бдительным присмотром провел юношеские годы. Родители его, естественно, смотрели на сына своего как на будущего купца, которому они передадут свои капиталы, а он будет продолжать их торговлю. Такими надеждами они могли утешаться тем более, что Димитрий еще мальчиком отличался благонравием, и отец с матерью, может быть, не один раз горячо благодарили в душе Бога за своего сына, за то, что собранный ими капитал – труд всей их жизни – перейдет в надежные руки и не изгибнет прахом. С этой целью они отдали его учиться грамоте, которой он выучился скоро, и старались передать ему познания, необходимые в их быту. По купеческому обычаю Димитрий, вероятно, рано стал знакомиться с торговлей под руководством отца, которому и помогал, как мальчик толковый и грамотный. Ожидания родителей, однако, не сбылись, хотя сын и не промотал отцовского состояния. Иной, высшей цели посвятил себя Димитрий. Достигнув юношеских лет, он настолько изменился в своих привычках и образе жизни, настолько охладел к торговле, что сами родители поняли несбыточность своих надежд. В цветущие годы жизни молодой человек отказывается от родительского наследства в пользу своего брата, оставляет отцовский дом и принимает пострижение в Нагорном Борисоглебском монастыре 64 . Удостоенный сана священства и влекомый постоянным желанием устроить общежительную обитель для иноков, преподобный Димитрий основал в родном городе своем Переяславле новый монастырь в честь святителя Николая и оттуда часто посещал другого великого подвижника, преподобного Сергия, который в шестидесяти верстах от него сиял святостью жизни посреди дремучего леса и с которым он познакомился, по всей вероятности, в 1354 году, когда смиренный Радонежский подвижник приходил в Переяславль для посвящения в сан игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По завершению строительства здания обители преподобный оставил в 1572 году тайно свою братию; куда он скрылся и когда преставился, неизвестно. Вскоре после отшествия Христофорова расстроилась и пустынь Богородицкая: икона Божией Матери была перенесена в Николаевский Коряжемский монастырь, но уже в 1590 году вновь взвращена на прежнее пустынное место, где в честь ее Коряжемской игумен Иов соорудил деревянную церковь. С того времени Христофора пустынь была приписана к Коряжемскому монастырю. В 1763 году вместо деревянной церкви построена каменная. Но уже на следующий год, в 1764 году монастырь был упразднен, как и многие малые монастыри Российской Империи, а построенная церковь обращена в приходскую. Вокруг Христофоровой Пустыни было пять деревень: Пулькино, Присека, Попова Гора, Погост, Большая Гора или Вешнякова Гора. К началу XX века старая каменная церковь совсем обветшала, и местные жители просили Императорскую Археологическую комиссию о сохранении старой церкви. Церковь не удалось сохранить, и на ее месте была построена в 1907 году новая церковь, освящение состоялось 1(14 н. ст.) марта. Туда ежегодно 28 июля съезжались много богомольцев на праздник иконы Одигитрии; а также в девятую пятницу по Пасхе и 8 сентября, в день Рождества Богородицы. В советское время колокольня и церковные строения были разрушены, исчезли и стоящи в округе деревни, но сам храм сохранился. В средине 90-х гг. XX века Христофорова пустынь стала возрождаться. Начало ее восстановлению положил настоятель Коряжемского храма преп. Лонгина протоиерей Михаил Яворский. 29 июля 2004 года он трагически погиб в автокатастрофе, возвращаясь в свой храм из Христофоровой пустыни. В данное время сама церковь одета в леса, отремонтированы крыша и купола. Блестят позолотой 6 крестов, приобретенных на пожертвования прихожан. Завезены стройматериалы для возведения колокольни и церковных строений. На месте святого родника воздвигнута часовня с купальней. Христофорова пустынь вновь приобретает былую известность.

