Как монастырь Серапионова пустынь просуществовала до 1749 года. Так как пустынь была не защищенной от нападения разбойников, которые не однократно разоряли жилища мирных иноков и грабили церковь, заставили последних покинуть места молитвенных подвигов препо-добного Серапиона. Монашествующие в числе пяти человек переселились после этого в Суздальский Спасо-Ефимьев монастырь. С 1764 года по указу императрицы Екатерины II Серапионова пустынь упраздняется как монастырь. Троицкая церковь становится приходской для ближайших деревень: Круглицы, Порзамка, Кобяково. Для застроек выделено было 6 десятин земли и под пашню с сенокосом 26 десятин. Серапионова пустынь, ставшая погостом, как место приходской Троицкой церкви сохранила своё название. В 1829 году вместо деревянной церкви построили каменный храм без колокольни с теплым приделом во имя Корсунской иконы Божией матери. В 1847 году была построена отдельная деревянная колокольня, на которой звонили в пять колоколов. Большой с вылитым изображением Святой Троицы с надписью: «…Божиею милостию лит сей колокол в городе Костроме на заводе купчихи Ираиды Дмитриевны вдовы Поляковой, весу 84 пуда 2 фунта в упраздненную пустынь Корсунской Божией Матери». На другом колоколе: «1779 года ноября 30 выменен сей колокол Серапионовой пустыни церкви Живоначальной Троицы, весу 25 пудов 25 фунтов. Образ Корсунской Божией Матери, находящийся в пустыни, считался чудотворным и почитался во всей округе. Лик Богородицы и Предвечного Младенца Христа расписаны красками в древнем иконописном стиле, одета в золоченую серебряную ризу, украшенную жемчугом. С этой иконой устраивались крестные ходы по окрестным селениям, особенно после весны. По старому стилю 21 мая крестный ход совершался в деревню Круглицы, 28 июня в село Станки, 28 июля в Деревеньки, 31 июля в Погарицы, 1 и 18 августа снова в Круглицы. В пятницу перед Троицей жители деревни Ставрово вместе с жителями из других деревень проводили молебны на полях. Кроме этого молебны совершались непосредственно в престольные праздники в день Святой Троицы и 8 октября в день праздника в честь Корсунской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=07627

С 1764 года по указу императрицы Екатерины Второй Серапионова пустынь упраздняется как монастырь, Троицкая церковь становится приходской для ближайших деревень: Круглицы (в 5 верстах), Порзамка (3), Кобяково (6), для застроек выделено было 6 десятин земли и под пашню с сенокосом 26 десятин в Казачьем рукаве и по истокам Юг и Порзамском. Серапионова пустынь, ставшая погостом как место приходской Троицкой церкви, сохранила свое название. В 1829 году вместо деревянной церкви построили каменный храм без колокольни. Здание церкви построено в виде четырехугольного креста. Холодная часть храма от западной стены до иконостаса имеет вид квадратной палаты без столпов, завершаясь полукруглым сводом с фонарем. Длина храма внутри 13 аршин, ширина 12 аршин. Внутренняя площадь алтаря 9 на 8 аршин. Освещается церковь десятью окнами в два света. С обеих сторон по пять окон: три – сверху, два - снизу. В самом куполе - фонарь. Алтарь имеет три окна. Пол в церкви и амвон - каменные. В алтаре престол и жертвенник – деревянные. Иконостас пятиярусный, резной, по малиновому фону украшен золочеными арабесками. Иконы иконостаса – «письма новейшего времени». Из древних святых икон, имеющихся в церкви, обращают на себя внимание: Резная на доске икона Корсунской Божией Матери;  высеченный на камне Животворящий Крест; резное изображение главы Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца Можайского. В 1847 году была построена отдельная деревянная колокольня, на которой звонили в пять колоколов. Большой, с вылитым изображением Святой Троицы, с надписью: «… Божиею милостию лит сей колокол в городе Костроме на заводе купчихи Ираиды Дмитриевны вдовы Поляковой, весу 84 пуда 2 фунта в упраздненную пустынь Корсунской Божией Матери». На другом колоколе: «1779 года ноября 30 выменен сей колокол Серапионовой пустыни церкви Живоначальной Троицы, весу 25 пудов 25 фунтов». В церкви прибавился еще один придел с престолом во имя Корсунской иконы Божией Матери. Образ Корсунской Божией Матери, находящийся в пустыни, считался чудотворным и почитался во всей округе. Икона была необычной, вырезанной на доске, лик Богородицы и Предвечного Младенца Христа расписаны красками в древнем иконописном стиле, одета в золоченую серебряную ризу, украшенную жемчугом. С этой иконой устраивались крестные ходы по окрестным селениям, особенно после весны. По старому стилю 21 мая крестный ход совершался в деревню Круглицы, 28 июня в село Станки, 28 июля в Деревеньки, 31 июля в Погарицы, 1 и 18 августа снова в Круглицы.

