В этих воззваниях он убеждал их стоять крепко за свои драгоценные верования, не падать духом под жестокими ударами, а соединяться всем вместе и стоять усердно за одно общее правое дело. 466 На Брестском соборе князь Острожский был центром и душой всех собравшихся туда православных, отвергнувших унию и давших обет веры, совести и чести за себя и за своих потомков – не покоряться перешедшим в унию епископам. Этот доблестный князь, защищая схваченного поляками и преданного ими суду патриаршего экзарха Никифора, председательствовавшего на Брестском православном соборе, не побоялся высказать (в 1597 году) прямо в глаза королю следующие достопамятные слова: «я уже в преклонных летах и надеюсь скоро покинуть этот мip, а вы оскорбляете меня, отнимаете то, что для меня всего дороже – православную веру. Опомнитесь Ваше Величество». 467 Действуя в таком духе на православных, благородный князь понял в чем лежит величайшая опасность для православия, именно в невежестве народа и его духовных пастырей, от которых, по собственному выражению князя, святая церковь особенно в те смутные времена требовала —349— двух качеств; «святости жизни и знания священного писания». 468 До самой кончины своей, последовавшей 13 Февраля 1608 года на 82 году жизни, князь Константин Константинович Острожский не переставал столь же энергично действовать в пользу православия и не покидал до конца раз водруженного знамени. Хотя своими современниками он по справедливости признавался «самым крепким устоем церкви и лучшим ее украшением», однако сам себя он не признавал начальником православных (хотя и был облечен патриархом высоким званием экзарха), а только «равным каждому стоящему крепко в своей вере». Этими словами, взятыми из подлинного письма князя всего ярче, обрисовывается его замечательная прозорливость. Князь Острожский усвоил ту великую истину, что, как бы талантлива и энергична не была деятельность личности, взявшей на себя трудную роль народного вождя, но если только эта деятельность не опирается на здоровые народные элементы в стране, питающие ее, как корни питают растение, то вся она будет не долговечна и в сущности бесплодна.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Острожская Библия. Острог, 1581 (РГБ). Титульный лист Острожская Библия. Острог, 1581 (РГБ). Титульный лист XI. Первопечатные издания. Московские издания Евангелия и Псалтири 1555-1556 гг., как и изданные Петром Мстиславцем в Заблудове в 1575-1576 гг. Евангелие и Псалтирь, следуют в основном тексту Геннадиевской Библии. Иначе обстоит дело с Апостолом, изданным в 1564 г. в Москве диак. Иваном Фёдоровым . Не ограничиваясь версией Геннадиевской Библии, издатель использовал и слав. списки, содержащие текст более древних редакций. Он, очевидно, обращался к греч. и лат. тексту, а также, возможно, к чеш. Б. Мн. устаревшие слова были заменены более распространенными церковнослав. синонимами. Текст первопечатного Апостола с минимальными изменениями воспроизводился и в последующих изданиях. XII. Острожская Библия. Первое печатное издание полного библейского свода появилось в Юго-Зап. Руси, входившей в состав Польско-Литовского гос-ва, в г. Остроге в 1580-1581 гг. по инициативе кн. острожского Константина Константиновича . Именно здесь, в условиях противостояния католич. влиянию, особенно остро ощущалась потребность в Б. как полном и доступном своде Свящ. Писания. В 1580 г. были изданы НЗ и Псалтирь, в 1581 г. библейский свод целиком. В подготовке издания принимали участие Г. Д. Смотрицкий , московский печатник Иван Фёдоров, ученые греки Евстафий Нафанаил и Дионисий Палеолог-Ралли. Основой издания послужила копия Геннадиевской Библии, полученная из Москвы, однако текст сверялся с др. рукописями. Из греч. источников использовалась Альдинская Библия 1518 г. и Комплютенская полиглотта 1514-1517 гг. В единичных случаях можно предполагать влияние МТ, хотя не исключено, что оно было не прямым, а опосредованным неизвестными толкованиями. В нек-рых книгах (Псалтири, Четвероевангелии, книгах Иова, Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и пророков) издатели устранили лишь очевидные ошибки писцов, не проводя систематической сверки с оригиналом. Спорадической справе с LXX подверглись книги 1-2 Ездры и Неемии. Книги Товита и Иудифи, в к-рых тексты LXX и Вульгаты сильно расходятся, а также 3 Ездры, греч. версии к-рой не существует, сверялись по Вульгате. В книгах 1-2 Паралипоменон, 1-2 Маккавейских, Премудрости Соломона, 1-25-й и 46-51-й главах Книги пророка Иеремии нек-рые части оставлены без изменений, др. переработаны по LXX настолько основательно, что представляют собой фактически новый перевод. При исправлении по греч. тексту в правильный первоначальный перевод с Вульгаты в нек-рых случаях привносились ошибки.

