Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский февраля 1878 – †25 января/7 февраля 1929 Прославлен в 2000 г. 180 . Память празднуется 25 января/7 февраля (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Священномученик Петр, архиепископ Воронежский (в миру Зверев Василий Константинович) родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье протоиерея. После обучения на историко-филологическом факультете Московского Императорского уни- верситета Василий поступил в Казанскую Духовную академию, где за два года до окончания курса (в 1900 году) принял монашеский постриг с именем Петр. По окончании Академии иеромонах Петр преподавал в Орловской Духовной семинарии, а затем исполнял должность епархиального миссионера при Московском епархиальном доме. С 1907 года он получает назначение на должность инспектора Новгородской Духовной семинарии, а с 1909 до 1917 года является настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Белеве Тульской епархии в сане архимандрита. В это время он часто посещает расположенную неподалеку Оптину пустынь, проводя многие часы в беседах с Оптинскими старцами. Служения отца Петра очень любили местные крестьяне, поскольку отец Петр, часто служа в их селах, отличался ласковым и внимательным обращением с ними. Бывал отец Петр и в Сарове, и в Дивееве, не упуская при этом случая навестить блаженную Прасковью Ивановну. Она подарила ему холст своей работы, из которого он сшил потом себе архиерейское облачение и которое хранил на собственное погребение. Во время Первой мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет для раненых. Сам же настоятель в 1916 году служил священником в действующей армии. После февральского переворота отец Петр назначается на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Желтикова монастыря. И уже в 1918 году, в Твери, он подвергается кратковременному аресту. 2/15 февраля 1919 года в Москве Святейшим Патриархом Тихоном архимандрит Петр был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Сразу после хиротонии владыка Петр приехал в Нижний Новгород и поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Монастырь находился в упадке, братия была малочисленна, древний Успенский собор пришел в запустение. Владыка сам принял участие в уборке храма и ввел строгую уставную службу. Случалось, что всенощная длилась всю ночь, и тогда Владыка привлекал к службе усердствующих прихожан, поскольку никакие певчие не могли столь долго стоять на клиросе. Акафистов за всенощной он никогда не читал, но требовал, чтобы вычитывались все кафизмы; сокращений не допускал ни при служении панихид, ни при отпеваниях. Порой Владыка с грустью говорил: “Кто отслужит по мне такую панихиду?”. А келейнику так говорил: “Во всем твой Петр грешен, только устава никогда не нарушал”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 3 (16) Священномученик Сергий Кедров Священномученик Сергий родился 10 августа 1880 года в деревне Константиново Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Павла Кедрова. По окончании в 1901 году Московской Духовной семинарии Сергей Павлович был направлен учителем в Старниковскую церковноприходскую школу в Бронницком уезде, где проработал до 1908 года. 5 октября 1908 года в Троицком храме села Фаустово Сергей Павлович обвенчался с Людмилой Александровной, дочерью настоятеля этого храма Александра Григорьевича Зверева. Храм, в котором служил священник Александр Зверев, известен с XVII века и построен тщанием царя Алексея Михайловича. В этом храме служил священник Иван Афанасьев; его преемниками были священники Василий Иванов, Петр Васильев, Сергей Петров, Иван Сергеев, Филипп Иванов, Сергей Филиппов. После священника Сергея Филиппова с 1830 года в храме стал служить его зять, Григорий Афанасьевич Зверев, благодарная память о котором сохранялась среди жителей села как о священнике, много потрудившемся для благоустроения прихода. С 1870 года его место занял сын, священник Александр Григорьевич Зверев, чья дочь вышла замуж за Сергея Павловича Кедрова. 17 октября 1908 года Сергей Павлович был рукоположен во диакона, а через день, 19 октября, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии Трифон (Туркестанов) рукоположил его во священника к Троицкой церкви села Фаустово Бронницкого уезда Московской губернии. В селе было два храма: Живоначальной Троицы с верхней холодной частью и с нижней теплой – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; другой храм, во имя соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия, был холодным. Приход состоял из села Фаустово и расположенной в трех верстах от него деревни Юрасово и включал в себя двести сорок восемь домов, в которых проживало около тысячи шестисот прихожан. В селе была церковноприходская школа, которой заведовал отец Сергий, в ней училось около пятидесяти мальчиков и сорока девочек. В школе отец Сергий устроил особый певческий класс, где обучались дети, способные к пению и регентскому искусству; впоследствии из них составился прекрасный церковный хор, причем они оказались настолько верны своему храму, что и во время наступивших при советской власти гонений, преследований и угроз не оставили клироса.

