Христиане во святом крещении верою во Христа Сына Божия от Бога родилися. «Всяк бо веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть» ( 1Ин. 5, 1 ). Почему и Христос Сын Божий повелел им Бога призывати как «Отца», Бога «Отцем своим» нарицати, и молитися тако: «Отче наш, Иже еси на небесех» и проч. ( Мф. 6, 9 ) (3:88). От Божия духовнаго Семене, которое зачинается и действуется Божиим словом чрез Духа Святаго и в духовном новом рождении отрождает человека, то есть от злаго доброхотным, и из сына гнева сыном благословения Божия делает, последуют духовные плоды, то есть плоды добронравия. От подобнаго бо подобное раждается, и злое семя не может родити, как злый плод, и доброе семя не раждает, как добрый плод. Каково семя, от которого древо зачалося и возрасло, таковый от него и плод раждается, якоже глаголет Христос: «не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити» ( Мф. 7, 18 ) (2:63–64). В крещении человек умирает греху и духовно рождается Как в плотском рождении «духовне мертвыми» раждаемся вси, яко «в беззакониих зачинается и во гресех раждается» ( Пс. 50, 7 ), тако в духовном рождении или крещении, которое бывает водою и Духом, и от мертвых «духовне востаем» (3:233). Крещение есть духовное воскресение Когда убо веруем во Христа умершаго и воскресшаго, и крещаемся,– умерщвляется и грех наш. Когда умерщвляется грех, то умерщвляется и смерть наша, смерть бо от греха бывает. Следственно, когда грех умерщвлен, то умерщвлена и смерть; а когда умерщвляется смерть, то мы востанем от мертвых; а когда востанем от мертвых, то вновь жити начинаем. Крещение убо наше есть духовное наше востание и воскресение. Крещение бо наше умертвило нас греху и оживило Богу, и тако обновило, отродило и «новою тварью» нас соделало, по учению Апостола: «аще кто во Христе, нова тварь» ( 2Кор. 5, 17 ) (3:233–234). В крещении верующий сообразуется смерти и воскресению Христа Крещением бо сообразуемся смерти и воскресению Христову. Ибо якоже Христос умер за грехи наши, и востал плотию, тако мы в крещении умираем греху, которым духовно умерщвлены были, и востаем духовне и начинаем жити Богу. Умер Христос: умертвился и грех наш. Погреблся Христос: погреблся и грех наш. Востал Христос от мертвых: умертвилася и смерть наша, якоже поет Церковь в день святыя Пасхи: «Смерти празднуем умерщвление» (Песнь 7-я); и подалося нам востание «ныне духовное» от смерти греховной, которое верою в воскресшаго Христа и крещением бывает, «в последний день телесное и всесовершенное» всего состава нашего обновление (3:233).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Аминь. Поучение в 5ю неделю св. и Великого поста Постящеся телесне, постимся и духовне. Ныне у нас пятая неделя св. Великого поста. Для нынешнего дня о св. посте я хочу повести с вами, братие, и мою речь. Святая Церковь повелевает нам поститься. Постящеся тлесне, говорит она всем нам, постимся и духовне. Но постимся ли мы? Так ли мы постимся, как заповедала нам поститься св. Церковь? Конечно, на это некоторые, пожалуй, так могут сказать: „как же нам не исполнять постов? Мы люди крещеные, называемся христианами, в Бога веруем и молимся Ему, Церковь свою почитаем. Установила Церковь, чтобы христиане во время постов не ели скоромной пищи: мы так и делаем — едим пищу постную“. А иные, пожалуй, и так скажут: „да нашему крестьянствующему люду и в скоромные дни приходится часто поститься, а настанет великий пост, только и еды, что редька, хлеб да вода“. Но слышите ли, как научает нас поститься Св. Церковь? Она говорит нам: Постящеся телесне, постимся и духовне. С одного телесного поста мало выходит толку, а нужно поститься так, чтобы вместе с телом постилась и наша душа. „Да и душою постимся мы, возразит кто-нибудь. Вот, например, установила Церковь, чтобы христиане во время постов говели: мы так и делаем. Вот многие из нас уже поговели, ходили в Церковь, молились, клали поклоны, ставили пред иконами свечи, были на исповеди, причащались Христовых Тайн. А на следующих днях, Бог даст, и мы поговеем, свалим с плеч свои грехи“. Все это хорошо, други мои. Так и должно поступать всякому христианину. Но выслушайте теперь меня, я сейчас хочу сказать вам. Постится ли душою тот, кто имеет в душе своей ненависть, вражду и злобу на ближнего, кто сквернословит, клевещет на брата, злословит и осуждает его? Постится ли тот, кто ради Великого поста, и даже во время говения и покаяния не хочет примириться с братом, не хочет простит ему обиды и оскорбления? Можно скоромной пищи не есть, можно и в церковь ходить, молиться и класть поклоны, но можно и обидеть человека, обмануть и обокрасть его.