Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Царствование благочестивейшего царя и великого князя Бориса Феодоровича Годунова всея России   Весь синклит двора и собор архиереев и весь народ великой Москвы и всей России, согласно с мнением и волею царицы и великой княгини Ирины, провозгласили царем и великим князем всей великой России великого боярина Бориса Годунова в женском монастыре за Москвою, где находилась царица Ирина, сделавшаяся монахинею, переименовавшись в божественной и ангельской схиме в монахиню Александру. В лето от создания мира 7107, от Рождества же Христова 1598, в сентябре месяце, в день воскресный, великий патриарх Москвы и всей России избранного Бориса Годунова, брата Ирины, царицы всея России, короновал в царя московского и всея России в патриархии, в соборном храме Пречистой Богородицы, в присутствии всех архиереев и архимандритов, и бояр, и всего синклита, и всего народа Москвы. Находились [при этом] многие архиереи и архимандриты из Константинополя: епископ Ериссо и Святой Горы кир Игнатий, который спустя некоторое время сделался архиепископом рязанским и патриархом Москвы и всей России, и архиепископ ахридский кир Нектарий, и митрополит видинский Феофан, и великий архимандрит иерусалимский кир Дамаскин из Эллады, и великий старец великой лавры святого Саввы Освященного в Иерусалиме Дамаскин, и многие другие иеромонахи святой Афонской горы и из других различных монастырей. И как только был венчан царь и воссел на царский престол, то особенно почтил бояр и всех придворных, дав им многие подарки и учинив производства их из одного достоинства в другое. Итак, он явился подражателем блаженнейшего и освященного отца своего царя Феодора и раздавал каждый день великую милостыню. Имел он во многих местах назначенных людей, которые раздавали повседневно милостыню не только по Москве, но и по всей России. Он роздал милостыню по монастырям, священникам и всем нуждающимся.

http://sedmitza.ru/lib/text/439011/

II. Описание мест, вне Крита находящихся 1. Желающему отправиться на Синайскую гору с Крита удобнее отправиться из Ситии. При хорошей летней погоде в четыре или пять дней доходишь до Тамиафы, обширной страны, имеющей злых и преступных людей и много нечестивых. 2. Эту страну орошает река Нил на западной стороне на две мили или меньше. В этой реке много рыб всяких сортов; на этой реке 8 островов и много стран по Нилу, т.е. мест и селений свыше тысячи. Тут равнина, а скал никаких нет. 3. Оттуда дорога ведет в Каир, большой и красивый город, имеющий много построек и значительное население, оттуда дорога ведет в так называемый Ханди и чрез три дня приходишь к колодцу Моисея, имеющему мутную воду. Там по близости Красное море, куда вышли Евреи; с тех пор там пресная вода. 4. От Каира двенадцать дней пути и больше до Синайского монастыря, лежащаго к востоку. К югу от монастыря гора Хорив. Там знаменитый храм, Преображение Христа Спасителя, а близ храма на востоке Св. купина, которую видел Моисей. Храм этот опирается на двенадцать колонн и на каждой колонне нарисованы Святые каждого месяца; все колонны точеные и в них мощи Святых каждого месяца. Они считают год по этим двенадцати месяцам. 5. К северу от Св. купины, от алтаря церковь Св. Антипы, с нею церковь Св. Константина, дальше Св. Ирина; к югу от Св. купины церковь Предтечи, в связи с ней Анна и Св. Симеон Столпник. Все они соединены с главным храмом. 6. Вне храма, в монастыре церкви: Св. Стефан, честной Предтеча, великий Златоуст, великий Николай, пророк Аарон, Св. Сергий и Вакх, Свв. Феодоры Стратилат и Тирон, Рождество Пресвятой Богородицы, Св. апостолы Петр и Павел, великий Георгий и Св. Екатерина. 7. За монастырем на южной стороне мы поднимаемся на гору Хорив и находим храм Богородицы, за ним входим и находим пророков Илию и Елисея. На самом верху находим Св. вершину, на которой Моисей видел Бога. Затем мы спускаемся на южную сторону к Св. Сорока мученикам, а внизу на вершине горы есть очень красивая кафизма (сидение).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

