127 Это послание св. Лев (память которого Церковь празднует 18 февраля) написал св. Флавиану Константинопольскому против монофизитов. Рассказывают, что после того как Лев составил послание, он положил его на гробницу св. ап. Петра и с постом, бдением и молитвой умолял апостола исправить послание, если в нем есть какая-то ошибка. Апостол явился ему и сказал: «Я исправил его». Отрывок из этого послания, содержащий точное и возвышенное богословие о двух природах и одной ипостаси Христа, дословно звучит так: «Та и другая форма действует в общении с другой, как каждой свойственно: Слово совершает то, что свойственно Слову, а тело исполняет то, что свойственно телу. Одно из них блистает чудесами, другое подверглось поруганиям. Как Слово неотделимо от славы Отчей, так тело не утратило естества нашего рода. Ибо один и тот же истинно и Сын Божий, и истинно Сын Человеческий. Бог, потому что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ( Ин. 1:1 ), а человек, потому что Слово стало плотию, и обитало с нами ( Ин. 1:14 )» (ACO//TLG 5000/003. 2. 1. 1, 14. 27–15. 6). Вот почему после прочтения этого послания на настоящем Соборе отцы воскликнули: «Это вера отцов! Это вера апостолов! Петр возгласил сие через Льва» (Ibid.//TLG 5000/003. 2. 1. 2, 81. 24, 26). По этой причине послание назвали даже оплотом православия. Об этом послании еще пишет Софроний Иерусалимский : еп. Феодор (чья епископская область находилась в Ливии), будучи кувикуларием Александрийского патриарха Евлогия, увидел во сне высокого человека, вызывающего большое уважение и благоговение. Этот человек сказал ему: «Извести патриарха Евлогия, что пришел папа Римский Лев, дабы с ним встретиться». Феодор тотчас побежал к патриарху и передал ему сказанное. И вот, встретившись, они поприветствовали друг друга, и спустя немного Лев сказал Евлогию: «Знаешь, зачем я пришел? Я пришел поблагодарить тебя за то, что ты весьма хорошо уразумел мое послание и отстоял его. Теперь знай, что ты оказал великое благодеяние не только мне, но и верховному Петру». Сказав это, он стал невидим. Утром Феодор рассказал об этом Евлогию, а тот со слезами возблагодарил Бога, соделавшего его проповедником истины (Досифей. Двенадцатикнижие. С. 527). Названный же Евлогий жил при императоре Маврикии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

2. Среди препятствий, которые находятся на пути к братским отношениям доверия и уважения следует назвать прежде всего воспоминание о достойных сожаления решениях, поступках и инцидентах, приведших и 1054 году к отлучению патриарха Михаила Керулария и двух других лиц легатами Римского Престола, возглавляемыми кардиналом Гумбертом, подвергшимся в свою очередь подобному отлучению со стороны Константинопольского патриарха и Синода. 3. В тот беспокойный период истории события эти не могли быть иными. Но сегодня, когда возможно вынести о них более здравое и уравновешенное суждение, необходимо признать, что чрезмерное значение, которое они приобрели позднее, было чревато последствиями, которые, насколько мы можем судить, далеко вышли за пределы намерений и предвидений зачинщиков, чьи запретные меры касались лишь определенных лиц, но не Церквей и не были направлены на прекращение церковного общения между кафедрами Римской и Константинопольской. 4. Вот почему папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом, убежденные в том, что выражают общее стремление к правде и единодушное чувство любви своих верующих, напоминают завет Господень: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что–нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5.23–24) -и по обоюдному согласию заявляют: а/что они сожалеют об оскорбительных словах, о необоснованных упреках и осудительных жестах, которые как с одной, так и с другой стороны окрасили собою печальные события того времени или сопутствовали им; б/что они равным образом сожалеют и желают изъять из памяти и среды церковной акты отлучения, которые затем последовали и воспоминание о которых до наших дней служит препятствием к сближению в духе любви, и предать их забвению; в/что они скорбят о том, что дурные прецеденты и последующие события под влиянием различных факторов, прежде всего взаимного непонимания и недоверия, в конце концов привели к реальному разрыву церковного общения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

