Но когда он пришел на Форум Траяна, сооружение единственное в целом мире, достой­ное, по-моему, удивления богов, он остолбенел от изумления, обводя взором гигантские сооружения, которые невозможно описать словом и которые никогда не удастся смертным соз­дать во второй раз» 460 . После победы святого Константина над Максенцием Рим украсила еще одна, и последняя из сохранившихся в столи, три­умфальная арка, воздвигнутая в 315 г. вблизи Колизея, у подно­жья Палатинского холма – в честь освободителя имперской сто­лицы от тирана. Трехсводчатая арка Константина, опирающаяся на четыре коринфские колонны, замечательна гармонией своих пропорций, спокойной и величавой монументальностью облика. Для ее украшения были использованы мраморные статуи варва­ров, находившиеся ранее на форуме Траяна, а также барельефы со сценами охоты и жертвоприношений эпохи Адриана, поме­щенные в медальонах над боковыми пролетами арки. Святой Константин и его преемники бережно относились к римским древностям. По словам знаменитого историка горо­да Ф. Грегоровиуса, «в восточных провинциях были уничтоже­ны многие храмы, в самом Риме некоторые из них были разоре­ны во время народных возмущений... Но полному уничтожению сокровищ Рима препятствовали законы императоров, почтение к величию города и его прошлому и значительная власть языче­ской аристократии, которая в сенате все еще была многочислен­ной. Римляне... ревностно и с... любовью охраняли свои памят­ники. .. На обязанности городского префекта лежало наблюдение за публичными зданиями, статуями и триумфальным арками... Ряд эдиктов... императоров доказывает, что последние заботи­лись... о всем, что составляло красоту Рима... Законы запреща­ли префектам и другим должностным лицам возводить новые здания в Риме, предлагали иметь заботу о сохранении старых зданий. Теми же законами воспрещалось брать камни у старых памятников, разорять их фундаменты, снимать с них мрамор­ную обкладку, пользоваться всем таким материалом для новых построек» 461 . На разорения языческих храмов, в отдельных случаях чинив­шихся христианами, император Констанций отреагировал эдик­том, в котором говорилось: «Хотя...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Жрецов Юлиан подчинил епископам, подобно тому как епископы стояли во главе христианских церквей, хотя искон­ному язычеству этот институт не известен. Назначая на долж­ность епископа некоего Феодора, он писал ему: «Я хочу поручить тебе... главное начальство по всем религиозным учреждениям в Азии, епископскую власть над жрецами в каждом городе и пра­во суда над ними» 254 . Давая наставление Феодору, Юлиан стре­мится внушить ему чувства и мысли, заимствованные у христи­ан и чуждые подлинному этосу «эллинизма»: «Первое качество, какое требуется в этом положении, это – мягкость, доброта и человеколюбие» 255 , правда, лишь – и это звучит уже совсем не по-христиански – «к достойным» 256 . С горечью он сетует в этом письме на религиозное равнодушие язычников: «Видя господ­ствующую у нас холодность по отношению к религии, я глубоко страдал при размышлении об этом. В то время как привержен­цы ложных учений оказываются так ревностными, что гото­вы пожертвовать за свою веру жизнью, выносить всякую нуж­ду и голод... мы же оказываем такую холодность к богам, что совсем забыли отеческие законы» 257 . Среди поставленных Юлианом жрецов были и подобные ему отступники. С одним из них, Пигасием, занимавшим ранее Троадскую кафедру, Юлиан познакомился еще при Констанции, когда он, находясь в пути, остановился в Троаде. В одном из своих писем он писал: «Епископ встретил меня и, когда я пожелал осмо­треть памятники города... предложил себя в проводники и повел меня повсюду... Там есть святилище Гектора, где стояла медная статуя в маленьком храме, при нем под открытым небом стояло изображение великого Ахилла... Заметив, что жертвенники еще хранят следы жертвоприношений и что статуя Гектора обильно полита благовониями, я обращаюсь к Пигасию с вопросом: “Что это? Разве троянцы приносят жертвы?» – “Что же дурного, – ответил он, – если они почитают хорошего человека и своего согражданина, как и мы кланяемся своим