Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСПЕРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 29 июня, 1 окт., среда Светлой седмицы), чудотворная, святыня Одессы, покровительница морского флота. Первые сведения об иконе относятся к 1809 г., когда она досталась в наследство девице Иулиании Иоанновне, буд. жене штабс-капитана Николая Касперова и владелице имения Касперовка (Ново-Ивановка; ныне с. Кизомыс Белозёрского р-на Херсонской обл. Украины). К тому времени иконная доска была уже ветхой, а живопись потемнела. По свидетельству Касперовой, ее родители умерли рано, при их жизни она не интересовалась происхождением образа, поэтому его история ей неизвестна ( Петровский. 1889. С. 8). Свящ. Сергий Петровский, основываясь на том, что Касперова принадлежала к русско-сербской семье, предположил, что образ мог быть привезен в Россию неким благородным сербом, приехавшим из Трансильвании по приглашению русского правительства, и передавался в семье из поколения в поколение в качестве святыни (Там же). Согласно этому предположению, икона могла оказаться в России не ранее 1751 г., когда первые переселенцы приехали в Нов. Сербию на территории Украины. Икона (31×26,5 см) написана красками по холсту, наклеенному на доску, «на манер икон единоверческих или старогреческих и есть… изображение Богоматери, именуемой Корсунской… по сторонам его ниже лика Богородицы и Младенца Иисуса имеются изображения с одной стороны Иоанна Предтечи и с другой великомученицы Татианы» (Там же. С. 9). Касперовская икона Божией Матери (Успенский собор г. Одессы) Касперовская икона Божией Матери (Успенский собор г. Одессы) В февр. 1840 г. Касперова ночью молилась перед иконой и просила помощи, когда лик Божией Матери просветлел и икона обновилась. Иулиания и ее муж решили не рассказывать о случившемся, однако мн. болящие из окрестных сел стали слышать во сне голос Богоматери, Которая посылала их испросить исцеление у принадлежавшего Касперовым образа. Так, после молитвы перед иконой весной 1840 г. излечилась от паралича левой руки дворянка В. Бурлеева, летом 1843 г.- от падучей болезни 13-летний крестьянский мальчик И. Шумяков и от паралича мещанка М. Смешная, возвратился рассудок крестьянке П. Семипудовой. Овдовев, Иулиания решила полностью посвятить себя молитве и служению иконе, предоставляя приют приезжающим в село паломникам. После того как образ прославился целым рядом чудес, свящ. Зелинкевич предложил перенести его в местную Никольскую ц., что Касперова и исполнила в янв. 1844 г.

http://pravenc.ru/text/1681231.html

Крест. Этот крест, вмещающий в себе некоторые драгоценные памятники страданий Христовых, частицы от мощей Святых и другие предметы Христианского благоговения, по местному преданию, устроен в Иерусалиме, и потом уже богато украшен самою преподобною. Он цел доныне в той же обители 218 . Упомянем еще о некоторых явленных чудотворных иконах, сделавшихся известными с того времени, как то: а) о Новгородской чудотворной иконе знамения пресв. Богородицы, заступлением коей в 1170 году Новгород чудесно спасен от нападения Андрея Боголюбского: ныне она находится в соборном Новгородском храме 219 ; б) о чудотворной иконе Божией Матери Феодоровской, явившейся в 1239 году, и находящейся доныне в Костроме 220 ; в) о чудотворной иконе св. Николая Корсунского или Зарайского, явившейся в 1224 году, и находящейся ныне в Зарайске 221 ; г) о чудотворной иконе св. Николая, именуемого ратным, находившейся до нашествия татарского в одной обители близ селения Коренька или Устинки (Курской губ.), а ныне находящейся в Белгороде 222 . Разные мозаические изображения в соборе Киево-Софийском, монастыре Михайловском и в других церквах Киевских, и живописные в Киево-Печерской Лавре и других церквах сделаны вызванными из Греции художниками, от которых старались перенять искусство живописи и наши соотечественники. Первым и древнейшим отечественным нашим живописцем почитается препод. Алипий Печерский. Он учился этому искусству у художников Константинопольских, которые, при Игумене Никоне, расписывали великую Печерскую церковь , и одна икона его, как уверяет предание, доныне хранится в Московском Успенском соборе 223 . Касательно св. мощей и останков Угодников Божиих известно, что у нас были уже в то время: а) мощи св. Климента папы Римского и ученика его Фива, вывезенные св. Владимиром из Херсона, вероятно, с многими другими останками Святых, полученными Вел. Князем в Херсоне от послов Греческих и Римских, и положенные в Десятинной церкви 224 ; б) мощи св. Мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора: их принесли около 1073 года прибывшие из Царьграда зодчие для сооружения Киево-Печерской церкви во имя пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