http://sobory.ru/article/?object=07584

22 октября. Божественная литургия в кафедральном соборе Симферополя в день памяти Корсунской иконы Божией Матери 22 октября 2023 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице и день памяти Корсунской иконы Божией Матери и Святых Отцов VII Вселенского собора, Глава Крымской митрополии возглавил Божественную литургию в кафедральном Александро-Невском соборе г. Симферополя. Владыке Тихону сослужили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, епископ Ялтинский Нестор, викарий Симферопольской и Крымской епархии, епископ Бахчисарайский Каллиник, викарий Симферопольской и Крымской епархии, а также секретарь Крымской митрополии протоиерей Александр Якушечкин, руководитель епархиальной службы протокола протоиерей Иосиф Фарковец, а также благочинные церковных округов, члены Епархиального совета, руководители профильных епархиальных отделов. За богослужением молилась игумения Топловского монастыря Параскева (Тищенко) с сестрами, преподаватели и студенты Таврической духовной семинарии и многочисленная крымская паства и паломники. На сугубой ектении была вознесена молитва о скорейшем восстановлении мира. По запричастном стихе иерей Александр Харин обратился к молящимся с проповедью. Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор под управлением протодиакона Антония Марущака. По отпусте митрополит Тихон обратился к собравшимся с Архипастырским словом. В завершении богослужения духовенство совершило славление перед Корсунской иконой Божией Матери, после чего Высокопреосвященнейший митрополит Тихон принес в дар Александро-Невскому собору икону Воскресения Господня, а молящимся раздали памятные открытки. 24 октября 2023 г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 884 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Москвичка 23 ноября 2023, 21:38 Эх, Владыко, и Москва по вам скучает… Отец Тихон, вот бы вы проводили онлайн-встречи/онлайн-линии общения с людьми раз в месяц. Когда можно вопросы задать заранее или в процессе и получить ответ, или услышать живую проповедь. Тамара 28 октября 2023, 10:58

