Синод УПЦ: «Экзархи» Константинополя должны покинуть каноническую территорию Украинской Церкви 25 сентября, 2018. Новостная служба Епископату УПЦ утверждено приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата 25 сентября. ПРАВМИР. Синод УПЦ постановил, что «экзархи» Константинопольского Патриархата архиепископ Памфилийський Даниил и епископ Эдмонтонский Иларион должны покинуть каноническую территорию Украинской Православной Церкви. Участники Синода пришли к мнению, что «их деятельность является антиканонической и нарушает межконфессиональный мир в Украине», сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.   Назначение «экзархов» в УПЦ назвали «грубым вмешательством во внутренние дела Украинской Православной Церкви и нарушением ее канонической территории». Синод УПЦ призвал Патриарха Константинопольского Варфоломея «прекратить вмешательство во внутренние дела Украинской Православной Церкви и не нарушать ее канонической территории». ««Экзархи» Константинопольского Патриархата архиепископ Памфилийский Даниил и епископ Эдмонтонский Иларион должны покинуть каноническую территорию Украинской Православной Церкви», — говорится в решении Синода. Епископату Украинской Православной Церкви утверждено приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата. Члены Священного Синода призвали клир, монашествующих и верующих Украинской Православной Церкви «усилить свои молитвы за сохранение единства Святого Православия». Константинопольский Патриархат высказался о намерении в одностороннем порядке предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине.  7 сентября было опубликовано коммюнике Генерального секретариата Священного Синода Константинопольского Патриархата, в котором сообщалось о  назначении  двух иерархов Константинопольской Церкви — архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) — «экзархами» Константинопольского Патриархата в Киеве. Священный Синод Русской Православной Церкви выразил  решительный протест  против данных действий Константинопольского Патриархата, заявив, что «данное решение принято без согласования с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной Поместной Церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой Поместной Церкви». Позже Священный Синод  РПЦ принял решение о  приостановлении сослужения  с иерархами Константинопольского Патриархата.

http://pravmir.ru/sinod-upts-ekzarhi-kon...

Новости Избран соправитель Константинопольского патриарха Армянской Церкви 05.07.2010 11:48 Ереван, 5 июля, Благовест-инфо. В Стамбуле состоялись выборы викария Константинопольского патриарха Армянской Апостольской Церкви. Духовный Совет патриархата большинством голосов 25 из 26 избрал на пост де-факто патриарха главу управления Церковным советом архиепископа Арама Атешяна, сообщает выходящая в Турции армянская газета «HayTert» .  Выборы " со-патриарха " при жизни патриарха Месропа Мутафяна (по состоянию здоровья отстраненного от своих обязанностей) в Турции беспрецедентны, поскольку местные законы запрещают это. Должность первоиерарха ААЦ в Константинополе с 1998 года занимал Месроп Мутафян. Однако после перенесенных операций и нескольких попыток покушения, осуществленных членами террористической организации «Эргенекон», здоровье 53-летнего патриарха ухудшилось, а впоследствии врачи диагностировали у него неизлечимую амнезию. На протяжение нескольких лет армянская община Турции добивалась разрешения выбрать себе нового духовного главу, одновременно выполняющего обязанности и светского лидера. С 2004 года правительство Турции не давало разрешения армянской общине (глава национальной общины по турецким законам должен одновременно быть духовным главой) назначить выборы нового патриарха или хотя бы его соправителя. Одной из причин затянутых выборов со-патриарха, которые должны были пройти 12 мая текущего года, стали и внутриобщинные раздоры светских армян и служителей Церкви, а также отказ турецких властей назначить конкретную дату выборов. Однако 29 июня губернатор Стамбула наконец дал разрешение на проведение выборов викария Константинопольского патриархата.  По данным «HayTert» в выборах принимали участие только двое кандидатов на этот пост – архиепископ Арам Атешян и замещавший Патриарха вместе с Атешяном архиепископ Шаган Свачян. Однако Свачян ввиду своего преклонного возраста дал самоотвод. Ни армянские (выходящие в Турции) ни турецкие СМИ не затрагивают вопрос об отводе кандидатур, ранее выдвигавшихся Армянской Апостольской Церковью. Говорится лишь, что губернатор Стамбула воспользовался своим правом назначать кандидата на выборы главы религиозного меньшинства. В Турции юридическими правами и общественными привилегиями могут пользоваться не национальные, а религиозные общины.