I. Святыня и священные достопамятности в Кремле Успенский собор 1 Главным святилищем Москвы и сокровищницей отечественных святынь и древностей почитается Успенский собор. Он первоначально основан был в 1326 году святым Петром, митрополитом Московским , при великом князе Иоанне Даниловиче Калите. Святой Пётр родился в земле Волынской от благочестивых родителей. Пришедши в отроческие лета, он почувствовал в себе призвание к духовной жизни. Поэтому он пришёл в один из близких к месту его рождения монастырей. Игумен монастыря скоро полюбил юного инока Петра и удостоил его священной степени пресвитера. После этого он ещё более начал упражняться в духовной жизни. К этому он присоединил ещё другое благочестивое занятие – начал писать иконы. Спустя немного времени, Пётр нашёл себе одно безмолвное место на реке Рате, где начал провождать самую строгую жизнь. Окрестные жители, узнавши подвижническую жизнь Петра, начали приходить к нему для духовного наставления. Духовный подвижник никому ни в чем не отказывал; если у него нечего было дать нуждающемуся, то отдавал и последнюю свою власяницу. Дивясь равноангельскому житию Петра, сам великий князь с любовью приходил слушать его наставления. В то время скончался Владимирский святитель Максим, известный своей добродетельной жизнью, великий князь, знавший духовную жизнь Петра, возымел желание поставить его на святительскую кафедру. Для сего он отправил его в Константинополь к патриарху. Когда Пётр явился в Церковь Святой Софии, патриарх пророчески; сказал: «повелением Божиим пришёл к нам дивный муж, который благодатию Божиею упасёт вверенное ему стадо». Итак, Пётр был рукоположен в сан святителя на кафедру митрополии всей России. Получив сан, святитель святой Пётр прибыл в Киев. Здесь открылась для него самая обширная деятельность пастырского служения: он начал ревностно заботиться о своей пастве, неутомимо объезжал епархии, словом и примером наставлял всех в вере и благочестии. Святитель Пётр, просвещённый благодатию Божией, провидел будущую славу Москвы, вознамерился перенести кафедру митрополии в Москву и сам решился остаться здесь навсегда. Тогдашний великий князь Иоанн Данилович Калита полюбил избранника Божия; равно также и святитель Пётр, узнавши благочестие великого князя, возымел к нему особенную любовь. Он предложил великому князю построить в Москве каменный храм в честь Успения Богоматери. «Если послушаешь меня, сын мой, говорил святитель Пётр великому князю, то и сам прославишься с родом твоим более других князей, и твой град будет славен между другими городами. Святители будут жить в нём, и Бог прославится в нём».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Архангельский собор С южной стороны Успенского собора возвышается не менее замечательный своею святынею и древностию собор Архангельский. Он устроен был в 1333 году Великим Князем Иоанном Даниловичем Калитою. Ещё прежде сего собора на этом месте стояла деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, которого издревле Русские Князья признавали своим заступником. Когда обветшала эта церковь , Великий Князь соорудил на этом месте каменную. Подражая греческому царю Константину Великому , воздвигшему особу. Церковь для погребения греческих императоров, Великий Князь с тою же целью соорудил и эту церковь и назначил её местом для погребения себя и своих преемников. Храм этот в начале XVI века оказался ветхим и тесным. Великий Князь Василий Иоаннович заложил новый, по образцу Успенского собора, обширнее прежнего. В 1509 году, в день самого праздника, новый собор был освящён Всероссийским митрополитом Симоном, в присутствии самого Великого Князя. Впоследствии Архангельский собор, вместе с прочими зданиями Кремля, не раз подвергался разрушениям. Так, в 1610 году, повествует летописец, в Архангельском соборе «бысть шум и гласи и плач пред самым разорением царства Московского». Во время 19-тимесячной осады поляками Кремля Архангельский собор подвергся опустошению. В 1737 году, во время Московских пожаров, Архангельский собор снова подвергся печальной участи. Внутренним украшением и живописью собор Архангела Михаила обязан был Императрице Екатерине II. Её повелением живопись в нём была возобновлена, с удержанием прежнего характера. В 1775 году, в храмовый праздник Архангела Михаила, Митрополит Платон в проповеди своей говорил: «Не мы только, но и самые стены храма сего проповедуют усердие