Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Касперовская - описание Небольшая икона, написанная на холсте, наклеенном на доску, в Россию попала из Трансильвании (Румыния), откуда её в конце XVI века привёз серб, поселившийся в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. В то время по приглашению русского правительства многие сербы переезжали на юг России для охраны её рубежей. Икона передавалась по наследству от родителей детям, пока в 1809 году не стала собственностью помещицы Касперовой. К тому времени икона обветшала, и живопись на ней просматривалась слабо. В феврале 1840 года помещица Касперова в минуту скорби, ночью, молилась со слезами перед иконой и вдруг увидела, как лик Богородицы просветлел, и икона обновилась. С тех пор от иконы стали проистекать исцеления, и народ признал её чудотворной. Специально собранная беспристрастная комиссия официально признала действительность всех чудотворений. К иконе стали стекаться паломники. С 1852 года по просьбе жителей Херсона каждый год на праздник Вознесения Господня Касперовскую икону Божией Матери стали приносить в городской собор. Во время Севастопольской войны 1853–1855 годов при осаде Одессы неприятельским флотом жители города крестным ходом принесли чудотворную икону из Касперова в город, и Одесса осталась невредимой. 1 октября осада была снята. С тех пор было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником священным». С тех пор чудотворную икону 1 октября стали приносить в Одессу, где она и оставалась до среды Светлой седмицы в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. С 1918 года чудотворный образ пребывал в Спасо-Преображенском соборе постоянно. В 1936 году после уничтожения собора (был взорван) Касперовскую икону перенесли в Успенский собор, который стал кафедральным. Чудотворный образ Касперовской иконы Пресвятой Богородицы находится в нём и сейчас. Касперовский образ схож с КОРСУНСКОЙ иконой Пресвятой Богородицы. В современной иконописи эти два образа практически неразличимы. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Касперовская " .

http://pravicon.com/info-358

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕФСИМАНСКАЯ (ИЕРУСАЛИМСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери. 1701 г. Кирилл Уланов (?) (Успенский собор Московского Кремля) Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери. 1701 г. Кирилл Уланов (?) (Успенский собор Московского Кремля) получила название в нач. XVIII в., после того как в 1701-1702 гг. в московском Успенском соборе поновлялся и был украшен новым драгоценным окладом древний (XI в.) чудотворный образ Богоматери, происходивший из Софийского собора в Новгороде. До этого времени икона именовалась Корсунской (т. е. из Херсонеса, или Корсуни), как и датированные тем же временем др. «корсунские» иконы Софийского собора - «Апостолы Петр и Павел» (НГОМЗ) и «Спас Златая Риза» (под записями XIV, XVII и XIX вв.; Успенский собор Московского Кремля). Так ее впервые называет Новгородская III летопись под 1438/39 г. (Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 271; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 491) при описании чуда явления древних и давно почивших новгородских владык ночевавшему в Софийском соборе пономарю Аарону, к-рый увидел, как святители поочередно входили в алтарь, а затем молились перед Корсунской иконой Божией Матери. Чудо было истолковано новгородским архиеп. Евфимием II как знак небесного покровительства Новгороду, и в честь этого события был учрежден праздник, отмечавшийся 12 окт. На рубеж XV и XVI вв. приходится распространение списков иконы Божией Матери «Гефсиманская-Иерусалимская». В Описях московского Успенского собора XVII в. икона упоминается как «Образ пречистые Богородицы Одигитрие обложен серебром, письмо корсунское» (стб. 296) или «греческое письмо» (стб. 389-390). Опись 1701 г. впервые именует ее «образ пресвятыя Богородицы Гефсиманския» (стб. 624). В том же году при поновлении иконы, вероятно царским изографом Кириллом Улановым , на ее нижнем поле была исполнена надпись на греч. и рус. языках, излагающая легендарную историю иконы.