http://fond.ru/kalendar/1146/sergiy/

По месту расположения на обрывистом правом берегу реки монастырь стал именоваться Алексиевский Акатов. Устроителем новой обители и ее первым настоятелем стал игумен Кирилл. 1674 г. построили каменную церковь во имя митр. Алексия. В начале XVIII в. архимандрит Никанор привез в Воронеж копию иконы Божией Матери «Троеручница», которая впоследствии прославилась чудесами. В 1746 – 1755 гг. над церковью надстроили 2-й этаж, где разместился храм во имя Владимирской иконы Божией Матери. Появился также придел во имя свв. Антония и Феодосия Печерских . В 1796 году двухэтажная церковь была разобрана почти до основания и за 2 года выстроена вновь. В 1812 году освятили новый храм свт. Алексия, на втором этаже храма в честь Воскресения Христова был завершен к 1819 году. Старый храм разобрали в 1879 году, сохранив колокольню 1674 года. Летом 1931 года монастырь был закрыт. Имущество было расхищено, бесследно пропал образ Божией Матери «Троеручница». Шли годы, монастырь разрушался. В 1989 году святую обитель возвратили епархии. За два года была восстановлена двухэтажная церковь и древняя колокольня. 4 ноября в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, Алексиевский-Акатов монастырь открылся как женская обитель. 55 Священномученик Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский (1878–1929 гг.). Священномученик Петр (в миру Василий Константинович Зверев) родился 18 февраля 1878 года в семье священника. В детстве Василий любил играть в церковную службу, а когда вместе с отцом торопился попасть к началу богослужения в приходской храм, услышав как звонарь, ударял три раза в колокол, считал, что два раза звонят отцу, а третий раз – ему. В 1895 году Василий окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1899 году Василий Константинович подал прошение с просьбой зачислить его на первый курс Казанской Духовной академии –вскоре был принят в число студентов, через год пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен в сан иеромонаха. В 1902 году иеромонах Петр был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Здесь располагалось специально изготовленное парное кресло, обитое тёмно-пунцовым бархатом, однако Великокняжеская чета пользовалась им редко, обычно выстаивая всю службу. Иногда Великий князь становился перед аналоем и внимательно следил по книгам за ходом священнодействия. Великой княгине такое было ещё не по силам, и, молясь, она обращала свой взор к древним образам. Настоятелем храма ещё со времён прежнего генерал-губернатора, князя В. А. Долгорукова, был протоиерей Константин Николаевич Зверев. Елизавете Фёдоровне он сразу очень понравился. И неудивительно — батюшка, по словам Джунковского, «был прекрасной жизни человек, поразительной скромности, все знавшие его глубоко его уважали и почитали». Тепло отзывался об отце Константине и знакомый с ним Юрий Бахрушин (сын знаменитого мецената и коллекционера), отмечавший, что К. Н. Зверев «был одним из наиболее уважаемых священников Москвы… и состоял исповедником московского двора. Это был человек исключительной доброты. Вечно он о ком-то хлопотал, кого-то защищал, за кого-то предстательствовал. Причём делал он всё это так, словно не он благодетельствовал, а ему благодетельствовали… Святой был человек!». Отец Константин прослужит в домовой церкви до самой гибели Сергея Александровича, а затем, всецело преданный его памяти, станет настоятелем храма преподобного Сергия в Чудовом монастыре — усыпальнице Великого князя. Ему же, как верному спутнику духовной жизни Великокняжеской семьи, достанется честь вместе с протоиереем Митрофаном Серебрянским сослужить митрополиту Владимиру на Божественной литургии 10 апреля 1910 года в новосозданной Марфо-Мариинской обители, когда на Великую княгиню Елизавету Фёдоровну возложат крест настоятельницы. Спустя два года в больнице той же обители он скончается после перенесённого инсульта, и Великая княгиня, несколько дней почти не отходившая от его кровати, отдаст батюшке последний долг, проводив до самой могилы. Нет сомнения в том, что Елизавета Фёдоровна хорошо знала сына Константина Зверева, Василия (в иночестве — Петра), пошедшего по стопам отца.