Благочестивейшей Государыни к святым местам». В 1812 году Архангельский собор снова потерпел опустошение от неприятелей. Французы, заняв Москву, опустошали все соборы Кремля, между которыми потерпел и Архангельский. Архангельский собор служил усыпальницею древних русских Великих Князей и Царей, начиная от Иоанна Даниловича Калиты до Иоанна Алексеевич а. Между гробницами Великих Князей и Царей особенно замечательны две гробницы: в одной из них почивают на вскрытии мощи св. Царевича Димитрия, а в другой, под спудом, – мощи св. Благоверного Князя Михаила и боярина его Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В лето 7175-е месяца Ноября в 28-й день бысть изволение Благочестивейшего Тишайшего Богом венчанного и Богом хранимого Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великой и Малой Росии Самодержца, согласие же Святейших Патриарх и всего освященного Собора, еже послати в монастырь Воскресенский к бывшему Патриарху Никону да на суд в царствующий град Москву пред Святейшие Патриархи и пред весь собор освященный призовется, и абие послан бысть Преосвященный Арсений архиепископ Псковский и Изборский, с ним же всемилостивого Спаса Ярославского монастыря архимандрит Сергий, иже пришедши в монастырь Воскресенский, вину пришествия своего абие бывшему Патриарху Никону известиша. Ои же даде ответ досадительный рек, яко аще Святейшие Патриархи Александрийский и Антиохийский по согласию с Константинопольским и Иерусалимским патриархом приидоста в царствующий град Москву, известия ради всяческих вещей духовных, „и аз“ рече: „готов есмь в царствующий град Москву путь восприяти“. Сей ответ когда Благочестивейшему Самодержцу и Святейшим Патриархом и всему освященному Собору принесеся, благоволиша второе призывание сотворити чрез пречестного мужа из Володимира Рождественного монастыря архимандрита Филарета. Иже в день 30 Ноября прием повеление, шед, срете бывшего Патриарха Никона , путь творяща в царствующий град Москву, и дав ему целование, вручи хартию, на ней же написано бе сице: Благочестивейший Христолюбивый Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великой и Малой Росии Самодержец, и всесвятейший кир Паисий, папа и патриарх великого града Александрии, и вселении Судия, и всесвятейший кир Макарий Божия града Антиохии и всего Востока Патриарх, советом всего освященного собора посылали к тебе нынешнего 175 Ноября в 29-й день преосвященного Арсения, архиепископа Псковского и Изборского с архимандритами и указали тебе сказать, чтоб ты ехал к Москве вскоре и ты Великого государю указа и Святейших Патриархов повеления не послушал, к Москве не поехал, отказал не честно, и тем непослушанием Великому Государю учинился непослушен и Святейших Патриархов и весь Собор обесчестил, и Великий Государь за премногое своё беззлобие и долготерпение, и Святейшие Патриархи и Преосвященный Собор, презрев твои досады и непослушание, прислали к тебе второе Архимандрита Филарета, да Чудова монастыря соборного старца священника Лаврентия, чтоб тебе приехать к Москве нынешнего 175 года Декабря во 2-й день в другом или в третьем часу ночи, а чтоб не ранее другого и не позже третьего часа, а взъехав, стоять на Архангельском подворье в Кремле городе у Никольских ворот, а ехать тебе смирным образом в десяти человеках или меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Введение. Священная римская (византийская) империя Династия Константина I. Святой и равноапостольный Константин Великий (306–337) Глава 1. На пути к единоличной власти Глава 2. Первый Вселенский Собор Глава 3. Переезд в Константинополь, конец жизни II. Константин II (337–340), Констант I (337–350), Констанций (337–361) Глава 1. Соимператорство трёх братьев и единоличное правление Констанция Глава 2. Тринитарные соборы и церковная политика Констанция Глава 3. Личность Констанция III. Юлиан Отступник (361–363) Глава 1. На пути к царству Глава 2. Царствование и преследования христиан Глава 3. Персидский поход Внединастический император IV. Иовиан (363–364), краткое царствование христианского императора Приложение «Варвары и Империя» Династия Валентиниана V. Валентиниан I (364–375), Валент (364–378), Грациан (367383) и Валентиниан II (375–392) Глава 1. Эпоха четырёх