Uh. XIII:31–XVI:33 (опыт истолкования) Содержание Предисловие Пролог Часть I. I. Слава Сына Человеческого II. Заповедь о любви – новая заповедь Прославленного Сына Человеческого III. Впечатление торжественной речи на Апостолов: вопросы и возражения Петра. Предсказание Апостолу отречения Повторение и подтверждение предсказаний отречения и соблазна V. Увещание и воззвание к вере и мужеству VI. Великий дом Отца небесного – царственные обители Прославленного Сына Человеческого и верующих VII. Вопрос Апостола Фомы о пути VIII. Единый путь к Отцу небесному – Господь Иисус Христос IX. Непостижимость сего пути. Божество Господа Иисуса Христа X. Новое обнаружение непонимания Апостолов: вопрос Филиппа XI. Ответ Апостолу Филиппу XII. Господь Иисус Христос единый путь к Отцу и в отношении молитв верующих к Нему XIII. Утешитель иной – Дух Св. Два мира Обетование нового пришествия Господа к Своим. Вопрос Ап. Иуды XV. Заключение беседы за вечерей. Возвещение мира, призыв к радости и приглашение идти на встречу грядущему князю мира сего во исполнение воли Отца Часть II. I. Начало страстного шествия II. Притча о лозе истинной III. Союз лозы истинной с ветвями её – союз любви IV. Ненависть мира к пребывающим в союзе этой любви V. Обличение мира грядущим Утешителем о грехе, о правде и о суде. Свидетельство Его об истине VI. Пророчество о дне том, дне нескончаемой радости и торжества VII. Исповедание Апостолов. Торжественное заключение Прощальной Беседы     Предисловие Обычно у авторов, – выступая в свет с своим произведением, оправдывать его появление, доказывать важность его предмета, потребность в его исследовании и изучении, значение его для науки, для жизни. В такой защите, в такого рода оправдании всего менее нуждается, конечно, опыт истолкования прощальной Беседы Спасителя с Учениками. Если признать необходимость истолкования св. Писания вообще, если не лишать значения заповеди Спасителя Самого: исследуйте Писания ( Ин. 5:39 ): то нужно-ли доказывать важность истолкования той Беседы, которая, – по выражению Святителя, именно в отношении истолкования св. Писания оправдывающего имя русского Златоуста, – «составляет драгоценнейшую часть сказаний евангельских»...? 1 Если бы уже и были труды, посвящённые её истолкованию, не излишним представлялось бы появление новых, а в действительности в русской богословской литературе ни одного такого труда ещё нет, – если, конечно, не считать, с одной стороны, общих толкований на весь новый завет или – на Евангелия, с другой – толкований, имеющих характер назидательный только, а не научный.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

А.В. Слесарев Глава III. Зарождение и развитие старостильного движения в первое десятилетие после календарной реформы (1924–1934 гг.) III.1. Предпосылки раскола Переход Элладской Церкви на новоюлианский календарь в 1924 г. вызвал резкое осуждение этого новшества отдельными представителями низшего духовенства, монашества и мирян, что вскоре после реформы породило движение сопротивления, вылившееся в церковный раскол. Своим возникновением явление старокалендарного протеста обязано целому комплексу причин, его обусловивших. Во-первых, как уже упоминалось, изменение церковного календаря проходило в особо тяжелое для греческого народа время. Это была эпоха крушения национальных надежд, острого ощущения всеобщей нестабильности и народного страдания, вызванного ужасами «малоазийской катастрофы». Но смутное время, все-таки, оставляло нетронутым единственное пристанище для исстрадавшихся душ, тихое прибежище для ищущих утешения – Православную Церковь , жизнь которой протекала в своем особом размеренном ритме. Однако календарная реформа внесла в церковную ограду веявший повсеместно ветер перемен. Изменение привычных устоев церковной