http://azbyka.ru/fiction/elizaveta-fyodo...

«При тайном содействии католического высшего духовенства, лиц высшего венского круга, даже некоторых дам, валдайский ямщик (Пётр Великодворский – Павел) и крыловский мещанин (Алимпий Зверев или Милорадов) проникли в министерские кабинеты, представлялись эрцгерцогу Райнеру и самому императору Фердинанду» (с.250). Этому делу немало способствовали раскольникам, по научению иезуитов, католички графиня Стадион и княгиня Меттерних. Вот как описывает это Мельников. «Хороший был салон графини Стадион в Вене, блестящий был салон княгини Меттерних. В этих салонах, около 1843 года, с чрезвычайной предупредительностью, как дорогие гости, приняты были мещанин посада Крылова Алимпий Зверев-Милорадов и валдайский ямщик Пётр Великодворский (инок Павел). Алимпий, не нуждаясь в вилке и ноже, ел руками, постоянно пьяный человек, который, живя в Белой Кринице, никогда не возвращался домой без синяков и редко без окровавленного лица, имеющий привычку сморкаться выстрелами в сторону, посредством прижимания пальцев противоположенной ноздри; подобный человек в салоне княгини Меттерних! Дело объясняется преданностью графини и княгини католической церкви и влиянию на них иезуитов» (с.242). «И римский двор, как говорят, мстя за униатов, принимал участие в деле образования раскольнической иерархии... Из письма Аркадия Славского к митрополиту Кириллу белокриницкому из Константинополя от 3 октября 1858 года видно, что раскольники и в то время рассчитывали на папу» (с.245). Факты, описанные Мельниковым, которому старообрядцы доверяют, наводят на грустные мысли о происхождении австрийской иерархии, обязанной своим существованием, благодаря стараниям инородцев, хлопотавших за них с единственной целью принести вред России. В заключение сделаем вывод: в основу церкви Христовой легло учение Христа Спасителя, святых апостолов и пророков ( Еф.2:20 ), а в основу австрийской церкви – арианское еретическое учение инока Павла о подлетном рождении Сына Божия, и македонианское – об исхождении Духа Святого. В деле утверждения и распространения Христовой веры помогал Сам Бог: «Богу споспешствующему», – писали апостолы, – а в деле утверждения австрийской общины помогали иезуиты во главе с папой римским, лютеранин Бенкендорф и католические женщины. Святые апостолы всегда призывали на помощь себе Господа Бога и у Него искали защиты, а австрийские мнимые епископы (Аркадий Славский) – у еретика, папы римского. Вот древо, от которого произошли плоды австрийской лже-иерархии 318 . 106. Небрежное изображение крестного знамения

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

29 октября 1926 года архиепископ был вызван в Воронежское ОГПУ. Перед уходом из дома он нарочито подробно рассказал об этом вызове своему келейнику. В ОГПУ архиерею показали телеграмму, в которой говорилось, что он вызывается к Тучкову в Москву для совещания по церковным вопросам с митрополитами Сергием (Страгородским)  и Агафангелом (Преображенским). Когда архиепископ вернулся, перед домом и в самой квартире его уже ожидало множество людей. Архиепископ сообщил, что власти предложили ему выехать в Москву. Кто-то из присутствовавших посоветовал послать к Тучкову в Москву делегатов, чтобы просить об отсрочке вызова архиепископа и вообще узнать – зачем его вызывают и в чем состоит его дело. А пока решили просить начальника местного ОГПУ об отсрочке поездки, чтобы рабочие могли за это время оформить отпуска для поездки в Москву. На следующий день владыку снова вызвали в ОГПУ, и на этот раз он сказал его сотрудникам: «Вы сами идете против народа, сами раздражаете его и волнуете; я с вами, чекистами, разговаривать больше не буду, разговаривайте сами с народом и вывертывайтесь, как хотите». В тот же день к святителю пришли представители рабочих и сообщили, что они выезжают в Москву для переговоров с Тучковым, а также отправляют делегацию