XVIII в., частное собрание; см.: [Электр. ресурс]: www.eremeevs/index.php?lotid=176699) святые, покровительствующие домашнему хозяйству, фланкируют фронтальный ростовой образ М. Кон. XVIII в. датируется и изображение на створке киота «Образы Богоматери, избранные святые и праздники» из коллекции Н. П. Лихачёва (Романов-Борисоглебск (?), ГРМ) - М. включен в представительный собор святых, прославленных в чине преподобных (изображен в 4-м ряду в молении иконам Божией Матери «Знамение» и «Корсунская»), в левой группе в 4-м снизу ряду, следующим за прп. Максимом Греком, один из немногих держит в руках развернутый вверх свиток с текстом; голова не покрыта, борода длинная, клиновидная; надпись «    ». На иконе «Избранные святые» (1-я четв. XIX в., ФГБУК «Гос. художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село»») М. и Фотиния изображены вместе со святыми Василием Исповедником, Артемием, Петром Александрийским и Феоктистом. На иконе, написанной в XIX в. в Ср. Поволжье, ростовые фигуры прп. Иоанна Лествичника (?) (справа) и М. (слева) фланкируют образ вмч. Пантелеимона (вверху образ Спасителя в облаках) - М. в монашеском облачении, в легком повороте к центру, надпись «Пре Mapohui» (см.: Цодикович В. К. Традиции народной культуры и сюжетообразование в рус. иконописи, парсуне, пластике XIV-XX вв. Ульяновск, 2010. Кат. 419. С. 579. Ил. 431). На иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ) работы иконописца-старообрядца Н. М. Силина образы святых вынесены на поля, а в среднике представлены композиции с изображением 4 праздников (Рождество Христово, Сретение, Преображение и Успение Пресв. Богородицы). Подбор 16 святых (на горизонтальных полях полуфигуры в медальонах; на вертикальных - фигуры в рост) отвечает наиболее традиц. составу образов целителей в развернутых вариантах на иконах-«лечебниках»; М. представлен на левом поле, 3-м сверху, в -ном развороте к центру, голова не покрыта (куколь на плечах). На иконе из г. Верхотурье Свердловской обл. «Богоматерь Агиосоритисса (Деисусная), с праздниками и избранными святыми» (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/2562384.html