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Слава, глас тойже. Самогласен: Духовный лик днесь совокупльше,/божественне возвеселимся в священнейшей памяти отца нашего:/се бо предлагает нам трапезу таинственную/и питие сладчайшее,/своих постнических подвигов высокая исправления,/всякий разум удивляющия/и душевныя наша чувства услаждающия,/имиже духовне насыщаеми,/хвалу усты недостойными тому принести потщимся./Сей бо, лоза Христова винограда быв истинно,/страхом суда и болезньми постническими/точило сердца своего изгнетая,/слезныя токи, яко вино, воистинну сердце веселящее,/непрестанно точаше./Тому днесь, духовне веселящеся, хвалу принесем,/псаломски воспевающе и глаголюще:/честна пред Господем твоя смерть бысть, преподобне,/и прерадостна нам твоя память, Боголюбезне,/в нейже ныне духовне учреждаеми, молебно тебе вопием:/молися, Богоносе отче наш Ниле, ко Спасу всех,/даровати нам единомыслие,/мир и велию милость. И ныне, праздника или Богородичен: Владычице, приими молитвы раб Твоих/и избави нас/от всякия нужды и печали. Славословие великое и прочее по уставу. НА ЛИТУРГИИ Блаженны, праздника и святаго, песнь 6-я, или единаго святаго, песни 3-я и 6-я. Прокимен, Апостол, Аллилуия, Евангелие и причастен, по уставу. МОЛИТВА О преподобне и Богоблаженне отче Ниле, Богомудрый наставниче и учителю наш! Ты, любве ради Божия удаляяся мирских смущений, в непроходней пустыни и в дебрех изволил еси вселитися, и, яко лоза благоплодна, умножив чада пустыни, явил еси себе им словом, писанием и житием образ всякия иноческия добродетели, и, яко Ангел во плоти, пожив на земли, ныне в селениих Небесных, идеже празднующих глас непрестанный, водворяешися, и, с лики святых Богу предстоя, Тому хвалы и славословия непрестанно приносиши. Молим тя, Богоблаженне, настави и нас, жительствующих под кровом твоим, непреткновенно ходити по стопам твоим: любити Господа Бога всем сердцем своим, Того Единаго вожделети и о Том Едином помышляти, мужественно же и благоискусно пратися 27 с долу влекущими нас помыслы и прилоги вражиими и тех всегда побеждати; возлюбити всякую тесноту монашескаго жития, и возненавидети красная мира сего любве ради Христовы и насадити в сердцах своих всякую добродетель, в нейже сам потрудился еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

—360— как только трупы прежних великих пророков, оставит, на стогнах своего великого града, т.е. в среде уже нового государственного порядка вещей, в среде своего собственного религиозно-воинственного владычества. Иже нарицается духовне Содом и Египет, идеже и Господь наш распят бысть. Так определяется великий град преобладания зверя, выходящаго из бездны. Содом есть известный древний город, ниспровергнутый (вместес другими четырьмя городами) гневом Божиим за крайнее развращение своих жителей. Египет есть страна, в Священном Писании известная наипаче по жестокому преобладанию над израильтянами и по идолопоклонству, которое вынесли из Египта и израильтяне. Страна, идеже Господь наш распят бысть, есть Иудея; а город, в котором против Господа Церкви восстали самые чада тогдашней Церкви, есть Иерусалим. Относя эти черты в духовном смысле к области религиозно-воинственного владычества лживого вероучителя и завоевателя, можем понять, что владычеству его подпадут такие страны, на которых отяготеет гнев Божий за беззакония и нечестие их обитателей, в которых продолжится еще язычество, теснящее нового Израиля – христиан, или вторгающееся в самое христианство с своими заблуждениями, наконец, где будут остатки и Богоборного иудейства. Притом слово духовне, означает не просто «в духовном смысле», а «по духу», или «в духе». Отсюда, в дополнение к вышесказанному, открывается о великом владычестве зверообразного врага Церкви и Империи, что оно, «по духу» своему, представляет необузданное плотоугодие (Содома), отчасти язычество (Египта), отчасти Богоборное иудейство, или же извращенное духом иудейства христианство (идеже и Господь наш распят). Наконец, с подлинного текста весь состав речи, здесь нами рассматриваемой, можно переводить следующим образом: «великого града, каким духовно именуется Содом и Египет и та страна или город, идеже и Господь наш распят». Перевод сей оправдывается тем, что имя «великого города» ниже в Апокалипсисе употреблено еще раз, и также, как отличительное и определительное название владычества зверя, иже имать изыти из бездны (17:18; сл. 8). При употреблении