мученикам». – “Пой­дем, – сказал я, – к святилищу Афины троянской». Он очень охотно повел меня и открыл храм и, как бы рисуясь, с полным вниманием показал мне сохранившиеся статуи, причем не позво­лил себе ничего такого, что обычно делают в таких случаях эти нечестивцы: не делал знамения на нечестивом челе и не шептал про себя, как они. Ибо высшая степень богословствования у них заключается в этих двух вещах: шипеть против демонов и делать на челе крестное знамение... Я слышал.., что тайно он воздавал поклонение солнцу... По моему мнению, не его только, но и дру­гих, переходящих к нам, следует принимать с честью, дабы они охотней следовали нашим призывам» 258 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

BIV веке в христианском искусстве существовало два основ­ных направления, сложившихся еще во времена гонений. На Вос­токе доминировал геометрический орнаментализм, в то время как в Риме христианские художники не испытывали опасений перед антропоморфным образами. По словам крупнейшего зна­тока византийского искусства, «только на римской почве мог сло­житься тот вариант антикизирующего стиля, который получил название “христианской античности”» 457 . В христианском искусстве Рима и других крупных городских центровх империи антропо­морфные образы, изобразительные приемы, свойственные элли­нистической живописи, проникли в церковное искусство, впол­не отвечая вкусам тех новых христиан, которые одновременно были наследниками античной культуры. Но вторжение класси­ческой культуры во все сферы церковной жизни вызывало оза­боченность у многих христиан Запада, особенно в провинциях. Отголоском таких настроений стало иконоборческое по своей сути постановление Эльвирского собора 313 г., в котором содер­жался радикальный запрет на какие бы то ни было живописные изображения в церквах, – запрет, который на деле однако игно­рировался. На перекрестке этих контрверс, характеризующих раннех­ристианскую эстетику, создаются сохранившиеся до наших дней мозаичные изображения в церквах Фессалоник, Рима, Милана и Неаполя, восходящие к IV веку. Самыми ранними из дошедших до нас христианских моза­ик являются композиции в мавзолее дочери Константина Вели­кого святой Констанции, строительство которого было заверше­но в 361 г., после чего он и был украшен мозаикой. Мозаичные сцены в куполе мавзолея утрачены, но их сюжеты известны по рисункам, выполненным в XVI веке. Сохранились зато компози­ции, находящиеся в галерее мавзолея: Христос, стоящий на вер­шине горы, из которой истекают 4 райские реки; Traditio clavium (передача ключей) – Христос вручает ключи от рая апостолу Петру – и Traditio legis (передача закона), или Христос Законо­датель, на которой Спасителю предстоят апостолы Петр и Павел, прислонившийся к растущей за его спиной пальме, при этом Хри­стос вручает Петру свиток со словам «Dominus pacem dat» (Гос­подь дарует мир).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Когда до Констанция дошли сведения о дружбе Юлиана с языч­никами, он коротко постригся и сбрил бороду: в ту пору длин­ные волосы и борода служили атрибутами философов – знатоков и почитателей философской классики – и стал вести аскетиче­скую жизнь, чтобы подчеркнуть свою приверженность христи­анству и даже склонность к монашеству – у него это получалось тем естественнее, что он действительно испытывал внутреннее расположение к аскезе. Экзальтированный юноша, умевший скрывать свои дей­ствительные чувства, стремился к приобретению экстремально­го мистического опыта. И нечто подобное он пережил во время поездки в Эфес, где общался с неоплатоником Евсевием, учени­ком Ямвлиха Эдесием и Максимом, который, принадлежа к вуль­гарному направлению неоплатонизма, знаменит был как зна­ток магии, мантики и теургии. Философ Евсевий предостерегал Юлиана от сближения с ним, но его рассказ об одной из ловких проделок Максима, которым он хотел отвадить юношу от близ­кого знакомства с ним, заинтриговал впечатлительного Юлиана. Евсевий наставлял его: «Необходимо беречься шарлатанов, к чис­лу которых принадлежит Максим. Мы однажды... вошли вместе с Максимом в храм. Здесь... Максим сказал нам, что статуя