Своим благоустройством храм был во многом обязан калужскому мещанину Ф.А.Извекову, церковному старосте, пожертвовавшему в пользу храма из личных средств 600 руб. В 1899-1900 гг. на его деньги была отремонтирована трапезная, заново расписаны стены храма (эти росписи сохранялись до 1983 г.), вызолочены иконостасы, в 1905-1906 гг. полы были покрыты метлахской плиткой. В 1848 г. при храме была открыта церковноприходская школа. В храме сохранились все иконостасы. Главный — высокий, пятиярусный, выполнен в конце XVIII в. Большинство икон написаны в древнерусской традиции, но в живописи чувствуется западное влияние. Невысокие двухъярусные иконостасы приделов наряду с иконами XIX в. содержат и более ранние. В местном ряду главного иконостаса находится древняя, покрытая поздней живописью храмовая житийная икона святителя Николая, перенесенная еще из прежнего деревянного храма. Эта икона особо почитается прихожанами. Кроме того, в храме находятся иконы в киотах из закрытых калужских храмов. Перед правым клиросом, у солеи, помещена икона Благовещения Пресвятой Богородицы, первой половины XVIII в., из разрушенного Благовещенского храма. К чтимым иконам храма также относятся: икона святителя Николая, помещенная в иконостасе Тихвинского придела, Калужская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери; икона Божией Матери «Утоли моя печали»; икона мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива; Корсунская икона Божией Матери; икона святых Зосимы и Савватия Соловецких. В годы советской власти в храме сменилось несколько настоятелей. С 17 июля 1935 г. настоятелем был священномученик Иоанникий (Дмитриев, †10/23 ноября). С 10 октября 1935 г. до 17 октября 1936 г. храм был закрыт и использовался под склад «Заготзерно». Затем в нем до 1939 г. находилась кафедра обновленческого «архиерея» А.И.Расторгуева. В ноябре 1941 г., когда храм был передан Православной Церкви, его настоятелем был назначен священник Георгиевского собора протоиерей Иоанн Сергеевич Соловьев. В середине января 1942 г. Никольский храм был снова закрыт и возвращен Церкви 1 июня 1945 г.

http://patriarchia.ru/db/text/191060.htm...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Остробрамская Остробрамская (Виленская) икона Божией Матери является главной святыней Вильны. Сохранилось несколько преданий, повествующих об истории происхождения образа. Согласно одному из них, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом и подарена первой супруге Марии. Вторая супруга великого князя, Иулиания, передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у острых ворот. Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства. По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на острых воротах 14 апреля 1431 г. Несомненно одно – в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в русском (или остром) конце города Вильны и именовалась Корсунской. В 1498 г. в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была устроена часовня. На эту часовню (снаружи) и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом ко входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской (брама – ворота). Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, кармелитов, захвативших и часовню и икону в свои руки. В 1671 г. кармелиты устроили вместо прежней (ветхой) часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, т.е. внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 г. икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 г., когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ. В 1812 г. икона была немного повреждена французами, а в 1829 г. отреставрирована. После закрытия в 1832 г. кармелитского монастыря, Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства. Икона написана на дубовой доске, изображение поясное. Пречистая Дева изображена в момент Благовещения. Икона одинаково почитается и православными, и католиками. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Остробрамская (Виленская) " .

http://pravicon.com/info-141

Владимирская икона – не единственное изображение Божией Матери, приписываемое кисти Луки. Среди других икон: Тихвинская, Иерусалимская, Ченстоховская, Корсунская, Виленская, Кармельская и другие. Однако историки относят большинство известных изображений Богоматери, включая Владимирскую икону, к XI-XII векам. Подавляющее большинство специалистов согласны с их оценкой. Среди них – Жанна Белик, заведующая отделом экспертизы и искусствоведения российского Музея имени Андрея Рублева. Она считает, что Владимирская икона была написана примерно в XII веке. Эксперты также сходятся во мнении, что Владимирская икона, скорее всего, является копией с более раннего изображения. Согласно средневековой легенде, апостол Лука при жизни сделал три изображения Богоматери под руководством Архангела Гавриила. Ученые считают, что эти три образа могут быть иконами Божией Матери Киккской, Кармельской и Филермской. Первый образ находится в монастыре Киккос на Кипре. Эта икона прибыла туда в XI веке из Византии. Родом из Египта, она попала в Константинополь где-то в IX или X веке. Кармельская икона также родом из Египта и попала в Грецию примерно в IV веке. Филермская икона побывала в Антиохии, Иерусалиме, Святой Земле, на островах Крит, Родос и Кандия, в городах Мессина, Неаполь, Ницца и Рим, прежде чем попала в Ла Валетту на острове Мальта. Там она была помещена в часовню Мадонны Филерма, откуда и произошло ее имя. Когда в 1798 году французы захватили Мальту, мальтийские рыцари обратились за защитой и покровительством к России. Они доставили Филермскую икону в подарок российскому императору Павлу I. В 1919 году белогвардейский генерал Юденич захватил икону в качестве трофея. При отступлении из Гатчины он переправил ее в Европу через эстонский город Ревель (Тарту). Много лет спустя икона вновь появилась, теперь уже в Югославии, в городе Цетин ( Черногория ), где стала экспонатом Национального музея, хранящимся в так называемой " Голубой часовне " . Филермская икона – редкое изображение Богоматери. На ней мы видим Её без младенца Христа.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Владимир...