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В США разработан план давления на Турцию с целью обеспечения интересов Константинопольского Патриархата HTML-koд для вставки на сайт или в блог: В США разработан план давления на Турцию с целью обеспечения интересов Константинопольского Патриархата Лидеры ордена Святого Андрея, объединяющего 700 архонтов Константинопольского Патриархата в Америке и принявшего неделю назад в свои ряды Михаила Горбачева, провели на днях " стратегическое совещание " в столице США с влиятельными политиками страны. Вашингтон 1 ноября 2005 г. Лидеры ордена Святого Андрея, объединяющего 700 архонтов Константинопольского Патриархата в Америке и принявшего неделю назад в свои ряды Михаила Горбачева, провели на днях " стратегическое совещание " в столице США с влиятельными политиками страны. В центре внимания было " стратегическое планирование " усилий по обеспечению свободы деятельности Константинопольского Патриархата в Стамбуле, сообщает сайт " Hellenic News of America " . Собеседниками руководства архонтов во главе с национальным командором Энтони Лимберакисом были председатель комитета по международным связям Конгресса США Генри Хайд, замминистра обороны Эрик Эдельман, замгоссекретаря Карен Хьюз, а также помощники Кондолизы Райс Дина Пауэлл и Мэтт Брайза, неоднократно посещавшие Патриарха Варфоломея в последние месяцы. В сообщении подчеркивается, что участие Э. Эдельмана (в прошлом - посла США в Анкаре) было особенно важным ввиду его связей с турецкими военными. Заслугой конгрессмена Г.Хайда является проведение в палате представителей резолюции о необходимости давления на Турцию с целью обеспечения интересов Константинопольского Патриархата. Резолюция, принятая ранее в этом году, в настоящее время находится на утверждении в сенате США. Результатом встречи стало согласование дальнейших действий США, направленных на " обеспечение религиозной свободы для Константинопольского Патриархата " , говорится в сообщении. Время совещания практически совпало с акцией протеста турецких националистов, которые провели пикетирование здания Патриархии в Стамбуле и объявили начало сбора подписей за выдворение Патриарха Варфоломея из страны. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Календарь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 ЦНЦ «Православная энциклопедия» публикует новые комментарии к историко-каноническим исследованиям Константинопольского Патриархата по украинской проблеме МОСКВА. 7 сентября 2018 г. в истории Православной Церкви произошло событие, по всей видимости, исторического масштаба: Константинопольский Патриархат решил направить на Украину двух экзархов, демонстративно не согласовав это действие ни с главой единственной канонической православной Церкви в стране — митрополитом Киевским и всея Украины, ни с Патриархом Московским и всея Руси, которому этот митрополит канонически подчинён. Таким образом, Константинопольский Патриарх присвоил себе право не просто вмешиваться в жизнь Православной Церкви Украины, но и определять её судьбу самостоятельно, без каких-либо консультаций с каноническим священноначалием этой Церкви. Подчеркнём, что никаких актов о признании Киевского митрополита и его Патриарха неканоническими, что теоретически могло бы оправдать подобное вмешательство, не издавалось. Иными словами, произошла попытка узурпации власти на территории братской Поместной автокефальной Церкви. Вообще говоря, о якобы имеющихся у Константинопольского Патриарха полномочиях узурпировать власть фактически в любой области православного мира Патриарх Варфоломей, прикрываясь словами об «осуществлении пророческого служения», недвусмысленно заявил 1 сентября 2018 г. в своем выступлении на «Синаксисе иерархии Вселенского престола». В целом, позиция Патриарха Варфоломея по вопросу о правах Константинопольского престола очень напоминает позицию печально известного Патриарха Мелетия (Метаксакиса). Безусловно, с содержательной точки зрения именно этот вопрос — о правах и полномочиях Предстоятелей Поместных Церквей, и прежде всего, Константинопольской — является ключевым и требует наиболее тщательного разбора. Однако в формулировке своей позиции по украинским церковным делам Константинопольский Патриарх решил опереться не только на действительные или мнимые (а вернее всего, мнимые, выдаваемые за действительные) преимущества Константинопольского престола, но и на некие исторические факты. Исследовать эти факты, как заявил Патриарх Варфоломей, было поручено епископу Христупольскому Макарию (Гриниезакису), викарию Таллинской митрополии, клирику Эстонской апостольской Православной Церкви в составе Константинопольского Патриархата. Его сообщение стало основным источником исторических сведений, использованных Константинопольским престолом при принятии столь ответственного решения о вмешательстве в церковные дела Украины.