жизни часто становилось причиной расколов, ибо для многих в нововведениях был «утерян священный ритм и уклад, […] ритуал жизни, видимое благообразие и благостояние быта» 186 . Поэтому и в стихийно зародившемся старостильном движении было, вполне объяснимое психологически, стремление вернуть Церкви ее «неотмирность», непричастность духу времени. «Раскол весь в воспоминаниях и в предчувствиях, в прошлом или в будущем, без настоящего. Весь в истоме, в грезах и в снах» 187 , – переадресовываем мы слова протоиерея Георгия Флоровского в отношении к греческим старостильникам. Вторая причина возникновения церковных нестроений в Элладской Церкви самым непосредственным образом вытекает из первой и также носит психологический характер. В результате «Малоазийской Катастрофы» популярность премьер-министра Греции Е. Венизелоса сменилось всеобщим народным презрением, поскольку его планы по осуществлению «Великой идеи» привели к национальной катастрофе. Негативное отношение естественным образом распространилось и на все его окружение, в том числе и церковное. Отказ западноевропейских стран от военно-политической поддержки Греции обесценил в народном сознании прозападные экуменические инициативы митрополита Брусского Дорофея, патриарха Мелетия (Метаксакиса) и архиепископа Хризостома (Пападопулоса). Их деятельность прямо воспринималась как антинародная, а, следовательно, и антицерковная. В облике инославного Запада снова увидели извечного врага православного Востока. Следует особо отметить, что усиление антивенизелистских настроений привело к отставке премьер-министра уже в феврале 1924 г. 188 , то есть на один месяц ранее проведения календарной реформы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.М. Величко Династия Палеологов LXXII. Император Михаил VIII Палеолог (1261–1282) Глава 1. «Новая Византия» и ее окружение Родоначальник знаменитой династии Палеологов родился в 1224 или 1225 г. Все отмечают, что Михаил VIII Палеолог соединял с природной красотой лица быстрый и острый ум, скорость реализации собственных решений, энергию, отвагу, щедрость и деловитость. Как уже говорилось, он происходил из знатной семьи, состоявшей в родстве с царями. Не случайно Михаил VIII Палеолог подписывался: «Михаил Дука Ангел Комнин Палеолог» 252 . Его дед Алексей Палеолог был женат на дочери императора Алексея III Ангела, имел титул деспота, а бабушка Ирина, как первенец семьи Ангелов, еще в детстве получила право носить пурпурную обувь. Если бы смерть не прервала жизненный путь ее мужа, то Алексей Палеолог имел все основания заявить права на царскую власть после кончины Алексея III. Их дочь впоследствии была выдана замуж за Андроника Палеолога, которого император Феодор I Ласкарис почтил саном великого доместика. Конечно, эти обстоятельства, положенные на честолюбивую душу Михаила VIII Палеолога, предопределяли его будущие планы. Кроме того, по неопределенным свидетельствам современников, еще в ранней юности Палеолог получал неоднократные знамения и пророчества о грядущем царском сане, что, конечно, только усилило в нем желание стать Римским императором 253 . Честолюбие Михаила VIII Палеолога не было «тайной за семью печатями». Еще во времена царствования императора св. Uoahha III Дуки Ватаца, в 1252 г., на Михаила был сделан донос о попытке составить заговор с целью захвата императорской власти. Правда это или нет – достоверно неизвестно. Характерно другое – как Михаил VIII Палеолог держался на допросе, который был учинен при производстве следствия. Поскольку обвинения против Палеолога казались малоубедительными, ему предложили пройти испытание «Божьим судом» – взять в руки раскаленное железо. Считалось, что если руки останутся целыми, то обвиняемый невиновен; в противном случае его признавали преступником.