Зинон (Теодор) , подвизавшийся в Псково-Печерском мон-ре. На созданной им иконе Псково-Печерских преподобных (1996, придел прмч. Корнилия Псково-Печерского ц. свт. Николая Чудотворца в обители) И. представлен прямолично в рост, крайним слева (в ряду с преподобными Вассой, Марком, Дорофеем и прмч. Вассианом), с благословляющей десницей, в левой руке держит свиток. Святой облачен в темно-коричневую мантию и охристо-золотистую рясу, куколь на плечах; лик с тонкими чертами и высоким лбом обрамляют седые волосы; борода сравнительно длинная, сужающаяся книзу. Этот образ отличается от облика И. на сохранившихся иконах кон. XVIII - нач. XX в. На круглой иконе из иконостаса ц. Псково-Печерских святых на Горке (90-е гг. XX в., мастерская обители) И. показан прямолично по пояс, правой рукой благословляет, в левой держит свиток; аскетический лик обрамлен короткими волосами, голова не покрыта, борода длинная, слегка раздвоенная и узкая на конце; на красном фоне надпись: «    ». С такой внешностью И. представлен на совр. иконе 3 избранных Псково-Печерских святых (помимо И. изображены прп. Марк и прмч. Корнилий) с образом благословляющего Иисуса Христа в облачном сегменте. И. написан в центре, в островерхом куколе, с раскрытой у груди правой рукой и с четками в левой. Среди Псково-Печерских подвижников И. написан на иконе нач. XXI в. из Псково-Печерского мон-ря; в основе иконографии - образ кон. XIX в. из пещерной галереи. Преподобные предстоят образу Успения Пресв. Богородицы на фоне пейзажа с Успенским собором и крепостными башнями мон-ря в их совр. виде. И.- 1-й от центра в левой части, вполоборота вправо, в коричневой мантии, голубом островерхом куколе, охристой рясе; правая рука воздета к груди, левая, с четками на раскрытой ладони, опущена; у святого окладистая, суженная книзу борода с проседью. Образ И. на иконе «Собор Псково-Печерских святых» (нач. XXI в., Успенский собор) восходит к типу изображения преподобного, где он представлен с непокрытой головой. Вместе с др. Псково-Печерскими подвижниками (крайний справа в нижнем ряду) преподобный предстоит образу Покрова Пресв.

http://pravenc.ru/text/578260.html

Предстоятель Русской Церкви посетил Псково-Печерский монастырь (+ФОТО) Печоры, 4 сентября 2014 г. 3 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. Фото: свящ. Игорь Палкин      У святых врат Его Святейшество встречали наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) и насельники обители. Фото: свящ. Игорь Палкин      В Успенском храме Святейший Патриарх Кирилл поклонился чтимой иконе Успения Божией Матери и мощам святого преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского. Фото: свящ. Игорь Палкин      В храме присутствовали временно исполняющий обязанности губернатора Псковской области А.А. Турчак, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. Архимандрит Тихон (Секретарев) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес икону Божией Матери «Одигитрия». Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: Фото: свящ. Игорь Палкин      «Всякий раз, когда я вступаю на землю Успенского Псково-Печерского монастыря, сердце исполняется совершенно особыми чувствами, которые мне знакомы с раннего детства. Я имел возможность почти каждый год посещать Псково-Печерскую обитель вместе со своими благочестивыми родителями, а затем и самостоятельно. Многое из того, что возникло в моем уме и в моем сердце, подвигая на принятие священного сана и монашества, проистекает, в том числе, от соприкосновения со Псково-Печерским монастырем. Именно здесь, в Успенском соборе, старец Марк символически прообразовал мое будущее иноческое житие. После Литургии Преждеосвященных Даров (по всей вероятности, в далеком 1955 году), выходя из храма, в ответ на просьбу моей благочестивой мамы о благословении старец покрыл меня своей мантией, что вызвало очень большое удивление у стоявших рядом людей. Помню как сейчас это мгновение, и глубоко убежден, что прозорливый старец предвидел мой жизненный путь.