http://pravenc.ru/text/164925.html

Сохранившаяся каменная церковь в селе Глинково строилась в 1825-1834 годы на средства прихожан. В ней было устроено два престола: Корсунской иконы Божией Матери, и второй зимний в память о прежнем деревянном храме – во имя Двенадцати Апостолов. В 1847 году была возведена трехъярусная колокольня, которая, к сожалению, не сохранилась до нашего времени. Недалеко от церкви в Глинково стояла также каменная часовня. В описании Глинковского прихода 1895 года особо отмечены две святыни: напрестольный крест, обложенный чеканным серебром с надписью «Мощи св. Афанасия патриарха» и храмовая Корсунская икона. Вот описание этого образа: «Из святых икон пользуется особым уважением в приходе и почитается за чудотворную храмовая икона Корсунской Божией Матери древнего письма, венец и риза на ней серебряные вызолоченные, убрус и ожерелье низаны жемчугом, на нижней кайме оклада надпись: «1703 года июня 18 день строил сей образ в церковь Божию к Петру и Павлу… Микифор Лукьянов мирским подаянием». Первый образ Корсунской Божией Матери, по преданию, был написан евангелистом Лукой. В Россию икона была перенесена в конце XIIbeka дочерью полоцкого князя Георгия – Евфросинией. Княжна отличалась благочестивой жизнью, основала в Полоцке женский монастырь и построила каменный Спасский храм. Для своей обители Евфросиния пожелала приобрести древний образ Богородицы. С этой целью она послала с богатыми дарами своего слугу к греческому императору Мануилу Комнину и патриарху Луке Хрисовергу. Желание русской княжны было исполнено – слуга вернулся в Полоцк с древней иконой из города Ефеса, впоследствии получившей имя Корсунской Божией Матери. В 1239 году князь Александр Невский женился на дочери полоцкого князя Александре Брячиславне. Княжна забрала из Полоцка древнюю Корсунскую икону и поставила в соборном храме Торопца, где состоялась свадьба. Здесь древний образ хранился на протяжении нескольких столетий вплоть до советского периода и получил еще одно название – Торопецкой иконы Божией Матери. Кроме Торопецкого существовали и другие чтимые списки Корсунской иконы: в Изборске, в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, в Успенском соборе Московского кремля, в Суздале, Угличе и других местах.

http://sobory.ru/article/?object=00040

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Спасительница Утопающих (Леньковская) " Описания иконы Об иной Новгород-Северской иконе Источник: PRAVICON.COM Иногда Леньковскую икону «Спасительница утопающих» называют по месту явления - Новгород-Северской, однако Поселянин выделяет Новгород-Северскую икону в отдельный раздел, сообщая о ней следующее: " Этот чудотворный образ находится в Новгород-Северске, уездном городе Черниговской епархии. Явление его относится к 1301 году " . То есть Новгород-Северская икона появилась значительно раньше Леньковской, хотя обе они находились в Новгород-Северске и празднуются в один день - 20 декабря. В официальном календаре РПЦ для иконы даны три названия - Спасительница утопающих, Леньковская, Новгород-Северская. Описание иконы Спасительница Утопающих (Леньковская) Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников В 1751 году икона чудным образом приплыла к тому месту на реке Десне, где в опасном водовороте часто гибли гружёные баржи. Место это находилось напротив высокой горы близ села Леньково, в восьми верстах от города Новгород-Северска Черниговской губернии. Верующие с благоговением приняли явившийся образ и установили его на горе. Затем на этом месте был выстроен храм. С тех пор корабельщики, подплывая к гибельному водовороту, стали останавливаться, чтобы совершить в Леньковском храме молитву перед чудотворной иконой, и несчастия на этом опасном месте сделались весьма редкими. В настоящее время в Спасо-Преображенском Новгород-Сиверском монастыре находится чтимый список древней иконы Пресвятой Богородицы, которая была утрачена в годы революционной смуты. Иконографический образ «Спасительницы утопающих» схож с КОРСУНСКОЙ иконой Божией Матери. Описание иконы Спасительница Утопающих (Леньковская) из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В восьми верстах от города Новгород-Северска в Черниговской губернии есть село Леньков, расположенное при реке Десне. В глубокой древности это селение было несколько ближе к городу. В нем существовал храм во имя Собора Пресвятой Богородицы, почему и доныне то место называется Богородичным. Во время польского нашествия при самозванце с. Леньков и его церковь были совершенно опустошены. Во второй же половине XVII столетия все селение было перенесено на новое место. Построен и новый храм, посвященный св. Архистратигу Михаилу. В нем и помещается чудотворная икона Богоматери. Предание говорит, что в этот храм икона Божией Матери перенесена из прежней Богородичной церкви. История явления и прославления этого образа такова. Против горы, на которой впоследствии выстроена была церковь, есть на реке Десне весьма опасный водоворот. Даже опытные пловцы с большими затруднениями могут переплыть эту пучину. Очень часто случалось, что в этот водоворот попадали огромных размеров баржи, нагруженны[...]