http://pravoslavie.ru/156878.html

Но славен Торопец иным... «Вам еще за несколько верст бросаются в глаза сияющие купола разноцветных массивных каменных церквей, слепившихся в одну кучу и отвлекающих ваш взор от всего другого». Славен город чудотворной Корсунской иконой Божией Матери, подаренной супругой благоверного великого князя Александра Невского. Славен восемнадцатью благолепными храмами и своим земляком, преподобным Исаакием, в 1061 году принявшим затвор в Киево – Печерском монастыре. Когда Беллавины переехали в Торопец, он насчитывал пять тысяч жителей, треть из них грамотные, жившие в пятидесяти каменных и тысяче деревянных домов. На мужскую душу в год приходилось по ведру вина, что считалось гораздо меньше среднестатистических данных по России. Зато гораздо больше, чем в других городах России, было престольных и местных праздников – до ста, из них тридцать один крестный ход с чудотворной Корсунской иконой Божией Матери. Быт семьи священника во многом схож с крестьянским: та же работа по хозяйству, те же заботы о хлебе, дровах, скоте. В отличие от сверстников Василий реже ходил в городские «комедчики», из которых первый «спущал комедь» куклами, второй – тенями, и чаще в церковь , да пристрастился к чтению книг духовного содержания. С девяти лет мальчик начал посещать Торопецкое духовное училище, где обучали катехизису, Священной истории, чтению по – русски и по – славянски, письму, арифметике, русской грамматике, латинскому и греческому языкам, церковному уставу и церковному пению. Однажды, зная кроткий нрав и незлобие Василия, ученики ради забавы сделали из кусочков жести кадило и, махая им перед будущим патриархом, восклицали: «Вашему Святейшеству многие лета!» Но не только в невинных шалостях детей десница Божия указывала на предстоящее великое служение сына торопецкого священника. Как – то, когда отец Иоанн спал на сеновале с детьми, ночью он разбудил их: Сейчас я видел свою покойную мать. Она предсказала мне скорую кончину, а затем, указывая на вас, добавила: этот будет горюном всю жизнь, этот умрет в молодости, а этот – будет великим». Сбылись все предсказания, и последним – о Василии. Его стали величать по всей России, да и по всему миру, куда злая судьба пораскидала православный русский народ, Великим Господином...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Святитель Алексий даровал братии возрожденной обители образ Корсунской Божией Матери византийской работы, привезенный им из Москвы. По преданию, эта икона была списком, написанным в 993 году греческим иеромонахом Симеоном с древнего образа Богородицы, сотворенного в Корсуни самим святым апостолом и евангелистом Лукой. Именно эта икона почиталась главной святыней Благовещенского монастыря, пребывая в Алексиевской церкви (храм этот, известный с конца XVII b., впоследствии перестраивался и освящался на ином месте в стенах обители). Образ пропал в годы Советской власти. Монастырь начал расти и процветать. Великие князья Суздальские и Нижегородские даровали ему земельные владения, снабжали насельников всем необходимым. Многие светские и духовные лица жертвовали на устроение этой иноческой обители, становясь ее покровителями, защитниками и благотворителями. Со времени возобновления монастыря он стал принадлежать к Дому митрополитов Московских, а с учреждением патриаршества (1589 году) именоваться «домовым Патриаршего дома монастырем», то есть ставропигиальным. Большой урон монастырю наносили пожары, случались оползни и обвал горы, в уступе которой обустроились и обитель, и Благовещенская слобода (поврежденные отчасти постройки удавалось успешно восстанавливать). Являясь своеобразным центром распространения церковной культуры и просвещения, к концу XIX b. Благовещенский монастырь имел обширную библиотеку, в которой сохранялись рукописные и старопечатные книги XVI–XIX bb. Среди уникальных творений в этом собрании современники отмечали следующие: переплетенный сборник с подлинной черновой рукописью патриарха Гермогена, напрестольное Евангелие 1575 года, Церковный Устав, писанный в 1607 году, Апостол, печатанный в 1694 году, а также уникальная нотная книга на пергаменте – Кондарь (Кондакарь) конца XI b., с песнопениями, положенными на азбучно-крюковые ноты. В храмах монастыря находились подлинные святыни. Наряду с древней иконой Корсунской Божией Матери были: образ Богородицы «Скоропослушница», который считался единственным из сохранившихся в России списков, также написанных евангелистом Лукой; икона святого Алексия Митрополита (с частью его мощей), датируемая концом XV b.; образы Иверской и Смоленской Божией Матери; икона святого Иоанна Лествичника с изображением святого Иоанна, указующего братии лестницу на небо, где одни представлены восходящими по ней (праведники), а другие – низверженными с нее.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

«В лто 6747 Оженися князь Олександръ, сынъ Ярославль в Новгород, поя в Полотьск у Брячьслава дчерь, и внчася в Торопчи; ту кашю чини, а в Новгород другую» . Слова «ту кашю чини» означают первый свадебный пир, который был устроен в Торопце после венчания. С этим событием связано несколько популярных городских легенд. По местному весьма распространенному преданию, молодых благословили иконой Божией Матери «Корсунская». Эта икона имеет несколько наименований и весьма запутанную историю. Самое древнее наименование – «Эфесская». На Русь она попала благодаря Евфросинии Полоцкой. Согласно житию святой, выносная икона Божией Матери «Одигитрия» была доставлена из Эфеса в Константинополь и далее отправлена в Полоцк . По дороге, согласно «Сказанию о Корсунской иконе», икона более года находилась в Корсуне (Херсонес Таврический), откуда получила новое наименование. Далее, согласно «Сказанию», невеста Александра Невского, полоцкая княжна, привезла ее в Торопец в качестве приданого. «Поздние списки рукописи Сказания известны в пересказе местных краеведов» . С тех пор икона постоянно находилась в Торопце и получила еще одно наименование – «Торопецкая» . По другой версии, икона попала в Торопец в 1563 или 1579 году вместе с полоцким духовенством, бежавшим от войск Стефана Батория. Эту версию поддерживает ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея и автор монографического исследования по Торопецкой иконе Ирина Шалина . Корсунская икона стала главной святыней Торопца. В честь нее освящен городской собор Как бы ни было, древняя икона стала главной святыней Торопца. Корсунской иконе посвящен городской собор. «После революции 1917 года торопецкие церкви были закрыты, но духовенство Корсунского собора успело передать Ефесскую икону в Торопецкий краеведческий музей, где находящуюся в аварийном состоянии икону начали реставрировать. В 1936 году икону по просьбе работников музея перевезли в Русский музей Ленинграда» . В 2009 году икону «временно передали» в церковь Александра Невского в Княжьем Озере (Истринский район Московской области). Если ехать из Москвы в Торопец по Новорижскому шоссе – храм хорошо виден с дороги.