императоров Глава 2. Гибель династии западных царей Глава 3. Церковные дела и религиозная политика императоров Династия Феодосия VI. Святой Феодосий I Великий (379–395) Глава 1. Святой император Глава 2. Второй Вселенский Собор. Участие императора в делах Церкви VII. Императоры Аркадий (394–408) и св. Гонорий (395–423) Глава 1. Аркадий, император Востока Глава 2. Император западных провинций VIII. Святой Феодосий II Младший (408–450) и Валентиниан III (425–455) Глава 1. Святая семья Глава 2. Последние Римские императоры Запада Глава 3. Третий Вселенский Собор 431 г. Глава 4. «Разбойный собор» 449 г. Приложение Административно-территориальное устройство Церкви и отношения между кафедрами в III–V bb. IX. Св. Маркиан (450–457) и св. Пульхерия (450–453) Глава 1. «Солдатский» царь, избранник Божий, и Четвёртый Вселенский (Халкидонский) Собор Глава 2. 28-й канон и последние годы великой династии Династия Льва X. Император святой Лев I Великий (457–474) Глава 1. Готский ставленник Глава 2. Война с вандалами Глава 3. Восстановление самодержавия, самовластное правление XI. Лев II Младший (473–474) и Зенон (474–475) XII. Василиск (475–476) Глава 1. Вождь национальной партии Глава 2. Монофизит на троне XIII. Зенон (476–491), повторное правление Глава 1. Исавр у власти. Война с остготами Глава 2. Заговоры и заговорщики, потеря Италии Глава 3. «Энотицон» императора Зенона и «Ацациева схизма» Приложение Положение императора в Церкви и государстве в IV–V bb. XIV. Император Анастасий I (491–518) Глава 1. Избранник жены Глава 2. Дела на Западе и восстание Виталиана Глава 3. Состояние Восточной Церкви и сношения с Римом Глава 4. Результаты царствования Анастасия  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великие каппадокийцы А.В.Карташев. Вселенские соборы (оглавление) Под этим именем прослыли в истории отцы второй половины IV в., завершившие формально-диалектическую обработку церковно-преданного догмата Св. Троицы. Это были «земляки» — Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Амфилохий Иконийский с их друзьями и единомышленниками, географически близкими и отдаленными. Их родина Каппадокия и соседние области центра Малой Азии были местом жительства землевладельческих фамилий, полагавших честь своего звания и своих родов в том, чтобы дать своим детям возможно более высокое образование. Само собой понятно, что это вело к занятию командующих высот и в культуре, и в обществе, и в государстве. Аналогичные условия и результаты мы видим y нас в помещичьем классе около московского центра — губерний Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской. Чудо мировой известности русской литературы родилось тут, в этих дворянских гнездах, и в усвоении ими высот европейской культуры. Подобное накопление просветительных сил и обращение их на служение своему отечеству и своей религии мы и наблюдаем в семействах будущих отцов церкви — Каппадокийцев. Василий Великий (род. 329) — аристократ по плоти, a по фамильным преданиям героический слуга церкви. Его бабка Макрина в Диоклетианово гонение спасалась бегством в лесах. Отец был известный адвокат. Мать Эммелия — дочь мученика. Дядя — епископ. После домашнего образования с помощью нанимаемых учителей Василий посылался в Константинополь слушать уроки красноречия знаменитого на всю империю ритора Ливания. По тону своей религиозности Василий был аскет, как и родная сестра его Макрина. Но для Василия пустыня была только духовной школой и подготовкой. A желанной формой служения Христу и церкви было для него пастырство. Вероятно, он глубоко чувствовал живую правду слов великого апостола: «если кто епископства желает, доброго дела желает.» Но это не значит, что он «рвался в бой,» как, например, Афанасий Великий, на пылавших тогда напряженными битвами полях догматических сражений. По строю души своей он не был борцом. Он был осторожным и долготерпеливым эволюционистом. Но когда уже, двигаясь вперед, изменял свои догматико-богословские воззрения, то мужественно прерывал свою дружескую переписку со старыми друзьями. На светском, мирском поприще Василий, наоборот, естественно, без насилия над собой общался и делал нужные дела с чиновниками императора Валента, местным градоначальником Модестом.

