Ортодоксальный ислам, разъясняя соотношение между Богом и Кораном, указывает, что речь есть вечный атрибут Бога и в таковом своём качестве не имеет ни начала, ни перерыва, в точности, как и Его знание, Его могущество и другие характеристики Его инфинитного существа (см. Golziher, 97). Но коль скоро речь есть вечный атрибут Бога, который не тождественен Богу, но каким-то образом от Него отличается, то разве тем самым не допускается наличие той самой множественности внутри единства, которую христиане предполагают для Троицы? Итак, представляется, что мусульманская доктрина абсолютного единства Бога, согласно собственным исламским разграничениям Его аспектов, не является абсолютно несовместимой с христианским учением о Троице. Исходный мусульманский принцип классификации – либо строгий монотеизм, либо политеизм – оказывается несостоятелен. Сами мусульмане признают, что нечто может быть вечным выражением Бога, не будучи в точности Ему тождественно. А тогда, прибегая к их собственным формулировкам, почему Христос не может быть «вечным выражением Божьей Воли», выступая при этом иной ипостасью, нежели сама эта Божия Воля? Проблема волюнтаризма. В самой основе исламских представлений о Боге лежат радикальный волюнтаризм (см. эссенциализм божественный) и номинализм. В традиционном исламе Бог, собственно говоря, не имеет сущности, по крайней мере познаваемой сущности (см. Бог: сущность). Он есть лишь Воля. Верно, что Бога характеризуют через справедливость и любовь, но ведь эти справедливость и любовь не выводятся из Его сущности. И милостив Он только потому, что «предначертал для Самого Себя милость» (Коран, сура 6:12). Но поскольку Бог есть Абсолютная Воля, предначертай Он для Себя другое, Он не был бы милостив. В Боге нет той Его сущности, той Его природы, в соответствии с которой Он должен действовать. В связи с радикальным номинализмом возникают две фундаментальные проблемы: метафизическая и нравственная. Метафизическая проблема. В ортодоксальной исламской доктрине Бога утверждается, как мы видели, что Бог есть абсолютно необходимое Существо. Он самосуществует и не может не существовать. Но если Бог по Своей природе есть Необходимое Существо, то Его бытие заложено в Его сущности. Он должен иметь сущность. Ортодоксальные мусульмане верят, что у Бога есть и другие сущностные атрибуты, такие как самосуществование, несотворённость и вечность. Но если всё это – сущностные характеристики Бога, то у Бога должна быть сущность. Иначе эти атрибуты не были бы сущностными. Ведь по определению сущность как раз в этом и состоит, а именно, в сущностных атрибутах или характеристиках бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Филон Александрийский в соч. «О жизни Моисея» сообщает, что К. Н., которая представляла собой неприметный на вид колючий кустарник, ставший тем не менее наивысшим образом богоподобия, в момент теофании была охвачена фонтанирующими брызгами пламени ( Philo. De vita Mos. I 65). Филон полагал, что К. Н. служила символом тех, кто несправедливо страдают, ее пламя символизировало творящих зло. Несгорающая в огне К. Н. указывает на то, что страдающие не могут быть уничтожены их мучителями. Это сравнение призвано продемонстрировать состояние евр. народа: как огонь не может спалить ветви, так те, кто хотят уничтожить народ Израиля, не преуспеют в этом. Как огонь сохраняет ветви кустарника, так и творящие злое в итоге будут содействовать спасению народа (Ibid. I 66-67). В апокрифической традиции В апокрифической традиции упоминания о К. Н. достаточно редки. О небесном свете, воссиявшем из К. Н., говорится в гностическом тексте «О происхождении мира» (NHC. Orig. mund.). Гностик Апелл, который был близок к Маркиону, разработал систему 5 божеств, согласно которой 3-е божество говорило с Моисеем из огня ( Hipp. Refut. 7. 38). В 3-й Книге Ездры Бог обращается к сидящему под дубом Ездре из куста (ср.: 3 Цар 19. 3-5), удостоверяя Свое откровение напоминанием, что «в кусте Я открылся и говорил Моисею, когда народ Мой был рабом в Египте» (3 Езд 14. 1-3). В Коране библейский рассказ представлен как чудо встречи Моисея с огнем без упоминания горящего кустарника (Коран. Сура 20. 9-16). В слав. христ. апокрифе «Житие пророка Моисея» (XV в.; CAVT, N 136) есть известное в богословии ранней Церкви истолкование К. Н. как образа Божией Матери, Которая, «приняв в утробу Бога, неопалимой оставалась, и после рождения Его снова Пречистой Девой пребывала» ( Turdeanu E. Apocryphes slaves et roumains de l " ancien testament. Leiden, 1981. P. 305). В раннехристианской традиции В раннехристианской традиции можно обнаружить схожие экзегетические модели и отдельные элементы иудейской интерпретации, но в целом истолкование К. Н. носит независимый характер, связанный с переосмыслением значения этого образа в свете христ. откровения. Упоминание о К. Н. в устах Спасителя служит одним из доказательств воскресения мертвых в полемике с фарисеями: Тот, Кто говорил к Моисею из К. Н. и открыл Себя как Бог ветхозаветных патриархов (Авраама, Исаака, Иакова - Исх 3. 6), не может быть «Бог мертвых, но Бог живых» (Мк 12. 27; ср.: Лк 20. 37). Упоминание об откровении К. Н. среди др. ветхозаветных прообразов встречается в речи архидиак. Стефана: Бог, открывший Себя Моисею в пламени горящего кустарника,- Тот же Самый Бог, Который явил Себя в Иисусе Христе (Деян 7. 35).

