Таким образом, мы устанавливаем, что ни светская власть, ни власть отдельно взятых священнослужителей или власть их совокупности (например, синедрион или Собор) не могут требовать от нас изменить в нашей вере то, что составляет ее суть и нарушает предание отцов. Сказано: «И, призвав их (то есть апостолов. – О.С.), приказали им (члены синедриона. – О.С.) отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» ( Деян.4:18–20 ). Этими словами – «справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» – апостолы провозгласили приоритет слова Бога над любым словом человеческим, и если мы христиане, то мы не имеем права отходить от сего теократического принципа. И более того, новозаветные тексты предостерегают нас и от апостолов, и от Ангелов, если они говорят вопреки преданию веры и противоречат ему. Сказано: «Но если бы даже мы (то есть апостолы. – О.С.) или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:8–9 ). Итак, мы устанавливаем, что не может быть внешних авторитетов в Церкви Божией, ибо при определенных обстоятельствах, как мы видим из Писания и отцов, и Ангел, и апостол – не авторитет, не авторитет и Собор (который может оказаться «разбойничьим»), и, тем более, отдельно взятый священнослужитель, если он учит не так, как мы приняли от отцов, по порядку сохранения и передачи Истины. Таким образом мы устанавливаем, что тем более та или иная должность в Церкви, например должность папы Римского, не может являться гарантией от тех или иных заблуждений. Почему рухнул «Первый Рим»? Потому что папы Римские стали вводить понятия и мнения, не известные кафолическому учению Церкви. Пал и «Второй Рим» (Константинополь), так как греки в лице Константинопольского патриарха и иже с ним заключили флорентийскую унию с латинянами, и гнев Божий попустил падение Православной Византийской Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Таким образом, мы устанавливаем, что ни светская власть, ни власть отдельно взятых священнослужителей, или власть их совокупности (например, Синедрион или Собор) не могут требовать от нас изменить в нашей вере то, что составляет ее суть и нарушает предание отцов. Сказано: «И, призвав их (то есть апостолов – О.С.), приказали им (члены Синедриона – О.С.) отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» ( Деян.4:18–20 ). Этими словами, – «справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?», – апостолы провозгласили приоритет Слова Бога, над любым словом человеческим, и если мы христиане, то мы не имеем право отходить от сего теократического принципа. И более того, новозаветные тексты предостерегают нас и от апостолов, и от ангелов, если они говорят вопреки предания веры, и противоречат ему. Сказано: «Но если бы даже мы (т. е. апостолы – О.С.) или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:8–9 ). Таким образом, мы устанавливаем, что не может быть внешних авторитетов в Церкви Божией, ибо при определенных обстоятельствах, как мы видим из Писания и отцов: и ангел, или апостол не авторитет, не авторитет и собор (который может оказаться «разбойничьим») и тем более отдельно взятый священнослужитель, если он учит не так как мы приняли от отцов, по порядку сохранения и передачи Истины. Таким образом, мы устанавливаем, что тем более та или иная должность в Церкви, например, должность папы римского не может являться гарантией от тех или иных заблуждений. Почему рухнул Первый Рим, потому что папы римские стали вводить понятия и мнения, не известные кафолическому учению Церкви. Пал и Второй Рим (Константинополь), так как греки в лице константинопольского патриарха и иже с ним заключили флорентийскую унию с латинянами, и гнев Божий попустил падение Православной Византийской Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Таким образом, становится очевидной необходимость укрепить как можно глубже единство Православных Церквей. У нас уже больше нет роскоши самодостаточности; когда те, кто находится вне Православия, видят нас разделенными и без крепкого единства, то или смеются над нами, или презирают нас. Сегодня Православие должно постоянно доказывать, что является единой и сплоченной Церковью, несмотря на свою структуру, разделенную на Поместные Автокефальные Церкви. Это полностью осознал празднующий сегодня свое тезоименитство Патриарх Кирилл, поэтому с готовностью и всеми своими силами отзывается на всеправославно одобренную инициативу Вселенского Патриархата по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви, на котором будет провозглашена самым авторитетным образом единая позиция Православной Церкви перед современным миром. Мы высоко оцениваем, Блаженнейший Брат, дух братского сотрудничества и Ваш вклад в развитие православного единства и ждем нашего дальнейшего сотрудничества, чтобы вместе со всеми Православными Церквами осуществить волю Божию в эти трудные для человечества времена. От глубины нашей души молимся Всемилостивому Богу, чтобы Его Святой Дух поддерживал и направлял Ваши мысли, решения и дела Ваши на благо русского народа и всей Православной Церкви. Да будут многими и благословенными Ваши лета! Теперь мы обращаемся к благочестивому клиру и народу Святейшей Русской Церкви, повторяя слова апостола Павла к Коринфянам: «Братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15, 58). Подвиги, слезы и кровь святых, преподобных и мучеников Святейшей Русской Церкви не были напрасными. Оставайтесь непоколебимыми во всем том, что вы приняли от наших Отцов, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания (Еф. 4, 3-4), и Бог любви и мира будет с вами (2 Кор. 13, 11). Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/1165654.ht...

