В XIX веке здесь был женский монастырь в честь Корсунской иконы Божией Матери. Архимандрит Герман (Чесноков) более 10 лет добивался разрешения на его восстановление. Трудность состояла в том, что химзавод был приватизирован. Владелец долго не хотел понимать, что храм нужно отдать верующим, а производство перенести на любое другое место. Бывший директор сказал: лучше я умру, но не отдам. И через два месяца умер… Сейчас там, где кипело химическое производство, возносятся православные молитвы. Глинковская церковь хорошеет на глазах. Духовно её окормляет настоятель храма Петра и Павла, известный лаврский иерарх отец Герман. В храме трудятся и молятся несколько монахинь. Так что, возможно, в этих краях появится ещё одна монастырская обитель. Приход Корсунской церкви складывается из жителей Глинкова, Птицеграда и ближайшей части микрорайона Ферма. http://geocaching.su/?pn=101&cid=14906 Церковь в селе Глинково Сергиево-Посадского городского округа имеет редкое для Подмосковья посвящение Корсунской иконе Божией Матери. До революции в церкви хранился местный список этого образа, который славился многочисленными исцелениями. Сегодня Глинково является пригородом Сергиева Посада, а исторически относилось к соседнему Александровскому уезду, так как по реке Торгоше пролегала граница Московской и Владимирской губерний. В селе Глинково в детские годы проводил лето будущий писатель Сергей Михайлович Голицын, который описал в мемуарах жизнь прихода Корсунской церкви незадолго до ее закрытия. Первое упоминание о селе Глинково встречается в жалованной грамоте князя Дмитрия Ивановича Донского. В документе он завещал Троице-Сергиевому монастырю «в вечный поминок по своей душе и по своим родителям в Радонеже… половину сельца Глинкова». Принадлежность села обители преподобного Сергия подтверждалась и грамотами великого князя Ивана III(1462-1466 годы), Василия III (1505) и царя Ивана Васильевича Грозного (1534).В Смутное время Глинково было разорено и обратилось в пустошь. Только во второй четверти XVIIbeka здесь вновь появились крестьянские дворы. Первая деревянная церковь в Глинково была построена, вероятно, после Смутного времени. В 1701 году по благословению митрополита Рязанского Стефана взамен ветхой была построена и освящена новая церковь во имя Двенадцати Апостолов. В ее приход, кроме села Глинково, входили также деревни Абрамово и Назарьево Александровского уезда (ныне Сергиево-Посадского городского округа).

http://sobory.ru/article/?object=00040

«В лто 6747 Оженися князь Олександръ, сынъ Ярославль в Новгород, поя в Полотьск у Брячьслава дчерь, и внчася в Торопчи; ту кашю чини, а в Новгород другую» . Слова «ту кашю чини» означают первый свадебный пир, который был устроен в Торопце после венчания. С этим событием связано несколько популярных городских легенд. По местному весьма распространенному преданию, молодых благословили иконой Божией Матери «Корсунская». Эта икона имеет несколько наименований и весьма запутанную историю. Самое древнее наименование – «Эфесская». На Русь она попала благодаря Евфросинии Полоцкой. Согласно житию святой, выносная икона Божией Матери «Одигитрия» была доставлена из Эфеса в Константинополь и далее отправлена в Полоцк . По дороге, согласно «Сказанию о Корсунской иконе», икона более года находилась в Корсуне (Херсонес Таврический), откуда получила новое наименование. Далее, согласно «Сказанию», невеста Александра Невского, полоцкая княжна, привезла ее в Торопец в качестве приданого. «Поздние списки рукописи Сказания известны в пересказе местных краеведов» . С тех пор икона постоянно находилась в Торопце и получила еще одно наименование – «Торопецкая» . По другой версии, икона попала в Торопец в 1563 или 1579 году вместе с полоцким духовенством, бежавшим от войск Стефана Батория. Эту версию поддерживает ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея и автор монографического исследования по Торопецкой иконе Ирина Шалина . Корсунская икона стала главной святыней Торопца. В честь нее освящен городской собор Как бы ни было, древняя икона стала главной святыней Торопца. Корсунской иконе посвящен городской собор. «После революции 1917 года торопецкие церкви были закрыты, но духовенство Корсунского собора успело передать Ефесскую икону в Торопецкий краеведческий музей, где находящуюся в аварийном состоянии икону начали реставрировать. В 1936 году икону по просьбе работников музея перевезли в Русский музей Ленинграда» . В 2009 году икону «временно передали» в церковь Александра Невского в Княжьем Озере (Истринский район Московской области). Если ехать из Москвы в Торопец по Новорижскому шоссе – храм хорошо виден с дороги.

