Новопосвященный епископ посетил церкви Фиваиды, где Арий произвел немало смут, поставил Фрументия епископом для Эфиопии, громил еретиков-ариан, боролся с раскольниками-мелетианами, рассылал окружные послания, писал инструкции и увещания. С этих пор начинаются тернии и волчцы в жизни Афанасия. Пять раз удавалось врагам добиться изгнания св. Афанасия из епархии; несколько соборов назначалось для рассмотрения его дел, но великий исповедник снова и снова торжествовал над злобой врагов своих. Энергичный, но исполненный такта, гениальный, но не гордящийся этим, Афанасий не был заносчивым, не был недоступным и беспощадным, а был кротким, мягким, общительным, медленным на гнев и скорым на помощь. Первое изгнание не заставило ждать себя. Арий, отлученный от церкви, употреблял все усилия получить снова общение с ней и, видя в Афанасии несокрушимую преграду этому, направил против него вместе со своими единомышленниками целый ряд клевет. Афанасий обвинялся в жестокости к клиру, безнравственности в частной жизни и в политической неблагонадежности. И хотя Афанасий блестяще опроверг все обвинения, Константин Великий , считая его нарушителем мира, удалил его от паствы. По смерти Константина, Афанасий Великий возвратился из ссылки, к всеобщему ликованию паствы, по не надолго. Египетский префект Филагрий, желая доставить епископскую кафедру своему соотечественнику Григорию Каппадокийцу, вооруженной силой заставил александрийцев признать своего клеврета епископом, а ариане добились от своего Антиохийского собора нового низложения Афанасия, как уже отрешенного от кафедры Тирским собором 335 года. Афанасий удалился во второе изгнание и, проводя его сначала в Риме, добился у папы Юлия торжественного признания своей невинности на Римском (341 г.) и Сардикийском (343 г.) соборах, а затем, живя в Галлии, возбудил живейшие симпатии в галльском правителе Констансе, который и ходатайствовал за него перед своим братом Констанцием. В октябре 346 г. Афанасий возвратился в Александрию. Мудрыми мероприятиями он добился того, что многие противники смягчились и склонились к никейской вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Великий ученик старца Хаджи Георгия: Иеросхимонах Парфений (Гвоздев). День памяти — 10 января Великий ученик старца Хаджи Георгия: Иеросхимонах Парфений (Гвоздев). День памяти — 10 января 21 июля 2006 года в Перми пожар уничтожил почти целый квартал. Чудом сохранился лишь один дом, хотя слева, справа и сзади стоящие от него все строения  сгорели дотла. Никто не мог объяснить, почему пожар не затронул этот дом, пока в нем не нашли одну фотографию. На ней был изображен иеросхимонах Парфений (Гвоздев), а на обратной стороне была надпись: «... где моя карточка будет, воров и пожара там не будет...» Отец Парфений (в миру Петр Константинович Гвоздев) родился 29 июня (12 июля) 1840 года в Петергофе. Двадцати трех лет он поступил в Сергиеву пустынь, а оттуда через семь лет прибыл на Афон. Старец Сергиевой пустыни отец Макарий не пускал своего послушника на Святую Гору. Но через некоторое время он умер, и разрушилась преграда на пути к Афону. Но отца Парфения долго смущала мысль, что он ушел туда без благословения игумена Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни, и старца отца Макария. Но когда он плыл на корабле, облокотившись на его борт, то задремал. И вот ему в сонном видении явился старец Макарий. Петр упал на колени, прося прощения, что уехал на Афон без благословения игумена. Старец же ничего не сказал своему послушнику, а только поцеловал его. Это означало, что он простил будущего афонского монаха. Послушник Петр прибыл сначала в Руссик и хотел остаться там, но волей Божией старцы не приняли его сразу, а благословили посмотреть другие афонские обители. В это время иеромонах русского монастыря Пантелеимон (Сапожников), оставивший записки, которые легли в основу книги иеромонаха Антония Святогорца «Афонские подвижники благочестия 19 века», по благословению старца Иеронима обходил афонских пустынников. Великий русский старец поручил собрать ему сведения о грузине иеросхимонахе Иларионе, афонском духовнике. В качестве помощника отец Пантелеимон выпросил у молдаванина отца Феофана, жившего на Керашях, его ученика — монаха Виссариона, хорошо говорившего на греческом языке и к тому же знакомого со многими здешними старцами. Место ученика отца Феофана и занял на время Петр.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=28...