http://sedmitza.ru/lib/text/435077/

Вот и еще одно воскресенье Великого поста наступило, еще ближе подошли мы к светлому и радостному празднику Воскресения Христова – к Пасхе. Сегодня празднуется память преподобной Марии Египетской. Опубликовано в Журнале Московской Патриархии. 3, 2003 Вот и еще одно воскресенье Великого поста наступило, еще ближе подошли мы к светлому и радостному празднику Воскресения Христова – к Пасхе. Сегодня празднуется память преподобной Марии Египетской. А в среду вечером в память о великом подвиге покаяния преподобной Марии читался Великий канон преподобного Андрея Критского, которого Церковь Православная чтит как учителя покаяния. Великий канон, как считают некоторые ученые, впервые стал читаться на богослужении через пятьдесят лет после смерти святителя Андрея, и читался он как молитва о помощи в дни сильного бедствия. В 790 году в Константинополе случилось страшное землетрясение, от которого негде было укрыться, негде было спастись. И тогда монахини монастыря преподобного Патапия извлекли рукопись, которая давно хранилась в монастыре, и стали читать этот канон, в полном смысле слова вопия к Богу о помиловании и спасении. И в последующие века читался этот канон во время великих бедствий, а затем вошел в круг церковных богослужений как покаянный канон, читаемый на первой Неделе Великого поста по частям, а на пятой – целиком, в память о святых, явивших беспримерные подвиги покаяния. И вот, в этом году случилось так, что в среду на этой неделе Великий канон преподобного Андрея читался не только как покаянный канон, но и как канон бедствия. Вы знаете, какие бедствия и страсти обрушились на народы братской Югославии (проповедь произнесена в 1999 году. – Прим. ред.). И может быть, Господь этим совпадением дает и нам, и сербам образ противостояния внешним бедствиям. Мы молимся и будем молиться о том, чтобы Господь смилостивился над нашими братьями во Христе и сохранил им жизнь, города, храмы, всю страну. В среду вечером мы слушали житие преподобной Марии и ужасались и восхищались ее беспримерным подвигом покаяния. Что же сейчас можно сказать кратко о самом главном – о том уроке, который дает нам великая святая? Почему так по-особенному чтит ее Святая Церковь, отдавая ее памяти одно из воскресений Великого поста – такого важного времени в жизни православного христианина? Посмотрите, с какой решимостью осталась она в пустыне после молитвы в Храме Гроба Господня, где праздновалось Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, какой силы вера и покаяние были у этой вчерашней грешницы, которая и через много лет, проведенных в пустыне, называла себя позором всех людей. И какие испытания и искушения выдержала она в своей борьбе с грехом, семнадцать лет не отпускавшим ее душу и ее изможденную пустыней плоть.