http://pravoslavie.ru/159345.html

Корсунская икона в городе Усмани «простой греческой работы» была написана на доске. По свидетельству сторожа Богоявленского собора Степана Аверьяновича, икона принадлежала жителю Усмани майору Алексею Феодоровичу Вишневскому, который получил ее в благословение от митрополита Платона Левшина; после кончины майора в 1826 г. она оказалась в храме. (Никольский. 1863. С. 8–11; он же. 2007. 8–14). Примечательной чертой иконы является утрата на лике Богоматери в области правого глаза, образовавшаяся по недосмотру еще в доме Вишневского из-за ожога от свечи. Как и в случае, например, с Иверской иконой, рана на лике стала иконографически воспроизводимой чертой в списках Корсунской иконы. Высота иконы равнялась 38,9 см (7 и 1/4 вершка). Тип извода близок к Касперовской иконе. В 1862 г. о Корсунской иконе стало известно духовному начальству, и свт. Феофан (Говоров), епископ Тамбовский, благословил ее прославление. В 1863 г. во время работ по обновлению Трапезной церкви, правый, Тихвинский, придел, освятили в честь Корсунской иконы Божией Матери (5 окт.). Было установлено акафистное пение по четвергам после вечерни. C чудотворной иконы было сделано несколько списков. Первый – написали в Воронеже в 1855 г. перед ее возвращением в Усмань. В 1869 г. для Богоявленского собора на кипарисовой доске была сделана еще одна копия, которую поместили в первый киот чудотворного образа. Этот список в 1878 г. духовенство Богоявленского собора и горожане поднесли в дар 11-му Фанагорийкому Грендерскому полку генералиссимуса князя Суворова, в честь победы в русско-турецкой кампании (на обороте была сделана соответствующая дарственная надпись). В 1874 г. в Богоявленский собор жительницей Москвы А. В. Ворониной была пожертвована копия Корсунской иконы в серебряной с позолотой ризе в благодарность за рождение ребенка после многократных неблагополучных родов (икона отпускалась на молебны к жителям). В 1884 г. вместе с новой ризой в Москве заказали еще один список Корсунской иконы. На него перешло убранство, изготовленное для иконы в 1869 г.: серебряный оклад (был заново вызолочен и украшен камнями) и киот " розового дерева " , список поместили на огражденном решеткой аналое Трапезного храма. Эта икона стала заместительницей чудотворного образа, отпускавшейся в дома на молебны. В 1885 г. жители Демшинска Усманского уезда, заказали в Москве копию иконы на кипарисовой доске, украшенную серебряной, позолоченной ризой, изготовленной на фирме Хлебникова; на ризе была отчеканена благодарственная надпись, упоминающая об избавлении Демшинска от холеры в 1871 г.