8).    Патриарх Московский признан всеми восточными Патриархами, как равный им по своей юрисдикции и посему никто из Патриархов не имеет права вмешиваться в дела Московского Патриарха без его ведома, а тем более вопреки воле его, как это сделал константинопольский патриарх Василий III и его предшественники... Посему и признание обновленцев православными со стороны константинопольского Патриарха Василия III не имеет никакой силы, и сам Василий III должен дать о сем отчет пред церковным судом, как прямой нарушитель вселенских правил... Обновленцы, как были, так и остаются до днесь – раскольниками. Над ним тяготеет великий грех противления Церкви Божией (Мф. 18:17; Апост. 10,11). Стараясь во что бы то ни стало себя оправдать и хватаясь за всякие неверные основания, обновленцы все дальше и дальше уходят от Церкви Божией, закосневая в своем отступничестве. А между тем, единственное и самое надежное спасение — в чистосердечном раскаянии пред Церковью Божией и полном единении с нею. Не самооправдание, а открытое слезное покаяние в своем отступничестве от Церкви Божией, – вот к чему должны всячески стремиться наши несчастные братья – обновленческие раскольники... На наши, может быть, резкие, но верные речи вы не обижайтесь, заблудшие братья наши: говорим все это мы не по чувству злобы или мести, а со скорбью душевною и заботясь о вашем и всех ваших последователей – спасении вечном. Не откладывайте дела своего духовного освобождения: спешите скорее в Церковь Божию: ибо всякий час промедления засасывает вас все более и более в тину раскола, а враг нашего спасения старается ожесточить сердце людей, чтобы они не восприняли слова истины: «Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их» (Мк. 4:15)... Своим долгом считаем – молить Господа Бога, чтобы Он умягчил и просветил ваше сердце, и вы вернулись на путь истины и, став вместе с нами чадами и служителями Христовой Церкви – терпеливо и радостно, хотя и со многими скорбями, трудились над величайшим делом в мире – приведении всех людей чрез Церковь Православную — к истинному Богу, вечной и блаженной и прекрасной жизни с Богом... ибо много, много людей задыхаются в атмосфере неверия и разврата, готовых захлестнуть весь мир... «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало». «Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:36—38).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Всё развалится, если в этом не участвует Бог))) Ирина 21 декабря 2018, 13:08 Посмотрела на лики Господа и Богородицы с фотографии храма,где проходил " собор " .С какой строгостью и печалью Они взирают на собравшихся.Мне тоже жаль этих людей,одна политика и более ничего. Александр 21 декабря 2018, 10:57 Фото " После митинга " снято не на Софийской площади, а на какой-то трамвайной остановке на окраине (если вообще в Киеве). Во-первых, на заднем плане видны рельсы, которых там и близко нет и никогда не было, да и вообще в центральных районах трамваи давно уже не ходят, во-вторых, на Софийской везде серая плитка, а не какое-то коричневое сплошное покрытие. Николай 21 декабря 2018, 10:02 Некоторые деятели Константинопольского патриархата оказались иудами, жадными грабителями и оккупантами, заключившими сделку с дьяволом (сатанистами-раскольниками). Они дискредитируют Православие, и поэтому наверное нужен православный собор и вынесение общей объективной оценки их действиям. Евгений 20 декабря 2018, 23:46 Мне вот интересно как Иисус смотрит на это? И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? (Откровение святого Иоанна Богослова глава 6, 15-17) Тамара, 20 декабря 2018, 23:37 Господи, помоги, укрепи и вразуми всех нас и в Твоей Истине. Наталья Богоявленская 20 декабря 2018, 21:31 Молиться, молиться! Как сказал отец Андрей Ткачёв, нужно просить: " Господи, спаси и сохрани своих " . Дионисий 20 декабря 2018, 13:41 Прекрасная аналитика. Многое стало понятно. Спасибо автору и редакции. Дмитрий 20 декабря 2018, 12:38 На первом фото смотрите - сидят-то, под двуглавым орлом, на Царских вратах! :-) Александр 20 декабря 2018, 12:25 Да, довольно точная, хотя и тенденциозная. Но так бывало практически всегда при предоставлении автокефалии: сначала Константинополь пытался обеспечить свой примат и максимально тесные связи с новой Церковью, а со временем эта Церковь избавлялась от наиболее обременительных из них и, если в том видели необходимость, присваивала себе статус патриархата, как, например, Румынская. А Кипрская, Элладская, Албанская и до сих пор возглавляются архиепископами. Относительно внутренних интриг и противоречий тоже ничего необычного, в церковной истории и не такое случалось. Стимулирование процесса получения автокефалии светской властью тоже было всегда, и в той же Греции, и в Румынии, и в России.