По материалам: Д.Ф. Белоруков " Деревни ,сёла и города Костромского края " , стр.147; Н.А. Зонтиков " Храмы Костромского района " ; сайтов www.rodina-portal.ru, nikolo-trestino.prihod.ru. Неизвестно, когда был построен первый храм в Минском. В XVI-XVII вв. село являлось вотчиной боярского рода Морозовых. Вероятнее всего, в начале 50-х гг. XVII в. тогдашние владельцы Минского – боярин Глеб Иванович Морозов и его супруга, знаменитая в русской истории боярыня Федосья Прокопьевна Морозова, возвела в селе деревянный шатровый храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери с двумя приделами – во имя свв. мчч. Космы и Дамиана и во имя св. прпмц. Феодосии, девы Константинопольской (небесной покровительницы боярыни Морозовой); впервые в документах храм упоминается в 1668 г. Вероятнее всего, в 80-е гг. XVII в. в разгар трагических событий раскола Русской Православной Церкви Феодосинский придел храма, посвященный небесной покровительнице мятежной боярыни, был упразднен и переосвящен в честь Всех свв. На рубеже 80-х и 90-х гг. XVIII в. взамен деревянного возвели каменный пятиглавый храм с шатровой колокольней, освященный в 1792 г. В храм были перенесены три престола из деревянной церкви: в холодном четверике – в честь Феодоровской иконы Божией Матери, в теплой трапезной, правый – во имя свв. мчч. Космы и Дамиана, левый – во имя Всех святых. В XIX – нач. XX вв. главной святыней храма являлся список Корсунской иконы Божией Матери. Храм в Минском, посвященный главной святыне Костромского края – Феодоровской иконе Божией Матери – закрыли в самом начале коллективизации, в феврале 1930 г. В начале 30-х гг. здание церкви было разобрано, а из ее кирпичей построена колхозная конюшня. http://www.admkr.ru/kr_club/hrami_kr/index.aspx Богородицкая церковь села Минского каменная, с такою же колокольнею; построена в 1792 г. старанием прихожан, при помощи сторонних жертвователей; окружена каменною оградой, внутри коей находится приходское кладбище без особой церкви. Престолов три: в холодной – в честь Феодоровской иконы Божией Матери, в теплой: правый – во имя бессребр. Космы и Дамиана, левый – во имя Всех святых. В церкви есть чтимая в окрестности Корсунская икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=23627

Внутри он был благолепен, расписан хорошей живописью и имел богатые иконостасы. Из икон почиталось две: пророка Аввакума, и икона Корсунской Божией Матери. В пристройке к храму помещалась церковноприходская школа на 50 учеников. Храм был закрыт в тридцатых года,но в настоящее время ужепередан Епархии. Приход в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость в п.Шопино Приход образован в 1998 году. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt На первом пересечении улицы виднеется синеглавая Успенская церковь “за верхом”, на правой стороне Березуйского оврага. В первый раз она упоминается в описи 1685 г. и значится деревянной с шестью колоколами в Ямской слободе. С 1754 года начата строением каменная и, как видно из надписи на горнем месте главного престола, освящена 4 мая 1762 г. Приделы во имя Николая Чудотворца и Пр. Аввакума перестроены — первый в 1836 г., а второй—в 1844 г. (по сообщению о. Беляева, оба в 1834 г.). Колокольня в 3 яруса надстроена в 1799 г. Храм пятиглавый, 4 главы на углах церкви, на трех сторонах верхи выдались полукругом, наподобие закомар; в каждом полукружии изображена храмовая икона — (Успения, св. Николая и пр. Аввакума). Главы луковичнообразные; пятая глава более других и посажена на двойном трибуне, который внизу имеет вид восьмигранника с ликом святого на каждой грани, а потом после покрытия круглым “обломом” становится круглым с желобками и перехватом перед главой. Колокольня скомпонована четырехугольной, с преобладанием угловатых и четырехугольных форм во всем корпусе, так что обработка ее кажется вычурной. На втором ярусе с каждой стороны поставлено по портику, сильно выдавшемуся вперед, а в образовавшихся от этого глубоких углах поставлено по тосканской колонне. В третьем ярусе четырехугольные колонны (пилястры), но уже без фронтонов; они искусно связаны вырезом кровли, украшенным зубчиками; на углах колонн не поставлено, но симметрия достигнута рядом продольных складок. Исторических достопримечательностей в храме нет; внутри он благолепен, расписан хорошей живописью и имеет богатые иконостасы. Из икон почитается две: 1) св. пр. Аввакума, на которой повешен привесок в виде сердца с надписью: “сие сердце принесено в дар за исцеление”; к этой иконе прибегают многие из простого народа летом с младенцами и молятся об исцелении от “младенческой болезни”; 2) икона Корсунской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=01761