Изборск. Часовня Корсунской иконы Божией Матери. Корсунская часовня Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Построена возле Талавской башни в 1931 году в честь знаменитой иконы Корсунской Божией Матери-изборской реликвии, долгие годы хранившейся в Никольском соборе крепости.Икона помогала защитникам Изборска противостоять врагу. В 1982 году икону украли и вывезли из России. Реликвию так и не нашли. Проект часовни разработан архитектором А.И. Владковским. Построена она из местной известняковой плиты. На восточной стороне часовни имеется закладная доска. У подножия Талавской башни начинается спуск к Словенским ключам. А рядом, на пригорке, приютилась миниатюрная Корсунская часовня, которая выглядит старинной, хотя старинной не является... Она построена в 1931 году. Пусть дата не удивляет - в это время Изборск являлся эстонским владением, богоборческая рука тогда сюда ещё не дотянулась... В гармонично вписавшейся в ландшафт часовенке архитектора А. И. Владковского хранилась Корсунская икона Божией Матери, украденная и вывезенная из России в 1982 году. Корсунский образ, правда, до сих пор не обретён, но его копию подарил Никольскому собору отец Иоанн (Крестьянкин) - он любил приезжать сюда помолиться. И теперь, как и прежде, каждый снова может поклониться Корсунской иконе Божией Матери, которая хранится в Никольском храме. Возведение здесь часовни спонсировал один местный купец, бывший морской офицер Л. Костенко-Радзиевский. Он был потрясён внезапным исцелением своей супруги от неизлечимой болезни, которая неустанно молилась перед той чудотворной иконой. На восточной и западной стенах часовни и сейчас можно обнаружить фрагменты древнего креста из одного из местных могильников, а также закладной крест. И ещё - купец постарался заказать проект часовни такой, чтобы постройка не выбивалась из архитектурного ансамбля, а дополняла бы его. Архитектору Владковскому это прекрасно удалось - едва ли неосведомлённый человек примет миниатюрную, традиционно-русскую Корсунскую часовенку за памятник прошлого столетия. Выглядит она, словно испокон веков стояла у подножия Талавской башни. Сейчас Косунская часовенка отреставрирована. Её украшением служит аркатурный пояс на шейке главки, явно стремившийся подражать Никольскому собору. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2013 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Правильное имя архитектора - Александр Игнатьевич Владовский (1876–1950). Он построил несколько храмов и часовен на территории Эстонии, работал в Петербурге и других городах. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01771