http://pravmir.ru/pyataya-nedelya-posta/

Глава 2. Святитель Василий Великий Святитель Василий Великий родился около 329 года в Кесарии Каппадокийской, находящейся в Понтийской области, – так называлось северо-восточное побережье Малой Азии, где сейчас находится Турция. Его родители принадлежали к зажиточным семьям, отец был юристом в Неокесарии. Василий и его братья получили очень хорошее образование и воспитание. В возрасте восемнадцати лет Василий отправился в Константинополь, где слушал лекции знаменитого софиста Ливания, а потом провел несколько лет в Афинах, где еще существовала старая афинская академия, основанная Платоном. Там он подружился с будущим святым отцом Церкви Григорием Назианзином (Богословом), а также познакомился с будущим императором Юлианом (Отступником), который тоже был студентом академии. Два брата Василия впоследствии стали епископами. Большую роль в духовном воспитании Василия сыграла также его сестра, монахиня Макрина, впоследствии причисленная Церковью к лику святых. Несмотря на то что его родители были христианами, Василий крестился только в 354 г., в возрасте двадцати пяти лет. В те времена к крещению относились чрезвычайно серьезно. В целом крещение рассматривалось как важнейшее жизненное событие, и обычай откладывать его (иногда даже до самой смерти, как в случае императора Константина I) был широко распространен. Приняв святое крещение, Василий проникся чрезвычайным энтузиазмом, столь свойственным неофитам (новообращенным). Он захотел вплотную познакомиться с монашеской жизнью и отправился путешествовать в Сирию и Египет. Увлекшись аскетическими идеалами, он стал духовным сыном Евстафия Севастийского -знаменитого подвижника и главы крайней монашеской группы. Преувеличенный аскетизм Евстафия, требовавшего, чтобы все христиане придерживались монашеской дисциплины, был осужден на соборе в Гангре Пафлагонской (ок. 340 г.), хотя это осуждение не помешало дружбе Евстафия с Василием (окончившейся, правда, разрывом). Примерно год спустя чрезмерный пыл Василия утих, и он сменил аскетизм на более умеренный образ жизни. Вместе с Григорием Назианзином и несколькими другими друзьями он основал в имении своего отца «аристократическую» христианскую общину. Друзья вели полумонашеский образ жизни, сообща молились и читали философскую и богословскую литературу. Особенно они увлекались Оригеном и совместно опубликовали антологию избранных мест из Оригена под названием «Филокалия», или «Добротолюбие» (не путать с другим «Добротолюбием», составленным Мака-рием Коринфским и святым Никодимом Святогорцем в конце XVIII века и представляющим собой собрание аскетических и мистических писаний IV-XV веков).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Д.К. Робертсон (протестант) Книга четвертая. От избрания Григория Великого до смерти Карла Великого (590–814 гг.) Глава 23. Григорий Великий (590–604гг.) Колумбан (589–615 гг.) Переход к средним векам – Григорий Великий – Состояние Италии – Положение церкви – Послание Григория – Беседы Григория Великого – Управление церковью – Спор с Иоанном Константинопольским – Маврикий и Фока – Труды Григория в пользу единения – Григорий и евреи – Григорий Великий и христианство в Англии – Миссионерская деятельность в Англии при Григории Великом – Августин и Британская церковь – Кончина Августина – Творения Григория Великого – Почтение Григория Великого к иконам и мощам – Смерть Григория Великого – Колумбан – Устав св. Колумбана – Последователь Колумбана Галл Конец VI столетия можно считать предельной чертой между древней и средневековой церковной историей. Сцена интереса отселе меняется; восточные церкви, угнетаемые внешними бедствиями, будут лишь мало обращать на себя наше внимание, причем оно будет почти всецело занято странами Запада, о которых не говорилось ранее или говорилось лишь мало. Христианство, как мы увидим, в это время проникает в варварские племена, наводнившие собой Западную империю, принося им не только религиозную истину, но и элементы культуры и образования, приспособляясь к ним, преобразовывая их, и в свою очередь испытывая на себе их влияние. Как и раньше христианство подвергалось влиянию со стороны идей и обычаев его греческих и римских обращенцев, так теперь оно не мало терпело от варваров, хотя скорее от грубости их нравов и обычаев, чем от какого-нибудь заражения их древними религиями. Не смотря на это, и в течение этих самых мрачных веков, предстоящих нашему исследованию, мы можем видеть, как благодатное промышление Божье сохраняло сущность истины среди невежества и испорченности, давало людям возможность побеждать зло, которым они были окружены, и наполняло сердца народных масс ревностью не только о распространении видимых пределов царства Христова, но также и об укреплении силы веры в тех, которые уже считали себя членами этого царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010