одной богини будет улыбаться и смотреть, как живая... И в ту же мину­ту факел, находившийся в руках богини, ярко запылал» 217 . Вместо того чтобы оттолкнуть Юлиана от желания общаться с трюка­чом, этот рассказ побудил его ближе сойтись с Максимом, и тот произвел на него неизгладимое впечатление. У Юлиана осталось убеждение, что под руководством этого теурга он имел экстати­ческий опыт, опыт реального общения с миром богов. Вероят­но, именно тогда, во время поездки в Эфес, Юлиан окончатель­но осознал себя отпавшим от христианства, но он умело скрывал свои убеждения от дяди. Устранение и убийство Галла по приказу императора поста­вило в смертельно опасное положение его младшего брата. Юли­ана срочно доставили в Медиолан, где тогда находился Констан­ций, и в течение 7 месяцев он содержался под домашним арестом, против него велось следствие, которое легко могло закончиться казнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Слова эти действительно были созвучны идеям филосо­фов, но не близки сердцам простых людей, застрявших в языче­ских суевериях. Участвуя в языческих молебствиях и совершая жертвоприношения богам, они помышляли не столько о смер­ти и вечной жизни, сколько о своих земных нуждах, надеясь на помощь богов в житейских попечениях. Да и оккультные опыты, которые манили страстное воображение императора, язычни­кам из народа представлялись опасным колдовством, прибегать к которому дерзали лишь немногие из них, когда их изводила ненависть к недругам или безответная любовная страсть. Даже раздосадованные потерей прежних доходов и униженные сво­им изгойством жрецы плохо понимали императора-идеалиста, когда он требовал от них религиозной ревности, бескорыстия и жертвенного служения бедным и больным, словно он так и остался христианином, или, как он сам любил выражаться, галилеянином, а не вернулся к вере отцов, не предполагавшей ни бескорыстия, ни жертвенности, ни, тем более, милосердия и благотворительности. В осуществлении своей грандиозной и безнадежной програм­мы религиозной реставрации Юлиан мог опереться разве только на не особенно влиятельных философов и ученых вроде Либания. При этом Юлиану доставало здравого смысла, чтобы, пользуясь властью, не прибегать к прямому насилию над христианами. Он знал, что ответом на прежние гонения были мученичество и исповедничество христиан и умножение числа последовате­лей Галилеянина, как он обыкновенно презрительно именовал Спасителя. Миланский эдикт, а следовательно и провозглашен­ная им свобода вероисповедания, при нем оставался в силе: «Пусть, – говорил он, – галилеяне веруют в своих мертвецов, мы не будем силой привлекать их к культу богов» 231 . Ученик бла­женного Августина Павел Оросий в связи с этим заметил: «Пре­следуя христианскую религию скорее хитростью, нежели откры­тым насилием, он старался побуждать людей больше наградами к тому, чтобы те отвергли Христа и приняли культ идолов, неже­ли принуждать пытками» 232 . Юлиан, правда, прибег к ряду административных мер в поль­зу языческого культа и в ущерб христианам. Христианских кли­риков он лишил привилегий, предоставленных им ранее святым Константином и Констанцием, языческие в прошлом храмы, пере­данные христианам и перестроенные в церкви, Юлиан возвращал язычникам, во многих случаях на христианские общины возла­галась обязанность компенсировать материальные потери, поне­сенные язычниками в результате изъятия у них храмов, особен­но часто к таким компенсациям присуживали суды те общины, которые владели земельными участками, ранее принадлежав­шими языческим храмам. Жрецы, при Констанции прозябав­шие в бедности, возрадовались об умножении своих доходов, но ответного энтузиазма и ревности, на которые рассчитывал Юли­ан, он от них не дождался.