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Радуйся, храмов святых искусный устроителю. Радуйся, честных обителей усердный зиждителю. Радуйся, пастырства добраго ревностный попечителю. Радуйся, соблазнов, ересей и нестроений мудрый искоренителю. Радуйся, яко благодать Божия словесы твоими питает духовне алчущих. Радуйся, яко благодать Божия учении твоими напояет духовне жаждущих. Радуйся, богомудре отче Иннокентие, святителю преславный. Кондак 5 Боготочный источник премудрости, добродетелей духовных исполненный, явился еси, Иннокентие прехвальне, сего ради избра тя Господь, яко угодника Своего возлюбленнаго просвещения ради народа православнаго, темже богодухновенными писаньми твоими усердно Церкви Христовой послужил еси. Мы же, хвалу возсылающе ко благодеющему тебе Богу, вопием: Аллилуиа. Икос 5 Видевше тя вернии людие, яко помощника и утешителя не токмо к тебе приходящим, но и далече сущим, яко писании твоими к покаянию призывая, вся утешаеши, вразумляеши и теплым твоим ходатайством заступаеши. Мы же, грешнии, вопием ти: Радуйся, яко дарования Божия данныя ти приумножил еси. Радуйся, словесы твоими души многия просветил еси. Радуйся, яко свет богопознания в сердца чтущих тя изливаеши. Радуйся, яко чистоту души в них добре насаждаеши. Радуйся, устнами медоточными глаголы живота вечнаго от Бога возвещающий. Радуйся, от Духа Свята просвещенный и просвещающий. Радуйся, гусли духа сладкозвучныя, яко величие Божественных Страстей Христовых боголепно воспевый. Радуйся, яко Архистратига Сил Небесных Михаила с любовию велемудро прославивый. Радуйся, богомудре отче Иннокентие, святителю преславный. Кондак 6 Проповедник веры Православныя и ревнитель благочестия был еси, святителю отче Иннокентие, заповеди Господни не усты токмо, но и житием твоим изъяснивый, и тако просветися свет твой пред человеки, яко тии видяще добрая дела твоя, прославляют Отца Небеснаго, вопия Ему: Аллилуия. Икос 6 Возсиял еси яко звезда лучезарная Церкви Христовой ревностию твоею о славе Божией, егда Пастыреначальник Христос Бог постави тя светильника пастве Тавричестей, да светиши светло Отечеству твоему. Мы же, дивному промышлению Божию о тебе радуяся, умильно поем ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Понятно само собою, что здесь не должно быть места ни личным интересам, ни нечестным побуждениям; все внимание должно быть направлено на служение обществу, как непременный долг; все частное должно подчиняться общему и направляться ко благу общества. Избранные граждане! Призванные доверием общественным к служению обществу, приступая к священному акту клятвенно обещая, вы свидетельствуете именем Божиим свою готовность верой и правдой служить общественному благу, свидетельствуете, что никакие личные отношения родства ли, дружбы ли, интересов ли и других нечестных побуждений не будут замешаны в это дело и вы явите себя верными и достойными слугами общества. Призываю Божие благословение на предлежащий вам труд служения вашего и да подаст вам Господь силы по молитвам Пречистой Матери к добросовестному и полезному служению. Спасительность Великого поста С какою широкою любовью и заботой св. церковь , как чадолюбивая мать, пекущаяся о спасении чад своих, обращается к нам ныне с сим глубоко-наздательным наставлением: «постящиеся, братие, телесне, постимся и духовне!». В этом наставлении так и слышится голос матери, полной доверия к детям. Давши заповедь о посте, она уже верит, что ее завет не пропадет, ее внушение исполняется. Прислушайтесь внимательнее к ее словам: «постящиеся телесне, постимся и духовне», т. е., я верю, как бы так говорит св. церковь , что чада мои постятся телесно, пусть будут поститься и духовно, и этим особым внушением лишь расширяет круг своих забот о спасении верующих. Следуя за внушением св. церкви, предлежало бы беседовать о том, в чем состоит пост духовный, – но распространенное нарушение заповеди св. церкви побуждает остановиться на вопросе о посте телесном. Нет нужды доказывать необходимость ее, – она заключается в самой потребности природы человеческой, повсеместным распространением; наконец, заповедь о посте проходит всю историю человеческой жизни, и если она требовалась, как необходимая, до падения человека, – то естественно, что потребность в ней открылась более настойчивая по падении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

