Указатель Указатель личных имен, ересей и соборов (римскими цифрами обозначены номера книг, арабскими номера глав) Абунданций, военач. – VII.7 Авгарий – II.40 Авда, еп. – VII.8 Авзоний, консул – V.2 Авимелех, библ. – III.8 Авксанон – II.32 Авксанон, пресвитер – I.13 Авксентий, еп. миланский – II.37; IV.30 Авлавий (Аблавий), ритор – VII.12 Авраам, библ. – III.8, 12; V.18 Авраамий, еп. уримский – III.25 Аврелиан, консул – VI.6 Агапий, еп. эфесский – V.23 Агапит, еп. – VII.3 Агафон, еп. – II.28 Агелий, еп. константинопольский (новацианин) – II.38; IV.9, 28; V.10, 12, 21 Адам, библ. – III.7 Адамантий, врач – VII. 13 Адамантий, еп. – I.35 Адельфий, еп. – II.28 Адолий, еп. македонский – IV.12 Адонис, миф. – III.23 Адриан – III.23 Акакий, еп. верийский (Сирия) – VI.18, 23 Акакий, еп. амидийский – VII.21 Акакий, еп. кесарийский – II.4, 38–40, 42 Акакий, еп. селевкийский – IV.1, 4 Акакий, еп. – III.25 Акесий, еп. – I.10, 13 Акиндиан, консул – II.5 Аламундар, вождь сарацинов – VII. 18 Аларих, вождь готов – VII.10 Александр, диакон – I.25 Александр, еп. александрийский – I.5–9, 13, 15 Александр, еп. антиохийский – VII.9 Александр, еп. еленопольский – VII.36 Александр, еп. каппадокийский – VII.36 Александр, еп. константипольский – I.37, 38; II.6 Александр Македонский – I.13; III.3, 21, 23; IV.12; VII.13 Александр пафлагонец – II.38 Алипий, еп. александрийский – I.27 Алкивиад – VII. 25 Амахий, наместник в г. Миры – III.15 Амвросий, еп. македонский – IV.12, 30 Амвросий, еп. миланский – V.11 Аммон, монах, египет. пустынник – IV.23; VII.14 Аммоний, египет. монах – IV.23 Аммоний, брат Диоскура, пустынник – VI.7 Аммоний, граматик – V.16 Аммоний, еп. – II.28 Аммоний, еп. лаодикийский – VI. 18 Аммоний, поэт – VI.6 Амфилохий, еп. – V.8 Амфион, еп. никейский – I.13 Анагамфон, еп. – II.28 Анастасий, еп. римский – VII.9 Анастасий, пресвитер антиохийский – VII.32 Анастасия, дочь имп. Валента – IV.9 Анатолий, еп. верийский – III.25 Ангелон, военачальник – IV.5 Андрагафий, военачальник – V.11, 14