на беспартийную рабочую конференцию, которая будет проходить в Москве 27 ноября. Они найдут там председателя Воронежского исполкома Шарова и попросят его, чтобы он в свою очередь переговорил с Тучковым. Приехав в Москву, рабочие отправились в Дом Советов, где разыскали воронежских делегатов, и в частности председателя Воронежского исполкома, которого и попросили заступиться за архиепископа Петра. Шаров выслушал их молча, но на одном из последующих заседаний городской конференции рабочих выступил с нападками на архиепископа; он сказал: « Петр Зверев – это духовное лицо, которое под флагом религии может вести и ведет рабочих не туда, куда надо». Затем зачитал телеграмму верующих: «Москва. Президиуму ХУ Всесоюзной конференции. Через местное Воронежское ОГПУ Тучков требует выезда в Москву единственного избранного народом православного Архиепископа Петра Зверева . Православных в Воронежской губернии 99%, исключительно рабочих и крестьян. Вызов Архиепископа волнует верующих рабочих, особенно вследствие распространяемых обновленцами слухов о высылке нашего Архиепископа. Для прекращения волнения верующих рабочих и народа запросите Тучкова о причинах вызова Архиепископа. Заключив договор с Архиепископом при его избрании и поручившись зорко следить за его работой, считаем своим долгом знать причины и цель его вызова. Для выяснения вопроса о прекращении волнений затребуйте выезда в Москву делегации верующих рабочих железной дороги. Отвечайте. Воронеж. Терновая церковь – рабочим».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

Кандидат исторических наук, специальный корреспондент газеты «Трезвение», выпускающий редактор РНЛ Дмитрий Игоревич Стогов сделал доклад об истории дореволюционного трезвеннического движения. Он обратил внимание на то, что миф о «беспробудном русском пьянстве» сознательно формировался либеральными силами, начиная с XIX в. Историк подчеркнул, что формирование обществ трезвости в Царской России шло снизу, от церковных приходов, то есть от народа. Однако их дальнейшее развитие не состоялось бы, если бы движение не поддержали такие выдающиеся представители церковной и светской власти, науки, культуры, как великий князь Константин Константинович, св. Иоанн Кронштадтский, С.А. Рачинский, священник Александр Рождественский и другие. Трезвенническому движению оказывали поддержку власти на местах (например, Якутский, а впоследствии Енисейский губернатор И.И. Крафт). Кризис движения наступил в ходе революционных событий 1917 г. и Гражданской войны, тогда практически все православные общества трезвости прекратили свое существование (кроме Братства Иоанна Чурикова). Докладчик отметил, что в настоящее время важно изучать идеи дореволюционных трезвенников, извлекать их статьи, брошюры, книги из библиотек и архивов. Это сложная и кропотливая работа, для её осуществления нужно привлекать большее количество специалистов. Лидер движения «Трезвая Тюмень» Александр Александрович Зверев отметил важность формирования морали трезвости. Чтобы её привести в жизнь, надо изменить федеральные законы, и после этого изменятся отношения между людьми, полагает докладчик. Затем Зверев представил народный проект «Сознательная трезвая Россия» в виде книги. Докладчик также рассказал о совещании в Государственной Думе , которое состоялось осенью 2021 г. В заключение он подчеркнул, что надо изменить законодательство в вопросе о трезвости, дабы закрыть огромную брешь в правовом поле. Юрист, экономист, журналист, писатель, автор РНЛ Денис Александрович Шевчук (Москва) в своём докладе подчеркнул важность работы представителей трезвеннического движения со средствами массовой информации. Здесь важно публиковать в СМИ оперативную информацию о деятельности обществ трезвости. Также следует наладить взаимодействие с органами власти. Нужны высококвалифицированные юристы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/31/ch...