Корсунская икона в городе Усмани «простой греческой работы» была написана на доске. По свидетельству сторожа Богоявленского собора Степана Аверьяновича, икона принадлежала жителю Усмани майору Алексею Феодоровичу Вишневскому, который получил ее в благословение от митрополита Платона Левшина; после кончины майора в 1826 г. она оказалась в храме. (Никольский. 1863. С. 8–11; он же. 2007. 8–14). Примечательной чертой иконы является утрата на лике Богоматери в области правого глаза, образовавшаяся по недосмотру еще в доме Вишневского из-за ожога от свечи. Как и в случае, например, с Иверской иконой, рана на лике стала иконографически воспроизводимой чертой в списках Корсунской иконы. Высота иконы равнялась 38,9 см (7 и 1/4 вершка). Тип извода близок к Касперовской иконе. В 1862 г. о Корсунской иконе стало известно духовному начальству, и свт. Феофан (Говоров), епископ Тамбовский, благословил ее прославление. В 1863 г. во время работ по обновлению Трапезной церкви, правый, Тихвинский, придел, освятили в честь Корсунской иконы Божией Матери (5 окт.). Было установлено акафистное пение по четвергам после вечерни. C чудотворной иконы было сделано несколько списков. Первый – написали в Воронеже в 1855 г. перед ее возвращением в Усмань. В 1869 г. для Богоявленского собора на кипарисовой доске была сделана еще одна копия, которую поместили в первый киот чудотворного образа. Этот список в 1878 г. духовенство Богоявленского собора и горожане поднесли в дар 11-му Фанагорийкому Грендерскому полку генералиссимуса князя Суворова, в честь победы в русско-турецкой кампании (на обороте была сделана соответствующая дарственная надпись). В 1874 г. в Богоявленский собор жительницей Москвы А. В. Ворониной была пожертвована копия Корсунской иконы в серебряной с позолотой ризе в благодарность за рождение ребенка после многократных неблагополучных родов (икона отпускалась на молебны к жителям). В 1884 г. вместе с новой ризой в Москве заказали еще один список Корсунской иконы. На него перешло убранство, изготовленное для иконы в 1869 г.: серебряный оклад (был заново вызолочен и украшен камнями) и киот " розового дерева " , список поместили на огражденном решеткой аналое Трапезного храма. Эта икона стала заместительницей чудотворного образа, отпускавшейся в дома на молебны. В 1885 г. жители Демшинска Усманского уезда, заказали в Москве копию иконы на кипарисовой доске, украшенную серебряной, позолоченной ризой, изготовленной на фирме Хлебникова; на ризе была отчеканена благодарственная надпись, упоминающая об избавлении Демшинска от холеры в 1871 г.

http://pravicon.com/info-3854

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Торопецкая " Описания иконы Икона Торопецкая - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Название происходит от города Торопец в Тверской области, где расположен Свято-Тихоновский женский монастырь. По преданию, это именно та КОРСУНСКАЯ, которую в конце XII века в Россию перенесла полоцкая княжна Предислава, в иночестве Евфросиния, получив её в подарок от греческого императора. В 1239 году князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава в городе Торопце. Княжна взяла с собой из Полоцка икону Богородицы и поставила её в Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ находился под именем Корсунского много веков. Летописи сохранили описание помощи Божией Матери защитникам города через Её Корсунскую икону в 1611 году во время нашествия польского войска под предводительством Льва Сапеги. Чудотворный образ не раз спасал город и во время войны с Наполеоном, и от эпидемий 1831, 1853 и 1898 годов. После революции древний образ был изъят в Государственный Русский музей. Празднование Торопецкому образу установлено в тот же день, что и Корсунской иконе Пр[...] Описание иконы Пресвятой Богородицы Торопецкая И.А. Шалина БОГОМАТЕРЬ ЭФЕССКАЯ-ПОЛОЦКАЯ-КОРСУНСКАЯ-ТОРОПЕЦКАЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ИМЕНА И АРХЕТИП ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ Хранящаяся ныне в Государственном Русском музее икона «Богоматерь Одигитрия», получившая по месту своего последнего местонахождения название «Торопецкой», несмотря на два столетия упорного труда исследователей, остается и по сей день одним из самых загадочных и непонятных произведений древнерусской живописи. Даже среди знаменитых чудотворных икон, окутанных особой тайной и всегда служивших источником бесчисленных легенд и преданий, образ «Богоматери Торопецкой» заметно выделяется своей неповторимой судьбой и противоречивостью относящихся к нему сви­детельств. Уникальной особенностью образа, отразившей его долгую и непростую жизнь, является великое множество названий, возникших в разные периоды почитания и в разных местах пребывания этой святыни. Известная под именами: «Одигитрия», «Эфесская», «Корсунская», «Полоцкая», «Царь­градская», «Торопецкая», и датируемая в пре[...]