http://pravoslavie.ru/73375.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Псково-Покровская (Явление Богоматери старцу Дорофею) " Описания иконы Описание иконы Псково-Покровская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Празднество Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Псково-Покровская, установлено в память чудесного избавления Пскова от нашествия войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Во время осады в город с крестным ходом принесли чудотворную икону Успения Божией Матери из Печерского монастыря. Накануне решающего сражения благочестивому слепому старцу Доротею-кузнецу было видение Пресвятой Богородицы на том месте, где враги готовили приступ в углу крепости у монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева явилась старцу Доротею в предстоянии русских святых – равноапостольного князя Владимира и Псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, преподобных Антония Киево-Печерского, Корнилия Псково-Печерского, Евфросина Спасоелеазаровского и Саввы Крыпецкого, блаженного Николая Псковского и святителя Нифонта, архиепископа Новгородского, строителя Псковского Спасо-Мирожского монастыря. Пройдя со стороны Печор от Спасо-Мирожского монастыря через реку Вели[...] Икона Псково-Покровская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Эта икона написана в память о чудесном заступлении Пресвятой Богородицы за город Псков во время его осады войсками польского короля Стефана Батория в августе 1581 года. Услышав о приближающемся неприятеле, псковский владыка обратился в Псково-Печерский монастырь с просьбой принести в город чудотворные иконы Божией Матери «УСПЕНИЕ» и «УМИЛЕНИЕ», что и было исполнено. 27 августа, на следующий день после того, как польские войска окружили Псков, Божия Матерь явилась благочестивому старцу Дорофею, который молился в своей келье за городом. Старец видел Её грядущей по воздуху с сонмом святых, поддерживаемой за руки преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским. Пресвятая Богородица указала старцу Дорофею место на стене, где следовало дать бой осаждавшим, и велела принести туда Печерские чудотворные образы. Через несколько дней начался приступ. Он был так силён, что враги пробили выстрелами из пушек пролом и завладели двумя башнями, где водрузили свои знамёна. Обор[...]