http://pravenc.ru/text/209473.html

В 1593 году казацкий гетман Криштоф (Христофор) Косинский поднял восстание. Казаки нападали на владельческие дворы, разоряли их, уничтожали шляхетские документы. Косинский овладел украинскими городами и самим Киевом, благодаря нерадивости Острожского, бывшего киевским воеводою: его, как мы сказали, давно уже, но безуспешно, упрекали короли в том, что киевский замок остается в небрежении. Косинский вторгся в имения Острожского и требовал от шляхты и от народа присяги себе: у Косинского явно выражалось намерение отторгнуть Русь от Польши, разрушить в ней аристократический порядок и ввести казацкое устройство, при котором не было бы различия сословий, все были бы равны и владели с одинаковым правом землею. Опасность угрожала Польше политическим и социальным переворотом. Король взывал к шляхте южнорусских воевод брацлавского, киевского и волынского, чтобы все люди шляхетского звания ополчились против врага, который требует себе присяги и попирает права короля и государства. Острожский собрал всю, находившуюся в его обширных имениях, шляхту, поручил ее начальству своего сына Януша и двинул на мятежника. Косинский потерпел неудачу, обязался отречься от начальства над казаками, а освободившись от беды, снова затевал восстание, но был убит под Черкасами. Преемником ему в достоинстве гетмана был избран Григорий Лобода. Тогда, кроме казаков, состоявших под начальством гетмана Лободы, явилось другое казацкое ополчение, своевольное, под начальством Северина Наливайка, которого брат Дамиан был священником в Остроге. Наливайко питал закоренелую ненависть к панству, вследствие того, что пан Калинов-ский в местечке Гусятине отнял у Наливайкова отца хутор и самого хозяина так отколотил, что тот умер от побоев. Наливайко задумал продолжать дело Косинского в такое время, когда епископы собирались подчинить русскую церковь папе и когда Острожский в своем послании убеждал всех православных обывателей королевства польского противостоять козням епископов. Наливайко начал с Волыни, и его восстание на этот раз получило несколько религиозный оттенок.