Указанных еретиков, продолжает патриаршее послание, явившихся в последнее время и на Востоке, самым совершенным образом живописует боговдохновенный Павел во втором послании к Тимофею: «знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие, ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, не примирительны, клеветники, не воздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся; к сим принадлежат те, которые вкрадываются в дома и обольщают женщин, утопающих в грехах, водимых различными похотями..., люди, развращенные умом, невежды в вере» ( 2Тим. 3:1–8 ). Таковы и современные так называемые благодетели человечества, появившиеся на православном Востоке, именующие себя просвещенными деятелями. Они, познав Бога, по примеру древних философов, однако, по словам апостола, «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, (они) обезумели, (поэтому) и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте» ( Рим. 1:21–24 ). Таков истинный образ богохульствующих еретиков, которые, называя себя мудрыми п просвещенными, в действительности безнадежно погружены в самые грандиозные безумства; они стремились научить и просветить мир, но осуетились в своих помышлениях; они хвалятся, что находятся в свете, но Дух Святой открыл нам, что неразумное их сердце помрачено. И мы, действительно, видим, что Бог предал их нечистоте в похотях их сердец, – как свидетельствует пример Лютера, который впал в беззакония , тьму и развращенность, и его последователей, допускавших в своей жизни величайшие пороки, совершенное нечестие и испорченность. 2 глава 18 6. После краткого обзора лжеучений Лютера, Цвингли, Кальвина и социниан, которые изложены в послании языком простым и ясным, применительно к пониманию греческого народа, патриарх Григорий дальше говорит «о современных еретиках и о замыслах их».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Христос, – говорит Апостол Павел, – «поставил одних Апостолами, других Пророками, иных Евангелистами, иных Пастырями и Учителями к совершению святых на дело служения для создания Тела Христова, дабы все возращали в Того, Который есть Глава», то есть во Христа ( Еф. 4:11,12,15 ). И тот же Апостол заповедует тем, коих Дух Святый поставил Епископами, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Своею Кровью( Деян. 20:17 ). Ибо каждый Епископ есть представитель благодати Христовой для своей паствы, за которую должен дать ответ Общему Пастыреначальнику Христу и как местоблюститель Его в кругу своей Церкви, по нестрогому словоупотреблению называется её Главою. Существенно же Сам Господь и Бог наш – Иисус Христос, и един Он есть Глава Церкви. Когда несколько Епископов находятся под управлением одного старейшего или многих, соединенных в один правительственный Собор, то старейший, смотря по пространству области его и власти, именуется Архиепископом, Митрополитом, Экзархом и Патриархом, или Патриарха заменяет равный ему в достоинстве Синод. В таком виде Вселенская Церковь представляет свою Высшую Иерархию в Великих Церквах: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Российской. Все же вкупе Православные Церкви, повсеместно разсеянные, могут образовать из себя Вселенский Собор, который в союзе мира властен управлять Кафолической Церковью и непогрешителен в своих уставах. Соборы Вселенские и Поместные служили всегда утверждением Церкви, когда возникали ереси и соблазны, предвиденные, впрочем, Апостолами. «Дух ясно говорит», – возвещал Св. Павел, – «что в последние времена отступят некоторые от веры, слушаясь духов обольстителей и учения бесовского» ( 1Тим. 4:1 ). И потому заранее увещевал: «смотрите, братия, чтобы кто не прельстил вас философией и суетной лестью, по преданию человеков, по вещественным началам мира, а не по Христу, ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:8,9 ). «И хотя бы и мы, или Ангел в Небе стал благовествовать вам, не то, что мы вам благовествовали, да будет анафема» ( Гал.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии. 4 июля 2009 г. 23:03 4 июля, в рамках своего первого официального визита в Константинопольский Патриархат, Предстоятель Русской Православной Церкви побывал в храме Святой Софии . В этот же день состоялись переговоры Его Святейшества с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Фото: С. Власов Пресс-служба Московской Патриархии Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.»