http://pravicon.com/info-3854

Внутри он был благолепен, расписан хорошей живописью и имел богатые иконостасы. Из икон почиталось две: пророка Аввакума, и икона Корсунской Божией Матери. В пристройке к храму помещалась церковноприходская школа на 50 учеников. Храм был закрыт в тридцатых года,но в настоящее время ужепередан Епархии. Приход в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость в п.Шопино Приход образован в 1998 году. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt На первом пересечении улицы виднеется синеглавая Успенская церковь “за верхом”, на правой стороне Березуйского оврага. В первый раз она упоминается в описи 1685 г. и значится деревянной с шестью колоколами в Ямской слободе. С 1754 года начата строением каменная и, как видно из надписи на горнем месте главного престола, освящена 4 мая 1762 г. Приделы во имя Николая Чудотворца и Пр. Аввакума перестроены — первый в 1836 г., а второй—в 1844 г. (по сообщению о. Беляева, оба в 1834 г.). Колокольня в 3 яруса надстроена в 1799 г. Храм пятиглавый, 4 главы на углах церкви, на трех сторонах верхи выдались полукругом, наподобие закомар; в каждом полукружии изображена храмовая икона — (Успения, св. Николая и пр. Аввакума). Главы луковичнообразные; пятая глава более других и посажена на двойном трибуне, который внизу имеет вид восьмигранника с ликом святого на каждой грани, а потом после покрытия круглым “обломом” становится круглым с желобками и перехватом перед главой. Колокольня скомпонована четырехугольной, с преобладанием угловатых и четырехугольных форм во всем корпусе, так что обработка ее кажется вычурной. На втором ярусе с каждой стороны поставлено по портику, сильно выдавшемуся вперед, а в образовавшихся от этого глубоких углах поставлено по тосканской колонне. В третьем ярусе четырехугольные колонны (пилястры), но уже без фронтонов; они искусно связаны вырезом кровли, украшенным зубчиками; на углах колонн не поставлено, но симметрия достигнута рядом продольных складок. Исторических достопримечательностей в храме нет; внутри он благолепен, расписан хорошей живописью и имеет богатые иконостасы. Из икон почитается две: 1) св. пр. Аввакума, на которой повешен привесок в виде сердца с надписью: “сие сердце принесено в дар за исцеление”; к этой иконе прибегают многие из простого народа летом с младенцами и молятся об исцелении от “младенческой болезни”; 2) икона Корсунской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=01761

Днепрская икона Божией Матери. треть XIX в. Мастер Салапин (архиерейская ризница старообрядческого Покровского собора в Москве) О происхождении Керженской чудотворной иконы, видимо появившейся в Комаровском скиту задолго до 1801 г., а также о событиях, давших повод к ее почитанию, и чудотворениях сведений не сохранилось. Возможно, именно эту икону упоминает в романе «В лесах» П. И. Мельников-Печерский под видом древней Корсунской иконы Божией Матери, перед к-рой в келье «матери Манефы, игуменьи одной из Комаровских обителей… неугасимо теплилась серебряная лампадка». В основу романа легли наблюдения Мельникова-Печерского, гос. чиновника особых поручений, лично занимавшегося уничтожением Керженских скитов в 50-х гг. XIX в. Как от преследователя, от него, видевшего въяве икону, могли скрыть факты ее чудотворений, а сам образ, чтобы спасти от конфискации, могли объявить «родовым», т. е. личным, имуществом, по версии писателя, игум. Манефы. В кратких описаниях единоверческих мон-рей Семёновского у., в к-рые были переданы святыни из уничтоженных скитов, упоминаются др. иконы, но нет сведений о чудотворной иконе Корсунской (или Д. и.). Т. о., подписная Д. и. из ц. Рождества Христова в дер. Андроново - единственный документальный источник существования иконы в Комаровском скиту и ее иконографический образец. По размеру и основным признакам к Д. и. из храма в дер. Андроново максимально близки ок. 10 списков, находящихся в старообрядческом Покровском соборе на Рогожском кладбище в Москве, убранство которого сформировалось в 1-й трети XIX в. По выражению Сорокатого, сопоставление икон позволяет отнести к особенностям извода «однообразный ритм гребенчатой моделировки» мафория Богородицы и хитона Младенца (Там же). В истории старообрядчества известен еще один чудотворный образ Д. и., находившийся в одном из монастырей Иргиза (упоминание без сведений о происхождении иконы и чудесах от нее содержится в кн.: Сборник для истории старообрядства/Изд.: Н. Попов. М., 1866. Т. 2. Вып. 4: Мон-ри на Иргизе). В этой местности старообрядцы до 30-х гг. XIX в. могли относительно свободно устраивать церковную жизнь. Чтимую Д. и. торжественно в сопровождении священников носили по окрестным старообрядческим селам для служения молебнов. Иргизские старообрядческие мон-ри были основаны в царствование имп. Екатерины II иноками, выселенными с Ветки. Была ли Д. и. принесена оттуда, или являлась списком с Керженского образа, или же пришла на Иргиз еще откуда-то - неизвестно. После изгнания иноков-старообрядцев эта икона могла перейти во владение существовавшей здесь единоверческой обители, но в этом качестве в более поздней лит-ре она не упоминается.