П.В. Долгоруков Князья Хованские Мы помещаем здесь родословие потомству Великого Князя Литовского, Гедимина Великого, до разделения оного на различные фамилии: отцовский КОЛЕНО I: Гедимин, Великий Князь Литовский † 1328 КОЛЕНО II: Монтивид, князь Керновский и Слонимский Наримунд, во Святом крещении Глеб Гедиминович, князь Пинский и Мозырский, потом князь Ладожский, Ореховецкий и Корельский, рождение 1277 † 1348 Ольгерд, во Святом крещении Александр Гедиминович, во иноках Алексей 96 ; сперва князь Кривский и Витебский, потом Великий Князь Литовский, † 1377; женат 1. на княжне Марие Витебской; 2. на княжне Иулиание Александровне Тверской, во инокинях Марина † 1392 Кейстутий, князь Самогитский, Жмудский и Трокский, потом Великий Князь Литовский † 1381; женат на Бируте † 1416, дочери литовского языческого жреца Корият, во Святом крещении Михаил Гедиминович, князь Волконский и Новогрудский, родоначалник князей Кориятовичей-Курцевичей Любарт, князь Волынский † 1385; женат 1. на княжне Волынской Анне Андреевне; 2. на княжне Агафие Константиновне Ростовской, родоначальник князей Сангушек-Ковельских, и угасших князей: Сангушек, Сангушек-Коширских и Корбинских Явнут, во Святом крещении Иоанн Гедиминович, Великий Князь Литовский † 1366; женат на княжне Витебской, родоначальник угасших князей: Ижеславских, Мстиславских (второй ветви), и Заславских Княжна Альдона, во Святом крещении Анна, за Казимиром Великим, королём польским Княжна Данмила, во Святом крещении Елисавета, за герцогом Венцеславом Мазовецким Княжна NN, за князем Псковским Давыдом Давмонтовичем Княжна Мария старшая, за князем Мазовецким Болеславом Тройденовичем Княжна Айгуста, во Святом крещении Анастасия, за Великим Князем Московским Симеоном Иоанновичем Гордым Княжна Мария младшая, за Великим Князем Тверским Дмитрием Михайловичем Грозные Очи Княжна NN, за NN КОЛЕНО III: Александр Наримундович, князь Ореховецкий, потом князь Подольский Юрий Наримундович, князь Рожинский, родоначальник угасших князей Рожинских Вигунд старший, во Святом крещении Андрей Ольгердович, князь Полоцкий, родоначальник угасших князей Полубинских † 1399

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Князья Шуйские Знаменитая в русской истории фамилия князей Шуйских, происходящая от князей Суздальских, угасла в России в 1638 году, но продолжала существовать в Литве (нынешних западных губерниях). Эта литовская ветвь князей Шуйских происходит от князя Ивана Дмитриевича Шуйского, по прозвищу Губка выехавшего из России в Литву при Царе Иоанне IV. Потомство князя Губки разделилось на две отрасли, из коих одна поселилась в Литве, другая на Волыни; сия последняя отрасль угасла в начале девятнадцатого века 84 , а литовская существует и поныне. отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО X: Великий Князь Ярослав-Феодор Всеволодович, рождение 1190 † 1246 (см. статью о князьях Щепиных-Ростовских) КОЛЕНО XI: Святый благоверный Великий Князь Александр Ярославович Невский (во иноках Алексий), рождение 1220 † 1263; женат на княжне Полоцкой Александр-Вассе Брячиславовне 85 КОЛЕНО XII: Князь Василий Александрович † 1271 Князь Дмитрий Александрович † 1294 Андрей Александрович, Великий Князь Российский † 1304; женат на княжне Василисе Дмитриевне Ростовской Князь Даниил Александрович Московский † 1303; родоначальник Великих Князей Московских Княжна Евдокия Александровна КОЛЕНО XIII: Князь Александр Дмитриевич † 1292 Князь Иоанн Дмитриевич Переяславский † 1302 Княжна Мария Дмитриевна, за Довмонтом, князем Псковским Князь Юрий Андреевич † 1279 Князь Борис Андреевич † 1303 Князь Михайло Андреевич Суздальский КОЛЕНО XIV: Князь Василий Михайлович Суздальский † 1309 КОЛЕНО XV: Князь Константин Васильевич Суздальский † 1355; женат 1. на Анне Васильевне; 2. на Елене NN КОЛЕНО XVI: Князь Андрей Константинович Суздальский и Нижегородский † 1365; женат на Василисе NN (во инокинях Феодоре) † 1377 Князь Дмитрий-Фома Константинович Нижегородский и Суздальский, и в продолжение некоторого времени Великий Князь Владимирский † 1383 Князь Борис Константинович Городецкий, потом князь Нижегородский и Суздальский † 1394; женат на княжне Марие Ольгердовне Литовской Князь Дмитрий Константинович Ноготь, угасших князей Ногтевых