73. Последование Божественной Литургии. Возглас диакона перед Символом веры: Двери, двери, премудростию вонмем! 74. απερως - без опыта от η πειρα - " проба, опыт, испытание, искушение, попытка " . 75. Быт.3:24. 76. Быт.3:7. 77. Например, св. Иоанн Дамаскин в Точном изложении гл. О Рае (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... С.147); преп. Симеон Новый Богослов в Слове 25 (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1. С.226). 78. В основе лежит учение преп. Симеона Нового Богослова о духовных чувствах, то есть внутренних, которые заменяют внешние чувства, и именно они являются органами созерцания. Предшественниками этого учения были Ориген, св. Григорий Нисский, преп. Макарий, преп. Максим Исповедник. См.: преп. Никиты Стифата Сотницы 1:8-9 (Добротолюбие. Т.5. С.84). Ср.: гл.38 данного трактата. 79. βλπτω - " наносить ущерб, вредить " , используется для обозначения духовного вреда. 80. 1Kop.2:14. 81. Рим.7:4. 82. 1Kop.2:13. 83. Ср., преп. Никита Стифат. " Третья умозрительных глав сотница. 78 " : " Не имея силы разуметь его,- так как все, содержащееся в Божественном Писании, духовне востязается (1Kop.2:14), - Божеских ли или человеческих дел то касается, - он насмехается над теми, кои духовне то рассуждают (1Kop.2:13), и таковых не духовными и не Духом Божиим водимыми именует, а возводительными, (по произвольному наведению открывающими духовный смысл в Писании), и их слова и духовные разумения извращает и перетолковывает по своему смышлению " (Добротолюбие. Т.5. С.157-158). 84. Преп. Никита Стифат. О Душе. 27, 30. 85. Ср., преп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические 2:22. (Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С.542). 86. Мф.5:5. 87. Лк.17:21; (в тексте трактата замена Царство Божие на " Царство Небесное " ) 88. πιστς - верный, верующий. По определению преп. Симеона Нового Богослова, верность заповедям служит чертой разделения верных от неверных (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.2. С.222-223). 1Kop.6:19.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

С другой стороны, буквальный смысл греческого термина μετνοια – «перемена ума», то есть подлинное покаяние предполагает исправление своей жизни, образа мыслей, совершение добрых дел – все то, что мы называем «плодами покаяния». А эта сторона покаяния в свою очередь неразрывно связана с понятием духовного поста, о смысле которого следует сказать особо. 4) Пост духовный – важнейшая сторона Великого поста. Церковь и святоотеческая традиция различают два вида поста: телесный и духовный пост. Например, в среду 1-й седмицы в самогласне на литургии Преждеосвященных Даров мы слышим призыв: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». Физический (телесный) пост – это понятие, которое охватывает всю внешнюю сторону поста: воздержание от скоромной пищи (да и в целом соблюдение различных пищевых предписаний Устава), участие в обрядовой стороне богослужения (как разъясняет архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , сюда можно отнести «раннее пробуждение, частое посещение Церкви и длительное стояние за богослужениями, многие земные поклоны» с. 82] ), отказ от развлечений. В то же время сущность духовного поста заключается в борьбе со своими страстями и активном делании добра. Вот как об этой внутренней сущности поста говорится в песнопениях: Славянский текст Русский перевод Понедельник 1-й седмицы вечера, самогласен на стиховне Постимся ( постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение – пост истинный есть и благоприятный. Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный! с. 144] Среда 1-й седмицы вечера, самогласен Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений. Всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы: да приимем от Христа Бога велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