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И вот в ней разводится вошь, что в лесу звери, и я испытываю то неудоб­ство, что не могу свободно ни есть, ни пить из опасения захва­тить волосы вместе с пищей... Но у меня не только длинная боро­да, я мало ухаживаю и за головой, редко стригусь и обрезываю ногти, и руки мои часто запачканы чернилами... Я непривлека­телен и в образе жизни: по моей грубости не хожу в театр, а по моей необразованности не допускаю во дворце представлений, кроме новогодних... Я не люблю цирковых представлений... В моей частной жизни я провожу бессонные ночи на подстилке из соломы и довольствуюсь скромной пищей, едва утоляющей голод. С детских лет я веду войну с моим желудком и не позво­ляю ему наполняться пищей» 221 . Апологет Юлиана Аммиан Марцеллин так описывает его внешний вид: «Среднего роста, волосы на голове очень глад­кие, тонкие и мягкие, густая, подстриженная клином боро­да, глаза очень приятные, полные огня и выдававшие тонкий ум, красиво искривленные брови, прямой нос, рот несколь­ко крупноватый, с отвисшей нижней губой, толстый и кру­той затылок, сильные широкие плечи, от головы и до пяток сложение вполне пропорциональное, почему и был он силен и быстр в беге» 222 . Констанций вызвал Юлиана из Афин к себе в Медиолан, когда тому исполнилось 23 года, удостоил его титула цезаря, женил на своей сестре Елене и отправил правителем в Гал­лию. Сознавая свою неподготовленность к новой для него роли командующего и администратора, он сказал тогда со свойственным ему полупритворным самоуничижением: «Это не мое дело, седло надели на корову!» 223 . Юлиан опасался, что таким образом дядя хочет поскорее избавиться от него, что он готовит ему участь его старшего брата Галла, но, быстро усво­ив азы военной науки и одержав ряд побед над германцами, он почувствовал себя увереннее, и там уже, приблизив к себе людей надежных, перед ними не скрывал своего паганизма. Местом своей резиденции в Галлии Юлиан избрал Лютецию паризиев (Париж). Он жил там во дворце, построенном его дедом, императором Констанцием Хлором, на левом берегу Сены, соединенном с центральной частью города, расположен­ной на острове, деревянным мостом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Юлиан отправил Леону назад с ответным посланием, в кото­ром настаивал на необратимости своего избрания августом. С назначением Небридия префектом претория он соглашался, а относительно магистра оффиций писал, что уже раньше сам поставил на эту должность Анатолия, который прежде стоял во главе канцелярии прошений. В ноябре 360 г. Юлиан во Вьенне праздновал 5-летие свое­го правления. «Теперь он стал появляться в великолепной диа­деме... тогда как в начале своего принципата надевал простой венец и скорее походил на ксистарха (судью на состязаниях. – В.Ц.) в пурпуре, чем на императора. В это время он отправил в Рим останки своей покойной жены Елены для погребения вбли­зи города на Номентинской дороге, где была похоронена так­же ее сестра Константа, жена Галла» 166 . Раннее вдовство, похоже, не тяготило Юлиана, он не вступал больше в брак, и не только от верности памяти великодушно отданной ему в жены дочери святого Константина. Аммиан Марцеллин воздал Юлиану хва­лу за его целомудренную жизнь: он «после смерти своей супру­ги не знал больше никогда никакой любви. В полном цвете сво­ей юности он с такой заботой сохранял себя от этой страсти, что даже ближайшие люди из прислуги не имели даже подозрения о каких бы то ни было его увлечениях» 167 . Понимая неизбежность вооруженной борьбы с Констанцием, Юлиан решил воспользоваться тем обстоятельством, что азиат­ская армия была скована противостоянием Canopy и он легко мог занять дунайские и балканские провинции. Прежде чем высту­пить в поход на Иллирик, он решил привести подчиненные ему войска к присяге на верность лично себе. «Солдаты, приблизив мечи к своим шеям, клялись по формуле со страшными закляти­ями переносить за него всякие беды до последнего издыхания, если того потребует необходимость; после солдат офицеры и все ближайшие к государю чины клялись ему в верности с подобны­ми религиозными обрядами» 168 . Лишь префект претория Небридий отказался принести присягу, и Юлиан отпустил его к себе на родину в Этрурию. Тем временем Констанций, находясь в Антиохии, а потом в Эдессе, вел подготовку к войне на два фронта: с персами, собиравшимися с приходом весеннего тепла вновь вторгнуть­ся в пределы Римской империи, и с узурпатором Юлианом. Лишившись жены Евсевии, он вступил тогда в брак с Фаустиной, которая родила дочь, названную Констанцией, уже после кончины ее отца. Император принял решение вначале попы­таться договориться с персами о перемирии и только потом обрушиться на Юлиана, но узнав о стремительном и беспре­пятственном продвижении его армии на Балканы, Констанций вынужден был немедленно двинуть подчиненные ему войска навстречу тирану.