http://pravoslavie.ru/159345.html

Корсунская икона в городе Усмани «простой греческой работы» была написана на доске. По свидетельству сторожа Богоявленского собора Степана Аверьяновича, икона принадлежала жителю Усмани майору Алексею Феодоровичу Вишневскому, который получил ее в благословение от митрополита Платона Левшина; после кончины майора в 1826 г. она оказалась в храме. (Никольский. 1863. С. 8–11; он же. 2007. 8–14). Примечательной чертой иконы является утрата на лике Богоматери в области правого глаза, образовавшаяся по недосмотру еще в доме Вишневского из-за ожога от свечи. Как и в случае, например, с Иверской иконой, рана на лике стала иконографически воспроизводимой чертой в списках Корсунской иконы. Высота иконы равнялась 38,9 см (7 и 1/4 вершка). Тип извода близок к Касперовской иконе. В 1862 г. о Корсунской иконе стало известно духовному начальству, и свт. Феофан (Говоров), епископ Тамбовский, благословил ее прославление. В 1863 г. во время работ по обновлению Трапезной церкви, правый, Тихвинский, придел, освятили в честь Корсунской иконы Божией Матери (5 окт.). Было установлено акафистное пение по четвергам после вечерни. C чудотворной иконы было сделано несколько списков. Первый – написали в Воронеже в 1855 г. перед ее возвращением в Усмань. В 1869 г. для Богоявленского собора на кипарисовой доске была сделана еще одна копия, которую поместили в первый киот чудотворного образа. Этот список в 1878 г. духовенство Богоявленского собора и горожане поднесли в дар 11-му Фанагорийкому Грендерскому полку генералиссимуса князя Суворова, в честь победы в русско-турецкой кампании (на обороте была сделана соответствующая дарственная надпись). В 1874 г. в Богоявленский собор жительницей Москвы А. В. Ворониной была пожертвована копия Корсунской иконы в серебряной с позолотой ризе в благодарность за рождение ребенка после многократных неблагополучных родов (икона отпускалась на молебны к жителям). В 1884 г. вместе с новой ризой в Москве заказали еще один список Корсунской иконы. На него перешло убранство, изготовленное для иконы в 1869 г.: серебряный оклад (был заново вызолочен и украшен камнями) и киот " розового дерева " , список поместили на огражденном решеткой аналое Трапезного храма. Эта икона стала заместительницей чудотворного образа, отпускавшейся в дома на молебны. В 1885 г. жители Демшинска Усманского уезда, заказали в Москве копию иконы на кипарисовой доске, украшенную серебряной, позолоченной ризой, изготовленной на фирме Хлебникова; на ризе была отчеканена благодарственная надпись, упоминающая об избавлении Демшинска от холеры в 1871 г.

http://pravicon.com/info-3854

Здание церкви построено в виде четырехугольного креста; холодный храм, от западной стены до иконостаса, имеет вид квадратной палаты без всяких столбов, кончается вверху полукруглым сводом с фонарем; длина церкви от горнего места до западной стены трапезы 13 аршин, в ширину 12 аршин, алтарь отделяется каменной стеной с тремя пролетами для царских, северных и южных дверей; алтарь величиною в длину 9 арш., в ширину 8 арш. Церковь освещается 10 окнами в два света, с обеих сторон по 5 окон, по 3 с верху и 2 внизу и в самом куполе фонарем; алтарь освещается тремя окнами; входов в холодную церковь 2 с западной стороны во входные двери через трапезу (придел во имя Корсунской Богоматери), и в арку среди каменной стены, 2-й вход с южной стороны в симметрию южного входа устроен снаружи также вход с железной дверью, но на самом деле он не существует, а только устроен для соблюдения симметрии в храме; пол в церкви и алтаре каменный, помост алтаря возвышается от помоста храма на одну ступень, амвон каменный, в алтаре престол и жертвенник деревянные; иконостас в 5 ярусов, резной, по малиновому фону золоченными арабесками и орнаментами; царские двери изображают Благовещение Пресвятой Богородицы с 4 евангелистами, над ними полукругом изображена Тайная вечеря, а над ней Господские праздники, св. Троица, Успение Прсев. Богородицы, Сретение Господне, Вознесение Господне, вход в Иерусалим. 1-й ярус иконостаса состоит в местных иконах; по правую сторону царских врат, к северной стороне, древний образ св. Иоанна Крестителя с изображением чудесных событий из жизни угодника; рядом с этой иконой в выступе икона Корсунской Божией Матери, окруженная изображениями разных святых; за северной дверью на клиросе икона Казанской Божией Матери; в левую сторону царских врат икона Воздвижения Креста Господня, рядом с ней благословляющий Спаситель с открытым евангелием: «приидите ко мне вси труждахощиеся»; за южной дверью алтаря на другом клиросе храмовой престольный образ св. Троицы; во 2-м и 3-м ряду иконостаса изображены Господь Саваоф, Господь Вседержитель, по сторонам их апостолы, а в самом верху Воскресение Христово; иконы иконостаса письма новейшего времени, многие из них хорошей кисти.