http://pravicon.com/icon-277

из часовни Владычного Креста в Пскове (ПИАМ; выполнена на сюжет осады города Стефаном Баторием с батальными сценами и чудом явления Богоматери). Живопись имеет значительные утраты, что не позволяет идентифицировать всех святых. Из-за утрат и переделок мн. надписей образ К. не определяется среди единообразных ликов преподобных и на иконе «Богоматерь, с собором Новгородских и Псковских святых» кон. XVIII в. (Успенский собор Псково-Печерского мон-ря). Согласно надписи на поновленном в кон. XX в. золотом фоне, К. в деисусном молении (в рост, в золотисто-охристой рясе, коричневой мантии и черном куколе) изображен в одном из клейм (предположительно кон. XVII - нач. XVIII в.) на правой створке киота, предназначенного для скульптуры свт. Николая Чудотворца (Можайского) из надвратной Никольской ц. мон-ря. Необычным изображением К., связанным с почитанием старообрядцами рус. святых, является его образ на иконе «Собор русских чудотворцев» нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) - без куколя, с кудрявыми волосами (по-видимому, повторяет изображение прп. Корнилия Комельского на этой же иконе); на нимбе надпись: «Прп(д) Корнилïй Пско(в)». Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Фрагмент иконы «Псково-Печерские святые». Кон. XIX в. (собор в честь Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря) Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Фрагмент иконы «Псково-Печерские святые». Кон. XIX в. (собор в честь Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря) К кон. XIX в. сложился определенный иконографический тип К., представленный в произведениях академического письма: седовласый старец с правильными чертами аскетичного лица и густой, немного раздвоенной бородой. Таким К. запечатлен на выносной ростовой иконе на холсте из ризницы при ц. Благовещения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря (в схиме, куколе, со свитком в правой руке и четками в левой; надпись: «Св. Kophuлiй игм. Печерск.»). Подобное изображение сохранилось и на фрагменте стены с живописью, выполненной не ранее 1870 г. в интерьере ц.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Память Преподобному Корнилию местно совершается 20 Февраля, в день его мученической кончины. Преподобный Корнилий оставил по себе и письменные памятники. Так, по свидетельству составителя описания Псково-Печерского монастыря и кормовой книги, Корнилий написал первоначальную летопись Псково-Печерской обители, завёл в ней церковный синодик и кормовую книгу с 1558 года 21 . Некоторые, по уверению того же свидетеля, пишут ещё, что Корнилий оставил для потомства историю своего времени, изобразив в ней бедствия отечества, мятеж, разделение царства и гибель народа от гнева Иоанна, от голода, мора и нашествия иноплеменников 22 . Последнего из этих памятников не сохранилось в монастырской библиотеке, а летопись сохранила лишь краткое сказание о сём уже после кончины Преподобного Корнилия 23 . Общий взгляд на состояние монастыря в первый период (от начала его до 1581 года). Соответственно постепенному устроению монастыря возрастало его значение, его известность, а с тем вместе умножались его богатства. «Никем в начале незнаемая, Богом зданная пещера» скоро делается известною для самих Государей; слух о бесчисленных исцелениях, получаемых здесь не только православными христианами, но и латинами, несется далеко, и отовсюду собирает глубокое благоговение к Дому Пречистыя Богородицы. Вследствие этого «убогое место» быстро обогащается приношениями, вкладами, поместьями и вотчинами. Все прочие монастыри Псковской Епархии даже древнейшие Печерского, каковы: Спасо-Мирожский (от 1156 года), Снетогорский (от XIII века), Велико-Пустынский (от 1404 г.) и Спасо-Елеазаровский (от 1447 г.), считавшиеся, по церковным грамотам, в числе четырёх больших монастырей, один за другим уступают преимущество Псково-Печерскому монастырю. Ясным доказательством такой преимущественной важности этого монастыря служит, между прочим, и то, что настоятелями производились в него, после Блаженного Корнилия, Игумены других важных в Псковской Епархии монастырей, вместо, награды и в знак повышения, а Игумены Печерского монастыря производились прямо в Епископы. Так, после, Корнилия (1570–71), избран был настоятелем в Псково-Печерский монастырь Игумен Псковского Снетогорского монастыря Савва 24 . Чрез год Савва произведён был Епископом в Тверь, а на его место в Печерский монастырь настоятелем был поставлен (в 1572 году) Игумен опять Снетогорского монастыря Сильвестр 25 . Не малым также, и еще более наглядным для нас, доказательством великого уже значения Псково-Печерского монастыря, к концу первого периода его существования (в 16 веке), служит внешнее благосостояние его в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

К 1000-летию крещения Руси рядом с Никольским храмом, в Пороховой башне, устроен придельный храм в честь ПреподобномученикаКорнилия, Игумена Псково-Печерского. Освящен в 1986 году. Никольский храм Псково-Печерского монастыря. Конец XIX века. Фотограф К. И. Кампрада. Императорская Археологическая комиссия Никольский храм Псково-Печерского монастыря. 2000 год Иконостас придельного храма в честь преподобномученика Корнилия, Игумена Псково-Печерского монастыря, в башне Славление в Никольском храме Псково-Печерского монастыря 19 декабря 2011 года Никольская башня с надвратной иконой Божией Матери «Одигитрия». Фото конца XIX beka В часовне у Никольского храма. Начало ХХ века В часовне у Никольского храма Над входом в Никольскую башню находится икона Божией Матери «Одигитрия». В XVII веке, когда однажды ночью в монастырь ворвался шведский отряд, игумен с братией, готовые к смерти, вынесли навстречу неприятелю чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия». На врагов напал страх, и они обратились в бегство… Пресвятая Богородица является Небесной Защитницей Псково-Печерского монастыря. В знамение сказанного Наместник монастыря Архимандрит Алипий (Воронов) написал со своими помощниками ряд святых икон Божией Матери и установил их здесь — на месте древних Святых врат обители. Далее начинается «Кровавый путь», связанный с мучениче-ской кончиной оклеветанного Игумена Корнилия от руки царя Иоанна Грозного. Монастырское предание говорит о том, что сразу же после убиения святого Игумена Корнилия грозный царь раскаялся и на руках пронес тело мученика до Успенского собора, обагрив невинной кровью путь своего шествия… В часовне у Никольского храма. 8 апреля 2011 года Никольская церковь. 1565 год. Рис. Н. Мартынова. Середина XIX beka (Е. Морозкина. «Церковное зодчество древнего Пскова». Москва, Сев. Паломник, 2007 год, стр. 115) Царь Иван Васильевич Грозный. В. М. Васнецов. 1897 год Никольский храм, кровавая дорожка. 1940 год Карета Императрицы Анны Иоанновны. 1940 год У кареты Императрицы Анны Иоанновны