кн. Московского Иоанна III Васильевича (ЛЗАК. Вып. 7. С. 150-151); р. Торгоша являлась границей между Радонежским и Переславским уездами, разделяя Глинково на 2 половины, одна из к-рых и принадлежала Троице-Сергиеву монастырю. В 1701 г. по благословению наместника монастыря архим. Илариона (Властевинского) вместо обветшавшего деревянного храма была построена новая деревянная церковь, освященная во имя Двенадцати апостолов. В 1703 г. для придела в честь К. и. была написана храмовая икона, впоследствии почитавшаяся в приходе чудотворной. На нижней кайме ее оклада имелась надпись, несколько противоречившая этим данным: «1703 года июля 18 день строил сей образ в церковь Божию к Петру и Павлу при священниках Борисе Иванове и сыне его Иване Борисове Микифор Лукьянов мирским подаянием» (в переписных книгах Московского у. 1720 г. среди клириков церкви упом. поп Иван Борисов). В 1825 г. было начато строительство однокупольного каменного храма в стиле ампир. Посвящение его главного престола (1834) К. и. свидетельствует о возросшем почитании образа. Очевидно, К. и. находилась в храме с 1829 г., после освящения придела во имя Двенадцати апостолов, разместившегося в небольшой трапезной. Трижды в год - в день отдания праздника Пасхи (16 авг.) и в последнюю пятницу перед днем памяти прор. Илии - с К. и. совершался крестный ход по селениям прихода, перед иконой служили молебен с водосвятием. Местонахождение храмовой иконы после разорения церкви в советское время неизвестно. 8 окт. 2010 г. храм был возвращен РПЦ. 22 (по ст. ст.) окт. 2010 г., в праздник К. и., в храм был отслужен первый после многолетнего перерыва молебен с чтением Акафиста К. и., совершён крестный ход. С 2011 г. в храме находится совр. список иконы, близкий по изводу к Касперовской иконе Божией Матери. Каждое воскресенье в 9 ч. в храме служат водосвятный молебен с чтением акафиста К. и., по окончании совершается крестный ход вокруг храма. Корсунская икона Божией Матери «Умиление» Изборская. Фотография. 2-я пол. XX в.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

К древним иконографическим изводам (типа Печерской иконы Божией Матери) восходит образ Богоматери на престоле с предстоящими З. и С. посл. трети XVI в. из ц. свт. Леонтия Ростовского в Вологде (ВГИАХМЗ, см.: Иконы Вологды. 2007. С. 701-707). Подобное изображение с расширенным составом предстоящих - на иконе нач. XVII в. строгановского мастера Н. Савина (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 321. 795). Изображения З. и С. дополняют на боковых полях Ярославскую икону Божией Матери кон. XV в. (?) (Sotheby " s: Russian Pictures, Icons and Works of Art. L., 1991. P. 108), Корсунскую икону Божией Матери 2-й пол. XVI в. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 29-30. 372), Шуйскую икону Божией Матери 2-й пол. XVI в. (ГТГ, см.: Там же. С. 43. 388), Донскую икону Божией Матери с шестодневом и избранными святыми кон. XVI - нач. XVII в. (ГЭ, см.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. [СПб.], 2000. С. 283. Кат. R-35). В группе припадающих святых З. и С. представлены на иконе «Моление о народе» кон. XVII в. работы А. Фёдорова из Донского мон-ря в Москве (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 421. 922. Ил. 149). Вместе с прп. Елеазаром Анзерским З. представлен (в 1-м ряду) на ростовской иконе избранных святых 3-й четв. XVII в. из Борисоглебского на Устье муж. мон-ря , за ними - блж. Иоанн Большой Колпак и прор. Илия (ГТГ, см.: Icônes russes. 2000. P. 92-93. Cat. 27). Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (СГИАПМЗ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 29. Кат. 17) представляет основателей Соловецкого мон-ря вместе с прп. Антонием Сийским и св. Марией Египетской перед образом обретения главы св. Иоанна Предтечи; северная икона XVII в. (?) (ГЭ) - вместе с прп. Александром Ошевенским (в центре). На складне-кузове 2-й пол. XVII в. из Преображенского собора Соловецкого мон-ря (АМИИ, см.: Иконы Рус. Севера. 2007. С. 242-249. Кат. 156) в среднике помещена икона «Деисус (Седмица), с припадающими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими» (на створках - праздники); на 3-створчатом складне 1671 г. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 298-299. 767) Соловецкие преподобные находятся на левой створке, напротив Устюжских юродивых. В варианте извода «Спас Смоленский, с предстоящими и припадающими святыми» возле ног Спасителя З. и С. написаны вместе с преподобными Александром Ошевенским и Никодимом Кожеозерским (икона 1728 г. из Благовещенской ц. дер. Турчасово Онежского р-на Архангельской обл., АМИИ).