http://pravicon.com/icon-319

В 1913 г. для образа была создана рама-икона «при возобновлении нижнего собора... в симметрию св. икон иконостасов, вставлена в средину иконы, окружена ликами святых, украшенными серебряною чеканною ризою» (Тамбовский кафедральный… собор. 1913. С. 258). опись Спасо-Преображенского собора за 1920 г. подтверждает, что икона «древнего письма... вставлена в другую, на которой вверху изображена Св. Троица, а внизу херувимы» (Л. 9) (местонахождение неизв.). В наст. время икона находится в специально созданном для нее металлическом киоте с орнаментированными полями, на обороте выгравирована надпись (                           . 1862 го. октебря 27 дня. Д. С.), икона украшена плетеным венком. Трижды во время визитов в Тамбов Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (в день памяти свт. Питирима в 1993, 1998 и 2002) мощи свт. Питирима и Девпетуровская-Тамбовская икона обносились крестным ходом вокруг Спасо-Преображенского собора. В 2005 г. в честь Девпетуровской-Тамбовской иконы Божией Матери была освящена домовая церковь при городской тюрьме. На аналое в центральной части Спасо-Преображенского собора, близ мощей свт. Питирима, помещена еще одна икона, также называемая «Девпетуровская-Тамбовская». Она писана на старой доске, однако ее датировка невозможна из-за обильных прописей кон. XX в. Несмотря на близость изводов этой иконы и чудотворного образа, свиток в левой ручке Богомладенца - один из определяющих признаков иконографии Днепрской иконы Божией Матери , т. о., эта икона не является списком с иконы свт. Питирима. Оснований для смешения Д. и. с Днепрской иконой, объясняемого, в частности, упрощением наименования «Девпетуровская» «в народном быту» ( Красилин. С. 395), нет как с т. зр. иконографии, где прототипом Днепрской иконы является Корсунская икона Божией Матери с типичным для этой иконы изображением рук Богомладенца и Его Матери, так и с т. зр. истории почитания икон. Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 111; Поселянин Е. Богоматерь. С. 172; Тамбовский кафедральный Спасо-Преображенский собор//Изв. Тамбовской ученой архивной комиссии. Тамбов, 1913. Вып. 55; Молчанов Н. Жизнеописание свт. Питирима, еп. Тамбовского. Тамбов, 19142; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 3. С. 65-66; Bentchev J. Die Bibliographie des Gottesmutterikonen. Bonn, 1992; Красилин М. М. Иконографический архетип и народное почитание чудотв. образов//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 395-396; Мон-ри и храмы Моск. епархии. М., 2004. С. 130-131.