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

2) Деревянная церковь в сельце Логозовичах, во имя Сретения Владимирския чудотворныя иконы Божией Матери, построенная в 1652 году; принадлежит монастырю и теперь. 3) Церковь во имя сорока мучеников Севастийских, за монастырём – к северу, построенная Игуменом Корнилием в 1540 году, ныне приходская. 4) В Тайловском погосте церковь во имя Св. Николая Чудотворца, ныне приходская. 5) В Молоканском погосте церковь , во имя Св. Великомученика Димитрия, ныне приходская. 6) Церковь Верхоустинская, во имя Св. Великомученика Георгия, ныне приходская. Все приписанные к Псково-Печерскому монастырю церкви и монастыри получали от него церковное вино, просфоры, ладон и свечи для Богослужения. Таким образом, эти приписные монастыри и церкви не только не доставляли никаких выгод Печерскому монастырю, но ещё сами существовали на счёт его. Тем не менее они свидетельствуют как о великом значении Псково-Печерского монастыря, так и о богатых средствах его в то время. Одну только услугу могли оказать приписные монастыри Псково-Печерскому: в трудное время, этот последний мог восполнять из них оскудевавшее число братии и служителей. Впрочем, число братии Псково-Печерского монастыря никогда не доходило до малой цифры. Доказательством этого служит, между прочим, то, что после 1581 года, ежегодно совершаем был монастырскою братиею крестный ход из монастыря во Псков. После изнурительной осады монастыря войсками Батория, после опустошения его Шведами и следовавших за тем, постоянных нападений Литвы, в нём числилось, по описи в 1639 году, служащих 14 человек, да рядовой батареи 55 человек, да служек монастырских 55 человек, а монастырских келий, в коих жила братия и слуги, было 34. Наконец, самые трудные обстоятельства, в которых находился Псково-Печерский монастырь, и которые, по-видимому, должны были истощить средства монастыря и обессилить его, – эти самые обстоятельства представляли Псково-Печерскому монастырю много материальных средств и делали Твердыню его неодолимою. Все окрестные жители смотрели на Псково-Печерский монастырь, как на единственное, безопасное убежище, во время постоянных опустошений и грабежей, и в стенах его искали спасения от многочисленных врагов. Оставляя свои дома, они несли с собою в монастырь всё своё имение, и для защиты, для спасения святой обители жертвовали не только своим имуществом, но и самою жизнию.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Социальное служение [ править править код ] Древней основой социального служения монастыря является исполнение заповеди Христа Бога о милосердии (Мф. 5:7). При Псково-Печерском монастыре работает Дом милосердия для престарелых тружеников обители. Социальная служба при монастыре ежедневно выдает до 100 обедов нуждающимся. Рассматриваются и выполняются более 300 социальных прошений ежегодно. На дому социальными работниками монастыря обслуживаются несколько престарелых человек. Духовно-просветительское служение [ править править код ] Чудесная помощь от святых икон Божией Матери и живое утешительное с рассуждением о добре и зле слово старцев издревле привлекает паломников в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Паломники узнают в обители о Христе Распятом и Воскресшем ради нашего спасения и становятся более внимательными к своей духовной жизни. Упомянутое выше - основа духовно-просветительского служения Псково-Печерской обители. Затем, начиная с Преподобномученика Корнилия в XVI веке в монастыре создана библиотека, монастырскими миссионерами вне монастыря строились храмы для местных жителей по берегам Псковского и Чудского озер. В настоящее время духовно-просветительские традиции продолжаются: строятся храмы, старцы беседуют с паломниками, проводятся духовно-просветительские Православные Корнилиевские чтения, через Интернет дается духовно-просветительская информация, издаются книги… Молебен перед чудотворным образом Божией Матери «Умиление» Псково-Печерским в День города Печоры на Соборной площади. 11 августа 2012 года Скиты и подворья Псково-Печерского монастыря [ править править код ] С древних времен скиты Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря были духовно-просветительскими центрами вокруг обители. В настоящее время Псково-Печерский монастырь имеет Приозерный (1998 г.), Мальской (2000 г.) и Иверский (2009 г.) скиты. Во всех скитах монастыря совершается в определенные дни Богослужение, что является духовной основой для местного населения. В Мальском скиту ведутся многолетние археологические раскопки и реставрационные работы.