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В связи с опасным развитием событий на восточной гра­нице император Констанций переехал из Сирмия ближе к ней – в Константинополь, а оттуда перебрался в Кесарию Каппадокийскую, и там началась подготовка к большой вой­не с Ираном. Войск, расквартированных в Азии, не хватало для успеха кампании, и в январе 360 г. Констанций отправил в Паризии к цезарю Юлиану трибуна Деценция с требованием забрать у него воинов, причем из самых боеспособных частей. К дальнему походу в Месопотамию должны были готовить­ся вспомогательные отряды галлов, батавов и герулов и еще по 300 солдат из каждого легиона. В результате вооруженные силы, находившиеся под командованием Юлиана, сокраща­лись вдвое. Имелось, однако, обстоятельство, затруднявшее выполнение требования императора: Юлиан уже обещал сол­датам вспомогательных частей – германцам и галлам – не отправлять их на восток, откуда они имели мало надежды воз­вратиться к своим семьям. Когда расквартированные в Паризии и ее окрестностях вой­ска узнали о предстоявшем им походе, вспыхнул бунт. В ночное время воины с оружием в руках окружили дворец и потребовали, чтобы цезарь вышел к ним. На рассвете он появился перед ними, а они приветствовали его как августа и императора. Напрасно Юлиан пытался их успокоить и отговорить от замышляемого переворота, обещая договориться с Констанцием о том, чтобы их оставили на родине. «Крики... стали после этого еще гром­че... и среди неистовых возгласов, к которым примешивались брань и упреки, Цезарь вынужден был уступить. Его поставили на щит из тех, которые носят пехотинцы, и подняли высоко. Раз­дался единодушный крик, в котором Юлиан был провозглашен августом. Требовали диадему, и на его заявление, что такой он никогда не имел, – какого-нибудь шейного или головного укра­шения его супруги. На его замечание, что женское украшение было бы неподходящей приметой... стали искать конской фалеры... Но когда он отверг и это как неподобающее, то некто, по имени Мавр, ... сорвал с себя цепь, которую носил как знамено­сец, и дерзко возложил ее на голову Юлиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Еще одной административной мерой против христиан был изданный 17 июня 362 г. эдикт, запретивший христианам пре­подавать риторику и грамматику. Эту акцию находил неспра­ведливой и такой поклонник Юлиана, как Аммиан Марцеллин. «Изданные им указы... – писал он, – были вообще хороши, за исключением немногих. Так, например, было жестоко то, что он запретил преподавательскую деятельность исповедовавшим христианскую религию риторам и грамматикам, если они не перейдут к почитанию богов» 235 . Предлог к дискриминации Юли­ан находил в том, что, как он писал, «правильное преподавание заключается не в складной речи и красивых словах, а в том, что­бы учитель обладал здравым расположением мыслей и имел вер­ные понятия о добре и зле, о благородных и постыдных вещах. ... Разве, по воззрениям Гомера, Гесиода, Демосфена, Геродота, Фукидида, Исократа и Лисия, боги не являются творцами всяко­го знания... Я находил бы нелепым, чтобы те, которые объясня­ют указанных писателей, позволяли себе отвергать чтимых ими богов. Я не требую, чтобы они переменили свои воззрения перед слушателями, но предоставляю на их свободный выбор: или не преподавать то, что не считают серьезным, или, если желают про­должить преподавание, должны прежде всего собственным при­мером убедить слушателей, что Гомер, Гесиод и другие, которых они толкуют и которых обвиняют в нечестии и заблуждении по отношению к богам, на самом деле не таковы» 236 . По словам Оросия, «почти все те, кого касались предписания эдикта, предпо­читали покидать службу, нежели оставлять веру» 237 . Оставлявшим преподавание риторам Юлиан предлагал идти в церкви