http://sedmitza.ru/lib/text/435615/

Писана в Варшаве на Генеральном Сейме лета от Рождества Сына Божия тысяча пятьсот восемьдесят девятого, Апреля двадесять третьего дня. Сия Грамота подлинником на Польскорусском языке с Польским переводом напечатана также под 24. в Белорусском Архиве древних Грамот, изданных в Москве 1824 года, иждивением Канцлера Графа Н.П. Румянцева, а также прописана и в Грамоте Короля Станислава 1765 г. Октября 15, помещенной в книге Преосвященного Георгия Конинского: Prawa у Wolnosci et с. изданной в Варшаве 1767, но только на Прльском языке. 14. Окружная Грамота Митрополита Михаила Рагозы и письма его и письма его и Епископа Ипатия Поцея к князю Константину Константиновичу Острожскому, писанные после измены уже их православию на Брестском Соборе и 1595 года (Перевод с Польскорусского языка из книги Апокризис, напечатанной 1597 г.) МИХАИЛ, Божиею милостию Архиепископ-Митрополит Киевский, Галицкий и всея России. Всем православным Христианам, послушным Божией Восточной Кафолической Церкви высокого и низкого состояния в Епархии Архиепископства нашего живущим, Духовным и мирским, сынам нашего смирения, благодать, мир и милость от Бога всемогущего и Господа нашего Иисуса Христа. Известно творю, что, ведая ваше обо мне предрассуждение, якобы я с некоторыми Епископами некие новые обычаи в Церковь нашу Кафолическую Восточную Греческого исповедания, сверх преданий и правил святых Апостол и святых Отец, ввожу, сим писанием моим уведомляю, что я о том не думал, и ныне думать не хочу, дабы я Закон свой и Веру предал на поругание и был бы отступником своего богослужения, и рукоположение Святейшего Патриарха ни во что себе вменил. О чем вы от меня быв извещены сим моим писанием, сего обо мне не думайте, но непоколебимо в страхе Божием при Вере нашей Христианской и святой Божией Восточной Церкви твердо стоя, не попускайте себя колебать подобно трости бурным ветром; я же обещаюсь с вами не щадя живота моего оную защищать. Впрочем, милость Божия и молитва нашего смирения да будет со всеми вами. Писан в Новогородке 1595 года Сентября 1 по древнему в Никеи Духом Святым уставленному месяцослову. 2) Того ж Митрополита к Киевскому Воеводе Князю Острожскому Константину Константиновичу, из одного письма из Новогородка во месяце Марте 1595 года отправленного, выписаны сии слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ Острожский (ок. 1460 - 1530), сын кн. Ивана Васильевича Острожского, гетман Литовского великого княжества, член великокняжеской рады КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (1526-1608), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой КОНСТАНТИН КОСТЕНЕЧСКИЙ (Костенечкий, Костенецкий, Костенческий; Константин Философ) (1380-1390 - после 1431), серб. книжник болг. происхождения, переводчик, дипломат КОНСТАНТИНОВ ДАР приписываемый св. равноап. имп. Константину Великому (306-337) подложный законодательный акт, изданный в пользу Римского еп. (папы) Сильвестра I (314-335) и его преемников КОНСТАНТИНОПОЛЬ [в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский) КОНСТАНЦА [Кюстендже], город в вост. части Румынии, в Добрудже, на побережье Чёрного м.; важный культурный и церковно-адм. центр Византийской империи КОНСТАНЦИЙ I ХЛОР (ок. 250 - 306), рим. император (цезарь с 293; август с 305), основатель династии Флавиев (Константинов) КОНСТАНЦИЙ II [Флавий Юлий Констанций] (317-361), рим. император (с 337), 2-й сын имп. св. равноап. Константина I Великого (306-337) КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей КОРАИС Адамантиос [Корай Адамантий] (1748-1833), представитель новогреч. Просвещения, филолог, писатель, деятель национально-освободительного движения КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус КОРЕЯ Корея [Королевство Чосон], гос-во в Вост. Азии, существовало до 1910 г. (в 1910-1945 в составе Японии) КОРЕЯ [Корейская Народно-Демократическая Республика, КНДР], гос-во в Вост. Азии, на севере Корейского п-ова и частично на материке

http://pravenc.ru/rubrics/122958_16.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история по периодам КНУД I ВЕЛИКИЙ († между 11 и 13 нояб. 1035, Шафтсбери, Англия), кор. Англии (1016-1035), Дании (1018-1035) и Норвегии (1028-1035) КОММОД Луций Элий Аврелий (31.08.161 - 31.12.192), рим. император (с 17 марта 180) из династии Антонинов КОНРАД МОНФЕРРАТСКИЙ (ок. 1146 — 28.04.1192), маркграф Монферрата, один из предводителей 3-го крестового похода, сеньор Тира, король Иерусалимского королевства (1192) КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ Острожский (ок. 1460 - 1530), сын кн. Ивана Васильевича Острожского, гетман Литовского великого княжества, член великокняжеской рады КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (1526-1608), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой КОНСТАНТИНОВ ДАР приписываемый св. равноап. имп. Константину Великому (306-337) подложный законодательный акт, изданный в пользу Римского еп. (папы) Сильвестра I (314-335) и его преемников КОНСТАНТИНОПОЛЬ [в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский) КОНСТАНЦА [Кюстендже], город в вост. части Румынии, в Добрудже, на побережье Чёрного м.; важный культурный и церковно-адм. центр Византийской империи КОНСТАНЦИЙ I ХЛОР (ок. 250 - 306), рим. император (цезарь с 293; август с 305), основатель династии Флавиев (Константинов) КОНСТАНЦИЙ II [Флавий Юлий Констанций] (317-361), рим. император (с 337), 2-й сын имп. св. равноап. Константина I Великого (306-337) КОРИНФ одна из столиц Древнего мира; важный центр античного и средневек. христианства; памятник античной новозаветной и христ. археологии КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ в средние века военные экспедиции, санкционированные Папским престолом и проходившие под лозунгом защиты христ. святынь и освобождения земель от «неверных»