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Вначале, по совету уставщика архимандрита Нафанаила, было получено по ходатайству Духовного Собора монастыря Благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена о восстановлении в святцах Православного Церковного календаря дней памяти преподобных Марка, Ионы и матери Вассы Псково-Печерских. Позднее, после беседы со старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) , мною было предложено на очередном Духовном Соборе монастыря и время празднования памяти преподобных отцов Псково-Печерских – четвертая Неделя после Пятидесятницы… По ходатайству Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита, Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II была внесена названная дата празднования Собора Преподобным отцам Псково-Печерским во Всероссийские святцы. Праздник Преподобных с 2001 года по инициативе Наместника Архимандрита Тихона и благословением Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита, украсился и крестным ходом вокруг обители со святыми иконами и мощами… С каждым годом это торжество становится все более многолюдным… В число Собора Преподобных отцов Псково-Печерских входят многие отцы и братия, подвизавшиеся в ней за 535 лет бытия обители, – знаемые и незнаемые, имена которых записаны в Книге Жизни… Ублажаем, ублажаем вас, Преподобнии отцы наши Псково-Печерские, и чтем святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов! Приложение 1. Молитва преподобномученику Корнилию игумену Псково-Печерскому, составленная иеродиаконом Анатолием (Семеновым) Умильно воспоминающее многотрудное житие твое и мученическую кончину, преподобномучениче отче Корнилие, молим тя: воспомяни и нас грешных и сирых пред Престолом Всевышняго, идеже ты предстоиши и непрестанно со дерзновением молишися за человеческий род. Приложение 2. Тропарь и молитва Преподобным Псково-Печерским, составленные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви посетил Псково-Печерский мужской монастырь 3 сентября 2014 г. 16:13 3 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. У святых врат Его Святейшество встречали наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) и насельники обители. В Успенском храме Святейший Патриарх Кирилл поклонился чтимой иконе Успения Божией Матери и мощам святого преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского. В храме присутствовали временно исполняющий обязанности губернатора Псковской области А.А. Турчак, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий , управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре , наместник Сретенского ставропигиального монастыря   архимандрит Тихон (Шевкунов) , председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда . Архимандрит Тихон (Секретарев) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес икону Божией Матери «Одигитрия». Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «Всякий раз, когда я вступаю на землю Успенского Псково-Печерского монастыря, сердце исполняется совершенно особыми чувствами, которые мне знакомы с раннего детства. Я имел возможность почти каждый год посещать Псково-Печерскую обитель вместе со своими благочестивыми родителями, а затем и самостоятельно. Многое из того, что возникло в моем уме и в моем сердце, подвигая на принятие священного сана и монашества, проистекает, в том числе, от соприкосновения со Псково-Печерским монастырем. Именно здесь, в Успенском соборе, старец Марк символически прообразовал мое будущее иноческое житие. После Литургии Преждеосвященных Даров (по всей вероятности, в далеком 1955 году), выходя из храма, в ответ на просьбу моей благочестивой мамы о благословении старец покрыл меня своей мантией, что вызвало очень большое удивление у стоявших рядом людей. Помню как сейчас это мгновение, и глубоко убежден, что прозорливый старец предвидел мой жизненный путь.

http://patriarchia.ru/db/text/3722130.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010