http://sobory.ru/article/?object=44927

29 мая, в Неделю 5-ю по Пасхе, в кафедральном храме в честь Трех Святителей при большом стечении казаков и атаманов России и зарубежья, гостей конференции, прихожан состоялась Литургия, которую возглавил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. По завершении богослужения владыка митрополит, поблагодарив епископа Нестора за возможность совместной молитвы в главном православном храме Парижа вместе с казаками и священством Русской Православной Церкви. В ответном слове Владыка Нестор подчеркнул особое значение мероприятий по духовному окормлению казачества, их высокий статус в Париже, роль митрополита Кирилла в окормлении казаков, и передал ему издания Духовно-образовательного центра им. прп. Женевьевы Парижской под Парижем. Затем в сопровождении представителей Корсунской епархии участники конференции посетили Александро-Невский собор (Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе, Константинопольский Патриархат ). В храме в присутствии учащихся казачьих кадетских корпусов из Ростовской области был совершен благодарственный молебен перед иконой Божией Матери «Донская», написанной потомками казаков Всевеликого войска Донского. Богослужение возглавил митрополит Кирилл. После богослужения состоялось возложение цветов к памятнику солдатам и офицерам Русского экспедиционного корпуса. В рамках торжественного вечера, организованного для участников конференции в музее лейб-гвардии казачьего Его Величества полка, состоялось подписание Соглашения о создании Международного казачьего центра. Его учредители — ВКО «Всевеликое войско Донское», Южный федеральный университет и Общеказачья станица имени атамана А. Богаевского. В последний день пребывания во Франции участники посетили русское кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, где у могилы почивших казаков митрополит Кирилл совершил панихиду в сослужении архиепископа Женевского и Западно-Европейского Михаила, протоиерея Игоря Скобеева, иерея Тимофея Чайкина, клира Корсунской епархии. За богослужением молились казачий генерал В.Г. Гончаров, А.А. Пустобаев, А.А. Алтунин, атаман М.А. Дзюба, В.Н. Греков, князь А.А. Трубецкой, Л.В. Кузнецов, Г.Н. Сидорин, кадеты казачьих кадетских корпусов Ростовской области, сотрудники Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. На торжественном приеме, завершавшем программу мероприятий конференции, митрополит Кирилл поблагодарил казаков, всех гостей за участие, выступления, высказанные идеи по дальнейшему соработничеству с Русской Церковью.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4485820...

Иконе дали название Феодоровской. Невеста принесла в приданое Эфесскую (Корсунскую) икону Божией Матери, писанную, по преданию, Евангелистом Лукой, которая была получена ее родственницей, святой Ефросинией Полоцкой, от греческого императора. Помолвка состоялась в Витебске, а венчание в Торопце - удельном городе князя Александра. Список с Чудотворной Эфесской иконы Божией Матери был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Украсив образ драгоценностями, преподобная Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60-ти лет. В 1239 году святой благоверный князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце. Княжна забрала с собой из Полоцка Эфесскую Богородичную икону благословила свою племянницу этой иконой и передала в дар городу Торопцу, поставив ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ стал именоваться Корсунской иконой Богоматери. Помолвка прошла в Витебске, венчание в Торопце. Два грандиозных пира устроили по этому случаю: в Торопце и в Новгороде. Летописец пишет: «...в Торопце ту кашу чини, в Новгороде - другую». Это сейчас «кашей» называют самую простую еду, тогда так назывался роскошный свадебный пир, на который собирался весь город. Оттуда, кстати, пошло выражение «заварить кашу», то есть устроить что-то такое глобальное. Женским православно-патриотическим обществом в рамках проекта «Супружества благословение» была подготовлена выставочная экспозиция «Образ Александра Невского в изобразительном искусстве», которая демонстрировалась 12 июля 2019 года в Художественном музее Витебска в рамках большой культурной программы, специально подготовленной ко Дню Союзного государства Белоруссии и России, который традиционно проходит в дни проведения фестиваля искусств «Славянский базар» и 28 июля 2019 года в г.Торопце Тверской области в рамках Дня города, посвященного 780-летию венчания Святого Благоверного Князя Александра Невского и Полоцкой княжны Александры Брячиславны.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/sv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010