http://pravenc.ru/text/2462265.html

К огромному сожалению, мусульмане, как правило, не читают Библию, поскольку для них это харам (запретное). Между тем, только соединив свое знание Корана с изучением книги Инджиль (Евангелия) они могут обрести вечное спасение. Тем более, что Коран гласит: книга христиан передана им самим Аллахом: “И пусть судят обладатели Инджиль по тому, что низвел в нем Аллах” (сура 5.47). Более того, Аллах говорит основателю ислама: “Если ты (Мухаммед) находишься в сомнении в отношении того, что Мы открыли тебе, то спроси тех, кто читал книгу до тебя” (10:44). То есть “людей книги” – христиан, которым Бог передал Инджиль (Библию). Между тем, в последней говорится: “И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором мое благоволение” ( Мф.3:16-17 ). А вот высказывания самого Исы бен Мариам (Иисуса сына Марии). Так, Христос, в одной из Своих притчей, сказал: “Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь” ( Ин.15:1 ). Затем, в Евангелии от Иоанна, глава 10, стихи 27–30, Он объявил: “Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Отца Моего”. И в Своей заключительной проповеди Иса сказал: “Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите… во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне; если чего попросите у Меня во имя Мое, Я то сделаю” ( Ин.14:12-14 ). Как же после этого можно отрицать, что Иисус – Сын Божий? И это еще не все. Вот характерные примеры из Инжиль (Евангелия). Когда иудеи похвалились Христу о том, что Моисей дал им манну в пустыне, то Он сказал им: “Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец мой дает вам истинный хлеб с небес” ( Ин.6:32 ) (и тогда они собрались побить Его камнями, за то что он назвал себя Сыном Всевышнего). Он сказал также другим: “Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам… ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, когда хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца”, и потом Он добавил: “Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут” ( Ин.5:19-23,25 ). Затем, позже, в то время как Иисус учил народ, Он сказал: “Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха; но раб не пребывает в доме вечно: сын пребывает вечно; итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” ( Ин.8:34-36 ).