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года 2 февраля 2010 г. 16:04 Дорогие собратья-архипастыри! Год назад Божиим Промыслом и волеизъявлением архиереев, клириков, монашествующих и мирян на престол Предстоятеля Русской Православной Церкви был возведен шестнадцатый Патриарх Московский и всея Руси. За истекшее время я посетил 24 епархии, в том числе входящие в состав Украинской Православной Церкви и Белорусского Экзархата, а также епархии в Азербайджане и Казахстане. Состоялся мой первый визит в братскую Поместную Церковь — Константинопольский Патриархат. Большое значение имел ряд церковных, а также общественных форумов, организованных при участии представителей Церкви. Это: XVII Международные образовательные Рождественские чтения (15-17.02.2009), XIII Всемирный Русский Народный Собор (21-23.05.2009), празднование Дней славянской письменности и культуры (20.05-01.06.2009), III Ассамблея Русского мира (3.11.2009), VIII церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь — к Дню народного единства» (4-8.11.2009), III Всемирный конгресс российских соотечественников, проживающих за рубежом (1-2.12.2009), I Форум православных женщин (3-4.12.2009). Неоднократно я встречался с Президентом и  Председателем Правительства России, а также с руководителями других государств, на которых распространяется каноническая территория нашей Церкви: Президентом и Премьер-министром Украины, Президентами Беларуси, Молдовы, Азербайджана и Казахстана. Кроме того, я многократно общался с региональными руководителями. Состоялись мои встречи с первыми лицами Болгарии, Кубы, США, Турции, Черногории, Эквадора, а также с Генеральным секретарем Совета Европы и Генеральным директором ЮНЕСКО. Среди важнейших событий минувшего года — положительное завершение многолетнего диалога между традиционными религиями России и Российским государством по вопросу преподавания основ религиозной культуры в школе и введения института военного духовенства. В 2009 году мною вместе с членами Священного Синода была предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность Управления делами Московской Патриархии, уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы: Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, Синодальный информационный отдел, Финансово-хозяйственное управление, разведены функции Издательского совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии. Учреждена Общецерковная аспирантура и проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре Учебного комитета при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. По завершении подготовительной работы начало действовать созданное решением Священного Синода Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви. Активизируется деятельность Общецерковного суда.

http://patriarchia.ru/db/text/1061651.ht...

В.Л. Задворный (католик) Св. Феликс II (s. Felix II) 1 13.III.483 г. – 1.III.492 г. «В Римской Церкви ... после Симплиция в епископы был посвящен Феликс» (Victor Tunonensis. Chronicon./PL. – T. 68. – Col. 946 – 947 ). Папа происходил из старинного сенаторского рода Аницисв. О его отце, которого также звали Феликс, известно, что он, когда овдовел, принял священство и по поручению св. Льва Великого руководил реставрационными работами в базилике св. Павла (51, с. 681). Св. Феликс IÍ был избран на Престол апостола Петра в смутные для Рима времена, когда на Вечный Город опустились «сумерки истории»: в 476 г. при его предшественнике, св. Симплиции, окончательно перестала существовать Западная Римская империя, ее провинции, сметенные напором Великого переселения народов, превратились в неустойчивые, ведущие постоянные междуусобные войны варварские королевства, а в самом сердце империи – Италии стал править вождь племени скиров – Одоакр. Во всем этом конгломерате королевств, за исключением крошечного государства римского полководца и магната Сиагрия (просуществовавшего до 486 г. осколка Римской империи в северо-западной Галлии) (51, с. 602) господствующей религией либо стало арианство, либо по-прежнему оставалось язычество. И даже в Риме, так как он находился под властью варварского короля, было учреждено арианское епископство. Это был тяжелый удар для Римского епископа, но еще более тяжелое испытание надвигалось с Востока. В Константинополе, где правили наследники Римских императоров и где после Халкидона, как казалось, торжествовала вера Вселенских Соборов, положение вновь стало постепенно меняться. Не утратившие своего влияния на Востоке убежденные сторонники монофизитства стали уверенно приходить к власти. На вакантную Александрийскую кафедру были избраны сразу два кандидата: Иоанн Талайя и монофизит Петр Монг, которому в конце концов при поддержке Константипонольского патриарха Акакия удалось захватить кафедру, а Иоанну, как в свое время и св. Афанасию Великому , изгнанному арианами, оставалось только одно – искать спасение в Риме. Св. Феликс II, принявший живое участие в его судьбе, пытался добиться восстановления Иоанна в Александрии, но когда осознал тщетность борьбы с монофизитами, поддерживаемыми византийскими властями, предоставил ему кафедру в Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В раннехрист. эпоху в М. была образована епископская кафедра, которая подчинялась митрополии Аназарва. Уже во 2-й пол. III в. она занимала значительное положение в Антиохийской Церкви. Первый известный епископ М. принимал участие в Антиохийских Соборах, на которых было осуждено учение Павла Самосатского († 275), еп. Антиохийского ( Euseb. Hist. eccl. VII 30). В 20-40-х гг. IV в. кафедру занимал Македоний, который известен гл. обр. по трудам свт. Афанасия I Великого как один из сторонников арианства . В 325 г. Македоний принял участие во Вселенском I Соборе в Никее, однако позднее уклонился в ересь. Участвовал в Тирском Соборе 335 г., осудившем свт. Афанасия. Позднее с др. участниками Собора подписал послания к еп. (папе) Римскому Юлию I (337-352) и имп. Константу I . Ок. 343 г. Македоний присутствовал на Сардикийско-Филиппопольском Соборе и вновь поддержал антиникейскую партию. В кон. 50-х или в 60-х гг. IV в. стараниями еп. Авксентия в М. была построена кафедральная базилика. В нее были помещены мощи мучеников Тараха, Прова и Андроника, перенесенные еп. Авксентием в М. из Аназарва. Впосл. эти мученики почитались как защитники христиан Киликии. Среди древних епископов М. наиболее известен в истории вост. христианства Феодор , родом из Антиохии, знаменитый ритор и богослов Антиохийской школы (см. также статьи Богословские школы древней Церкви , Несторианство ), ученик Ливания и близкий друг свт. Иоанна Златоуста и блж. Феодорита , архиеп. Кирского. Феодор занимал кафедру с 392 по 428 г. и был учителем Нестория († ок. 451), архиеп. К-польского (428-431). Преемник Феодора еп. Мелетий участвовал во Вселенском III Соборе в Эфесе 431 г. и проявил себя как твердый сторонник Нестория. Из-за осуждения последнего Мелетий даже вступил в конфликт с архиеп. Иоанном I († 441/2) и большинством иерархов Антиохийской Церкви. В 433 г. был низложен и заменен еп. Фомой (Хоматием). С этого времени община М. в основном придерживалась Православия, однако архиеп. Иоанн Антиохийский в письме к свт. Проклу , архиеп. Константинопольскому (434-447), в нач. 40-х гг. V в. отмечал, что в Киликии сохраняют большое влияние сторонники Нестория. В 490 г. по приказу имп. Зинона (474-475, 476-491) был низложен епископ М. Иулиан как сторонник антихалкидонита Петра Гнафевса , патриарха Антиохийского, отказавшийся подписывать «Энотикон» .