http://pravoslavie.ru/118047.html

Да, у греческого народа есть в Православии великие заслуги. Из него родились великие христианские святые. Для нас (возможно, немного по наивности) греки являются образцом православного народа. Однако в телевизионном проекте «Великие греки» первое место по результатам голосования среди греков получил этнический не-грек (эллинизированный македонец) Александр Македонский, олицетворяющий кардинальные антихристианские грехи эллинизма: язычество, гордость, эгоцентризм, человекобожие, сеуверие, содомию, империализм… И на первых 50-ти местах рейтинга не оказалось ни одного святого! (В «Великих болгарах» в первой десятке было трое святых.) Несмотря на это, Православие в Болгарии пребывает в несравнимо более тяжёлом кризисе, чем в Греции. И в последние 30 лет мы ищем у греков хорошие примеры во всех областях христианской жизни. Посещение патриархом Варфоломеем Болгарии не дало нам хорошего примера. С человеческой точки зрения это был провал. Но провал через спасительную боль может оказаться милостью Божией, которая встряхнёт, разбудит (и нас, и патриарха), призовёт покаяться в нашем филетизме, а греков – в их. Константинопольский патриархат – жертва своего эллинофилетизма. В основном из-за его (но и наших) ошибок мы, православные, не только упустили наш первопрестольный Константинополь (на пороге освобождения, что даже турки при падении Османской империи считали неизбежным), но потеряли и самого Константинопольского патриарха. Он превратился в престижный охотничий трофей, втиснутый в патриаршеское облачение и украшающий гостиную турецкого правительства. Патриарх Варфоломей, по всей вероятности, больше не ступит в град Святой Софии. Чтобы быть принятым снова здесь по достоинству, ему нужно преодолеть свой эллинофилетизм, который пока, похоже, непреодолим. А в сущности, он, как истинный христианин должен был оставить все другие свои дела, даже – дар свой пред жертвенником! – и первым долгом приехать в Болгарию. Потому что так заповедал нам Господь, говоря: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24).

http://ruskline.ru/opp/2021/07/16/ellino...

Дух Святой тоже свидетельствует о Христе: «Когда же придет Утешитель, Которого я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан.15:26). Свидетельство о Боге истинном выходит за рамки рациональности и становится таинством. Мученичество вписывается в тринитарное сообщество. Мученичество свидетельствует о правде, о реалиях иного мира. Оно напоминает о Другом. Мученичество и Дух Святой. Создание и история мира является для нас исходным Божиим свидетельством. Израиль призывает быть подтверждением присутствия Божия в истории. Апостолы становятся мучениками Христовыми. Первомученик Стефан не был при Кресте, но стал первым мучеником. Какой критерий мученичества? Кто мученик? Мученичество – это форма свидетельства. Это свидетельство о своей вере, это посвящение своей жизни Богу. Никто не может свидетельствовать, что Христос есть Спаситель, без Духа Святого. Только в Духе Святом возможно свидетельство. Свидетельство невозможно для самого себя. Движение экстаза не может порождаться само по себе – это результат переворота внутреннего. «И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» (Мф. 10.18). Только в Боге возможно свидетельствовать. «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2.20). «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мр.8:35) – это является свидетельством истинным. Мученики не свидетельствуют о себе самих, они если и страдают или «теряют душу» ради Евангелия, то отдают ее в руки Божии, прежде чем отдать ее в руки мучителей. Свидетельство означает общение и с Богом, и с людьми». Доклад архиепископа Иова (Геча) был посвящен роли и месту Константинопольского Патриархата в христианской семье: «Свидетельство и служение Вселенского Патриархата». Представив детальную картину подготовки и проведения Всеправославного Собора, архиепископ Иов закончил свое выступление размышлением об экуменизме покаяния. «Экуменизм покаяния. Готовы ли мы к этому? Насколько далеко мы готовы идти по этому пути? Нужно иметь в виду, что без покаяния невозможен диалог. Диалог как открытость другим, как служение, как обмен, как понимание своих слабостей возможен только в доверии друг к другу. Нет синодальности (соборности) без первенства, первенство теряет смысл вне соборности. Собрание без президента – это толпа.