http://pravicon.com/icon-305

Иконе дали название Феодоровской. Невеста принесла в приданое Эфесскую (Корсунскую) икону Божией Матери, писанную, по преданию, Евангелистом Лукой, которая была получена ее родственницей, святой Ефросинией Полоцкой, от греческого императора. Помолвка состоялась в Витебске, а венчание в Торопце - удельном городе князя Александра. Список с Чудотворной Эфесской иконы Божией Матери был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Украсив образ драгоценностями, преподобная Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60-ти лет. В 1239 году святой благоверный князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце. Княжна забрала с собой из Полоцка Эфесскую Богородичную икону благословила свою племянницу этой иконой и передала в дар городу Торопцу, поставив ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ стал именоваться Корсунской иконой Богоматери. Помолвка прошла в Витебске, венчание в Торопце. Два грандиозных пира устроили по этому случаю: в Торопце и в Новгороде. Летописец пишет: «...в Торопце ту кашу чини, в Новгороде - другую». Это сейчас «кашей» называют самую простую еду, тогда так назывался роскошный свадебный пир, на который собирался весь город. Оттуда, кстати, пошло выражение «заварить кашу», то есть устроить что-то такое глобальное. Женским православно-патриотическим обществом в рамках проекта «Супружества благословение» была подготовлена выставочная экспозиция «Образ Александра Невского в изобразительном искусстве», которая демонстрировалась 12 июля 2019 года в Художественном музее Витебска в рамках большой культурной программы, специально подготовленной ко Дню Союзного государства Белоруссии и России, который традиционно проходит в дни проведения фестиваля искусств «Славянский базар» и 28 июля 2019 года в г.Торопце Тверской области в рамках Дня города, посвященного 780-летию венчания Святого Благоверного Князя Александра Невского и Полоцкой княжны Александры Брячиславны.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/sv...

Из крестов наперсных особенно замечательны кресты, принадлежащие патриарху Никону ; они отличаются особенным богатством и величиною. Панагии. 44 . Панагии, которые были употребляемы Святейшими патриархами и митрополитами, замечательны, как по богатству украшений, так и по святыне. Панагия митрополита Дионисия, сделанная из оникса, на коем вырезано изображение Знамения Божией Матери. Внутри этой панагии находятся части святых мощей и, между прочим, часть Животворящего Древа, камень от гроба Господня и часть губы, «что отирали Страсти Господни». Панагия того же митрополита Дионисия, из оникса, на котором вырезано изображение Иоанна Лествичника . Между частицами святых мощей находится в ней часть багряницы Спасителя и часть камня от горы Голгофы. Обе эти панагии сделаны были царём Иоанном Васильевичем Грозным, в память по сыне его, царевиче Иоанне Иоанновиче. Панагия патриарха Филарета Никитича – круглая, золотая, осыпанная драгоценными каменьями, из которых один яхонт необыкновенной величины и помещён в средине панагии; на нём вырезано изображение Благовещения Божией Матери. Эта панагия первоначально принадлежала константинопольскому патриарху Кириллу Лукарису, впоследствии, она привезена в Москву царю Михаилу Феодоровичу. Эта панагия замечательна, как по своей ценности, так и ещё белее, по принадлежности знаменитым иерархам. Панагия первого патриарха Иова. В средине её оникс, на котором вырезано Распятие Господне, а с задней стороны вырезан четвероконечный Крест, представляющий совершенное сходство с одним из древних крестов, так называемых Корсунских, которые находятся в Успенском соборе. Панагия Патриарха Гермогена, серебряная, складная; посередине этой панагии – камень топаз, а под ним выведено изображение Тихвинской иконы Божией Матери. Она принадлежала патриарху Гермогену ещё в то время, когда он был Казанским митрополитом. Панагия святого Петра, митрополита Московского , золотая; в средине её оникс, на коем вырезано изображение пророка Даниила. Панагия патриарха Иосифа; на верхней части её вырезана надпись: «В сем ковчеге жребий патриарха Иосифа», которым он был избран на патриаршество. В древнее время в России, существовал такой порядок избирания на святительскую кафедру: первоначально назначалось несколько достойных лиц, жребии которых запечатывались царской печатью и клались в особый ковчежец. В Успенском соборе пред Владимирской иконой Божией Матери, старший из святителей, после обычного молебствия, торжественно вынимал из этого ковчежца один из жребиев и представлял царю для распечатания. Чьё имя было на жребии, тот и назначался, на кафедру Московского первосвятителя. Так избран был в патриархи Иосиф.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В 1997 г. К. Ж. и. была возвращена в возобновленный Жадовский монастырь. 2 мая того же года в Никольском храме с. Оськина состоялось освидетельствование К. Ж. и. особой епархиальной комиссией во главе с еп. Ульяновским и Мелекесским Проклом (Хазовым) . Образ перевезли в г. Ульяновск, а 21 июля 1997 г.- в обитель. Для К. Ж. и. был выполнен новый оклад и в 2002 г.- резной киот. Празднование 2-го обретения иконы, установленное Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, совершается 2 мая. С 2004 г. возрождена традиция крестного хода с иконой, к-рый охватывает большинство приходов епархии и занимает от 7 до 8 недель: 2 недели К. Ж. и. пребывает в храмах г. Симбирска, 5-6 - в сельских церквах. Над родником, в к-ром, по преданию, была обретена К. Ж. и., построен храм-купальня. Ист.: Сказание о явлении и чудесах чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Жадовской пустыни Корсунского у. Симбирской губ. Симбирск, 1889; Гуркин В. А., сост. Сказание о Жадовской Казанской Богородицкой пустыни. Ульяновск, 2005. Лит.: Охотин Н. В., прот. О чудотворной иконе Казанской Божией Матери, ежегодно приносимой в г. Симбирск, из Жадовской пустыни//Сборник ист. и стат. мат-лов о Симбирской губ. Симбирск, 1868. С. 277-281. (Прил. к Памятной книжке за 1868 г.); он же. Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь Симбирской епархии. Симбирск, 1881; Мартынов П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования: Сист. сб. ист. сведений о г. Симбирске. Симбирск, 1898; Красовский В. Э. Хронологический перечень событий Симбирской губ., 1371-1901. Симбирск, 1901; Скала А. В., протодиак. Жадовская пустынь: Жадовский Богородице-Казанский муж. мон-рь: История и современность. Ульяновск, 2000; Сомова Л. А. К истории Жадовской пустыни//Открытые культуры: Мат-лы Всерос. науч. конф. Ульяновск, 2002. С. 97-99; Невоструев К. И. Жадовская Казанская Богородицкая пустынь Симбирской епархии// Гуркин В. А. Сказание о Жадовской Казанской Богородицкой пустыни. Ульяновск, 2005. С. 35-50. Д. Б. Кочетов Казанская Калужская икона Божией Матери