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Введение Тысячи лет тому назад Бог повелел народу через Моисея: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую» ( Втор.4:2 ). Это повеление повторяется в той же книге: «Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнять; не прибавляйте к тому и не убавляйте от того» ( Втор.12:32 ). Несколькими столетиями позже Соломон свидетельствует: «Всякое слово Бога чисто; Он – щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтоб Он не обличил тебя и ты не оказался лжецом» ( Притч.30:5.6 ). На последней странице Библии мы находим следующее серьезное предупреждение: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей. И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие, в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» ( Откр.22:18, 19 ). После столь суровых предупреждений осмелится ли кто-либо из верующих в Бога и Его книги исказить Божие Слово и тем самым потерять свое право на те духовные благословения, которые Господь Бог приготовил для преданных Ему, право на обетования спасения и вечной жизни, которые Бог дал человечеству? Что касается неверующих, то не в их силах извратить божественные книги, поскольку они не в состоянии подделать тысячи копий, рассеянных по всему миру. К несчастью, в последние дни люди будут обвинять безвинных апостолов Христа в искажении Евангелия, вверенного им, опровергая тем самым не только Священное Писание, но и мусульманский Коран, который свидетельствует о честности апостолов, называя их «помощниками» Бога (Сура 3,52). Имеется много доказательств достоверности Библии и того, что она свободна от искажений и подделок. Об этом пойдет речь ниже. Происхождение Библии Бог тщательно следит за тем, чтобы Его Книга постепенно раскрывалась во всей ее премудрости. Изучавшие Ветхий Завет могли заметить, что он делит историю мира на три периода. Первый период: от Адама до Моисея

http://azbyka.ru/dostovernost-biblii

Иисус провозглашал также, что Его следует почитать как Бога. Он указал, чтобы все люди «чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» ( Ин. 5:23 ). Слушавшие Его иудеи знали, что никто не смеет таким образом делать себя равным Богу, и снова тянулись за камнями ( Ин. 5:18 ). Иисус провозгласил Себя Мессией-Богом. Даже Коран признаёт, что Иисус был Мессией (Коран, сура 5:19/17, 79/75). Однако Ветхий Завет учит, что грядущим Мессией будет Сам Бог. Поэтому, когда Иисус провозгласил Себя таким Мессией, Он одновременно провозгласил Себя Богом. Например, пророк Исаия ( Ис. 9:6 ) называет Мессию: «Бог крепкий». Псалмопевец взывает к Мессии: «престол Твой, Боже, вовек» ( Пс. 44:6 ; ср. Евр. 1:8 ). В Пс. 109:1 приведены слова Отца, обращённые к Сыну: «Сказал Господь [Яхве] Господу [Adonai] Моему: седи одесную Меня». В Мф. 22:43–44 Иисус относит эти слова к Себе. В великом мессианском пророчестве главы Дан. 7 Сын Человеческий назван так: «Ветхий днями» ( Дан. 7:22 ); и в этой же главе так дважды назван Бог Отец ( Дан. 7:9, 13 ). Далее, представ перед первосвященником, Иисус сказал, что Он – Мессия. На вопрос: «Ты ли Христос [ " Мессия» по-гречески], Сын Благословенного?» Иисус отвечал: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». На это первосвященник, разодрав свои одежды, воскликнул: «на что ещё нам свидетелей? Вы слышали богохульство» ( Мк. 14:61–64 ). Ни у кого не возникло сомнений, что Иисус, провозгласив Себя Мессией, одновременно провозгласил Себя Богом (см. также Мф. 26:54 ; Лк. 22:70 ). Иисус провозглашал Себя Богом, принимая поклонение. Ветхий Завет запрещает поклоняться кому бы то ни было, кроме Бога ( Исх. 20:1–4 ; Вт. 5:6–9). Новый Завет подтверждает это, приводя в пример, как запрещают поклоняться себе люди ( Деян. 14:15 ) и ангелы ( Отк. 22:8–9 ). Однако Иисус много раз разрешал такое поклонение, тем самым показывая, что приравнивает Себя к Богу. Ему поклонился исцелившийся прокажённый ( Мф. 8:2 ), а один из начальников излагал Ему свою просьбу, кланяясь ( Мф. 9:18 ). После того, как Он усмирил бурю, те, кто были с Ним в лодке, «подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» ( Мф. 14:33 ). Несколько хананеянок ( Мф. 15:25 ), мать Иакова и Иоанна ( Мф. 20:20 ), Гергесинский прокажённый ( Мк. 5:6 ) – все они поклонялись Иисусу, не встретив ни единого упрёка. Ученики поклонялись Ему после Его воскресения ( Мф. 28:17 ). Фома, узрев воскресшего Христа, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин. 20:28 ). Позволить такое мог только Тот, Кто действительно приравнивал Себя к Богу. Иисус не только принимал поклонение, предназначенное исключительно для Бога, без единого упрёка тем, кто это делал, но даже заповедовал делать это всем, признающим Его божественную сущность ( Ин. 20:29 ; Мф. 16:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