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Подпишитесь на наш Телеграм В Православии не существует жёсткого списка «учителей Церкви» как у католиков. Святые Отцы — в общем и целом просто канонизированные богословы, а иногда просто авторитетные богословы древности. Тем не менее, можно посмотреть каких Отцов особо чтили на Вселенских Соборах. На Третьем Вселенском Соборе читали сочинения Александрийцев — Петра, Афанасия, Феофила; Аттика Константинопольского; Каппадокийцев — двух Григориев, Василия и Амфилохия; латинян — Киприана и Амвросия. На Четвертом Вселенском соборе кроме них обращались к Августину, Златоусту, Кириллу Александрийскому, Иларию Пиктавийскому. Пятый Вселенский Собор своим третьим деянием утвердил особый «список Отцов», коим участники Собора обещали придерживаться во всем, что « они изложили о правой вере и об осуждении еретиков ». В список внесли Афанасия, Василия, Назианзина, Григория Нисского, Амвросия, Златоуста, Кирилла Александрийского, Прокла Константинопольского, Льва Великого, Августина, Илария, Феофила Александрийского. Давайте присмотримся к перечисленным Отцам повнимательней.   Василий Великий Василий Кесарийский, друг Григория Богослова и брат Григория Нисского, один из Великих Каппадокийцев. Происходил из знатного христианского семейства, давшего Церкви много мучеников, святых и богословов. Василий Великий начинал как ритор, но становится епископом. Вместе с Григорием Богословом получает блестящее образование в лучших культурных центрах Античности (Кесария, Константинополь, Афины). Более важное «образование» Василий Великий получает в своем путешествии по монашеским обителям Каппадокии, Палестины и Египта, после чего организует свою аскетическую общину. Там Василий Великий пишет монашеский устав, крайне авторитетный для всего христианства (в нем он возносит киновию над идиоритмией: община — союз любви, а любовь — все) и вместе с Григорием составляет компиляцию из творений Оригена (компиляция получила название «филокалия» — добротолюбие, слово, сыгравшее значительную роль в истории Православия).

http://blog.predanie.ru/article/c2-abpri...

Программа по Истории Византии Каждый билет состоит из трех частей; А – политическая история, В – культурная история и С – историография. Нумерация страниц соответствует нумерации книги: «Очерки по истории Византии», под ред. и с предисл. В.Н. Бенешевича, проф. СПБ. Университета. СПБ, 1912/13 г. Издание Студенческ. Издат. Комитета при Ист. Фил. факультете Имп. Пгр. Университета. 3 вып. Ц. 3 р. 50 к. Нумерация ч. А=вып. I; ч. В=вып. II; ч. С=вып. III. Вып. III с сокращениями: не требуются все библиографические указания, весь мелкий шрифт, греческие цитаты, а равно §§ 4, 5, 7, 9, 12, 19, 20, 26, 32, 33, 39, 48, 57–64. Из годов надо знать годы напечатанные в особой таблице. Необходимо прежде изучения книги внести в текст существенные поправки, указанные в вып. IV. Кроме того, А. Васильев. Курс истории средних веков. Средневековая культура. 1915. Отд. I. (Визант. культура). 1 бил . Культурный и религиозный кризис в Римской Империи. Иммиграция варваров. Реформы Диоклетиана и Константина. Перенесение столицы в Константинополь. Образование христианской империи. 1-й Вселенский собор. Константин Великий и его обращение. Православие и арианство. Констанций. Юлиан Отступник. Последняя попытка к восстановлению язычества. Церковь и государство в конце IV века. Феодосий Великий. 2-й Вселенский Собор. Торжество христианства. Пособия: Андреев. Лекции по истории церкви. Нетушил, или Низе. Римская история. Дюшен. История церкви. т. II. 2 бил. А. Феодосий Великий. Краткая характеристика внешних и внутренних дел. Аркадий и Гонорий. Аларих и борьба с ним. Трибигильд и Гаина. Фравитта. Дело Златоуста (3–9). В. Абсолютная и конституционная монархия. Автократия. Римская империя в течение первых трех столетий. Порядок занятия престола. Выборное начало в Римской империи. Значение сената Нового Рима. Низложение императора (5–8). С. Введение: историки и хронисты. Общая характеристика византийских историков (3–11). 