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В с. Кондакове Борисоглебского р-на находится источник во имя прп. Иринарха. В угличском Алексеевском мон-ре находится чудотворная икона Божией Матери «Неугасимая Свеча» («Вратарница»). В Преображенском кафедральном соборе Углича хранится список иконы «Покров Пресв. Богородицы» из затопленного Угличским водохранилищем Покровского мон-ря. Ежегодно в праздник Покрова Пресв. Богородицы с этой иконой совершается Покровский Паисиев крестный ход (11 км) до поклонного креста на берегу Угличского водохранилища близ затопленной Покровской обители. В угличской ц. в честь Корсунской иконы Божией Матери находится одноименный особо почитаемый образ, а также глава и части одежды мч. Иоанна Чеполосова. В угличском Богоявленском мон-ре хранится Феодоровская икона Божией Матери - подарок матери царевича св. Димитрия, царицы Марии Нагой. Икона спасала город от пожара и чумы. В каждом храме Угличского благочиния находится частица мощей блгв. кн. Романа Угличского. В храме во имя царевича св. Димитрия на Крови есть частица мощей царевича, переданная из посвященной ему ц. при московской 1-й Градской больнице. В угличском в честь Воскресения Христова мужском монастыре почивают мощи местночтимого святого схимон. Иоакима. В с. Котове Угличского р-на близ недействующей Успенской ц. находится могила исп. Ираиды Тиховой . По преданию, при закрытии ц. во имя арх. Михаила в с. Архангельском Угличского р-на в пруду утопили священные сосуды, с тех пор он почитается как святой. В Угличском р-не особо почитаются св. источники: во имя свт. Николая Чудотворца и свт. Тихона Амафунтского у р. Улеймы в с. Нефедьеве, во имя Царственных мучеников близ с. Заозерья, во имя свт. Николая Чудотворца близ с. Никольского. На территории ныне не существующего с. М. Богородского Мышкинского р-на, на погосте полуразрушенной ц. во имя прп. Паисия Угличского, покоятся родители прп. Паисия и существует источник во имя преподобного. В с. Архангельском Мышкинского р-на находится могила почитаемой старицы Ксении Красавиной (сер.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