3. Чтобы вовек быть с вами. Когда в VII веке после Рождества Христова Мухаммад открыто появился в Аравии как пророк ислама, он не остался со своими сотоварищами навечно, но умер в возрасте 62 лет. Он был похоронен в Медине, где его тело покоится в течение почти четырнадцати столетий. Иисус же утверждал, что обещанный Утешитель будет с Его учениками вечно. Именно так и происходит – Дух Святой до сего дня живет в сердцах истинных последователей Иисуса. 4. Дух истины, которого не может принять мир. Коран говорит – Мухаммад пришел как посланник ко всем людям (см.: сура 34.28). Мусульмане верят, что однажды весь мир примет ислам и станет последователем его пророка. Если это так, то Иисус не мог говорить о Мухаммаде, ибо Он заявлял, что мир как целое не может принять Духа истины. Только истинные последователи Иисуса, обратившиеся к Нему как к своему Господу и Спасителю, могут быть возрождены Духом Святым и стать наследниками вечной жизни. 5. Вы знаете Его. Это утверждение совершенно ясно показывает, что ученики Иисуса уже знали Духа истины. Поскольку Мухаммад родился спустя более пятисот лет после пророчества Иисуса, то это не мог быть он. Утешитель был Духом, которого ученики уже знали. Следующий раздел определяет точно, как они узнали Его. 6. Он пребывает с ними. Когда в начале Своего служения Иисус пришел к Иоанну креститься, отверзлись небеса. Иоанн пишет, что затем произошло: …я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым». Ин.1:32-33 Дух истины всегда пребывал в личности Самого Иисуса, и таким образом ученики Иисуса узнали Его. О Мухаммаде же ни в коем случае нельзя сказать, что он был с учениками Иисуса. 7. Он будет в вас. Как Дух был в Иисусе, так Он вошел и остался навечно в сердцах Его учеников, как только Иисус вернулся на небо. Это случилось в день Пятидесятницы, когда Дух Святой излился на всех слушающих Слово Божие в первый раз. Любовь Божья продолжает изливаться в сердца тех, кто верой обратился к Иисусу через Духа Святого, данного им (см.: Рим.5:5 ). В этом отрывке используется греческое слово en, означающее «внутрь вас». Это обетование явно не может относиться к Мухаммаду, который никогда не входил в сердца истинных христиан. 6. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ВАРНАВЫ Подложное Евангелие в мусульманской апологетике 6.1 Заинтересованность мусульман в Евангелии от Варнавы

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. 1Ин.4:10 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Рим.5:8 В Иисусе Христе мы можем быть уверены в прощении грехов и видеть, как велика Божья любовь к нам. Мусульмане не знают такой любви. Когда Коран говорит о Божьей любви и называет Аллаха ал-Вадуд – Любящий (см.: сура 85.14), то это, согласно мусульманским ученым, всего лишь означает, что Он одобряет своих последователей. Из этого вовсе не следует, что Он испытывает к ним какие-то чувства или что Он готов принести жертву, дабы явить человечеству свою любовь. Я встречал множество мусульман, которые открыто интересуются христианским откровением Божьей любви во Христе. Человек способен к выражению величайшей жертвенной любви, и многие мусульмане стремятся познать именно такого Бога и быть уверенными в Его вечном благоволении и Его любви к ним. Они могут обрести их только в Иисусе Христе, Который воплотил собственные слова о том, что нет больше той любви, как положить душу свою за друзей своих (см.: Ин.15:13 ). Это самая сильная мысль в нашем свидетельстве. Бог Дух Святой: Бог в нас Именно в третьей личности Троицы мы не только узнаем Божью любовь, но и переживаем ее лично. Иисус часто говорил о необходимости принять Святого Духа. Это не просто некая божественная сила, это – Дух Божий, и когда Он вселяется в кого-либо, Сам Бог уникальным образом живет в этой личности. Здесь мы видим третье откровение божественного триединства – Бог в нас. Неудивительно, что авторы Нового Завета не пытались дать определения триединства или объяснить его. Познать Бога, быть уверенным, что Он за нас, с нами и в нас, – вот все, что мы должны знать, чтобы наши отношения с Ним были полноценными. Дух дает верующим силу жить согласно святому Божьему закону, и более того – Он позволяет им ощутить в своем сердце Божье присутствие. Бог послал нам Своего Сына для того, чтобы мы могли стать Его детьми, и как Своим детям Он посылает в наши сердца Своего Духа, чтобы мы могли воскликнуть «Авва, Отче!» (см.: Гал.4:4–6 ).