3 бил. А. Феодосий II Малый. Семейные дела. Пульхерия. Дела на Западе. Гунны и Аттилла. Приск, Нест οрий и Ефесский собор. Лев Великий , папа римский. Евтихианство. Epistola dogmatica Льва. Разбойничий собор. Высшая школа в Константинополе. Codex Theodosianus. Маркиан. Халкидонский собор и его последствия. Гибель Аттиллы. Лев I. Аспар, Аланы и исавры. Александрийский патриархат. Лев II Младший. Зинон. Бунт Василиска. Акакий. Акт единения (Энотикон). Восстановление общения с Антиохией и Александрией. Раскол с Римом. Готы. (10–19). А. Васильев, 29–36, 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Святитель Василий Великий Святитель Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской, " принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим " , - так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий , епископ Иконийский († 394; память 23 ноября). Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклитиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии. В семье было десять человек детей - пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) - образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва - диакониса (память 10 января). Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии - Григории Чудотворце (память 17 ноября). Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины - центр классического просвещения. После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: " Он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому " . Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, - " это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы " .

http://patriarchia.ru/db/text/909470.htm...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий. Том 12, книга 1, беседа 21 1. Отличнейшие из врачей, сделав глубокий разрез и этою раною усилив боли, стараются облегчить страдания боль­ного члена, успокоить и утешить скорбящую душу, и потому уже не делают нового разреза, но и сделанный стараются облег­чить лекарствами успокоительными и способными уничтожить сильные боли. То же сделал и Павел. Потрясти их души и приведши в сокрушение напоминанием о геенне, убедив их, что непременно погибнет всякий, ругающийся над благодатью Божией, и доказав законами Моисея, что (такие люди) погиб­нут и подвергнутся тяжким мучениям, подтвердив слова свои и другими свидетельствами и сказав: " Страшно впасть в руки Бога живаго! " , - теперь, чтобы поражённые сильным страхом души их не впали от скорби в отчаяние, он утешает их похвалами и увещаниями и представляет им для соревнования собственный (их пример). " Вспомните " , - говорит, - " прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий " . Много значит увещание (заимствованное) от дел. Тому, кто начал дело, следует продолжать, чтобы иметь, успех. Он как бы так говорит: когда вы ещё всту­пали, когда были только учениками, и тогда показали такое усердие, такое мужество; а теперь не так. Кто предлагает подобное увещание, тот весьма сильно действует собственным (их примером). И смотри: не просто сказал: " подвиг страданий " , но с прибавлением: " великий " . И не сказал: искушения, но: " под­виг " ; это выражение означает одобрение и величайшую похвалу. Потом входит в подробности, распространяя речь свою и вы­сказывая многие похвалы. Как? " То сами среди поношений и скорбей " , - говорит, - " служа зрелищем [для других] " . Поношение сильно действует на сердце, способно взволновать душу и помрачить разум. Об этом, по­слушай, как говорит пророк: " Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: " где Бог твой? " (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Четвертый день. Поучение 1-ое. Св. Митрофан, патриарх Цареградский. (Тайна долголетней жизни). I. Св. Митрофан, память коего совершается ныне, живший во время равноапостольного царя Константина, принадлежал к благочестивому семейству христианскому и состоял в родстве с императорским домом. Со временем, когда Константин Великий перенес столицу из Рима в Константинополь, Митрофан, за святость жизни и высокий ум, возведен был в епископское достоинство и был первым константинопольским святителем. Он жил сто семнадцать лет, отличался даром прозорливости и скончался мирно, уважаемый всею церковию, предсказав за 10 дней час своей кончины. II. Святитель