http://pravicon.com/info-3680

Тогда же государь и государыня Мария Александровна пожертвовали богатый серебряный с позолотой оклад, украшенный драгоценными камнями, к чудотворной Корсунской иконе Божией Матери, которой святитель Иннокентий Таврический благословил еще первоначальный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских. От представителей Одесского общества истории и древностей, с усердием участвовавших в разработке соборного проекта, поступила престольная средневековая византийская мраморная доска с высеченными крестами, обнаруженная при раскопках Херсонеса в 1845 году.      Пока шло строительство Владимирского собора, монастырь креп и развивался. Был поставлен настоятельский корпус с домовой церковью в честь Корсунской иконы Божией Матери, освященный 14 июля 1863 года. С просторной террасы второго этажа, где находились покои архимандрита и высоких гостей, был виден Инкерманский монастырь. 14 августа 1867 года великий князь Владимир Александрович заложил основание престола верхнего соборного храма и тогда же принял почетное послушание соборного ктитора. Император Александр II пожертвовал монастырю 1000 рублей и средства на отливку 111-пудового монастырского колокола. В 1874–1876 годах третьим настоятелем был поставлен игумен Анфим (Казимиров). При нем возводился Владимирского собор, генеральным подрядчиком исполнения проекта был московский предприниматель Губонин. Закончилось строительство в 1877 году при архимандрите Александре, управлявшем монастырем в 1876–1877 годах. Все отделочные работы предполагали завершить к 900-летию Крещения Руси. Но нужной суммы для дорогостоящего благоукрашательства так и не удавалось собрать. Тогда в 1887 году архимандрит Иннокентий (Жежеленко), бывший настоятелем монастыря в 1886–1893 годах, благодаря покровительственному участию обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, повелением императора Александра III получил от казначейства 300 тысяч рублей. Потому монастырь смог в 1888 году принять верующих в сияющем радостной красотой нижнем храме – месте купели святого Владимира, освященном в честь Богородичного Рождества.

http://pravoslavie.ru/4380.html

стены позади Мономахова трона, где она находится и в наст. время. Как «Иерусалимская Богоматерь» икона упоминается в рукописных сборниках 1-й четв. XVIII в., содержащих сказания о чудотворных богородичных иконах. В сб. «Солнце Пресветлое», составленном в 1715-1716 гг. сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым, раздел о чудотворных иконах открывается сказанием об иконе Богоматери «…иже во граде Иерусалиме, в Гефсимании веси», дополнительно упоминается первоисточник легенды: «Со иконы тоя святыя сие писано, по поновлении писмом» (НБ МГУ. Ф. 293. 10535-22-71. Л. 24 об.- 26). Те же сведения содержатся и в сборнике, датируемом ок. 1720 г. (РНБ. Соф. 1428. Л. 458 об.- 459). В 10-х гг. XVIII в. Кириллом Улановым было создано неск. списков с древней иконы, в т. ч. 3 - для Троицкой Кривоезерской пуст., где царский изограф принял постриг с именем Корнилий. Списки Г. и. находились также в московских храмах: Покрова Пресв. Богородицы в Измайлове (ныне в ц. Рождества Богородицы), арх. Михаила в Бронницах, прор. Илии в Черкизове, Покрова в Вешняках и др. Иконография Г. и. («Корсунской» или «Иерусалимской») имела древние прототипы. Изображения Богоматери с Младенцем на правой руке (греч. Δεξιοκρατοσσα), отмеченные меньшей иератической строгостью по сравнению с образом Одигитрии, встречаются на печатях уже с VII в., а в иконописи известны с IX в. Древнейшая из них - икона из ц. Санта-Мария Нуова в Риме (IX в.). Мозаичные изображения Дексиократуссы находятся в люнете юж. капеллы кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (30-е гг. XI в.) и на иконе кон. XII в. в мон-ре вмц. Екатерины на Синае. К софийской иконе восходят неск. сохранившихся до наст. времени икон кон. XV-XVI в. (напр. икона из собрания ЦМиАР, 1-я пол. XVI в.), относящиеся к новгородской художественной традиции, а также московская икона «Богоматерь Иерусалимская», по поздней надписи на обороте называемая «Гребенская» (рубеж XV и XVI вв.). К этому же типу (иногда в зеркальном переводе) относятся нек-рые списки т.