http://sedmitza.ru/text/8416423.html

Глава II. Иерархия и церковное управление § 10. Права, власть и важное значение Константинопольского патриарха В положении Константинопольского патриарха при турецком владычестве произошла существенная перемена. Турки, следуя общим всему Востоку теократическим воззрениям, не полагали разделения между властями духовной и гражданской (почему и султан является у них сколько духовным, столько же и гражданским владыкой). Свои теократические воззрения они перенесли и на патриарха Константинопольского: если он был духовным главой христиан, то вместе с тем должен был быть, по их воззрению, и гражданским главою их. Турецкое правительство так, действительно, и поставило патриарха; признав за ним права и власть, принадлежавшие ему как верховному начальнику христиан в церковных делах, оно сделало его и гражданским начальником их, главою нации, и для этого облекло его соответствующими правами и властью. К предоставлению патриарху гражданской власти побуждало турецкое правительство еще и то обстоятельство, что для него было гораздо удобнее управлять многочисленным христианским населением чрез самих же христиан, то есть при посредстве патриарха и подчиненного ему духовенства. Таким образом при турецком правительстве Константинопольский патриарх явился с двойными правами и властью – церковными и гражданскими. И те и другие права перечисляются в султанских бератах, выдаваемых каждому вновь назначаемому патриарху. Права и власть Константинопольского патриарха в церковном отношении остались в сущности теми же, какими он пользовался и при византийских императорах. Он есть верховный духовный начальник всех православных христиан Константинопольского патриархата 301 . Служение его пожизненное, так что он по избрании Синодом и утверждении в сане турецким правительством, собственно, не может быть свергнут с престола. Причинами низло­жения могут служить только оскорбление им царского величества, отступление от догматов веры и беспорядочное управление. Как верховный духовный начальник патриарх управляет чрез подчиненные ему лица и учреждения всеми церквами и монастырями патриархата, избирает и поставляет по своей воле митрополитов и епископов, вследствие чего турецкое правительство должно давать утвердительные бераты епископам только по предложению патриарха; следит за поведением митрополитов, епископов и всего клира; производит суд над всеми духовными лицами, начиная с митрополитов, епископов и кончая низшими клириками; подвергает виновных духовных лиц наказаниям по церковным правилам и в известных случаях лишает их степеней; при этом турецкое правительство, в случае жалоб на митрополитов и епископов, может арестовывать их и подвергать суду только с согласия патриарха и при участии его чиновников; патриарху же принадлежит высший церковный суд и над мирянами, так что он может отлучать их и лишать церковного погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Турецкое правительство объявляет константинопольского патриарха верховной главой всех православных христиан в пределах своей империи 478 . Постепенно возвышавшийся в силу всех указанных обстоятельств, константинопольский патриарх естественно мог и действительно оказывал большое влияние на церковные дела Востока. Историки говорят, что после разделения церквей константинопольский патриарх в церковном отношении на Востоке был иногда почти тем же, чем являлся папа на Западе 479 . Константинопольский патриарх иногда назначал патриархов на другие восточные кафедры, низлагал их и давал общеобязательные нормы для всего Востока 480 . Но такое положение константинопольского патриарха не было положением его по праву 481 . Правовое сознание не усвояло константинопольскому патриарху главенства на всём Востоке, не подчиняло ему прочих патриархов. Правда, церковно-правовое сознание несколько выделяло константинопольского патриарха. Но этим выделением оно, однако, не нарушало равенства между всеми восточными патриархами и независимости одного от другого. Более или менее важные преимущества, усваиваемые константинопольскому патриарху правовым сознанием описываемого периода времени, таковы. Правовое сознание выделяло константинопольского патриарха, во-первых, тем, что предоставляло ему первенство чести в ряду патриархов Востока 482 . С первенством чести константинопольского патриарха естественно должно было соединяться и предоставление ему преимущественной инициативы в деле возбуждения и решения вопросов, имевших значение для всей восточной церкви. История свидетельствует, что инициатива решения важнейших дел восточной церкви по большей части исходит именно от патриарха константинопольского. Так, по преимуществу, к константинопольскому патриархам обращаются папы и представители других исповеданий, и при кафедре его обыкновенно созывались общевосточные соборы. Далее, за константинопольским патриархом признавался титул «вселенского». Но этот титул не говорит, однако, о том, чтобы константинопольскому патриарху усвоялась власть над вселенской церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