галиле­ян «объяснять Матфея и Луку» 238 . Своеобразной акцией, нацеленной на причинение вреда ненавистной ему Церкви, была та, за которую его трудно уко­рять в попрании справедливости. В самом начале своего прав­ления Юлиан даровал амнистию всем осужденным по обви­нениям в церковных преступлениях. Ею воспользовались как православные никейцы, так и крайние ариане вроде Аэция, одинаково преследовавшиеся при Констанции. Аэций, в про­шлом учитель Юлиана, был, пожалуй, единственным вернув­шимся из ссылки «галилеянином», которого император при­близил к себе. Юлиан вернул епископов из изгнания вовсе не ради справедливости или по гуманным соображениям, а что­бы и таким образом нанести урон Церкви. Об этом откровен­но пишет почитатель и единомышленник Юлиана Марцеллин: «Он созвал во дворец пребывавших в раздоре между собой хри­стианских епископов вместе с народом, раздираемым ересями, и дружественно увещевал их, чтобы они предали забвению свои распри и каждый, беспрепятственно и не навлекая тем на себя опасности, отправлял свою религию. Он выставлял этот пункт с тем большей настойчивостью в расчете, что, когда свобода увеличит раздоры и несогласия, можно будет не опасаться еди­нодушного настроения черни. Он знал по опыту, что дикие зве­ри не проявляют такой ярости к людям, как большинство хри­стиан в своих разномыслиях» 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Отнесенный в лагерь, император, когда боль отступила, требовал дать ему оружие и коня, чтобы вернуться на поле битвы, но силы оставили его, и он понял, что умирает. Перед смертью он, если верить Марцеллину, произнес пространную тираду, в которой оправдывал себя во всех своих деяниях: «Я ухожу в радостном сознании того, что где бы ни выстав­ляло меня государство как властный родитель на явные опас­ности, я стоял недвижимо, привыкнув одолевать бури слу­чайностей... Я давно уже знал, что мне предстоит умереть от железа: таково было открытое мне вещее предсказание. С бла­годарностью склоняюсь я перед вечным Богом за то, что ухо­жу из мира не из-за тайных козней, не от жестокой и продол­жительной болезни и не смертью осужденного на казнь, но умираю в расцвете моей славы... Как честный сын отечества я желаю, чтобы после меня нашелся хороший правитель» 266 . Останки умершего императора были затем доставлены его ста­рым другом и дальним родственником Прокопием в Таре для погребения. После похорон Прокопий исчез, а потом, много позже, он появился в Константинополе, облачившись в импе­раторский пурпур. Юлиан «окончил жизнь... во время четвертого своего кон­сульства, которое разделял с Саллюстием, в двадцать шестой день месяца июня. Это был третий год его царствования, седьмой – как Констанций провозгласил его кесарем и тридцать первый – его жизни» 267 . Шел 363 год от Р.Х. Сеанс реанимации угасавшего язычества провалился. Учитель Юлиана Либаний, переживший своего ученика, в над­гробном слове императору горестно укорял чтимых ими богов: «Почему же, боги и демоны, вы не спасли его? ... В чем попрекнув его душу, что из поступков его не одобрив? Разве он не воздвиг жертвенников? Разве не сооружал храмов? Разве не чествовал великолепно богов, героев, эфир, небо, землю, море, источники, реки? Разве не воевал он с супротивниками вашими?» 268 . Глубо­кую характеристику личности и мировоззрения этого трагиче­ского неудачника предложил А.Ф Лосев: «Юлиан при всем сво­ем самоутверждении признает себя исполнителем Божьей воли. Тут... у Юлиана действительно была некоторого рода христиан­ская черта. Но все дело как раз в том и заключается, что самый бог-то, которому служил Юлиан, по своей внеличностной осно­ве как раз не имеет ничего общего с христианским абсолютным персонализмом. От христианства к Юлиану перешел моноте­изм, или, вернее сказать, само язычество в ту эпоху уже созрело до монотеизма. Но от язычества к Юлиану перешло обожествле­ние природы, а заодно и обожествление героической личности человека в качестве момента, входящего в эту обожествленную природу. Вот почему этот монотеист умирает так нескромно и, даже можно сказать, надменно» 269 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010