http://pravenc.ru/text/164925.html

Одно время я занимался войной 1812 года. В частности Бородинским сражением. Этой темой 40 лет занимался покойный академик Иванов. Поле это он прошел вдоль и поперек сначала с войсками русскими, потом французскими. Говоря о сражении этом, Николай Иванович всегда утверждал, что только предстательство Смоленской иконы Божией Матери спасло наше государство и нашу армию от поражения. Об этом мало кто говорит. Еще меньше кто знает, что она была украдена в советское время на рубеже 33-38 годов. Никто не знает теперь, где она. Есть список. Сама икона более 100 лет находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля и там сейчас мы можем видеть один из величайших списков этой иконы. Это не шедевр, нельзя так об иконе, но это наивысшая красота духовного и божественного мира. Спустя столетия Смоленск вернулся под руку Москвы, после 1515 икона была перенесена в Смоленск, и с этого года каждый год совершается праздник иконе. 15 лет тому назад была принесена десница княгини Елизаветы Федоровны, крестный ход прошелся по всей нашей русской земле от Владивостока до Бреста. Эта икона все время находилась с мощами, возглавляла шествие. Надеюсь, когда потребуется, этот величайший образ займет свое место с войсками русской армии. Меня недавно спросили, зачем столько икон Богородицы, как это они так появляются. Это же просто! Если икона была явлена в Казани, то она Казанская. А есть Владимирская, которую спасал Андрей Боголюбский. Принес ее во Владимир, а потом она торжественно вошла в Москву и стала её охранять. А есть Донская, связанная с Куликовским полем. А есть Корсунская, которая связана с битвой на Курской дуге. Таких много. Божия Матерь нас любит, никогда не оставит, если мы будем соответствовать тому, что ей необходимо показать. Вернусь к учебникам. Они не отвечают на главные вопросы. Как можно не сказать о Сергии Радонежском, его воинах Ослябе и Пересвете, которые заложили фундамент русского государства, освободили. А Федор Ушаков, память которого недавно праздновали? А Серафим Саровский, как без него можно говорить об истории? А современные люди? Архимандрит Кирилл Павлов, например.

http://radonezh.ru/2023/08/17/cerkov-i-s...