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

Абсолютное владычество Бога. Согласно словам Корана, Аллах – нет божества, кроме Него, живого, сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их; поистине. Он – высокий, великий! [Коран, сура 2:256/255]. Бог самодостаточен и ни в чём не нуждается, но всё сущее нуждается в Нём. Этот атрибут Бога называют самосуществованием, самодостаточным бытием. Бог – Великий и Всемогущий. Его воля над всем, что существует, и над всем, что будет существовать; ничто не происходит без Его воли. Он – Знающий всё, что может быть познано. Его знание охватывает всё мироздание, которое Он сотворил и существование которого Он один поддерживает. Богу принадлежит верховное владычество над всем Его творением. Многие из девяноста девяти имён Бога в исламе говорят о Его верховном владычестве. Бог: Al-Adl, Справедливый, Его слово совершенно в своей истинности и справедливости (Коран, сура 6:115); Al-Ali, «Высокий», Тот, Кто высок и могущественен (Коран, сура 2:256–257/255–256); Al-Aziz, «Превознесённый», могучий в Своём верховном владычестве (Коран, сура 59:28); Al-Badi, «Творец», создавший творение со всем искусством (Коран, сура 2:111/117); Al-Hakim, Судия, Тот, Кто рассудит между Своими рабами (Коран, сура 40:51–54/48–51); Al-Hasib, «Счётник», Его довольно, чтобы вести счёт (Коран, сура 4:5–8/6–7); Al-Jabbar, Могущественный, Его могущество и владычество абсолютны (Коран, сура 59:23); Al-Jalil, Великий, Он велик и могуч; Al-Jami, Собиратель, Тот, Кто собирает всех людей для назначенного дня (Коран, сура 3:7/9); Al-Malik, Царь, Который есть Царь Царей, (Коран, сура 59:23); Al-Muizz, Тот, Кто «возвеличивает» или «уничижает» всех, кого пожелает (Коран, сура 3:26); Al-Muntaqim, Мститель, Который воздаёт отмщение грешникам и помогает верующим (Коран, сура 30:46/47);