http://pravenc.ru/text/200051.html

Помимо этого, существуют косвенные признаки, которые позволяют предполагать, что Казанская икона Божией Матери могла иметь «новгородское» происхождение. Как отмечает Н.Н. Чугреева со ссылкой на целый ряд исследований: «Вопрос об иконографии обретённого в 1579 г. в Казани образа достаточно сложен и требует специального изучения. [...] В XVI столетии на Руси получили широкое распространение небольшие моленные иконы Богородицы " усечённых " композиций типа Одигитрии и Умиления, бытовавшие и ранее. В произведениях мелкой пластики образки, напоминающие Казанскую икону, существовали на северо-востоке Руси уже в XII в. К типу " усечённых " композиций относятся, например, иконы Богоматери Петровской, Корсунской, Игоревской. Они могли фрагментарно воспроизводить древние почитаемые ростовые и поясные образы Божией Матери. Существовали и несколько другие виды небольших икон «усечённых» композиций. Так, на иконе второй половины XVI в. московской (?) культуры руки не изображены ни у Богоматери, ни у Христа (частное собрание). Образы Богоматери типа Умиления и типа Одигитрии " сокращённого " варианта помещались в XVI в. в средниках икон, например, новгородских, со святыми на полях (ГРМ). В заметках ко второму неизданному тому " Лицевого иконописного подлинника " , посвящённого иконографии Богоматери, Н.П. Кондаков высказал мнение о влиянии на иконографию Казанской иконы итальянских образов Богоматери со стоящим Младенцем эпохи Возрождения. Это отмечалось исследователями позднее. [...] Образы Богоматери со стоящим Младенцем бытовали в Италии и раньше. В XIII - XIV вв. они известны в храмах Апулии и Падуи. Это, например, краснофонный образ Богоматери ученика Джотто флорентийца Джусто де Менабуой (Giusto de Menabuoi) середины XIV в. из музея Падуи (Padova, Museo Civico) с фронтальными изображениями Богоматери и Христа, Младенец стоит на правой руке Марии спеленутым в полный рост. А также образы с поколенным изображением стоящего Младенца - византинирующая икона Богоматери типа Умиления (Богоматерь обнимает Христа за правое плечо) конца XIII - начала XIV в. апулийского художника из церкви Девичьего монастыря г. Казенца. Интересно, что близкое по иконографии последнему изображение Богоматери Умиление со стоящим Младенцем можно видеть на новгородской иконе первой половины XVI в. (Музей " Реклингхаузен " ), а также иконе Богоматери Умиление второй половины XVI в. (со старообрядческой реставрацией XIX в.) (частное собрание), что говорит о взаимодействии культур.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/24/...