Епископ Холмский и Люблинский (1914), епископ Кишиневский (1915), архиепископ Кишиневский и Хотинский (1916). Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Синодом Румынской Православной Церкви устранен с кафедры после захвата Бессарабии Румынией (апрель 1918). Выехал в Константинополь для управления русскими православными общинами (1919). Избран председателем Русского комитета в Турции (24.4.1922). Наблюдатель за деятельностью Русской Духовной миссии в Палестине (1924). Возведен в сан митрополита (1935). Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (1938–1964). С 1951 г. в США. 14 Митрофорный протоиерей Константин Петрович Зверев (†28.10.1912 на 67м году жизни) – с 1890 г. был настоятелем Александро-Сергиевской церкви при доме генерал-губернатора Москвы. Духовник Великого Князя Сергия Александровича. При оставлении Великим Князем должности генерал-губернатора и переезде его в Николаевский дворец вместе со всем причтом церкви переведен в дворцовую Петропавловскую церковь . Принимал участие в работе кружка «Детская лепта» Марфо-Мариинской обители. «Отец Константин Зверев, – писал один из его духовных сыновей, – был прекрасной жизни человек, поразительной скромности, все, знавшие его, глубоко его уважали и почитали. Великая Княгиня Елизавета Феодоровна в течение последних 10 дней его тяжелой болезни (у него сделалось кровоизлияние в спинном мозгу, последствием чего у него отнялись руки и ноги) почти не отходила от его кровати. Он лежал в лазарете Марфо-Мариинской обители. 31 октября его хоронили на Даниловском кладбище. Мне лично глубоко было жаль потерять такого духовного отца с такой светлой чистой душой» В. Ф. Воспоминания. Т. II. М. Издательство имени Сабашниковых. 1997. С. 82). 15 Великий герцог Гессен Дармштадтский Эрнст-Людвиг (1868–1937) – брат Вел. Кн. Елизаветы Феодоровны. Великая герцогиня Гессенская Элеонора (1871–1837), урожденная Сольмс-Гогенсольмс-Лих – вторая его супруга. 16 Великий Князь Димитрий Павлович (1891 †1942) – сын Великого Князя Павла Александровича (1860 †1919) и Великой Княгини Александры Георгиевны (1870 †1891), урожденной Королевы Греческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 25 января (7 февраля) Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский Священномученик Петр родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье священника и в крещении наречен был Василием. Его отец, Константин Зверев, служил сначала в храме Воскресе­ния Словущего в селе Вишняки под Москвой, а затем был на­значен настоятелем храма святого благоверного великого князя Александра Невского при доме московского губернатора. После убийства генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича отец Константин перешел служить в Сергиев­ский храм при Чудовом монастыре в Кремле. У отца Константина и его жены Анны было четверо детей: три сына – Арсений, Кассиан и Василий и дочь Варвара. Характеры братьев определились с детства и были весьма различны. Арсений любил писать разные бумаги – и стал чиновником. Кассиан играл в войну – и стал офицером, был убит на фронте в 1914 году. Васи­лий любил играть в церковную службу. В раннем детстве он торопился попасть к началу богослужения в приходской храм в Вишняках, и на службу ходил всегда вместе с отцом. Звонарь, видя идущего священника, ударял три раза в