http://bogoslov.ru/article/5083756

Истолковывая слова «дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвой обещал ей дать, чего она ни попросит» , блаженный Феофилакт Болгарский пишет с сарказмом: «Смотри, какое бесстыдство – пляшет дщерь царева. И чем искуснее пляшет, тем хуже! Да, стыдно царевне делать что-либо непристойное, и еще со злой хитростью! Смотри также, какое безрассудство у Ирода – он поклялся дать плясавшей все, чего бы ни попросила! Но дал ли бы ты ей, безумный, если бы она попросила у тебя твоей головы?» Праздность, братия и сестры, опасное явление. Сказано: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» ( Еккл.11:9 ). Застолья, веселье, отягощение пьянством погубили, нанесли вред очень многим людям. Сказано: «…каждый день пиршествовал блистательно» ( Лк.16:19 ) – каждый день пиршествовал блистательно евангельский богач, оказавшийся потом в адском пламени. Именно о любителях застолий сказано в Писании: «Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые» ( Иуд.1:12 ). О Патриархе Константинопольском, святителе Филарете Милостивом, известно, что, когда он стал Патриархом, то, опасаясь именно праздничных трапез, когда усердие подхалимов и лизоблюдов резко обостряется, он повелел, чтобы ему начали делать гроб. И чтобы гробовщик делал гроб для него медленно. И в каждый большой церковный праздник приходил бы в трапезную Патриарха и громко объявлял ему: «Патриарх! Твой гроб еще не готов, но он делается!» Подобное напоминание о смерти благотворно сказалось на жизни Константинопольского Патриарха Филарета Милостивого, и он стал святым. Царь Ирод Антипа был таким праздным шалопаем, который хотел прожить всю свою жизнь за роскошным праздничным столом, пиршествуя блистательно. Он же и оказался заложником своего сладострастия, когда обещал беспутной девице, чего она только ни попросит!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Исторические судьбы Запада и Востока складывались очень по–разному. Запад приобретал, вовлекал в Церковь новые варварские народы, приходящие с севера. А христианский Восток, наоборот, терял земли под натиском Ислама. Правда, в 988 г. он получил значительное приобретение: совершилось крещение Руси. Сначала Русь была митрополией Константинопольского Патриархата, потом, в 1448 году, стала Автокефальной, то есть самоуправляющейся. Но все равно, Восток много претерпевал и от арабов, и от турок, и от монголов, все четыре восточных патриархата умалялись. А по мере успехов на западе, возрастало и мнение о себе Римского епископа. Помимо объективных успехов, создавалось и далеко не всегда добросовестное религиозно–историческое обоснование его претензий на особое положение в Церкви. Но как мы видим на примере Авеля и Каина, а также на примере Израильского и Иудейского царств, фактор внешней победы и фактор большинства – еще не являются критерием истины. И, может быть, то, что все православные народы впоследствии оказались кто под турецким, а кто под большевистским гнетом, является признаком особой заботы Господа, чтобы воспитать нас в смирении. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр. 12:6–8 ). Вообще все вызовы, бросаемые Православию, в конечном итоге идут ему же на пользу: заставляют думать, анализировать, формулировать то, что еще недостаточно продумано и сформулировано; заставляют терпеливо относиться к собеседнику; заставляют порой увидеть и у противников нечто доброе, и внимательнее относиться к своей жизни и к своим речам. Гонения, которые периодически постигают Церковь , способствуют чистке ее рядов. Когда тебе предлагают выбор: жизнь без Христа, или смерть со Христом, тут–то и выясняется, насколько ты христианин. Как при встряхивании одеяла – все случайно приставшее отлетает, и остается только органическая основа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Итак, взят от Земли и земной «Держай», т. е. Царь-Помазанник, удерживавший «отступление». После отступления Ангела Российской Церкви от Имени Божия ( Откр. 13:6–7 ) и после взятия от Земли земного «удерживающего» налицо явилось полное отступление от искупившего мир Владыки Господа нашего Иисуса Христа: (хула на Имя – Слово Божие) и тайное отступление духовенства («тайна беззакония» – ибо кто из имяборческого духовенства может вообразить, что, приняв имяборчество Синода, он отступил от Бога?), и явное отступление народа в