2. Ответное слово Святейшего Вселенского Патриарха Димитрия I 19 августа 1987г. – 1987, 12, 12. 3. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на праздничной трапезе в Патриарших покоях Троице-Сергиевой Лавры 19 августа 1987г. – 1987, 12, 13. 4. Ответное слово Святейшего Вселенского Патриарха Димитрия I 19 августа 1987г. – 1987, 12, 14. 5. Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в честь Святейшего Вселенского Патриарха Димитрия I 21 августа 1987г. – 1987, 12, 15. 6. Ответная речь Святейшего Вселенского Патриарха Димитрия I 21 августа 1987г. – 1987, 12, 17. 7. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на заключительном приеме в резиденции Его Святейшества 29 августа 1987г. – 1987, 12, 18. 8. Ответное слово Святейшего Вселенского Патриарха Димитрия I 29 августа 1987 г. – 1987, 12, 18. 491. СОВМЕСТНОЕ коммюнике Вселенского Патриарха Димитрия I и Патриарха Московского Пимена. – 1987, 12, 19. 492. ПИСЬМО Святейшего Патриарха Димитрия I Святейшему Патриарху Пимену. (Благодарит за прием во время визита). – 1987, 12, 22. 493. КЫРРЕЖЕВ А. Православный центр Константинопольского Патриархата в Шамбези. – 1987, 12, 54. 494. ПЛАТОН, проф. архим. III Международная конференция православных богословских школ. – 1988, 1, 52. 495. КЫРРЕЖЕВ А. С визитами мира и любви. – 1988, 5, 51. 496. ЕГО ЖЕ. Празднование 1000-летия Крещения Руси в Константинопольском Патриархате. – 1988, 12, 53. 497. ЕГО ЖЕ. Семинар в Шамбези, посвященный 1000-летию Крещения Руси. – 1989, 6, 46. 498. СКУРАТ К. , проф. Константинопольский Патриархат и проблема диаспоры. – 1989, 9, 60;10, 45. 499. ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ телеграмма (с 25– летием епископской хиротонии) Святейшего Патриарха Пимена Святейшему Патриарху Константинопольскому Димитрию I. – 1989, 11, 2. 500. ПИМЕН, патр. Приветственная телеграмма Патриарху Константинопольскому Димитрию I. (Поздравление с днем тезоименитства). – 1990, 2, 3. 501. СКОБЕЙ Г. Митрополит Халкидонский Мелитон. (Некролог). – 1990, 7, 60. 502. ДИМИТРИЙ I, патр. Соболезнование в связи с кончиной Святейшего Патриарха Пимена. – 1990, 8, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Послание Святейшего Патриарха Тихона о каноническом осуждении, запрещении в священнослужении и предании церковному суду главных деятелей обновленческого раскола Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о пересмотре дела бывшего архиепископа Владимира [Путяты] 29.04(12.05).1924. «Поручение», данное Святейшим Патриархом Тихоном обновленческому «епископу» Николаю [Соловью], отбывающему за границу Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на покаянном заявлении лидера «Живой Церкви» протопресвитера В. Д. Красницкого позднее 08(21).05.1924. Послание Святейшего Патриарха Тихона по поводу организации административных органов Высшего Церковного Управления и Епархиальных Советов на местах Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об образовании высших органов церковного управления: Священного Синода и Высшего Церковного Совета – со включением в состав последнего протопресвитера В. Д. Красницкого и др. 13(26).05.1924. 346. Указ Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о назначении Преосвященного Мензелинского, викария Уфимской епархии, Иринея [Шульмина] епископом Малмыжским, викарием Сарапульской епархии 244. Послание Святейшего Патриарха Тихона митрополиту Варшавскому Дионисию [Валединскому] по вопросу об «автокефалии» Православной церкви в Польше 438. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на покаянном прошении причтов и представителей приходов гомельских городских церквей Заявление Святейшего Патриарха Тихона членам делегации астраханских мирян в связи с подачей последними жалобы во ВЦИК об отобрании местными административными властями православных храмов Ответное послание Святейшего Патриарха Тихона Константинопольскому Патриарху Григорию 7 по вопросу о внутрицерковных делах в России 410. Распоряжение Святейшего Патриарха Тихона о прекращении работы Патриаршего Священного Синода ввиду отсутствия гражданской регистрации этого органа церковного управления 523. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона о прекращении организации при нем Высшего Церковного Управления, положенная на адресе Елисаветградского духовенства «Беседа с Тихоном» («К примирению Тихона с Красницким») 1924.