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Содержит ли Коран пророчества с предсказаниями будущего, которые доказывали бы его божественное происхождение? Большинство пророчеств в действительности представляют собой призывы военно-религиозного вождя идти сражаться, чтобы Бог даровал победу. Одно существенное предсказание, относительно победы римлян над войском персов при Иссе (Коран, сура 30:1–3/2–4), не исполнилось в указанные пророчеством сроки — «через несколько лет» — и никак не может быть названо неожиданным. Из других пророчеств примечательно только одно — упоминание десяти ночей в суре 89:1/2, которое истолковывают как завуалированное предсказание о десяти годах гонений, испытанных первыми мусульманами. Это. сомнительное толкование, поскольку в данном месте с очевидностью речь идет о паломничестве. Довод на основе единства Утверждения о том, что Коран должен иметь божественное происхождение в связи с его внутренней последовательностью и непротиворечивостью, тоже не слишком убедительны. Как отмечено выше, откровение у Мухаммеда иногда изменялось, например в случае процитированных «сатанинских стихов», где первоначальное откровение позволяло определенным племенам поклоняться языческим богам (ср. Коран, сура 21–23/21–23). Это серьезный вопрос для пророка, который считает многобожие главным грехом. Сама концепция отмены ( mansurh ), когда допущенные ошибки исправляются в последующих стихах (именуемых nasikh ), свидетельствует об отсутствии в Коране единства. В Коране, сура 2:100/106, сказано: «Всякий раз, когда мы отменяем стих или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него. Разве ты не знаешь, что Аллах над любой вещью мощен?» Например, так называемый «стих меча» (Коран, сура 9:5/5), предположительно отменяет 124 стиха, которые первоначально призывали к терпимости (ср. Коран, сура 2:257/256). В Коране патетически провозглашается, что «нет принуждения в религии» (Коран, сура 2:257/256), однако в других местах он призывает мусульман: «сражайтесь с теми, кто не верует» (Коран, сура 9:29/29) и «избивайте многобожников, где их найдете» (Коран, сура 9:5/5). Концепция nasikh противоречива тем, что в самом Коране провозглашается: «нет перемены словам Аллаха» (Коран, сура 10:65/64), а именно таковыми словами считается Коран. Ибо «[нет того, кто мог бы изменить слова (и веления) Аллаха]» (Коран, сура 6:34/34 русск. перев. «нет применяющего слова И все же Коран учит доктрине отмены, аннулирования предыдущего откровения последующим.

http://azbyka.ru/koran-predpolagaemoe-bo...

Довод на основе пророчеств. Содержит ли Коран пророчества с предсказаниями будущего, которые доказывали бы его божественное происхождение? Подробно это обсуждается в статье Мухаммед: предполагаемые чудеса. Ниже приводятся лишь основные тезисы. Большинство пророчеств в действительности представляют собой призывы военно-религиозного вождя идти сражаться, чтобы Бог даровал победу. Одно существенное предсказание, относительно победы римлян над войском персов при Иссе (Коран, сура 30:1–3/2–4), не исполнилось в указанные пророчеством сроки – «через несколько лет» – и никак не может быть названо неожиданным. Из других пророчеств примечательно только одно – упоминание десяти ночей в суре 89:1/2, которое истолковывают как завуалированное предсказание о десяти годах гонений, испытанных первыми мусульманами. Это. сомнительное толкование, поскольку в данном месте с очевидностью речь идёт о паломничестве (см. пророчества как подтверждение Библии). Довод на основе единства. Утверждения о том, что Коран должен иметь божественное происхождение в связи с его внутренней последовательностью и непротиворечивостью, тоже не слишком убедительны. Как отмечено выше, откровение у Мухаммеда иногда изменялось, например в случае процитированных «сатанинских стихов», где первоначальное откровение позволяло определённым племенам поклоняться языческим богам (ср. Коран, сура 21–23/21–23). Это серьёзный вопрос для пророка, который считает многобожье главным грехом. Сама концепция отмены (mansukh), когда допущенные ошибки исправляются в последующих стихах (именуемых nasikh), свидетельствует об отсутствии в Коране единства. В Коране, сура 2:100/106, сказано: «Всякий раз, когда мы отменяем стих или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него. Разве ты не знаешь, что Аллах над любой вещью мощен?» Например, так называемый «стих меча» (Коран, сура 9:5/5), предположительно отменяет 124 стиха, которые первоначально призывали к терпимости (ср. Коран, сура 2:257/256). В Коране патетически провозглашается, что «нет принуждения в религии» (Коран, сура 2:257/256), однако в других местах он призывает мусульман: «сражайтесь с теми, кто не верует» (Коран, сура 9:29/29) и «избивайте многобожников, где их найдёте» (Коран, сура 9:5/5). Концепция nasikh противоречива тем, что в самом Коране провозглашается: «нет перемены словам Аллаха» (Коран, сура 10:65/64), а именно таковыми словами считается Коран. Ибо «[нет того, кто мог бы изменить слова (и веления) Аллаха]» (Коран, сура 6:34/34 русск. перев. «нет применяющего слова Аллаха " И всё же Коран учит доктрине отмены, аннулирования предыдущего откровения последующим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010