безбожие... Имяборчество – исполнение Апокалипсиса 1913-й год для России стал роковым. Сравним с ним Откр. 19:13 , где сказано: «Имя Ему – Слово Божие»; (не правда ли, знаменательное совпадение цифр: апокалиптического предзнаменования, и даты его исполнения?!). Это то Слово, которое было в начале у Бога ( Ин. 1:1 ) и которое стало плотию ( Ин. 1:12 ). Это Имя – СЛОВО – Иисус, которое было похулено Ангелом Церкви Российской, послужило испытанием Вселенной. Почему Вселенной? А потому, что два Вселенских Патриарха Константинопольских в 1912–1913 гг. поддержали имяборческое учение Российского Синода об Имени Господнем и осудили православное почитание имяславцами Имени Божия. Святейший Иерусалимский Патриарх Дамиан отверг имяборчество и поддержал имяславие, о чём имеется архивный рукописный документ 1172 . С 1913 по 1917 годы дана была от Бога возможность и Ангелу Церкви Российской, и Ангелу Церкви Константинопольской, т. е. и Святейшему Синоду, и греческому Патриарху Константинопольскому, покаяться: «И Ангелу (...) Церкви напиши: вспомни, что ты принял и слышал (т. е. в Таинстве крещения принял Благодать Святаго Духа, подтверждением чего служат произносимые священником слова: Крестился еси, просветился еси, омылся еси, оправдался еси. Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ), храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя... «Ты носишь имя, будто жив (т. е. оживотворён, облагодатствован в крещении Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего), но ты мёртв». «Впрочем, у тебя... есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны» (т. е. не потеряли Благодать Святого Крещения похудением Имени Господня. Белые одежды, одеваемые на крещаемых символизируют именно Благодать крещения. Благодать Святаго Духа). «Побеждающий (не преклонивший своей главы перед богохульными Грамотами Российского Синода и Конст. Патриарха, в которых похулено Имя Божие), облечётся в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» 1173 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Ни в одном из Уставов Поместных Церквей нет положения об обращении к Константинополю как к конечной инстанции в спорах Из-за недостатка аргументации патриарх Варфоломей вынужден ссылаться на современных авторов, разделяющих папистскую идеологию Фанара: «Достойно упоминания мнение канониста Миодрага Петровича о том, что " лишь архиепископ Константинополя имеет привилегию судить и разрешать конфликтные ситуации среди епископов, духовенства и митрополитов других патриархов " » . Благосклонным цитированием данного рассуждения патриарх Варфоломей демонстрирует свои притязания на право суда не только над подчиненным себе епископатом, но и над всеми православными иерархами во всем мире, включая Патриархов Поместных Церквей, ставит себя выше их, судьей над ними. Принцип «первый среди равных» Православных Патриархатов отвержен. В Уставе Русской Православной Церкви, как и в Уставах других Поместных Церквей, четко прописано, что патриарх подлежит суду своей Церкви . Ни в одном из Уставов Поместных Церквей нет положения о судебных обращениях к КП как к конечной инстанции церковных споров. При этом удивительно точно слова патриарха Варфоломея созвучны уже процитированной папистской доктрине католиков: «Петр и его преемники имеют право свободно произносить суд о всякой Церкви, и никто отнюдь не должен возмущать или колебать их состояния; ибо высшая кафедра ни от кого не судится (summa sedes а nemine judicatur)» . Далее, в такой же декларативной и безапелляционной манере Константинопольский патриарх продолжил: «Вселенский Патриархат несет ответственность за решение вопросов в церковном и каноническом порядке, поскольку он единственный имеет каноническую привилегию выполнять этот высокий долг» . Никто никогда не возлагал на КП эту ответственность и тем более не предоставлял ему такую «каноническую привилегию». Эти притязания абсолютно голословные, ничем не подкреплены и входят в прямое противоречие с евангельским учением: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15-17). Где в этих словах Спасителя место для Константинопольского патриарха и его окружения? Перед нами прямое свидетельство узурпации церковной власти, которая принадлежит исключительно церковным Соборам.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/23/k...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010