Днепрская икона Божией Матери. 1-я треть XIX в. Мастер Салапин (архиерейская ризница старообрядческого Покровского собора в Москве) Днепрская икона Божией Матери. 1-я треть XIX в. Мастер Салапин (архиерейская ризница старообрядческого Покровского собора в Москве) О происхождении Керженской чудотворной иконы, видимо появившейся в Комаровском скиту задолго до 1801 г., а также о событиях, давших повод к ее почитанию, и чудотворениях сведений не сохранилось. Возможно, именно эту икону упоминает в романе «В лесах» П. И. Мельников-Печерский под видом древней Корсунской иконы Божией Матери, перед к-рой в келье «матери Манефы, игуменьи одной из Комаровских обителей… неугасимо теплилась серебряная лампадка». В основу романа легли наблюдения Мельникова-Печерского, гос. чиновника особых поручений, лично занимавшегося уничтожением Керженских скитов в 50-х гг. XIX в. Как от преследователя, от него, видевшего въяве икону, могли скрыть факты ее чудотворений, а сам образ, чтобы спасти от конфискации, могли объявить «родовым», т. е. личным, имуществом, по версии писателя, игум. Манефы. В кратких описаниях единоверческих мон-рей Семёновского у., в к-рые были переданы святыни из уничтоженных скитов, упоминаются др. иконы, но нет сведений о чудотворной иконе Корсунской (или Д. и.). Т. о., подписная Д. и. из ц. Рождества Христова в дер. Андроново - единственный документальный источник существования иконы в Комаровском скиту и ее иконографический образец. По размеру и основным признакам к Д. и. из храма в дер. Андроново максимально близки ок. 10 списков, находящихся в старообрядческом Покровском соборе на Рогожском кладбище в Москве, убранство которого сформировалось в 1-й трети XIX в. По выражению Сорокатого, сопоставление икон позволяет отнести к особенностям извода «однообразный ритм гребенчатой моделировки» мафория Богородицы и хитона Младенца (Там же). В истории старообрядчества известен еще один чудотворный образ Д. и., находившийся в одном из монастырей Иргиза (упоминание без сведений о происхождении иконы и чудесах от нее содержится в кн.: Сборник для истории старообрядства/Изд.: Н. Попов. М., 1866. Т. 2. Вып. 4: Мон-ри на Иргизе). В этой местности старообрядцы до 30-х гг. XIX в. могли относительно свободно устраивать церковную жизнь. Чтимую Д. и. торжественно в сопровождении священников носили по окрестным старообрядческим селам для служения молебнов. Иргизские старообрядческие мон-ри были основаны в царствование имп. Екатерины II иноками, выселенными с Ветки . Была ли Д. и. принесена оттуда, или являлась списком с Керженского образа, или же пришла на Иргиз еще откуда-то - неизвестно. После изгнания иноков-старообрядцев эта икона могла перейти во владение существовавшей здесь единоверческой обители, но в этом качестве в более поздней лит-ре она не упоминается.

http://pravenc.ru/text/178630.html

Николая, сщмч. Власия и святых Космы и Дамиана; в стенах города с разрушенными строениями видны 2 мужские фигуры, возможно жителей поверженного Ругодива; 3. Перенесение икон и встреча их в Москве: на фоне лещадок показано подошедшее к Москве духовенство: в 1-м ряду - 3 разновозрастных иерея, двое держат икону с образами святых, самый старший протягивает икону Божией Матери выходящим из городских ворот свт. Макарию (в крещатых ризах, с омофором, в митре с меховой опушкой, с Евангелием в левой руке и кадилом в правой), царю Иоанну IV Васильевичу (отражены острохарактерные черты) и его малолетнему сыну, в воротах - множество людей. Содержание цикла наиболее отвечает тексту 2-й редакции «Летописца начала царства», в к-рой упомянуто участие в сретении икон сына государя - царевича Иоанна Иоанновича. Если при изображении иконы свт. Николая Чудотворца живописцы буквально следовали указанию летописи («на другой иконе образ Николы Чюдотворца да Власия Великого да Козмы и Дамиана»), расположив оплечные фигуры святых по горизонтали на одной доске, то, несмотря на устойчивое определение образа Божией Матери как «Одигитрия», эту икону представили в типе «Умиление», в изводе, близком к Корсунской иконе Божией Матери. Несмотря на богатую историю иллюстрирования событий, связанных с обретением икон, сам образ Божией Матери (ни под одним из названий, ни под днями празднования обретения или принесения в Москву) не был введен даже в самый развернутый состав чудотворных икон Божией Матери, гравированные своды к-рых активно создавались в XVIII - нач. XIX в. Во 2-й пол. XIX в. первым после долгого перерыва попытался реконструировать историю взятия Нарвы в 1558 г. Ганзен, к-рый привлек рус. летописи (3-ю Псковскую летопись), т. е. рассматривал события и в свете чуда обретения икон, но к.-л. название иконы Божией Матери у этого автора не фигурирует («Marienbilde» - изображение (икона) Марии - Hansen. 1858. S. 37). Наименование иконы «Нарвская» появляется, видимо, не ранее кон. XIX в., причем епархиальные издания продолжают и в нач.

http://pravenc.ru/text/2564680.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010