http://pravenc.ru/text/2564148.html

Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1896 и 1897 годы Источник Содержание Чрезвычайные события в Церкви и государстве Торжество священного коронования Открытие мощей св. Феодосия Углицкого Торжественные юбилейные празднества в память исторических событий и лиц I. Управление Синодальное Епархиальное Перемены в составе Российской иерархии Потери, понесенные Русской Церковью, в лице скончавшихся иерархов Перемены в центральном управлении ведомства православного исповедания Состояние епархиальных управлений Обозрение епархий преосвященными Обозрение протопресвитером Желобовским церквей военного ведомства II. Церкви и монастыри Церкви Об освящении нового Киево-Владимирского собора Об ассигновании из казны денег на церковныые сооружения Об отпуске из казны денег на устройство парового отопления в Смоленском кафедральном соборе О содержании в благоустроенном виде кладбищ Монастыри Восстановление Смоленско-Зосимовской пустыни Возведение женских общин в монастыри Вновь учрежденные женския общины Обращение в женскую общину существующего в Харьковской епархии приюта Число монастырей и монашествующих О расходе на содержание Алексеевского монастыря в г. Риге Об отпуске из казны по 2.000 р. в год на содержание Бодбийского монастыря III. Утверждение веры и благочестия Положение православия в Холмско-Варшавской епархии Положение православия в западных епархиях Положение православия в Грузинском экзархате Положение православия в Финляндии Миссии и их деятельность I. Сибирские миссии а) Алтайская миссия б) Киргизская миссия в) Миссионерская деятельность в Енисейской епархии г) Миссии в Тобольской епархии: Сургутская и Обдорская. д) Чукотская миссия Якутской епархии е) Камчатская духовная миссия ж) Забайкальская духовная миссия з) Иркутская духовная миссия II. Миссии европейской России а) Калмыцкая миссия в Астраханской епархии в) Киргизская миссия в Оренбургской епархии г) Противомусульманская миссия в Рязанской епархии III.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Г.А. Ильинский Содержание Классификация рукописей Зографского монастыря I. Рукописи по содержанию II. Рукописи по времени написаний III. Рукописи по редакциям I. Священное Писание 1. Евангелия 2. Апостолы 3. Евангелие и апостол 4. Псалтыри II. Богослужебные книги 1. Октоихи и Пентаихи 2. Триоди 3. Стихирари 4. Трефологии 5. Служебные Минеи 6. Праздничные Минеи 7. Часослови 8. Каноники 9. Требники 10. Служебники 11. Службы 12. Молитвословы 13. Акафистари 14. Сборные богослужебные книги III. Церковно-юридические книги IV. Исторически книги V. Творения отцев церкви VI. Жития VII. Четьи Минеи VIII. Молитвы и поучения IX. Прологи X. Легенды XI. Сборники     Автор считает долгом принести глубокую благодарность Русскому Археологическому Институту в Константинополе за материальную помощь при поездке на Афон. Первые известия о рукописном собрании Зографского монастыря сообщил в 1848 г. В.И. Григорович в своем известном «Очерки путешествия по Европейской Турции» (2 изд. М. 1877, стр. 56–57). Встреченный в монастыре очень негостеприимно, Григорович мог рассмотреть только сто с небольшим рукописей. Из них 65 оказались «церковными, новыми»; об остальных 35 Григорович дал никоторые библиографические сведения, но до такой степени краткие, что в настоящее время, за немногими исключениями (напр. 155 нашего описания, 152 и др.), нет никакой возможности определить, какие именно рукописи он имел ввиду. B 1852 г. совершил путешествие по Афону с научной целью К. Димитриев-Петкович. Сообщая довольно обстоятельные сведения о библиотеках всех афонских монастырей в книге «Обзор Афонских древностей» (СПб. 1865), он ничего не говорит о рукописях Зографского монастыря, хотя бывал в нем не один раз. Напротив, целых 26 страниц посвятил книгохранилищу Зографского монастыря на Афоне арх. Леонид в статье «Славяносербские книгохранилища на Афонской горе» (Чтения Общества истории и древностей российских, год 1875, кн. I, стр. 52–78), но почти вся эта заметка посвящена месяцеслову Трефология Зографского монастыря 85), который арх. Леонид приводит почти в дословном виде. Из других рукописей этот писатель сообщает только об Евангелии 1305 г. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. А. Острогорский Содержание Предисловие к русскому изданию Г. А. Острогорский (1902–1976) Список публикаций Г.