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Г. А. Острогорский Списки правителей 1338 1. Восточная Римская империя (Византия) Императоры в Константинополе Константин I Великий 306–324 1339 –337 Констанций II 353–361 Юлиан Отступник 361–363 Иовиан 363–364 Валент 364–378 Феодосий I 379–395 Аркадий 395–408 Феодосий II 408–450 Маркиан 450–457 Лев I 457–474 Лев II 474 Зинон 474–475 Василиск 475–476 Зинон (повторно) 476–491 Анастасий I 491–518 Юстин I 518–527 Юстиниан I Великий 527–565 Юстин II 565–578 Тиверий I Константин 578–582 Маврикий Тиверий 582–602 Фока 602–610 Ираклий 610–641 Ираклий Константин III 641 Ираклий Младший (Ираклона) 641 Констант II (Константин) 641–668 Константин IV 668–685 Юстиниан II 685–695 Леонтий 695–698 Тиверий II (Апсимар) 698–705 Юстиниан II (повторно) 705–711 Филиппик (Варданий) 711–713 Анастасий II (Артемий) 713–715 Феодосий III 715–716 Лев III Исавр 717–741 Константин V 741–775 Лев IV 775–780 Константин VI 780–797 Ирина 797–802 Никифор I 802–811 Ставракий 811 Михаил I Рангаве 811–813 Лев V 813–820 Михаил II 820–829 Феофил 829–842 Михаил III 842–867 (Регентство Феодоры) 842–856 Василий I Македонянин 867–886 Лев VI 886–912 Александр 912–913 Константин VII Багрянородный 913–945 1340 –959 † Роман I Лакапин 920–944 Роман II 959–963 Василий II 963–976 1341 –1025 † Никифор II Фока 963–969 † Иоанн Цимисхий 969–976 Константин VIII 1025–1028 Роман III Аргир 1028–1034 Михаил IV 1034–1041 Михаил V 1041–1042 Зоя и Феодора 1042 Константин IX Мономах 1042–1055 Феодора 1055–1056 Михаил VI Вринга 1056–1057 Исаак (Исаакий) I Комнин 1057–1059 Константин X Дука 1059–1067 Михаил VII Дука 1067–1071 1342 –1078 † Роман IV Диоген 1068–1071 Никифор III Вотаниат 1078–1081 Алексей I Комнин 1081–1118 Иоанн II Комнин 1118–1143 Мануил I Комнин 1143–1180 Алексей II Комнин 1180–1183 Андроник I Комнин 1183–1185 Исаак (Исаакий) II Ангел 1185–1195 Алексей III Ангел Комнин 1195–1203 Исаак II Ангел (повторно) 1203–1204 † Алексей IV Ангел 1203–1204 Алексей V Дука Мурцуфл 1204 Императоры в Никее Феодор I Ласкарь 1206–1221 Иоанн III Дука Ватац 1221–1254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.Б. Дашков Приложения Императоры Византии 306–1453 (список) Приводится по изданию: Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами Константин I Великий (306–337) Лициний (308–324) Констант I (337–350) Констанций II (337–361) Юлиан II Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364–378) Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (395–408) Феодосий II Младший (408–450) Маркиан (450–457) Лев I Макелла Фракианин (457–474) Лев II (474) Зинон (474–491,475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор (491–518) Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (527–565) Феодора I (527–548) Юстин II (565–578) Тиверий II (574–582) Маврикий (582–602) Фока (602–610) Ираклий I (610–641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641–668) Константин IV Погонат (668–685) Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий III (Апсимар) (698–705) Фнлиппик (Вардан) (711–713) Анастасий II (Артемий) (713–716) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр или Сириец (717–741) Константин V Копроним или Каваллин (741–775, 742–743 – вне Константинопля) Артавасд (742–743) Лев IV Хазар (775–780) Ирина (780–790 и 797–802) Константин VI Слепой (790–797) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) Феодора (II) (842–856) Михаил III Пьяница (856–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Философ (886–912) Александр (912–913) Зоя I Карвонопсина (914–919) Роман I Лакапин (919–944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 – †959 ноябрь) Роман II (959– †963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Булгароктон (976–1025) Константин VIII (1025 –1028) Роман III Аргир (1028 –1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041 –1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042–1055)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Лекция 19 Время правления великих князей Иоанна III и его сына Василия III характеризуется активным формированием новой идеологии московской великокняжеской власти. В конечном итоге процесс этот завершается созданием классической формулы «Москва – III Рим», принятием царского титула Иоанном Грозным, а несколько позднее – и возведением Русской Церкви на степень Патриаршества. Церковь играла ведущую роль в оформлении русской монархической идеи, которая явилась преемницей византийской теократии. Это было вполне естественно, так как в монархическом устроении земной жизни христианское сознание традиционно видело икону Монархии Небесной. Уже упоминалось, что истоки этого нового сознания лежали в событиях, связанных с отступничеством греков от Православия на Флорентийском Соборе. Москва тогда впервые осознала себя единственной хранительницей истины Православия. Это привело к утверждению автокефалии Русской Церкви. В то же время великие князья Московские, вскоре окончательно освободившиеся от ордынской зависимости и одновременно ощутившие себя преемниками погибшей Византии, практически завершают объединение Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Создается крупное централизованное православное государство с сильной самодержавной властью. И государству этому, чье возвышение было столь стремительно, необходимо было осмыслить свое место в существующем мире. Основой новой идеологии, безусловно, стала мысль о непосредственном преемстве власти Московских государей от последних Константинопольских императоров. Эта идея еще более укрепилась и перешла из области символов в сферу династических реалий после брака Иоанна III и Софьи (Зои) Палеолог, который был заключен в 1472 г. Русские государи в полной мере ощущали себя наследниками византийских императоров как возглавителей всего православного мира. Новое династическое право Иоанна III и его потомков претендовать на Царьградское наследие укреплялось и в силу его внешнего признания. И хотя в реальности это чаще всего была не более, чем льстиво-вычурная дипломатическая риторика, для Московских великих князей она оказалась весьма кстати. Так, правительство Венеции уже через год после заключения брака Иоанна и Софьи писало в Москву о том, что отныне Московский государь является полноправным наследником Восточной империи. А Великий Магистр Тевтонского Ордена фон Шомберг побуждал Василия III вступить в антитурецкую коалицию, соблазняя его перспективой отвоевания «своей законной вотчины – Константинополя».