http://pravenc.ru/rubrics/122970_11.html

Главным деятелем в этой борьбе с русской стороны явился князь Острожский, по имени Данило, иначе Данко: он был потомком Романа, одного из сыновей Данила Галицкого; его ненависть к польскому владычеству была так велика, что Данило Острожский наводил татар на Польшу. С ним заодно был сын Гедимина Любарт, крещенный под именем Феодора. После долгого кровопролития Казимир удержал только часть Волыни. С тех пор земли, поступившие под власть Польши, остались за ней навсегда и начали мало-помалу принимать во внутреннем своем строе жизни и языке польское влияние. Сын Гедимина, великий князь Ольгерд, расширил русские владения, унаследованные от отца: он присоединил к своей державе подольскую землю, выгнав оттуда татар. Подвластная ему Русь разделялась между князьями, которых, однако, Ольгерд, человек сильного характера, держал в руках. В Киеве он посадил своего сына Владимира, который дал начало новому роду киевских князей, господствовавших там более столетия и называемых обыкновенно Олельковичами, от Олелька, или Александра Владимировича, Ольгердова внука. Сам Ольгерд, два раза женатый на русских княжнах, позволял своим сыновьям креститься в русскую веру и, как говорят русские летописи, сам крестился и умер схимником. Таким образом, князья, заменившие в Руси род Св. Владимира, сделались такими же русскими по вере и по усвоенной ими народности, какими были и князья предшествовавшего им рода. Литовская держава носила название Литвы, но, конечно, была чисто русская и не переставала бы на будущее время оставаться вполне русскою, если бы сын и преемник Ольгерда на великокняжеском достоинстве Ягелло (иначе Ягайло) в 1386 году не соединился браком с польскою королевою Ядвигою. Вследствие этого брака он принял католичество, сделался ревностным поборником новопринятой веры и, потакая полякам, покровительствовал как распространению католической веры в русских землях, так и внедрению польской народности на Руси. В это время был положен зародыш явлению, которое впоследствии на многие века составляло отличительную черту взаимных отношений Руси и Польши.

http://sedmitza.ru/lib/text/435615/

Изданная Острожским первая печатная Библия составляет эпоху в русской литературе и вообще в истории русской образованности. За Библиею последовал целый ряд изданий, как богослужебных книг, так и разных сочинений религиозного содержания. Между ними важное место занимает книга: " О единой истинной и православной вере и святой апостольской церкви " , написанная священником Василием и напечатанная в 1588 году: книга эта служила опровержением сочинения Скарги, вышедшего на польском языке почти под тем же названием, и имела целью защитить восточную церковь против упреков, делаемых сторонниками латинской церкви. Здесь рассматриваются вопросы, составлявшие сущность различия церквей: об исхождении Св. Духа, о власти папы, об опресноках, о безбрачии духовных, о субботнем посте. Книга эта имела в свое время важное значение, потому что знакомила с сущностью тех вопросов, которые должны были сделаться предметом живых состязаний; православные читатели могли поучиться из этой книги: что и как возражать им следует против убеждений западного духовенства, которое тогда пустило в ход свою пропаганду в русском народе. В острожской типографии напечатано также несколько книг религиозного содержания: " Листы патриарха Иеремии " и " Диалог патриарха Геннадия " (в 1583), " Исповедание о исхождении Св. Духа " (1588). В 1594 году издана большим фолиантом книга Василия Великого " О постничестве " , а в 1596 " Маргарит " Иоанна Златоустого. В одно время с типографией, в 1580 году Острожский основал у себя в Остроге главную школу и, кроме того, несколько школ в своих владениях. Ректором главной острожской школы, родоначальницы высших учебных заведений на русской земле, был ученый грек Кирилл Лукарис, впоследствии получивший сан константинопольского патриарха. Кроме Острога, князь Острожский завел типографию в Дерманском монастыре. В то же время другим важным двигателем пробуждения умственной жизни на Руси было заведение братств, товариществ с нравственно-религиозными целями, куда входили без различия люди всяких сословий, но непременно принадлежавшие к единой церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/435615/