[Третье от примера святых.] III.Bcя-дe Тайны могут от простолюдин совершаться, и вера без священства стояти? Мнози апостоли не священницы быша, обаче крестиша, как то: Филипп Самарию и каженника, Анания Павла, и прочее, Фекла сама крестилася и иные крести, и прочее. Ответ. Апостолы крестили других, быв освящены Духом Божиим, а иные святые по обстоятельствам необходимым. Но раскольники должны ли равняться апостолам и другим святым? И какая им необходимость, при довольстве священников, самим вступать в их достояние? Притом от крещения, по нужде отправляемого простолюдином, нельзя им заключить то ж ко всем другим Таинствам; нельзя, неосвященным сущим, в противность Божеских и церковных постановлений, дерзать на совершение всего священного. И как же их вера стоять может без священства 226 ? [Четвёртое от примера же.] IV.Mы-дe причащаемся духовне через веру и усердие ко Христу, яко Мария Египетская через 40 лет, Марко Фраческий через 95 лет, и прочие пустынножители? Ответ. Кое общение свету ко тме? Или кая часть верну с неверным? 227 Пустынники, поскольку соединены были духом с Церковью, и ко святым Тайнам весьма благоговели; за тем не токмо духовне оных причащались, но и устно, то сами приходя для того во святые храмы, то прося к себе с Дарами священников, как и Мария Египетская преподобного Зосиму. Но отщепенцы ни Церкви во вселенной не исповедуют, ни Таинств, ни священства: чего для, по примеру искреннейших Церкви сынов, ниже духовно могут причащаться 228 . [Пятое из иосифовского требника (лист 730).] V.B потребнике иосифовском в Номоканоне о духовницех так же-де речено: яко старча исповедь прията; убо и для покаяния священство не нужно? Ответ. Оный Номоканон 229 позволяет несвященным инокам не вязать и решить кающихся, а только помышления других принимать и исправлять; да и то не самим собой и без всякого разбору, но а).инокам благоговейным и ведущим законы Божие; б).в случае необходимости; в).с повеления и наставления епископского. Иначе тот же Номоканон 230 , по 6, 7 и 43-му правилу Карфагенского Собора, таковым даже и пресвитерам, яко преступникам правил Божественных, претит наказанием и погибелью, а исповедавшихся у них почитают неисповеданными и связанных или разрешённых неисправленными. А Симеон Фессалонитский 231 попускает простому монаху, по предписанным обстоятельствам, принимать помышления с тем, да известит епископу или да рассудит душеполезных нечто ищущему, а не во еже прощати и разрешати, еже-де Церкви чуждо есть 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

Но аз о сем чуднем вопрошу: Аще на сердце человеку не взыдоша, вы сия како весте? паче же в Деяниях исповедавше, яко подобострастни нам есте человецы. ( Деян.14:15 )? – Но слыши, что отвещает на сия блаженный Павел: Нам же, глаголет, открыл есть Богь Духом Своим: Дух бо вся испытует, в глубины Божия ( 1Кор.2:10 ). Но, да никто же речет, яко тем дадеся Святый Дух, яко Апостолом, нам же по естеству невместим есть Сей: сего рада глаголет, моляся: Да даст вам Бог силу утвердитися во внутреннем человеце, вселитися Христу в сердца ваша. ( Еф.3:16 ). Господь же Дух есть: а идеже Дух Господен, ту свобода ( 2Кор.3:17 ): и паки глаголет: Аще кто Духа Христова не имать, сей несть Егов ( Рим.8:9 ). Помолимся убо в мы, во всяцем извествовании и ощущении прияти благодать Святаго Духа, и внити отонудуже изгнани быхом, и прочее отвратитеся душеубийственному змию и тщеславному советнику, духу попечения 300 и обядения: яко да утвержденно веровавше, заповеди Господем сохраним, и да возрастем в Нем в мужа совершенна, в меру возраста ( Еф.4:13 ), еже не пообладаным быти от любве века сего: но быти во извествовании духа, и не неверовати, яко и о грешвицах кающихся благодать Божия благоволит: Благодатию бо даруемое не ктому с приуподоблением предваршия немощи мерится: зане Благодать не ктому была бы благодать: но всесилному Богу веровавше, простым и нелюбопытным сердцем приступим к Дарующему верою приобщение Духа, а не преуподоблением дел естества: глаголет бо: Не от дел закона Духа приясте, но от слуха веры. ( Гал.3:2 ). Вопрос. Рекл еси, яко вся в души духовне сокровена суть: что убо есть, хощу пять словес в церкви умом моим глаголати (1Kop.14:19)? Ответ. Церковь во двою лицу разумеется, в собрании верных, и в соединении 301 души. Егда убо духовне о человеце приемлется, то церковь есть все его соединение: пять же словес суть обдержителныя 302 добродетели, всего человека созидающия, многообразне разделяемы. Якоже бо глаголяй о Господе, чрез пять словес всю премудрость обят: тако и последуяй Гоподеви пятьми добродетелми, много созидает благочестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010