http://sobory.ru/article/?object=22135

В тот же день после литургии братия с великою честью и слезами предали тело его земле близ алтаря построенной им церкви, и над его могилою устроили потом часовню. По подлиннику «Стефан святый, иже на озере строитель Николы чудотворца надсед, брада с малою сединою». В том же 1542 году, когда скончался пр. Стефан, обитель его была раззорена татарами. Когда, при возобновлен ее, стали строить новую церковь вместо сожженной грабителями, то поставили ее уже не на прежнем месте, а над могилою преподобного, так как многие из благочестивых людей стали видеть над ней свет, как бы горели свечи. Тогда же, по свежей памяти, на гробнице преподобного написано было его изображение, а другой образ его был поставлен в новоустроенном храме. После была написана ему и особая служба. В 1753 году обветшавшая деревянная церковь была заменена двух-этажною каменною, – в верхнем этаже ее находятся престолы святителя Николая и Тихвинские иконы Божией Матери, напоминающие собою те св. иконы, которые преподобный принес с собою в пустыню, а нижний этаж посвящен имени самого преподобного основателя обители, здесь почивают и мощи его под спудом, доныне привлекая к его гробнице множество богомольцев из окрестных жителей, особенно в день его преставления. Монастырь пр. Стефана, имея достаточное количество земли и 1264 души крестьян, не был скудным, управлялся он всегда игуменами, а в последнее время своего существования имел настоятелем своим уже архимандрита. По штатам 1764 года он был упразднен и церковь обращена в бесприходную с причтом белого духовенства. Однако место, освященное иноческими подвигами преподобного и самою Царицею небесною предназначенное быть иноческой обителью, чрез 96 лет опять возвратилось к своему первоначальному назначению, с тем только различием, что населяют его ныне не иноки, а инокини. Указом Святейшего Синода 30 апреля 1860 года Озерская Николаевская бесприходная церковь была приписана к Вологодскому Успенскому девичьему монастырю. Святость угодника Божия пр. Стефана, вскоре по его преставлении, была засвидетельствована многими исцелениями и чудесами, – но по причине пожаров, разорения и других неблагоприятных обстоятельств и перемен, которым подверглась его обитель, до нас не дошло почти никаких сведений о них, кроме одного только следующего чуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

http://nasledie29.ru/013.html После революции прошло 72 года. 30 июня 1989 г. на сессии горсовета на­родных депутатов было принято мудрое решение - передать зда­ния Николо-Коряжемского мона­стыря с прилегающей террито­рией в пользование православ­ной общине. Справедливость восторжествовала. В Коряжму по приглашению общины приехал священник - иерей Михаил (Яворский). На базе Коряжемской православной общины он создал приход, где и стал действующим приходским священником. Богослужения ве­лись в молельном доме. Парал­лельно с этим, в свободное от церковных служб время, отец Михаил вместе с прихожанами расчищал от хлама и завалов тер­риторию и здание монастыря. Ос­новной груз восстановительных работ несли на своих плечах жен­щины. В основном немолодые, физически далеко не атлеты, они выполняли самую грязную и тя­желую работу. Сохранившие в душе религиозное чувство, зало­женное, может быть, с детства, они по благословению батюшки бесстрашно взбирались на кров­лю храма, делали большое дело своими малыми силами. Да и сам отец Михаил проявил себя как великий труженик. С утра и до позднего вечера пропадал он на работе, занимался расчисткой территории, строительными, органи­зационными хлопотами. Начинали на пустом месте, практически с нуля. Пришлось до­бывать элементарный рабочий инструмент, хлопотать об изготов­лении чертежей по подводке вод­ных сетей и канализации, догова­риваться с трестом о производстве работ и так далее. Церковное начальство оце­нило труды отца Михаила, и он был возведен в сан протоиерея. При таком самоотверженном тру­де церковь преподобного Лон­гина была освящена уже 14 сен­тября 1990 года преосвященным Пантелеймоном, епископом Ар­хангельским и Мурманским. Информационный портал Северодвинска      В 2004 году весь город готовился к празднованию 100-летия со дня закладки первого камня Лонгиновского храма, но случилось несчастье - трагическая гибель настоятеля храма протоиерея Михаил Яворского. На месте гибели по дороге на Христофорову Пустынь установлены крест и часовня, а сам настоятель похоронен за алтарем храма, где прослужил 15 лет. В этом же году на территории монастыря  построена часовня на средства местного предпринимателя Вячеслава Глинкина.