А. Острогорского Предисловие В. Otto ко второму изданию Из предисловия автора к первому изданию Предисловие автора ко второму изданию Предисловие автора к третьему изданию Введение. Развитие науки об истории Византии I. Основные черты развития ранневизантийского государства (324–610) Источники 1. Христианизированная Римская империя 2. Эпоха переселения народов и христологических споров 3. Реставрационная политика Юстиниана и ее крушение II. Борьба за выживание и обновление византийского государства (610–711) Источники 1. Войны с персами и с аварами. Реформы Ираклия 2. Время арабского вторжения: последние годы Ираклия; Констант II 3. Спасение Константинополя и укрепление нового строя: Константин IV и Юстиниан II 4. Закат династии Ираклия III. Эпоха иконоборческого кризисА (711–843) Источники 1. Чехарда на престоле 2. Иконоборчество и войны с арабами: Лев III 3. Иконоборчество и войны с болгарами: Константин V 4. Закат иконоборчества и восстановление иконопочитания 5. Византия и Карл Великий 6. Реформы Никифора I и внешнеполитические опасности: Византия и Крум 7. Иконоборческая реакция IV. Расцвет Византийской империи (843–1025) Источники 1. На заре новой эпохи 2. Эпоха кодификации права: Василий I и Лев VI 3. Византия и Симеон Болгарский 4. Борьба центральной власти против могущества феодалов. Культурный расцвет при византийском императорском дворе: Роман Лакапин и Константин Багрянородный 5. Эпоха завоеваний: Никифор Фока и Иоанн Цимисхий 6. Наивысшая точка византийского могущества: Василий II V. Правление столичной чиновной аристократии (1025–1081) Источники 1. Крушение средневизантийской государственной системы 2. Крах внутренней и внешней политики VI. Правление военной аристократии (1081–1204) Источники 1. Восстановление Византийской империи при Алексее I Комнине 2. Новый взлет византийского могущества и первые поражения: Иоанн II и Мануил I 3. Попытка реакции при Андронике Комнине 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. И. Беневич Учение о церковном символе. Иконоборчество и иконопочитание Иконоборческий период (730–843 гг.) (Т. А. Сенина (монахиня Кассия)) Иконоборческие споры продолжались в Византии больше ста лет, однако с перерывом в 787–815 гг., и поэтому принято говорить о двух периодах иконоборчества. К началу VIII в. почитание икон, ставшее общепринятой практикой уже к VI в., считалось исконным преданием, однако его прямого богословского обоснования сделано при этом не было 699 , а бытовое почитание образов начало принимать гипертрофированные формы 700 . Это чрезвычайное усиление культа икон вызвало негативную реакцию в церковных кругах, особенно в восточных провинциях Византийской империи, где сильнее ощущалось иконоборческое влияние армян-монофизитов, а также сект павликиан и манихеев. Сколько бы позднее православные источники ни твердили о том, что иконоборчество было единственной ересью, навязанной Церкви извне, в Константинополе при дворе Льва III, а именно в Малой Азии среди духовенства мы находим самую древнюю форму выражения византийского иконоборчества» 701 . Наиболее древние источники приписывают решающую роль в возникновении новой ереси Константину, епископу Наколеи Фригийской. Об этом упоминает св. патриарх Герман в своих письмах, и когда они были прочитаны на VII Вселенском соборе, св. патриарх Тарасий сопровождал чтение словами: «Ересь вышла от Константина Наколейского, это он ее ввел». По словам патриарха Германа, в его время «целые города и множество людей» были «в большом смущению) относительно иконопочитания, а иконоборческая ересь являлась «нововведением» епископа Наколейского, который нашел многочисленных сторонников внутри самой церковной иерархии 702 . Подобное усиление антииконоборческих настроений вошло в резонанс с настроениями воцарившегося в 714 г. Льва III Исавра, который после своих блистательных побед над арабами ощущал себя мессианской фигурой, призванной навести порядок и в государстве, и в Церкви. Впрочем, при нем иконоборчество не получило сколько-нибудь большого размаха: император ограничился символическим удалением с главных ворот дворца иконы Христа и отправлением на покой престарелого патриарха Германа, который не соглашался с новым курсом, но не имел сил оказать должное сопротивление. Только в 754 г. сын Льва император Константин V (741–775 гг.) созвал в Иерии собор, осудивший иконопочитание и официально провозгласивший иконоборческие догматы. Этот же император развернул преследования иконопочитателей, в ходе которых пострадали более всего монахи, главные хранители традиционного благочестия. На Иерийском соборе были преданы анафеме патриарх Герман и Мансур – преподобный Иоанн Дамаскин 703 , который в VIII в. оказался главным богословом, писавшим в защиту иконопочитания 704 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010