http://pravenc.ru/text/171551.html

«Печеницкая» икона (Печениговская, Печеникская) в Троицком соборе г. Глухова Черниговской губ. (ныне Сумской обл., Украина); как «Корсунская» упоминается в источниках XIX в.; по одной из версий, название «Печеницкая» связано с тем, что икона чудесным образом уцелела после пожара. История спасения иконы от огня не может быть связана с Троицким собором. Клирики соборного храма упоминаются с 1663 г. Это был деревянный храм, но пострадать во время пожара 1748 г. он не мог, т. к. к 1744 г. был разобран, а на его месте еще не были завершены работы по возведению каменной церкви. К нач. 80-х гг. XVIII в. строительство было окончено, но в пожаре 1784 г. пострадали купол и кровля собора. Т. о. внутреннее убранство было задето не столько огнем, сколько дождями, во время к-рых «течь проходила в самый храм». Между тем пожары 1748 и 1784 гг. уничтожили основанный в 1670 г. Успенский Девичий мон-рь («в городе сгорели все церкви и монастырь» - о пожаре 1748 г. Лазаревский А. М. Описание старой Малороссии. К., 1893. Т. 2. С. 431). Есть все основания полагать, что древняя икона оказалась в Троицком храме в XVIII в., пережив пожар в Девичьем монастыре. В городском соборе вплоть до 3-й четв. XIX в. сохранялась память о перешедших в него из этого монастыря немногочисленных уцелевших предметах (3 Евангелия и потир с вкладными надписями XVII в.). Среди них названа и икона, стоявшая прежде в Успенском соборе (1686) обители ( Филарет (Гумилевский). 1873. С. 279). В 1828 г. «Печениговская» икона была украшена серебряной позолоченной ризой (сделана «коштом надворного советника Феодора Иоанновича Александровича по завещанию родного дяди его Николая Васильевича Романовского»), на к-рой имелась вкладная надпись с краткой легендой, подчеркивающей «достославность» образа по его древности и по истории спасения, когда «внутри церкви токмо одна [икона] невредима» осталась, причем зафиксирована дата пожара - 7 авг. 1784 г. (Там же). В XIX в. в Троицком соборе икона находилась на зап. стороне правого (восточного?) столба в богатом резном киоте.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Икону " Богоматерь Одигитрия " одни ученые датируют XII веком и приписывают византийскому мастеру, другие — началом XIV века и считают, что ее написал русский, псковский мастер. История образа начинается в середине XII века, когда княжна Ефросинья Полоцкая основала в Полоцке два Богородичных монастыря и для них из Эфеса привезли икону Божией Матери. С момента захвата Полоцка войсками Стефана Батория в 1579 году икона пропадает из поля зрения историков и появляется в XVII веке в городе Торопец, в Корсунско-Богородицком соборе. Там она находилась до 1920-х годов, когда собор был закрыт, а икона оказалась в местном краеведческом музее. В 1930 году икону передали на постоянное хранение в Государственный Русский музей, но к этому времени живопись на оборотной стороне полностью осыпалась, и только по описаниям известно, что там был Николай Чудотворец. В течение последних лет община Корсунско-Богородицкого собора в Торопце, который постепенно восстанавливается на деньги верующих, много раз обращалась к властям с просьбой вернуть Богородицу, но положительного ответа не получала. Еще позавчера заместитель начальника отдела музеев Минкульта Владимир Фомин сказал корреспонденту " Ъ " , что эта редчайшая икона находится в очень сложном реставрационном состоянии и требует соответствующего " температурного, влажностного и светового режима " , который в данный момент торопецкий собор обеспечить ей не может. На следующий же день директор департамента культурного наследия Минкульта Рамазан Колоев направил в Государственный Русский музей бумагу, в которой сообщил, что Минкульт считает передачу иконы возможной и просит в оперативном порядке проинформировать, кто из представителей музея будет участвовать в комиссии по передаче иконы храму. Правда, икону предлагается передать вовсе не в торопецкий Корсунско-Богородицкий собор, где икона пробыла три века, и не в Полоцкий монастырь, для которого ее создавали, а в современный храм Святого Александра Невского, расположенный в элитном коттеджном поселке " Княжье озеро " в Истринском районе Подмосковья на 24-м километре Новорижского шоссе. Реализацию проекта компания " Сапсан " начала в 2001 году и полностью завершила к 2008 году. На территории в 160 га расположены 720 земельных участков площадью от 15 до 45 соток каждый. Площадь коттеджей — от 160 кв. м до 800 кв. м, стоимость — от тыс. до ,5 млн. Помимо продажи домов застройщик предлагает их аренду на срок от шести месяцев. В поселке кроме краснокирпичного новенького храма расположены школа, детский сад, банк, торговый центр, спорткомплекс и другие культурные объекты.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Корсунская икона Благовещения пресвятой Богородицы взята царём Иоанном IV из новг. Юрьева монастыря 196 . Но где теперь находится эта икона, неизвестно. Икона пресвятой Богородицы Иерусалимская, присланная Владимиром I из Корсуня в Новгород, взята была, при покорении его, царём Иоанном Васильевичем в Москву, где похищена во время нашествия Наполеонова 1812 года 197 . Запрестольная икона Божией Матери в московском Успенском соборе, по преданию, была принесена св. великим князем Владимиром также из Корсуня и находилась прежде в Новгороде, а в Москву взята царём Иоанном Васильевичем. На оборотной стороне этой возобновлённой иконы изображён Спаситель благословляющий 198 . Запрестольная икона всемилостивого Спаса в московском Успенском соборе, по преданию, была принесена также из Корсуня св. великим князем Владимиром и находилась прежде в новг. Софийском соборе, а в Москву взята царём Иоанном Васильевичем. На этой возобновленной иконе с одной стороны изображён нерукотворный лик Спасителя, а с другой Божия Матерь 199 . Наконец ещё известно об одной древней новгородской иконе св. Николая чудотворца, которая сгорела в московском Благовещенском соборе 200 . А о Петровской иконе Божией Матери, писанной св. Петром митрополитом и находившейся в 1474 году в новг. Соф. соборе, упоминает Никон. летопись 201 ; но где теперь эта икона, неизвестно. Впрочем, указывают на неё в Успенском соборе в приделе Петра митрополита. 2 . Из числа древних храмовых икон в Новгороде замечательны очень многие. Укажем на некоторые из них: А) в кремлёвских церквах, Б) в монастырях и В) в градских церквах на Софийской и Торговой сторонах 202 . А) В главном иконостасе новг. Софийского собора храмовая икона Успения Божией Матери. На сей иконе в средине изображён Господь наш Иисус Христос в лучезарном осиянии десницей благословляющий предлежащее пред ним усопшее тело пренепорочной Своей Матери, а левой при персях Своих держит душу её, изображённую в виде младенца. Одр преставльшейся окружают ученики Христовы, принесённые по воздуху Ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010