http://patriarchia.ru/db/text/685985.htm...

Ведь если согласиться с этим предположением, пришлось бы сделать вывод, что эти деятели, во-первых, побоялись открыто написать то, что бесстрашно осмелился изложить патриарх Досифей, а во-вторых, сознательно ввели российскую делегацию в заблуждение относительно своих истинных намерений, в полной мере воспользовавшись при этом щедростью российских царей. Таким образом, если исходить из того, что Константинопольская Патриархия в 1686 г. всё же вполне сохраняла своё достоинство, следует отказаться как от оспаривания легитимности изданных ею в мае–июне указанного года грамот, так и от идеи подменить содержание этих грамот концепцией патриарха Досифея, которая в действительности так и осталась не более чем его личной позицией 60 и не была в итоге воплощена в жизнь 61 . 3. Содержание ответа Константинопольской патриархии Документы, изданные Константинопольской патриархией в конце мая – начале июня 1686 г. по вопросу о переходе Киевской митрополии в юрисдикцию патриарха Московского, включали: – деяние Синода Константинопольской Церкви о передаче Киевской митрополии под власть патриарха Московского 218); – деяние Синода Константинопольской Церкви о порядке избрания митрополита Киевского и его хиротонии патриархом Московским 219); – разрешительную грамоту патриарха Константинопольского Дионисия IV и Синода Константинопольской Церкви патриарху Московскому Иоакиму – грамоту патриарха Константинопольского Дионисия IV и Синода Константинопольской Церкви царям Ивану V и Петру I Алексеевичам о передаче Киевской митрополии под власть патриарха Московского 214); – грамоту патриарха Константинопольского Дионисия IV царям Ивану V и Петру I Алексеевичам и царевне Софье Алексеевне о передаче Киевской митрополии под власть патриарха Московского 210); – грамоту патриарха Константинопольского Дионисия IV патриарху Московскому Иоакиму о праве рукополагать митрополита Киевского и о канонической власти над ним 212); – грамоту патриарха Константинопольского Дионисия IV гетману Ивану Самойловичу о передаче Киевской митрополии под власть патриарха Московского 213); – грамоту патриарха Константинопольского Дионисия IV гетману Ивану Самойловичу, духовенству и мирянам Киевской митрополии с требованием хранить верность митрополиту Киевскому Гедеону 216); – разрешительную грамоту патриарха Константинопольского Дионисия IV митрополиту Киевскому Гедеону 217);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

архиеп. Григорий (Афонский) Глава 3. Каноническое положение патриарха Константинопольского в Православной Церкви Русская каноническая школа XIX и XX веков подробно и обстоятельно занималась вопросом о каноническом положении Константинопольского патриарха в Православной Церкви. Большинство трудов по этому вопросу относятся к положении Константинопольского патриарха в Православной Церкви вполне благожелательно, объясняя его особое возвышение и выдающееся положение в Церкви во времена Византийского и Турецкого периодов особыми историческими условиями, в силу которых Константинопольский патриарх, как иерарх имперских столиц, получал от светских властей не только преимущества чести, но и власти, как епископ нового Рима в Византии и как этнарх над всем православным Востоком в Турции. Однако, почти все русские канонисты предоставляли Константинопольскому патриарху только каноническое преимущество чести, но никак не преимущество власти над всем православным Востоком. Попытка русского канониста и историка Т. Барсова соединить в «симфонию» историческую и каноническую почву для оправдания возвышения Константинопольского патриарха над всеми другими восточными патриархами, вызвала противоположную раекцию со стороны известного канониста А. П. Павлова, который, признавая исторические причины возвышения Константинопольского патриарха, категорически опровергает идею его канонической власти над всей Православной Церковью. Более того, разбирая утверждения Барсова, что именно «в вопросе о Константинопольском патриархе заключается сущность развития церковного устройства на востоке, т. е. постепенное расширение преимуществ Константинопольского патриарха и крайнее возвеличение его в ряду других патриархов, а также преимущества его кафедры на востоке христианской Церкви, как старейшего представителя Православной Церкви» А. П. Павлов называет такую идею не иначе, как «теорией восточного папизма». Проф. Павлов стоит на строго канонической почве относительно возвышения Константинополя: «Характерной чертой канонического законодательства, возвысившего Константинопольского епископа на степень патриарха, составляет то, что он постоянно ставится в параллель с Римским епископом, старейшим иерархом во всем христианском мире, а его кафедра, как находящаяся в новой столице империи, признается второй после кафедры старого Рима» 57 57.