70-80-е годы XVI в. были временем активной борьбы К. К. за утверждение позиций правосл. Церкви. Наиболее значительные инициативы были связаны с Острогом, ставшим главной резиденцией магната. Ок. 1576 г. К. К. основал в Остроге правосл. школу - 1-е высшее правосл. учебное заведение в Речи Посполитой (см. Острожская академия ), в 1585 г. князь дал фундуш на содержание академии - замок и город Сураж и ряд сел. Среди преподавателей в Острожской школе преобладали православные русины: Г. Д. Смотрицкий, вероятно 1-й ректор, Василий Суражский , Ю. Рогатинец, свящ. Дамиан Наливайко, были также греки: Кирилл Лукарис (см. Кирилл I Лукарис ), Эммануил Ахиллеос (выпускник рим. коллегии им. св. Афанасия), Евстафий Нафанаил с Крита, к-рый был также учителем младшего сына К. К. Александра. Магнат принимал в академию преподавателей-католиков, напр., бывшего профессора Ягеллонского ун-та Я. Лятоша, критика григорианского календаря; К. К. безрезультатно ходатайствовал перед папой Римским Григорием XIII о присылке в Острог учителей. Возможно, в академии преподавали протестанты (кальвинист А. Рымша), хотя это не подтверждено. Основание академии в Остроге имело большое значение для существования правосл. Церкви в Речи Посполитой; среди выпускников Острожской школы - архиеп. Мелетий (Смотрицкий) , гетман П. К. Сагайдачный, прп. Иов (Княгиницкий) . Острожский развивал церковную школьную систему и вне Острога, он способствовал возникновению или возрождению школ в Киеве, Владимире-Волынском и Турове. Несмотря на заботу о воспитании правосл. юношества, К. К. не смог предотвратить переход в католицизм своих сыновей Януша и Константина, и только самый младший - Александр до кончины в 1603 г. оставался православным. В кон. 70-х гг. XVI в. К. К. открыл в Остроге правосл. типографию. Вероятно, первым ее изданием был напечатанный в 1578 г. для нужд Острожской школы «Букварь». Наиболее значительной публикацией стала Острожская Библия , изданная в 1581 г. группой печатников во главе с Иваном Фёдоровым и Г. Д. Смотрицким. Изданию Библии предшествовал выпуск в 1580 г. Нового Завета с Псалтирью. Острожская Библия стала образцом для др. правосл. издателей Свящ. Писания. В последующие годы в острожской типографии печатались полемические и богословские произведения, богослужебные книги, катехизисы и т. д. Вышло ок. 30 изданий, прежде всего на церковнослав. языке и на «простой мове». В 1603-1605 гг. типография переносилась в Дермань. Для ее нужд действовала основанная К. К. в Остроге ок. 1595 г. бумажная фабрика. Типография прекратила существование через несколько лет после смерти К. К. Деятельность острожской печатни повлияла на оживление восточнослав. книгопечатания.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

фунд., совместно с такою же колокольнею, пристроенною к ней в 1877 г., покрыта жестью и покрашена, – требует устройства нового иконостаса. Утварью и богослуж. книгами посредственна. Опись церк. имущества составлена в 1806 г. Проводы бывают в Фомин понедельник. Копии метрич. книг хранятся с 1828 года. Земли: усад. 1½ дес. пахотн. 28 дес. 898 саж. и сенок. 4 дес. 1,502 сажени. Расстоянием от церкви земля в 1½ вёрстах. Причт владеет ею беспрепятственно. Причт: 1 свящ. – 300 р. и псаломщ. 50 р. Причт. дома и хоз. постройки требуют починки. Церк.-приход. школа открыта в 1884 г. 10 сентября, помещается в общественном доме, с содержанием в 136 руб. от крестьян. Учеников – 24 м. п. Церк.-приход. попечительство сущ. с 1881 г., с доходом 20 руб. в год, и состоит из 6 членов. Крупный землевладелец – Иодко. Прип. дер. Илин в 2½ вёрстах. Дворов – 110¼, прихожан – 894 д. об. п. Свящ. – Григорий Иванович Стефанович (с 1887 г.) и псаломщ. – Иаков Стеф. Иваницкий (с 1862 г.). Итого во 2-м благочинническом округе Острожского уезда находится всего 22 церкви, из коих 16 приходских самостоятельных и 6 приписных. Кроме того, в с. Дорогобуже имеется ветхая церковь , предназначенная к закрытию и временно числящаяся кладбищенскою. 3-й благочиннический округ Острожского уезда Церкви этого округа лежат к северо-западу и, отчасти, к северу от г. Острога в расстоянии от 7 до 35 вёрст от него. Благочинным состоит протоиерей с. Здолбицы Каллист Константинович Метельский (с 1873 г.). 597 . с. Бродов 218 (при р. Горыни) волости Хоровской, от Житомира 180 вер., от Острога и ближ. почт. ст. 13 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Оженина 3 вер., от ближ. приход. с. Могилян 1 вер., с. Стадник 4 вер., с. Хорова 4 вер. и с. Оженина – 4 версты. Приход 6-го кл. Церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Построена в 1785 г. на средства помещика Малаховского. Деревянная, на кам. фунд., с такою же при ней колокольнею, крепка. Утварью достаточна. Проводы бывают в Фомин понедельник. Копии метрич. книг хранятся с 1807 г., а исповед.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010