ко­локол, и мальчик считал, что два раза звонят отцу, а третий – ему. Впоследствии он иногда рассказывал о себе детям в назидание. «В детстве я был очень толстый и пухлый, и взрослые любили меня тискать, а я этого не любил и вел себя соответственно. И вот ви­жу сон. Сидит за столом Спаситель в синей и красной одежде и держит меня на руках. А под столом – страшная собака. Спаситель берет мою руку и протягивает под стол собаке со словами: “Ешь ее, она дерется”. Я проснулся, и с тех пор уже никогда не дрался, а во всем старался себя сдерживать, не сердиться и не делать ничего дурного. Вам, мальчишкам, всегда хочется попробовать курить. А у нас отец строгий был, он нам однажды сказал: “Если кто будет курить, губы оторву!” Но попробовать все-таки хотелось. Выкурил я папиросу и пошел в церковь. Было Прощеное воскресенье. Запе­ли: “Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя...” Это было самое мое любимое песнопение. Но тут у меня нестерпимо закружилась голова, и пришлось мне выйти из храма. С тех пор я уже не пробовал курить» .

http://fond.ru/kalendar/90/petr/

Для полкового праздника написан и образ св. Юлиана. В 1849 г., в Софийском соборе, южный придел св. Александра Невского, отдан Образцовому полку, а северный Константина и Елены, Кирасирскому. Приделы освятил, в 1850 г., протоиерей Сицилинский. За престолом – изображение явления Бога Моисею на горе Синае. В приделе достопримечательны: 1) серебряный, вызолоченный крест, весом в 1½ ф., на нем надпись: «каширско земского войска сотенный титулярный советник Василий Каблуков, с товарищами, собрав 100 р. препроводил оные в лейб-Кирасирский Его Императорского Величества полк, для доставления храбрейшему из нижних чинов, в отличной полка атаке при г. Пултуске 1806 г. под предводительством шефа, генерал-майора Сергея Кожина, который 1807 г. 29 мая, под Гейльсбергом убит. Храбрый незабвенный Кожин не нашел храбрейшего, и отвечал г. Каблукову, благодаря, что в Высочайше вверенном ему полку все равно отличались, и так не угодно ли на иной предмет – памятник в полковую церковь обратить сии 100 р., на что г. Каблуков согласился, и сей крест, с присовокуплением более денег, ныне шефом генерал-майором, бароном Дудбергом, сделан в Петербурге 1815 г. августа 6 дня»; 2) евангелие в сребропозлащенном окладе, весом в 6 ф. 67 зол., с надписью: «сие евангелие сооружено к столетию полка, содействием генерал-майора Петра Ив. Кошкуля, старанием полкового священника и кавалера Алексея Садовского, 1833 г. июня 21»; 3) полковой образ св. Николая, в сребропозлащенной ризе, весом в 3½ ф., сооруженный тем же Кошкулем в 1824 г.; 4) полковой образ св. Юлиана Тарсийского, в серебряной, с золотом, ризе, написанный на кипарисе. Весу в образе, с ризой, 20 ф.; 5) штандарты Кирасирского (1817) и Драгунского (1804) полков; 6) несколько пар облачений для священника и диакона, пожертвованных Царственными Особами. Причт состоит из одного священника. Прежде служили: протоиерей Алексей Ростовецкий, священник Алексей Чулков, священник Алексей Садовский, протоиерей Иосиф Голосницкий, протоиерей Павел Воскресенский, протоиерей Евдоким Крещенский, протоиерей Василий Зверев, протоиерей Феодор Миролюбов, протоиерей Аркадий Пушнов, священник Виктор Зверев, протоиерей Михаил Зиновьевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010