http://sedmitza.ru/lib/text/436284/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛОНА (Ираклий Младший, Константин) [греч. Ηρακλωνς, Ηρακλεωνς, Ηρκλειος; лат. Heraclius] (626, Лазика - после нояб. 641, о-в Родос?), визант. имп. (апр. или май-нояб. 641). Сын имп. Ираклия (610-641) и августы Мартины. Род. во время большого похода имп. Ираклия на Восток против персов, в к-ром Мартина его сопровождала. При крещении получил имя Константин, которое позже использовалось как официальное при чеканке монет (Catalogue of the Byzantine Coins. 1968. P. 390). 1 янв. 632 г. ( Niceph. Const. Brev. hist. P. 185-186; Кулаковский. История. С. 110) провозглашен кесарем, 4 июля 638 г.- августом с именем Ираклий, как соправитель своего отца и сводного брата Константина III , 1 янв. 639 г.- консулом ( Niceph. Const. Brev. hist. P. 191). В нек-рых позднейших визант. источниках (в хрониках Феофана Исповедника , Георгия Кедрина , Иоанна Зонары ) появляется его уменьшительное прозвище Ираклона, вероятно данное юному И., чтобы отличать его от др. представителей династии Ираклидов с именами Ираклий и Константин. В др. источниках (в хрониках Иоанна , еп. Никиуского, в «Краткой истории» патриарха Никифора I , в соч.«О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного ) он назван Ираклием. После кончины Ираклия (11 февр. 641) в соответствии с его волей управление гос-вом перешло Константину III, И. и Мартине. Однако жители К-поля выступили против Мартины, заявив, что признают царями только Константина III и И. Первые полгода после смерти Ираклия И., являясь 2-м августом, находился в тени, в то время как вся политическая власть была сосредоточена в руках Константина III. После его скоропостижной смерти в апр. или мае 641 г. (точная датировка является предметом научной полемики: Stratos. 1972. P. 184-185) единственным августом стал 15-летний И., а реальная власть сосредоточилась в руках Мартины. Незадолго до смерти Константин III, опасаясь за судьбу своего сына Ираклия (будущий имп.

http://pravenc.ru/text/673875.html

Скворцов В. М. Приложения. Часть 1 I. Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви Константинопольские епископы по порядку Время вступления Андрей Первозванный апостол Стахий, из учеников Христовых (октябрь 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (св. апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кирилльан) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июня 4) (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Дмитрий Пров (святой) Митрофан I Александр I (августа 30) Павел I, Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I, Богослов Нектарий I, патриарх Константинопольский, окт. 11 Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей I Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (во второй раз) Петр, еретик Фома II, Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I, Порфирородный Антоний II Николай I, Мистик Евфимий I, Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I, Скамандрин Антоний III, Студит Николай II, Хрисоверг Сисинний II Сергий II (или Евлогий) Евстафий Алексий, Студит Михаил Кируларий Константин III, Лихуда Иоанн VIII, Ксифилин Косма I, монах Евстратий Гарид Николай III, Грамматик Иоанн IX, Агапит Лев Стопт или Ступп Михаил II, Куркуас