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vveden...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 172 2001 г. 19 февраля, – Проект соглашения церковных структур Константинопольского и Московского Патриархатов, согласованный в Берлине 210 Соглашение. Церковная структура в Эстонской Республике, находящаяся в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата в лице ее главы митрополита Стефана, и церковная структура в Эстонской Республике, находящаяся в канонической юрисдикции Московского Патриархата, в лице ее главы митрополита Корнилия, учитывая намерение сторон настоящего соглашения достигнуть полного умиротворения между всеми православными Эстонии и скорейшей нормализации на правовой основе религиозной деятельности православных приходов заключили настоящее соглашение о нижеследующем. 1. Во исполнение согласия, достигнутого в мае 1996 г. Константинопольским Патриархатом и Московским Патриархатом, стороны настоящего соглашения взаимно признают параллельное существование в Эстонской Республике двух православных юрисдикций – Константинопольского Патриархата и Московского Патриархата. 2. Церковные структуры, находящиеся в юрисдикции Константинопольского и Московского Патриархатов, обязуются поддерживать братские канонические взаимоотношения, включая взаимное признание хиротоний их клириков, литургическое сослужение и сотрудничество в области православного свидетельства, образования, социальной и иной диаконической деятельности. 3. Церковная структура, находящаяся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, настоящим соглашением заявляет, что после официальной регистрации, в соответствии с эстонским законом, Устава структуры, находящейся в юрисдикции Московского Патриархата, отказывается от своих претензий на то церковное имущество, которым фактически (de facto) пользуется церковная структура, находящаяся в юрисдикции Московского Патриархата. В таком случае структура, находящаяся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, в течение 60 дней со дня регистрации Устава структуры, находящейся в юрисдикции Московского Патриархата, либо передает в собственность последней вышеупомянутое церковное имущество на основании договоров дарения или купли-продажи по символической цене, либо передает его эстонскому государству для последующей передачи этого имущества в собственность церковной структуры в юрисдикции Московского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Заявление Синода Среднеазиатского митрополичьего округа в связи с последними событиями, связанными с неканоническими действиями Константинопольского Патриархата на Украине 23 декабря 2018 г. 09:44 Заявление принято за заседании Синода Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви 20 декабря 2018 года. Синод Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви, представляющий всю полноту православной паствы Средней Азии, заявляет о своей глубокой обеспокоенности в связи с чередой событий, касающихся не только Православной Церкви на Украине, но и всего Вселенского Православия, связанных с антиканоничными действиями Константинопольского Патриархата. Синод Среднеазиатского митрополичьего округа счел необходимым высказать ряд суждений, касающихся сложившейся ситуации. На протяжении столетий иерархи, духовенство, верующие практически всех Поместных Церквей с глубоким сочувствием относились к тяжелому положению Константинопольской Церкви, в котором она оказалась после падения Византии в XV веке. Уважение и сочувствие православных по всему миру выливалось в многовековую моральную и материальную поддержку нужд православных в бывшей Восточной части Римской империи, оказавшейся под иноверным владычеством. Православные всего мира не оспаривали наименование Константинопольского Патриархата Вселенским, предоставляя первенство чести его Предстоятелям на богослужениях и в Соборах различного уровня. Но сегодня мы вынуждены констатировать тот факт, что первенство чести в отношении Константинопольского Патриархата перестает быть актуальным в силу вторжения на территорию другой Поместной Православной Церкви и следующих антиканонических действий, предпринятых священноначалием Константинопольского Патриархата: Более того, канонический релятивизм Константинопольского Патриархата запустил процессы разрушения системы канонов и правил Православной Церкви. Примером может служить недавнее решение Синода Константинопольского Патриархата о возможности для священнослужителей вступать в брак во второй раз.

http://patriarchia.ru/db/text/5327740.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010