http://sobory.ru/article/?object=06309

По прибытию в свою пустынь и по окончании всего обительного здания, преподобный Христофор в (7080) 1572-м году оставил братию свою, тайно отошел, и где скрылся, или каким образом скончался, осталось никому неизвестно. После его вскоре распустилась и опустела сия обитель, и как икона Пресвятой Богородицы Одигитрия, так и всё церковное имущество перенесено было в Николаево-Коряжемский монастырь, где икона находилась 12-ть лет в Николаевской церкви. А потом около (7092) 1584-го года Коряжемским игуменом Иовом с братией икона сия принесена была на прежнее ее местопребывание, и на том же пустынном месте построена ими новая деревянная церковь во имя сей иконы, которая в сей церкви и была поставлена. Вблизи сей церкви вскоре, именно в 1585-м году, иждивением Николаево-Коряжемского монастыря построена и в том же году освящена Варлаамом, епископом Вологодским и Велико-Пермским, другая деревянная во имя Введения Божией Матери церковь, которая будучи перестроена 1823 года, существует и поныне. Вместо деревянной во имя Одигитрии Божией Матери Смоленской основана в 1763-м году настоящая каменная одноэтажная теплая, в то же именование, церковь, которая в 1770-м году игуменом Николаево-Коряжемского монастыря Варлаамом Подъяковым и освящена. Пустынь сия была прежде приписана к Коряжемскому монастырю и состояла под управлением одного настоятеля. А со времени учреждения штатов 1764-го года обращена в приходскую церковь, а причта положено быть при ней одному клиру без диакона. В теплой церкви иконостав в двух ставах. Из икон достойны внимания: 1-я, пятичный стоящий по северную царских врат сторону образ Пресвятой Богородицы Смоленской Одигитрии с Предвечным Младенцем в киоте за стеклом с чудесами. На нем венцы с короной золоченые; свет, риза и поля серебряные кованые, по ризе вынизано хорошим жемчугом, камнями и разными ставками, а вокруг обложен сребренным золоченым гайтаном. 2-я, образ Одигитрии Божией Матери с Предвечным Младенцем. На нем возглавие и ожерелье жемчужное, венцы сребренные золоченые чеканные, риза свет и поле сребряные кованые белые, весом 12-ть фунтов 59 золотников. У образа сего внизу на ризе находится надпись: «Украшен в Устюге Великом Боголюбческим подаянием в 1795-м году июля 6-го дня».

http://sobory.ru/article/?object=22143

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРЯЖЕМСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находился в 15 верстах от г. Сольвычегодска Вологодской губ., близ устья р. Коряжемки. 1535-1917 гг. Основан в 1535 г. (по др. данным, в 1537) монахом Павлова Обнорского во имя Св. Троицы мон-ря прп. Лонгином Коряжемским и пострижеником Корнилиева Комельского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыря прп. Симоном Сойгинским . В нач. XX в. устроение обители иногда ошибочно датировали 1585 г. (Коряжемский Николаевский мон-рь в Сольвычегодском у.//Правосл. рус. обители. 1910. С. 83). Коряжемский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Коряжемский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Иноки Лонгин и Симон пришли в Коряжемские леса «из верховских градов», принесли с собой икону Животворящего Креста Господня, поставили келью и построили ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Первым игуменом К. м. был прп. Лонгин. В К. м. долгое время подвизался ученик св. Лонгина прп. Христофор Сольвычегодский . Позднее в верховьях р. Коряжемки он основал Христофорову Богородицкую пуст., к кон. XVI в. приписанную к обители. В 1540 г. прп. Лонгин был похоронен близ папертной лестницы, через 15 лет перезахоронен у сев. стены Никольской ц. Поводом к перезахоронению стало некое видение больному устюжскому воеводе кн. Владимиру, который К. м. никогда не посещал. Тем не менее, прибыв в обитель, воевода сразу нашел место погребения святого и указал настоятелю и братии, где следует его перезахоронить. Когда игумен выполнил указание воеводы, последний выздоровел, рассказал о своем видении и посоветовал настоятелю построить часовню над новым местом захоронения прп. Лонгина. Во время настоятельства Иоасафа Щуки (после 1547) в К. м. была составлена 1-я опись имущества ( Черкасова. 2007. С. 145). В 1582 г. пожар уничтожил почти весь монастырский архив. В 1614/15 г. К. м. вновь горел.