          Возлюбленные! В истекшем году Господь благословлял Свою Церковь миром, радостью и успехами во многих трудах, ко спасению народа Божия прилагаемых. В праздник Вознесения Господня была восстановлена полнота единства Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью, к которой принадлежит значительная часть нашего церковного народа, рассеянного по разным странам мира. Ныне мы вновь единая Церковь, скрепленная общением в таинствах и молитвах, несущая свидетельство об истине Святого Православия не только в Отечестве, но " даже до края земли " (Деян. 1,8).           В пределы нашей Церкви были принесены честные мощи святого апостола и евангелиста Луки, святителя Спиридона Тримифунтского, святителя Иоанна Златоуста. Из Петербурга в Москву были доставлены мощи святого благоверного князя Александра Невского, которые затем были пронесены по городам, исторически связанным с земными подвигами Небесного защитника нашего Отечества. Многие и многие чада церковные пришли в православные храмы, чтобы поклониться святым угодникам Божиим, получить от них духовное утешение и благословение, исцелиться от недугов душевных и телесных.           При активном участии православного народа совершались торжества в честь 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского - ученика Преподобного Сергия, молитвенника за благочестивых русских правителей и наставника иноков. О лучшем будущем для России, об исправлении ее исторических путей мы молились пред иконой Божией Матери " Державная " в день 90-летия ее явления. Молитвенно и торжественно отметили 90-летие восстановления Патриаршества в нашей Святой Церкви. В память о многих сотнях новомучеников и исповедников Российских, о тысячах и тысячах невинно убиенных в годы богоборческой власти из Соловецкого монастыря в Москву, на Бутовский полигон, где приняли мученическую кончину тысячи страдальцев за веру и правду, был принесен поклонный крест. Дай Бог, чтобы память об их подвиге укрепляла наш народ на путях духовного возрождения!           В минувшем году по милости Божией я многократно совершал богослужения в первопрестольном граде Москве, посещал приходы и монастыри Подмосковья, побывал на Валааме, где освятил скит в честь Смоленской Иконы Божией Матери. Господь сподобил меня посетить Вологодскую, Ижевскую и Корсунскую епархии нашей Церкви, свидетельствовать о духовных ценностях и общественной миссии Православия перед членами Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге. Об этом же - о вере нашей, просвещающей и преображающей мир, - я говорил во время встреч с государственными деятелями, с людьми различных вер и убеждений.

http://bogoslov.ru/event/265652

В 1913 г. для образа была создана рама-икона «при возобновлении нижнего собора... в симметрию св. икон иконостасов, вставлена в средину иконы, окружена ликами святых, украшенными серебряною чеканною ризою» (Тамбовский кафедральный… собор. 1913. С. 258). опись Спасо-Преображенского собора за 1920 г. подтверждает, что икона «древнего письма... вставлена в другую, на которой вверху изображена Св. Троица, а внизу херувимы» (Л. 9) (местонахождение неизв.). В наст. время икона находится в специально созданном для нее металлическом киоте с орнаментированными полями, на обороте выгравирована надпись (                           . 1862 го. октебря 27 дня. Д. С.), икона украшена плетеным венком. Трижды во время визитов в Тамбов Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (в день памяти свт. Питирима в 1993, 1998 и 2002) мощи свт. Питирима и Девпетуровская-Тамбовская икона обносились крестным ходом вокруг Спасо-Преображенского собора. В 2005 г. в честь Девпетуровской-Тамбовской иконы Божией Матери была освящена домовая церковь при городской тюрьме. На аналое в центральной части Спасо-Преображенского собора, близ мощей свт. Питирима, помещена еще одна икона, также называемая «Девпетуровская-Тамбовская». Она писана на старой доске, однако ее датировка невозможна из-за обильных прописей кон. XX в. Несмотря на близость изводов этой иконы и чудотворного образа, свиток в левой ручке Богомладенца - один из определяющих признаков иконографии Днепрской иконы Божией Матери , т. о., эта икона не является списком с иконы свт. Питирима. Оснований для смешения Д. и. с Днепрской иконой, объясняемого, в частности, упрощением наименования «Девпетуровская» «в народном быту» ( Красилин. С. 395), нет как с т. зр. иконографии, где прототипом Днепрской иконы является Корсунская икона Божией Матери с типичным для этой иконы изображением рук Богомладенца и Его Матери, так и с т. зр. истории почитания икон. Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 111; Поселянин Е. Богоматерь. С. 172; Тамбовский кафедральный Спасо-Преображенский собор//Изв. Тамбовской ученой архивной комиссии. Тамбов, 1913. Вып. 55; Молчанов Н. Жизнеописание свт. Питирима, еп. Тамбовского. Тамбов, 19142; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 3. С. 65-66; Bentchev J. Die Bibliographie des Gottesmutterikonen. Bonn, 1992; Красилин М. М. Иконографический архетип и народное почитание чудотв. образов//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 395-396; Мон-ри и храмы Моск. епархии. М., 2004. С. 130-131.

http://pravenc.ru/text/171551.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010