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви I. Константинοпольские епискοпы Номер по порядку Константинοпольские епискοпы Время поступления Андрей Первозванный, апостол Стахий, из учен. Христовых (окт. 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Доген Елевферий Феликс (св. апр. 15) Афиноген Евзовий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кирилльан) Кистин (Кастин или Константинт) Тит (июня 4), (Трат) Тарат Домитиан (Дометий) Димитрий Пров (святый) Митрофан I Александр 1 (авг. 30) Павел I, Омологит Евсевий Павел 1 (во второй раз) Македоний (арианин) Павел 1 (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел 1 (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I, Богослов Нектарий I патриарх константинопольский (окт. 11) Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (окт. 24) Флавиан, блажен Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей I Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во втор. раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (во второй раз) Петр, еретик Фома II, Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй ра) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I, Порфиродный Антоний II Николай IV, Мистик Евфимий I, Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I, Скамандрин Антоний I, Студит Николай II, Хрисоверг Сисинний II Сергий II (или Евлогий) Евстафий Алексий, Студит Михаил Кируларий Константин III, Лихуда Иоанн III, Ксифилин Косма I, монах Евстратий Гарид Николай III, Грамматик Иоанн IX, Агапит Лев Стопт или Ступп Михаил II Куркуас Косма II, Антик

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Детство и юность Флоря Б.Н. Иван Грозный (Оглавление) В 1525 году великому князю Московскому Василию Ивановичу исполнилось 46 лет. Возраст немалый для мужчины, тем более в эпоху Средневековья, когда продолжительность человеческой жизни была гораздо короче, чем теперь. Тем не менее у великого князя все еще не было сына, наследника. Василий женился 4 сентября 1505 года, незадолго до смерти отца, великого князя Московского Ивана III, выбрав себе невесту по новому, неизвестному ранее в Москве обычаю. По традиции московские великие князья чаще всего вступали в брак с женщинами из своего княжеского дома (так, например, жена Василия Темного, деда Василия III, Марья Ярославна была троюродной сестрой своего супруга), либо с женщинами, принадлежавшими к другим княжеским домам Северо-Восточной Руси (жена Дмитрия Донского Евдокия бьша дочерью суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича). Теперь все князья Северо-Восточной Руси стали подданными великого князя Московского, и сватать у кого-либо из них невесту для своего сына и наследника Иван III посчитал ниже своего достоинства. По совету великокняжеского печатника грека Юрия Траханиота был возрожден древний обычай выбора невесты, практиковавшийся при дворе византийских императоров. По приказу государя подданные присылали своих наиболее красивых дочерей на смотрины, и из их числа государь-жених выбирал себе невесту. Так будущий Василий III женился на Соломонии Сабуровой, происходившей из московского боярского рода костромских вотчинников. Брак был благополучным, но бездетным, и с течением времени это все больше беспокоило супругов. Они стали совершать длительные поездки по самым прославленным русским обителям, прося их святых покровителей о «чадородии». Великая княгиня вышивала покровы на гробницы святых, ожидая от них помощи в своем несчастье, но ничто не помогало. Василий III был, по-видимому, привязан к жене, но, когда после двадцати лет совместной жизни брак так и не дал детей, он решил с ней расстаться. По официальной версии сама Соломония, «видя неплодство из чрева своего», приняла решение уйти в монастырь, и великий князь согласился на это лишь после долгих уговоров жены и митрополита.