http://pravenc.ru/text/2458767.html

Тело великого затворника, при напутственном пении собравшихся иноков, было погребено в основанной им обители. Святые мощи его и до ныне служат ограждением обители, которая одна из немногих уцелела посреди частых опустошений Грузии. Христофор преподобный Преподобный Христофор — основатель Христофоровой Богородицкой пустыни, которая находилась в Сольвычегодском уезде, в верховье реки Малой Коряжемки, в 20 верстах от Николаевского Коряжемского монастыря, от Сольвычегодска — в 27 верстах. Основателем был прп. Христофор, ученик и постриженик прп. Лонгина (см. 10/23 февраля). Но по кончине своего учителя, проведши несколько лет в Коряжемском монастыре, Христофор решился искать себе пустынного уединения и, нашедши вышеупомянутое место при реке Малой Коряжемке, поселился там один. Однако стали сходиться к нему послушники и принимали от него пострижение, так что около 1555 года составилась, под его настоятельством, обитель и построена была церковь во имя иконы Богоматери Одигитрии, которую Христофор принес на это место и от которой потом происходили многие исцеления молящимся. Вскоре обитель эта прославилась примерным житием ее иноков, а от целебной силы источника, открывшегося близ нее в 150 саженях, царица Анастасия, супруга Иоанна Грозного, получила облегчение от болезни. Это обратило к Христофоровской обители усердие и самого царя, который наградил пришедшего на тот случай в Москву преподобного Христофора с братией щедрым денежным подаянием на монастырь. По окончании всего устройства обители прп. Христофор в 1572 году, оставив свою братию, тайно ушел, и где скрылся или каким образом скончался, осталось никому неизвестным. После удаление прп. Христофора обитель скоро расстроилась и опустела и была приписана к Коряжемскому Николаевскому монастырю. При составлении духовных штатов в 1764 г. церковь (каменная, построенная в 1763 году) во имя Божией Матери Одигитрии обращена в приходскую; в этой церкви находится вышеупомянутая чудотворная икона. Гавриил Белостокский, мученик-младенец

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Коряжма. Коряжемский Николаевский монастырь. Колокольня. Колокольня. Не действует.   Год постройки:Между 1996 и 1998. Адрес: Архангельская обл., Котласский р-н, г. Коряжма, ул. Кедровая, 1 Координаты: 61.315706, 47.188971 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В апреле 1998 года строительство завершилось освящением и поднятием трех колоколов на звонницу. Колокола были отлиты на заводах Урала и подарены монастырю Котласским ЦБК. В здании также располагается воскресная школа, квартиры для молодых священников. Прежняя колокольня была построена на келейную казну епископа Вятского и Великопермского Александра в составе каменного храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в 1665 - 1671 годах. В 1933 году Благовещенский собор с колокольней были разрушены. В 1996 году начали строительства колокольни, которую закончили в апреле 1998 года освящением и поднятием колоколов на звонницу. Окончание строительства колокольни - подарок к Светлому Христову Воскресению. Приобретены еще три колокола. Самый большой, самый мощный среди них - благовест: 1 тонна 350 килограммов. 10 апреля они освящены и подняты на звонницу.  Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=37661

Коряжма. Коряжемский Николаевский монастырь. Надкладезная часовня. Часовня. Действует.   Год постройки:не ранее 1994. Адрес: Архангельская обл., Котласский р-н, г. Коряжма, ул. Кедровая, 1 Координаты: 61.315706, 47.188971 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью ...Между колокольней и Спасской церковью находится каменная, крытая железом, часовня над колодцем, выкопанным преподобным Лонгином. Верх часовни увенчан железным, просечным, крашенным четырехконечным крестом... В 1993 году найден и восстановлен колодец, вырытый, по преданию, преподобным Лонгином, в 1994 году началось строительство надкладезной часовни. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=37791

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЙ прп., игум. мон-ря во имя Всемилостивого Спаса. Время его канонизации как местночтимого святого неизвестно. Память А. отмечена под 2 марта в Коряжемских святцах 1621 г. (РГБ. Унд. 237). Архим. Леонид (Кавелин) считал, что А. был игуменом Коряжемского Николаевского мон-ря в нач. XVII в.: «Память его чтилась еще в первой половине XVII в. Мощи почивают под спудом в часовне упраздненного Коряжемского мон-ря» (с. 82-83). Мнение это несостоятельно, хотя оно иногда заимствуется др. авторами. Во-первых, Коряжемский мон-рь никогда не освящался во имя Всемилостивого Спаса; во-вторых, описания Коряжемского мон-ря не содержат сведений о мощах А. Вопрос о личности А. остается нерешенным. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 356; Т. 3. С. 546; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 7: Март. С. 16-17; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 82-83; Николаевский Коряжемский монастырь Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Вологда, 1901; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 6. Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/62900.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010