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Архив Пн «Признавая полноту исключительной компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви…» 11 августа 2021 г. 12:15 Статья протодиакона Константина Марковича, преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии , члена Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви . I В Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви от 15 октября 2018 года (далее — Заявление Священного Синода) приводится цитата из текста письма Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея от 26 августа 1992 года, направленного Святейшему Патриарху Алексию в ответ на предоставленную информацию о судебном деянии Архиерейского Собора Московского Патриархата от 11 июня 1992 года о низложении митрополита Киевского Филарета (Денисенко). Оригинал письма хранится в архиве Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и является важным доказательством канонически-правовой несостоятельности деяния Священного Синода Константинопольского Патриархата от 11 октября 2018 года о принятии в общение низложенного и преданного анафеме бывшего митрополита Филарета (Денисенко) и признании канонической действительности «рукоположений», совершенных им и его последователями, пребывавшими в упраздненном «Киевском патриархате». Патриарх Варфоломей неоднократно заявлял, что важнейшей задачей его служения является защита первенства Константинопольского патриаршего трона среди иных Предстоятелей Православных Поместных Церквей и связанных с этим первенством уникальных привилегий Константинопольского Патриархата. Под этим понятием подразумевается право вмешательства и разрешения вероучительных и канонических нестроений, возникающих в иных Поместных Православных Церквах, единоличное право предоставления автокефального статуса новообразованным Поместным Церквам. Кроме того, по мнению Константинопольской Патриархии, только она имеет право организации и управления православными общинами в «диаспоре» — то есть в тех странах, которые не входят в пространство установленной канонической ответственности иных Поместных Церквей. Прямой юрисдикции Константинопольской Патриархии, согласно этому мнению, должен принадлежать весь мир за исключением ограниченного ряда стран, на которые простирается юрисдикция иных Поместных Православных Церквей. Однако и на них распространяется юрисдикция суда Константинопольского Патриархата, поскольку ему принадлежит «судебная власть во всей Церкви (δικαιωματα δικαστικ ν τη καθλου Московский Патриархат оспаривает эту теорию и считает привилегии Константинопольского Патриарха «несуществующими». «Эти претензии в том виде, в каком они ныне Константинопольским Патриархом осуществляются, никогда не имели поддержки полноты Православной Церкви» (Заявление Священного Синода).

http://patriarchia.ru/db/text/5834780.ht...

Тем не менее, в последнее время в литературе наметилась тенденция придавать документам 1686 г. едва ли не определяющее значение. В частности, указывается, что содержащееся в этих документах выражение χ δειαν… χειροτονεν в отношении права Московского патриарха рукополагать Киевского митрополита якобы означает не «имеет власть хиротонисать», а «имеет дозволение/уполномочен (sur autorisation) хиротонисать», и что обязательство Киевского митрополита воспринимать Московского патриарха ς γροντος κα προεσττος, «как старшего и предстоятеля», якобы в действительности означает «его признание в качестве духовного отца» и не более того. Подобные выводы представляют собой всего лишь попытку выдать желаемое за действительное. Так, согласно словарю Э. Криараса, наиболее авторитетному словарю греческого языка византийского и поствизантийского периодов, первые – т. е. основные – значения у слова δεια – следующие: 1) ελευθερα να κνει κανες, 2) απλυτη ελευθερα, т. е. «свобода делать что-либо», «полная свобода (действий)», а отнюдь не выданная кем-то вышестоящим «авторизация». В свою очередь, термин προεστς (προεστς), согласно тому же словарю, означает «начальника» в самом широком смысле слова; а главное, можно указать на примеры использования этого слова в качестве синонима термина «патриарх». Никаких ограничений власти Московского патриарха рукополагать Киевского митрополита или дозволений Киевскому митрополиту относиться к Московскому патриарху «просто как к духовному отцу» документы 1686 г. в действительности не содержат. Киевский митрополит полностью и безоговорочно подчиняется ка нонической власти Московского патриарха. Нет в этих документах и утверждений о том, что Киевский митрополит якобы сохраняет за собой статус «экзарха Константинопольского патриарха» в отношении Малороссии. Выражение «экзарх» в отношении Киевского митрополита встречается в двух второстепенных документах июня 1686 г. – патриарших посланиях духовенству и верным Киевской митрополии, а также им же вместе с гетманом. Адресатам этих посланий предписывается не выходить из послушания митрополиту Гедеону, который назван «митрополитом Киевским… и экзархом всея России». Выражение «экзарх всея России» можно понимать двояко – либо как претензии Константинопольского патриарха на всю Русь, что шло бы вразрез с решениями Великого Константинопольского собора 1593 г. и нарушало бы целый ряд священных канонов, либо как синоним перехода митрополита Киевского под власть патриарха всея Руси – по аналогии с тем, как в предшествующую эпоху тот же митрополит мог называться «экзархом Константинопольского патриарха». Очевидно, что приемлемым толкованием является именно второе: митрополит Киевский признается экзархом [патриарха] всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010