Вклад на построение церкви сделал в 1678 году царь Федор Алексеевич, а на окончание его в 1685 году 250 рублей дал Петр I. Попечителем строительства стал ярославец Иоанн Аверкиев. Вскоре после завершения строительства в 1688 году была учинена опись монастыря, дающая представление о всем комплексе:  " В монастыре церковь Пресвятой Богородицы Сретения иконы Владимирския и трапеза каменная, в церкви и в трапезе по два столпа, на церкви пять глав деревянных гладких не в отделке, кресты железные опаяны белым железом, ... колокольница деревянная на 4-х столбах решетчатая с шатром, крест железный опаян белым железом корсунской, на колокольнице ... часы мерою в полтора аршина. Круг монастыря ограды половина огорожены бревны в столбы забрано, а святых ворот и водяных не поставлено ... Да в монастыре ж богоделенная келья строенье ярославскаго посадского человека Ивана Кемского... " Около 1700 году к юго-востоку от церкви возведена шатровая колокольня, а 18 лет спустя были построены каменная ограда и игуменские кельи. В 1764 году Сретенский монастырь постигла участь многих других бедных обителей - секуляризация имущества (изъятие в пользу государства). Церковь становится приходской. Постепенно некоторые монастырские постройки утрачиваются, оставшиеся частично перестраиваются. В 1833 году расширяется примыкавшая с запада теплая церковь с приделами Сретения и Михаила Архангела. Невосполнимый урон понесли памятники спустя столетие. В 1930 году начали разбирать ограду, а спустя некоторое время была разрушена колокольня, сломано пятиглавие церкви, уничтожено убранство интерьера. Из книги С.В. Демидова, Е.В. Кудряшов " Нерехта " , Издательство " Отчий дом " , Москва Одной из великих святынь древнего города Нерехта является образ Нерехтской иконы Божией Матери- чудотворный список с Владимирской иконы. Вот его небольшая история: В 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: " Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу по имени Димитрий, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси её в город Нерехту- там многие желают видеть Меня " . Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжёлой болезнью. Убедившись, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке по рекам Волге и Солонице доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где икону торжественно встретили духовенство и жители города. Многие чудеса- в том числе и исцеление от недуга самого Иоанна Аверкиева- сразу же засвидетельствовали благодатную цельбоносную силу иконы. Святыню поставили в деревянную часовню, а затем по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель, именуемую Сретенской. В 1678 году Царь Феодор Иоаннович посетил Нерехту и, поклонившись чудотворной иконе, повелел воздвигнуть в обители каменный храм.

http://sobory.ru/article/?object=00156

В богослужебной практике собора есть свои особенности. В отличие от дру­гих храмов епархии по давней традиции в соборе совершаются две Божествен­ные литургии; по воскресеньям за вечерним богослужением читается акафист Боголюбской иконе Божией Матери, а по средам еженедельно совершается всенощное бдение с чтением акафиста святителю Василию Рязанскому у его чтимой иконы. Среди святынь храма верующие рязанцы особо почитают Феодоровскую, Корсунскую, Казанскую, Феодотьевскую иконы Божией Матери. http://www.ryazan-hram.ru/node/180 Про протоиерея Бориса Скворцова " следует отметить " , что он служил в Борисоглебском соборе не " с 1947 по 1965 годы " , а гораздо дольше. Сын священника этого собора о. Гавриила Скворцова, скончавшегося 17 августа 1917 г., он был рукоположен на место отца (по избранию прихожан) в сентябре 1917 г.; в 1923 г. стал здесь ключарем, а в 1930 - настоятелем. " Вынужденный перерыв " в настоятельстве в родном Борисоглебском соборе (в 1935-1947 гг.) у протоиерея Бориса Скворцова был обусловлен самой уважительной причиной - закрытием храма. Как только собор был открыт, о. Бориса возвратили к исходному месту служения - вероятно, это единственный случай в русской церковной истории кровавых 1930-х - 1940-х гг. Осенью 1957 протоиерей Б.Г. Скворцов отметил в соборе 40-летие священства, а 5 февраля 1965 г. он был определен епископом Рязанским и Касимовским. Борисоглебский собор стал не только кафедральным храмом епископа Бориса (при постриге он сохранил прежнее имя), но и местом совершения его епископской хиротонии. Невиданное в послевоенной Рязани церковное торжество возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), который сам в детстве жил в Рязани и в годы войны молился в единственном действовавшем в городе храме, настоятелем которого был о. Б. Скворцов. При вручении жезла митрополит засвидетельствовал епископу Борису: " ...твое совершение Божественных служб влекло меня и пленяло и уловило в мрежу Христову " . 11 августа 1972 г., на 77-м году жизни, епископ Борис скоропостижно скончался, и отпевание его было совершено все в том же Борисоглебском соборе. Таким образом, Борисоглебский собор Рязани неразрывно связан с епископом Рязанским Борисом (Скворцовым), человеком редчайшей для русского духовенства ХХ века судьбы.

http://sobory.ru/article/?object=00866

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010