http://sedmitza.ru/lib/text/438911/

(из истории русской церковной мысли ) Слово «иосифляне» обычно напоминает страстную полемику между стяжателями и не стяжателями по вопросу о монастырских земельных владениях. Но уже двадцать лет тому назад о. Г. Флоровский заметил, что этот спор, начатый по настоянию Ивана III на соборе 1503 г. преп. Нилом Сорским , вовсе не был знаменательным для мировоззрения обеих сторон. Полемика об имениях вообще давно ушла в историю. Основные установки обеих сторон остаются, однако, важными и для нашего времени. Они часто определяют и наш подход к проблеме взаимоотношений церкви и мира. «Иосифлянская» идеология начала складываться, как это часто случается, еще до того, как сам преп. Иосиф Санин (1439–1515), основатель и игумен Волоцкого или Волоколамского монастыря, стал главой большого церковного движения. Уже в деятельности св. Пафнутия Боровского (ум. в 1477 г.), наставника самого Иосифа, выступают черты, характерные и для его ученика. Оба отличные хозяева и организаторы, оба сторонники строгой монастырской дисциплины, оба активно помогают страждущим мира, оба решительные защитники церкви. Св. Пафнутий, за свое осуждение отпада Московской Митрополии от Константинополя, даже попал в заключение. Другим предшественником, а позже союзником Иосифа Волоцкого , был архиепископ Геннадий Новгородский (арх. от 1484 до 1505), которому пришлось защищать церковь и от конфискаций церковных земель Иваном III и от разрушительной работы еретиков-жидовствующих. После присоединения Новгорода, уже в 1478 году, Иван III начал конфискацию церковных земель новгородской епархии. В 1487 г. арх. Геннадий раскрыл ересь жидовствующих. Еретики выступили против догмата св. Троицы, почитания Спасителя и святых, против икон и таинств. Они были особенно опасны ввиду того, что они не проповедовали открыто своей ереси, а действовали тайно, стремясь обратить в свою веру верхушки общества. Ряд представителей духовенства, в том числе может быть и сам митр. Зосима, примкнул к еретикам. Жена сына и наследника Ивана III Елена Волошинка и дьяк Ф. Курицын, глава московской дипломатии, тоже были соблазнены в ересь. Даже сам Иван III, не то по личным симпатиям, не то по государственным соображениям, поддерживал жидовствующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ДИГЕСТЫ» ЮСТИНИАНА «Дигесты» Юстиниана [лат. Digesta Iustiniani; греч. Πανδκται; Пандекты], наиболее известный и крупный сборник фрагментов произведений рим. юристов I-III вв. Составлен по указанию визант. имп. св. Юстиниана I в 530-533 гг. комиссией во главе с юристом Трибонианом из Каппадокии в рамках крупномасштабной реформы законодательства и юридического образования в Византии. «Д.» Ю. составляют 2-ю, наиболее объемную часть Corpus juris civilis (Свод гражданского права - под этим общим названием части юстиниановской кодификации были соединены в средние века начиная с XII в.) имп. Юстиниана I. Составление «Д.» Ю. было обусловлено необходимостью упорядочить источники рим. права, произведения рим. юристов II-III вв. (ius) и имп. конституции (leges). Первые составляли обширный и неудобный в употреблении корпус лит-ры, которую не всегда понимали юристы, судьи, гос. деятели поздней античности. Кроме того, с течением времени сочинения юристов II-III вв. постепенно становились «древним правом» (ius vetus), к-рое не отражало изменений в действующем праве. По сравнению с имп. конституциями (с кон. III в. было составлено 3 кодекса: частные - Codex Gregorianus и Codex Hermogenianus и офиц.- Кодекс имп. Феодосия II Младшего (438)) упорядочение и обновление юридической лит-ры было менее успешным. В 321 г., чтобы облегчить работу с юридическими сочинениями, имп. равноап. Константин I Великий лишил силы замечания юристов Ульпиана и Павла к сочинениям Папиниана, который был признан величайшим авторитетом (CJ. 9. 51. 13 pr.). В 426 г. императоры Феодосий II и Валентиниан III издали конституцию (т. н. закон о цитировании - Lex Allegatoria: CTh. 1. 4. 3) об обязательности правовых позиций 5 корифеев рим. юриспруденции - Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая и Модестина. В IV-V вв. появились небольшие частные сборники сочинений юристов (в т. ч. Сирийско-Римский судебник V в., Fragmenta Vaticana нач. V в., Сентенции Павла). Однако в целом задача по упорядочению и обновлению «древнего права» вплоть до составления «Д.» Ю. оставалась нерешенной.

http://pravenc.ru/text/171973.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010