Митрофан, проживший 117 лет, дает нам, братия, повод побеседовать с вами о «тайне долголетней жизни». а) Кто мог бы нам сказать, в чем заключается тайна долголетней жизни? Всего лучше, конечно, спросить об этом у того, кто сам достиг глубокой старости, а стало быть опытом жизни постиг эту желанную тайну. Но где же эти старцы – избранники Божии, к которым и смерть-то боится подойти с своей острою косою прежде, чем седина украсит их головы? – Эти старцы – св. подвижники, их жилища – тесные келлии, дикие пустыни, темные пещеры, да дебри непроходимыя! Трудно бы поверить этому, если бы не было так много неложных очевидцев-свидетелей. Раскройте жития св. отцев, подвизавшихся в общежитии, и читайте: большая часть дня и ночи у них проходила в церковном богослужении; затем коленопреклонения и молитвенные стоянья по целым часам у себя в келье; потом – рукоделье, тяжелые труды монастырских послушаний, и – час, два в сутки для отдыха; при всем этом – пища самая скудная, часто один хлеб да вода, а то и просто одно какое-нибудь зелие... На долго ли, кажется, достанет сил телесных при таких трудах? А вот у этих старцев доставало их на восемьдесят, девяносто, и даже на сто лет! Пахомий Великий жил до 85 лет; Евфимий Великий – 97 лет; Феодосий общих житий начальник – 105 л.; Савва Освященный и Иоанникий Великий – 94 г.; и наши русские подвижники: пр. Никон печерский 90 л.; Сергий Радонежский 78 л.; Кирилл белозерский 90 л.; Александр свирский 85 л.; Макарий желтоводский 95 л. и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Введение. Константин Великий и христианство I. Обращение Константина Великого в христианство Величайшим событием наступающего IV века является торжество христианства в римской империи. Обращение императора Константина в христианство имело чрезвычайно важные последствия в истории церкви, и оказало громадное влияние на дальнейшее развитие церковно-правительственной власти. «С тех пор, как императоры сделались христианами, от них, – говорит церковный историк Сократ, – начали зависеть дела церковные и по воле их бывали и бывают великие соборы» 1 . В виду важности в жизни церкви этого нового могущественного фактора – выступления христианского императора – мы должны подробно на нем остановиться. Исследование свое начнем с Константина Великого , давшего программу для последующих поколений. Вопрос об отношениях римского государства в начале IV века, тогда еще языческого, к христианству справедливо не отделяется от личной религии императора Константина. Но как относился Константин Великий к религии? Ответ на этот вопрос в современной науке дается различный. Кейм 2 из рассмотрения развития христианства, которое совершалось, по его мнению не внутренне, но через внешние причины, пришел к заключению, что Константин до конца жизни не был христианином, хотя и был слегка просветлен христианством. Напротив, Дюруи хочет сделать из Константина одного из встречавшихся тогда мудрецов, которые стояли выше всех культов и не находили существенной разницы между Юпитером и Иеговой, Аполлоном и Иисусом, смешивая их под одним неопределенным, но удобным именем Divinitas. Этого-то Бога и призывал в своих молитвах Константин. Отсюда он и не называет его Христом или Иисусом, а вообще Божеством, пребывающим в верху небес: quidquid illud est divinum ac coeleste numen. Слова эти встречаются и в миланском эдикте и в послании, отправленном с Лицинием правителю Вифинии и даже в письмах Константина к епископам 3 . Едва ли однако кто осуждает Константина более сильно, чем Буркгардт. «Убийственный эгоист» Константин был ни религиозен, ни нерелигиозен, но скорее нерелигиозен 4 . Если он имел какое-нибудь вероисповедание, то вернее всего фатализм. Если он показывал известное расположение к христианству, то здесь он имел в виду исключительно последствия 5 . Религия служила ему только средством для осуществления его честолюбивых политических планов: отсюда его заигрывания с обеими религиями. Позорные деяния пятнают его жизнь. Христианская церковь , как таковая, в лице этого ужасного, но политически великого человека ничего не проиграла бы, как и язычество ничего не выиграло бы 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010